Пир в доме левия описание. Тайная вечеря или пир в доме левия. Отрывок, характеризующий Пир в доме Левия

Мы находимся в Галерее Академии в Венеции. Перед нами масштабное полотно кисти Веронезе, одного из величайших венецианских художников XVI в. Это «Пир в доме Левия». Но так было не всегда. Изначально предполагалось, что это будет «Тайная вечеря». По-моему, так и есть, но название пришлось изменить. Трудно догадаться, что это была Тайная вечеря, потому что её участников здесь нелегко найти. Да, верно. Здесь огромное количество фигур, архитектура очень величественна и грандиозна. Так что главное событие здесь почти теряется. Кажется, что Веронезе так увлёкся изображением всех этих фигур вокруг Христа и апостолов, что почти забыл о духовном значении Тайной вечери. Здесь множество фигур, которые пьют, смеются, общаются, прислуживают другим, развлекают их. Когда Веронезе спросили однажды о его работе, он сказал: «Я рисую и размещаю фигуры». Заметно, что он с большим удовольствием помещал на полотно разные фигуры, занятые совершенно разными делами. Даже самые значительные, самые высокодуховные фигуры здесь вовлечены в действие. Взгляните на Христа: он повернулся к фигуре слева, а справа от него Пётр отделяет кусок баранины, чтобы передать его кому-то. Они ведут себя как обычные люди. Тайная вечеря здесь - просто ужин в этой лоджии. Перед нами трёхчастное полотно. Оно напоминает триптих, разделённый арками. В промежутке между первым и вторым рядом арок мы видим Тайную вечерю. Но на первом плане изображены венецианцы XVI в. Они одеты как венецианцы той эпохи. Здесь проявился многонациональный характер Венецианской республики. Венеция торговала со всем Средиземноморьем, с Востоком, с Западом, Севером. Поэтому в правой части картины мы видим немцев, австрийцев, а в левой - людей в тюрбанах. Венеция - это перекрёсток, точка схода всего мира. Здесь также чувствуется роскошь и богатство. Во многом это и правда пир, а не Тайная вечеря. Этим и озаботилась Святая инквизиция. Веронезе создал эту картину в период, известный нам как Реформация и Контрреформация. Некоторые люди, особенно в Северной Европе, начали предъявлять претензии к церкви. Например, вопросы вызывали картины в храмах. Картины должны были быть сдержанными, пристойными и не отвлекать зрителя. И поэтому картины играли важную роль в Контрреформации - движении за обновление Католической церкви, очищение её от коррупции и продвижение, укрепление позиций католицизма. И ключом к этому было искусство. Но если на картине много интересных деталей, это отвлекает зрителя, не даёт ему сосредоточиться на духовной составляющей сюжета. Такое искусство было не в интересах церкви. Поэтому инквизиция вызвала художника в трибунал и стала задавать вопросы о его необдуманном поступке. Интересно, что храм, заказавший Веронезе эту картину, остался доволен его работой. А вот инквизиция нет. Они вызвали художника, стали допрашивать его о том, что делают апостолы, а потом спросили: «Кто велел вам изобразить на картине немцев, шутов и прочее в таком же роде?» «На ком лежит ответственность?» «Кто решил, что картина будет такой возмутительно несдержанной?» Веронезе ответил интересно: «Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты». Ему заказали большое полотно, и он украсил его вымышленными фигурами. Верно. Он сказал: «Мне позволили украсить картину по моему усмотрению, и я решил, что там поместится много фигур». Поначалу инквизиция потребовала изменить несколько фигур, например, эту собаку, но Веронезе отказался. Вместо этого он просто изменил название картины. Так «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия». Похоже, это удовлетворило и трибунал, и церковь, и в какой-то мере даже самого художника, он таким образом сохранил репутацию. Мне думается, что Леонардо да Винчи стремился убрать всё лишнее из своей «Тайной вечери» и максимально сосредоточиться на высоко духовном, эмоциональном моменте, когда Христос произносит: «Один из вас предаст меня», и также: «Возьмите этот хлеб, это тело моё», «Возьмите это вино, это кровь моя». Это важнейший момент в христианстве, возникновение таинства евхаристии. И Леонардо выделяет его, а Веронезе обыгрывает, переносит эту сцену в наш мир из пространства безвременья, куда её поместил Леонардо да Винчи. Верно. Здесь царит какой-то хаос, люди заняты разными делами, словом, это настоящий званый ужин. Такая правда отличается от правды Леонардо, верно? Верно. Вы заметили кота под столом? Да. Это чудесно. Наверное, хочет перехватить кусочек мяса. А собака смотрит на кота. Эти детали очень жизненны, и они действительно отвлекают от сюжета. С другой стороны вы правы, возможно, библейский сюжет стал более ощутимым, когда его перенесли в Венецию XVI в. Subtitles by the Amara.org community

Доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря ». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.

Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру - роскошную аркаду коринфского ордера . В проёмах арок раскрывается фантастический архитектурный пейзаж. В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов - первую левую фигуру считают автопортретом художника. Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутствовать на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров , воинов с алебардами , детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.

Через три месяца после окончания работы над полотном такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал. До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к исторической правде и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:

Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?

Ответ: Прежде всего - хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину…
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг…
Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?

Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…

Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт. Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы - он только изменил название - вместо «Тайной вечери» сделал надпись на балке балюстрады : «Левий дал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. - сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi ). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. - Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V ) - Евангелие от Луки , глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений:

И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними…

Паоло Веронезе

Пир в доме Левия, 1573

Cena a Casa di Levi

Холст, масло. 555?1280 см

Галерея Академии, Венеция

«Пир в доме Левия» (итал. Cena a Casa di Levi) - картина итальянского художника Паоло Веронезе, написана в 1573 году. В настоящее время выставлена в Галерее Академии в Венеции. Сначала картина называлась «Тайная вечеря», однако после вмешательства Святой инквизиции художник был вынужден дать картине новое название.

Описание

Картина написана маслом на холсте. Размеры картины 555?1280 см.

История картины

Надписи на балке и основании балюстрады - «новое название картины», ниже год написания 1573, фрагмент. Надписи на балке и основании балюстрады - ссылка на Евангелие от Луки, фрагмент.

Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.

Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру - роскошную аркаду коринфского ордера. В проёмах арок раскрывается фантастический городской пейзаж. В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов - первую левую фигуру считают автопортретом художника. Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутствовать на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров, воинов с алебардами, детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.

Через три месяца после окончания работы над полотном такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал. До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к исторической правде и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:

Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?

Ответ: Прежде всего - хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину…Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг…Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?

Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…

Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт. Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы - он только изменил название - вместо «Тайной вечери» сделал надпись на балке балюстрады: «Левий дал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. - сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. - Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) - Евангелие от Луки, глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений:

И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними…

Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину вместе с другими шедеврами вывезли в Париж, в Лувр. В 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена. Теперь полотно занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии. Картина сильно пострадала во время пожара в XVII веке, - для того, чтобы вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году. В настоящее время краски потускнели и картина не производит впечатления, которое, вероятно, производила на современников.

Паоло Веронезе. Автопортрет.1558–1563.


«Пир в доме Левия». 1573 г.


Веронезе известен своими многолюдными картинами, изображающими библейские пиры и трапезы. Данная композиция представляет собой квинтэссенцию его поисков в этом направлении. Вписанная в классическую архитектурную декорацию в виде триумфальной арки, навеянную классическими работами популярных в то время Андреа Палладио и Якопо Сансовино, она словно открывает зрителю театральное действие, разыгранное на фоне нарисованного задника. Богатая палитра ярких красок «описывает» разношерстную толпу персонажей, среди которых — турки, чернокожие, стражники, аристократы, шуты и собаки.

В центре холста — фигура Христа, данная в отличие от остальных на фоне неба, она своей нежно-розовой туникой выделяется среди участников застолья. От художника не ускользает ни одна деталь! Иуду он не только поместил по другую сторону стола от Учителя, но и заставил отвернуться. Его внимание отвлекает слуга-негритенок, указывающий на собаку, которая наблюдает за кошкой, играющей под столом с косточкой.

Читайте также: