«Отче наш»: сакральный смысл православной молитвы. Из чего состоит молитва «Отче наш

Молитва Господня состоит из призывания, семи прошений и славословия. При этом сами прошения находятся в тесной связи между собой. «Отче наш» — это не только одна из важнейших молитв, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах и заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Призывание: «Отче наш, Иже еси на небесех»

В призывании Бог называется Отцом. С одной стороны, это проявление милости Божией, с другой - называть Бога Отцом может только тот, кто искренне хочет жить по вере, подчиняя свои желания разумной Его воле. Произнося первые слова молитвы Господней, выражается готовность и принимается обязанность любить Бога Отца всем разумением и сделать все зависящее, чтобы стать детьми, Его достойными. Господь научает возносить молитву не от лица только себя, но и от всех ближних, почему не говорит «Отче мой», а «Отче наш» (. «Этим самым Господь повелевает, - разъясняет святитель Иоанн Златоуст, - возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего». Господь называется «сущим на небесех», поскольку Он, хотя и вездесущ, но в Священном Писании (Пс. 2, 4; 102, 19) и у святых отцов небеса представляются местом особого Его присутствия. «Сказав «на небесех», - рассуждает блаженный Феофилакт, - Господь не ограничивает ими Бога, но слушателя возводит к небесам и отводит от земного».

Первое прошение: «Да святится имя Твое»

Имя Господне само по себе свято и славно без всякого прославления, но среди верующих оно может прославляться их высокой нравственной жизнью (Мф. 5, 16), и хулиться противоположными поступками (Ис. 52, 5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом и носят имя христианина, чтобы они просили Бога сподобить их прославлять Его своею жизнью, своими добрыми делами и распространять Его славу между людьми (Мф. 5, 16).

Второе прошение: «Да приидет Царствие Твое»

Этим прошением усиливается первое прошение. Если просим, чтобы пришло к нам Царствие Божие, то, как утверждает святитель Григорий Нисский, «в действительности умоляем Бога об избавлении от тления, смерти, от уз греха и страстей, о прекращении борьбы плоти с духом, и вселении на место всего порочного - духовного: мира и радования». Прошение о Царствии есть благоговейное желание, чтобы Царство Божие, распространяясь на земле, утверждалось в душах верующих и в свое время привело их в «наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1 Пет. 1, 4).

Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Мы должны стараться вести такую жизнь, чтобы исполнять здесь на земле Его святую волю так, как исполняют ее Ангелы в светлых небесных обителях. «Прежде достижения неба, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - надо землю сделать небом, чтобы и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на небе». А так как мы на пути к Царству Небесному окружены разнообразными соблазнами, то в третьем прошении мы молим Господа укрепить нас в добре, в подчинении своей воли Его воле. «Естество человеческое, - поучает святитель Григорий Нисский, - однажды приведенное в расслабление пороком, немощно для добра. Ибо человек не с такою легкостью, с какою доходит до худого, возвращается от него опять к доброму... Посему, когда действует в нас стремление ко злу, то не бывает потребности в содействующем, потому что порок сам собою довершает себя в воле нашей. Когда же возникает возжелание лучшего, то потребно бывает, чтобы Бог помог привести его в исполнение».

Четвертое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

С этого прошения начинается вторая часть молитвы Господней. Первые три относились преимущественно к славословию Имени Божия, следующие четыре составляют просьбу о благах личной жизни молящегося. Словами четвертого прошения мы молим Господа, чтобы Он дал нам на этот день все необходимое для нашего существования: как телесного, так и душевного. Для телесной жизни нужны пища, одежда и жилище. Но это попечение о естественных потребностях не должно заглушать памяти о Божием Промысле. Ограничивая естественные потребности строгой необходимостью, христианин больше помышляет о хлебе духовном - слове Божием (Мф. 4, 4), о Святых Таинствах и особенно заботится о Таинстве Причащения (Ин. 6, 53-56). «Хлеб обыкновенный, - поучает святитель Кирилл Иерусалимский, - не есть насущный, а сей святой хлеб (Тело и Кровь Господа) есть насущный... Сей хлеб сообщается всему твоему составу к пользе души и тела». В этом прошении молящийся подчиняет низшие стремления материальной природы высшим потребностям и связывает с Богом свою вседневную жизнь, свое настоящее.

Пятое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Под долгами здесь понимаются грехи. Пред Богом, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, «наши долги многочисленны». Нет человека на земле, который мог бы сказать, что он безгрешен. «Кто бо чист будет от скверны?» - спрашивает ветхозаветный праведник Иов и отвечает: «Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов. 14, 4-5). Но как бы ни были тяжелы грехи, Господь прощает их по вере в Его искупительные заслуги и при условии, если мы простим и наших должников. «Спаситель тебя самого виновного делает судьею над самим собою, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого». «Не забудем же миловать прежде, нежели просить помилования», - поучает святитель Филарет (Дроздов).

Шестое прошение: «И не введи нас во искушение»

Недостаточно просить прощения грехов, христианину необходимо стремиться к тому, чтобы более их не совершать. «Бесполезно было бы и прощение грехов, - говорит святитель Филарет, митрополит Московский, - если бы мы всегда возвращались к ним с прежнею слабостью». Искушениями называются такие случаи жизни, когда легко можно впасть в грех. По заключению святого Кассиана, здесь прошение не вообще избавить от искушений, так как они часто требуются для твердости добродетелей, а прошение, чтобы Господь не попустил быть побежденными ими. Главным виновником искушений бывает диавол, поэтому следующее прошение и состоит из моления об избавлении от него.

Седьмое прошение: «Но избави нас от лукаваго»

Диавол непрестанно строит козни, пользуясь всеми средствами для достижения своих пагубных намерений, со своей стороны мы не должны предаваться духовной беспечности, но быть всегда готовыми вступить в брань с ним. Но так как мы сами, по нашей немощи, не можем с успехом с ним бороться, то Христос дает наставление - обращаться за помощью к Богу. «Мы бессильны устоять против него, - замечает Симеон, архиепископ Солунский, - потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих... не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него?».

Славословие: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

В последних словах содержится твердая надежда на получение просимого. Не бессмысленны вера и любовь к Богу, не бесцельна борьба со злом: «Господь - Царь всего, имеет вечную державу, может сделать все». Произносимое в конце молитвы слово «аминь» служит выражением того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: «Да просит же верою, ничтоже сумняся» (Иак. 1, 6).

Эта молитва знакома всем, причем даже дети могут читать священные слова наизусть. Скачать ее можно абсолютно бесплатно в сети Интернет. Но далеко не каждый знает смысл каждой фразы, упомянутой в священном писании, а ведь понимание молитвы для православного верующего играет большое значение.

Когда нам бывает тяжело или же угрожает опасность, мы обращаемся к богу, читая молитву. «Отче наш» - это главная православная молитва, которую дал Иисус Христос собственным ученикам, именно с нее начинается знакомство с Богом. Ее необходимо не только внимательно слушать, но и понимать скрытый смысл каждого слова.


Скачать молитву можно чуть ниже на русском, а также церковнославянском языке. Для того чтобы правильно читать все слова православного писания, стоит скачать текст с ударениями, а лучше всего посмотреть видео онлайн, когда звучит молитва как песня.

Молитва человека является таинством, благодаря которому происходит общение со Всевышним. Стоит отличать молитвы одну от другой. Так когда же можно читать то или другое священное писание? Существует три разновидности молитв: общественные (их возносят за народ), семейные (читаются в узком семейном кругу), а также личные (произносятся в одиночестве).

Молитва «Отче наш» является универсальной, но перед тем как ее читать наизусть, стоит скачать текст, вникнуть в каждое написанное слово.


«Отче наш, сущий на небесах» - так звучат первые слова молитвы на русском языке. Человеку, который только знакомится с православное верой, будет достаточно сложно понять значение слов «иже еси» (церковнославянский вариант) и «сущий». Общий смысл фразы «Отче наш, сущий на небесах» или «иже еси на небесах» – обращение к отцу нашему Господу Богу, который пребывает на небесах.

Называя Бога отцом Небесным, произнося «иже еси» или «сущий», мы говорим о том, что наряду с физическим миром существует незримый для нас, духовный мир, в котором царит благодатная сила. «Отче наш, сущий на небесах» является для нас воплощением всемогущего и невидимого для нашего глаза Отца. Для того чтобы ощутить, какая сила таится во фразе «Отче наш, сущий на небесах», стоит скачать весь текст и внимательно слушать эти слова из видео записи или же в режиме онлайн.

Текст « Отче наш» на русском полностью отличается от церковнославянского варианта, хотя смысл можно уловить сразу же, без каких-либо толкований. Словосочетание «иже еси» может сперва резать слух. Если читать или скачать и слушать текст молитвы несколько раз, то слова «иже еси» становится вполне привычным.

Скачать текст или видео можно в двух вариантах и провести ее детальный анализ. Задумываясь над смыслом каждого слова фразы на русском и церковнославянском языке «Отче наш, сущий на небесах» или же «иже еси на небесах», можно прийти к выводу, что небо здесь упомянуто неспроста. Оно становится воплощение чего-то, таинственного и безграничного «иже еси» сам Господь.

Текст второй строчки «Да святится Имя Твое...» говорит о глубокой вере и прославлении Имени Божьего, ведь без этого нельзя представить православие в целом. В строках «Да придет царствие Твое» можно уловить твердую уверенность в наступлении того дня, когда в реальном для нас мире установится царствие Божье. Хотя эти слова может трактоваться немного по-другому – воцарения Господня в душе каждого православного верующего. Только с истинной верой Бог приходит к нам в душу, ощущается его благодатная сила.

«Да будет воля Твоя» - прошение, которое воспитывает христианское восприятие к самой жизни. Стоит принимать как должное тот факт, что на все воля Господня и многое не зависит от возможностей человека. Происходящие события в нашей жизни являются своеобразным даром или испытанием для нас. Сила веры в Божий замысел и необходимость переживать те или иные события в жизни дает понять, что на все воля Господня и никак по-другому быть не может.

Строка «о хлебе насущном» доносит до нашего восприятия информацию на понятном всем языке о том, что нет необходимости беспокоиться о нуждах, которые лишь кажутся незаменимыми, нужными. Стоит обращать внимание только на необходимые для жизни потребности, отставляя некоторые мирские желания, которые могут быть несущественными, временными.

Следующий текст прошения «Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим» является просьбой об отпущением грехов. Не стоит копить обиды на наших обидчиков, какими бы они ни были, ведь только после прощения обидчиков наступит воля Господня, и сами мы очистимся, так как будут прощены грехи. Необходимо уметь слушать и прощать. Помните, что за покаянием всегда придет прощение свыше, главное, чтобы оно шло с осознанием содеянного, ведь в этом сила слова.

Текст последнего прошения звучит так: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» , оно говорит о вечной борьбе добра с злом. В истинной христианской вере порождается благодатная сила, которая помогает не придаваться мирским искушениям. Каждый человек поддается негативному влиянию, которое не всем дано избежать. Сила и воля Господня помогает нам преодолеть мирские искушения, ощутить Божью благодать.


Читать текст молитвы стоит неспешно, чтобы понять смысл. Порой понимание слова Господня приходит не сразу, даже если скачать видео, много раз слушать его или же читать молитву. Торопить себя не стоит, вскоре придет ваш час.

На нашем сайте полностью представлен текст молитвы «Отче наш», ее можно скачать абсолютно бесплатно на русском и церковнославянском языке. Совсем не обязательно сразу же заучивать текст наизусть, сперва должно прийти ее полное осознание, ведь сила молитвы таится именно в этом.

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

«Отче наш» можно изначально только читать или скачать и слушать, просматривая видео. Привлечь к этому процессу можно и детей, объясняя значение каждого слова на русском и церковнославянском языке. Помните, что на все воля Господня, верьте, умейте слушать ближнего, молитесь и к вам обязательно благодатная сила, воздастся за все свыше.

Отче наш - самая основная молитва всех верующих. В ней содержится воззвание к Господу, внедрение в сокровенные уголки души человека, отказ на время чтения молитвы от мирской суеты. С помощью Отче наш люди устремляются своими чувствами к самому Господу Богу.
Эту молитву ещё называют Господней, так как её нам даровал сам Иисус Христос во время жизни на земле. Оригинальный текст Отче наш, к сожалению, не был найден. Но в Евангелии от Матвея и в Евангелии от Луки содержится текст молитвы в разных вариантах. Матвей включил Отче наш в Нагорную проповедь. Лука же в свою очередь приводит другую историю возникновения молитвы Господней: ученики попросили Иисуса Христа научить их правильно молиться Богу, в ответ на это Сын Божий даровал им Отче наш. В Евангелии от Луки содержится сокращенный вариант. Современный текст молитвы Господней - это версия апостола Матфея.

Молитва Господня входит в сокращённое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, которым можно заменять утренние и вечерние молитвы. Молитву Отче наш вместе с Богородице Дево, радуйся читают трижды и один раз - Символ веры .

Отче наш находится в любом молитвослове и читается в утреннем и вечернем правиле, в последовании к таинству Святого причащения, используется как молитва до и после принятия пищи. Но Отче наш читают и в любых скорбях: болезни, душевных терзаниях; перед важными мероприятиями, ведь с помощью Господней молитвы возникает прямая «беседа» с Богом. Одним из условий прочтения Отче наш является то, что необходимо стоять у освящённой иконы, желательно Иисуса Христа или Богоматери с ним. Согласно Дидахе (это древний документ, являющийся одним из источников христианской письменности, составленный через 100-200 лет после рождения Сына Божьего) молитву нужно читать как минимум три раза в день.

Молитва Господня используется в церковных богослужениях каждый день. Во время утренней Божественной Литургии Отче наш поётся вместе с прихожанами. Также её читают в вечерней службе и в период любого церковного таинства (причастия, крещения, соборования, венчания и т.д), а также священнодействий.


Слушать молитву Отче наш онлайн

Молитва Отче наш текст на церковнославянском:

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Молитва Отче наш текст на русском:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.


Молитва «Отче наш» по праву считается одной из самых главных для христиан. Она называется Господней, потому что сам Сын Божий, Иисус Христос, учил этой молитве своих учеников в Нагорной проповеди.

В этих, на первый взгляд, простых словах скрывается тайный смысл. С этим текстом связано много разных историй. Редакция «ОФИГЕННО» приготовила для тебя несколько интересных фактов о самой известной молитве в христианском мире.

Считается, что это единственная молитва, которая не принадлежит разуму человеческому. Ее даровал нам сам Господь.

Текст самой молитвы звучит так:

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.


Кстати говоря, эта молитву не обязательно учить наизусть, она была дана Иисусом скорее как пример.


Это слова, в которых собраны практически все человеческие нужды и стремление к спасению души.


«Отче наш» - универсальная молитва. Ее можно использовать как благословение в любых делах, а также для защиты от нечисти и разного рода напастей.


Известно много случаев, когда люди спасались с помощью этой чудотворной молитвы. Христиане свято верят, что молитва «Отче наш» способна помочь в трудную минуту, когда тебе угрожает опасность.


Один из ветеранов Великой Отечественной войны, некий Александр, писал письмо своей жене, которое к ней так и не дошло. Можно предположить, что оно было потеряно, поскольку нашлось в одном из мест дислокации войск.

В нём мужчина писал о том, что в 1944 году был окружен немцами и уже ждал своей смерти: «Я с раненой ногой лежал в доме, услышал стук шагов и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру. Наши были близко, но рассчитывать на них было просто смешно. Я не мог пошевелиться - не только потому что был ранен, но и потому что оказался в тупике. Ничего не оставалось, кроме как молиться. Я готовился к смерти от руки противника. Они увидели меня - я испугался, но не перестал читать молитву. У немца не оказалось патронов - он начал о чём-то быстро говорить со своими, но что-то пошло не так. Они резко кинулись бежать, бросив мне под ноги гранату - так, чтобы я не смог до нее дотянуться. Когда я прочитал последнюю строчку молитвы, то понял, что граната не разорвалась».

Читайте также: