Лабораторная работа сравнение скелета ящерицы и лягушки. §40. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Создание проблемной ситуации

Разделы: Биология

В современном мире изменился социальный заказ школе. Не только знающий, но и мыслящий человек, имеющий свою точку зрения и умеющий ее отстоять, ярко проявляющий свою индивидуальность, а не являющийся частью “серой массы” способен адаптироваться и стать успешным человеком в современном мире. Следовательно, обучая, необходимо создавать условия для максимального развития ребенка, в том числе, и развития познавательной активности.

Наиболее успешно данная цель решается мной через технологию проблемного обучения. Частично-поисковый и поисково-исследовательский методы – основные методы, применяемые мной в процессе преподавания биологии. При этом, учитель выступает не в роли ретранслятора знаний, а в роли управленца получения знаний, запускающего и поддерживающего процесс саморазвития ребенка. Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий у учащихся, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями. В связи с этим выработала свою систему преподавания с учетом научных идей ведущих учёных и в частности Шамовой Т.И. Образовательный процесс подразделяю на три этапа, как в учебном занятии, так и на уровне темы, раздела.

1. Вводно-мотивационный. На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип “доминанты”).

2. Операционно-познавательный. На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях. Чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельных и коллективных форм познания.

3. Рефлексивно-оценочный. На этом этапе провожу обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие этому.

УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся (на примере прыткой ящерицы).

Цель: создать условия для

  • изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;
  • развития любознательности, умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы;
  • воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

Средства обучения: мультимедийная презентация (Приложение 1), электронное пособие “Изучение скелета пресмыкающихся” (Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ. Республиканский мультимедиа центр, 2004), таблица “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный.

1. Введение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)
  • долгожителями (черепахи)
  • ужасно кровожадными (крокодил)
  • быстрыми и юркими (ящерицы)
  • ужасно переменчивыми (хамелеон)
  • стали символом медицины.

Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся)

  • Особенности скелета, используя слайды 4,5,6,7.
  • Какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

4. Первичное закрепление

В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?

3. Рефлексивно-оценочный

1. Решение биологических задач.

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?

2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что….

Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что …

3.Домашнее задание

Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграф 40.

4. Оценка знаний.

Задание 1. Рассмотрите внешнее строение ящерицы.

1. На влажном препарате исследуйте покров тела ящерицы с помощью лупы. Отметьте форму чешуек. Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной сторонах тела, на голове)? Напишите, какое значение имеет чешуйчатый покров в жизни ящериц.

Чешуйный покров ящерицы предохраняет от иссушения. Роговые щитки у некоторых видов ящерицы находится на голове. Примитивные виды ящериц покрыты однородной роговой чешуей. И функции, защита иссушения. В отличие от лягушек, которые имеют кожные железы и которым нужно постоянно находится около воды, ящерицы имеют чешуйчатый покров.

2. Рассмотрите на препарате конечности ящерицы. Напишите, чем они отличаются от конечностей лягушки.

Удлиненные конечности, конечности расположены по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени, это делает их походку своеобразной -тело невысоко при поднято над землей и брюхо волочится по земле.

3. Осмотрите голову ящерицы. Найдите глаза, ноздри, слуховые отверстия. Отыщите при помощи лупы теменной глаз в верхней части головы.

4. Напишите, какие особенности строения ящерицы указывают на то,что это животное-обитель суши.

1) Сухой кожный покров.

2) Наличие мощных цепких конечностей и хвоста для передвижения по суше.

3) Тип дыхания-легочный.

5. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни.

Появление шейного отдела позвоночника, расположение поясов конечностей по бокам тела, ячеистое строение легких, размножение на суше(откладка яиц), ороговевший эпителий кожи не имеющий желез.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Объясните, почему ящерица не может дышать кожей.

Потому что газообмен возможен лишь при определенной влажности поверхности, а у ящериц кожа сухая, в чешуйках.

Задание 4. Выскажите предположение: почему класс Пресмыкающиеся получил такое название.

Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами.

Предварительный просмотр:

Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии

Регион: Республика Коми

Конспект урока на тему: «Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся»

(на основе системно – деятельностного подхода)

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся

Задачи:

Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы, связанные с наземным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.

Развивающие:

1. Развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

1. Продолжить формирования интереса к предмету;

2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок нового знания

Формы работы: групповая, парная, фронтальная

Ресурсы:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;
  2. Картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы и т.д.;
  3. Мультимедийная презентация;
  4. Интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный этап урока

Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок принесёт вам новые открытия.

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите одним - двумя словами.

Слайды 2 - 6

  1. змеи (способны к гипнотическому взгляду )
  2. черепахи (долгожителями )
  3. крокодилы (кровожадны )
  4. ящерицы (юркие )
  5. хамелеон (переменчив )

Учитель: Молодцы. А каким общим словом - прилагательным можно назвать животных, которых вы увидели?

Ученик: таинственные, удивительные и т.д.

Учитель: Замечательно. Так их называют в простой жизни, а кто из вас знает, как их называют с точки зрения науки биологии?

Ученик: Пресмыкающиеся или Рептилии

Учитель: Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Слайд 7

  1. Создание проблемной ситуации

Учитель: Верно. Скажите, а особенности внешнего и внутреннего строения, какого класса животных вы изучили на прошлых уроках?

Ученик: Земноводные

Учитель: А как вы думаете, кто появился позднее – Земноводные или Пресмыкающиеся?

Ученик: Пресмыкающиеся

Учитель: Правильно. Тогда можем ли мы утверждать, что они наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными?

Ученик: Да, мы можем утверждать, что пресмыкающиеся наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными

Учитель: А высокоорганизованные – это, какие?

Ученик: Наиболее приспособленные

Учитель: А всё ли мы про них знаем?

  1. Целеполагание

Учитель: Слайд 8. Подумайте и обсудите в парах, какие системы органов изменились у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, то есть что позволило им стать высокоорганизованными животными (вызываю одного ученика к доске для записи ответов одноклассников).

Ученик:

1. покровы (защищают от иссушения )

2. органы передвижения (двигаться по суше )

3. органы дыхания (только лёгкие )

4. размножение (вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками )

5. органы выделения (экономия воды )

6. органы чувств (осязание не кожей )

Учитель: А теперь давайте проверим, всё ли мы назвали. Слайды 9 -10

Так как мы с вами сказали, представители класса Пресмыкающихся отличаются от представителей класса земноводных, какова тогда цель нашего урока?

Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни Слайд 11

Учитель: А знаете ли вы самых распространённых представителей Класса Пресмыкающихся, которые обитают в Республике Коми? А вы с ними встречались? Где? А вы можете рассказать? (ответы учащихся)

  1. Исследование, оформление работы

Учитель: Как вы думаете, что нам поможет достичь для достижения цели сегодняшнего урока, то есть какие источники информации? (ответы учащихся)

Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Для этого я прошу вас разделится на 5 групп. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать. Задания касаются особенностей внешнего строения Пресмыкающихся. Для облегчения и полноты раскрытия рассказа каждой группе даны подсказки. (Задания для групп – Приложение № 1)

  1. Представление результатов работы (после выступления каждой группы

учитель при необходимости корректирует и дополняет ответы учащихся)

Ответы групп учащиеся записывают в рабочие листы (Приложение № 2 )

Слайд 12

Выступление группы № 1.

Слайд 13

Дополнение №1 : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

Слайд 14

Выступление группы № 2. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Слайд 15

Дополнение № 2: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).

Учитель: Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

Выступление группы № 3. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Слайд 16

Дополнение № 3: Сухой роговой покров мешает росту, поэтому пресмыкающиеся регулярно линяют: ороговевший слой кожи и чешуи отслаиваются и сходят кусками, либо целиком. Крокодилы и черепахи не линяют

Слайд 17

Выступление группы № 4. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Слайд 18

Выступление группы № 5. Проверяют правильные ответы

Физкультминутка

Учитель: Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.

Слайд 19

У вас в рабочих листах есть рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

  1. Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.
  2. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела)
  3. В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей.
  4. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку
  1. Этап первичного закрепления знаний

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечаете «Да» или «Нет»

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)

2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)

6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)

Учитель: Молодцы. Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета пресмыкающихся (ответы учащихся)

8. Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 20

Учитель: А теперь я предлагаю вам решить несколько биологических задач

1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи, с чем они могут «вертеть» головой? (ответы учащихся)

2. «Жало» змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните (ответы учащихся)

3. Можно ли ящерицу дёргать за хвост? Ответ поясните (ответы учащихся)

Учитель: Итак, кто такие пресмыкающиеся? (ответы учащихся)

  1. Разноуровневое домашнее задание:

Слайд 21

2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.

3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.

Слайд 22

Комментирование оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задания для работы в группах

1 группа

(на столе фото ящерицы, лягушки)

Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:

Тело ящерицы разделено на …

Между головой и туловищем появилась ….

На голове расположены...

Глаза имеют …

Конечности расположены...

Пальцы заканчиваются …

Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой?

2 группа

(на столе выползки змей, фото кожных покровов пресмыкающихся) .

Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.

Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

Какое значение имеет таков покров в их жизни?

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто … кожей.

В верхнем слое кожи образуется ….

По форме они …

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….

В чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?

3 группа

Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 189).

Изучите выползок питона.

Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования.

4 группа

Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

5 группа

Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дата:

Тема урока:

Цель урока:

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся:

Тело ящерицы разделено на _______________________________________________________

Между головой и туловищем появилась ______________________________________________

На голове расположены___________________________________________________________

Глаза имеют __________________________________________________________________

Конечности расположены _________________________________________________________

Пальцы заканчиваются __________________________________________________________

Тело ящериц и змей покрыто _____________________ кожей.

В верхнем слое кожи образуется ________________ чешуи.

По форме они ____________________

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от ____________________

Линька – это _________________________________________________________

Выползок – это _______________________________________________________

Язык служит для _____________________________________________________

Скелет пресмыкающихся

Мыщелок – это _________________________________________________________________

Позвоночник подразделяется на 5 отделов: ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – _______________________________________

Рёбра соединяются с грудиной и образуют ___________________________________


Тема: Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Цели: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными;

развивать любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, составлять схемы;

воспитывать любовь к животным, прививать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Оборудование: таблицы «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», электронные уроки Кирилла и Мефодия, карточки с заданиями.

Ход урока.

I .Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

1.Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.

Учитель: Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы.

Ученикам предлагается составить из букв названия животных

мязе (змея)

рящцеиа (ящерица)

зюраг (гюрза)

пчерахеа (черепаха)

ркодокил(крокодил)

кюдага (гадюка)

жу (уж)

Учитель: Как вы уже догадались, тема урока «Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения», в ходе которого мы попытаемся выяснить особенности, которые позволили пресмыкающимся стать первыми настоящими наземными позвоночными.

Все ли изображенные животные относятся к пресмыкающимся? (слайд) Почему? Вернемся к этому рисунку в конце урока.

III . Изучение нового материала.

1.Среда обитания пресмыкающихся (демонстрация слайдов)

Какой признак , отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?

(Пресмыкающиеся – типичные наземные обитатели – записывают в тетрадь_

2. Классификация пресмыкающихся (слайд)

1.Сегодня на уроке речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

Способными к гипнотическому взгляду (змеи)

Долгожителями (черепахи)

Ужасно кровожадными (крокодилы)

Быстрыми и юркими (ящерицы)

Ужасно переменчивыми (хамелион)

Стали символами медицины.

Кто эти таинственные животные, почему их так называют?

2. Создание проблемной ситуации.

Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.

Кто же смог выжить в таких условиях? Почему?

Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

3. « Мозговой штурм»

Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? (предполагают учащиеся, демонстрация слайда)

а) покровы (защищают от иссушения)

б) органы передвижения (двигаться по суше)

в) органы дыхания (только легкие)

г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)

д) органы выделения (экономия воды)

е) органы чувств (осязание не кожей)

4.На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения, среду обитания и образ жизни этих удивительных животных.

Особенности внешнего строения. (Работа в группах)

Назовите самых распространенных пресмыкающихся нашей местности.(прыткая ящерица, уж обыкновенный)

1 группа .

(на столе модель и рисунки ящерицы и лягушки)

Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:

Тело ящерицы разделено на ….

Между головой и туловищем появилась …..

На голове расположены ……

Глаза имеют …..

Конечности расположены ……

Пальцы заканчиваются ….

Двигаясь вперед, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

Какие изменения возникли у ящерицы по сравнению с лягушкой?

Дополнение учителя : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

2 группа.

(на столе рисунки кожных покровов пресмыкающихся)

Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.

Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

Какое значение имеет таков покров в их жизни?

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто… кожей.

В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.

По форме они…

На спине, голове, брюхе чешуи…

Такой кожный покров- надежная защита пресмыкающихся от…

В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?

Дополнение учителя : Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру у крокодилов и черепах).

Кожа пресмыкающихся надежно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует…(росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

3 группа

(рисунки линьки змеи, ящерицы)

Изучите по учебнику как линяет ящерица?

Изучите выползок питона.

Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты исследования.

Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

Объясните это явление.

Изучив особенности внешнего строения ящерицы сравним с земноводными.

Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполнение схемы)

Особенности

Шея когти сухая с роговым покровом третье веко

Вернемся теперь к рисунку «Всели изображенные животные относятся к пресмыкающимся»?

5.Решение биологических задач.

Ящерицы, змеи. Черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут «вертеть» головой?

- « И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи..» Объясните описанное с биологической точки зрения.

- «Жало» змеи - правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

6. Скелет пресмыкающихся. Отличительные черты скелета пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Особенности скелета змей.

IV . Обобщение знаний.

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся - это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что…

Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что…

V. Закрепление.

Тестовое задание.

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)

2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)

6. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей: насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)

7. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)

VI. Задание на дом.

П.40, вопр.

VII . Рефлексия.

Оценить свою работу по пятибалльной системе.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4.Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Тело птиц расчленено на голову, шею, туловище и хвост. На небольшой голове расположены различные органы чувств.

Челюсти лишены зубов и одеты роговыми чехликами, образующими клюв. Форма клюва разная, что связано с характером потребляемой пищи. Шея у разных птиц разной длины и отличается большой подвижностью. Туловище имеет округлую форму. Передние конечности превращены в крылья. Задние - ноги - разного строения. Это связано с разнообразием мест обитания. На ногах четыре пальца, заканчивающиеся когтями. Нижняя часть ног покрыта роговыми щитками. Укороченный хвост снабжен веером рулевых перьев. У разных птиц он имеет разное строение.

Кожа сухая, лишена желез (за исключением копчиковой), которая служит для смазки перьевого покрова и придания ему водонепроницаемости. Тело покрыто перьями.

Основу составляют контурные (состоят из стержня, очина, опахала) - они придают телу птицы обтекаемую форму. На крыльях они называются маховыми, а образующие плоскость хвоста - рулевыми. Под контурными располагаются с тонким стержнем - пуховые перья. Они лишены бородок 2-го порядка и соответственно не образуют сомкнутого опахала. Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка.Перьевой покров способствует сохранению постоянной температуры тела птиц.

Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища.

ВЫВОД: Проделав данную работу я узнала о внешнем строении птиц и пришла к выводу, что птицы – это теплокровные животные, приспособленные к полету;передние конечности превратились в крылья, тело покрыто перьями, видоизменились задние конечности, облегченный скелет, хорошее развитие мышц, обеспечивающих полет; отсутствуют зубы, мочевой пузырь, один яичник у самок; есть воздушные мешки, которые обеспечивают двойное дыхание; сердце четырехкамерное, интенсивный обмен веществ; размножаются откладыванием яиц, проявляют заботу о потомстве;много птиц являются перелетными и совершают длительные миграции.

Читайте также: