Мусульманский праздник Маулид ан-Наби – Рождение Пророка Мухаммада

Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) последний и самый великий Пророк, ниспосланный Создателем для спасения человечества, родился ночью 12 числа лунного месяца Раби’уль-Авваля в Год Слона.
В то время на земле царили хаос, невежество, гнет и безнравственность. Люди предали забвению веру в Аллаха. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) своим рождением озарил Землю и осветил сердца верой. Наступила эпоха равенства, справедливости и братства. Люди, которые пошли за Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) достигли истинного счастья.

Историки считают годом его рождения 571 год по христианскому летоисчислению. В передаче от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сказано следующее: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину,в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе.В понедельник было одержано победа в сражении при Бадре.В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»:
«Сегодня Я завершил вам вашу религию»(Ахмад I,277;Хайсами I,196)

Все эти событие являются знаками особой важности этого дня. Ночь рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) называют Мавлидом и благочестивые праведники (Вали) считают самой святой и почитаемой, после «Лейлатуль-Кадр» ночь рождения Пророка..
День рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям),Мавлид ан-наби празднуется уже много столетий и продолжает отмечаться в наше время и существует среди мусульман как одна из форм выражения бесконечной любви и уважения к Посланнику. Хотя имеются, как и в былые времена, противники этого праздника. Как бы последние не аргументировали свое мнение, вреда (тем более греха!) от того, что мусульмане собираются вместе почтить Создателя и Его Посланника, вместе прочитать Салават-шариф,обращатся к его жизни, которая стала для верующих эталоном нравственности, стремится заслужить его любовь,совершая благочестивые деяние, послушать проповеди на родном языке, читать религиозные стихи и петь мунаджаты, нет. Это, несомненно, гораздо лучше, чем жить без веры в Единственного Аллаха, без надежды на Его прощение и не знать Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) .

На Мавлиде читают также Коран, Зикр, истигфар, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, Его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом),в которых описываются чудеса во время и после его рождения на свет.. На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) благодарность за Милость Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из Уммы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), читают ду’а, раздают милостыню, угощают бедных, ведут благочестивые разговоры. Одним словом, в эту праздничную ночь мусульмане проявляют заботу, внимание к обездоленным и верующим.

Мавлид Пророку, обычно писались и поныне пишутся в особом торжественном стиле и исполняются в красивых тонах.Каждый автор, осмелившийся написать произведение о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), разумеется, стремился как можно полнее описать чистоту его души и тела, благородные качества характера и поведения, но всегда осознавал, что недостаточно ни слов, ни его таланта, чтобы сказать все об этом Великом Человеке. Не зря один из известнейших авторов на’т-и шариф, получивший прозвище «мадих-и Расул» (восхваляющий Посланника) Хасан ибн Сабит сказал: «Не думайте, что я своими словами восхвалял Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)! Я всего лишь украсил всой слог Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и больше ничего!»

Суть этой безграничной любви к Своему Посланнику Создатель Вселенной выразил следующим повелением:
«Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними». (Аль-Анфаль 8/33)

Это Божественное послание было ниспослано в отношении лицемеров. Теперь давайте подумаем над тем, что если даже лицемеры, вследствие проживания вместе с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одной стране получили такую гарантию, то невозможно представить себе, какой милости удостоятся истинные правоверные, неуклонно следующие по его стопам. Кроме того, мусульмане не только уверовали в миссию Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), они испытывают к нему сильную любовь и преисполнены глубоким уважением. Вот именно здесь недостаточно всего богатства и выразительности человеческой речи! Воистину, насколько мусульманин полюбит Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), настолько он обретет счастье и покой как в этой жизни, так и в будущей.

При проведении Мавлида категорически недопустимо вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата.

При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но термин «Мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в месяце Рабиуль-Авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить, таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают саваб, так как это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), для того, чтобы показать: это событие является радостным для верующих». Он же сказал: «Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, а также милость и довольство Аллаха нисходит на этих людей»

Также и другие известные признанные алимы, превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков, без всяких сомнений, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:

1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), а, значит, и рабоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллах.

2. Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), но не факт собственной биографии. Он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал Его и даровал жизнь, как Милость всему человечеству, восхвалял Его за это благо.

3. Мавлид — это собрание мусульмане для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к Нему. В хадисе сказано, что «каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит».

4.Повествование о рождении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о Его жизни и пророческой миссии способствует получению знаний о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям). А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), укреплению веры мусульман. Ведь Сам Аллах приводит в Священном Коране множество примеров из жизни прежних Пророков, чтобы укрепить сердце Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и как назидание для верующих.

5.Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.

6.В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.
Может возникнуть вопрос – нуждается ли Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы мы читали Мавлиды и благословляли Его? Оказал ли он тебе добро? Обязан ли ты ему чем-либо? Клянусь Аллахом, нет из людей более доброго к тебе, чем наш господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и не будет никогда! Всевышний посредством Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) вывел нас из тьмы к свету, из многобожия к единобожию, из беспечности к смиренности, из отвергания к принятию, из Ада в Рай. Нет среди людей никого более заботливого по отношению к нам, чем наш господин Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Даже если бы не было в чтении Мавлида вышеперечисленных благостей, для нас было бы достаточно с целью показать искренность нашей любви к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).

Как нам известно, из Исламских источников, одной из кормилиц Посланника Аллаха являлась счастливейшая женщина Савбийя. Эта женщина была рабыней ярого врага Расулюллаха, Абу Ляхаба.
Узнав от Савбийи о рождении своего племянника, Абу Ляхаб от радости даровал своей рабыне свободу. Этот поступок Абу Ляхаб совершил чисто из родственных соображений, и именно он зачёлся ему как благодеяние в загробном мире.
После смерти Абу Ляхаба кто-то из его близких увидел его во сне и спросил:
«Как твои дела, Абу Ляхаб?»
Абу Ляхаб ответил:
«Я в Аду, пребываю в вечных муках. И только в ночь на понедельник моя участь немного облегчается. В такие ночи я утоляю жажду тоненькой струйкой воды, которая стекает между моими пальцами, она приносит мне прохладу. Это происходит потому, что я освободил свою рабыню, когда она мне сообщила весть о рождении Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). За это Аллах не оставляет меня своей милостью в ночи на понедельник».

Ибн Джафар говорил по этому поводу следующее:«Если такой неверующий, как Абу Ляхаб, только лишь за близкое родство к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовавшийся рождению Его и совершивший добрый поступок, на одну ночь был прощён Господом, кто знает, какими благами одарит Господь того верующего, который, чтобы завоевать любовь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) откроет свою душу и проявит щедрость в эту праздничную ночь».

Не все, чего не делал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки как фикх, акыда, тафсир Корана и хадисов и т.д., не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.

А что касается мнение невежественных людей, что якобы праздник по случаю рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о его возвеличивании, однако сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не превозносите меня, как превознесли христиане Ису (алейхи ва саллям), я только Посланник Аллаха и его раб».(Ахмад,1,153)
Ученные Ислама ответили, что этот довод неверен. Заметьте, что в хадисе запрещается превозносить так, как это делают христиане. То есть, они говорят, что Иса (алейхи ва саллям) — «сын Божий». Что же касается мавлида, то во время его празднования такое не происходит, мы только вспоминаем о его моральных качествах, что не противоречит Шариату. Ведь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам при жизни хвалил сподвижников, также и сподвижники хвалили его, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал им это, а поддерживал. Часто сподвижники цитировали рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) стихи и поэмы, и он подбадривал их. Вспомните, как жители Медины встретили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с песней. Разве этот поступок сподвижников Пророка противоречит Шариату? Если бы это было так, то разве Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал бы? Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был доволен теми, кто хвалил его, разве он будет недоволен нами, если мы вспоминаем о его моральных качествах?

Отсюда следует, что проведение Мавлида - новшество в лексическом значении, а в шариатском значении он не является новшеством и оно одобрено Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной, так как сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что ценит день своего рождения, т.е. он имел в виду, что ценит миссию, которая была возложена на него Всевышним: быть примером для людей во всем. Когда Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, почему он постится в этот день, он ответил: «В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Коран) был ниспослан мне» (Муслим «Сыям»,197-198).

Мавлид Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) — праздник для мусульман. Это особый день, день благодарности Аллаху. Инша Аллах, каждый мусульманин не только в этот день, но и во все время своего пребывания на земле будет стремиться больше узнать о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), походить на него, и будет удостоен чести стать в Раю его соседом. Для этого нужно искренне любить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Почтение к дню рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности за то, что Он послал Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в этот мир, прочитать Коран, пытаясь вникнуть в глубинную суть послания, переданного через Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на мгновение представить, что случилось бы с миром, если бы этого человека не было.

Всем известно, что в Исламе есть только два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. Но день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), хотя и не именуют его как праздничный, – ценнее и значимее. Потому что тот, кто пришёл со всеми праздниками, милостью и всеми благами к человечеству, является любимцем Аллаха – это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Если бы не рождение благородного Пророка (мир ему и благословение), то не было бы ни ночи Предопределения, ни исламских праздников, ни ночного Путешествия и Вознесения на небеса, ни завоевания Мекки, ни битвы при Бадре, ни даже мусульманской общины вообще. Всё самое лучшее, что мы только имеем, связано с этой величайшей личностью. Пророк (мир ему и благословение) является источником всех великих благ.

Шейх Мухаммад бин Алявий аль-Малики

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков .

Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Абдул Фарадж ибн Джавзи тоже даёт большую оценку проявляющим любовь к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Из особенностей проведения мавлида является и то, что мероприятие это является защитой и причиной к скорейшему достижению цели».

Кто впервые возвеличил день рождения Пророка (мир ему и благословение)?

Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением

В Шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребёнка . Это действие, совершённое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), исламские учёные приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему.

Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…». Из этого тоже следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нём родился кто-то из пророков Аллаха , мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!

Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и великих учёных последующих поколений, бесчисленное множество.

В завершение приведём аят из Священного Корана , который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (мир ему и благословение) : «Ты скажи, о Мухаммад: " Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах " ».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

12-го Рабиуль Авваль (3-ий месяц лунного мусульманского календаря), многие мусульмане в различных странах мира празднуют день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Этот день общепринято называть Маулидом.

Маулид празднуют в разных странах и городах по-cвоему. Одни мусульмане собираются вместе, чтобы прослушать лекции о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение Аллаха), другие же устраивают угощения специально приготовленной едой и сладостями и т.д.

К сожалению, иногда, празднование Маулида сопровождается даже некоторыми языческими обычаями и церемониями, которые противоречат основной сути Ислама – Единобожию. Так, например, в некоторых странах, мусульмане, празднующие Маулид, коллективно взывают и просят о помощи мертвых. Со своими просьбами они обращаются как к различным «аулия» (святым), так и к самому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), что является многобожием.

С другой стороны, с каждым годом, все больше и больше мусульман во всем мире отказываются от празднования этого дня, утверждая, что в Исламе существует только 2 праздника: Праздник Разговения (Ид аль-Фитр) и Праздник Жертвоприношения (Ид аль-Адха), также известные как Курбан Байрам и Ураза Байрам.

Однако, какой позиции должен придерживаться мусульманин в этом вопросе? Является ли Маулид исламским праздником и может ли мусульманин праздновать этот день? На все эти вопросы лучше всего отвечает история и подробное изучение биографии самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Интересно, что при изучении биографии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выясняется, что точная дата его рождения неизвестна. Таким образом, историки разошлись во мнениях по поводу того, какого числа был рожден Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Высказываются различные версии: 2-ое Рабиуль Авваль, 8-ое, 9-ое, 10-ое, 12-ое, 17-ое и 22-ое. Некоторые историки даже утверждают, что Пророк (мир ему и благословение) родился в месяц Рамадан («Ар-Рахиг аль-Махтум» С. 54, «Ас-Сирату ан-Набавия ас-Сахиха» С. 98, «Мухтасару Сирати ар-Расуль» С. 6, http://www.islamqa.info/ar/ref/125690). Достоверно известно только то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в понедельник, как об этом передается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима.

Примечательно и то, что почти все историки единогласны в том, что 12-ое Рабиуль Авваль – это дата смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) («Ар-Рахиг аль-Махтум» С. 469). Таким образом, если празднование Маулида в 12-ый день месяца Рабиуль Авваль исторически не подтверждено, однако, то, что эта дата является днем смерти Пророка (мир ему и благословение), является исторически подтвержденным фактом. Получается, что многие мусульмане, по причине своей неосведомленности, празднуют день рождения Пророка (мир ему и благословение) в день его смерти!

Все мусульмане единогласны в том, что день смерти Пророка (мир ему и благословение) был самым печальным днем для всех мусульман.

Маулид – хорошее нововведение?

Теперь давайте попытаемся узнать, когда мусульмане впервые стали праздновать Маулид. Обратившись снова к истории, мы видим, что оказывается ни сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ни его сподвижники не праздновали его день рождения. Более того, оказывается, что впервые Маулид начали праздновать только в XII веке, по указанию правителя сирийской местности Ирбиль, Музаффара Ад-Дина, т.е. более чем 6 веков после смерти Пророка (мир ему и благословение)! (См. Имам ас-Суюти «Хусну аль-Магасид фи Амалиль Маулид»)

Таким образом, сами сторонники празднования Маулида признают, что это является «хорошим нововведением» в религию, и что сам Пророк (мир ему и благословение) и первые поколения мусульман не знали этого праздника. Празднуя день рождения Пророка (мир ему и благословение), многие сторонники этого дела, считают, что тем самым они поклоняются Всевышнему Аллаху, заслуживая Его довольство.

Однако, зачем поклоняться Всевышнему Аллаху так, как этого не делал ни сам Пророк (мир ему и благословение), ни первые лучшие поколения мусульман? Разве мы можем утверждать, что любим Пророка (мир ему и благословение) больше чем его жены, дети, родственники и сподвижники, которые жертвовали своей жизнью ради него?

Более того, существуют многочисленные священные тексты, указывающие на запрет любых нововведений в религию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому придерживайтесь моего пути и пути праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (Ахмад, Тирмизи).

Обратите внимание, что Пророк (мир ему и благословение) назвал «каждое нововведение» заблуждением, не сделав при этом различия между «хорошим» и «плохим» нововведением.

Также, вопрос: разве Исламская религия не совершенна? Разве новшество не вводиться во все то, что является несовершенным? По этому поводу, выдающийся ученый VIII века, Имам Малик ибн Анас, основатель маликитского мазхаба (маликитской правовой школы) сказал следующие слова: «Если кто-либо приносит в Ислам (религиозное) новшество и считает это чем-то допустимым, то в действительности, он полагает, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предал свою миссию, не разъяснив религию до конца. Прочтите слова Всевышнего Аллаха: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Св. Коран сура «Трапеза»: 3) . То, что не являлось частью религии во время первых мусульман, не может считаться ее частью и сегодня» («Аш-Шифа» 2/676).

Подумайте сами: каким образом мы можем определить, какое нововведение является хорошим, а какое плохим? Ведь у каждого человека есть свое субъективное мнение. Для кого-то празднование Маулида является чрезмерностью, запрещенной Исламом, а для кого-то – проявлением любви к Исламу и «хорошим нововведением».

Но разве не по причине «хороших нововведений» в религию мусульмане разделились на многочисленные секты и течения?! Каждая группа, придумавшая какую-либо философию или обряд поклонения, хотела тем самым сделать лишь богоугодное дело. Однако в результате, это обернулось тем, что все эти группы превратились в секты, отделившиеся от единого течения мусульман.

Нет сомнения в том, что все мусульмане, которые празднуют день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), делают это от своей любви к нему и к Всевышнему Аллаху. Однако, если мы хотим, чтобы Сам Всевышний Аллах полюбил нас, то нам следует последовать во всем за Пророком (мир ему и благословение), притворяя в жизнь следующие слова Аллаха: «Скажи [о, Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Св. Коран сура «Семейство Имрана»: 31).

Просим Всевышнего Аллаха простить всех мусульман и исправить их положение, чтобы все они понимали и исповедовали Ислам так, как это делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники. Аминь.

Интересные факты:

Размышляя о появлении и празднованиях Маулида, можно увидеть очень много общего с христианским праздником «Рождества Христова»:

1) Оба эти «праздника» посвящены дням рождения Пророков (Мухаммада и Иисуса, мир им и благословение Аллаха), которые сами не справляли свои дни рождения.

2) Точные даты дней рождений обоих Пророков не известны.

3) Празднование дней рождений обоих Пророков впервые состоялось спустя несколько веков после их смерти.

4) Основные течения в Исламе и Христианстве празднуют дни рождения своих Пророков в разные дни. Католики и Протестанты отмечают Рождество Христово 25 декабря, в то время как православные христиане отмечают его 7 января. Ситуация с мусульманами почти такая же: сунниты, отмечающие Маулид, празднуют его 12-го Рабиуль Авваль, в то время как шииты празднуют его 17-го Рабиуль Авваля.

5) Празднование дней рождений своих Пророков было введено христианами и мусульманами как «хорошее нововведение» в религию. Таким образом, причиной разделения христиан на многочисленные секты и течения стали «хорошие» нововведения в религию, после смерти Иисуса (мир ему и благословение Аллаха). То же самое произошло и со многими мусульманами, что является еще одним доводом в пользу недозволенности «хороших нововведений».

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!


День рождения Пророка Мухаммеда (Мавлид ан-Наби) отмечается каждый год – в 12-ю ночь месяца Раббия-Аваль по мусульманскому календарю. В 2010 году Мавлид ан-Наби приходится на ночь с 25 на 26 февраля.

В эту ночь мусульмане всего мира собираются для чтения сур Корана, слушают песнопения, повествующие о событиях тех времён, когда жил Пророк, угощают родственников, друзей и соседей.

Считается, что в награду за такое совместное поминание деяний Пророка мусульмане получают небесную награду – сауаб.

Главное для празднующих мавлид это нийат – благие намерения, а также исключительно благочестивые помыслы. Перед началом мавлида необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься определенными благовониями. На время песнопений мавлида требуется полностью забыть о мирской суете – всех своих делах, желаниях и беспокойствах.

В честь дня рождения Пророка Мухаммеда мы перепечатываем из Википедии основную часть статьи о нем.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Муха́ммад (араб. محمد‎‎ , в русском языке чаще употребляется передача Муха́ммед, Магоме́т (Магоме́д) (галлицизм, распространённый в русской литературе), Моха́ммед ; род. 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина) - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.

В исламе имени уделяется большое сакральное значение. Имя Мухаммад значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего 4 раза, но называется также Пророком (ал-Наби), Вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Надхир), напоминателем (Мудхаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др. Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммада, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям» (араб. صلى الله عليه وسلم‎‎) - то есть «Благословит его Аллах и приветствует».

Полное имя Мухаммада включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама, а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммада никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммадом). Полностью имя пророка Мухаммада выглядит так: Абу аль-Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба - Шайба) ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис; он был первым из рода человеческого, которому даровано пророчество и который писал тростниковым пером) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам.

Место Мухаммада среди пророков ислама

Ислам, помимо Мухаммада, признает также и других пророков (есть версии о том, что их было 124 тысячи, есть версии, что их было 224 тысячи), но при этом оговаривает, что Мухаммад является не просто одним из пророков, а является последним в цепи всех посланников и пророков. Кроме того, он послан не к отдельному городу, селу, народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой - Иисусом), а ко всем людям на земле. Его шариат (то есть комплекс морально-нравственных и религиозно-юридических правил и принципов), согласно учению ислама, будет действителен до Судного Дня. Все остальные шариаты, с которыми приходили пророки, утратили свою силу (все они носили временный характер). Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания, как Тора и Евангелие, не признают их законы действующими, а кроме того указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми.

Мухаммад занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов - Господин Пророков). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммада является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.

Рамадан аль-Буты так пишет о месте Мухаммада и его Шариата в Исламе: «Нет различий в монотеистических религиях [имеются ввиду монотеистические религии в неискаженном виде], так как все они - звенья единой Божественной цепи, в которой миссия Мухаммада является кульминацией всего религиозного развития человечества. Однако же есть различия в законодательствах (шариатах), с которыми направлялись пророки»

Мухаммад принадлежал к племени курайш. Притесняемый мекканцами-язычниками, в 622 году он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом мусульманского календаря), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. К моменту смерти Мухаммада в 632 году в ислам был обращён уже весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («наместники», халифы) завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, частично Европу, распространяя ислам, арабскую культуру и язык, а впоследствии также и накопленные (в том числе античной цивилизацией) научные знания, которые оказали непосредственное влияние на развитие науки в целом; данное культурно-языковое и религиозное пространство сохраняется, за исключением Европы, до настоящего времени. Мухаммед называется также Печатью Пророков, Господином Пророков и Пророком Судного часа. В иман мусульманина входит убеждение о том, что Мухаммад является посланником Бога наряду с другими пророками (это зафиксировано в исламском символе веры - Шахаде) и является последним пророком.

Признан американским писателем и учёным Майклом Хартом в книге «100 великих людей» самой влиятельной личностью за всю историю.

Согласно учению ислама, Мухаммад является последним пророком и посланником Аллаха. Ислам, то есть покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, в том числе последовавшим велению Бога, приняв учение Исы, Мусы и других известных библейских пророков. Однако учения иудаизма и христианства, по исламу, были искажены людьми, а потом потеряли свою актуальность после начала ниспослания Корана. При этом, искажение Писаний было в границах знания Аллаха. Коран является словом Аллаха, последним Священным Писанием, Писанием которое не подвергнется изменениям. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира (часто указывается, что это «перевод смыслов») таковым не является. Коран ниспосылался частями, последовательно. Основываясь на аятах Корана (25:32, 17:106), это связывается с тем, что Аллах желал укоренить веру в сердце Мухаммада, а также ниспосылал откровения согласно событиям и вопросам спрашивающих, что производило большее впечатление, чем если бы они ниспослались целиком. Откровение могло успокаивать Мухаммада, вселять в него покой и стойкость. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммаду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений. В Коране часто содержатся повеления Мухаммаду. Слово «куль» (скажи) содержится 332 раза.

Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

Исламская религия, признавая в качестве Священного Писания также и Библию, часто указывает на то, что в том числе и в Библии говорится о пророке Мухаммаде, как о Божьем Посланнике. В Коране так говорится об этом: Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину. (2:146)

Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, согласно некоторым хадисам, затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммаде. Даже те христиане, которые согласны с тем, что Библия имеет искажения, отвергают позицию мусульман.

В качестве доказательства мусульмане приводят следующие библейские стихи:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты (эти слова адресованы Моисею) и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его. (Библия. Второзаконие гл. 18, ст. 18-22)

Мусульмане указывают на то, что про Ису (Иисуса) это не могло быть сказано, по причине того, что он не такой как Муса (Моисей), тогда как сказано «такого как ты». Известный мусульманский проповедник Ахмед Дидад указывал на главные отличия Исы (Иисуса). Это, признаваемое мусульманами, чудотворное рождение, он не женился и у него не было детей, в отличие от Моисея и Мухаммада, он не был признан своим народом пророком, в отличие от Моисея и Мухаммада, он не был царём, то есть не был тем, кто, грубо говоря, распоряжается жизнью своих людей. Также Ахмед Дидад указывает, что Иса(Иисус) не пришёл с каким-то новым законом, а пришёл лишь исполнить старый закон. По поводу слов «из братьев их», мусульмане напоминают об общем происхождении арабов и евреев. Мусульмане указывают и на другие стихи в Библии.

Семья Мухаммада

Пророк Мухаммад был из племени «Курайш», которое имело очень высокое положение в арабской среде. Он относился к клану Хашим (хашимиты). Клан получил такое название в честь прадеда Мухаммада - Хашима. У Хашима при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам. Он был богатым человеком. Своё прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» - разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда - «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб, которого назвали Шуайба. Он был очень почитаем в своём народе.

Рождение и детство

Пророк Мухаммад родился, по мнению ряда учёных, 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Отец Мухаммада Абд Аллах умер незадолго до его рождения (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения Мухаммада. Имя матери Мухаммада - Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб. Имя Мухаммад, что означает «Восхваляемый», дал ему его дед Абд Аль-Мутталиб.

Мухаммад был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммад потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммада взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммада взял дядя по отцу Абу Талиб, который был очень беден. В 12 лет Мухаммад пас овец Абу Талиба, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммада носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммада, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов, являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммадом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу. Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммад, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммада, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммадом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммада, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу, что тот должен беречь Мухаммада от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Мухаммад до сорокалетнего возраста

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

* Между четырнадцатью и пятнадцать годами (или в двадцать лет) Мухаммад принимал участие в «Кощунственной войне», где «отражал стрелы щитом, защищая своих дядьев».

* Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, наниматься к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента.

* Когда Мухаммаду было 25 лет, он участвовал в «Союзе Благородных» (Хильф ал-Фудул), суть которого была в защите беззащитных и обеспечении безопасности чужестранцев в Мекке.

* Когда Мухаммаду было 35 лет, он принимал участие в ремонте Каабы. Её стены сильно пострадали от селя, также там произошёл пожар. Курайшиты были вынуждены строить здание заново. Он собственноручно установил «Чёрный камень» на прежнее место.

* По словам арабских историков, Мухаммад считался человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью. Мухаммада называли «аль-Амин», что означает Верный.

* Мухаммад, решив помочь своему дяде Абу Талибу, который оказался в трудном материальном положении, взял на воспитание его младшего сына, семилетнего Али - будущего сахаба и халифа.

Женитьба на Хадидже

В 25 лет Мухаммада наняла одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид для поездки в Сирию. Она занималась торговлей и нанимала мужчин для ведения своих дел. С ним поехал слуга Хадиджы - Майсара. Согласно хадисам, Хадиджа получила большую прибыль от той поездки и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммада, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников - сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет. Приводятся также и другие сведения). Однако, этот возраст, по мнению М. Уотта, возможно, преувеличен

До Мухаммада она была замужем два раза. Мухаммад испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммада только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммад был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней.

Начало пророческой миссии

Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, началась его религиозная деятельность (в Исламе пророческая миссия, посланническая миссия). Сначала у Мухаммада появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху. Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана.

Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммада Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман. Потом люди стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммад стал открыто призывать к исламу (613 г.). До этого, в течение трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. В Коране так сказано об этом: Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммаду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммада на принятие решения о первом переселении мусульман.

Переселение в Эфиопию

Это была первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммад не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммада, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней, умерла и первая жена Мухаммада (все жёны Мухаммада носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммад назвал «годом печали».

Уход в ат-Таиф

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммада и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммад принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли Ислам. Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие

Ночное путешествие Мухаммада - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммада. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммад был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса, Муса, Ибрагим. Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммад был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха. В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г.

В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммада сказано в суре «Перенес Ночью».

Джихад

До клятвы у аль-Акабы война мусульманам ещё не была разрешена. Курайшиты же вели враждебные действия против мусульман. Они либо просто уговаривали отказаться от ислама, мучили, либо изгоняли из страны. Некоторые мусульмане в результате этого отказались под нажимом от ислама, некоторые были замучены от рук курайшитов, а некоторые ушли из Мекки: одни - в Эфиопию, другие - в Медину. Сам факт хиджры весьма показателен, так как мусульмане покидали свою родину, оставляя свои дома, своё имущество, а это говорит о том, настолько серьёзными и тяжёлыми были притеснения. Первыми аятами Корана, разрешающими Мухаммаду воевать, были:

Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им.

Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный.

Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел - у Аллаха.

Потом был аят:

Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.

Хиджра из Мекки в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммада и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммада оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоть, год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). В Медине была составлена Мединская конституция, текст которой дошёл до нас подлиннике.

Военные походы Мухаммада

Битва при Бадре

Первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами, произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром (17 марта 624 г.г.) в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Нужно заметить, что несмотря на огромную значимость этой битвы, среди почти 1000 (Г. Лебон указывает число 2000) мекканцев количество погибших составило 70 (Ибн Исхак говорит, что общее количество убитых курайшитов, которых им перечислили, было 50) человек, а из чуть более 300 мусульман - 14, таким образом участвовавших в битве погибло всего 6,4 %. Мухаммад, узнав что люди из Бану Хашим и некоторые другие выступили против своей воли, не желая воевать против мусульман, запретил убивать их. По этой же причине он запретил убивать своего дядю. Среди тех, кого было запрещено убивать был Абу аль-Бахтария, который воздерживался от нападок на Мухаммада и мусульман в мекканский период. Однако тот настоял на сражении с союзником ансаров и был убит.

Битва у рва

Битва у рва состоялась 31 марта 627 года. Это была попытка, главным образом, курайшитов одержать верх над Мухаммадом. Общее количество язычников составило 10 000 человек в трёх армиях, включавших также племя Гатафан и Сулайм. Количество мусульман было 3000. Мусульмане вырыли ров вокруг Медины, что было впервые использовано на Аравийском полуострове. Его рыли на протяжении шести дней. Битва закончилась распадом коалиции язычников. Сражения так и не произошло, хотя была блокада, обстрелы из лука и неудачная попытка всадников пересечь ров.

Об остальных битвах и походах – см. Wikipedia

Дети Мухаммада

Все дети Мухаммада, кроме Ибрагима, были от Хадиджи. Первый ребёнок от Хадиджи - аль-Касим, потом родились ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум, Фатима. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммада, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммада, кроме Фатимы. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Жены Мухаммада

Известный историк Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам», а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа. (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одинадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён. Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Первой женой была Хадиджа , которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком принявшим ислам, всегда поддерживала его, год её смерти назван «годом грусти».

О последующих женах Пророка – см. Wikipedia

Последняя проповедь Мухаммада

Некоторые люди называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе. Последняя проповедь была сказана Мухаммадом в десятый год по хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммад отправился во главе с 14 тысячью мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммад пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Некоторые цитаты из этой проповеди (перевод проф. Ашик-Саида Конурбаева):

О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки.

И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.

Знайте, что мусульманин мусульманину - брат, и вместе они образуют братство. Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.

И ещё говорю я вам, все язычество и заблуждения - под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии.

Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости - и несправедливость минует вас.

О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам - у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, - есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам - одевайте и кормите их по возможности.

Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму.

О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.

Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями.

Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути.

И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, - тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха - и не вам исправлять их пути.

О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы - потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба - перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам - благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.

Чудеса Мухаммада

Коран - главное чудо

Чудо (в арабском языке это слово «му’джаза». Оно образовано от глагола «а’джаза» и означает «делать неспособным (слабым, бессильным)») понимается что-либо, что не способен сделать обычным человек. Если же чудо должно свидетельствовать в пользу того, что человек является пророком, то это чудо должно быть непосредственно связано с этим человеком, то есть например, фонтан, забивший из скалы среди пустыни является чудом, но он не всегда может служить в качестве доказательства, а вот если это произойдёт, когда пророк ударит посохом о скалу, то это уже может считаться знамением. Главным чудом Мухаммада мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписывать самому Мухаммаду, теоретически доказать это невозможно, так как сам он, будучи единственным передатчиком Корана, отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство), никаких же письменных работ после себя он не оставил, потому как был безграмотен. Переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с Коранической. Коран отвечает вышеназванным требованиям к чуду. Он является чудом (в частности, в его арабском значении), потому как никто не смог написать ничего подобного ему. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. (однако многие из них теряются при буквальном переводе).

В Коране делается вызов (тахадди) людям, не признавшим за Мухаммадом пророка: Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». Если бы это было сделано, об этом было бы безусловно известно, так как у Мухаммада во все времена было очень много критиков, а написание чего-либо подобного Корану было бы избавлением от Мухаммада, который был для язычников (особенно курайшитов времён Мухаммада, соплеменниками, носителями того же языка, того же диалекта, что и Мухаммад, принимавшими все возможные способы для устранения ислама), христиан и иудеев серьёзнейшей политической и общественной угрозой, а особенно во времена его непосредственной деятельности. Однако человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану. Таким образом это является чудом, а доказательствами того, что оно связано с Мухаммадом являются, например, аяты Корана, в которых говорится о Мухаммаде и том, что он пророк.

Разделение Луны на две части.

Отрывок из Корана, на который обычно ссылаются: Час (Божьего суда) настал, и раскололся месяц. Но даже если их глазам предстанет ясное знамение (Аллаха), они отворотятся от него и скажут: «Сие лишь временное колдовство» (Сура 54:1-2) Об этом же чуде в хадисах: Анас рассказывал, что люди потребовали от посланника Аллаха (да пребудет он с миром) показать чудо, и он показал им разделенную луну (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 533)

Предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами:

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая еще осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить ее, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».

Получение воды из пальцев.

Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти ее. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)».

Вздыхающий пальмовый ствол.

Будучи в Медине Мухаммад во время молитвы опирался на ствол пальмы «хуннан». Для удобства пальму срубили, а на этом месте соорудили кафедру, мимбар. Оставшись в одиночестве, дерево принялось вздыхать, желая прикосновений рук пророка. Узнавав о его горе, Мухаммед приказал принести ствол обратно.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются много чудес, например во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания (см. например День воскресения в исламе), чудеса с различными физическими объектами итд. Выводы некоторых исследователей о том, что «Мохаммед не делал никаких чудес» считаются мусульманами безосновательными потому, что существование такого Писания, как Коран не может подвергнуться сомнению.

Интересные факты

* Мухаммад был абсолютно безграмотен; не умел читать и писать.

* Выражение «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» никакого отношения к деятельности Мухаммада не имеет. Изначально оно основано на рассказе о Ходже Насреддине, но английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон в своей книге «Нравственные и политические очерки» привел собственный вариант рассказа о Ходже, заменив Ходжу на Мухаммада.

* Мухаммад и его сподвижники часто от голода привязывали к животу камень.

* Мухаммад называл войну обманом (имея ввиду всевозможные уловки и хитрости)

* Даже некоторые христианские писатели положительно отзываются о Мухаммаде

* Лондонский журнал Time Out в одной из своих статей назвал Мухаммада первым экологом.

* Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его взращивания передал жителям Кавказа пророк Мухаммад.

* Согласно хадисам, Мухаммед в течение дня и ночи он обходил всех своих жён. Сподвижники говорили между собой, что "он был наделён силой «тридцати».

Некоторые изречения Мухаммада

* «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь - сомнение»

* «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха»

* «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно»

* «Религия - легкость»

* «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами»

* «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут»

* «Горе тебе! Держись ее ног (матери), там Рай!»

* «Рай находится в тени (ваших) мечей»

* «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…»

* «Совершенство веры мусульманина проявляется в том, что он оставляет и отказывается от пустого и бессмысленного»

* «Человек с тем, кого он полюбил»

* «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай»

* «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы»

* «Евреи - народ Книги»

День рождения пророка Мухаммада: 11–12 Раби‘ аль-авваля.

Как относиться к празднику рождения пророка Мухаммада? Чем канонически обосновано его проведение?

Это благое нововведение (бид‘а хасана) , которое признается большинством исламских ученых и которое появилось примерно в конце шестого столетия по хиджре. Аль-Харари говорит: «Суждения о том, что «это [проведение Мавлида] отсутствует в Сунне, и поэтому отвергаемо и запретно», ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком, является запретным нововведением (бид‘а мухаррама)» . Рамадан аль-Буты писал: «Собрание людей с целью восхваления Всевышнего, где много говорится о жизни пророка Мухаммада, качествах и чертах его, - деяние благое и вознаграждаемое пред Аллахом (Богом, Господом), если делается ради Него, с Его именем и без присутствия запретного (махаррамат)» . Так считает и большая часть исламских ученых прошлого и настоящего. К тому же в пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кя‘б бин Зухейр, в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил его, произнеся восхваляющие слова. Хасан бин Сабит подтвердил это и также похвалил посланника Господа.

Соглашусь, что прямых канонических обоснований празднованию дня рождения Пророка нет, однако будет неверным утверждать, что в Исламе совсем нет места восхвалению посланника Господа, ведь в Коране говорится, что он - «милость для всех миров» .

Один из мусульманских ученых прошлого столетия говорил: «Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нем - общение меж верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Богу и последнему посланнику Его, Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Кто станет начинателем доброго дела в Исламе (благого обычая, суннатэн хасанатан, увязываемого каким-то образом с религией) [допустим, найдет некие новые формы, пути реализации духовно-нравственных, религиозных идей и ценностей] и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути [новой практике, нововведению, не вступающему в противоречие с канонами, а наоборот, развивающему, раскрывающему их], при этом оно и им будет зачтено. [И так до Конца Света.]

Кто же станет родоначальником злого деяния, прикрываемого религией (дурного обычая, пагубного поступка, дискредитирующего религию; сунната шаррин, суннатэн сайиэтэн; выдумает окольные пути обхода либо оправдания запретного), которому последуют другие, тот [если не раскается и не исправится пред Богом] заслуживает наказания, которого будет достоин, а также наказания, которого достойны будут все те, кто последует этому плохому обычаю (новому религиозному «благо»-злодеянию) [и так до Конца Света], при этом и на них будет грех за совершение его (данного поступка) [по собственному волеизъявлению]». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 392, хадис № 69–(1017); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 165, 166, пояснение к хадису № 27–(1677); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2680, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 108, 109, хадис № 41; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 106, хадис № 210.

Подробнее о нововведениях читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» или на нашем сайте.

Аль-Харари А. Изхар аль‘акыда ас-сунния би шарх аль-‘акыда ат-тахавия [Выявление суннитского вероубеждения через комментарий ‘акыды имама ат-Тахави]. Бейрут: аль-Машари‘, 1997. С. 332.

Аль-Буты Р. Ма‘а аннас. Машурат ва фатава. С. 241.

В Коране Господь миров говорит: «И ниспослали Мы тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и всегда»]» (Св. Коран, 21:107).

Нурси С. Аль-мактубат. Каир: Сюзляр, 1992. С. 396.

Читайте также: