Сочинение по картине «Клубника и белый кувшин» Машкова. Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин Картина кувшин с клубникой масло

Известный русский художник, начала двадцатого века — Илья Иванович Машков. В своих творениях автор предпочитал изображать натюрморты. Он стремился изобразить простую суть окружающих вещей. Он передавал красоту цветов, ягод, фигурок из фарфора, и многих других предметов окружающих нас. Одним из его самых известных творений, была картина «Клубника и белый кувшин». О данной картине мы и будем говорить, она была сотворена им в 1943 году. В ее формировании применены характерные для Машкова, интенсивные, насыщенные краски и крупные мазки. На холсте представлены поспевшие, сочные ягоды — распрекрасное дарование русской земли.

Взглянув на картину, мы увидим стол с тёмной скатертью. На переднем плане холста, виртуозно изображены спелые, сочные ягоды клубники. Ягоды на картине занимают господствующие место, но не смотря на это в картине отлично соблюдены пропорции, все расположено равномерно, не занимая лишнего места. Две самых поспевших и больших клубники изображены слева, их зрелость еще более многозначительна сочетанием света на картине, автор очень хорошо постарался. Большинство ягод занимают правую часть стола. Рядом с ними робко расположилась малина.

В центре картины, на левой части стола, располагается фарфоровая миска с синей каемочкой, в ней находится ягоды белой и черной смородины. Свет солнца не доходит до другого края стола. Смородина напоминает черные жемчужины, благодаря игре света художник, добился такого эффекта. Позади стоит серебряное, резное блюдо, в нем аккуратно уложены горками плоды клубники.

По середине картины стоит прозрачная ваза с водой, в ней находятся веточки усыпанные белой и черной смородиной. Они очень спелые. Их ножки немного подсохли. И довершает композицию на сером фоне заднего плана пузатый, большой глиняный кувшин, с массивной ручкой. Он выполнен в бело — синем цвете и тем самым уравнивает цветовую гамму всей картины. Одна из сторон этого кувшина словно растворяется в тени. В этом кувшине возможно вода или парное молоко.

В данный момент холст находится в Третьяковской галерее. Картина напоминает ранний, летний, утренний день в маленьком доме в деревне. Сразу в голову приходят светлые, добрые эмоции, эмоции когда наступает лето. Можно буквально почувствовать, тот особый, свежий запах и аромат. В мыслях возникает спокойствие и радость. И пропитываешься любовью к родному краю, так хорошо переданную автором. Описывая данную картину я понял одну простую мысль: «иногда мы не примечаем восхитительного только потому, что зрим его каждый день».

Иван Иванович Машков известен не только в мире искусства, но и всем любителям живописи. Его творчество относится к началу двадцатого века, когда многие художники пытались отразить в своих картинах реальность и тяжелую правду жизни. Но живописец Иван Машков все-таки отдавал предпочтение прекрасным и великолепным натюрмортам, где основное центральное место занимали ягоды, фигурки из фарфора и цветы, а также любая другая утварь, которую часто можно встретить в уютной домашней обстановке. Но все это, самые обычные вещи он показывал своим зрителям так, чтобы доказать, что даже среди самых обыкновенных и простых вещей можно найти что-то интересное.

Картина «Клубника и белый кувшин» была написана художником Иваном Машковым в 1943 году. Она по праву считается самой знаменитой его работой. Мастерство Ивана Ивановича прослеживается в его крупных мазках, которые насыщены цветовыми оттенками. Каждый живописный мазок талантливого художника передает то, чем так богато одарила нас земля.

На полотне Ивана Машкова изображены сочные и уже спелые ягоды. Их художник разместил на переднем плане. Каждая ягоды клубники - это целая история. Они лежат так на картине Ивана Машкова, словно желают поведать людям о себе, сообщить о том, что уже поспели и ими можно полакомиться. Две самые крупные клубнички художник Иван Машков поместил слева, чтобы их спелость и насыщенность смогла проявиться во всей красе под яркими солнечными лучами.

Наверное, слева в небольшой комнате расположено окно, откуда и просачиваются яркие солнечные лучи, падая на стену, стол и пол. Темная скатерть на столе с левой стороны хорошо освещена солнечными лучами, такие же яркие блики на темном полу. Остальные ягоды клубники, которые солнечные лучи не одарили своим светом, тоже спелые, но они выглядят не такими спелыми. Для их изображения живописец использовал уже другие цветовые оттенки.

Среди всех ягод выделяются две, которые не такие спелые, как все остальные. Они еще не успели дозреть, но их тоже сорвали и принесли в комнату, чтобы создать этот восхитительный и живописный натюрморт. И эти две недозревшие ягодки справа, и небольшая кисть таких же ягод с листочком, и слева кисть еще недозревшей клубники, которая только начинает розоветь и на которую падают солнечные лучи - это все прорисовано художником так талантливо, что кажется, будто они живые, настоящие.

Ягоды клубники у художника Ивана Машкова повсюду: на столе, на серебряном блюдце. На блюдце, стоящем на заднем плане картины, в конце стола, тоже аккуратно уложена крупная спелая ягода. Блюдце необычного серебряного цвета, поэтому цветовое сочетание подобрано художником интересно и оригинально.

В самом центре картины живописец Иван Машков поместил небольшую мисочку белого цвета с небольшой каемочкой темно-синего цвета. Она неглубокая, но зато наполнена не клубникой, а другими летними ягодами: белой и черной смородиной, которая изображена художником аппетитно. С одной стороны и эта тарелка, и ягоды на ней прекрасно освещаются яркими солнечными лучами. Те небольшие ягоды смородины, куда попадает солнечный цвет, выглядят так, словно это черные жемчужины, драгоценные и дорогие. А белая смородина, ярко озаренная солнцем, похожа на горсть бриллиантов, небрежно рассыпанных на белоснежной тарелке среди черных ягод–жемчужин.

Но не только ягоды и тарелки с ними изображены на картине выдающегося живописца Ивана Машкова. Ближе к стеночке среди всего этого ягодного многообразия стоит небольшая и практически незаметная вазочка. Она прозрачная и немного наполнена чистой водой. В нее аккуратно поставлено несколько веточке смородины с ягодами белого и черного цвета. И во всю эту композицию легко вписывается белый глиняный кувшин, который живописец поместил на задний план. Он немного смягчает весь натюрморт, делая его чище и свежее. Может быть, в нем чистая вода, а скорее всего, парное и вкусное молоко. Им приятно полакомиться и освежиться будний летний день, когда ярко припекает солнышко и когда природа так щедра.

Вся картина известного живописца Ивана Машкова светлая, чудесная и напоминает о лете, которое вскоре придет и наступит прекрасная пора. В такие дни особенно чувствуется, насколько богата природа, которая дарит людям не только свое тепло, негу и наслаждение, но и лето богато богатым урожаем. Особенно летом хочется лакомиться сладкими и кислыми ягодами, которые не только дают заряд бодрости, но и очень полезны для организма человека.

От полотна Ивана Ивановича Машкова веет теплом и яркостью солнечного дня, поражает его насыщенность и сладость. Прекрасна русская земля, которая может дарить такие подарки людям, ведь клубника и смородина - это самая лучшая летняя ягода. Полотно Машкова - это настоящее мастерство таланта.

Я очень люблю картины, на которых изображен натюрморт или пейзаж.
Они такие яркие, красочные, насыщенные.
Каждая прорисованная деталь в них, игра света и тени помогают максимально раскрыть задуманный образ.
Когда я увидел картину «Клубника и белый кувшин», я была просто поражена, как можно так точно передать всю цветовую палитру, весь летний колорит.

Для своей работы художник выбрал нейтральный фон, чтобы ничего не отвлекало нас от нарисованных ягод.
На этой картине Машков нарисовал не только клубнику, но и черную, белую смородину и малину.
Она показана как в виде кустарника, который стоит в банке с водой, так и отдельно в глубокой тарелке с каемкой.
Картина показывает, какие богатства нам приносят летние месяцы.
Клубника изображена как с веточками, так и без них, лежащей отдельно на столе, и в серебряной посуде.
Ягоды клубники огромны и, наверняка, очень вкусны.

С правой стороны картины стоит белый пузатый кувшин.
Он изображен пустым.
Думаю, что автор нарисовал его для контраста, чтобы яркие, красивые ягоды смотрелись еще более аппетитно.
От картины буквально веет ароматами этих плодов.
Так и хочется взять и попробовать одну из этих ягод, окунуться в летнюю свежесть.
Тем более, что она была совсем недавно и мы не успели еще ее забыть.

Художник с большой любовью прорисовывает каждую деталь, каждый изгиб на клубнике.
Слева лежат две самые крупные, спелые ягоды.
На их фоне, лежащая рядом малина немного теряется.
Хочу отметить, что нет ни одной ягодки, которая была бы нарисована небрежно.
На мой взгляд, картина получилась по-домашнему простой, но, в то же время, гениальной.
Именно глядя на такие произведения, мы начинаем задумываться о простых радостях жизни, которые в повседневной суете успеваем забыть.
Художник предоставил еще одну возможность полюбоваться летними дарами природы, которые наполнены солнечным теплом.

Цели урока:

    познакомить с творчеством художника;

    развивать устную и письменную речь учащихся;

    обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

    пополнить словарный запас учащихся.

Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой»; репродукции картин художников, рисующих в жанре натюрморта (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.), портрет: Илья Иванович Машков (1881 - 1944)

Натюрморты И.И. Машкова

не только правдивы до своеобразной иллюзии,

но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

А.В. Луначарский.

Ход урока.

I . Сообщение темы и задач урока:

Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», а потом напишем сочинение по ней. В Волгограде есть областной музей имени данного художника.

Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.

Илья Машков (1881 – 1944)

Рассмотрите репродукцию картины Машкова «Клубника и белый кувшин» . Попробуйте определить, к какому виду живописи она относится.

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

( звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине...»)

II . Запись в тетрадь: Натюрморт ( фр. Nature morte - «мёртвая природа») - картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты, посуда, дичь).

Какие жанры живописи вы уже знаете?

Ш. Особенности натюрморта:

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами. ( Учащимся предлагается рассмотреть натюрморты разных художников (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.)

Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?

Вывод: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.).

Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

IV . Беседа по картине Машкова.

Как вы думаете, почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы?

(Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).

Что художник изобразил на переднем плане?

(Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).

Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её.

(Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).

Что находится рядом с клубникой?

(Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).

Рассмотрим тарелку. Какая она?

(Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).

Что находится посередине столе?

(Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).

Опишите веточки смородины.

(Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).

(Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).

Почему кувшин изображён сзади?

(Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).

Какое настроение остаётся от картины?

(Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).

V . Словарная работа.

Записанные на доске слова и словосочетания можно использовать в своем сочинении.

Искусство, художник (автор, живописец),картина (работа, произведение),репродукция, мольберт (холст, полотно), передать колорит (оттенки), глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

VI . Составление плана сочинения по картине

VII . Составление устного рассказа по картине (2-3 ученика).

На втором уроке ученики пишут сочинение.

Я очень люблю картины, на которых изображен натюрморт или пейзаж. Они такие яркие, красочные, насыщенные. Каждая прорисованная деталь в них, игра света и тени помогают максимально раскрыть задуманный образ. Когда я увидел картину «Клубника и белый кувшин», я была просто поражена, как можно так точно передать всю цветовую палитру, весь летний колорит.

Для своей работы художник выбрал нейтральный фон, чтобы ничего не отвлекало нас от нарисованных ягод. На этой картине Машков нарисовал не только клубнику, но и черную, белую смородину и малину. Она показана как в виде кустарника, который стоит в банке с водой, так и отдельно в глубокой тарелке с каемкой. Картина показывает, какие богатства нам приносят летние месяцы. Клубника изображена как с веточками, так и без них, лежащей отдельно на столе, и в серебряной посуде. Ягоды клубники огромны и, наверняка, очень вкусны.

С правой стороны картины стоит белый пузатый кувшин. Он изображен пустым. Думаю, что автор нарисовал его для контраста, чтобы яркие, красивые ягоды смотрелись еще более аппетитно. От картины буквально веет ароматами этих плодов. Так и хочется взять и попробовать одну из этих ягод, окунуться в летнюю свежесть. Тем более, что она была совсем недавно и мы не успели еще ее забыть.

Художник с большой любовью прорисовывает каждую деталь, каждый изгиб на клубнике. Слева лежат две самые крупные, спелые ягоды. На их фоне, лежащая рядом малина немного теряется. Хочу отметить, что нет ни одной ягодки, которая была бы нарисована небрежно. На мой взгляд, картина получилась по-домашнему простой, но, в то же время, гениальной. Именно глядя на такие произведения, мы начинаем задумываться о простых радостях жизни, которые в повседневной суете успеваем забыть. Художник предоставил еще одну возможность полюбоваться летними дарами природы, которые наполнены солнечным теплом.

Читайте также: