Карибский кризис лурк. Карибский кризис: причины, разрешение и последствия. Ночная гостья. залп по субмарине

События 1962 года, связанные с размещением и последующей эвакуацией советских баллистических ракет на острове Куба принято называть «Карибским кризисом» , поскольку остров Куба расположен в Карибском море.

Конец 50-х начало 60-х годов – время растущей враждебности между СССР и США. Карибскому кризису предшествовали такие события, как Корейская война 1950-53 гг., где в открытом бою встретились американская и советская авиация, Берлинский кризис 1956 г., мятежи в Венгрии и Польше, подавленные советскими войсками.

Эти годы отмечены ростом напряженности в отношениях между Советским Союзом и США. Во второй мировой войне они были союзниками, но сразу после войны все переменилось. США стали претендовать на роль «защитника свободного мира от коммунистической угрозы», и была провозглашена так называемая «холодная война»- т.е. единая политика развитых капиталистических государств по противодействию распространению коммунистических идей.

Справедливости ради надо отметить, что многие обвинения против Советского Союза, которые выдвигала западная демократия, были обоснованны. СССР как государство по существу представлял собой диктатуру партийной бюрократии, там полностью отсутствовали демократические свободы, проводилась политика жесточайших репрессий против недовольных режимом.

Но необходимо при этом учитывать также и то, что помимо борьбы против жестокого политического режима, который в то время существовал в нашей стране, шла борьба и за геополитические цели, поскольку СССР представлял собой крупнейшую европейскую страну по запасам сырья, объему территории, численности населения. По свои размерам он несомненно, был крупной державой, несмотря на все свои недостатки. Он бросал вызов США как серьезный противник – тяжеловес на европейском ринге. Речь шла о том, кто будет главной страной Европы, от мнения которой зависит все, а кто главный в Европе – тот главный и в мире.

США мало волновало экономическое соперничество с Советским Союзом. Экономика СССР составляла очень скромную часть европейской а тем более, американской. Очень велико было техническое отставание. Несмотря на довольно высокие темпы развития, она не имела шансов стать серьезным конкурентом США и Западной Европы на мировом рынке.

«Мастерской мира» после 1945 г. стали США. Они же стали и Мировым банком, и международной полицией по поддержанию порядка в разоренной Европе. Новый европейский порядок после мировой войны означал терпимость, гуманизм, примирение и, конечно, широкую помощь и защиту государства всем гражданам, независимо от их национального или классового происхождения. Именно поэтому он встретил понимание и поддержку большинства населения.

Советская модель предполагала репрессии по классовому признаку, ограничение культурных и экономических свобод, внедрение отсталой экономической системы азиатского типа, совершенно неприемлемой для Европы. Эта модель никак не могла завоевать симпатии европейцев. Конечно, победа СССР в войне против фашисткой Германии вызвала в мире и в Европе большой интерес и симпатии к русскому народу, но эти настроения быстро закончились, причем особенно быстро в тех странах Восточной Европы, где при поддержке СССР пришли к власти коммунистические режимы.

Гораздо больше западных политиков того времени беспокоило то, что благодаря тоталитарной системе управления СССР мог выделять на военные нужды больше половины своего национального дохода, сосредоточить в производстве оружия свои лучшие инженерные и научные кадры. К тому же советские шпионы умели виртуозно воровать технические и военные секреты.

Поэтому, хотя по уровню жизни населения СССР и не мог сравниться ни с одной из развитых европейских стран, в военной области он был серьезным противником Запада.

Ядерное оружие СССР имел с 1946 г. Однако реальное военное значение это оружие не имело довольно долго, поскольку не было средств доставки.

Главный соперник – США имел мощную боевую авиацию. США располагали более чем тысячей бомбардировщиков, способных провести ядерную бомбардировку СССР под прикрытием нескольких десятков тысяч реактивных истребителей.

Что-либо противопоставить этим силам СССР в то время не мог. Финансовых и технических возможностей по созданию равного по силе американским военно-морского флота и авиации в короткие сроки страна не имела. Исходя из реальных условий, решено было сосредоточиться на создании таких средств доставки ядерных зарядов, которые бы стоили на порядок дешевле, были проще в производстве и не требовали дорогостоящего обслуживания. Таким средством стали баллистические ракеты.

К их созданию СССР приступил еще при Сталине. Первая советская ракета Р-1 была попыткой скопировать немецкую ракету ФАУ, которая состояла на вооружении в гитлеровском вермахте. В дальнейшем работу над созданием баллистических ракет продолжили несколько конструкторских бюро. На обеспечение их работы были направлены колоссальные финансовые, экономические, интеллектуальные ресурсы. Без преувеличения можно сказать, что над созданием баллистических ракет работала вся советская промышленность.

К началу 60-х годов были сконструированы и изготовлены мощные ракеты, способные достигать территории США. СССР достиг в производстве таких ракет впечатляющих успехов. Это показали и запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г., и полет первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина на околоземную орбиту в 1961 г.

Успехи в освоении космического пространства резко изменили имидж СССР в глазах западного обывателя. Удивление вызывал масштаб достижений, быстрота их достижения, а то, ценой каких жертв и затрат это было достигнуто, не было известно за пределами Советского Союза.

Естественно, что западные страны приняли все меры, чтобы исключить возможность для СССР диктовать свои условия, опираясь на «ядерную дубинку». Путь для достижения безопасности был один – развертывание мощного военного союза европейских стран во главе с самой мощной страной мира – США. Американцам были созданы все условия для развертывания своих военных систем в Европе, более того, перед лицом советской военной угрозы их зазывали и заманивали туда всеми средствами.

США развернули мощный пояс безопасности, размещая вокруг границ СССР ракетные базы, станции слежения, аэродромы для самолетов-разведчиков. При этом они имели преимущество в географическом расположении – если их военные базы располагались вблизи советских границ, то сами США отделялись от территории СССР мировыми океанами и таким образом были застрахованы от ответного ядерного удара.

При этом они мало обращали внимание на обеспокоенность СССР по этому поводу, объявляя все это потребностями обороны. Однако, как известно, лучшая оборона – это нападение, а размещаемое ядерное оружие давало возможность нанести СССР неприемлемый ущерб и заставить его капитулировать.

Особое возмущение у советского руководства вызвало создание американской военной базы в Турции и размещение там новейших ракет, оснащенных ядерными боеголовками. Эти ракеты могли нанести ядерный удар по европейской части Украины и России, по самым крупным и населенным городам, по речным плотинам на Волге и Днепре, крупным заводам и фабрикам. Ответить на этот удар, особенно если он окажется внезапным, СССР не мог – США были слишком далеко, на другом континенте, на котором у СССР не было ни единого союзника.

К началу 1962 г. у СССР волею судьбы впервые появился шанс изменить эту географическую «несправедливость».

Возник острый политический конфликт между США и республикой Куба - крошечным островным государством в Карибском море, расположенном в непосредственной близости от США. После нескольких лет партизанской войны власть на этом острове захватили повстанцы во главе с Фиделем Кастро. Состав его сторонников был пестрым – от маоистов и троцкистов до анархистов и религиозных сектантов. Эти революционеры одинаково критиковали и США и СССР за империалистическую политику и не имели четкой программы реформ. Главным их желанием было установить на Кубе справедливый общественный строй без эксплуатации человека человеком. Что это такое и как это сделать, никто из них толком не знал, впрочем, первые годы существования режима Кастро ушли на решение только одной проблемы – уничтожение инакомыслящих.

Придя к власти, Кастро что называется, «закусил удила». Успех революции на Кубе убедил его в том, что точно таким же военным путем, путем засылки партизанских диверсионных групп, можно в короткий срок свергнуть «капиталистические» правительства во всех странах Латинской Америки. На этой почве у него сразу же возник конфликт с США, которые по праву сильнейшего считали себя гарантами политической стабильности в регионе и не собирались безучастно наблюдать за действиями боевиков Кастро.

Делались попытки убить кубинского диктатора – угостить его отравленной сигарой, подмешать яд в коктейль, который он почти каждый вечер пил в своем любимом ресторанчике, но все заканчивалось конфузом.

США ввели экономическую блокаду Кубы и разрабатывали новый план вооруженного вторжения на остров.

Фидель обратился за помощью в Китай, но потерпел неудачу. Мао Цзе-Дун счел неразумным в тот момент раздувать военный конфликт с США. Кубинцы сумели договориться с Францией и закупили у нее вооружение, но пришедшее с этим вооружением судно было взорвано неизвестными в порту Гаваны.

Первоначально и Советский Союз не оказал действенной помощи Кубе, поскольку немалая часть сторонников Кастро были троцкистами, а Лев Давидович Троцкий – один из вождей Октябрьской революции и злейший враг Сталина – считался в СССР предателем. Убийца Троцкого Рамон Меркадер жил в Москве и имел звание Героя Советского Союза.

Однако вскоре СССР проявил к Кубе живейший интерес. Среди высших советских руководителей созрела идея тайно разместить на Кубе ядерные баллистические ракеты, способные нанести по удар США.

В книге Ф. Бурлацкого «Вожди и советники» так описывается момент начала событий, которые привели мир к краю ядерной пропасти:

«Идея и инициатива размещения ракет исходила от самого Хрущева. В одном из своих писем к Фиделю Кастро Хрущев рассказывал о том, каким образом в его сознание запала мысль о ракетах на Кубе. Произошло это в Болгарии, судя по всему, в Варне. Н.С. Хрущев и министр обороны СССР Малиновский прогуливались по берегу Черного моря. И вот Малиновский сказал Хрущеву, показывая в сторону моря: на другой стороне, в Турции, находится американская ракетно-ядерная база. Пущенные с этой базы ракеты могут в течение шести-семи минут уничтожить крупнейшие центры Украины и России, расположенные на юге страны, включая Киев, Харьков, Чернигов, Краснодар, не говоря уже о Севастополе - важной военно-морской базе Советского Союза.

Хрущев спросил тогда у Малиновского: почему Советский Союз не имеет права сделать то, что делает Америка? Почему нельзя, например, разместить наши ракеты на Кубе? Америка окружила СССР своими базами со всех сторон и держит его в клещах. Между тем советские ракеты и атомные бомбы расположены только на территории СССР. Получается двойное неравенство. Неравенство количества и сроков доставки.

Так он задумал и обсудил эту операцию сначала с Малиновским, а затем - с более широкой группой руководителей и, наконец, получил согласие Президиума ЦК КПСС.»

С самого начала размещение ракет на Кубе готовилось и проводилось как абсолютно тайная операция. В нее были посвящены очень немногие из высшего военного и партийного руководства. Советский посол в США узнал о всем происходящем из американских газет.

Однако расчет на то, что удастся сохранить секрет до момента полного развертывания ракет был глубоко ошибочным с самого начала. И это было настолько очевидно, что даже Анастас Микоян – ближайший помощник Хрущева, с самого начала заявлял о том, что операция будет быстро разгадана американской разведкой. К этому были следующие причины:

    Необходимо было замаскировать на небольшом острове крупное воинское соединение в несколько десятков тысяч человек, большое количество автомобильной и бронетанковой техники.

    Район для развертывания пусковых установок был выбран крайне неудачно – их легко можно было заметить и сфотографировать с самолетов.

    Ракеты должны быть размещены в глубоких шахтах, построить которые очень быстро и скрытно было невозможно.

    Даже в случае успешного размещения ракет из-за того, что подготовка их к запуску требовала несколько часов, противник имел возможность уничтожить с воздуха большую их часть до осуществления пуска, и тут же нанести удар по советским войскам, которые перед массированными авианалетами являлись практически беззащитными.

Тем не менее Хрущев лично отдал приказ о начале операции.

С конца июля и до середины сентября Советский Союз направил на Кубу примерно 100 кораблей. Большая их часть перевозила вооружение. Этими судами было доставлено 42 ракетно-баллистических установки среднего радиуса действия - МРБМ; 12 ракетно-баллистических установок промежуточного типа, 42 бомбардировщика-истребителя типа ИЛ-28, 144 зенитные установки типа «земля-воздух».

Всего на Кубу было перемещено примерно 40 тысяч советских солдат и офицеров.

Ночью, в гражданской одежде, они поднимались на борт кораблей и прятались в трюмах. Им не разрешалось выходить на палубу. Температура воздуха в трюмах превышала 35 градусов Цельсия, страшная духота и давка мучили людей. По воспоминаниям участников этих переходов – это был настоящий ад. Не лучше обстояли дела и после высадки в пункте назначения. Солдаты жили на сухом пайке, ночевали под открытым небом.

Тропический климат, москиты, болезни и плюс к этому – невозможность нормально помыться, отдохнуть, полное отсутствие горячей пищи и медицинской помощи.

Большинство солдат были заняты на тяжелых земляных работах – рытье шахт, траншей. Работали ночью, днем скрывались в зарослях или изображали крестьян на полевых работах.

Командующим советским военным соединением был назначен знаменитый генерал Исса Плиев, осетин по национальности. Это был один из любимцев Сталина, лихой кавалерист, прославившийся рейдами по тылам противника, человек огромной личной храбрости, но малообразованный, заносчивый и упрямый.

Такой военачальник вряд ли годился для осуществления тайной операции, по существу, диверсионной. Плиев мог обеспечить беспрекословное подчинение солдат приказам, мог заставить людей выдерживать все тяготы, но спасти операцию, с самого начала обреченную на провал, было не в его силах.

Тем не менее какое-то время удавалось сохранять секретность. Многие исследователи истории Карибского кризиса удивляются, что несмотря на все ошибки советского руководства, американская разведка узнала о планах Хрущева только в середине октября, когда конвейер по доставке военных грузов на Кубу раскрутился на полную мощность.

Несколько дней ушло на получение дополнительных сведений по всем имеющимся каналам, обсуждение вопроса. Кеннеди и его ближайшие помощники встретились с министром иностранных дел СССР Громыко. Тот уже догадывался, о чем его хотят спросить и заранее приготовил ответ – ракеты доставлены на Кубу по просьбе кубинского правительства, имеют только тактические значение, призваны защищать Кубу от вторжения с моря и самим США никак не угрожают. Но прямого вопроса Кеннеди так и не задал. Тем не менее Громыко все понял и сообщил в Москву, что американцам скорее всего уже известно о планах размещения ядерного оружия на Кубе.

Хрущев немедленно собрал совещание высшего военного и партийного руководства. Хрущев был явно напуган возможной войной и поэтому велел отправить Плиеву приказ ни в коем случае, чтобы не случилось, не применять ядерные заряды. Что делать дальше, никто не знал и поэтому оставалось только ждать развития событий.

А в это время в Белом Доме решали, как поступить. Большинство советников президента выступали за бомбардировку стартовых площадок советских ракет. Кеннеди колебался какое-то время, но в конце концов решил приказ о бомбовом ударе по Кубе не отдавать.

22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США вводят «карантин» Кубы и будут досматривать все суда, направляющиеся на остров для того, чтобы помешать доставке туда ядерного оружия.

То, что США воздержались от немедленной бомбардировки, было воспринято Хрущевым как проявление слабости. Им было направлено письмо в адрес президента Кеннеди, в котором он требовал от США снять блокаду Кубы. В письме по существу содержалась недвусмысленная угроза начать войну. Одновременно в средствах массовой информации СССР было объявлено об отмене отпусков и увольнительных для военных.

24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Даже тогда, когда на большом экране всем присутствующим были показаны фотоснимки ракетных шахт на Кубе, советская делегация продолжала стоять на своем, как ни в чем ни бывало. Потеряв терпение, один из представителей США задал вопрос советскому представителю: «так есть на Кубе советские ракеты, способные нести ядерное оружие? Да или нет?»

Дипломат с непроницаемым лицом произнес: «В свое время вы получите ответ».

Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские военные суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Американская армия получила приказ о повышенной боевой готовности, причем его специально передали в войска открытым текстом, без кодировки, чтобы об этом быстрее узнало советское военное командование.

Это достигло цели: по личному распоряжению Хрущева советские корабли, направлявшиеся на Кубу, повернули обратно. Делая хорошую мину при плохой игре, Хрущев заявил, что оружия на Кубе уже достаточно. Члены Президиума ЦК выслушали это с каменными лицами. Им было ясно, что, по существу, Хрущев уже капитулировал.

Чтобы подсластить пилюлю своим военным, которые оказались в унизительно глупом положении, Хрущев приказал продолжать достраивать ракетные шахты и собирать бомбардировщики ИЛ-28. Измученные солдаты продолжали работать по 18 часов в сутки, хотя ни малейшего смысла в этом уже не было. Царила неразбериха. Неясно было, кто кому подчиняется. Например, Плиев не имел права отдавать приказы младшим по званию офицерам, отвечавшим за ядерное оружие. На пуск зенитных ракет необходимо было получать разрешение из Москвы. В то же время зенитчиками был получен приказ всеми силами препятствовать американским самолетам-разведчикам.

27 октября советскими силами ПВО был сбит американский У-2. Летчик погиб. Пролилась кровь американского офицера, что могло послужить поводом для начала военных действий.

В этот же день вечером Фидель Кастро направил Хрущеву пространное письмо, в котором утверждал, что вторжение США на Кубу уже не избежать и призывал СССР вместе с Кубой дать американцам вооруженный отпор. Причем Кастро предлагал не ждать, когда американцы начнут военные действия, а нанести удар первыми с помощью имеющихся на Кубе советских ракет.

На следующий день брат президента Роберт Кеннеди встретился с советским послом в США Добрыниным и, по существу, выдвинул ультиматум. Или СССР немедленно вывозит с Кубы свои ракеты и самолеты, или США в течение суток начинают вторжение на остров, чтобы силой устранить Кастро. Если СССР согласится на демонтаж и вывоз ракет, президент Кеннеди даст гарантии не вводить свои войска на Кубу и убрать американские ракеты из Турции. Время на ответ – 24 часа.

Получив эту информацию от посла, Хрущев не стал тратить время на совещания. Он немедленно написал письмо Кеннеди, в котором дал согласие на условия американцев. Одновременно было подготовлено сообщение по радио о том, что Советское правительство отдает распоряжение о демонтаже ракет и их возвращении в СССР. В страшной спешке были направлены курьеры в Радиокомитет с приказом передать его в эфир до 17 часов, чтобы успеть до того, как в США начнется передача по радио обращения к нации президента Кеннеди в котором, как опасался Хрущев, будет сообщено о начале вторжения на Кубу.

По иронии судьбы, вокруг здания радиокомитета шла организованная службой госбезопасности «стихийная» демонстрация под лозунгом «Руки прочь от Кубы» и курьеру пришлось буквально расталкивать демонстрантов, чтобы успеть вовремя.

В спешке Хрущев так и не ответил Кастро на его письмо, в короткой записке посоветовав слушать радио. Кубинский лидер воспринял это как личное оскорбление. Но было уже не до таких мелочей.

Захиров Р.А. Стратегическая операция под видом учений. Независимая газета 22.11.2002 г.

  • Таубман.У. Н.С. Хрущев. М. 2003, стр.573
  • Там же, стр.605
  • Ф.М. Бурлацкий. Никита Хрущев.М. 2003 стр. 216
  • Cоветско-американские отношения развивались в середине - второй половине 50-х годов крайне неравномерно. В 1959 г. Хрущев, проявлявший неподдельный интерес к США, посетил эту страну с достаточно продолжительным визитом. Одной из составляющих его графика было выступление на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Здесь он выдвинул широкую программу всеобщего и полного разоружения. Эта программа, конечно, выглядела утопичной, но в то же время она предусматривала ряд первоначальных шагов, которые могли бы снизить накал международной напряженности: ликвидацию военных баз на чужой территории, заключение пакта о ненападения между НАТО и Варшавским договором и т.д. Пропагандистский резонанс от выступления Хрущева был весом и заставил США пойти на подписание с СССР совместной резолюции о необходимости принятия усилий для всеобщего разоружения, принятую ГА ООН. Хрущев выступал на сессии ГА ООН и осенью 1960 г. - теперь уже не в рамках визита в США, а как руководитель советской делегации в ООН. Проблемы разоружения и поддержки национально-освободительного движения звучали у него на первом месте. Опасное отставание СССР в производстве ядерных боеприпасов вынуждало советского руководителя идти на громкие и даже экстравагантные заявления (которые касались прежде всего западных представителей) о превосходстве СССР в ракетах. В пылу полемики, несмотря на то, что он находился в здании ООН, Хрущев даже стучал ботинком по столу.

    Ответный визит президента США Д. Эйзенхауэра в СССР готовился, но сорвался из-за инцидента с американским разведывательным самолетом У-2, сбитым над советской территорией. Американские самолеты и раньше неоднократно нарушали воздушное пространство СССР, и, имея преимущество в скорости и высоте, уходили от преследования советских перехватчиков и зенитных ракет. Но 1 мая 1960 г. американскому пилоту Ф. Пауэрсу не повезло. В районе Свердловска, куда он успел долететь, стояли уже новые модернизированные ракеты. Будучи сбитым, Пауэрс вопреки инструкциям не покончил с собой, а сдался. Показания американского пилота были обнародованы и над ним прошел судебный процесс. Президент Эйзенхауэр отказался извиняться перед СССР за этот полет, чем испортил свои отношения с советским лидером. Два года спустя, отбывающий свой срок наказания Пауэрс был обменен на осужденного в США советского разведчика Р. Абеля.

    ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА НА ЗАСЕДАНИИ ГА ООН. 11.10.1960 г.

    «Я заявляю, господа, придет такое время, когда вы поймете необходимость разоружения. Народ выбросит тех, которые ставят преграды на пути к миру и взаимопониманию... Нас, людей социалистического мира, вы не запугаете! Наша экономика цветущая, техника у нас на подъеме, народ сплочен. Вы хотите навязать нам состязание в гонке вооружений? Мы этого не хотим, но не боимся. Мы вас побьем! У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, как колбасы из автомата. Ракета за ракетой выходит с наших заводских линий. Кое-кто хочет попробовать, как мы на земле стоим? Вы нас пробовали, и мы вас разбили. Я имею в виду, разбили тех, кто на нас пошел войной в первые годы после Октябрьской революции... Некоторые господа сейчас начнут трещать, что Хрущев кому-то угрожает. Нет, Хрущев не угрожает, а реально вам предсказывает будущее. Если вы не поймете реальной обстановки... если не будет разоружения, значит будет гонка вооружений, а всякая гонка вооружений приведет, в конце концов, к военной развязке. Если начнется война, многих здесь сидящих мы тогда не досчитаемся...

    Что еще добавить?

    Покамест не все еще народы Азии и народы Африки, которые недавно освободились из-под колониального гнета, осознали силу свою, еще идут за вчерашними своими вешателями-колонизаторами. Но сегодня это так, а завтра этого не будет; не будет этого, народы поднимутся, расправят свою спину и захотят быть настоящими хозяевами положения...»

    БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА

    Прологом к обострению кризиса в карибском бассейне послужило возведение знаменитой берлинской стены. В геополитическом противоборстве СССР и Запада германский вопрос продолжал занимать одно из главных мест. Особое внимание было приковано к статусу Западного Берлина. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западная часть города, где находились войска США, Великобритании и Франции, формально обладала особым статусом, но явно тяготела к Федеративной Республике Германии. Хрущев предлагал созвать конференцию великих держав с целью объявить Западный Берлин демилитаризованной зоной. Но после инцидента с самолетом У-2 консультации по этому вопросу прекратились.

    Между тем, грамотная рыночная политика властей Западного Берлина, их поддержка со стороны ФРГ, а также солидные денежные вливания США и других стран позволили резко повысить уровень жизни западноберлинцев по сравнению с жителями восточного сектора. Подобный контраст, наряду с открытыми границами между частями города стимулировал эмиграцию из Восточного Берлина, больно ударявшую по экономике ГДР. НАТО использовало такую ситуацию и для активного идеологического наступления на систему социализма.

    В августе 1961 г. руководство ОВД, согласно решению принятому в Москве призвало ГДР принять меры против политики Западного Берлина. Последующие действия немецких коммунистов стали полной неожиданностью для Запада. Рядовые члены партии создали живое кольцо воль границы между секторами. Одновременно началось быстрое сооружение 45-километровой бетонной стены с контрольно-пропускными пунктами. Через 10 дней стена была готова и сразу стала символом «холодной войны».

    Одновременно с возведением стены были прерваны транспортные коммуникации между частями города, а пограничники ГДР получили приказ открывать огонь на поражение по перебежчикам. За годы существования стены погибли и получили ранения десятки человек, пытавшихся ее преодолеть. Стена простояла до 9 ноября 1989 г., когда в свете начавшейся в СССР перестройки и политических преобразований в странах Восточной Европы, новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и обратно. Официальный демонтаж состоялся в январе 1990 г.

    КАРИБСКИЙ КРИЗИС

    Противостояния между советским и западными блоками подошло к своей самой опасной черте в период т.н. Карибского (Ракетного) кризиса осенью 1962 г. Значительная часть человечества стояла тогда на волосок от гибели, а до начала войны, по образному выражению, было такое же расстояние как от ладони офицера до кнопки на пусковой установки ракеты.

    В 1959 г. на Кубе был свергнут проамериканский режим, и к власти в стране пришли прокоммунистические силы во главе с Фиделем Кастро. Коммунистическое государство в традиционной зоне интересов США (фактически у них под боком) было не просто ударом, а просто шоком для политической элиты в Вашингтоне. Страшный сон становился реальностью: Советы оказались у ворот Флориды. С целью свержения Кастро Центральное разведывательное управление США сразу же приступило к подготовке диверсионной акции. В апреле 1961 г. десант, состоявший из кубинских эмигрантов высадился в заливе Кочинос, но был быстро был разгромлен. Кастро стремился к более тесному сближению с Москвой. Этого требовали задачи обороны «острова Свободы» от нового нападения. В свою очередь Москва была заинтересована в создании военной базы на Кубе в противовес натовским базам вокруг границ СССР. Дело в том, что в Турции уже были размещены американские ядерные ракеты, которые могли достигать жизненно важных центров Советского Союза всего за несколько минут, в то время как советским ракетам для поражения территории США требовалось почти полчаса. Такой разрыв во времени мог оказаться роковым. Создание советской базы началось весной 1962 г., и вскоре туда началась секретная переброска ракет среднего радиуса действия. Несмотря на тайный характер операции (имевший кодовое название «Анадырь») американцы узнали о том что находится на борту советских судов, идущих к Кубе.

    4 сентября 1962 г. президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. Хрущев заявлял, что на Кубе устанавливается всего лишь исследовательское оборудование. Но 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. Американские военные предлагали немедленно разбомбить советские ракеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Такие действия вели к неизбежной войне с Советским Союзом в победоносном исходе которой Кеннеди уверен не был. Поэтому он решил занять жесткую позицию, но не прибегать к военному нападению. В обращении к нации он сообщил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы, потребовав от СССР немедленно удалить оттуда свои ракеты. Хрущев вскоре осознал, что Кеннеди будет стоять на своей позиции до конца и 26 октября направил президенту послание, в котором признавал наличие на Кубе мощного советского оружия. Но в то же время Хрущев пытался убедить Кеннеди, что СССР не собирается нападать на Америку. Позиция же Белого дома оставалась прежней - немедленный вывод ракет.

    День 27 октября стал самым критическим за все время кризиса. Тогда советской зенитной ракетой над островом был сбит один из многочисленных самолетов-разведчиков США. Его пилот погиб. Ситуация накалилась до предела, а президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и начать высадку на Кубу. В те дни многие американцы, напуганные перспективой ядерной войны покидали крупные города, самостоятельно рыли бомбоубежища. Однако все это время между Москвой и Вашингтоном осуществлялись неофициальные контакты, стороны рассматривали различные предложения с целью отойти от опасной черты. 28 октября, советское руководство решило принять американское условие, заключавшееся в том, что СССР выводит свои ракеты с Кубы, после чего США снимает блокаду острова. Кеннеди взял обязательство не нападать на «остров Свободы». Кроме того, было достигнуто согласие на вывод американских ракет из Турции. Открытым текстом советское послание было передано для президента США.

    После 28 октября Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики, а США сняли морскую блокаду острова. Международная напряженность спала, но такая «уступка» США не понравилась кубинским руководителям. Официально оставаясь на советской позиции, Кастро подверг критике действия Москвы, и особенно Хрущева. В целом Кубинский кризис показал великим державам, что продолжение гонки вооружений, резкие действия на международной арене могут обратить мир в пучину глобальной и всеуничтожающей войны. И как это ни парадоксально, с преодолением кубинского кризиса был дан импульс разрядке напряженности: каждый из противников понял, что противостоящая сторона стремится избежать ядерной войны. США и СССР стали лучше осознавать пределы допустимого противостояния в «холодной войне», необходимость искать компромисс по вопросам двусторонних отношений. Для самого Н.С. Хрущева Карибский кризис также не прошел бесследно. Его уступки многими воспринимались как проявление слабости, что еще больше подрывало авторитет советского лидера среди кремлевского руководства.

    ОБРАЩЕНИЕ Н.С. ХРУЩЕВА К Д.Ф. КЕННЕДИ 27.10.1962 г.

    «Уважаемый г-н президент.

    Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.

    Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать ваши действия, которые выражаются в том, что вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там свое ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют. Ваши ракеты расположены в Англии, расположены в Италии и нацелены против нас. Ваши ракеты расположены в Турции.

    Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединенных Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаете.

    Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами. Это никак невозможно согласовать.

    Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить, и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого доверенные лица Совета Безопасности ООН могли бы проконтролировать на месте выполнение взятых обязательств».

    ОТВЕТ Д. КЕННЕДИ Н.С. ХРУЩЕВУ. 28.10.1962 г.

    «Я приветствую принятое Председателем Хрущевым государственно-мудрое решение остановить строительство баз на Кубе, демонтировать наступательное оружие и возвратить его в Советский Союз под наблюдением ООН. Это важный и конструктивный вклад в дело мира.

    Мы будем поддерживать контакты с генеральным секретарем Организации Объединенных наций по вопросу о взаимных мерах, с целью обеспечения мира в зоне Карибского моря.

    Я искренне надеюсь, что правительства всего мира по урегулировании кубинского кризиса могут обратить свое внимание на насущную необходимость прекратить гонку вооружений и уменьшения международной напряженности. Это относится как к тому, что страны Варшавского пакта и НАТО противостоят друг другу в военном отношении, так и другим ситуациям в других частях земного шара, где напряженность ведет к бесплодному отвлечению ресурсов на создание орудий войны».

    «События октябрьских дней 1962 года - это первый и, к счастью единственный термоядерный кризис, являвший собой «момент страха и озарения», когда Н.С. Хрущев, Джон Кеннеди, Ф. Кастро и все человечество почувствовали себя в «одной лодке», оказавшейся в эпицентре ядерной пучины».

    Карибский кризис - сложная ситуация на мировой арене, сложившаяся в 1962 и заключавшаяся в особенно жестком противостоянии СССР и США. В этой ситуации впервые над человечеством нависла опасность войны с применением ядерного оружия. Карибский кризис 1962 стал мрачным напоминанием о том, что с появлением ядерного оружия война может привести к уничтожению всего человечества. Это событие является одним из ярчайших событий
    Карибский кризис, причины которого скрыты в противостоянии двух систем (капиталистической и социалистической), империалистической политике США, национально-освободительной борьбе народов Латинской Америки, имел свою предысторию. В 1959 году революционное движение на Кубе одержало победу. Батиста - диктатор, который проводил проамериканскую политику, был свергнут, и к власти пришло патриотическое правительство в главе с Фиделем Кастро. Среди сторонников Кастро было немало коммунистов, например, легендарный Че Гевара. В 1960 году правительство Кастро провело национализацию американских предприятий. Естественно, правительство США было крайне недовольно новым режимом на Кубе. Фидель Кастро заявил о том, что он коммунист и наладил отношения с СССР.

    Теперь у СССР появился союзник, находящийся в непосредственной близости от его главного врага. На Кубе были проведены социалистические преобразования. Началось экономическое и политическое сотрудничество между СССР и Кубой. В 1961 правительство США около Плая-Хирон высадило войска, состоящие из противников Кастро, эмигрировавших из Кубы после победы революции. Предполагалось, что в ход пойдет американская авиация, но США не стали ее применять, по сути США бросили эти войска на произвол судьбы. В итоге высадившиеся войска были разбиты. После этого инцидента Куба обратилась за помощью к Советскому Союзу.
    Во главе СССР в то время был Н. С. Хрущев.

    Узнав о том, что США хочет насильственно свергнуть кубинское правительство, он был готов на самые решительные меры. Хрущев предложил Кастро разместить ядерные ракеты. Кастро согласился на это. В 1962 году на Кубе были тайно размещены советские ядерные ракеты. Американские военные самолеты-разведчики, летавшие над Кубой, заметили ракеты. Первоначально Хрущев отрицал их наличие на Кубе, но Карибский кризис разрастался. Самолеты-разведчики провели снимки ракет, эти снимки были представлены С Кубы ядерные ракеты могли долететь до США. 22 октября американское правительство объявило о военно-морской блокаде Кубы. В СССР и США прорабатывались варианты применения ядерного оружия. Мир практически оказался на грани войны. Любые резкие и необдуманные действия могли привести к страшным последствиям. В этой ситуации Кеннеди и Хрущев сумели договориться.
    Были приняты следующие условия: СССР убирает ядерные ракеты с Кубы, США убирает свои ядерные ракеты из Турции (в Турции располагалось американское которое было способно достать до СССР) и оставляет Кубу в покое. На этом Карибский кризис закончился. Ракеты были увезены, блокаду США сняли. Карибский кризис имел важные последствия. Он показал, насколько опасна может быть эскалация небольшого вооруженного конфликта. Человечество отчетливо стало понимать невозможность наличия победителей в ядерной войне. В дальнейшем СССР и США будут избегать прямого вооруженного противостояния, предпочитая экономические, идеологические и другие рычаги. Страны, находящиеся в зависимости от США теперь осознали возможность победы в национально-освободительной борьбе. Для США теперь стало затруднительным проводить откровенную интервенцию в страны, правительство которых не согласовывает свои интересы с интересами США.

  • 6. Парижская мирная конференция 1919–1920 годов: подготовка, ход, основные решения.
  • 7. Версальский мирный договор с Германией и его историческое значение.
  • 10. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 год).
  • 11. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.
  • 12. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики ссср в 1920-е годы.
  • 13. Рурский конфликт 1923 года. «План Дауэса» и его международное значение.
  • 14. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х годов. Локарнские соглашения. Пакт Бриана-Келлога и его значение.
  • 15. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги Наций, великих держав и ссср.
  • 16. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».
  • 17. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933–1934 годы). Ссср и Лига Наций. Договоры ссср с Францией и Чехословакией.
  • 18. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги Наций.
  • 19. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.
  • 20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».
  • 21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.
  • 23. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 года. Секретные протоколы.
  • 24. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.
  • 26. Международные отношения во второй половине 1940 - начале 1941 года. Формирование англо-американского союза.
  • 27. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на ссср. Сколачивание антисоветской коалиции.
  • 28. Нападение фашистского блока на ссср. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.
  • 29. Нападение Японии на сша и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных Наций.
  • 30. Межсоюзнические отношения в 1942 - первой половине 1943 года. Вопрос о втором фронте в Европе.
  • 31. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция. Их решения.
  • 32. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.
  • 33. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе Второй мировой войны. Потсдамская конференция. Создание оон. Капитуляция Японии.
  • 34. Причины распада Антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны». Ее основные признаки. Доктрина «сдерживания коммунизма».
  • 35. Международные отношения в условиях эскалации «холодной войны». «Доктрина Трумэна». Создание нато.
  • 36. Германский вопрос в послевоенном урегулировании.
  • 37. Создание государства Израиль и политика держав в урегулировании арабо-израильского конфликта в 1940–1950-е годы.
  • 38. Политика ссср в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
  • 39. Международные отношения на Дальнем Востоке. Война в Корее. Сан-Францисский мирный договор 1951 года.
  • 40. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 года, их основные положения.
  • 42. Советско-китайские отношения в 1960–1980-е годы. Попытки нормализации и причины неудач.
  • 43. Советско-американские переговоры на высшем уровне (1959 и 1961 годы) и их решения.
  • 44. Проблемы мирного урегулирования в Европе во второй половине 1950-х годов. Берлинский кризис 1961 года.
  • 45. Начало распада колониальной системы и политика ссср в 1950-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке.
  • 46. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.
  • 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.
  • 48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 год), Чехословакии (1968 год) и политика ссср. «Доктрина Брежнева».
  • 49. Агрессия сша во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
  • 50. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства в. Брандта.
  • 51. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х годов. Советско-американские соглашения (осв-1, договор по про).
  • 52. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.
  • 53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.
  • 54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.
  • 55. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки вооружений.
  • 56. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема «евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.
  • 57. М. С. Горбачев и его «новая философия мира». Советско-американские отношения во второй половине 1980-х годов.
  • 58. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений. Их значение.
  • 59. Международные последствия краха социализма в Центральной и Юго-Восточной Европе и объединения Германии. Роль ссср.
  • 60. Международные последствия ликвидации ссср. Окончание «холодной войны».
  • 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.

    В 1952-1958 гг. на Кубе правил проамериканский диктаторский режим Батисты. В начале января 1959 г. режим Батисты был свергнут, к власти пришли леворадикалы во главе с Ф. Кастро, который приступил к демократизации политической жизни, национализации телефонных компаний, введению системы социальных гарантий, проведению аграрной реформы, ликвидировавшей крупные иностранные землевладения. Эти меры вызвали недовольство у населения, связанного с режимом Батисты и обслуживанием американцев.

    В 1960 г. США, поддерживая кубинских эмигрантов, предприняли экономические и военные меры против режима Кастро. Кастро стал укреплять связи с СССР, подписав торговое соглашение по которому СССР покупал 5 млн. т. кубинского сахара в течение 5 лет. Начались советские поставки вооружения и промышленных товаров. Куба объявила о вхождении страны в «соцлагерь». США, рассчитывая на выступление против Кастро, 17 апреля 1961 г., осуществили бомбардировку Кубы и высадили вооруженные отряды в районе Плая-Хирон (побережье залива Качинос). Однако выступления не произошло, а отряды были разбиты, что нанесло ущерб престижу США и прибавило популярности Кастро.

    Администрация Дж. Кеннеди уделяла много внимания улучшению своей репутации в Латинской Америке. 13 марта 1961 г. она выдвинула программу экономической помощи латиноамериканским странам в размере 500 млн. долл. Под громким названием «Союз ради прогресса». Деятельность Союза ради прогресса была направлена на предупреждение распространения радикальных идей кубинской революции на другие латиноамериканские страны.

    В январе 1962 г. Куба исключалась из Организации американских государств и 15 стран Латинской Америки разорвали с ней отношения. Был введен эмбарго на торговлю с Кубой. К лету 1962 г. ситуация обострилась. США готовили военную операцию против нее. СССР заявлял о поддержке Кубы в случае нападения. Но соотношение сил было не в пользу СССР. У США было 300 континентальных ракет, у СССР – 75. США разместили свои базы по периметру соцлагеря (ФРГ, Италия, Япония и др.). В апреле 1962 г в Турции были размещены ракеты средней дальности. СССР решил разместить на Кубе советское ракетно-ядерное оружие, что увеличивало уязвимость американской территории и означало продвижение СССР к паритету с США.

    В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск с численностью 60 тыс. человек (43-я ракетная дивизия с 3-мя полками ракет Р-12 (дальностью в 1700-1800 км) и 2 полками ракет Р-14 (3500-3600 км)) на Кубе (операция «Анадырь») и получено согласие Кубы. Предполагалось тайно разместить 40 советских ракет. Намечалось базирование эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Создание этой группировки меняло общее соотношение сил не в пользу США.

    В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы во главе с Раулем Кастро. Она вела переговоры с военными руководителями СССР о предоставлении Кубе военной помощи. Переговоры шли долго, а 3 и 8 июля в них принимал участие и Н.С. Хрущев. Можно с уверенностью предположить, что именно в эти дни было принято решение о размещении на Кубе ракет среднего радиуса с ядерными боеголовками и бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы, и были согласованны детали их отправки. Когда на советские корабли грузилось это грозное оружие и корабли один за другим отплывали в далекий путь со своим смертоносным грузом, Хрущев предпринял самую продолжительную поездку по стране за все время пребывания у власти.

    Однако Хрущев, его советники и союзники недооценили решимости и возможностей США противостоять появлению советских ракетных баз в Западном полушарии. Ибо кроме норм международного права существовала так называемая доктрина Монро, главный принцип которой определялся словами: “Америка для американцев”. Эта доктрина была в одностороннем порядке провозглашена еще в 1823 году президентом США Д. Монро с целью предотвратить восстановление испанского господства в Латинской Америке.

    Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. В конце сентября и в начале октября в районе Кубы сильная облачность не позволяла проводить фоторазведку. Это облегчало скрытное и срочное проведение работ по созданию пусковых установок. Хрущев и Кастро рассчитывали, что все работы будут завершены раньше, чем разведка США обнаружит, каким именно оборонительным оружием располагает теперь Куба. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготовности. Американская разведка обнаружила интенсивные передвижения советских транспортов на Кубу. 1 октября объединенное командование США в зоне Атлантического океана получило директиву к 20 октября подготовить силы и средства для нанесения ударов по Кубе и осуществления высадки на остров. Вооруженные силы США и СССР приблизились к опасной черте.

    14 октября американский самолет-разведчик произвел аэрофотосъемку, свидетельствующую о размещении советских ракет на Кубе. 18 октября в беседе с Громыко Кеннеди напрямую спросил о размещении ракет, но советский министр ничего не знал.

    22 октября, вооруженные силы США были приведены в состояние полной боевой готовности 24 октября военно-морские силы США установили морской «карантин» Кубы для препятствования переброски наступательного оружия. СССР пойти на прямую военную конфронтацию с США не мог. 22 октября Кастро привел вооруженные силы в боевую готовность, объявил всеобщую мобилизацию.24-25 октября Генеральный секретарь ООН предложил свой план урегулирования кризиса: США отказывались от «карантина», а СССР - от поставок наступательного оружия на Кубу. 25 октября советский танкер «Бухарест» пересек линию «карантина» без его досмотра американскими кораблями, в то же время 12 из 25 советских судов, направлявшихся на Кубу, получили указание повернуть обратно.

    СССР требовал от США гарантий безопасности Кубы и обещал отказаться от размещения советского оружия, и поставил вопрос о ракетах в Турции. США от СССР требовали убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу; США, со своей стороны, должны были отменить карантин и не поддерживать вторжение на Кубу. 27 октября Р. Кеннеди сообщил Добрынину(Посол СССР в США) о готовности США негласно договориться о ликвидации американских ракетных установок в Турции. 28 октября Политбюро ЦК КПСС решило принять это предложение. Наиболее острая фаза кризиса миновала.

    Однако Кастро выдвинул целый ряд невыполнимых требований, включая отмену США эмбарго на торговлю с Кубой, ликвидацию американской базы Гуантанамо с острова и т.п.

    В итоге переговоров США с 20 ноября 1962 г. отказались от введенного ими морского карантина; обязывались не нападать на Кубу; СССР обязался убрать с острова наступательное оружие (ракеты средней дальности, а также бомбардировщики ИЛ-28). США негласно решали вопрос о выводе американских ракет с территории Турции. США только визуально могли проследить за выводом ракет с Кубы. Формально кризис завершился 7 января 1963 г., снятием кризиса с повестки дня СБ ООН.

    Т.О. лидеры двух сверхдержав осознали опасность балансирования на грани ядерной войны. Был предотвращен крупный кризис. Продвижение советской военной мощи в Западное полушарие усиливало уязвимость Соединенных Штатов. Поддержка Кубы означала вызов монопольному влиянию США на Американском континенте. Усиленная гонка вооружений сочеталась со стремлением к взаимоприемлемым договоренностям. Кризис внес элемент раздора между США и Европой (возможное втравливание в кризисы, их не затрагивающие). В 1963 г. установлена линия прямой связи между Москвой и Вашингтоном. Выросло понимание об установлении общих правил поведения.

    Разразившийся Карибский кризис заставил политиков всего мира взглянуть на ядерное оружие с новой стороны. Впервые оно явно сыграло роль сдерживающего фактора. Внезапное для США появление советских ракет средней дальности на Кубе и отсутствие у них подавляющего превосходства в количестве МБР и БРПЛ над Советским Союзом сделали военный путь разрешения конфликта невозможным. Американское военное руководство тут же заявило о необходимости довооружения, фактически взяв курс на развязывание гонки стратегических наступательных вооружений (СНВ). Желания военных нашли должную поддержку в сенате США. На развитие СНВ были выделены громадные деньги, что позволило качественно и количественно улучшить стратегические ядерные силы (СЯС).

    Карибский кризис утвердил Дж. Кеннеди в необходимости централизации контроля за применением американского ядерного оружия в Европе и ограничения возможностей европейских союзников рисковать применением ядерного оружия по собственному усмотрению. Следуя этой логике, в октябре 1962 г. на сессии совета НАТО государственный секретарь США Д. Раск выдвинул предложение о создании «многосторонних ядерных сил». Этот план предусматривал формирование единого ядерного оборонительного потенциала западноевропейских стран и США, который бы находился под командованием военных структур НАТО.

    Франция сделала из карибского кризиса свои выводы. Хотя президент Ш. де Голь во время кризиса поддерживал действия США, он острее осознал невозможность для Франции быть заложницей советско-американской конфронтации. Французское руководство еще сильнее стало склоняться к дистанцированию от США в военно-стратегической области. Следуя этой логике, де Голь принял решение о создании независимых ядерных сил Франции. Если до июля 1961 г. Франция активно выступала против допуска ФРГ к ядерному оружию, то в 1962 г. французские руководители перестали исключать возможность превращения Западной Германии в ядерную державу в перспективе через 5-10 лет.

    В декабре 1962 г. на Багамских островах в г. Нассау премьер министр Великобритании Г. Макмиллан и президент США Кеннеди подписали договор об участии Британии в программе МСЯС.

    К осени 1962 г. напряженность в послевоенной международной системе достигла пика. Мир на самом деле оказался на грани всеобщей ядерной войны, спровоцированной конфронтацией двух сверхдержав. Биполярная система мира при балансировании США и СССР на грани войны оказалась нестабильным и опасным типом организации международного порядка. От «третьей мировой войны» мир удержал только страх перед применением атомного оружия. Риск от его применения был неограниченно высок. Требовались незамедлительные усилия для согласования и установления каких-то новых строгих привил поведения в ядерно-космическом мире.

    Карибский кризис стал высшей точкой военно-стратегической нестабильности в МО всей второй половины 20-го века. Одновременно он обозначил рубеж окончания политики балансирования на грани войны, которая определяла атмосферу международных отношений на протяжении полосы кризисов международной системы между 1948-1962 гг.

    "

    Мир уже неоднократно оказывался на грани ядерной войны. Ближе всего к ней он был в ноябре 1962 года, но тогда здравомыслие лидеров великих держав помогло избежать катастрофы. В советской и российской историографии кризис зовется Карибским, в американской – Кубинским.

    Кто первый начал?

    Ответ на этот бытовой вопрос однозначен – инициировали кризис США. Там восприняли «в штыки» приход к власти на Кубе Фиделя Кастро и его революционеров, хотя это было внутреннее дело Кубы. Американскую верхушку категорически не устраивало выпадение Кубы из зоны из влияния, а еще более – тот факт, что в числе высших руководителей Кубы были коммунисты (легендарный Че Гевара и тогда еще очень юный Рауль Кастро, нынешний кубинский лидер). Когда же коммунистом в 1960 году объявил себя и Фидель, США перешли к открытой конфронтации.

    Там принимали и поддерживали злейших врагов Кастро, было введено эмбарго на ведущие кубинские товары, начались покушения на жизнь кубинского лидера (Фидель Кастро является среди политических деятелей абсолютным рекордсменом по числу пережитых покушений, и почти ко всем им имели отношение США). В 1961 году США профинансировали и обеспечили техникой попытку вторжения военного отряда кубинских эмигрантов на Плая-Хирон.

    Так что у Фиделя Кастро и СССР, с которым кубинский лидер быстро наладил дружеские отношения, были все основания опасаться силового вмешательства США в кубинские дела.

    Кубинский «Анадырь»

    Этим северным названием именовалась тайная военная операция по доставке на Кубу советских баллистических ракет. Проводилась она летом 1962 года и стала ответом СССР не только на ситуацию на Кубе, но и на размещение американского ядерного оружия в Турции.

    Операция была согласована с кубинским руководством, так что проводилась в полном соответствии с международным правом и международными обязательствами СССР. Ей обеспечивалась строгая секретность, но все же разведка США смогла получить снимки советских ракет на Острове Свободы.

    Теперь у американцев появились основания для опасений – Кубу от фешенебельного Майями по прямой отделяет менее 100 км… Карибский кризис стал неизбежным.

    В шаге от войны

    Советская дипломатия категорически отрицала наличие ядерного оружия на Кубе (а что она должна была делать?), но законодательные структуры и военные США были настроены решительно. Уже в сентябре 1962 года зазвучали призывы решить кубинский вопрос силой оружия.

    Президент Дж.Ф. Кеннеди разумно отказался от идеи немедленного точечного удара по ракетным базам, но 22 ноября объявил о морском «карантине» Кубы с целью недопущения новых поставок ядерного оружия. Действие было не слишком разумным – во-первых, по сведениям самих же американцев оно там уже было, а во-вторых, карантин-то как раз был незаконным. В то время на Кубу направлялся караван из более чем 30 советских судов. лично запретил их капитанам подчиняться требованиям карантина и во всеуслышание заявил, что даже один выстрел в сторону советских кораблей немедленно вызовет решительное противодействие. Примерно то же он заявил в ответ на письмо американского лидера. 25 ноября конфликт был перенесен на трибуну ООН. Но это не помогло его разрешить.

    Давайте жить дружно

    25 ноября оказалось самым напряженным днем в ходе Карибского кризиса. С письма Хрущева Кеннеди от 26 ноября напряженность пошла на спад. Да и американский президент так и не решился дать своим судам приказ открыть огонь по советскому каравану (он поставил такие действия в зависимость от своего личного распоряжения). Заработала явная и тайная дипломатия, и стороны наконец договорились о взаимных уступках. СССР брался вывезти с Кубы ракеты. США за это гарантировали снятие блокады острова, обязались не вторгаться на него и убрать свое ядерное вооружение из Турции.

    Самое замечательное в этих решениях то, что они были почти полностью выполнены.

    Благодаря разумным действиям руководства двух стран мир снова отодвинулся от грани ядерной войны. Карибский кризис доказал, что даже сложные спорные вопросы могут решаться мирно, но лишь в том случае, если этого хотят все заинтересованные стороны.

    Мирное разрешение Карибского кризиса стало выигрышем для всех людей планеты. И это даже несмотря на то, что США все равно продолжили незаконно ущемлять кубинскую торговлю, и в мире нет-нет, да задумываются: а не оставил ли Хрущев все же пару ракет на Кубе, на всякий случай?

    Читайте также: