Культурно-рекреационная деятельность. Конспект занятия по внеурочной деятельности «Литературная ступенька» (Досугово-развлекательная деятельность) Спортивно - оздоровительная деятельность

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в современных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесообразно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках.

Информационно-просветительная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные средства, умелое использование которых помогает посетителям данного учреждения проникнуть в суть проблемы.

Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные интересы в знаниях. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

Термин “художественно-публицистическая деятельность” произошел от широко используемого в научной литературе термина “художественно-массовая работа”. Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в организации которой соединялись средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определась формами художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях.

В современных условиях художественно-массовую работу следует называть “художественно-публицистическая деятельность”. Она отличается от информационно-просветительной тем, что в основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она деятельность позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры?

Перед информационно-просветительным типом деятельности стоит задача удовлетворения потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имеющимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью.

Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции.

В методике информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непосредственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты.

Широкое использование в устном выступлении приемов ораторского искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - более оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала.

Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах железнодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с проблематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительской деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира.

Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.

Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности - непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры.

Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности информации является ее достоверность. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. Поэтому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения.

Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающего информационно-просветительной деятельностью является документальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.

Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический документ получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, наверное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра.

Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документа в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры.

Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мнении. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории.

Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирование подлинной информационно-просветительной деятельности.

Итак, методика информационно-просветительной деятельности учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Методика художественно-публицистической деятельности учреждений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наиболее сильным воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.

Методика художественно-публицистической деятельности сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику:

Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;

Конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы;

В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их разнообразие значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала.

Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства, или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ.

Необходимо помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходимость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминации и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.

В сценарии программы - подробной литературной разработке его содержания - излагаются мельчайшие детали будущего действия, создается модель программы. В сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контрастности и связанности.

Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.

Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.

Режиссура художественно-публицистических программ дело коллективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и создает условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хореографа и др.

Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он как правило совместно с иллюстрированием и игрой.

При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно- публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу. Уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с корректировкой сценария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.

Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, которая составляется после утверждения плана. В режиссерский план постановки входят: монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.

Как видим, методика художественно-публицистической деятельности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - восприятие - представление - воображение - переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.

Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятельности все еще остается низким.

Отдых и развлечение - это период воспроизводства рабочей силы, а значит, от того, как человек использует эти часы зависит его последующая деятельность.

Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры требует высокого уровня профессионального мастерства специалистов, их фантазии и выдумки, оригинальных решений.

Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвоили разницу в понятиях "отдых" и "развлечения". В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Отсюда, развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых - значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдается общесемейному проведению досуга. Пока большинство людей предпочитают пассивные формы отдыха - просмотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д. Значительно сократилась роль книг, газет, лекций. Сужение круга интересов можно объяснить расширением объема деловых связей, большой занятостью домашними делами, повышением значимости общесемейных форм досуга. Примерно 68% людей не находят для себя полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растратить свое свободное время впустую, а порой и во вред своему здоровью.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки на - физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания - на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Игра выступает в двух ипостасях - как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих.

Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальную значимость события, вовлечь максимальное число людей в единое праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подготовке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреждениях культуры создаются специальные условия: молодежные гостиные с уютными кафе, читальным залом, кинолекционным залом, зимним садом, зеленой гостиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выставочным залами, игровыми залами. Происходит формирование нового стиля сферы развлечений на основе новой техники и технологий. Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас формы отдыха и развлечений.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие “методика культурно-досуговой деятельности”.

2. Почему методика культурно-досуговой деятельности является творческим процессом?

3. Классификация методик в культурно-досуговой деятельности?

4. Типовые методики культурно-досуговой деятельности. Их специфика?

1. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989 .

2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. - М., 1994.

3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М.: Просвещение, 1989.

4. Организация и методика художественно-массовой работи. / Под ред. Генкина Д.М. - М.: Просвещение, 1987.

5. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГИК, 1991.

Развлечение - это такой вид человеческой деятельности, который характеризуется несерьезным легким отношением к осуществленной деятельности в целях повышения настроения, отвлечения, увлечения, отдыха, восстановления сил.

В качестве развлекательной деятельности может выступать любой вид человеческой деятельности. Развлекательная деятельность очень важна, так как она выполняет восстановительную функцию.

Основным критерием в определении является ли эта деятельность развлекательной или нет, выступает отношения человека к этой деятельности. Если индивид занимается какой-либо деятельностью не вдумчиво, поверхностно. В целях повышения своего настроения, отдыха, то данная деятельность может быть отнесена к развлекательной.

Основные виды развлекательной деятельности:

Игры, танцы;

Просмотр кино и видеофильмов;

Чтение книг и журналов;

Легкое общение;

Анимации;

Дни смеха.

Развлекательные мероприятия так же принято называть дивертисментом.

Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

Психологические факторы эффективности социально-культурного воздействия в развлекательных мероприятиях определяется:

  • Набором производственных операций (разножанровостью номеров программы) ;
  • Применением разнообразных выразительных художественных приемов;
  • Оптимальным использованием путей воздействия на зрителя (участника);
  • Через эмоционально-чувствительную сферу его психики;
  • Наличием развлекательных действий (их количеством среди номеров культурной программы или самим фактом проведения развлекательного мероприятия) .

В числе отличительных характере развлечений можно провести следующее:

  • Непродолжительность по времени (от 3-5 до 15-20 минут)
  • Поверхностное, невдумчивое участие
  • Отсутствие состязательности и соревновательности.
  • Позитивно-эмоциональный эффект от участия зрителей (участников) в развлекательных мероприятий

Таким образом, культурно-развлекательные технологии это такие технологии социально-культурной деятельности, сущностное содержание которое реализуется в организации и подготовки социально-культурных мероприятий в целях увеселения, поднятия настроения, отдыха или восстановления сил человека.

  1. История Развития культурно-развлекательной деятельности.
    1. Зарождение игровых программ.

    Феномен игры возник еще на заре человеческой истории. О том, какое место занимала игра в жизни первобытного человека, можно лишь предполагать, основываясь на археологических данных или описаниях, содержащихся в трактатах древних мыслителей. Однако даже на гипотетическом уровне представляется, что у первобытного человека игра являлась тем привлекательным моментом жизни, который делал ее радостнее и романтичнее. Ритуальные танцы, разыгрывание сюжетов предстоящей охоты и др. - все находило отражение в игровых действиях первобытного человека.

    Известно, какое значение придавалось игре в Древней Греции и Древнем Риме. Зрелищные массовые игры являлись неотъемлемой частью политической и культурной жизни населения, составляли основное содержание праздничного досуга. Далее, игра, пройдя сквозь эпоху Средневековья - период яростного запрещения всяких игр, позже Возрождения и последующих эпох стала неотъемлемой частью жизни, отдыха и развлечений человека. Слоган - игре столько лет, сколько человечеству - только подтверждает социокультурное значение игры.

    Глубокое исследование феномена игры было осуществлено нидерландским ученым, историком культуры Й. Хейзингой (1872-1945). В его главном труде «Ноmо ludens» (Человек играющий) содержится обширный теоретический анализ игры как универсального явления культуры. Слово «универсальный» подчеркивается здесь не случайно, поскольку Хейзинга рассматривает игру как основу всех видов жизнедеятельности человека - труда, отдыха, развлечений, правосудия, искусства, науки, политики. Несмотря на то, что автор сам признает, в ряде случаев, дискуссионность своих суждений, многие его определения, характеристики игры заслуживают самого пристального внимания и изучения.

    Хейзинга исходит из концептуальной идеи, что вся «человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра» 91 . Аргументируя этот тезис, Хейзинга утверждает, что элемент состязательной игры содержит правосудие, представляющее собой поединок спорящих сторон. Облачение судей в мантии и парики только доказывает игровую сущность этой сферы деятельности человека.

    Далее, по мнению Хейзинги, «из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как сущность поэзии». Поэзия в своей первоначальной функции как фактор культуры рождается в игре и как игра. Связь поэзии с игрой касается не только внешних форм речи, так же полно проявляет себя в формах образного воплощения, в мотивах и способах их оформления и выражения. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так что каждый образ, играя, отвечает на какую-либо загадку. Как соперничество в разгадывании загадок порождает мудрость, так поэтическая игра рождает на свет прекрасное слово. И над тем, и над другим господствует система правил игры.

Основные сущностные свойства игры , по Хейзинге, сводятся к следующему. Игра есть свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, протекающее в определенных, рамках места, времени и смысла по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимого. Игровое действие сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку.

Игра - свободная деятельность в свободное время, не затронутая проблемой детерминизма, она есть украшение жизни, ее существенное дополнение, творящее духовную атмосферу, необходимая человеку и обществу вследствие заключенного в ней смысла, выразительной ценности, завязываемых ею духовных и социальных связей, как необходимая культурная функция, находящая свое место в сфере праздника и досуговой деятельности.

Игре свойственно такое внутреннее качество, как «этическое содержание», выражающееся в строгих правилах игры, устанавливаемых самими игроками. Нарушение правил разрушает «здание» игры. Она мгновенно теряет свой смысл (Я так не играю!). Игра обладает неким воображаемым пространством, в котором проходит игровое действо и в котором царит свой собственный порядок, и в этом смысле она разыгрывается как «спектакль», как «праздник» внутри реального обособленного игрового пространства.

Внутреннее качество игры - состязательность, которая выступает в открытой (зримой) и скрытой (незримой) формах. Дух соперничества присутствует почти в каждой игре.

Игра - явление многофункциональное. Ее функции - познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, психофизическая, гедонистическая, релаксационная говорят об универсальности игры, способности влиять на человека, охватывая все его духовные и физические грани жизнедеятельности. «Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением» .

В этой связи среди многочисленных функций игры следует особо выделить эстетическую функцию. Игра, в первую очередь, относится к категории прекрасного, поскольку в «хорошей» игре происходит становление и развитие лучших духовных и физических качеств человека, порой достигающих своего совершенства. Игра, в своей основе лишенная утилитарного содержания, вскрывает в человеке качества, присущие только человеку фантазию, воображение, творческое отношение к окружающей действительности.

Игра, в высшем своем проявлении, не создавая никаких материальных ценностей, обладает бесценным качеством творить духовный мир личности. Благодаря игровому началу, пронизывающему все человеческие отношения, могут существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, скульптура, поэзия, музыка - все искусство с его условными формами отражения мира вещей и чувствований.

    1. Зарождение танцевально-развлекательных программ

Прообраз социально-бытового танца возник еще в условиях первобытнообщинного строя как своеобразное художественное воспроизведение различных процессов жизнедеятельности первобытного человека - охоты, трудовых процессов, подражания повадкам птиц и зверей, стихийным проявлениям природы. Эти первые танцевально-пластические формы обладали определенным образным смыслом, выявляли состояние душевного мира первобытного человека. С развитием человеческой цивилизации у многих племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требовавшее массового действия - сбор плодов, начало охоты, военный поход и другие торжества.

В Древней Греции и Древнем Риме танец был частью культа, который исполнялся в честь почитаемых богов, позже стали развиваться военные, атлетические и другие танцевальные формы, постепенно обретавшие первые черты профессионального хореографического искусства, в которых греки видели способы совершенствования и облагораживания человека. Уже в те времена появилось такое явление, как танцевальная музыка, сопровождавшая разные виды танцев - дворцовые, церемониальные, театрализованные, храмовые.

Со временем выделяется танец, который становится массовым явлением, средством развлекательного досуга, частью праздничного и повседневного быта. Такой танец современные исследователи определяют как социальный танец, как «вид танца, который никогда не был связан с религией или обрядом, а служил развлечением.

Социальный или массовый танец изначально характеризовался динамичностью, непрерывным изменением и рождением новых форм, заразительной способностью не только распространяться в пределах одной этнической группы, в рамках одной национальной территории, но и пересекать любые границы других государств. Это явление объяснялось спецификой многих форм массового танца - простотой и доступностью танцевальных движений, что и способствовало его быстрой популяризации.

Так, например, зародившиеся во Франции в XV в. такие танцевальные формы, как фарандола, бранлъ, в скором времени танцевала вся Европа, сначала в народно-крестьянской среде, за тем на светских балах. Массовые танцы XVI-XVII вв., распространенные в европейских городах, отличались большим разнообразием. Среди них медленные, плавные танцы-шествия - павана, аллеманда, сарабанда, чакона; умеренно-скорые, скользящие - куранта, менуэт; быстрые с прыжками и подскоками -галъярда, бурре, гавот, жига. Имея изначально народное происхождение, в городской среде эти танцы претерпевали значительные изменения и, став частью придворных ритуалов, приобретали черты чопорной сдержанности.

Время функционирования того или иного вида массового танца может измеряться и десятилетиями, и целыми веками. Появление новых танцевальных форм не упраздняет предшествующих. В одних формах происходит трансформация ритмических рисунков, в других сохраняется первоначальная идентичность формы, благодаря чему массовая танцевальная культура прошлого представляет исторический раритет, непреходящую кулътур-но-зстетическую ценность. Это такие танцевальные формы, как менуэт, гавот, экосез, темпераментная мазурка, которые танцевали в Европе с конца XVII в. включительно до первой половины XIX в., торжественный и величественный полонез, возникший еще в конце XVII в. и просуществовавший до начала XX в. Одна из существенных характеристик этих танцев - их церемониальность, парадность и сложность композиционных перестроений, что, в свою очередь требовало предварительной подготовки, которой и занимались специальные учителя, обучавшие детей танцевальному искусству как одному из направлений вхождения их во взрослую жизнь.

Массовая танцевальная культура в течение многих веков подразделялась на два главных направления - народную и светскую.

Возникновение той или иной танцевальной формы и модного музыкального направления, возможно, не имеет прямолинейной зависимости, но, находясь в едином социокультурном пространстве, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на стиль и манеру танцевания, формируя ритмическую основу танцевальной формы. Так, например, новое музыкальное направление - джаз, возникший в конце XIX - начала

Рок-музыка, появившаяся в середине XX столетия, кардинально изменила массовую культуру в целом, став символом времени молодых поколении. По мнению исследователей, рок с самого начала был больше социальным явлением, чем музыкой, поскольку в нем нашел отражение извечный протест молодежи против «скуки, фальши и безысходности» общественной жизни, и рок-музыка в этом смысле предоставляла все условия для выражения своего «идеологического» отношения к этой жизни, порой бессознательного, но настойчивого утверждения своей самоценности, что, в свою очередь, еще больше увеличивало духовную пропасть между молодым поколением и старшим, воспринимавшим рок-музыку как антикультуру.

Краткое описание

Цель: изучить особенности технологии организации досуговой деятельности в различных типах культурно-досуговых программ.
Задачи:
Изучить исторические истоки и эволюцию развлечений в сфере досуга общества.
Выявить методические основы технологии подготовки и проведения игровых культурно-досуговых программ.
Исследовать особенности реализации культурно-развлекательных технологий при организации конкурсно-зрелищных программ.
Проанализировать технологические особенности организации и проведения танцевально-развлекательных программ.
Доказать эффективность реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Культурно-развлекательные технологии в социально-культурной деятельности.
Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности. Понятие и виды.
Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.
2. История Развития культурно-развлекательной деятельности.

2.1. Зарождение игровых программ.
Зарождение танцевально-развлекательных программ
Зарождение конкурсно-зрелищных программ
3. Анализ содержания и организации культурно-развлекательных технологий в современных условиях.
4. Перспективы развития культурно-развлекательных технологий в 21 веке.
Глава 2: Реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.
2.1. Организация игровых программ.
2.2. Организация Конкурсно-зрелищная программ.
2.3. Организация танцевально-развлекательных программ.
Заключение
Список Литературы

кафе библиотека развлечение индустрия

На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:

I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.

III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.

Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.

Динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия

Методика подготовки и проведения массовых форм В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности имеются четыре основных компонента методики: содержание; композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве. Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д.

К групповым формам культурно-досуговых программ относятся любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно отнести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукционы и т.д., что создает свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения. Следовательно, методика подготовки групповых форм культурно-досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непринужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффективности культурно-досуговой программы.

Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда, при воздействии на сознание личности необходим обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности.Методика индивидуального воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.

Профессиональное мастерство специалиста - менеджера - поставщика культурно - досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов , рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Для того чтобы создать культурно - досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа

Метод иллюстрирования

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме . Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Метод театрализации

Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Метод театрализации - это художественно - педагогический метод , являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно - досуговой программы в бифункциональную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная.

Метод театрализации наиболее органичен художественно - публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно - активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующий зрителям. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Метод игры

Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль , сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы .

Структурное подразделение
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).
Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала.
Службой чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Она возглавляется заместителем директора. Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления.
Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации.
Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы.

Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений. Прежде всего - это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию. Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, "служба главного инженера", "отдел главного механика".
Разработка положений осуществляется руководителями соответствующих структурных подразделений. Ответственность за наличие положений о структурных подразделениях предприятия возлагается на его руководителя.

Разработку положений о соответствующих структурных подразделениях следует выполнять на основе типовых отраслевых положений с учетом конкретных особенностей организации, труда и управления. В положениях должны быть учтены также требования руководящих и нормативно-технических документов , существующих типовых проектов организации труда в подразделениях и т.д.
Требования к составу и содержанию Положений о структурных подразделениях

Положение о структурном подразделении может состоять из следующих разделов:

1. Общие положения

В этом разделе должно быть указано:

Полное наименование структурного подразделения;

Место подразделения в системе управления предприятием, его подчиненность;

Цель деятельности подразделения; типовой или индивидуальный проект организации труда, которым руководствуется подразделение в своей деятельности (при его наличии);

Зона обслуживания, перечень закрепленного оборудования и устройств (для оперативных и ремонтных подразделений);

Перечень руководящих, нормативно-технических, плановых и других документов, которыми руководствуется подразделение.
2. Основные задачи

Основные задачи подразделения устанавливаются исходя из цели и направлений его деятельности.
3. Функции

В этом разделе должны быть четко сформулированы функции подразделения, необходимые для реализации возложенных на него задач. При этом следует тщательно разграничить функции между различными подразделениями, чтобы исключить дублирование в работе, а также не допустить невключения каких-либо функций в положения о подразделениях.

При перечислении функций должно быть указано, какие вопрооы подразделение решает самостоятельно, а в решении каких вопросов лишь принимает участие.
4. Права

В этом разделе определяется круг полномочий и прав подразделения, необходимых для реализации возложенных на него задач (не повторяя при этом функции подразделения).

Права подразделения используются его руководителем, а также другими должностными лицами в соответствии с установленным распределением обязанностей. Это, в частности, такие права, как право принимать решения и давать указания по вопросам, входящим в компетенцию подразделения, подписывать или визировать документы, право получать необходимую информацию, осуществлять проверку и контроль и др.
5. Организация управления

В разделе указываются, кем возглавляется данное подразделение, порядок назначения на должность и освобождения от должности его руководителя, квалификационные требования к нему согласно Квалификационному справочнику должностей служащих.

Здесь также должны быть указаны внутренняя структура подразделения , количество и специализация заместителей руководителя, подчиненные им структурные части, их взаимодействие. При этом следует учитывать, чтобы специализация структурных частей корреспондировалась с основными задачами и функциями подразделения.
6. Взаимоотношения

Этот раздел должен регламентировать взаимоотношения и информационные связи подразделения в процессе осуществления им своих функций. Здесь должен быть определен порядок и сроки получения и выдачи документов и информации, указаны структурные подразделения (должностные лица), от которых поступает или кому передается информация. При составлении данного раздела необходимо учитывать имеющиеся положения о взаимосвязанных подразделениях в целях обеспечения идентичности в них порядка и сроков обмена документами и информацией.

В этом же разделе определяется порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе взаимоотношений подразделения с другими подразделениями и должностными лицами.
7. Ответственность

В этом разделе устанавливается ответственность руководителя и персонала за своевременное и качественное выполнение всех закрепленных за подразделением функций, рациональную организацию труда и перечисляются конкретные нарушения и отступления от выполнения обязанностей и использования прав, за которые руководитель несет ответственность в дисциплинарном или ином порядке.

Дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями
Дифференцированные технологии представляют собой методики направленные на работу с отдельными категориями и различными возрастными группами населения.

К числу дифференцированных технологий можно отнести:

1) методику организации досуга детей и подростков;

2) методику молодежного досуга;

3) методику семейного досуга;

4) методику организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста

5)методику организации СКД с женщинами;

6) методику работы с мигрантами, беженцами

7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.

Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.

В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.

Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.

Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни , социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов

Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных . Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

Возраст человека является не только биологическим, но и социальным понятием . Каждый временной отрезок ставит перед личностью свои специфические социальные задачи и открывает или закрывает определенные социальные возможности .

Так как между людьми всегда происходит социальное взаимодействие, то каждой группе индивидов, составляющих одно поколение, присущ взгляд на общество под относительно однородным углом зрения. Следовательно, им присуще и достаточно однородное ценностное восприятие социальной реальности. В связи с этим возраст человека является важнейшим критерием дифференциации технологий социокультурной деятельности .

Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека меняются в ходе эволюции. То, что еще сто лет назад считалось старостью, в настоящее время воспринимается как пожилой или даже средний возраст.

Еще одной из важных характеристик возраста являются психические свойства личности.

В связи с этим можно сказать, что люди среднего возраста (30-49 лет) – это самый представительный возрастной контингент населения, достигший пика социальной и биологической зрелости, трудовой и социальной активности.

Чтобы представить наиболее полную картину о людях среднего возраста , вначале рассмотрим количественную характеристику и с этой целью обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики. Так, на 1 января 2014 г. население России составляло 14366931 мл. чел., из них людей среднего возраста (30-49 лет) - 41211817 мл. чел., что составляет 29% от общего количества населения. В связи с этим можно утверждать, что люди среднего возраста являются самой представительной частью населения. Далее следуют люди зрелого возраста, молодежь, дети, люди пожилого возраста, подростки и долгожители.

Таблица 1.

по возрастным когортам.


Возрастные интервалы

(количество лет)


Количество (млн. чел.)

% от общего количества

Ранг

1

Все население России

143657134

2

Дети (0-9 лет)

8899149

11,5

4

3

Подростки (10-14 лет)

6822546

4,7

6

4

Молодежь (15-29 лет)

6955412

20,3

3

5

Люди среднего возраста (30-49 лет)

11660628

29

1

6

Люди зрелого возраста (50-64 года)

11184223

21,5

2

7

Пожилые люди (65-79 лет)

5268775

10

5

8

Долгожители (80 лет и старше)

2560557

3

7

(досуговое общение)

Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательныхрезультатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Впрочем, культпоход культпоходу рознь. Например, обычно посещение школьным классом театра разворачивается по следующей схеме:

Распространитель театральных билетов приходит в школу;

Классный руководитель по своему усмотрению выбирает спектакль и сообщает об этом учащимся;

Школьники в добровольно-принудительном порядке сдают педагогу или ответственному однокласснику деньги на билеты;

Класс идет на спектакль (чаще всего такой поход всего лишь возможность для ребят «потусоваться» вне стен дома и школы; только случайно он может стать для кого-то личностно значимым культурным событием);

Обсуждение спектакля, если и происходит, то носит спонтанный характер.

Превращая культпоход в театр из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

Вместе с учащимися встретиться с распространителем театральных билетов, обсудить заинтересовавшие их спектакли и выбрать наиболее привлекательный (при этом возникает ситуация личностного самоопределения школьников, формируется потребность и мотивация к просмотру спектакля);

Организовать составление школьниками приветственного обращению к театру, где ребята обещают соответствовать «букве и духу» театра, просят актеров о встрече после спектакля и т.п. (принятие подобного обращения ориентирует школьников на добровольное и ответственное соблюдение норм и правил поведения);

Договориться с работниками театра о том, что кто-то из них встретит ребят перед началом спектакля, введет их в пространство театра, познакомит с театральной субкультурой (планируемый результат – более глубокое и осмысленное восприятие школьниками культурного события);

Организовать итоговую коллективную рефлексию события в классе (это продолжение театрального диалога, которое происходит уже в «домашней» среде, а потому должно углубить отношение школьников к культурному событию);

Предложить желающим школьникам выполнить творческие работы и передать их в дар театру (это переход от потребления чужого культурного текста к производству собственного, закладывание основ для дальнейшего сотрудничества с театром).

На достижение в досугово-развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников.

В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. Б.В. Куприянов выделяет два способа организации концерта: «гастроль» (выездной концерт) и «витрина» (домашний концерт).

Гастролировать могут не только детские хореографические студии, драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. Концерт становится «витриной», когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае концерт или спектакль показывают в помещении своего класса, или в школьном актовом зале.

Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. В практике работы многих хороших классных коллективов встречаются отчетные годовые концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за прошедший год. В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими.

Школьники очень любят праздничные «огоньки» в классе. По другому это действо можно назвать вечером общения в импровизированном кафе.

Б.В. Куприянов отмечает, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. Данная форма, в первую очередь, решает задачи обеспечения отдыха и приятного времяпрепровождения школьников. Воспитательные же задачи вечера общения в импровизированном кафе состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени.

Праздничный «огонёк» предполагает такие атрибуты кафе, как столики (не более восьми), приглушенное освещение, угощение и т.д. Здесь организуется прием пищи, показ художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных на месте без предварительных репетиций), совместное пение и/или танцы.

В зависимости от задаваемого контекста вечер общения может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п.

Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство диктует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, сложных номеров либо для танцев. Немаловажно также решение таких вопросов, как правильное размещение участников вечера, вкусное меню.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимальное число присутствующих, необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении этой формы возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера общения, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

Для того, чтобы досугово-развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), ее необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких.

Например, можно организовать в микрорайоне школы ярмарку .

Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Примерами данной формы являются разработки проведения Новогоднего праздника, выполненные под руководством С.П. Афанасьева: «Новый год на Дерибасовской. Праздничная ярмарка-гуляние», «Зимняя ярмарка», «Двенадцать месяцев», «Новый год в международном аэропорту».

Игровой идеей (материалом), положенной в основу разновидностей «гуляния», могут быть улица, район города, где проходит развлечение, а также место, предназначенное для этого специфического времяпрепровождения.

Б.В. Куприяновым выделены процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке-гулянию.

Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки - аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги. Несколько иной механизм вовлечения участников в аттракционы предусмотрен в методической разработке «Новый год на Дерибасовской». Здесь участники тратят свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителем и получает специальный приз.

Во-вторых, следует определить специфику аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений, длительного времени на выполнение задания.

В-третьих, ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

В-четвертых, финал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;

Свободное движение участников по пространству;

Свободный выбор аттракциона и участие в нем;

Финальный сбор, с аукционом или без него.

Читайте также: