Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания. Справка о вто Для достижения каких целей была создана вто

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

ВТО - это международный институт, который выступает преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Последнее было подписано еще в 1947 году. Предполагалось, что оно является временным и вскоре будет заменено полноценной организацией. Однако ГАТТ было главным соглашением, регламентирующим внешнюю торговлю на протяжении без малого 50 лет. СССР хотел присоединиться к нему, однако ему этого сделать не дали, поэтому отечественная история взаимодействия с этой структурой начинается только с того момента, когда Россия вступила в ВТО. Данному вопросу и посвящена сегодняшняя статья. Также в ней будут проанализированы последствия того, что Россия вступила в ВТО, плюсы и минусы этого решения. Мы рассмотрим процесс, условия и цели присоединения к Всемирной торговой организации, сложные вопросы для РФ.

Вступила ли Россия в ВТО?

РФ является правопреемницей СССР. Если мы говорим о том, когда Россия вступила в ВТО, то важно понимать, что данный институт начал функционировать только в 1995 году. Новая организация стала контролировать гораздо более широкий круг вопросов. СССР подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя в ходе Уругвайского раунда в 1986 году с целью дальнейшего присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако США отклонили ее. Причиной стала СССР, которая не была совместима с понятием свободной торговли. Советский Союз получил статус наблюдателя в 1990 году. После обретения независимости Россия сразу обратилась с заявкой на присоединение к ГАТТ. Вскоре Генеральное соглашение было преобразовано в полноценную организацию. Однако непосредственное вступление РФ в систему ГАТТ/ВТО заняло почти 20 лет. Слишком много вопросов требовало согласования.

Процесс присоединения к ВТО

Россия в качестве независимого государства начала вступление во Всемирную торговую организацию в 1993 году. С этого времени началось сравнение торгово-политического режима страны со стандартами ВТО. Затем стартовали двусторонние переговоры, когда Россия внесла свои первоначальные предложения по уровню поддержки сельского хозяйства и доступа на рынок. Эти два вопроса и составляли основу переговоров вплоть до ратификации соглашений в 2012-м. В 2006 году, в рамках Азиатского-Тихоокеанского форума, Россия и США подписали протокол присоединения РФ к ВТО. Однако начался мировой финансовый кризис, и переговоры о выполнении дальнейших этапов получения членства в организации были отложены. Свою роль сыграл и конфликт с Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Договор именно с этой страной стал последним этапом на пути к вступлению РФ в ВТО. Он был подписан в 2011 году в Швейцарии.

Таможенный союз

Рассматривая вопрос, когда Россия вступила в ВТО, важно понимать, что с января 2010 года РФ хотела участвовать в процессе присоединения в составе Таможенного союза. Об этом Владимир Путин сделал заявление на заседании совета ЕврАзЭС в июне 2009-го. Таможенный союз включает, кроме России, Беларусь и Казахстан. Он был образован еще в октябре 2007 года. Членами ВТО могут быть не только страны, но и интеграционные объединения. Однако руководство Всемирной торговой организации стразу предупредило российские власти о том, что такое требование значительно затянет процесс получения членства. Уже в октябре 2009 года Россия высказала заявление о целесообразности возобновления двусторонних переговоров. Казахстан вошел в состав Всемирной торговой организации в 2015-м, а Беларусь по-прежнему не является членом этого международного института.

Когда Россия вступила в ВТО: дата, год

Возобновление двусторонних переговоров значительно упростило процесс присоединения к Всемирной торговой организации для РФ. К декабрю 2010 года все проблемные вопросы были урегулированы. На Брюссельском саммите был подписан соответствующий меморандум. 22 августа 2012 года - это дата, когда Россия вступила в ВТО. Дата ознаменовалась ратификацией Протокола о присоединении РФ, подписанного еще 16 декабря 2011-го, и вступлением в силу соответствующего нормативно-правового акта.

Условия вступления

Процедура присоединения к ВТО является достаточно сложной. Она состоит из нескольких этапов и занимает минимум 5-7 лет. Сначала государство подает заявку на вступление. После этого происходит рассмотрение торгово-политического режима страны на уровне специальных рабочих групп. На втором этапе происходят переговоры и консультации, посвященные условиям членства заявителя в ВТО. К ним может присоединиться любая заинтересованная страна. В первую очередь переговоры касаются доступа на рынки государства и сроков введения изменений. Условия присоединения оформляются следующими документами:

  • Доклад рабочей группы. В нем излагается весь перечень прав и обязательств, которые были приняты на себя страной.
  • Список тарифных уступок в товарной области и разрешенные возможности субсидирования аграрной сферы.
  • Перечень специфических обязательств по сфере услуг.
  • Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
  • Юридические договоренности на двух- и многостороннем уровне.
  • Протокол о присоединении.

На последнем этапе осуществляется ратификация пакета документов, который был согласован в рамках специальных рабочих групп. После этого он становится частью национального законодательства государства-заявителя, а страна-кандидат превращается в члена Всемирной торговой организации.

Цели и задачи

Когда Россия вступила в ВТО в 2012 году, она делала это в рамках своей стратегии экономического развития. На сегодняшний день государство не может построить эффективное национальное хозяйство, не являясь членом данной организации. Россия преследовала в своем вступлении в ВТО следующие цели:

  • Получение большего доступа на иностранные рынки для отечественной продукции за счет использования который декларируется данной организацией.
  • Создание благоприятного за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
  • Повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
  • Расширение возможностей для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом.
  • Получение возможности влияния на формирование международного законодательства в сфере торговли с учетом собственных национальных интересов.
  • Улучшение имиджа страны в глазах мировой общественности.

Такие длительные переговоры о присоединении - свидетельство желания добиться максимально благоприятных условий членства для России.

Тарифные изменения

Одним из главных препятствий на пути членства России в ВТО было согласование политики доступа на ее рынок иностранных товаров. Средневзвешенный импортный тариф был уменьшен. Напротив, квоту иностранного участия в страховой сфере повысили. После прохождения будут снижены импортные пошлины на бытовую технику, лекарства и медицинское оборудование. В рамках присоединения к ВТО было заключено 57 двусторонних договоров по доступу на отечественный рынок товаров и 30 - по сфере услуг.

Сельскохозяйственная проблематика

Кроме обсуждения тарифных уступок, в рамках переговоров важное место занимала защита аграрного сектора России. РФ стремилась уменьшить количество субсидий, подлежащих сокращению. на сельскохозяйственную продукцию стали 11,275% вместо 15,178%. По отдельным товарным группам произошло резкое снижение на 10-15%. После того как Россия вступила в ВТО в году, когда начал утихать мировой финансовый кризис, отечественный агросектор столкнулся с гораздо большей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках.

Последствия для Российской Федерации

На сегодняшний день существует множество монографий и статей, посвященных оценке вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Большинство экспертов отмечают положительное воздействие этого процесса на экономику страны. Так в каком году Россия вступила в ВТО? В 2012-м. Что изменилось? Присоединение заняло 18 лет напряженной работы. Данный процесс потребовал гораздо больше времени, чем предполагалось. Поэтому положительный эффект может проявиться только в отдаленном будущем. Как и прогнозировало большинство экспертов, в краткосрочном периоде гораздо больше потерь в связи с членством в ВТО, чем реальных достижений. Однако стратегические преимущества стоят некоторых тактических поражений. Таким образом, вступление в ВТО - это, безусловно, положительный шаг, без которого дальнейшее развитие страны было бы невозможным.

Преимущества и недостатки членства

После того как Россия вступила в ВТО в 2012 году, ученые-правоведы и экономисты не устают публиковать все новые статьи с анализом перспектив и проблем, связанных с этим событием. Можно условно выделить три мнения:

  1. Нейтральное . Например, профессор Александр Портанский считает, что присоединение к ВТО не приносит ни пользы, ни ущерба.
  2. Критичное . Аналитик отмечает, что вступление в ВТО не дает России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде. Однако это событие является выгодным для других членов организации. Перспективы в долгосрочном периоде для России Козлов не рассматривает.
  3. Негативное . Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисовик считает, что вступление в ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности, из-за уменьшения импортных пошлин.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что все преимущества для России от членства во Всемирной торговой организации проявятся при условии грамотной внутренней и внешней политики только в долгосрочной перспективе.

Международные торговые переговоры в ВТО, как и в ГАТТ, проводятся раундами. Сначала участники согласовывают повестку будущего раунда, затем высшим органом ВТО - Министерской конференцией принимается решение о запуске раунда, и начинается переговорная работа по всем пунктам его повестки. Традиционно в ВТО соблюдается «пакетный принцип», в соответствии с которым раунд не завершается, пока не найдены решения по всем вопросам его повестки.

Итоги последнего, Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг., результатом которого, собственно, и стало создание ВТО) носили во многом незавершенный характер. Многие члены ВТО были заинтересованы в дальнейшем совершенствовании торговой системы.

Новый (текущий) раунд многосторонних торговых переговоров был начат в ходе четвертой Министерской конференции ВТО, прошедшей в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе. Он получил название Дохийский раунд. Членам ВТО удалось согласовать весьма широкую по своему охвату и амбициозную по заявленным результатам повестку многосторонних переговоров – так называемую Дохийскую повестку развития (DDA – Doha Development Agenda).

Заявленная задача раунда – продолжить процесс реформ и дальнейшую либерализацию торговой политики, уделяя, при этом, особое внимание потребностям в развитии развивающихся и наименее развитых стран.

Основу повестки раунда составляют три документа:

Декларация министров, содержащая программу раунда (Министерская декларация Дохи);

Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности и вопросам здравоохранения;

Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

В соответствии с Министерской декларацией Дохи «единый пакет» раунда включил в себя следующие переговорные треки:

· услуги,

· сельское хозяйство,

· доступ на рынки промышленных товаров (NAMA – non-agricultural market access),

· торговля и окружающая среда,

· правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга,

· региональные торговые соглашения, а также

· т.н. «сингапурские вопросы» (вопросы, решение о запуске переговоров по которым было принято на Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1998 году - регулирование инвестиций, конкуренция, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур).

Кроме того, в рамках раунда проводятся переговоры по совершенствованию системы регулирования споров. Однако данное направление не является частью «единого пакета», поскольку члены ВТО не захотели ставить решение этого ключевого вопроса в зависимость от договоренностей по другим элементам переговорной повестки.

Технически переговоры по ключевым темам – сельскому хозяйству, NAMA, услугам – организованы таким образом, чтобы сначала согласовать модальности – параметры итоговых договоренностей по каждому из направлений. Модальности являются основой для обсуждения конкретных цифр и формулировок.

В соответствии с Дохийской декларацией раунд планировалось завершить к январю 2005 г., однако, этот срок так и не был выдержан. Из-за широкого охвата повестки и чувствительности переговорных тем раунд забуксовал. Главным камнем преткновения стало сельское хозяйство – один из наиболее чувствительных секторов экономики, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Развивающиеся страны видят одной из ключевых задач раунда снижение поддержки и уровня защиты сельского хозяйства в развитых странах. В свою очередь развитые страны хотят добиться улучшения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся стран, в первую очередь наиболее развитых из них (Китая, Бразилии, Индии).

В феврале 2008 г. был одобрен План действий, подготовленный тогдашним Генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Планом устанавливался очередной срок завершения переговоров Доха раунда - конец 2008 года, а также предлагалось завершить согласования модальностей по сельскому хозяйству и NAMA.

Проекты модальностей, которые стали предметом интенсивных переговоров в течение 2008 года, предусматривались, среди прочего, следующие важные элементы договоренностей.

→ Снижение тарифов на промышленные товары по швейцарской гармонизирующей формуле, в соответствии с которой снижению в первую очередь подлежат более высокие ставки тарифов (для развитых и развивающихся стран коэффициенты снижения разные, предполагающие более льготные условия для развивающихся стран);

→ Объем льгот для развивающихся стран напрямую зависит от выбранного ими коэффициента сокращения тарифов (страны, которые произведут более масштабные сокращения по формуле, смогут в большем объеме вывести из-под действия обязательств по сокращению чувствительные тарифные линии либо сократить тарифы для этих товаров в меньшей степени);

→ Снижение общей поддержки сельскому хозяйству США (примерно на 70% - с 48,2 млрд. долларов США до около 14,5 млрд. долларов США) и ЕС (примерно на 80% - 110,3 млрд. евро до около 24,3 млрд. евро);

→ Отмена к 2013 г. экспортных субсидий (для развивающихся стран – к 2016 г.);

→ Снижение тарифов на чувствительные товары на меньшую величину в обмен на расширение тарифных квот.

По оценкам П. Лами, к концу 2008 г. около 80% модальностей были согласованы. Однако неурегулированными остались вопросы создания специального защитного механизма (СЗМ) для развивающихся стран, торговля хлопком и секторальные инициативы (прежде всего, по промышленному оборудованию, электронике и электрическим изделиям, химической промышленности).

После 2008 г. переговорная активность членов ВТО заметно снизилась. На первый план вышли текущие проблемы в области торговли, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом. 17 стран из «Группы 20» приняли меры, направленные на ограничение торговли. Резко увеличилось число антидемпинговых и специальных защитных мер.

В числе основных причин создавшейся в Дохийском раунде ситуации называется несовпадение подходов развитых и развивающихся стран в отношении концепции «Раунда развития». Для первых текущий раунд остается инструментом для осуществления новой волны либерализации мировых рынков, в особенности рынков ведущих развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, стремятся использовать Раунд для изменения баланса сил в системе международных торгово-экономических отношений, устранения дискриминации своих товаров, защиты национальной промышленности.

Изменился состав ключевых участников переговоров. «Авторство» результатов Уругвайского раунда принадлежит ограниченной группе стран, в первую очередь т.н. группе «квадро» - США, ЕС, Японии и Канады. Остальным, в том числе большинству развивающихся стран, оставалось молчаливо одобрить эти результаты. Сейчас же многие динамично развивающиеся экономики во весь голос отстаивают на переговорах свои интересы. Сложилась «новая группа квадро» - США, ЕС, Бразилия, Индия. Кардинально изменило расстановку сил вступление в активные переговоры Китая, несколько лет после присоединения к ВТО в 2001 году сохранявшего пассивную позицию в организации.

Среди самих развитых стран не было и нет единства по многим ключевым вопросам. В результате члены ВТО оказались в определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса – основополагающего принципа ВТО. Каждый шаг по пути либерализации сталкивается с противодействием той или иной заинтересованной группы. Даже позиции тех стран, которые нацелены на дальнейшую либерализацию, не всегда однозначны.

Нельзя забывать и о том, что многие темы Нового раунда направлены на устранение «серых зон», спорных вопросов в соглашениях ВТО. Однако, зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО в своих интересах.

Тупиковую ситуацию на Дохийском переговорном раунде все чаще стали упоминать в контексте тезиса об общем кризисе многосторонности в системе международных отношений. Эксперты понимали, что «кредита доверия», равно как и «кредита времени» у ВТО становилось все меньше. Большие надежды связывались с 9-й Министерской конференцией Организации в декабря 2013 г. на о. Бали, которая рассматривалась многими как критически важная для будущего развития многосторонней торговой системы и судьбы самой ВТО.

В течение 2012-2013 гг. в ВТО продолжались поиски любых возможностей сдвинуть с «мертвой точки» многосторонние торговые переговоры. Дискуссии велись вокруг концепции т.н. «ранних договоренностей» (early harvest), подразумевающей достижение компромиссов по отдельным вопросам Дохийской повестки дня и выполнение этих договоренностей «на временной или постоянной основе» до завершения раунда в целом, что предусмотрено самой Дохийской декларацией (пункт 47).

Позиция бывшего Гендиректора ВТО П. Лами состояла в том, что необходимо вести осторожное поступательное движение на тех треках, где результат просматривается в принципе, чтобы затем постараться распространить прогресс на другие переговорные направления. На протяжении этих двух лет участники переговоров концентрировали усилия на поиске компромиссных решений по упрощению процедур торговли, специальному и дифференцированному режиму для развивающихся и наименее развитых стран, а также по отдельным вопросам сельскохозяйственного досье. Эти направления рассматривались в качестве основных кандидатов для формирования «корзины ранних договоренностей», которую члены ВТО старались подготовить к Балийской конференции.

В результате, в ходе декабрьской Министерской конференции 2013 г. членам ВТО удалось согласовать текст Соглашения об упрощении торговых процедур, а также ряд решений по сельскому хозяйству и облегчению доступа на рынок для наименее развитых стран. Но самое главное достижение Балийской конференции заключалось в том, что был дан политический импульс для активизации дальнейших переговоров. С принятием Соглашения об упрощении торговых процедур ВТО продемонстрировала, что многосторонняя система регулирования торговли сохранила свою жизнеспособность. Министерской декларацией было поручено в течении двенадцати месяцев выработать пост-Балийскую повестку ВТО по оставшимся вопросам раунда Дохи.

Однако, в настоящее время ситуация на Дохийском раунде торговых переговоров ВТО продолжает оставаться напряженной. На фоне многолетнего отсутствия реального прогресса в достижении пакетных договоренностей раунда растет уверенность в невозможности достижения договоренности по всему комплексу мер либерализации торговли, предусмотренных амбициозным Дохийским планом более 10 лет назад. Как и ранее, «критической массы» позитива, необходимого для выхода на субстантивные договоренности по Дохийской повестке, не просматривается.

В июле 2015 года члены ВТО констатировали невозможность выполнения мандата 9-ой Министерской конференции по выработке пост-Балийской рабочей программы. Группировки развитых и развивающихся стран по-прежнему занимают кардинально несовпадающие позиции по объему и распределению обязательств, которые должны стать итогом Дохийского раунда. Требования развивающихся стран реализовать в полном объеме заложенный в Дохийском раунде потенциал содействия развитию наталкиваются на все более настойчивые призывы Запада провести рекалибровку элементов договоренностей.

Внешне это противоречие проявилось, в частности, в форме разногласий США и КНР в вопросе сокращения государственной поддержки сельского хозяйства. Американцы заявляют о неготовности распространить на Китай льготные условия сокращения субсидий, предусмотренные для развивающихся стран.

В контексте подготовки к очередной Министерской конференции ВТО Найроби в декабре 2015 г. члены Организации пытаются определиться в подходах к двум ключевым вопросам: возможен ли «минимальный пакет» в рамках Дохи, и может ли он привести к завершению раунда.

США настаивают на «минимальном пакете» для 10-ой Министерской конференции по тематике Дохи, с принятием которого «раунд Развития» можно будет считать официально завершенным. Американцы считают, что такой «минимальный пакет» может включать ограничение условий экспортной конкуренции (экспортные субсидии, экспортные кредиты, госторгпредприятия и продовольственная помощь) и усиление положений в соглашениях ВТО по транспарентности. При этом Вашингтон требует для себя льготных условий в отношении сокращения сроков экспортного кредитования. При этом, среди развитых стран по-прежнему нет единства по многим ключевым вопросам. Так, Брюссель требует от США сокращения сроков экспортных кредитов. В понимании Евросоюза, было бы также весьма желательно согласовать в Найроби «субстантивный пакет» по Доха-раунду, включающий сельское хозяйство, NAMA и услуги.

Представители развивающихся стран обеспокоены возможным отказом развитых стран от предварительно согласованных договоренностей. Индия не готова завершить Доху без закрепления льготы для развивающихся стран по защитному механизму для сельскохозяйственных товаров. Бразилия - без сокращения членами ВТО тарифов и внутренних субсидий в сельском хозяйстве. Особую позицию занял Китай. Для него второстепенно осуществление новой волны либерализации мировых рынков. Задача Пекина – отстоять концепцию «раунда развития», т.е. особых льгот для развивающихся стран, к которым Китай относит и себя. Завершение Дохи с «минимальным пакетом» для Пекина неприемлемо.

Таким образом, в год своего 20-летия, накануне 10-ой Министерской конференции ВТО, как площадка для выработки новых правил мировой торговли и движущей силы либерализации доступа на рынки, в очередной раз оказалась в глубоком кризисе, перспективы успешного разрешения которого выглядят весьма сомнительно.

Для достижения целей ГАТТ было предусмотрено (ст. XXVIII bis) регулярное проведение многосторонних торговых переговоров (МТП), которые впоследствии получили название "раундов ГАТТ". При этом соблюдается "пакетный подход": раунд не завершен, пока не найдены решения по всем вопросам повестки переговоров. До появления ВТО под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов МТП:

  • 1) в 1947 г. – в Женеве;
  • 2) в 1949 г. – в Аннеси (Франция);
  • 3) в 1950 г. – в Торки (Великобритания);
  • 4) в 1956 г. – в Женеве;
  • 5) в 1960–1961 гг. – в Женеве (получил название "раунд Диллона");
  • 6) в 1964–1967 гг. – в Женеве (получил название "раунд Кеннеди");
  • 7) в 1973–1979 гг. – в Токио и Женеве (получил название Токио-раунда);
  • 8) в 1986–1994 гг. – в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и Женеве (получил название Уругвайского раунда).

На повестке дня первых раундов находилось только снижение уровня таможенного обложения товаров. Участники переговоров согласовывали друг с другом уступки по таможенному обложению, которые они готовы были предложить, и фиксировали договоренности в перечнях уступок. Уступки в ставках таможенных пошлин, которые делали друг другу участники МТП, посредством принципа наибольшего благоприятствования автоматически распространялись на всех членов ГАТТ. Перечни уступок становились частью ГАТТ. В последующем круг вопросов, выносившихся на МТП, расширялся и усложнялся.

Во время "раунда Диллона" предметом переговоров стали также проблемы, связанные с созданием ЕЭС. Во время "Кеннеди-раунда" было согласовано "линейное" снижение уровня таможенного обложения промышленных товаров, подготовлены и приняты соглашения по некоторым видам нетарифных барьеров (в том числе первый "антидемпинговый кодекс"); было утверждено исключение из принципа взаимности в пользу развивающихся стран.

Во время Токио-раунда государства-участники договорились об очередном линейном снижении тарифов, подписали ряд соглашений по нетарифным мерам. Были приняты: Соглашение по техническим барьерам в торговле ("кодекс по стандартам"), Соглашение по применению статей VI, XVI и XXIII ГАТТ ("кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам"), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ ("кодекс по таможенной оценке"), Соглашение по применению статьи VI ГАТТ ("антидемпинговый кодекс") и др.

Постепенно в системе ГАТТ накопились фундаментальные недостатки, которые не позволяли развивать ее дальше. Вот некоторые из них:

  • юридически ГАТТ не имел надлежащей формы, оставался временным актом, и его существование основывалось на Протоколе о временном применении ГАТТ;
  • ГАТТ не обладал необходимой институциональной инфраструктурой, не имел необходимых органов, в том числе органа по разрешению споров, не был международной организацией (хотя на определенном этапе был создан Секретариат ГАТТ, департаменты, комитеты);
  • долгое время ГАТТ по составу участников был недостаточно репрезентативным, не был универсальным;
  • ГАТТ, по сути, закрепил приоритет норм национального права над нормами ГАТТ;
  • ГАТТ содержал много пробелов, которые пришлось восполнять отдельными соглашениями, однако участниками таких соглашений становились не все участники ГАТТ; в результате правовая ткань ГАТТ стала фрагментарной;
  • ГАТТ распространял свое действие не на все товары: из-под его действия стараниями США и европейских стран были выведены огромные сектора международной торговли – торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами. Кроме того, ГАТТ не распространялся на "невидимую торговлю" – сферу услуг.

Уругвайский раунд МТП привел к коренному изменению всей системы ГАТТ и трансформации ее в ВТО. Многие из указанных недостатков были устранены. Предмет переговоров Уругвайского раунда состоял из следующих вопросов:

  • сокращение и отмена тарифов и нетарифных методов регулирования торговли;
  • торговля тропическими товарами;
  • торговля товарами, производимыми из природного сырья;
  • торговля текстильными товарами и одеждой;
  • торговля продукцией сельского хозяйства;
  • пересмотр положений ГАТТ;
  • принятие дополнений и изменений к соглашениям и договоренностям, заключенным в ходе "Токио-раунда";
  • субсидии и компенсационные пошлины;
  • урегулирование споров;
  • аспекты интеллектуальной собственности, связанные с торговлей;
  • инвестиционные меры, связанные с торговлей;
  • торговля услугами.

В соответствии с Декларацией министров по Уругвайскому раунду МТП (сентябрь 1986 г.) государства – участники ГАТТ приняли на себя обязательства:

  • не предпринимать ограничительных мер, не совместимых с правилами ГАТТ (правило "Standstill");
  • осуществлять постепенную отмену всех ограничительных мер, не совместимых с правилами ГАТТ, без требований взаимности (правило "Rollback").

В 1987 г. был создан Орган контроля по обязательствам "Standstill" и "Rollback".

В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП общая величина таможенного обложения должна была снизиться до 3%. Кроме того, преобладающая часть оставшихся тарифных пошлин подлежала своеобразному "замораживанию" (по терминологии ГАТТ – "связыванию" или "консолидированию") на существующем или согласованном уровне. Доля "связанных" ставок в тарифах развитых государств возросла до 98–99%, а развивающихся стран – до более 70% всей товарной номенклатуры.

В ходе Уругвайского раунда развитые страны активно ставили вопрос о том, чтобы "подтянуть" в сферу регулирования ВТО вопросы стандартов в отношении рабочей силы, ввести в будущие соглашения так называемую "социальную оговорку". На практике это означало бы, что под воздействие права ВТО попадут, например, вопросы заработной платы. Соответственно товары, произведенные низкооплачиваемым трудом, попали бы в неблагоприятные правовые условия. Понятно, что развивающиеся страны выступили против этих нововведений: низкая стоимость рабочей силы в развивающихся странах расценивается ими как одно из главных "сравнительных преимуществ" в конкуренции товаров из развивающихся стран с товарами из других стран.

В 2000 г. уже в рамках ВТО начался девятый раунд, который получил несколько названий: Дохийский раунд, раунд Доха (от названия столицы Кувейта, где он начался), раунд тысячелетия, "Миллениум-раунд", раунд развития и т.п. Раунд не закончен до сих пор и фактически находится в тупике.

Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Однако сытый голодного не разумеет, равно, как и наоборот, и долгая история споров и рассуждений 29 июля завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.

Эволюция

К своему нынешнему виду Всемирная торговая организация (ВТО) шла сложным путем последовательных эволюционных преобразований, одним из которых мог стать Дохийский раунд переговоров. Первым в 1946 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), определяющее таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран.

С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например, интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членами торговых соглашений.

Прежде, чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны-члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.

Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.

В мае 2008 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Дохийский раунд закончится успешно с вероятностью в 60 процентов. Однако согласие достигнуто не было - ни одна из сторон не захотела идти на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей.

Между Сциллой и Харибдой

Девять дней назад, когда начинались нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда, многие из стороны договорились практически по всем пунктам нового соглашения о свободной торговле. Китай, США и Евросоюз согласовали даже компромиссные условия по вопросам снижения импортных тарифов и сокращения субсидий сельскому хозяйству.

Компромиссные условия предусматривали, в частности, что развивающаяся страна может повысить ввозные пошлины на конкретную сельхозпродукцию, если ее импорт увеличится более чем на 40 процентов. Позже некоторые пункты компромиссного соглашения вызвали недовольство сторон. В частности, Индия стала настаивать на том, чтобы этот порог был снижен до 10 процентов.

В ходе переговоров Содиненные Штаты выступали против позиции Индии, Китая и Индонезии, предусматривающей принятие мер по защите отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. При этом китайская сторона заявила, что Вашингтон старался акцентировать переговоры на тех сферах, в которых у Запада есть преимущество. Речь шла о машино- и автомобилестроении.

Совершенно особую позицию заняла Франция. Представитель французского правительства Люк Шатель (Luc Chatel) заявлял, что Франция не станет подписывать соглашение о либерализации мировой торговли в его нынешнем виде. По его словам, необходимо защищать интересы европейской промышленности. Кроме того, недовольство Франции вызвало отсутствие договоренности указывать географическое происхождение на продовольственных товарах, особенно, вине. Об отказе подписывать итоговое соглашение также заявлял и президент Франции Николя Саркози.

Тем не менее некоторые подвижки в рамках переговоров сделаны все же были. Так, Евросоюз и США предложили сократить собственные сельскохозяйственные субсидии. Соединенные Штаты согласились снизить госинвестиции в сельское хозяйство с 48 миллиардов долларов до 15 миллиардов долларов, а Евросоюз - на 60 процентов.

В любом случае это заявление было воспринято развивающимися странами двояко. Дело в том, что по данным Торгового представительства США, за последний год американское сельское хозяйство получило лишь семь миллиардов долларов, поскольку из-за ипотечного кризиса появилась необходимость уделять большее внимание другим секторам экономики. Примерно такая же ситуация сложилась и в Евросоюзе, который также может позволить себе безболезненно уменьшить объем инвестирования в сельское хозяйство.

Не исключено, что именно поэтому развивающиеся страны отвергли предложение США и ЕС. Ведь, по заявлению бразильской стороны на предыдущих переговорах итак были сделаны значительные уступки. По мнению Китая, он имеет право устанавливать высокие защитные тарифы на сахар, хлопок и рис. Вдобавок, представитель КНР заявил, что в проекте соглашения о либерализации торговли развитые страны получают слишком серьезные экспортные преимущества в области машиностроения, торговли автомобилями и химикатами.

Самые маленькие

За долгие годы обсуждения документ о либерализации торговли претерпел ряд серьезных изменений. Изначально целью Дохийского раунда переговоров, помимо торговли, было усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности. Во всяком случае, именно такие цели ставили перед собой около 150 переговорщиков, начинавших Дохийский раунд. Но в скором времени акценты сместились на сельское хозяйство.

Кроме того, за последние пару лет Дохийский раунд превратился в переговоры между крупнейшими игроками на мировом рынке. По заявлению Эдуардо Эрмиты (Eduardo Ermita), управляющего делами президента Филиппин, маленьким странам было трудно добиться того, чтобы их выслушали. "Переговоры превратились в противостояние позиций: того, что хотят США, что хочет Китай, что хотят США от других больших стран", - сказал он.

Похоже, что в будущем мольбы беднейших стран услышаны не будут вовсе. Этому поспособствует и разгорающийся во всем мире продовольственный кризис, и предстоящие политические перемены в США. Не исключено, что после выборов новое правительство Соединенных Штатов сконцентрируется на защите собственной экономики, изрядно потрепанной ипотечным кризисом, а вовсе не на нуждах развивающихся и бедных стран.

Читайте также: