Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание. Упражнения на знакомство со знаками действий Занятие в старшей группе понятие вычитание

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а)уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б)уменьшение на несколько единиц совокупности, сравни-
ваемой с данной;

в)разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления чисел множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметов и наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных чист, признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало И1 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось. Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель сл

но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «мет на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука и красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого п<н меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель слове) но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес но заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «н« сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий,

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа.) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.)

Кто это? (Снегири.)

  • Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они вместе на рябине.
  • Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «Дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
  • Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: -Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, назыв «сложение». Такая запись «1 +3» говорит, что мы собрали их вместе считали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц?

    Упражнение 3

    Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетно) рассказа.

    Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по тек записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 к феты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фиг у|) ками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель. Учить детей переводу символической модели в предметнук а затем в словесную. Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать чи ла в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по о ному)

    2 + 3;3+1;4 + 2;3 + 3;4+/1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют сс ветствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе сл~ весно заданной ситуации на язык математической символики, поел вательность указаний педагога такова:

    а)обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.

    б)обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в)поставьте между ними нужный знак действия.
    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одно вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение». Она показы вает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    выражение значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со знаком «равно».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    В качестве примера того, как может быть организовано знакомство с действием вычитания, приведем взаимосвязанную серию заданий для старшей группы.

    Упражнение 1

    Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей

    152152Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкольников..

    объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Записьубирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

  • Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)
  • Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)
  • Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитыванием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    Приведем пример обобщающего занятия по теме «Действия сложения и вычитания».

    Цель занятия. Уточнять представление о действии сложения и вычитания.

    Упражнение 1. Игра «Зеркало». Цель. Учить быть внимательным.

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

    Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор карточек с числами от 1 до 9 и знаки «+» и «-» на карточках. (Удобно использовать деревянные фишки из набора «Учись считать».)

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

    Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

    Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

    Способ выполнения. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им составлять все выражение целиком. (Можно использовать кассу из набора первоклассника, ребенку удобно показывать ее педагогу.) Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка.

    Дети составляют запись: 3 + 2.

    Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка.) Ч означает число 2 в записи? (Добавили 2.) Почему поставили «+»? (Цв точки добавили, их стало больше.)

    Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на упо

    ребление знаков «+» и «-».

    Упражнение 4

    Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

    Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

    Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать картинку, соответствующую записи 2 + 5.

    Дети рисуют рыбок по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

    Детям послабее можно дать печатный лист, на котором они обводят фигурки по рамке и раскрашивают в соответствии с заданием.

    Айша Курбанова
    Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

    Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

    Задачи :

    Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

    Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

    Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

    Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

    Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

    Материал к занятию :

    Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .

    Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

    Дети : Поможем.

    Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .

    Числа плюсом прибавляем

    И ответ потом считаем.

    Если «плюс» , то, без сомнения,

    Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1

    Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .

    А этот «крестик» каждый знает :

    Сложить он цифры помогает .

    Ответит каждый карапуз,

    Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2

    Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .

    А хотите я вам расскажу историю?

    Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

    Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

    Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей

    Кто это?

    Дети : Снегири.

    Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.

    Сколько на рябине снегирей? (дети - три)

    Сколько воробьев? (дети один)

    Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .

    Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)

    Как вы узнали (сложили )

    Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .

    Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

    Работа с раздаточным материалом .

    Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

    Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

    Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

    - Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

    Что мы сделали с фигурками?

    Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.

    Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .

    Давайте еще раз вспомним все сначала.

    Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

    Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

    Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

    На доске на столах у детей появляется картина

    Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

    Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

    А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

    Физкультминутка :

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

    Первая задача : Три игривых рыжих кошки

    Сели рядом у окошка

    Тут две кошки подбежали

    Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .

    Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )

    Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .

    Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.

    А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .

    Вторая задача : Я нашел в дупле у белки

    Пять лесных орехов мелких

    Вот еще лежит один

    Ну и белка! Вот хозяйка

    Ты орешки сосчитай – ка!

    Воспитатель : Ну, что у вас получилось.

    Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

    Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

    Третья задача : Вот задумал еж друзей

    Пригласить на юбилей.

    Пригласил двух медвежат

    Двух зайчат и трех бельчат

    Посчитайте поскорей

    Сколько у ежа гостей?

    Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

    Молодцы ребята справились вы с заданием.

    Итог :

    Чем мы с вами сегодня занимались?

    Вам понравилось? (да)

    Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

    Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!

    Публикации по теме:

    Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.

    Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

    Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.

    Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.

    Наталья Глебова
    «Знак минус, вычитание». Конспект занятия по математике в старшей группе

    НОД Познание в старшей группе

    Тема «Знак минус , вычитание »

    Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество»

    Цели :

    1. Познакомить детей с математическим знаком минус , формировать умение решать примеры на вычитание .

    2. Развивать любознательность, связную речь.

    3. Умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы, развивать интерес к математике .

    4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Ход занятия.

    Ребята сегодня мы с вами отправимся в страну Знаний в город Математику . Как вы уже знаете, в этом городе живут различные цифры, геометрические фигуры и математические знаки . С одним жителем этого города, мы сегодня с вами познакомимся . Знакомьтесь это знак МИНУС . Вот как он выглядит. При появлении минуса всё уменьшается , идет на убыль или совсем исчезает.

    Минус любит все отрицать . Иногда его называют знаком отрицания . Сравните утверждения и отрицания

    Этого мальчика зовут Егор – это утверждение или отрицание

    Он не Егор – это утверждение или отрицание

    Я люблю мороженое (утверждение)

    Я не пойду гулять (отрицание)

    Это не слон (отрицание)

    Это жираф (утверждение)

    А теперь девочки придумают любое утверждение, а мальчики отрицание.

    Ребята, вы заметили, что отрицание всегда всё превращает в противоположное.

    Давайте с вами поиграем. Назовите, одним словом

    Небыстрый (медленный)

    Нетихий (громкий)

    Нечистый (грязный)

    Неглупый (умный)

    Незлой (добрый)

    Небольшой (маленький)

    Нетяжёлый (легкий)

    Физминутка

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - согнуться, разогнуться

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - на место тихо сядь.

    Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.

    На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)

    А записывается это так

    А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и нарисуете к ним истории.

    (работа в парах)

    Дети рассказывают свои истории (по желанию)

    Воспитатель предлагает детям рассказать, что нового они узнали. Подводит итог, благодарит детей за работу.

    Литература

    Е. В. Соловьёва. Математика и логика для дошкольников

    Елена Галимуллина
    «Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры

    Тема : Сложение

    Тип занятия : интеллектуально-развивающий.

    Вид занятия : формирование элементарных математических представлений .

    Форма проведения : игра.

    Интеграция образовательных областей : «познание» , «коммуникация» , «физическая культура» , «социализация» , «труд» , «художественное творчество» .

    Цель :

    1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+» ;

    2. Тренировать умение выделять и называть свойства предмета, умение сравнивать предметы по свойствам;

    3. Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логические способности, коммуникативные качества.

    Задачи :

    Обучающие задачи :

    1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

    2. актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;

    3. актуализировать представления о действии сложения групп предметов ;

    4. уточнить представление детей о действии сложения с помощью знака «+» ;

    5. сформировать представление о переместительном свойстве сложения ;

    6. закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака «+» .

    Развивающие задачи :

    Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    Воспитывать интерес к математическим занятиям .

    Методы и материалы :

    Практические : игра, физминутка, рисование (дорисуй и раскрась, действия с плакатами.

    Наглядные : рассматривание плаката, использование иллюстраций.

    Словесные : рассказ воспитателя, беседа, диалог, указание, вопросы.

    Игровой : использование сюрпризных моментов.

    Поощрение, анализ занятия .

    Материал и оборудование :

    Плакаты, карандаши, рабочие тетради.

    Ход занятия:

    1. Вхождение в игровую ситуацию.

    Воспитатель сажает детей за столы и рассказывает, что сегодня мы будем играть. Для этого нам надо разделиться на команды :1ряд - это одна команда, 2ряд - это вторая команда.

    Итак, ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Дорогие ребята, это письмо от девочки Тани и мальчика Вани, они просят нас помощь им.

    Ребята, мы поможем Тане и Ване? (да)

    Вот что у них случилось, мама попросила Таню и Ваню пойти с ней в лес за грибами. Пока мама собиралась, Таня и Ваня, затеяли игру в салочки.

    Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (нет)

    Почему вы так думаете? (потому что дома не следует играть в подвижные игры )

    1-е задание :

    Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили её.

    Давайте, ребята, исправим это положение.

    Как это можно сделать? (можно вазу склеить)

    Хотите помощь Тане и Ване склеить вазу? (да)

    Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает детям сложить вазу из 2 частей . Один человек из каждой команды должен сложить одну вазу .

    После того как дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопрос :

    На сколько частей была разбита ваза? (на 2 части)

    Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (мы сложили части )

    Что больше – целая ваза или любая её часть? (целая ваза больше любой её части)

    Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, Таня и Ваня с мамой пошли в лес. В лесу Таня нашла 3 грибочка, а Ваня нашёл 2 грибочка. Перед тем как идти домой Таня и Ваня решили сложить грибы в мамин пакет .

    Воспитатель складывает грибы в третий пакет и подводит итог : части (показывает на меленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок) .

    2-е задание :

    Сколько грибочков нашла Таня?

    Из 1 команды выходит ребёнок и прикрепляет 3 грибочка в маленький мешок.

    Сколько грибочков нашёл Ваня?

    Из второй команды выходит ребёнок и прикрепляет 2 грибочка в другой маленький мешок.

    Что сделали Таня и Ваня потом? (сложили всё в мамин пакет )

    Воспитатель уточняет : части находки сложили в одно целое .

    Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать части вместе - можно между частями поставить значок, который говорит о том, что части складывают.

    Какой значок показывает, что части сложили (+)

    3-ое задание :

    А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

    Вставайте из-за столов.

    Нас ждет физминутка!

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите,

    Влево, вправо повернитесь

    Пола ручками коснитесь

    Сели-встали, сели – встали

    И на месте поскакали.

    4-ое задание :

    Таня съела 4 маленьких яблочка, а потом одно большое яблоко. Ваня съел одно большое яблоко, а патом 4 маленьких яблочка. Но Тане показалось, что Ваня съел больше яблок и они поссорились. Ребята давайте поможем Тане и Ване, и посчитаем сколько всего яблок съел каждый из них, для этого надо решить пример и прикрепить столько яблок, сколько они съели.

    1. 4 яблока + 1 яблоко = 5 яблок,

    2. 1 яблоко + 4 яблока = 5 яблок.

    Итак, они съели по 5 яблок и им не из-за чего ссориться. Теперь они помирились и благодарят вас ребята за помощь.

    Вывод : если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.

    5-ое задание :

    На этот раз Таня и Ваня читали книгу и увидели, что автор книги сделал ошибку.

    Ребята вы сможете исправить ошибку? (да)

    Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

    На плакате группа картинок определите кто или что лишнее?

    1. цыплёнок

    2. колокольчик

    Молодцы, вы отлично справились.

    6-ое задание :

    И я читаю следующее задание :

    Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

    На плакате группа картинок надо дать общее название для этих картинок. Таня и Ваня, затрудняются помогите им ребята.

    1. насекомые

    2. деревья

    Молодцы, справились с заданием.

    7-ое задание :

    Посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Таня и Ваня?

    Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

    Следующее задание называется : «Дорисуй и раскрась» .

    Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

    Ребята, вы выполнили все задания. Таня и Ваня вам очень благодарны за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие ?

    Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

    А Таня и Ваня в благодарность вам за помощь оставили вот этот сундучок. Заглянем в него?

    Посмотрите, это сладкие гостинцы!

    В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона фигурок, а и вокруг себя, в повседневной жизни. А также им очень нравится решать увлекательные математические задачки, а их решение записывать с помощью знаков и цифр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)

    в старшей группе

    «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране «Математика»

    Задачи:

    Образовательные:

    • формировать умение решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
    • познакомить со знаком «минус» и цифрой «0»;
    • совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

    Развивающие:

    • развивать логическое мышление, память, воображение, навыки самооценки.

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.

    Демонстрационный материал: фланелеграф, 5 птичек, карточки-цифры, рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора, мяч.

    Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат), карандаши на каждого ребёнка.

    Ход занятия

    Психогимнастика «Передай настроение»

    Воспитатель: Ребята, протяните руки к солнышку, солнышко даст вам свое тепло и хорошее настроение. А теперь возьмите друг друга за руки и передайте свое хорошее настроение и тепло друг другу.

    Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране «Математика». Чтобы оно было удачным необходимо помогать друг другу и быть внимательными.

    Давайте подойдём к фланелеграфу. Кого вы здесь видите?

    Сколько птичек сидит на верхней ветке? (5)

    Сколько птичек сидит на нижней ветке? (Ни одной.)

    Сколько птичек улетело с нижней ветки? (5)

    Давайте составим задачу про птичек.

    Задача: На ветке сидело пять птичек, а затем пять улетели. Сколько птичек осталось на ветке?

    Дети: Ни одной.

    Воспитатель: Ребята, если в задаче кто-то уходит, улетает, уезжает, то пишется знак «-». Послушайте стихотворение о знаке «минус».

    Я – минус,

    Тоже добрый знак.

    Ведь не со зла я отнимаю,

    Я роль свою лишь выполняю.

    На нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.

    Цифру ноль ты раньше знал:

    Это круг или овал.

    (Показ цифры- карточки.)

    Давайте запишем решение задачи с помощью цифр и знаков.

    (На доске выкладывается запись: 5 – 5 = 0)

    С заданием вы справились. Молодцы!

    А сейчас давайте поиграем.

    Игра «Загадки и отгадки»

    Кто имеет пятачок,

    Не зажатый в кулачок?

    На ногах его копытца,

    Ест и пьёт он из корытца.

    (Поросёнок)

    У него глаза цветные,

    Не глаза, а три огня,

    Он по очереди ими

    Сверху смотрит на меня.

    Разных три имеет глаза.

    Но откроет их не сразу.

    Если глаз откроет красный:

    Стоп! Идти нельзя, опасно!

    Жёлтый глаз – погоди,

    А зелёный – проходи!

    (Светофор)

    Физминутка.

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели-встали, сели-встали

    И на месте побежали.

    Воспитатель: Ребята, походите по группе и найдите предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

    Дети: Двери, окна – на прямоугольник, крышки у стола – на прямоугольник, выключатели – на квадрат, книги – на прямоугольник, мячи – на круг и т.д.

    Воспитатель: А сейчас пройдите и сядьте за столы. Назовите геометрические фигуры, нарисованные на карточках.

    Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

    Воспитатель: Ребята, дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.

    (Можно показать детям заранее заготовленные рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора.)

    Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»

    Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. Предлагаю вам поиграть со мной.

    Игра с мячом «Скажи наоборот».

    (Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.)

    Один – много;

    Снаружи – внутри;

    Легкий – тяжелый.

    Длинный – короткий;

    Большой – маленький;

    Высокий – низкий;

    Широкий – узкий;

    Толстый – худой;

    Далеко – близко;

    Вверху – внизу;

    Слева – справа;

    Вперед – назад.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Математика». Вам понравилось путешествие?

    А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.


    Читайте также: