Ндфл при доверительном управлении ценными бумагами. Налог на прибыль. Налоговые агенты Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:

  • дивидендов российским организациям (п. 3 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
  • процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
  • иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
  • определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль? Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, выплачивает дивиденды российской организации на упрощенке.

Да, нужно.

Организации, применяющие упрощенку, признаются плательщиками налога на прибыль с причитающихся им дивидендов (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Если источником выплаты дивидендов является российская организация, применяющая общую систему налогообложения, она признается налоговым агентом (п. 3 ст. 275 НК РФ). При выплате доходов налогоплательщикам налоговые агенты обязаны удерживать из них предусмотренные законодательством налоги и перечислять их в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Таким образом, при выплате дивидендов российской организации, применяющей упрощенку, российская организация, применяющая общую систему налогообложения, должна исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-11-11/40267.

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль? Российская организация выплачивает дивиденды учредителю, которым является государство (субъект РФ, муниципальное образование) .

Нет, не нужно.

Организация - налоговый агент должна удержать налог на прибыль с дивидендов, если ее учредитель (участник) - получатель дивидендов является налогоплательщиком (п. 1 ст. 24, ст. 275 НК РФ).

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями, представлять интересы которых (в т. ч. контролировать выплату и зачисление в доход бюджетов дивидендов от дочерних организаций) уполномочены отдельные органы государственной власти и местного самоуправления. Это следует из положений статьи 124 Гражданского кодекса РФ. Одним из администраторов дивидендов, причитающихся Российской Федерации и ее субъектам, является Росимущество и его территориальные управления (ст. 4 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ, приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, п. 5.28, 5.31 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432). Несмотря на то что доходы в виде дивидендов зачисляются в бюджеты через структуры Росимущества, фактическим получателем этих доходов являются сами публично-правовые образования.

Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего квартала (п.4 ст.289 НК РФ).

Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются те организации, которые выплачивают доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, иностранным компаниям.

Положениями ст.24 части 1 Налогового кодекса определен порядок признания налогоплательщика налоговым агентом, а так же его права и обязанности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по:

  • исчислению,
  • удержанию у налогоплательщика,
  • перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
При этом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса.

Налоговые агенты обязаны:

1. Своевременно, правильно и в полном объеме:

  • исчислять,
  • удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
2. Сообщать в ИФНС по месту своего учета в письменном виде:
  • о невозможности удержать налог,
  • о сумме задолженности налогоплательщика
в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

3. Организовать и вести учет:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов,
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов,
по каждому налогоплательщику.

4. Представлять в ИФНС по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов.

5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов в течение четырех лет.

Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренном Налоговым Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

При этом, в соответствии с п.5 ст.24 НК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В статье будут рассмотрены положения действующего законодательства относительно:

  • Доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты,
  • Особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговыми агентами.
ДОХОДЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ И СТАВКИ НАЛОГА

Положениями ст.309 Налогового кодекса определены виды доходов, которые относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению у источника их выплаты.

К таким доходам относятся те доходы иностранных организаций, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью в РФ, а именно (п.1 ст.309 НК РФ):

1) Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.

Данные доходы облагаются по ставке 15% (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

2) Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п.1 и п.2 ст.43 Налогового кодекса).

3) Процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

  • государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
Данные доходы облагаются с учетом особенностей п.4 ст.284 НК РФ, по ставкам 15%, 9% или 0%.
  • иные долговые обязательства российских организаций, не указанные в абзаце втором настоящего подпункта;
Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

4) Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование (или за предоставление права использования):

  • кинематографические фильмы,
  • фильмы или записи для телевидения или радиовещания,
4.2) Любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса.

4.3) Информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

5) Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).

Исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п.3 ст.280 НК РФ.

При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в РФ.

6) Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ либо в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК, в зависимости от порядка признания связанных с такими доходами расходов для целей НУ в соответствии с п.4 ст.309 НК РФ.

7) Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.

В том числе:

  • доходы от лизинговых операций,
При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

  • доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

8) Доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках).

Термин «демередж» употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания РФ.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки:

  • морским, речным или воздушным судном,
  • автотранспортным средством,
  • железнодорожным транспортом,
за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

9) Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

10) Иные аналогичные доходы.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

Обратите внимание: Доходы, полученные иностранной организацией от продажи:

  • товаров,
  • иного имущества (кроме указанного в пп.5 и пп.6 п.1 ст.309),
  • имущественных прав,
  • осуществления работ,
  • оказания услуг
на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст.306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п.2 ст.309 НК РФ).

Кроме того, не признаются доходами от источников в РФ премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

В соответствии с п.3 ст.309 Налогового кодекса, доходы, указанные в п.1 ст.309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы , в которой получены такие доходы, в частности:

  • в натуральной форме,
  • путем погашения обязательств этой организации,
  • в виде прощения ее долга,
  • зачета требований к этой организации.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, регламентированы положениями ст.310 НК РФ.

Такой налог исчисляется и удерживается в валюте выплаты дохода, а перечисляется в федеральный бюджет в валюте РФ.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии со ст.309 НК РФ так же исчисляется в валюте , в которой иностранная организация получает такие доходы (п.5 ст.309 НК РФ).

При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату осуществления таких расходов.

Налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме, в случае, если:

1. Доход выплачивается иностранной организации:

  • в натуральной форме,
  • иной неденежной форме (в том числе в форме осуществления взаимозачетов),
2. Сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме.

Обратите внимание: Налоговые агенты не имеют права уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств .

Именно такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 30.09.2011г. №03-08-05:

«Что касается вопроса об уплате налоговым агентом - российской организацией налога из собственных средств, то необходимо отметить следующее.

Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги.

Согласно ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 Кодекса).

Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.»

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п.2 и п.4 ст.287 НК РФ).

При определении налоговой базы по доходам от реализации:

  • акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) в соответствии с пп.5 п.1 ст.309 НК РФ.
  • недвижимого имущества, находящегося на территории РФ с пп.6 п.1 ст.309 НК РФ,
из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 настоящего Кодекса (п.4 ст.309 НК РФ).

Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

В соответствии с п.6 ст.309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является:

  • иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ,
  • а доверительным управляющим является:
  • российская организация,
  • либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ,
то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим .

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами облагаются налогом в РФ (п.3 ст.310 НК РФ):

  • по пониженным ставкам,
исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Налоговый агент представляет информацию о суммах:

  • выплаченных иностранным организациям доходов,
  • удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период
в ИФНС по месту своего нахождения налоговый расчет, по форме утвержденной Приказом МНС РФ от 14.04.2004г. №САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

Обратите внимание: В налоговой отчетности отражаются фактически выплаченные доходы иностранной организации, вне зависимости от не/удержания налога при их выплате.

В соответствии с п.5 ст.310 НК РФ, особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст.310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков и выплачивающими доход иностранной организации.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляется организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков, самостоятельно, без участия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам настоящей статьи выступает такой ответственный участник).

КОГДА НАЛОГ УДЕРЖИВАТЬ НЕ НУЖНО

В соответствии с положениями ст.310 Налогового кодекса:

  • Российские организации,
  • Представительства иностранных организаций,
выплачивающие доход иностранной организации, при каждой выплате доходов , полученных иностранной организацией от источников в РФ и облагающихся у источника выплаты, обязаны исчислить и удержать налог с таких доходов.

Исключение составляют случаи, указанные в п.2 ст.309 НК РФ, а именно:

1) Когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ.

При этом, у налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

2) Когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст.284 НК ФР предусмотрена налоговая ставка 0%.

3) Случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога.

4) Случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ.

При условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

В случае выплаты доходов российскими банками и банком развития - государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

5) В случае выплаты доходов организациям, являющимся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

6) Случаев выплаты доходов, связанных с распространением продукции средств массовой информации, касающейся XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, официальным вещательным компаниям.

7) Случаев выплаты процентных доходов:

  • по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
  • выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям, выпущенным этими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств.
8) Случаев выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении следующих условий:
  • Долговые обязательства российских организаций, по которым выплачиваются процентные доходы, возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций.
  • Иностранные организации, которым выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет действующие договоры, регулирующие вопросы избежания двойного налогообложения дохода организаций и физических лиц, и предъявили российской организации, осуществляющей выплату процентного дохода, подтверждение, предусмотренное п.1 ст.312 НК РФ.

Информируем, что с 1 января 2015 года к доходам налоговых резидентов Российской Федерации (юридических и физических лиц) в виде дивидендов будет применяться налоговая ставка 13% (п.1 ст.224 НК РФ и пп.2 п.3 ст.284 НК РФ) вместо 9%. При этом расчет суммы налога производится по установленной ст. 275 НК РФ формуле.

Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Информируем Вас, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ и применения международных договоров РФ по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, а также принимаемые ими риски.

При применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров РФ и (или) ставок налога, установленных НК РФ, в дополнение к вышеуказанным документам, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):

1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ);
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

В случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент РФ, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 НК РФ.

Данные изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).

Фондовый рынок России показал в 2016-м году неплохой рост, который по прогнозам аналитиков продолжится и в 2017-м. Частные инвесторы могут приобрести ценные бумаги небольшим лотом через индивидуальные инвестиционные счета, но брокер в данной схеме все равно будет выступать посредником. Плюс ИСС - компенсация 13% налога, который в иных случаях придется заплатить.

Налог на операции с ценными бумагами один - 13%, сложнее с налогооблагаемой базой. Впрочем, именно разночтения в трактовке налогооблагаемой базы и позволяют применять различные легальные способы её минимизации.

Налог на операции с ценными бумагами нужно платить только в случае продажи бумаг.

Иными словами, сколько бы не росли ценные бумаги в цене, налог вы платите только в момент продажи и налогооблагаемая база рассчитывается по формуле «цена продажи минус цена покупки» (налог на дивиденды не рассматриваем, его вычитает сама компания).

И вот здесь возникает множество интересных вопросов:

Как доказать (определить), что сумма поступившая на счет, является основой для налогообложения?
как отследить вывод денег через электронные кошельки?
какие в принципе могут быть последствия в случае неуплаты налогов?

Большинство брокеров российского рынка не являются налоговыми агентами (имеют регистрацию в оффшорах), то есть обязанность подать декларацию лежит именно на трейдере. В связи с этим оплата налогов для российских трейдеров, работающих с небольшими объемами ценных бумаг, является скорее вопросом морали.

Нет, мы ни в коем случае не призываем уклоняться от прямой обязанности гражданина своей страны - налог на операции с ценными бумагами лучше оплатить. Но небольшими суммами налоговые службы не заинтересуются, а подача декларации иной раз их самих ставит в тупик - они попросту не знают, в какой раздел нужно отнести тот или иной вид дохода от ценных бумаг, а тем более как рассчитать налогооблагаемою базу. Можно воспользоваться помощью налоговых агентов, но сами сопоставляйте риски общения с налоговиками и временными/финансовыми на это затратами.

И теперь о легальных способах минимизации налогообложения:

Поскольку база налогообложения рассчитывается как «прибыль-убыток-комиссии брокера», то вариантом минимизации налога на операции с ценными бумагами может стать закрытие убыточных сделок в конце налогового года. Есть ли в этом смысл - думайте сами, поскольку вы ведь не зря их до сих пор держите в своем портфеле? А если речь идет о малоликвидных бумагах, то вряд ли вы сможете после продажи в декабре быстро купить их в январе, потеряв еще и на марже. Да, брокер убыток запишет в текущий год (снизив базу), но трейдер теряет деньги на марже;
в момент открытия брокерского счета нужно сразу разобраться по какому способу будет рассчитываться налогооблагаемая база. До 2010-го года трейдеры могли указывать метод расчета - ФИФО (удобен для спекулятивной торговли) или ЛИФО (удобен для долгосрочных инвестиций), но позже ЛИФО был запрещен, лазейки остались. Во-первых, можно вести учет краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг по методу ФИФО (например, открыть два счета). Во-вторых, поинтересоваться такими методами, как «вычисление по средней цене» или «по цене последних совершенных покупок». Одним словом, минимизация налогов сводится к определению оптимального метода ведения учета ценных бумаг. И здесь бухгалтер вам в помощь;
покупать ценные бумаги через ИСС. Налог на операции с ценными бумагами трейдеру компенсируется, но максимальная сумма для торговли ограничена 400 тыс. рублей.

Теоретически, прибыль и убытки от разных инвестиций не суммируются, но на практике это возможно, если речь идет об акциях и фьючерсах (опционах) на эти же акции. Также рекомендую сократить количество счетов, открытых у разных брокеров. При переходе от одного брокера к другому нужно взять документ, подтверждающий стоимость покупки ценных бумаг! В противном случае второй брокер (при условии, что он налоговый агент) примет начальную стоимость бумаг - «0», и в качестве налогооблагаемой базы будет принята вся цена акций.

Еще один интересный способ: управляемый депозит. Его суть в том, что проценты по депозиту, ставка по которым ниже ставки рефинансирования Центробанка, не подлежат налогообложению. В банке открывается управляемый депозит, с него все деньги перечисляются на счет брокера, в конце налогового периода деньги с брокерского счета возвращаются на депозит, включая заработанную прибыль. Если прибыль не превышает ставку рефинансирования, налог на операции с ценными бумагами не вычитается. Если превышает, все, что выше ставки облагается налогом 13%. Небольшая, но экономия.

Как минимизировать налог на операции с ценными бумагами при работе с зарубежными брокерами и биржами

Здесь ситуация еще запутаннее. Во-первых, выход на европейские рынки возможен только или через дочки российских компаний (а их немного), или через зарубежных брокеров, а их, работающих с российскими инвесторами, тоже относительно немного. Во-вторых, вопрос в наличии взаимных налоговых соглашений.

Начнем с того, какие в принципе есть варианты входа на зарубежные рынки:

1. Самый простой способ выйти на рынок США - инвестиции в фондовый рынок через ETF-фонды. Доступ происходит через субброкера, у которого открыт счет у брокера. С точки зрения налогообложения - это самый затратный способ за счет длинной цепочки посредников, но он же самый быстрый и простой для понимания.
2. Выход на рынок напрямую через зарубежных брокеров, но их количество ограничено. Их условия представлены ниже в таблице (цифры могли чуть измениться, но сравнительная картина понятна).
3. Выход через отечественные компании (Финам, Атон, БКС, Фридом, КИТ-Финанс).

Налог на операции с ценными бумагами в РФ 13%, в США - 10%. Поскольку между этими странами есть соглашение о двойном налогообложении, то брокер США сам вычитает 10%, оставшиеся 3% трейдер в России платит самостоятельно (с расчетом налогооблагаемой базы поможет брокер США). Но, если трейдер работает через субброкера (через оффшоры), то налог увеличивается до 15% (причина - выгодополучатель является юридическим лицом). Все упирается в комиссии брокеров.

Но здесь проявляется специфика законодательства каждой страны. Например, Saxo Bank не применит НДС 25% для тех, кто проживает вне ЕС. Большой плюс зарубежных брокеров - налоги в соответствии со своим законодательством они вычитают сами, а с российским придется разбираться трейдеру самостоятельно.

Примеры комиссий брокеров я привел не зря. Выше приведены только несколько примеров налогообложения, работа с каждой страной и с каждым брокером требует индивидуальных расчетов. И может оказаться так, что минимизация налогов будет нецелесообразной из-за больших комиссий брокеров и посредников.

К слову, если в течение года вы ничего не продавали и не покупали, но провели ребалансировку, в результате которой продали подорожавшие бумаги, 13% также необходимо оплатить.

Уклонение от налогов несет в себе большие риски, но и их оплата также сопряжена с определенными трудностями. Если речь идет о небольшом обороте, то имеет смысл просто необходимость оплаты налогов проигнорировать (что и делают большинство трейдеров, хотя это и нарушение законодательства) или же воспользоваться индивидуальным инвестиционным счетом (оптимальный вариант!). Но если речь идет о крупных суммах (тем более при работе с зарубежным брокером), то важен правильный учет прибыли. И дабы у налоговых органов не возникло претензий, рекомендуем воспользоваться помощью бухгалтера.

Порядок и особенности исчисления налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 Налогового кодекса (НК).

Согласно п. 2 статьи 214.1 НК под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 20 февраля 1992 года №2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле":

  • к фьючерсным сделкам относятся сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • к опционным биржевым сделкам относятся сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Налоговые агенты

Согласно п. 3 и п. 8 статьи 214.1 НК организации, выступающие источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам во исполнение договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, признаются налоговыми агентами.

Значит, обязанности по исчислению налога, его удержанию и перечислению в бюджет возлагаются на организации, производящие выплату денежных средств физическим лицам во исполнение договора доверительного управления.

Таким образом, доверительные управляющие по указанным договорам обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать из денежных средств, причитающихся учредителю управления, и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от совершения названных операций.

Имущественный вычет

Налогоплательщик вправе воспользоваться у источника выплаты дохода имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 статьи 220 НК , в случае, если его расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом случае налогоплательщику не предоставляется.

Имущественный налоговый вычет предоставляется при продаже ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика:

  • менее 3-х лет – в пределах 125000 рублей;
  • 3 года и более – в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

При этом согласно п.3 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ (Закон 58-ФЗ) с 1 января 2007 года положения абз. 19 п. 3 статьи 214.1 НК утратили силу. То есть с 1 января 2007 года налогоплательщик уже не может воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии у него документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг (долей, паев).

Законом 58-ФЗ с 1 января 2007 года из статьи 220 НК исключено положение, согласно которому особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, устанавливаются статьей 214.1 НК РФ.

Расчет налоговой базы

При условии отсутствия выплат в налоговом периоде налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода.

В том случае, если до истечения очередного налогового периода осуществлялись выплаты в пользу учредителя управления, обязанность исчислить налоговую базу возникает на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется в общем порядке с учетом особенностей доверительного управления, установленных п. 7 статьи 214.1 НК.

Помимо общего перечня возможных расходов, в расходы учредителя доверительного управления, как налогоплательщика, включаются также суммы, уплаченные доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации, произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Установлен порядок определения налоговой базы отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода, при условии совершения сделок с ценными бумагами различных категорий или при возникновении в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов).

При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления, уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. В свою очередь, доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Аналогичное действие возможно и в отношении полученных результатов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Кроме того, согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно на сумму убытка, полученного по указанным операциям, совершенным в налоговом периоде доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления.

Сроки уплаты НДФЛ

Согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрен особый порядок уплаты налога в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя.

Если выплаты денежных средств налогоплательщику не производились, то есть при невозможности удержания налога налоговым агентом по состоянию на 31 декабря отчетного календарного года осуществляется расчет суммы налога.

В этом случае согласно положениям п. 8 статьи 214.1 НК налоговый агент (доверительный управляющий) в течение одного месяца с момента возникновения невозможности удержания налога в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Читайте также: