Легко ли быть владыкой? Митрополит Симон (Новиков) Семья и молодость

Смерть: 1 сентября (2006-09-01 ) (78 лет)
Николо-Бабаевский монастырь , Некрасовский район , Ярославская область Епископская хиротония: 14 октября Награды:

Митрополит Си́мон (в миру Сергей Михайлович Новиков ; 5 февраля , деревня Жолнино , Даниловский район , Ярославская область - 1 сентября , Николо-Бабаевский монастырь , Некрасовский район , Ярославская область) - епископ Русской православной церкви , митрополит Рязанский и Касимовский . Почётный гражданин города Рязань .

Семья и молодость

Родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

С 1959 года - преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:
Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей.
По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,
когда Владыка Симон узнал о моём желании стать диаконом , то он пригласил меня к себе и познакомился со мной поближе. Узнав, что я художник, говорил со мной об искусстве, рассказывая о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я не знал. Владыка любил поэзию, хорошо знал историю искусств. Он сам лично преподавал мне азы диаконского служения.

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище ( ; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Владыка являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии , Норвегии , Швейцарии , Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского . Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому , епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому). В опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче , в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы . Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче , основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) . При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Музей митрополита Симона

15 февраля в Николо-Бабаевском монастыре был открыт музей, посвящённый памяти митрополита Симона. Он расположен в его монастырской келье. Среди экспонатов - церковное облачение митрополита, его церковные и светские награды, редкие фотографии, рукописи владыки.

Награды

Труды

  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы. // Журнал Московской Патриархии. 1968, № 2.
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию. // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 4.
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии.1984. № 2.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6.
  • Труды, Послания, Слова и Речи. Рязань, 1998.
  • Проповеди.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице.: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. Рязань, 2004.

Напишите отзыв о статье "Симон (Новиков)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
  • иеромонах Савва (Михеев) , 2008

Отрывок, характеризующий Симон (Новиков)

– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.

В миру Сергей Михайлович Новиков, родился 5 февраля года в деревне Жолнино , Даниловского района, Ярославской области в крестьянской семье.

Скончался рано утром 1 сентября года на 79-м году жизни.

Тридцать лет владыка Симон возглавлял одну из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Все эти годы он оставался на Рязанской кафедре. Результатом его мудрого управления стало увеличение числа приходов в четыре раза.

Владыка Симон – автор богословских трудов «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета», «Святитель Василий , епископ Рязанский», «Святая гора Афон » и множество других.

Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей.

В Ярославскую епархию владыка Симон приехал в г., когда ему исполнилось 75 лет. Местом своей уединенной жизни митрополит Симон избрал Николо-Бабаевский монастырь в Некрасовском районе Ярославской области, также как полтора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов) . Поселившись в древней обители, владыка не скрывал, что хотел там серьезно заняться исследованием творений святителя Игнатия и способствовать их распространению в мире.

Награды

  • орден св. князя Владимира 2-й степени (25 июня 1971)
  • орден преп. Сергия Радонежского (6 февраля 1987)
  • орден преп. Сергия Радонежского 1-й степени, в связи с 60-летием со дня рождения (2 февраля 1988)
  • именная панагия (1989)

Труды

  • "Митрополит московский Филарет как истолкователь Св. Писания Ветхого Завета" (кандидатское сочинение).
  • "Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы". ЖМП. 1968, № 2, с. 59-63.
  • "Профессор Московской духовной академии М.Д.Муретов и его труды по Четвероевангелию". ЖМП. 1972, № 4, с. 75-80.
  • "В честь 550-летия со дня прославления преп. Сергия Радонежского". ЖМП. 1972, № 9, с. 42.
  • Речь при наречении во епископа Рязанского 13 октября 1972 года. ЖМП. 1972, № 12, с. 7-8.
  • "О богослужении, таинствах и обрядах в Эфиопской Церкви". ЖМП. 1974, № 4, с. 59-67.
  • "Святой благоверный князь Роман Рязанский страстотерпец". ЖМП. 1979, № 12, с. 64-69.
  • Во вторую Неделю святого Великого поста. ЖМП. 1981, № 3, с. 39.
  • Слово на Успение Пресвятой Богородицы. ЖМП. 1981, № 8, с. 45.
  • "В неделю о самарянине". ЖМП. 1982, № 5, с. 35.
  • "О милосердном самарянине". ЖМП. 1982, № 12, с. 82.
  • "В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла". ЖМП. 1983, № 7, с. 20.
  • "Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский". (+ 27 апр. 1931 г.). ЖМП. 1984, № 2, с. 10.

Литература

  • Автобиография от 16/X 1972 года.
  • ЖМП. 1966, № 11, с. 20.
  • -"-, 1967, № 9, с. 11; № 12, с. 17.
  • -"-, 1968, № 2, с. 59-63.
  • -"-, 1969, № 6, с. 16; № 10, с. 19; № 12, с. 16.
  • -"-, 1970, № 4, с. 15; № 6. с. 22; № 10, с. 27; № 11, с. 4, 5; № 12, с. 22.
  • -"-, 1971, № 2, с. 12; № 10, с. 18.
  • -"-, 1972, № 1, с. 19; № 4, с. 4; № 9, с. 42; № 10, с. 33, № 11, с. 2; № 12, с. 7-12, 24.
  • -"-, 1973, № 1, с. 21; № 6, с. 26; № 7, с. 19; № 9, с. 11; № 11, с.9.
  • -"-, 1974, № 2, с. 2; № 5, с. 5, 38; № 9, с. 9.
  • -"-, 1975, № 2, с. 5; № 3, с. 18; № 10, с. 22; № 12, с. 9,.
  • -"-, 1976, № 7, с. 11.
  • -"-, 1977, № 4, с. 5; № 8, с. 11; № 10, с. 9.
  • -"-, 1978, № 1, с. 34, 36; № 4, с. 68-73; № 5, с. 31; № 10, с. 7; № 11, с. 2; № 12, с. 10.
  • -"-, 1979, № 12, с. 6.
  • -"-, 1980, № 2, 28; № 4, с. 19; № 8, с. 10; № 9, с. 13; № 12, с. 28.
  • -"-, 1981, № 3, с. 22; № 8, с. 41.
  • -"-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 8, с. 11, 27; № 9, с. 3, 20.
  • -"-, 1983, № 1, с. 11; № 8, с. 4, 51; № 9, с. 5; № 10, с. 41; № 11, с. 18.
  • -"-, 1984, № 1, с. 14, 16; № 3, с. 65; № 5, с. 6; № 9, с. 7; № 10, с. 41; № 12, с. 18.
  • -"-, 1984(85?), № 8, с. 50; № 10, с. 13, 26, 29; № 11, с. 28.
  • -"-, 1987, № 4, с. 5.
  • -"-, 1989, № 6, с. 5.

Дата события: 05.02.1928 г.

Родился 5 февраля 1928 г. в д. Жолнино Даниловского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1943 г. окончил 8 классов средней школы, в 1947 г. - Ярославский химико-механический техникум, затем работал электротехником на одном из военных предприятий Ярославля.

В 1951-1955 гг. учился в Московской Духовной семинарии. В 1955 поступил и в 1959 г. окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 17 декабря 1958 г. поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 28 декабря того же года пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 г. рукоположен во иеродиакона, 12 апреля того же года - во иеромонаха. С 1959 г. - преподаватель Московской духовной семинарии, затем - Московской Духовной академии. 2 января 1964 г. возведен в сан архимандрита. В 1964 г. утвержден в должности доцента по кафедре византологии. В 1964-1965 гг. - настоятель Преображенского храма Троицкого патриаршего подворья в с. Лукино близ Переделкина Московской области. С 1965 по 1972 г. - инспектор Московских духовных Академии и семинарии. 11 октября 1972 г. постановлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода назначен епископом Рязанским и Касимовским. 13 октября 1972 г. совершилось наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского, 14 октября - хиротония архимандрита Симона во епископы. В 1978 г. возведен в сан архиепископа. При Святейшем патриархе Пимене трижды вызывался для участия в заседаниях Священного Синода.

С 1990 г. - преподаватель литургики в Рязанском православном духовном училище. 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита. Кандидат богословия, доцент, автор богословских и исторических трудов.

Когда архимандрит Симон вступил в должность управляющего Рязанской епархией, в ней был 51 церковный приход. За годы управления владыкой Симоном открыто и освящено более 200 храмов, открыты два духовных учебных заведения, стали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест», на рязанском телевидении начала работу православная программа «Зерна».

В 2001 г. в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина (ныне РГУ) на факультете русского языка и литературы открыто отделение теологии. На базе РГУ и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики, при Рязанской городской библиотеке им. С.А. Есенина - Православный молодежный центр. Стали функционировать воскресные школы при храмах и монастырях.

Решением Рязанского городского Совета № 329 от 23 августа 2001 г. «за большой личный вклад в укрепление взаимодействия церкви с органами представительной и исполнительной власти, развитие церковной благотворительности» митрополиту Симону присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани». Постановлением Губернатора Рязанской области № 32-пг от 24 января 2003 г. «за большой личный вклад в возрождение духовности, культуры и образования Рязанской области» владыке присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области».

В 2003 г. владыке Симону исполнилось 75 лет. Он ушел на покой, избрав местом уединенной жизни Николо-Бабаевский монастырь в Некрасовском районе Ярославской области. Этот монастырь является местом упокоения святителя Игнатия (Брянчанинова), исследованием и распространением творений которого намеревался заняться на покое владыка. Обитель включена в один из паломнических маршрутов, после приезда сюда митрополита Симона число паломников резко увеличилось. Его стараниями в течение года в монастыре был построен деревянный храм в честь святителя Николая.

Награжден орденами: во имя святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степ., преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степ., святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степ., святого Иоанна Рыльского 2-й степ., святителя Макария 2-й степ., орденами Почета, Дружбы, почетной медалью Фонда мира (трижды), Золотой медалью «За укрепление мира», почетной медалью «Борцу за мир», медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ветеран труда.

Скончался 1 сентября 2006 г., похоронен в склепе у алтарной части храма во имя святителя Иоанна Златоуста в Николо-Бабаевском монастыре.

После смерти митрополита Симона в Ярославской области открыты две памятные комнаты: одна - в Николо-Бабаевском монастыре, вторая - в декабре 2008 г. в с. Вятском, недалеко от его родной деревни.

Родился в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

Окончил 10 классов Вятской средней школы Некрасовского района (1942), Ярославский химико-механический техникум (1947), работал электротехником, помощником начальника электроцеха на заводе резино-технических изделий в Ярославле. Продолжал посещать храм, познакомился с иеромонахом (будущим архимандритом) Авелем (Македоновым), иеромонахом (будущим митрополитом) Никодимом (Ротовым), а затем и с архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым), который рекомендовал его для поступления в семинарию.

По воспоминаниям современников,

Духовное образование

Окончил Московскую духовную семинарию (1955), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1959; тема кандидатской работы: «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета»).

Монах, преподаватель, архиерей

28 декабря 1958 года был пострижен в монашество с именем Симон - в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия.

С 1959 года - преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

В 1964-1965 годы - настоятель Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в селе Лукино Московской области.

В 1965-1972 годы - инспектор Московских духовных академии и семинарии.

Был награждён орденами Дружбы (1995) и Почёта (2000). С 2001 был почётным гражданином города Рязани.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:

По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище (1990; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (1995), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Владыка являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского. Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому, епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому). В 1988 опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче, в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы. Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче, основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Музей владыки Симона

15 февраля 2007 в Николо-Бабаевском монастыре был открыт музей, посвящённый памяти митрополита Симона. Он расположен в его монастырской келье. Среди экспонатов - церковное облачение митрополита, его церковные и светские награды, редкие фотографии, рукописи владыки.

Труды

  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы. // Журнал Московской Патриархии. 1968, № 2.
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию. // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 4.
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии.1984. № 2.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6.
  • Труды, Послания, Слова и Речи. Рязань, 1998.
  • Проповеди.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице.: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. Рязань, 2004.

Читайте также: