Самые любимые советские певицы. Эстрада ссср Популярные певцы 60 70

Советские звезды эстрады сильно отличались от нынешних. Они обходились без лимузинов и райдеров, новые альбомы появлялись заметно реже, зато внимания поклонников им доставалось даже больше, чем сейчас. Рассказываем о самых народных и любимых певицах СССР.

Лидия Русланова

Карьера самой знаменитой в СССР исполнительницы русских народных песен началась в неудачное для этого время – в разгар Гражданской войны. Впервые на сцену Русланова вышла в мае 1917 года, а потом давала огромное количество концертов перед разными частями Красной Армии на Юге и Западе бывшей Российской империи. В 1921 году она вместе со своим вторым мужем перебралась в Москву.


Изысканная столичная публика, однако, не сразу приняла певицу. В двадцатые Русланова выступала в основном в провинции, многократно бывая на Дону. Все же удивительный голос и очень душевная интонация, с которой она исполняла песни, постепенно пробили ей дорогу. По-настоящему слава к ней пришла после знакомства с Михаилом Гаркави. Очень популярный конферансье стал не только ее мужем и партнером, но еще и своеобразным продюсером. Он договаривался о концертах, выбивал запись грампластинок, обеспечивал обсуждение в прессе.
Специальной статистики не велось, но, если судить по воспоминаниям современников, Русланова в тридцатых годах была одной из самых востребованных певиц. Огромные тиражи пластинок, радио, концерты в самых удаленных уголках страны. Даже арест в 1948 году вместе уже с четвертым мужем, генералом Крюковым, не уменьшил всенародную любовь. Сразу после смерти Сталина ее выпустили и уже через месяц она дала несколько концертов, которые сопровождались бешеным ажиотажем.

Клавдия Шульженко



Шульженко шла к славе долго, упорно и последовательно. В молодости она мечтала о театре, но в родном Харькове получала только небольшие роли. Зато все отмечали, что она чудесно поет. Тогда в 1928 году певица уезжает в Ленинград. Там ее принимают в Ленгосэстраду, которая после войны стала Ленконцертом, выступает солисткой джаз-оркестра Скоморовского – второго джазового коллектива в Питере и вообще в стране после утесовского «Теа-Джаза».
Шульженко не стала знаменитой сразу, только в 1936 году появились ее первые записи, но уже к концу тридцатых она буквально влюбила в себя ленинградскую публику, а благодаря пластинкам и гастролям стала известной по всему Союзу. Вокалистка даже решилась, как бы сказали сейчас, на сольную карьеру и вместе с мужем создала в 1940 году свой джазовый оркестр. А потом началась война.
Практически всю войну Шульженко выступала в войсках. Только за первый год блокады она дала около 500 концертов на передовой. Именно во время такого выступления к ней подошел молодой лейтенант и предложил свой вариант песни «Синий платочек». Благодаря ей и другим своим фронтовым песням певица стала настоящей мегазвездой советской эстрады: пластинки выпускались миллионными тиражами, ее приглашали выступать по всей стране, а песни многократно использовались в фильмах.

Эдита Пьеха



В середине пятидесятых Пьеха совершила маленькую революции на советской эстраде. До этого певицы на сцене предпочитали стоять, почти не двигаясь. Девушка из Польши, которая приехала в Ленинград учиться, вела себя у микрофона словно звезда наглухо запрещенных и «идеологически вредных кафешантанов». Для советской публики было настоящим шоком, когда вокалистка снимала микрофон со стойки, спускалась в зал и разговаривала с публикой.


Первое же выступление Пьехи с ансамблем Броневицкого в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год произвело фурор в Ленинграде. Предложения о концертах просто посыпались как из рога изобилия. Певице даже пришлось перевестись на заочное обучение. Но все это касалось в основном Северной Пальмиры и окрестностей, всесоюзная известность пришла после Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Он стал толчком для многих звезд СССР в шестидесятых, а сама Пьеха вместе с ансамблем, который к тому времени получил название «Дружба», завоевали золотую медаль.
Популярность Пьехи была настолько большой, что многие советские граждане вдруг решили изучать язык ее родины – долгое время половина ее песен была на польском языке, а сама она пела с небольшим акцентом, только добавляло ей привлекательности. Со временем она получила советское гражданство, в репертуаре появилось много официозных песен, а то, что казалось революционным, устарело. Но все равно эпоха Пьехи продлилась почти до середины семидесятых.

Людмила Зыкина



Сейчас сложно это представить, но на сцену Зыкину привела случайность. Москвичка, выросшая в простой и небогатой семье, любила петь, но считала, что даже приблизиться к миру творчества для нее нереально. Вместо этого она работала на заводе, в булочной, пошивочной мастерской, пока подружки не уговорили ее пойти на прослушивание в хор имени Пятницкого. Несмотря на огромный конкурс, в 1947 году ее взяли в этот прославленный коллектив.
Без музыкального образования на первых порах ей пришлось чрезвычайно сложно. В ее биографии того периода много учебы, пропавший после смерти матери голос, долгий путь в солистки. Впервые ее действительно заметили в 1957 году во время того самого московского молодежного фестиваля, где она стала лауреатом. А взлет на вершину популярности начался в 1960 году, когда она выиграла Всероссийский конкурс артистов эстрады и перешла в Москонцерт.


В СССР не было хит-парадов, поэтому сложно сказать масштабы популярности Зыкиной. Она была обласкана официальной властью, заслуженной артисткой РСФСР стала в 34 года, получала государственные награды и премии. Но стоит отметить, что в шестидесятые и семидесятые певица очень активно гастролировала по СССР и Европе и каждый раз собирала полные залы. Только разнарядкой Фурцевой, с которой Зыкина дружила, такого добиться было нельзя.

Майя Кристалинская



Блестящую звезду шестидесятых помнят и сегодня, а песни, которым она дала путевку в жизнь, и сейчас звучат в различных вариантах. Кристалинская, как и Пьеха – это редкий случай того, как смогли выстрелить девушки из самодеятельности. Конечно, в СССР многие музыканты приходили оттуда, но все же обычно, перед тем как стать популярными исполнителями, они закалялись и огранялись в профессиональных коллективах.


Кристалинская же пришла на эстраду прямо из конструкторского бюро. Начинающий тогда композитор Юрий Саульский пригласил ее в свой оркестр для участия в Фестивале молодежи и студентов. Выступление оказалось настолько ярким, что они стали лауреатами и, самое главное, очень понравились публике. Потом их программу просто растоптали в прессе, ансамбль попал в черные списки, но певица уже поверила в себя и свою звезду. В 1958 году ей организовали настоящее турне по Закавказью, которое прошло с небывалым успехом, и она с головой окунулась в советский шоу-бизнес.
К сожалению, судьба Кристалинской сложилась трагически. Она смогла победить рак и вернуться на сцену, но победить запрет чиновников от искусства не смогла. В начале ее концерты проходили с аншлагами, по радио крутили песни, которые сразу становились хитами, «Мелодия» тут же выпускала их отдельными синглами, голос звучал в фильмах. Но в какой-то момент ее запретили показывать по телевидению, потом стало практически невозможно получить разрешение на концерт в крупных городах, в результате ей пришлось ездить с выступлениями по селам.

Анна Герман



Гражданка Польши, потомок русских немцев и голландцев, которая стала одной из самых ярких советских звезд, безусловно привлекает внимание. Тем более что в ее биографии нашлось место и настоящей любви, и трагедии. Достаточно сказать, что свой путь к славе ей пришлось начинать дважды. Сначала в 1963 году после второго места на польском фестивале в Сопоте, а потом в 1970 году после автокатастрофы, трех лет лечения и реабилитации. А в 1972 году она снова вернулась к гастролям и в Москве впервые записала песню на русском языке, которая моментально превратила певицу в любимицу всех в СССР.
«Надежда» Пахмутовой и Добронравова стала чуть ли не главным хитом семидесятых, а мелодия и стихи остаются одними из самых узнаваемых и сейчас. Первой ее спела Эдита Пьеха, выступал с ней Магомаев и многие другие вокалисты, но именно исполнение Герман стало каноническим. Потом было еще несколько хитов («Когда цвели сады», «Эхо любви», «Белая черемуха»), которые выдвинули ее на первые роли на советской эстраде.


В Советском союзе Герман устроила по сути два больших тура, которые проходили по два года каждый, выпускала пластинки с миллионными тиражами, выступала на самых лучших площадках с полными аншлагами. Например, на концерт во Дворце Съезда пришло шесть тысяч человек. К сожалению, в конце семидесятых у нее обнаружили рак. Победить болезнь в этот раз она не смогла.

Валентина Толкунова



Изначально Толкунова шла по стандартному пути советского профессионального музыканта. Училась в Институте культуры в Москве, прошла конкурс в оркестр Саульского, который стал ее первым мужем, параллельно закончила училище имени Гнесиных. Впереди было много гастролей и постепенное завоевание своего места на эстраде. Если бы не два фактора: появление телевидения и внимание поэта Льва Ошанина.
Ошанин увидел певицу во время одного из выступлений и попросил ее исполнить лирическую песню «Ах, Наташа» на его творческом вечере, который показывали по центральному ТВ. Толкунову, которую почти никто в зале не знал, дважды вызывали на бис. В запись это не попало, но все равно на следующей день после эфира она проснулась звездой.
Тогда перед Толкуновай буквально распахнулись все двери. Ее регулярно стали приглашать на «Песню года», правительственные концерты, доверили петь прощальную песню Московской Олимпиады. Зрители сразу прозвали ее «Серебренным голосом России», а маститые композиторы засыпали потенциальными хитами. Певица записала всего около 500 песен, многие из которых пела вся страна.

Алла Пугачева



Будущая Примадонна ушла в музыку и поступила в музыкальное училище после восьмого класса в 1964 году. А в шестнадцать лет уехала на первые гастроли, в семнадцать познакомилась с Владимиром Шаинским и начала формировать свой песенный репертуар. Тогда она по манере исполнения и интонации немного напоминала Кристалинскую. После училища дирижер хора выбрала путь вокалиста, выступала, мелькала на ТВ, радио, ненадолго уехала в Липецк, поменяла несколько мест работы и ансамблей.
Переломным для нее стал 1974 год и участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, когда ей после скандала все-таки дали третью премию. Это было в общем-то профессиональное мероприятие и обычные зрители его почти не заметили, но на Пугачеву обратил внимание Павел Слободкин, который позвал ее в ВИА «Веселые ребята». Там она сначала вообще подпевала за кулисами, но затем получила свои песни. И в этот момент на самом высоком уровне было принято решение послать ее на фестиваль «Золотой Орфей». Оттуда она вернулась с триумфом.
Грянуло сразу после возвращения из Болгарии, когда через месяц фестиваль показали по ТВ. Она ехала с двумя композициями, «Арлекино» и «Ты снишься мне», фирма «Мелодия» к ним добавила «Посидим, поокаем» и выпустила миньон. Общий тираж составил 14 миллионов. Сумасшедшая цифра даже по меркам Советского союза.


Пугачеву с восторгом принимали везде в СССР, странах социалистического блока, она выполнила своеобразный гроссмейстерский норматив советского шоу-бизнеса – с успехом провела сольный концерт в Лужниках. А в 1979 году она подготовила программу «Женщина, которая поет» и пробила съемки одноименного фильма, который в результате собрал почти 55 миллионов зрителей.

София Ротару



В СССР обыватели любили сравнивать Пугачеву и Ротару, ходили слухи о жуткой ревности между этими двумя певицами. Как бы там ни было на самом деле, свой путь к славе Ротару начала чуть раньше, да и первые результаты, казалось бы, появились тогда, когда Пугачева пока еще искала себя.
Если говорить о всесоюзной любви, то тут все сложнее. Долгое время Ротару позиционировала себя как исполнительница украинских и молдавских народных песен. Советские власти любовно культивировали это направление, но популярность среди широких масс к тому времени снизилась.


Первый переворот произошел в 1971 году после встречи Ротару с композитором Владимиром Ивасюком, который предложил ей исполнить песню, ставшую ее визитной карточкой – «Червона Рута». Тогда-то и начался ее фолк-поп период, как его назовут позднее. Открыв по сути этот жанр для советской публики, она вышла на всесоюзный уровень. Как в таких случаях говорят, карьера развивалась поступательно. И в этот момент на эстраде «началась Пугачева».
В принципе, какой-то другой исполнитель удовлетворился и тем, что имеет. В конце концов, девочка, выросшая в небольшом селе, входила в пул лучших советских исполнителей. Но только не Ротару. Или не ее муж, который руководил стратегией.
Постепенно она сократила в своем репертуаре народные песни, а в конце восьмидесятых и вовсе ушла в эксперименты с жанрами. Началось это еще с песни «Родина моя» в 1977 году, но особенно ярко это проявилось в восьмидесятых, когда Ротару вслед за Пугачевой поучаствовала в создании двух музыкальных фильмов: «Где ты любовь» (1980) и полубиографичный «Душа» (1981), где она вместе с «Машиной времени» исполняла песни Макаревича. Это практически сразу позволило ей разделить с Пугачевой всенародную любовь.

Лайма Вайкуле



Пока две примы советской эстрады выясняли отношения и экспериментировали, на сцене неожиданно зажглась еще одна звезда. История Лаймы Вайкуле больше всего напоминает историю о Золушке. До сих пор только неизвестно, кто стал для малоизвестной 31-летней певицы из варьете «Юрас перле» в Юрмале принцем или феей-крестной. В самой распространенной версии считается, что волшебную палочку держал в руках поэт-песенник Илья Резник.


В тот момент он с композитором Раймондом Паулсом разошелся с Аллой Пугачевой в творческих вопросах, и они решили найти новое приложение своим талантам. Они нашли Вайкуле, которую Паулс знал еще с начала семидесятых, подготовили ей репертуар и помогли попасть на ТВ. В тот момент идеологический пресс заметно ослаб и это сделать было намного проще. Сначала с песней «Костер» она засветилась в «Песне года», а потом в 1987 году попала на запись авторского вечера Паулса, где исполнила «Еще не вечер».
Композиция, которая была написана очень давно и от нее отказались к тому времени многие певицы во главе с самой Пугачевой, моментально сделала Вайкуле очень популярной, последовало несколько очень громких туров, вышла пластинка. Неизвестно как бы дальше развивалась ее карьера, но к тому времени началась перестройка, СССР затрещал по швам, а вместе с ним закончилась эра советской эстрады.

Общеизвестно, что появление на Западе таких групп, как « Битлз», « Роллинг стоунз», «Скорпионс» оказало огромное влияние как на мировую, так и на отечественную эстрадную музыкальную культуру. Разница заключается в том, что западные группы, начиная свою карьеру, пускались в свободное плавание, выбирая себе студии звукозаписи, которые наиболее их устраивали. В СССР дело обстояло гораздо сложнее. Легендарный русский рок берет свое начало в конце 60- начале 70 годов и становится почти главенствующим направлением. Практически в каждой школе, как в больших, так маленьких городах, есть своя рок- группа или вокально- инструментальный ансамбль (далее ВИА). Наиболее талантливые из ребят получают хорошее музыкальное образование и мечтают начать профессиональную карьеру. Вот тут - то и начинаются сложности. Дело в том, что официальные ВИА имеют возможность записывать диски на студии - монополисте « Мелодия», выступать с концертами, участвовать в телепрограммах. Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок - группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах. Через это прошли такие известные рок - группы, как « Машина времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи». Цензура была строжайшей. Можно было запросто угодить под статью, за несанкционированные концерты. Не взирая ни на что, музыкальные группы в это непростое для отечественной музыки время, растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы - как «Самоцветы», «Ариэль», «Веселые ребята», «Цветы», «Земляне» и др.. Удивительны лирические композиции этих групп: они просты и вместе с тем пронзительно - мелодичны. Неудивительно, что их любят и помнят до сих пор. Так и существуют параллельно в 70 -е годы ВИА и рок - команды, участники которых частенько перебегают из одного лагеря в другой и обратно. 80-е годы знамениты тем, что в это время в Ленинграде появляется 1 рок - клуб и даже начинают проводиться настоящие рок - фестивали. Цель этих мероприятий - некое упорядочение рок - движения, временами действительно выходящего из под контроля. Появляется телепередача «Музыкальный ринг», в которой позволено выступать некоторым рок - группам. Накатывает вторая мощная волна русского рока: буквально взрывают рок-олимп группы « Кино», « Алиса» и др. Стиль их исполнения определяется как «нью - вэй». «Агата Кристи» начинает играть свою знаменитую психоделическую музыку. На пике популярности - «Наутилус Помпилиус» и «Зоопарк». Время идет, порядки в стране меняются. Рок - музыкантам даже удается принять участие в съемках фильмов, кстати, очень неплохих и ставших впоследствии культовыми (« Игла», «Асса», « Взломщик»). Отдельные ВИА и рок - группы до сих пор успешно выступают, собирают большие залы. Исполняют они и новые композиции, талантливые и профессиональные. Но почему - то неистовый восторг зрителей вызывают уже миллион раз прослушанные песни. Создается впечатление, что все самое лучшее музыканты создали именно в советское время.

Абрамов Георгий

Работал электриком в МГУ, принимал участие в университетской самодеятельности. В 1931 г. окончил Московский музыкальный техникум им. А. и Н. Рубинштейнов (класс пения А.Ф.Засядько). В 1931—1966 г.г солист Всесоюзного радио и телевидения.

Участвовал в оперных спектаклях радио. Партии: Степан («Женитьба» Мусоргского), Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского и «Дон Жуан» Моцарта), Сашка («Тихий Дон» Дзержинского), Кухарка («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Фигаро и Папагено («Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта) и др.

Выступал как концертный певец, пропагандировал произведения советских авторов; первый исполнитель песен многих советских песен, в том числе «Дороги» Новикова, «Заветный камень» и «Одинокая гармонь» Мокроусова. Абрамову посвящена песня «Шумел сурово брянский лес» Каца. С 1944 г. заслуженный артист РСФСР. В 1954—58 гг. преподавал в Музыкально-педагогическом. институте им. Гнесиных. Гастролировал в Польше, Венгрии, Румынии, ГДР (1959г.).

Анофриев Олег

Олег Андреевич Анофриев родился в 1930 году в Геленджике. Актерскую профессию О.А.Анофриев получил в Школе-студии МХАТ. Творческую жизнь начал актером Центрального детского театра (1954-1960 г.г.). Затем - два года работы в Театре им.Маяковского и десять лет в Театре им.Моссовета (1962-1972 г.).

Первый серьезный театральный дебют Олега Анофриева - роль Василия Тёркина в одноименном спектакле театра им.Моссовета. Успех спектакля в стране и за рубежом во многом зависел от убедительной игры главного героя. Одна из софийских газет выразила общее мнение о работе актера: "Василий Теркин и Олег Анофриев слились в этом удивительном молодом человеке в солдатской форме. В исполнении Анофриева не только оживают стихи Твардовского, но становятся видными скрытые черты человеческого обаяния. Ты - народ, ты - необъятная русская душа, в тебе вместились самые возвышенные его порывы. Ты кристально чист, как русская песня, неуловим и неповторим, как звуки ожившей в твоих руках гармони". Теркин сделался национальным героем Болгарии, а город Русса присвоил Олегу Анофриеву звание почетного гражданина.

Первая работа в кино - фильм "Секрет красоты" (1954 г.). Всего О.А.Анофриев сыграл в кино более 40 ролей, в том числе в фильмах "Горы зовут" (1955 г.), "В добрый час" (1956 г.), "Артист из Кохановки" (1957 г.), "Простая история", "Веселые истории" (1958 г.), "Алые паруса" (1960 г.), "За витриной универмага", "Девушка с гитарой" (1961 г.), "Коллеги" (1962 г.), "Сказка о потерянном времени" (1963 г.), "Проверено - мин нет" (1964 г.), "Друзья и годы" (1965 г.), а также в картинах: "Северный вариант", "Солнце снова солнце", "Обыкновенная Арктика", "Первый рейс", "Кот в мешке", "После дождичка в четверг", "Там на неведомых дорожках", "Человек с бульвара Капуцинов", "Криминальный квартет", "Секунда на подвиг", "Поворот", "Ссыльный 0011", "Инкогнито из Петербурга", "Схватка в пурге" и других.

Как правило, сценический или песенный герой Анофриева - простой, обыкновенный парень, он всегда "наш", знакомый, где-то виденный, возможно, живущий среди нас. Олег Андреевич называет его: "Мой мудрый простак".

Впрочем, "простак" Анофриева не так уж прост. Он естественен и типичен, он народен, а потому всегда вызывает симпатии зрительного зала. Кроме театра и кино Олег Андреевич много работает на эстраде, телевидении и радио.

Он постоянно и вдохновенно сочиняет музыку, стихи, песни, пародии и эпиграммы. Поет почти во всех своих фильмах и спектаклях он поет песни, нередко за нескольких персонажей.

Классикой, своего рода народным эпосом стал озвученный им мультфильм "Бременские музыканты".

Он написал десятки песен, романсов и мелодий, в том числе к фильмам: "По горам по долам", "Северный вариант", "Хорошо сидим", "Каскадер", "Кот в мешке", "Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил", а также к спектаклям и музыкальным сказкам: ("Тень", "Сеньор Хуан", "31 июня", "12 ночь", "Быть влюбленным", "Приключение Тото", "Волшебное яблоко", "Бременские музыканты"). В настоящее время готовятся к выходу музыкальный диск песен, посвященный женщинам России "Цветы России", диск-былина "Дунай Иваныч сватом у Владимира Красно Солнышко", сборник песен о Москве, а также новый вариант музыкальной сказки "Бременские музыканты".

Баянова Алла

Баянова Алла Николаевна родилась в 1914 году в Кишиневе в семье оперного певца. Исполнительница романсов.

В 1921 году семья Баяновых уехала за границу. Николай Леонардович, получивший когда-то образование в Риме у знаменитого А. Контоньи, оставил оперное искусство, в Париже он устроился в небезызвестную «Летучую мышь» к Балиеву, выступал с куплетами и популярными бытовыми романсами. Вскоре «Летучая мышь» отправилась на длительные гастроли в США, и Баянов переходит в «Казбек» — тот классный парижский ресторан, где пели Вертинский и Морфесси.

Однажды для нового номера Баянову потребовался мальчишка, который мог бы изобразить поводыря у слепого старца Кудеяра. После тщетных поисков Николай Леонардович попросил помочь свою дочь. На репетиции, по рассказу Аллы Николаевны, собралось много разной публики, но преимущественно были свободные от работы артисты. Когда они с отцом показались перед зрителями, в зале сразу же установилась тишина. Николай Леонардович мастерски перевоплотился в кающегося старого грешника, которому Алла помогала добираться до середины сцены, где соорудили небольшой пенек. Кудеяр усаживался на пень и под звуки вступавшего оркестра начинал рассказ о прожитой жизни. Он поведал миру свое желание «Богу и людям служить». Слезы раскаяния текли по его щекам, он поник и положил руку на голову дочери, склонившейся ему на колени. В оркестре начался негромкий перезвон колоколов и Кудеяру по роли предстояло от речитатива перейти к «Вечернему звону», Алла, поддавшись непонятному вдохновению, вдруг тихонько запела: «Вечерний звон, вечерний звон...» Отец тут же подхватил и тихо стал вторить дочери. Сцена получилась изрядно чувствительной и веем очень понравилась. Радовался и владелец «Кавказа», заявив, что никакого другого поводыря искать больше не надо.

Так состоялся сценицеский дебют Аллы Баяновой. Находясь на гастролях в Белграде, отец и дочь заключают ряд контрактов с концертными фирмами и оттуда с новой большой программой, составленной из русских и цыганских романсов, отправляются в многомесячное турне по странам Африки и Ближнего Востока, выступают в Греции. В Афинах Алла Баянова пела почти год в русском баре «Стрельна». С конца 30-х Баяновы постоянно живут в Румынии. В 1940 году Николай Леонардович тяжело заболел и прекратил артистическую деятельность. Алла некоторое время выступала в ресторане Петра Лещенко, потом ее пригласили работать в бухарестский театр «Альгамбра». В один прекрасный день в квартиру явились агенты сигуранцы, румынской тайной полиции. В доме все перерыли, но, кроме бумаг с нотами русских романсов, других улик не нашли. Аллу арестовали и объявили «красной». Целый год она провела в заключении, и только начавшаяся война «помогла» ей выйти на свободу.

После войны Алла Николаевна выступает в АРЛУСе (Румынская ассоциация дружественных связей с Советским Союзом), расширяет свои концертные программы за счет песен советских композиторов.

Но ее «конек» — старинные романсы: «Очи черные», «Прощай, мой табор», «Журавли», «Калинка», «Степи молдаванские», «Вернись», произведения О. Строка и Б. Прозоровского.

В 80-е годы артистка несколько раз приезжала в СССР на гастроли, а в декабре 1989 года получила советское гражданство и поселилась в Москве.

Голос Баяновой и сегодня не потерял былой красоты и силы, хотя надо ли говорить, сколько воды утекло со времени ее дебюта в Париже. Певица всегда тщательно, «как в первый раз», готовится к встрече с аудиторией, продумывая каждую мелочь, и появляется на сцене — в зависимости от композиции программы — то в строгом вечернем платье, то в русском костюме, то в ярком цыганском наряде. Ее искусство ориентировано не вообще на публику, не на случайного посетителя, а на слушателей, чувствующих очарование именно старинного романса, любящих цыганскую песню.

Бейбутов Рашид

Рашид Маджид оглы Бейбутов родился в Тифлисе 14 декабря 1915 года. Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одной событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова.

В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно - все свое время и силы Рашид отдает самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения.

В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни.

После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока.

На рубеже 40-50-х годов Бейбутов выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поет на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.).

В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала.

Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимают произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина.

Белов Геннадий

Геннадий Михайлович Белов родился в 1945 году.

В семье пели все: и мама, и бабушка, и тётки. Закончив текстильный техникум, стал работать мастером на московском шелковом комбинате ""Красная роза" и с удовольствием занимался в художественной самодеятельности, где стал лауреатом различных смотров и конкурсов. Занимался вокалом с Василием Николаевичем Щербаковым. В середине 70-ых годов он становится участником телевизионной передачи, а затем... солистом Ансамбля песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Геннадий Белов пел много песен композитора Владимира Шаинского. Мелодичность и переданное в музыке восхищение русской природой привлекает певца к творчеству композитора. С удовольствием исполнял его песни "Травы, травы..." на стихи Ивана Юшина, "На дальней станции сойду" на стихи Михаила Танича. К ним присоединились песни и других авторов, которые ярко и вдохновенно пишут о русской земле, о красоте её людей. Например, песня Александры Пахмутовой и Сергея Гребенникова "Шумят хлеба". Беловым записано более семидесяти песен, и многие из них продолжают жить в его репертуаре. Певцу посчастливилось быть членом художественной делегации на X и XI Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в Берлине и Гаване. На концертах фестиваля аудитория очень горячо принимала в его исполнении лучшие песни В.Соловьёва-Седого, М.Блантера, Б.Мокроусова. C собенной любовью Белов пел песни Давида Тухманова "Здравствуй, мама" на стихи Роберта Рождественского и "Звёздную песню неба", написанную Тухмановым в содружестве с Владимиром Фирсовым.

Трудно складывался новый репертуар певца. "К сожалению, - говорит Белов, - песни для высокого мужского голоса композиторы сейчас пишут очень редко. В 40-50-е годы, не говоря о песенном наследии 30-х, теноровых песен было множество. Только выбирай! Я с удовольствием пою лучшее из того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым!.. С новым значительно трудней, сейчас - время баритонов. И всё же нет-нет да и попадёт на мой рояль клавир новой песни для тенора, и я, естественно, радостно приветствую каждую такую новинку, хотя, конечно, далеко не все из этих новинок могут войти в мой репертуар, и если удаётся найти свою песню, тут уж счастье настоящее".

Вспоминая песни из репертуара Геннадия Михайловича, радуешься тому, что певец так тщательно, так бережно отбирает материал для своего исполнения. Вкус, эрудиция, горячая любовь к своей профессии помогают ему доносить лучшие песни современных композиторов до каждого слушателя. А в творчестве лирического певца это так важно.

Бельды Кола

Бельды Кола (Николай Иванович) родился в 1929 году. Нанайский певец.

В одном аэропорту из-за плохой погоды вылет самолета надолго задерживался. Артиста ждали зрители, и он, естественно, очень волновался. И вдруг объявление по радио: «Товарища Бельды просим зайти к дежурному по аэровокзалу». «Поедете, Бельды, на оленях, — встретил его дежурный, — вряд ли погода скоро наладится. К тому же, как известно, самолет — хорошо, а олени — лучше...» Так и прикатил Кола Бельды к своим слушателям, как в песне, «прямо на оленях».

Думаю, многие еще не забыли, как в 70-х годах на всевозможных эстрадных концертах выходил на сцену в ярком нанайском костюме никогда не унывающий Кола Бельды и пел свою знаменитую песенку. Не менее популярной стала у него и другая: «Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам». Сколько неподдельной, наивной, почти детской радости излучало его искусство.

Начинал он в художественной самодеятельности Тихоокеанского флота: сначала пел в хоре, потом выдвинулся в солисты. В 1957-м стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1960-м получил 3-ю премию на Всесоюз. конкурсе артистов эстрады. Был солистом Москонцерта, получил звание «заслуженного» (1985).

В 1991 году неожиданно покинул столицу и уехал поближе к родным пенатам, в Хабаровск. Последний год работал с ансамблем «Дальний Восток» и являлся председателем гуманитарного музыкального центра «Кола Бельды».

Бернес Марк

Выступать на эстраде начал с конца 30-х годов. Широкую известность получил после выхода кинофильма "Человек с ружьем", в котором исполнил песню "Тучи над городом встали". В сотрудничестве с композитором Н. Богословским записал одну из своих первых пластинок "Любимый город". Участвовал в радиообозрении "Клуб веселых артистов", исполняя песни: "В жизни так случается" (В. Соловьев-Седой), "Полевая почта" (Ю. Левитин), "Песенка влюбленного", "Путь-дорожка фронтовая" (Б. Мокроусов). Большой популярностью у радиослушателей пользовались песни "В дальнем рейсе" и "Морская песенка", продолжавшие традицию песни-танца. Впоследствии они попали в список запрещенных песен и пластинки с их записями были изъяты из продажи. В 1946 году Бернес включил в свой концертный репертуар песню М. Блантера на стихи М. Исаковского "Враги сожгли родную хату", что вызвало упреки критиков в распространении пессимистических настроений.

Успешно гастролировал по городам СССР и за рубежом, исполняя песни Э. Колмановского "Я люблю тебя, жизнь", "Хотят ли русские войны?", песни Н. Богословского "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали..." из кинофильма "Два бойца", где сыграл одну из главных ролей, и "Спят курганы" из кинофильма "Большая жизнь" и др. В 50-е годы включает в свой концертный репертуар песни: "С чего начинается родина?" (В. Баснер - М. Матусовский), "Москвичи" или "Сережка с Малой Бронной..." (А. Эшпай - Е. Винокуров), "Если бы парни всей земли" (В. Соловьев-Седой - Е. Долматовский). "Песня Журавли" (Мне кажется порою, что солдаты...), написанная Я. Френкелем на стихи Р. Гамзатова, стала последней песней, которую исполнил Марк Бернес. Пластинка с ее записью была издана после смерти певца.

Богатиков Юрий

Богатиков Юрий Иосифович родился в 1932 году. Певец.

Окончил Харьковское музучилище. На эстраде с 1964 года: артист Ворошиловградской филармонии. С 1974 — солист (потом и художественный руководитель) Крымской филармонии. Снискал известность в середине 60-х годов исполнением песен патриотического звучания: «Любовь к отчизне» В. Левашова, «Усталая подлодка» А. Пахмутовой, «Весна 45-го года» И. Лученка, «Экипаж — одна семья» Ю. Плешака, «Не плачь, девчонка» В. Шаинского и др. Удачными получились у него и некоторые лирические произведения советских композиторов: («Спят курганы темные» и «Давно не бывал я в Донбассе» Н. Богословского), украинские народные песни («Ганзя», «Чернии брови»), русские народные («Коробейники», «Отрада»).

Обладатель 2-й премии «Золотого Орфея» (Болгария, 1969). Лауреат премии Ленинского комсомола (1983). Нар. артист СССР (1985).

Брегвадзе Нани

Брегвадзе Нани Георгиевна родилась в 1938 г. в г.Тбилиси. Популярная в Грузии певица.

В семье Нани Брегвадзе все пели. Прабабушка и родная тетя были профессиональными певицами, а мать и ее пятеро сестер и брат пели в великолепном ансамбле. Еще совсем маленькой девочкой, где-то в возрасте 6 лет, Нани уже пела под гитару "Калинку", "Караван", другие старинные русские песни и романсы.

После окончания музыкальной школы поступила в музыкальный техникум, а затем стала студенткой Тбилисской Государственной консерватории им.В.Сараджишвили по классу фортепиано (1958-1963 гг.).

Будучи еще студенткой, начала петь в Тбилисском Государственном оркестре "Рэро" Грузинской Государственной филармонии. Одно из самых сильных впечатлений того времени - гастроли с Московским Мюзик-холлом в Париже в 1964 г. Тогда Нани впервые выступила во всемирно известном зале "Олимпия". После приезда из Парижа ее пригласили в ансамбль "Орэра", в котором она проработала солисткой 15 лет.

С 1980 г. Нани Брегвадзе начала выступать с сольными концертами. По сей день она гастролирует во многих странах мира. В ее репертуаре сотни широко известных и полюбившихся публике песен и романсов: "Не уезжай, ты мой голубчик" (старинный романс), "Пой моя гитара" (муз.А.Кручинина, сл.А.Башкина), "Горчит калина" (муз.В.Зубкова, сл.Н.Кондаковой), "Вернись" (муз.Б.Прозоровского, сл.В.Ленского), "Снегопад" (муз.А.Экимяна, сл.А.Рустайкиса), "Калитка" (муз.А.Обухова, сл.А.Будищева), "Уйди, совсем уйди" (муз.Ф.Дризо, сл.В.Верещагина), "Но я Вас все-таки люблю" (старинный романс), "Сухая верба" (муз.Г.Сорочан, сл.Г.Левина), и многие, многие другие.

Нани Брегвадзе - Народная артистка СССР (1983 г.), Народная артистка Грузии (1974 г.)

Бржевская Ирина

Бржевская Ирина Сергеевна родилась в 1929 году. Певица.

Окончила в 1956 году ГИТИС по специальности «артистка театра музыкальной комедии». Дебютировала как солистка оркестра Центрального Дома культуры железнодорожников, возглавляемого Д. Покрассом. В 1957 — 1958 гг. — певица Орловской областной филармонии. Два года Бржевская выступала с оркестром Э. Рознера. В 1960 — 1989 гг. — солистка ВГКО и Москонцерта.

Обладая хорошими вокальными данными и самобытной творческой индивидуальностью, Ирина Бржевская в 60 — 70-е годы стала одной из ведущих эстрадных певиц страны. Она первой исполнила и записала на пластинку песню А. Пахмутовой (на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова) «Геологи».

В ее исполнении долгое время были популярны «Московские окна» Т. Хренникова и «Хороши вечера на Оби» А. Фаттаха. С «Московскими окнами» в сопровождении оркестра п/у Ю. Силантьева она выезжала в 1964 году в Дрезден, где стала лауреатом фестиваля эстрадной песни.

Репертуар Бржевской включал и произведения М. Блантера, А. Зацепина, Е. Птичкина, В. Левашова, В. Шаинского и др. Только на радио певица записала около 400 песен.

Заслуженная артистка Татарской АССР (1976) и РСФСР (1978).

Бродская Нина

Бродская Нина Александровна родилась в 1949 году. Певица.

Начала петь в 1965 году в оркестре п/у Эдди Рознера.

Кажется, еще вчера мы слышали в исполнении Нины Бродской динамичную песню А. Зацепина «Звенит январская вьюга» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»), или лирическую — Э. Колмановского «Ты говоришь мне о любви» («Одна снежинка еще не снег...»), или песни Д. Тухманова. Еще звенит в ушах ее чистый звонкий голос и совсем не верится, что его обладательница вот уже двадцать лет живет в США, куда она уехала, несмотря на успех, многочисленные гастроли и любовь зрителей.

Бунчиков Владимир

Бунчиков Владимир Александрович (Абрамович) - эстрадный певец - родился в 1902 году.

Бунчиков родился в городе Екатеринославе на Украине. Окончил Музыкальный техникум в Днепропетровске в 1929 году у О.Тарловской. Продолжил учёбу в Ленинграде у Касторского. С 1929 года - солист Рабочей оперы в Днепропетровске. С 1931 года работал в Московском музыкальном театре им. В.И. Немировича-Данченко. С 1934 года записывался на пластинки (с джазом В. Канделаки, эстрадным оркестром В. Кнушевицкого, ансамблем песни Всесоюзного радио п/у Б. Александрова). В репертуаре — песни советских композиторов: «Летят перелетные птицы» и «Грустные ивы» М. Блантера, «Песня о фонарике» Дм. Шостаковича, «Лирический вальс» Е. Жарковского, «Белокрылые чайки» Д. Прицкера, «Услышь меня, хорошая» В. Соловьева-Седого.

В 1942 — 1967 годах — солист Всесоюзного радио. Многие песни В. Бунчиков исполнял в дуэте с В. Нечаевым, с которым познакомился в годы войны. Счастливое сочетание двух голосов — лирического баритона Бунчикова и тенора Нечаева — обогатило их вокальную палитру и усиливало эмоциональное воздействие на слушателя. В исполнении дуэта, проработавшего на эстраде четверть века, стали популярными в прошлом такие произведения, как «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Мы люди большого полета» Б. Мокроусова, «Дождик» и «Ты да я, да мы с тобой» Н. Богословского.

В 1944 году удостоин звания Заслуженный артист РСФСР

Бюль-Бюль оглы Полад

Бюль-Бюль оглы Полад родился в 1945 году в Баку (Азербайджан) в семье великого азербайджанского певца, основоположника азербайджанского профессионального вокального искусства, ученого-музыковеда, профессора Бюль-бюля.

Творческий и профессиональный облик Полада Бюльбюль оглы формировался в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова в классе композиции выдающегося композитора Кара Караева.

Еще в студенческие годы определились творческие наклонности музыканта - тяга к современной музыке, к ясности и благородству формы.

Многие годы он выступал как певец и композитор, активно пропагандируя азербайджанскую музыкальную культуру. Руководил эстрадными коллективами республики. Как артист объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира. Полад Бюль-бюль оглы создал целое направление в советской эстраде, соединив современные ритмы и гармонии с ярким национальным мелодизмом, что стало примером для подражания последующего поколения музыкантов.

Полад Бюль-бюль оглы снимался в главных ролях в кинофильмах, ставших необыкновенно популярными. Написал музыку более чем к 20 кинофильмам. Благодаря участию в многочисленных музыкальных программах и телепередачах Полад Бюль-бюль оглы стал телезвездой первой величины. И не случайно именно он стал единственным представителем азербайджанской культуры, в честь которого в феврале 2000 года была открыта звезда на "Площади звезд" в Москве.

Композиторское творчество Полад Бюль-бюль оглы многообразно. В его творческом активе имеются крупные симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, мюзикл, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Особый успех принесли ему песни, которые исполняли как известные певцы страны, так и он сам.

Полад Бюль-бюль оглы - доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики, почетный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства, действительный член Международной гуманитарной академии "Европа-Азия". В 2000 году ему присвоено ученое звание профессора.

Ведищева Аида

Ведищева Аида Семеновеа родилась в 1941 году. Певица.

Память сразу же возвращает меня в те годы, о которых без приставки «ретро» вроде уже и говорить неудобно. Напомню читателю следующий ассоциативный ряд: «Песенка о медведях» («Где-то на белом свете...») из «Кавказской пленницы», щемящий сердце «Лесной олень» из детского фильма «Ох, уж эта Настя», танго-пародия («Видишь, гибнет, сердце гибнет») из «Бриллиантовой руки»... Светлые, легкие, добрые песенки. Их пела Аида Ведищева. Она же впервые исполнила многие песни В.Шаинского («Чунга-чанга», «Будь прежним», «Смешной паренек», «Ах, Наташа»), Р. Майорова («Не родись красивой»), А. Пахмутовой, Я. Френкеля, Б. Савельева, С. Пожлакова, А. Зацепина. Ее дебют состоялся в начале 60-х. Она обладала врожденным чувством эстрады и поэтому была сама себе и художественным руководителем, и драматургом, и режиссером.

В конце 70-х А. Ведищева эмигрировала в США. К этому времени певица была изрядно «остепененной»: лауреат Всесоюзного конкурса эстрадной песни, дипломант Сопотского фестиваля, лауреат премии Ленинского комсомола. Аида Ведищева живет теперь в Лос-Анджелесе. Поет разные фрагменты из популярных мюзиклов, не забывая, разумеется, и о русском репертуаре (старинные романсы типа «Ямщик, не гони лошадей»).

Великанова Гелена

Гелена Марцелиевна Великанова родилась в 1922 году.

Получив музыкальное образование и закончив Всесоюзную студию эстрадного искусства по классу О. Н. Андровской, певица пришла на эстраду в самом начале 50-х годов. С 1950 года - солистка Москонцерта.

Среди первых песен, спетых ею, - произведения советских и зарубежных композиторов: "Мне весело" В. Шаинского, "Письмо к матери" Л. Лядовой и шлягерные - румынская "Маринике", французские "Возвращение моряка", "Маленькая Мари". Тут же нашлось место сатирической песенке "Знакомый портрет незнакомки" и детская - "Фотограф в зоопарке" и другие. Этот, прямо скажем, пестрый комплект не позволял судить о направленности репертуара певицы, скорее он был заявкой, как бы призванной показать, что Великановой все по силам. Певица, казалось, была озабочена не стройностью программы, а возможностью раскрыть свое умение, продемонстрировать артистизм, владение различными сценическими средствами.

Последнее обстоятельство было благожелательно отмечено критикой. В рецензии, кажется, первой, появившейся в «Московском комсомольце» (певица в ту пору была одного возраста с большинством читателей газеты), говорилось: «Сочетание приятного голоса с тонкой, продуманной игрой, умение быстро перевоплощаться в создаваемые образы, а главное - взволнованность, с которой она исполняет свой богатый и разнообразный репертуар, - вот залог успеха Гелены Великановой».

Успех певицы возрос, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были "На кургане" А. Петрова - Ю. Друниной, "Другу" П. Тодоровского - Г. Поженяна. Есенинский "Клен", его же "Ты запой мне эту песню" стали свидетельствами как бы второго рождения певицы, обретения ею подлинного мастерства, при котором высокий уровень стал отметкой не только исполнительства, но и того, что пела певица.

В 1992 году ей присвоено звание - Народная артистка России.

Вместе с песнями Марка Бернеса лирика Гелены Великановой, как и целевые программы Эдуарда Хиля, о которых мы говорили, тематические концерты Иосифа Кобзона, предстает знаменательным явлением современной эстрады.

Виноградов Георгий

Виноградов Георгий Павлович родился в 1908 году.

Певческую деятельность начинал в хоре одной из церквей Казани, где тогда жила семья Виноградовых. Затем участие в самодеятельности клуба железнодорожников, учеба на телеграфно-эксплуатационных курсах, работа на городской телеграфной станции. В 1931 году он поступает на 4-й курс рабфака и одновременно становится вольнослушателем Восточного муз. техникума Казани, где занимается по кл. скрипки и альта.

После рабфака Виноградов поступает в Московскую военную академию связи. В этот период он серьезно увлекается музыкой и пением, и встреча с профессором консерватории Н.Г. Райским круто изменила его жизненные планы. Он расстается с Академией. Как уроженца Казани, его принимают в только что созданную при консерватории Татарскую оперную студию. Здесь его наставником оказался тоже опытный педагог М.Л. Львов, консультант вокалистов Всесоюзного радиокомитета. Он предложил начинающему артисту попробовать свои силы на Первом Всесоюз. конкурсе вокалистов. Творческое состязание проходило в конце 1938 — начале 1939 года. Вано Мурадели писал тогда в «Вечерней Москве»: «Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г.П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей...

Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его.

Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков.

Виноградов — певец несомненно камерного плана».

Звание лауреата придает ему популярности. Он становится солистом Госджаза СССР (худ. рук. В. Кнушевицкий), записывается на пластинки, гастролирует по стране. В годы войны он работает во фронтовой бригаде Наркомата обороны, а затем становится солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в исполнении Георгия Виноградова легли на душу слушателям песни М. Блан-тера «В лесу прифронтовом», «В городском саду», «Пшеница золотая» и «Катюша», В. Соловьева-Седого — «Соловьи», И. Дунаевского — «Школьный вальс» и «Вечер вальса», произведения Н.Богословского, Б. Мок-роусова, С. Каца. Он был мастером исполнения песенных танго, и его «Счастье мое» (Е. Розенфельд), наверное, навсегда останется в нашей истории как звуковой лирический образ эпохи 30-х годов.

В последние годы жизни Г. Виноградов преподавал во Всероссийской мастерской эстрадного искусства.

Заслуж. артист РСФСР (1949).

Воронец Ольга

Воронец Ольга Борисовна родилась в 1926 году.

Окончила оперную студию Сокольнического р-на Москвы. Дебютировала в 1946 году в джазово-эстрад-ном оркестре Центрального клуба милиции как исполнительница песен сов. композиторов. С 1956 года — солистка Мосэстрады.

Встреча на одном из концертов с известным трио баянистов (А. Кузнецов, Я. Попков, А. Данилов) привела к полной перемене жанра: Воронец «переключилась» на русские народные песни.

Немалая заслуга в творческом становлении певицы принадлежит Ирме Яунзем, которая не только делилась своим опытом работы в том же жанре, но и помогла молодой артистке в формировании ее репертуара. Отличительными признаками творческой индивидуальности Воронец являются строгость вокального рисунка, внутренняя драматическая наполненность, широкий диапазон голосовых данных. Оригинальны и свежи в ее исполнении трактовки как давно запетых песен типа «Валенок» или «Очаровательных глазок», так и произведений, мало звучавших на эстраде: «Лучинушка», «Раз полосыньку я жала», «Далеко, далеко степь за Волгу ушла» и др. Сложился у нее и сугубо «свой» репертуар из сочинений современных композиторов, работавших или работающих в жанре народной песни: «Белый снег», «А где мне взять такую песню», «Сани», «Русские матери» (все принадлежат композитору Г. Пономаренко); «Ромашки спрятались», «Сладка ягода» (обе — Е. Птичкин), «Семеновна» (Е. Бары-бин) и др.

Нар. артистка РСФСР (1978).

Герман Анна

Анна Герман родилась в Средней Азии в 1936 году.

Своего отца она практически не помнила - когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и погиб. Вскоре умер от болезни младший брат Анны. После этого ей с матерью пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война. По словам матери, именно от многочисленных переездов Анна надорвала себе сердце.

В 1946 году мать Анны вновь вышла замуж, и они уехали в Польшу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо давались девочке языки - она хорошо знала русский, голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь.

После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Но, проучившись шесть лет, в геологию не пошла - выбрала песню. Вскоре она стала первой польской певицей, завоевавшей огромный успех на сцене парижской "Олимпии", на фестивале в Сан-Ремо в 1967 году. Тогда же она едва не погибла в автомобильной катастрофе.

В 70-е годы А. Герман покорила советских слушателей, исполнив целую обойму самых разных шлягеров: "Надежда", "Когда цвели сады", "Мы долгое эхо друг друга", "Гори, гори моя звезда" и др. В 1975 году у нее родился сын, которого назвали Збышеком. Но по-настоящему насладиться материнством ей так и не удалось. В начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли - в Австралию.

Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Говорят, в те дни она внешне выглядела как 8-летний ребенок. Однако спасти Анну Герман так и не удалось.

Гуляев Юрий

Гуляев Юрий Александрович родился в 1930 году.

Окончил Свердловскую консерваторию по классу вокала. Его сценическая карьера началась в Свердловском театре оперы и балета с партии Моралеса («Кармен» Бизе). Работал в оперных театрах Донецка, Клева. В 1975 — 1986 годах — солист Большого театра СССР.

Основные творческие достижения Гуляева связаны с оперой, но второй любовью артиста была эстрада. Собственно, здесь наблюдается то же раздвоение творческой личности, которым еще раньше «мучился» И. Козловский, а потом — М. Магомаев.

В песенном жанре у Гуляева были свои сложности. Он как-то признался: «Песню петь трудно, к ней надо искать путь — петь просто, естественно, по-человечески. Ведь бывает, поет человек, у которого и голоса-то нет, но он способен создать образ песни и захватывает слушателей сильнее, чем иной первоклассный вокалист. Как выразительно пел, например, Марк Бернес, артист драматический, а не оперный...»

Вышколенность образцового оперного исполнителя Гуляев до конца преодолеть на эстраде не смог. «Академизм» явно довлел в его исполнении Гагаринского цикла А. Пахмутовой («Обнимая небо», «Знаете, каким он парнем был» и т.д.). Но многих он прельстил своей трактовкой песен «Дывлюсь я на небо», «Из-за острова на стрежень», «Русское поле», «Жди меня», «На безымянной высоте». Организаторам разного рода официальных концертов нравилось, как он поет «Бухенвальдский набат» В. Мурадели.

Народный артист СССР (1968), Государственная премия СССР (1975).

Захаров Сергей

Сергей Георгиевич Захаров родился в 1950 году на Украине, в городе Николаеве.

Его отец был военнослужащим и семье часто приходилось переезжать.

В городе Байконур в Казахстане Сергей окончил школу-восьмилетку и поступил в радиотехнический техникум. Его музыкальные способности ярко проявились во время службы в армии, где он был ротным запевалой. Подающего надежды армейского солиста сначала направили в Ансамбль песни и пляски "Дружба" Дома Советской Армии Среднеазиатского военного округа, а в 1971 году досрочно демобилизовали и послали в Москву для продолжения музыкального образования. В Москве Сергей Захаров два года учился на отделении музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, в классе Маргариты Иосифовны Ланда, а затем окончил вокальное отделение Ленинградского музыкального училища имени Мусоргского.

С 1972 года Захаров - солист Государственного эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова.

С 1973 по 1985 год - солист Ленинградского Мюзик-холла.

Первые же его гастроли с Мюзик-холлом в Москве проходят с постоянными аншлагами. "Звезда" С.Захарова взошла невероятно стремительно. Появление молодого певца с редким по красоте баритоном, мягкой задушевной манеров пения и яркой артистической внешностью обратила на себя всеобщее внимание. Перед артистом широко раскрылись двери концертных залов, радио и телевизионных студий, для него стали создавать свои произведения ленинградские и столичные композиторы. А летом 1974 года Сергей Захаров одержал сразу две победы на крупнейших европейских конкурсах "Золотой Орфей" и "Сопот-74". Активно расширяя свой репертуар, он вел большую концертную деятельность в нашей стране и за рубежом - в Германии, Болгарии, Югославии, Польше.

«Сергей Захаров - уникальное явление в музыкальном искусстве. Я уверен, что этого певца ждут новые призы, новые награды на международных фестивалях и конкурсах...», - это слова популярнейшего в ту пору польского певца Ежи Поломски.

Позже Сергею Захарову были присуждены еще несколько высших наград международных конкурсов: в Дрездене и Зеленой Гуре, «Братиславская лира», «Золотой соловей» в Буэнос-Айресе. Широкую популярность в нашей стране принесло ему и участие в телевизионном музыкальном фильме «Небесные ласточки», в котором он сыграл главную роль. Для молодого певца это было тогда беспрецедентным достижением.

Лирические песни в исполнении Сергея Захарова вошли в золотой фонд советской эстрады. Позднее его внимание все больше и больше обращается к самому лирическому вокальному жанру - романсу, особенно старинному. "Исполнение Захаровым старинных романсов, пишет критик, - наполнено такой искренностью переживания, что воспринимаются они законченными драматическими миниатюрами."

Другая характерная черта творчества Захарова - обращение к музыкальной классике. В его концертах - романсы Чайковского, арии из опер Рубинштейна, Рахманинова, Чайковского, Моцарта, фрагменты из оперетт "Марица", "Принцесса цирка", "Сильва", "Корневильские колокола."

В 1988 году творческие успехи Сергея Захарова были отмечены присвоением ему почетного звания "Заслуженный артист РСФСР", а в 1996 году он по-праву стал Народным артистом России. Но совершенствование мастерства продолжается, и год от года его искусство становится все более зрелым и совершенным.

В последние годы певец создает большие концертные программы: "Любимые мелодии", "Я Вас любил...", "Русские романсы и песни", "Центростремительная сила", "На хрупких клавишах дущи", "Академический русский романс", "И вальс, песня, и романс...", "Вечерний звон!.." и другие.

Народный артист России Сергей Захаров является одним из выдающихся певцов современной отечественной и зарубежной эстрады.

Певец побывал с гастролями в 41 стране мира, в том числе - в Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Испании, Израиле, Латинской Америке, Австрии; неоднократно выступал в БКЗ "Октябрьский", ГЦКЗ "Россия", Концертном зале имени Чайковского.

Награжден Международным Орденом "За приумножения добра на земле" под номером 41. Орден Николая Чудотворца был учрежден в 1996 г. и практически сразу же внесен в реестр наград ЮНЕСКО.

Награжден Российским Орденом Дружбы.

Зыкина Людмила

Зыкина Людмила Георгиевна родилась в 1929 году.

Окончила музучилище им. Ипполитова-Иванова и институт им. Гнесиных (1977). Начало профессиональной карьеры относится к 1947 году, когда Зыкина выдержала конкурс в Русский народный хор им. Пятницкого. Три года спустя, из-за тяжелой болезни, у нее почти пропал голос. Хор Пятницкого, где она постигала азы и секреты русской песни, пришлось оставить. Некоторое время она работала в Первой Образцовой типографии, почти забыв о прежнем увлечении. И лишь случайная встреча (впрочем, такая ли уж случайная?) с Н.Кутузовым, руководителем Хора русской народной песни Всесоюзного радио и телевидения возвращает ее в лоно вокального искусства. С 1960 года Зыкина — солистка Москонцерта, а с 1977 — художественный руководитель ансамбля «Россия».

Где-то мне приходилось читать, что Зыкина создала на эстраде образ величественной, горделивой и мудрой русской женщины. С этим трудно не согласиться. Господь наградил Зыкину благородной русской внешностью, сильным и сочным по тембру голосом. Поет она широко и бесхитростно, в стиле Руслановой, но ее щедрые вокальные данные и природная интуиция помогают артистке постичь душу и красоту русской песни и донести их современному слушателю. Есть просто канонические образцы ее работы: «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом», «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Многие произведения советских композиторов в исполнении Зыкиной обретали эпичность и сдержанность, принимали «обманчивую» форму старой доброй русской песни: «Рязанские мадонны» Д. Долуханяна, «Издалека долго течет река Волга» М. Фрадкина, «Ивушка зеленая» и «Оренбургский платок» Г. Пономаренко и др.

Долгое время Зыкина считалась исполнительницей только произведений «народного» плана. У Виктора Бокова есть рассказ о том, как артистка попыталась записать песню А. Экимяна «А любовь все жива». Песня не клеилась, Зыкина нервничала, наконец решительно заявила: «Не буду петь! Это романс. Это не песня». Однако прошло время, и певица, уже с ансамблем «Россия», записывает на пластинки не только такие вещи, как «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон», но и отнюдь не свойственные характеру ее творчества романсы: «Астры осенние» (Н.Харито — С.Грей), «Нет, не тебя» (А.Шишкин — М.Лермонтов), «Тихо, все тихо» (Т.Толстая), «Нищая» (А.Алябьев — П.Беранже), «Ты не спрашивай» (В.Пасхалов — А.Толстой).

Лауреат Ленинской премии (1970). Народная артистка СССР (1973). Государственная премия РСФСР (1983). Герой Социалистического Труда (1987). Кроме этих наград, она имеет в своем активе и ничем не измеримую всенародную признательность, что даже в период застоя было весьма немаловажным.

Читайте также: