Когда церковный праздник троица. Праздник Троица: история, традиции, символы. Православный праздник Троица: церковные обряды

На 50-й день после окончания , наступает Святая Троица – один из самых больших и чтимых церковных праздников в православии. С тех пор, как Иисус вознесся на небеса, наступил уже десятый день или иначе — пятидесятый день с момента Воскрешения Христова.

Святая Троица: история праздника

Иудеи в свое время широко отмечали праздник называемый Пятидесятница, в честь законодательства Синайского. В одном помещении, в небольшой горнице, расположенной в Иерусалиме, собрались ученики Иисуса Христа, его мать Дева Мария и небольшое количество верующих. По записям дошедших до наших времен, рассказывается о событиях, произошедших в третьем часу дня по еврейскому счету.

Описывается сильный шум, раздавшийся откуда-то с неба, словно от сильного, ураганного ветра. Этот странный шум наполнил помещение горницы, где находились ученики и Божья Матерь. Появились языки пламени, которые остановились на каждом из присутствующих, все были переполнены Святым Духом и после этого стали прославлять имя Божье на многочисленных языках, о которых прежде даже и знать не знали.

Православный праздник Троица: священный огонь

Огненные языки – были ни чем иным, как Святым Духом нашего Спасителя, который с помощью них дал добрый знак того, что с этого момента у всех апостолов появилась возможность разносить ученье Божье по всей Земле, проповедовать и рассказывать о Спасителе. Также огонь олицетворяет большую, уничтожающую зло силу, очищающую мир от греха, а также освещающий путь и согревающий в непогоду.

История Святой Троицы: проповеди Апостолов

В это же время в Иерусалиме проходил праздник, на котором находилось много иудеев, проживающих в разных странах мира. Все ученики Христа – апостолы – избрали евреев для проведения своих первых проповедей, причем на их родных языках. Собравшиеся попали под такое сильное впечатление от услышанного, что многие сильно уверовали в Спасителя и стали расспрашивать Апостолов о том, как же им поступить дальше.

Апостол Петр предложил иудеям покаяться во имя Спасителя нашего, ради прощения всех грехов, и в этом случае они получали бы тот же Дар Святого Духа. Те, кто сильно уверовал в Иисуса Христа, сразу же крестились, и таким образом число всех обретших новую веру было около трехсот человек. Именно с этого времени и начало на Земле распространяться Церковь Христа или Христианство.

Православный праздник Троица: церковные обряды

После совершения литургии, проходит вечерня поминовения пришествия Духа Утешителя на Святых Апостолов. Во время церковного богослужения на Троицу читается коленопреклоненные молитвы о снисхождении на Землю Святого Духа или Премудрого Духа, Духа Божьего Разума. Молитвы Церкви Христовой направлены на восхваление о даровании благодати Святого Духа, а также поминовение умерших наших отцов, братьев и всех тех, кто родня нам по плоти и крови. Чтобы уйдя в царствие небесное, их мир был устроен.

День святой Троицы - важнейший церковный праздник. Его именуют Днем сошествия Святого Духа и считают началом появления церквей. Христианская Троица пришла на смену иудейской Пятидесятнице, широко отмечаемой в Иерусалиме на 50 день со дня Пасхи.

Согласно библейским преданиям в иудейский праздник на учеников Христа, собравшихся в одной из горниц, сошел Святой Дух и наделил их знанием множества языков. С неземными возможностями апостолы отправились по свету, чтобы прославлять Бога и крестить людей новой верой.

Троицу принято отмечать торжественно и пышно. Главный символ праздника - зелень. Храмы украшают свежими травами и зелеными веточками деревьев. В церквях проходят праздничные песнопения и читают особенные молитвы. На Руси Пятидесятница появилась только через 300 лет после принятия христианства. Подробная .

С Пресвятою Троицей,
С праздником святым!
Сердце пусть наполнится
Светом золотым.

Пусть душа не знает
Ни греха, ни зла.
Пусть благословит вас
Бог на все дела.

От всей души желаем вам
В честь Троицы великой,
Чтобы вас Бог берег, хранил,
Всегда вам был защитой.

Здоровья вам на много лет,
Душевного покоя, мира,
Любви, гармонии в семье.
Пусть будет жизнь счастливой!

Со светлым праздником Троицы! Желаю тепла в душе, мира, добра, искренней веры. Пусть Господь хранит и благословляет. С праздником!

Праздник чистый, праздник светлый,
Праздник Троицы Святой!
Пусть исполнятся надежды,
Будет Бог всегда с тобой.

Пусть наполнит ликованием
Душу звон колоколов.
Пусть не будет в твоей жизни
Бед, печалей и врагов.

Сегодня праздник праведный и важный,
Святая Троица в гости к нам пришла.
Нам в этот день положено уважить
Святого Духа, Сына и Отца.

Сегодня нужно искренне молится
За всех друзей и даже за врагов.
А при желании дозволено постится
И сохранять в душе своей покой.

Желаю вам в великий день церковный
Духовных благ и радости в сердцах.
Любите всех и близких, и знакомых
И не пускайте в сердце стыд и страх.

Пусть вас Господь от бед оберегает
Своей святой и праведной рукой.
Пусть в вашем доме вечно обитают
Надежда, вера, радость и любовь.

С Троицей вас я поздравляю!
Счастья, радости желаю.
Чтоб здоровье было крепче,
Жизнь пусть станет ваша легче.

Пусть Господь благословит,
Все грехи, что есть простит.
Чтоб в душе настал покой
В день поистине святой!

Под колокольный перезвон
Приходит Троица в ваш дом!
И с вереницею цветов
Вам дарит счастье и любовь!

Пусть дом наполнится уютом,
Пусть небеса добры к вам будут,
Святая Троица хранит,
Пусть мир всегда в семье царит!

Сегодня День Святого Духа,
А также Сына и Отца,
И наполняет светлым чувством
Он наши души и сердца!

Желаю вам добра и света
Я в Праздник Троицы Святой.
Пусть радует вас жизнь любовью,
Здоровьем, счастьем, красотой!

Пусть Господь хранит семью
И от зла оберегает.
В этот теплый летний день,
Троица благословляет.

В светлый праздник прочь уйдут,
Все обиды и сомненья,
В дом придут тепло, уют.
Счастья, радости, везенья!

Пусть сегодня снизойдет с небес,
Отогнав печали, чудо из чудес.
Засверкает, всем тепло даря,
Дух святой. Три имени, три лика.
Радости большой желаю в дом,
А беда пусть не бывает в нем!
Вам тепла и мира на земле!
Огорчений не встречать нигде!
Каждому желаю счастья я глубокого!

Разного успеха, но высокого!
Уберечься от всего жестокого!

Посмотри на мир ты, на иконы посмотри -
Он един для нас, и все же Его три.
Знает Он тоску и мысли матерей.
Да молитвы их заблудших сыновей.
Родился средь нас и был всегда,
А с небес зовем Его, когда беда.
Всюду Он приходит на наш глас.
От Него тепло однажды снизойдет на нас.
Крепкой вам семьи и чистоты.

Радости побольше, пусть сбываются мечты.
Успеха, счастья, доброты.

Другие названия дня

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) - Турица, «Letnice» (чеш.) - Летница, Духов день (серб.), «Palinocki» (подляш.), «Sobótki» (ю.-польск.), «Богородица Русалија» (серб.), «Rusalii » (рум.), Пятидесятница.

Церковные традиции

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня , на которой поются стихиры , прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским , второй Иоанном Дамаскиным .

По русской традиции, пол храма и домов селян в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а цвет облачений - зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается Духов день .

Обряды восточных славян

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик , Троицкую субботу , Троицын день . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды . В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Иногда Зелёными святками называли только Семик , а местами - Троицкую неделю .

Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX в. полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево », «встреча русалок»). «До принятия христианства этот праздник отмечался на протяжении шести дней - три дня перед седьмым после Пасхи воскресеньем и столько же на следующей неделе» .

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации , поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли .

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки одевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон - так называемые «невестины смотрины» .

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника , 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца . Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка - символа девичества .

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу - только девушки, а на Петров день - девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская , Орловская , Курская , Костромская , Тульская , Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки» .

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего . «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года .

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение , Семик , Троицу, Духов день или Петра-Павла .

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста) .

Считалось, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки .

Икона «Троица смесоипостасная». 1729

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других - как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые , которых называли «дяды ». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уваженнем со стороны односельчан .

Вождение быка у поляков

В некоторых польских зонах центральный персонаж троицких обрядов - бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд wolowe wesele - воловьей свадьбой. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня .

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. Бог Троицу любит (сиб.). Троица - три дня строится (сиб.). В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия . От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца - сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь - много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. Молодой месяц пологий - весь лунный месяц (до следующего новолуния) - дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец - хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. . - М .: Индрик, 2002. - 816 с. - ISBN 5857591420
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М .: Современный писатель, 1995. - Т. 1. - 1221 с. - ISBN 5857591420
  3. Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. - Београд: Zepter book world, 2001. - 695 с. - ISBN 86-7494-025-0 (серб.)
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни . - М .: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  5. Зимина Т. А. Троица . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  6. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.
  7. Катовiч А., Крук Я. Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. - 368 с. - ISBN 978-985-6029-99-1 (белор.)
  8. Котович Оксана Кольца судеб: Как правильно выбрать дату свадьбы? / TUT.BY, 26.04.2010
  9. Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. - М .: Типография Александра Семена, 1856.
  10. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. - М .: Государственный институт искусствознания, 1998. - 56 с.
  11. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. - Л. : Художественная литература, 1984. - 526 с.

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Православный календарь для семейного чтения, СПб, 1994

В праздник Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков.
Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии - Троицын день). Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь.
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе.
В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа».

Совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). В Троицын день, после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.

Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. Именно в этот день, Бог показал человеку тот путь, по которому он должен идти. Бог открыл людям свой замысел о человеке и открыл свои заповеди.

Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека. Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь. В христианской истории событие, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривалось как рождение церкви, под которой понимают собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее "побеждался страх ненавистной розни мира сего". В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении. Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины 14 века праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днем.

В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкая суббота), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником - днем Святого Духа. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только .

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе. Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. В честь этого праздника священники нередко облачаются в фелони зеленного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелеными тканями и лентами. На Троицу, также как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
09.06.2019 -
10.06.2019 -
11.06.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Читайте также: