Почему все любят сказки андерсена. Почему подлинные сказки андерсена нельзя читать детям. Почему нужно читать сказки Андерсена детям

Время чтения: 10 мин

Андерсен, несмотря на всемирную славу, считал себя неудачником — анализ сказок глазами журналистки Анастасии Белоусовой и писателя Алексея Курилко.

Что почитать еще? Владимир Высоцкий и поклонники: «Он — как первая сигарета»

Сказка Андерсена «Огниво» глазами мамы

Знаешь, Алексей, когда речь заходит об Андерсене, внутри меня начинается какая-то депрессивная возня. С одной стороны, я понимаю: Ганс Христиан Андерсен — человек, бесспорно гениальный. Его сказки понятны, образны, просты, но большинство из них — неимоверно трагичны!

Когда мой ребенок дорос до того, чтобы с интересом слушать сказки, я, конечно же, первым делом вытащила Андерсена. И вот открыла я «Огниво», стала читать. Посмеялись от описания ведьмы, которая подошла к главному герою:

«На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди».

И смешно, и страшно. Дальше — больше: ведьма просит солдата залезть в дупло дерева и достать ей огниво, а в обмен обещает его обогатить. В дупле — три двери, за каждой — по огромной собаке, которую, если приручить — посадить в ведьминский передник, — то собака станет ручной, и можно будет взять серебро или золото.

«Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса. „Моё почтение!“ — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал»

Что почитать еще? Фильм «Форма воды» — человек-амфибия от культового Гильермо дель Торо

Андерсен и его Адские собаки

Как тебе, Алексей, образ: глаза у собаки, «как чайные чашки»! Или даже не так: глаза собаки — «как две круглые башни, и вертелись, точно колеса»! Класс! И я, и сын в восторге.

Но дальше солдат вылезает с золотом и огнивом из дупла, но вместо того, чтобы поблагодарить ведьму и отдать ей, что она просила, он… убивает ее! Приехали… Дальше читаю — и мне плохо. Солдат просаживает все деньги на балах, влюбляется в принцессу и с помощью огнива женится на ней!

«Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня».

Чему, Леш, по-твоему, учит эта сказка? Если в детстве меня это забавляло, то теперь, когда я — родитель и формирую у своего ребенка отношение к миру, учу его правильно жить, такие сказки рождают во мне только гнев!

Ну о чем они, каков главный месседж? Убей ведьму, которая тебе все показала и рассказала — и живи счастливо? Вот так Андерсен! Раскольниковых растить будем? Жаль, Достоевский не указал: может, родители Раскольникова тоже читали ему, маленькому, на ночь «Огниво»? Тогда понятно, почему он рубанул старуху под девиз: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

«Огниво» глазами ребенка

Стоп, Анастасия. Давай разбираться. Да, в «Огниве» главный герой — настоящий солдат, бравый, веселый, сильный, но при этом бедный, похожий на тысячи таких же солдат. И детям он изначально нравится! Они им восхищены, готовы ему сопереживать, и им очень хочется, чтобы солдату повезло и он наконец стал счастлив.

А тут тебе — ужасная ведьма, особенно в глазах детей того времени она мерзопакостна изначально. От ведьмы ничего, кроме несчастий, не жди.

Она просит солдата спуститься за золотом и огнивом в самую бездну, где живут страшные, пугающие детей адские псы. Мало того, что она — ведьма, так еще подлая и коварная: хочет чужими руками жар загребать. Сама не рискует — солдата посылает, хочет его погубить или обмануть. Симпатия детей тут полностью на стороне наивного солдата.

Ведь ведьма — безусловное зло, особенно для детей, как для нас какой-нибудь маньяк-убийца или садист. То, что маньяк-убийца посадил тебя в автобус или подсказал нужную остановку, еще не делает его хорошим человеком. Он все равно остается серийным маньяком-убийцей.

«— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно».

Дети на стороне солдата

Андерсен знал, что в глазах детей ведьмы не только безобразны, но и хитры, безжалостны и, между прочим, даже едят детей, зажаривая их живьем в печке. Срабатывает элементарный стереотип.

Поэтому детишки и беспокоятся о солдате: будь осторожен! Это, как оказывается, лишь приманка. А с помощью огнива можно управлять этими адскими псами. Ты только представь, что бы натворила эта ведьма, заполучи она огниво! Да это все равно что дать маньяку чемоданчик с управлением ядерной бомбой!

«Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки".

Впрочем, повторяю: дети так подробно сказку на детали не разбирают. Они охватывают ее целиком. Андерсен знал это.

А в целом история проста. Был нищий солдат. После череды разных приключений, с трудом оставшись в живых, чудом спасшись от гибели, он еще и женится на прекрасной принцессе, да еще и становится королем! Дети полностью удовлетворены таким финалом. И, счастливые, засыпают.

Что почитать еще? Как открыть бизнес-школу для детей — бизнес-план и советы экспертов

«Стойкий оловянный солдатик»

В оправдание скажу, что я еще раз попробовала почитать сыну Андерсена и открыла «Стойкого оловянного солдатика». Казалось бы: про любовь. Есть солдатик — правда, одноногий. Есть прекрасная принцесса-балерина, которая любит солдатика, несмотря на его инвалидность. Есть тролль из табакерки, который пытается соблазнить балерину.

«Вот бы мне такую жену! - подумал оловянный солдатик. — Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом — простая коробка»

Но солдатик защищает ее, при этом сам чудом не погибает, проходит море препятствий и возвращается к любимой. Узнает, что она до сих пор его любит. Казалось бы, все прекрасно.

И тут… Андерсен сжигает солдатика и балерину в печке! Да, конечно, тролль из табакерки тоже погибает, но вывод сказки какой? Счастья не бывает? Счастливые влюбленные долго не живут?

Дочитываешь и понимаешь: Андерсен — изверг, неудовлетворенный и разочарованный жизнью, несчастный человек. Только такой может обгадить свою же собственную красивую сказку.

Что почитать еще? Тринадцатый ангел. Смартфон для ангела. Глава 3. Христианское фэнтези

Сказка с печальным концом

Да, Анастасия, «Стойкий оловянный солдатик» — одна из немногих сказок, которая действительно заканчивается плохо и печально. Но ведь это сказка не только для детей, но и для взрослых, и в ней можно увидеть и философский подтекст.

Смотри: главный герой — единственный из 25 солдатиков, на кого не хватило олова, потому он — одноногий, страдающий и комплексующий. Но, уверяю, этот герой изначально симпатичен каждому ребенку!

Ты думаешь, все дети комплексуют?

Так или иначе в определенный период времени каждый ребенок ощущает себя одиноким и невостребованным. Потому любой нормальный ребенок мечтает, чтобы герою сказки повезло.

Тем более если он заслуживает уважения, он такой замечательный, стойкий оловянный солдатик, который влюблен в бумажную принцессу и защищает ее, несмотря на все угрозы страшного тролля.

«Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз»

Судьба-злодейка отправляет его сначала на улицу, в непогоду, потом он попадает на кораблик, сражается с крысой, его съедает рыба, которая попадает на кухню… Но надо такому чуду случиться — попадает на кухню дома, где живет его любовь!

Учат ли сказки

В «Стойком оловянном солдатике» судьба соединила любящие сердца, но, к сожалению, слишком поздно. Они встретились, но оба попали в огонь, который их погубил. Балерина сгорела мгновенно, а оловянный солдатик еще мучился, видя, как умирает его любимая, и страдая и мучаясь сам.

Хорошо, Алексей. Но чему может научить эта сказка?

Наверное, тому, что если ты чего-то очень сильно хочешь, то рано или поздно ты добьешься этого, встретишь ту единственную родственную душу. И пусть это будет лишь на мгновение, но это будет главным мгновением в твоей жизни.

Главное — не терять спокойствия и твердости духа, быть стойким оловянным солдатиком — у которого, при всей его «оловянности», есть доброе любящее сердце.

«Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:
— Держите его! Держите! У него нет паспорта!»

Что почитать еще? Эдгар По и его последняя любовь

Благодаря мультфильмам

Не знаю, Алексей, у меня другое мнение. Потому я решила ребенку Андерсена не читать до какого-то возраста. И этот возраст затянулся. Сейчас ему 10, а из всех сказок великого Ганса Христиана он знает разве что «Снежную королеву» и «Русалочку». И то — благодаря мультфильмам.

Нет, с точки зрения красоты стиля, образности, сказочных оборотов — спору нет, Андерсен гений! Но сказки должны, как и любое искусство, нести свет в головы и души людей, особенно если это еще детские головы и души! Разве нет?! Да какую сказку ни возьми у него…

Может, потому мы такое несчастное поколение, что родители и бабушки читали нам на ночь Андерсена? Которого с трудом доставали в книжных магазинах или в точках по сбору макулатуры.

Без назидательности

А кто тебе сказал, что сказки должны чему-то учить? Сказка — жанр, изначально нисколько не подразумевающий назидательность. Смотри, те же романы или баллады — это сказки для взрослых. Они повествуют о жизни того или иного персонажа — всем известного исторического или вымышленного, рожденного фантазией автора.

Разве романы или старинные баллады, или приключения пиратов, авантюристов или благородных разбойников чему-то учили? Отнюдь! Они развлекали слушающую или читающую публику.

Что почитать еще? Льюис Кэрролл и его «Алиса в стране чудес» — цитаты, секреты и Джек Потрошитель

Сказки наполняют душу эмоциями

Они вносили разнообразие в их серую, убогую жизнь. Заставляли забыть о собственных проблемах, сопереживать героям романов и баллад, сочувствовать и радоваться благополучному исходу. То бишь романы — это сказки для взрослых, а сказки — это увлекательные романы для детей.

Если уж хочешь ребенка чему-то научить — глупо это делать с помощью оригинальных сказок Андерсена, братьев Гримм или, еще страшнее, — Гофмана. Дети учатся в школе, а от сказок они ждут чуда, увлекательных и страшных приключений.

Когда ребенок следует за острым сюжетом — он то радуется, то пугается, то умиляется, то огорчается, после чего, наконец, блаженно засыпает, наполнив душу сполна разными эмоциями. Это во-первых.

А во-вторых — ты смотришь на сказки Андерсена с позиции современного взрослого человека, а дети на такие подробности или детали либо не обращают внимания, либо глядят с совершенно иного ракурса.

Что почитать еще? Нина Риччи — дочь сапожника, прогоревшего в Монте-Карло

Андерсен любил сэлфи

Но мои подозрения в некоторой неадекватности Андерсена тоже вполне обоснованны. Андерсен действительно был очень странным человеком. Меня, например, зацепило, что он обожал фотографироваться, подбирал ракурсы, с которых он выглядит максимально хорошо.

Хотя подобрать было очень сложно: Андерсен был крайне некрасив. Особенно смущал его длинный нос с горбинкой. Но писатель любил себя таким! Сегодня бы сказали, что Андерсен обожал делать селфи, и даже был селфиманом. А это уже признак некой неадекватности, как по мне…

Причем, преуспев в селфи, Андерсен за всю жизнь так и не удосужился выучить грамоту — и до самой смерти писал с грамматическими ошибками. Что в общем и целом не причина не быть гением, но все же! Мог бы и осилить за столько лет. Но зачем? Ведь он любил себя таким, малограмотным фантазером…

Герои Андерсена — аутсайдеры

Андерсен с раннего детства чувствовал себя эдаким гадким утенком, поэтому испытывал симпатию к такого рода героям. Он много страдал и много испытал, но так и не стал счастливым! Несмотря на свое, как ты утверждаешь, самолюбование!

Вообще, все основные герои Андерсена — если ты заметила общую тенденцию — являются аутсайдерами, неудачниками, людьми, которым нет места в обществе, или уж если есть — то на обочине.

Вспомни «Гадкого утенка»! Вначале — всеми изгнан и презираем, но, в конце концов, после долгих мытарств и несчастий, он превратился в прекрасного лебедя. Любой мальчик или девочка будут сопереживать такому персонажу.

Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Или возьми Дюймовочку: она в лучшем случае могла рассчитывать на одиночество, а в худшем — стать женой жабы или слепого крота. Но благодаря счастливым обстоятельствам она попадает в чудесную страну маленьких человечков и выходит замуж за принца! Вот тебе и счастливый финал.

Что почитать еще? Шарль Перро — кем была его Красная шапочка и за что посадили сына

Трагедия Андерсена

С другой стороны — если смотреть на сказки с позиции взрослого (или психологии), то Дюймовочка многих делает несчастными: и жабу, и жука, и крота. Но детям все эти персонажи изначально отвратительны! Для Дюймовочки они хотят только одного: самого лучшего принца.

«Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой»

Трагедия Ганса Христиана Андерсена — в том, что все его литературные труды оставались невостребованными.

И тем не менее Андерсену так и не удалось стать серьезным писателем для взрослых. Он так страдал и раздражался, когда его называли «детским писателем»! Он настаивал, что даже его сказки — и для детей, и для взрослых. И это действительно так.

Андерсен не кокетничал. Он действительно сочинял их для широкой публики. Даже сейчас, по прошествии нескольких столетий, мы видим, что его сказки интересны и детям, и взрослым. И каждый видит в них что-то свое.

Учат ли сказки

Вообще, честно скажу: Андерсен никогда не был в числе моих любимых. Даже братья Гримм со своими сказками-ужасами мне и то казались милее… Ганс Христиан, при всей сказочности, навевает на меня тоску и безысходность. Так и хочется сказать после прочтения: «Ну, ясно. Все умерли».

Вот интересно: если бы у самого Андерсена были дети, стал бы он им читать свои сказки на ночь??? Или потому у него и не было детей, чтобы, не дай Бог, не пришлось им читать собственные сказки и нести за них ответственность! И не отвечать на вопросы: «А что, папа, правда, можно убить человека только потому, что это ведьма с губой до самой груди?»

Что почитать еще? Марк Твен — юмор-проповедь и запреты жены

Андерсен и дети

Кстати, нельзя сказать, что Андерсен любил детей. Наоборот. По воспоминаниям современников, дети его раздражали. Однажды писателю показали эскиз будущего памятника ему — на этом эскизе дети облепили его со всех сторон, один даже влез сказочнику на плечи.

В большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания.

Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал.

Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.

Знаменитый датский писатель.

Психологи утверждают, что Андерсен был невротиком и страдал различными фобиями. Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью – его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки.

Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика – он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней.



Дом в датском городе Оденсе, где Андерсен жил в детстве

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться.

Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась.

Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.



Ганс Христиан Андерсен

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа.

В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя.

Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».



Автор самых грустных сказок

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника – адвоката.

Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Йенни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной.



Ганс Христиан Андерсен

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее».

Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».



Знаменитый датский писатель



Памятник Русалочке в бухте Копенгагена

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену.

Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».



Памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене

2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Критики о творчестве Андерсена

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Жизнь Андерсена , по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена . В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко. Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки. «Мне часто чудится,- пишет Андерсен в одном из своих писем,- что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко» . Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее - бутылочное горлышко - еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета - маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное. Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка» .

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена . Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» .

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Захватывающие сказки Андерсена знакомы каждому из нас с детства. Великолепные экранизации дали нам ощущение добра и волшебства от каждой из них, но, если вдуматься, то сюжет этих сказок редко был оптимистичным или веселым. Конечно, о таких качествах, как зависть и злоба, лживость и хитрость, жестокость и равнодушие, герои Андерсена в сказках рассказывали собственными поступками, но почему великий сказочник создал мир сказки таким… унылым?


Символ Дании — Русалочка, глядящая на море…

Из 156 сказок Ганса Христиана Андерсена 56 заканчиваются смертью главного героя, в большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания. Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал.


м/ф «Снежная Королева»

Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.


м/ф «Гадкий Утёнок»

Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью - его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки. Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика - он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней .


м/ф «Стойкий Оловянный Солдатик»

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться. Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась. Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.


м/ф «Снежная Королева» Прототипом для Снежной Королевы стала единственная любовь всей жизни Андерсена Дженни Линд, которая всю жизнь не подпускала его к себе ближе, чем на шаг.

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа. В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».


м/ф «Дикие лебеди»

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника - адвоката. Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Дженни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной. Долгое время они дружили, но после ее замужества Андерсен больше не встречался с ней, хотя до конца жизни помнил лишь ее одну.


м/ф «Пастушка и Трубочист»

Говорят, что к старости он стал ещё более странным. Огромное количество времени он проводил в публичных домах, но совсем не потому, что искал плотских утех. Он просто вёл беседы со «жрицами любви» — всё остальное он считал изменой своей единственной возлюбленной.


иллюстрация из книги «Принцесса На Горошине»

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее». Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».


м/ф «Новое Платье Короля»

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».



В детстве я был заворожен сказками Андерсена: «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Свинопас»…Почему-то особенно запомнилась сказка «Ель».
Когда отец привёз из Кишинёва двухтомник сказок Ганса Христиана Андерсена (издание 1975 года), я с удивлением обнаружил, что это не совсем те сказки, которые я читал в детстве, а скорее сказки для взрослых.
Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Ганс Христиан раздражался, когда его называли детским писателем. Он считал себя серьёзным писателем для взрослых. Но критики не признавали его как поэта и романиста. Зато Андерсен был признанным королём сказки. Заплатил он за это ценой личного счастья!
Как сочинял свои истории Ганс Христиан? Откуда приходят сказки?
По сути это вопрос о природе вдохновения и природе человеческого гения.

С детства я мечтал увидеть места, где жил и сочинял Ганс Христиан Андерсен, и вот мечта моя сбылась: в рамках круиза по четырём скандинавским столицам я побывал в Копенгагене.

Мне понравился Копенгаген, его улицы и каналы. Рядом с современными зданиями гармонично соседствуют старинные, что создаёт неповторимый колорит города. Самый вкусный кофе и самый вкусный торт я попробовал именно в Копенгагене.
Приятной было встретить наших военных моряков с противолодочного корабля «Неустрашимый»; я даже побеседовал с одним из них. В тот день в Копенгагене стоял и наш известный парусник «Седов».

Сейчас в столице Дании живёт более 1 млн. человек.
Дания (Kongeriget Danmark) – старший член содружества государств Королевство Дания, в которое на правах автономии также входят Фарерские острова и остров Гренландия.
Население Дании 5,5 млн.человек (как в Санкт-Петербурге).
По индексу лучшей жизни, из 36 стран Дания стоит на третьем месте после Австралии и США.
Средняя продолжительность жизни мужчин – 78 лет, женщин – 86 лет.
Половина семей владеют собственными домами.
Дания имеет свою валюту, но везде принимают евро.

Дания – древнейшая монархия в Европе, существует с 936 года.
Глава государства - королева Маргарет - осуществляет верховную власть через назначаемое правительство. Королева также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании и главой официальной государственной церкви.

В 1940 году фашистская Германия оккупировала Данию и немцы вошли в Копенгаген. Дания была объявлена немецким протекторатом, но Гитлер пообещал сохранить королю его власть.
Фашисты потребовали, чтобы евреи носили на груди жёлтую звезду Давида. Тогда король Дании прицепил себе жёлтую звезду на китель и выехал на коне в город. Король хотя и признал власть Германии, однако остался со своими народом.

Дания – родина таких известных людей как физик Нильс Бор, философ Сёрен Кьеркегор, кинорежиссёр Ларс фон Триер, сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком городе Оденсе, расположенном на одном из датских островков – Фионсе. Его отцу в ту пору было двадцать, а матери – на пару лет больше.
Отца будущего великого сказочника звали так же Ханс Кристиан Андерсен (1782-1816), и был он бедным башмачником. Отец великого писателя любил читать и путешествовать. Он без конца перечитывал сыну сказки «Тысяча и одна ночь». Однажды отец сходил с сыном в театр, что повлияло на всю дальнейшую жизнь мальчика.
Испытывая тягу к приключениям, в 1812 году отец отправился воевать в составе армии Наполеона. На деньги, заработанные отцом, семья жила три года. Через четыре года он вернулся калекой и вскоре умер.

Деда великого сказочника, старика Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городке сумасшедшим, потому что он вырезал странные фигурки полулюдей с крыльями.

Мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние. С психикой у неё тоже было не всё в порядке. Похоронена она на кладбище для бедных.

В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII. Причиной этой фантазии Андерсена послужили рассказы его отца, будто бы он родственник короля.
После смерти короля Фредерика VII, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного.

В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком. Он рос мечтателем и фантазёром. Любимой его игрой был кукольный театр, который он сам смастерил и где разыгрывал свои пьесы.
Сын соседки Готфред Шенк, узнав об увлечении Андерсена, дразнил его "писателем пьес" и при каждом удобном случае колотил почём зря.

Мальчик пел в церковном хоре и раз в неделю мать водила его на воскресные проповеди. В приходской школе Андерсен не был прилежным учеником. Он не учил уроков, не пытался постичь математику и заковыристую грамматику, за что получал хлёсткие удары учительской указкой.

После нескольких физических наказаний Ханс Кристиан отказался ходить в приходскую школу, и мать отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.
В еврейской школе Андерсен подружился с девочкой по имени Сара, которая назвала его милым и пообещала, что когда вырастет, станет его женой. В благодарность Ханс Кристиан поведал ей свою "самую страшную тайну": «Знаешь, а ведь я из благородной семьи. Вот увидишь, когда-нибудь передо мной будут снимать шляпу...»

Андерсен не собирался стать писателем, а мечтал стать актёром; он хотел танцевать и петь на сцене, декламировать стихи. Мальчик с большими голубыми глазами обладал звонким голосом, мог часами читать стихи и петь песни.

«Когда-нибудь ваш сын станет знаменитым, и Оденсе зажжёт в его честь огни», – сказала прорицательница матери Андерсена, когда он был ещё ребенком.

В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось пойти работать. Он был подмастерьем у ткача, затем у портного, работал на сигаретной фабрике.
Мать пыталась устроить сына на швейную фабрику. Работницы, знавшие о певческом таланте мальчика, попросили его спеть. Чистое и звонкое сопрано вызвало всеобщий восторг. Однако на следующий день над звонким голосом Андерсена начали смеяться. Кто-то предложил проверить, а не девочка ли этот долговязый паренёк. С Андерсена стянули штаны и под общий гогот проверили…

После этого Андерсен окончательно ушёл в себя. Его лучшими друзьями стали деревянные куклы, сделанные когда-то отцом. Ханс Кристиан шил им платья, сочинял для них смешные и грустные истории, в которых куклы оживали. Для своих героев он придумал новый язык, некую помесь датского, немецкого, английского и французского.

Мать Андерсена, не в силах более выносить нищеты, решила снова выйти замуж. С отчимом, который был бедный башмачник, Андерсен не поладил. Испортились и отношения с матерью, которую Ханс Кристиан ревновал к приёмной сестре Карен-Мари.

За восхитительный голос Андерсена прозвали "маленький соловей с острова Фюн". Его стали приглашать в приличные дома. Через полгода выступлений Андерсен собрал 13 риксдаллеров и в придачу получил рекомендательное письмо к ведущей балерине королевского театра Анне Маргарете Шелл.

Патрон молодого Андерсена обратился к будущему королю Дании с просьбой поддержать талант. Фредерик VII ответил: «Если у человека есть талант, то он прорастёт и сам».

Откуда и как рождается талант в семье сапожника?
Почему одни довольствуются своим происхождением и всю жизнь работают сапожником, поваром или плотником, а другие дети рвутся к чему-то недостижимому, непонятному их родителям?

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил поехать в Копенгаген. Мать спросила его, зачем он едет. Ханс Кристиан ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
4 сентября 1819 г. он покинул Оденсе и вернулся на родину лишь через 50 лет.

В течение целого года жизни в Копенгагене Андерсен пытался поступить в театр. Сначала он пришёл домой к известной певице и, заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Чтобы отвязаться от назойливого подростка, она обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее певица объяснила Андерсену, что приняла его тогда за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, длинной шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и настойчивым просьбам Ханс Кристиан был принят в Королевский театр на второстепенные роли.

Когда началась возрастная ломка голоса, юноша был уволен. Тогда Ханс Кристиан сочинил пьесу в пяти актах и написал письмо королю, с просьбой дать деньги на её издание. Книга была напечатана, но никто её не покупал, и она пошла на обёртки.
Андерсен не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Но ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора».

Удача улыбнулась Андерсену в лице профессора консерватории Сибони, композитора Вейзе, поэта Гольдберга и конференц-советника Коллина. Видя настойчивое желание Ханса Кристиана, они ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который дал деньги на обучение Андерсена в гимназии.

17-летнего Андерсена определили в начальный класс, где ученики были младше на 6 лет.
Директор гимназии Мейслинг всячески унижал Андерсена.
– Ваш отец был сапожник, отчим тоже. Вы поймите, сколько пользы вы могли бы принести, выполняя благородный труд сапожника, починяя сапоги. А здесь на вашем месте мог бы находиться действительно способный человек.

Откуда у Андерсена была такая вера в собственное предназначение? Кто был на самом деле отец великого писателя?

Андерсен – пример величайшей веры в свой талант. Именно эта вера позволила пройти сквозь все беды и ненастья, стать великим писателем.
Глядя на жизнь Андерсена, создаётся впечатление, что каждый человек рождается с определённым предназначением.

Недавно в архивах Дании была найдена чуть ли не первая сказка начинающего писателя. В сказке "Сальная свечка" рассказывается о приключениях свечи, которая не могла определить смысл своего существования. В конце повествования свеча встречает огниво, которое зажигает свечу, тем самым указав на её предназначение.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу. Но он до конца жизни делал множество грамматических ошибок. На всю жизнь Андерсен сохранил недобрую память о своём учителе Мейслинге.
– На ваших уроках я научился многому, не научился только ненавидеть людей, – сказал на прощание Ханс Кристиан своему учителю.
– Вон отсюда, тварь неблагодарная!
– Люди будут знать того, кто третировал гения Ханса Кристиана Андерсена.

Когда Мейслинг стал королевским цензором, он продолжал критиковать и насмехаться над бывшим своим учеником.
«Последняя его сказка о гадком утёнке это просто возмутительная вещь. Я был вынужден сделать внушение редакции журнала. Недопустимо публиковать подобные вещи. Это пасквиль на нашу Родину. В гадком утёнке Андерсен изобразил самого себя; птичий двор это наша страна, а мы все злобные отвратительные обыватели, все эти индюки, петухи, гуси, павлины, которые только и делают, что на него шипят, клюют его и щиплют. А он возомнил себя прекрасным белым лебедем…. А какой он лебедь?… у него руки до пола… типичный павиан, орангутанг…»

«Да, гадкий утёнок – вылитый я», – признавал Андерсен.

«А чему может научить детей сказка «Новое платье короля»? – не унимался Мейслинг, – где его величество изображается в совершенно непотребном виде, то есть голый…».

То, над чем насмехались, тем потом восторгались!

В 1829 году поступив в университет, Андерсен опубликовал свой первый рассказ – "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Рассказ принёс ему известность. Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее осуществить первое в жизни заграничное путешествие.

Но поистине новая жизнь началась у Андерсена, когда в 1835 году бедный и почти безвестный тридцатилетний Ханс Кристиан написал сказку «Огниво».
Первый сборник сказок, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». 2-й выпуск «Новые сказки» был начат в 1838 году, а 3-й «Новые сказки и истории» в 1845.

Сказками Андерсена зачитывались, книги раскупали мгновенно, стихи дети заучивали наизусть.
Путевые заметки, стихи и сказки Ханса Кристиана были переведены на 125 языков мира.
Когда в июне 1847 года Андерсен впервые приехал в Англию, ему устроили триумфальную встречу.
Сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом своём букваре Лев Николаевич Толстой.

Как ни странно, Андерсен презирал свои сказки, принесшие ему заслуженную славу. Он не любил слово "сказка", а предпочитал "рассказ" или ещё лучше "история".
Андерсен писал не только сказки. Из-под его пера вышли пьесы и романы, полные тонкого психологизма. Однако критики продолжали игнорировать Андерсена как драматурга и романиста.

Однажды известный критик в гостях у одной особы долго ругал книгу Андерсена. А когда закончил, маленькая дочка хозяев протянула ему книгу со словами: "Тут есть ещё слово "и", вы его пропустили и не поругали!" Критик покраснел и поцеловал наивного ребенка. Андерсен рассмеялся.

Знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стремились стать друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Но даже среди своих знакомых Андерсен был чужой странный непонятный необыкновенный чужак.
Один исследователь написал: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…»

Как-то Андерсена пригласили рассказывать сказки молодому принцу Людвигу – будущему монарху Баварии – которого спустя много лет прозвали «сказочный король». Возможно, именно сказки Андерсена разбудили воображение сказочного короля, построившего великолепные замки Баварии. Самый знаменитый – Нойшванштайн.

До сих пор остаётся тайной, кто же на самом деле отец Людвига Баварского, и почему отец Ханса Кристиана Андерсена считал себя королевских кровей.

В автобиографической книге "Сказка моей жизни" Андерсен признался: «Из этой книги ребята узнают только сахарную сторону моей жизни, я очень многое сгладил».

В 2007 году на экраны вышел замечательный фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

Фильм настолько откровенный, что его не рекомендовано смотреть детям младше 14 лет.
В фильме король спрашивает Андерсена:
– Я читал ваш прекрасный роман «Импровизатор». Признайтесь, дорогой Андерсен, вы написали его с себя?
– В какой-то степени, – ответил Ханс Кристиан.
– А он всё пишет с себя, – пояснили королю.

– Как же вы сочиняете свои дивные истории?
– Это очень просто. Я утром сажусь за стол, макаю перо в чернильницу и думаю, что бы такое мне сочинить. Вдруг стук в дверь, я говорю «войдите», входит женщина и едва слышно произносит «я сказка, я пришла тебе помочь». Она молча стоит у меня за спиной, и вдруг в моём мозгу появляются лица, рождаются образы, слова теснят друг друга, фразы так и льются с моего пера. Я резко оборачиваюсь, но там никого нет.

Король попросил сочинить с ходу сказку о славе. Андерсен тотчас ответил:
«Слава – это женщина гигантского роста, величиной с башню нашей ратуши. Она смотрит как внизу на земле копошатся люди, мелкие-мелкие. Слава нагибается, наугад берёт одного из них из толпы, поднимает высоко-высоко на уровень своих глаз, внимательно рассматривает его и разочарованно произносит: «опять не тот», и роняет его на землю».

Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, самое долгое за два дня. Однажды его знакомый в шутку сказал: "Напишите нам новую, забавную историю. Вы ведь можете написать даже о штопальной игле!" И Андерсен написал историю жизни штопальной иглы.

«Сказки сами приходят ко мне, – говорил Ханс Кристиан. – Их нашёптывают деревья, они врываются с ветром... У меня масса материала. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: “Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!” И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

Сюжеты своих сказок Андерсен черпал прежде всего из детских воспоминаний. Сказку «Огниво» он фактически пересказал из того, что услышал в детстве. Сюжет сказки «Новое платье короля» тоже был заимствован Андерсеном из старинных источников.

«Я иногда сочиняю, но никогда не лгу!» – говорил Андерсен. – «Вообще-то я находил сюжеты своих историй повсюду. Однажды я вспомнил книгу о человеке, продавшем свою тень. Я переписал этот сюжет по-своему, так родилась сказка «Тень».
Когда Андерсену заметили, что его история в точности повторяет трагедию Шекспира «Отелло», Андерсен отвечал: «Это такая прекрасная история, что я решил написать её ещё раз своими словами».

Как Андерсен переписывал чужие истории на собственный лад, так и Евгений Шварц переписал сказки Андерсена, превратив их в собственные пьесы: «Обыкновенное чудо», «Старая старая сказка», «Тень».

Проблема «тени» – «двойника» волновала воображение людей с древних лет. Представления о двойственной сущности человека были ещё в древнем Египте. Двойник был и в сказках Гофмана, потом появился в повести Достоевского «Двойник».

Откуда приходят сказки? Как и почему они возникают в воображении писателя?
Были ли сказки Андерсена всего лишь сублимацией неудовлетворённой сексуальности, как учит Зигмунд Фрейд, или они были чем-то большим?
Какова метафизика сказки?

Андерсен выбрал сказку как форму познания мира, это определённый взгляд на мир. Поэтому его сказки носят философский характер.
Философский смысл сказок Андерсена состоит в идее органической взаимосвязи всего живого и неживого. Сила любви разлита во всём сущем и в конечном итоге торжествует над силами зла и разрушения.
Именно сила любви позволяет Герде победить Снежную королеву. Именно ради любви Русалочка жертвует своей жизнью, как и стойкий оловянный солдатик.

Кто-то считает сказки Андерсена детскими и наивными. Но в них есть и философская иносказательность, и психологическая глубина, и жизненная правда, и мораль.
«Сказки Андерсена – это иносказание жизненной правды в форме фантастики».

Сказочник Андерсен верен правде жизни, и потому большинство его сказок имеют печальный конец. Сказки Андерсена не столько о радостной весёлой жизни, сколько о гордом сопротивлении жестокой действительности. Почти все истории наполнены грустью, и лишь немногие имеют счастливый финал. Из 156 сказок, написанных Андерсеном, 56 заканчиваются смертью героя.

Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Отдельные произведения Андерсена действительно наводят на подобные мысли. Например, в сказке «Девочка, наступившая на хлеб» маленькая героиня расплачивается за свой поступок муками ада. В волшебной истории «Красные туфельки» провинившейся девочке справедливый топорик отрубает ноги.

Предполагают, что Андерсен сочинял такие "страшилки", когда его одолевала депрессия или мучила зубная боль.
Сказку «Иб и Кристиночка» вряд ли можно назвать сказкой; скорее это сказочная история, имеющая вполне достойное реальное содержание для романа.

Откуда взялась идея Русалочки – жертвенной любви фантастического существа, готового ради любимого пожертвовать своей жизнью?
Эта идея встречается ранее у Г.Гейне («Лорелея») и Фуко («Ундина»).
Про свою сказку "Русалочка" Андерсен говорил: "она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого".
Знаменитая скульптура Русалочки в бухте Копенгагена стала символом столицы Дании.

В сказках Андерсена важно не столько содержание, сколько двойная линия развития сюжета (одна для детей, другая для взрослых). Взрослым читать «детские» сказки Андерсена нужно между строк.
Надо сказать, что и сказки Шарля Перро предназначены для взрослых. Известная сказка «Красная шапочка» о том, как нужно вести себя девушкам при встрече с волками (мужчинами). Сказка «Синяя борода» о том, чем грозит пожилым мужчинам женитьба на молоденьких девушках.

Но большинство сказок Андерсена о смысле жизни и смысле искусства: «Лён», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба», «Кое-что» …
«Тебя не отгонят прочь, тебе позволят стоять тут, за дверями, и придумывать, как бы поправить твою земную жизнь, но в рай тебя не впустят, пока ты воистину не совершишь кое-чего».

«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы – только инструменты в руках создателя! Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!» (сказка «Перо и чернильница»).

Какова природа гения?
Когда мне говорят «вы – гений», я возражаю. Мне близко представление древних римлян, которые считали, что у каждого мужчины есть своей гений, у каждой женщины – юнона.
Сократ называл этот голос свыше – «даймон».

Откуда приходят идеи и мечты?
Платон считал, что идеи приходят свыше, и что идея предшествует любой вещи.
Его знаменитая метафора о пещере помогает понять сущность человеческой жизни и тени.

Поэту даётся образ (Идея), которую он должен расшифровать, изложить словами. Причём на родном языке это получается, а на не родном адекватно не получается.

Откуда приходят сказки? Какова природа нашего воображения?

Мне близка мысль Джона Пристли, что всё, возникающее в нашем воображении, должно где-то существовать во Вселенной. В своей сказке «31 июня» Пристли доказывает связь судеб во времени и пространстве.

Люди любят сказки, в которых добро побеждает зло, потому что в жизни чаще бывает наоборот.
Люди хотят верить в победу любви и справедливости, потому что сами поступают противоположным образом.
Откуда вообще берётся вера в любовь и торжество добра над злом, ведь в жизни всё иначе?

Возможно, мотивы написания Андерсеном сказок были из жизни, но идеи и смыслы – с Небес! – ноосферы, как называл информационное поле Земли Вернадский, или как называли древние «Хроники Акаши». Именно этим можно объяснить, что одинаковые идеи возникали одновременно у нескольких людей, как, например, идея радио у Маркони и Попова.

Как возникают сказки?
Некоторые считают, что сказки рождаются из мифов.
Салтыков-Щедрин тоже писал сказки. Но разве можно назвать его сказочником?

Жизнь Андерсена была драматичной, если не сказать трагичной.
Детство и отрочество Ханса Кристиана было травмировано сценами сексуальной жизни.
Характер у Андерсена был скверный. Он был высок, худощав, нелеп, сутул, с невыразительными чертами лица, единственной приметной деталью был длинный нос.
Андерсен был подвержен истерикам, депрессии, был мнителен, не выносил критики в свой адрес. Поступки его были эксцентричны. Одевался без вкуса. Он понимал, что создан не для семейной жизни.

Андерсен не имел успеха у женщин – и не стремился к этому. Но сексуальная потребность требовала удовлетворения. И однажды Андерсен пошёл в публичный дом. Он хотел любви, а ему предложили секс. «Ты не мужчина и никогда им не будешь».
Шок от увиденного в публичном доме надолго сформировал отношение к женщинам.

Трагедия жизни многих выдающихся людей заключалась в сексуальной дисгармонии и неудовлетворённости. Это и король Людвиг Баварский, и композитор Пётр Ильич Чайковский, изобретатель Альфред Нобель, и многие другие.

В своей жизни Андерсен любил двух женщин: шведскую певицу Йенни Линд и дочь адмирала Вульфа Генриетту. Ему предлагали жениться на Генриетте, которая была к Андерсену неравнодушна.
– Вы хотите, чтобы у первого писателя Дании была горбатая жена? – возмутился Ханс Кристиан.

В 1840 году в Копенгагене Андерсен встретил шведскую певицу Йенни Линд.

"Визит мой был очень короток, расстались мы, едва познакомившись, и она оставила во мне впечатление совершенно заурядной личности, которую я скоро и позабыл", – пишет в "Сказке моей жизни" Ханс Кристиан.
Через три года они встретились вновь и Андерсен влюбился. Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Хотя ему было 40, а ей всего 26 лет, и она обращалась к нему исключительно "братец" или "дитя".
- Вы, наверное, ненавидите меня? - спросил её Андерсен.
- Чтобы ненавидеть, я должна сначала полюбить… - ответила Йенни.

Андерсен ездил за Йенни Линд в Лондон и Берлин, где она гастролировала, но так и не добился взаимности. Он признался Йенни, что у него никогда не было близости с женщиной. Но, несмотря на искреннее признание, получил отказ.

Сказку "Снежная королева" и "Соловей" Андерсен посвятил Йенни Линд.
Поклонники сказочника назвали Йенни «Снежной королевой»; ведь её сердце не смогла растопить даже любовь великого датчанина.

Сказку «Свинопас» Андерсен написал про своё неудачное сватовство к Йенни Линд. Так он отомстил своей пассии.

Большинство читали сказки Андерсена только в детстве. Но если перечитать их во взрослом возрасте, то открывается довольно фривольный смысл. В полной мере постичь значение сказок датского писателя могут только взрослые.
В "Огниве" разыгрывается сексуальная сцена: собака приносит спящую принцессу в каморку к солдату. Вместе они проводят ночь, а утром принцесса вспоминает об "удивительном сне".

Эротический подтекст присутствует почти в каждой сказке Андерсена. Снежная королева целует мальчика в губы и с определённой целью поселяет в своём ледяном дворце.
Гадкий утёнок влюбляется в красавцев-лебедей, причем при виде прекрасных птиц его охватывает "непонятная тревога", он становится "словно не в себе". Сейчас бы это назвали гомосексуальными фантазиями.
Герои "Дюймовочки" вообще одержимы лишь одной маниакальной целью – поскорее предаться страсти с этой маленькой девочкой.
Сегодня за такие вольности писателя могли бы (по примеру В.В.Набокова) обвинить в педофилии, а саму сказку рекомендовать +18.
Извращённые умы могут и в сказке «Свинопас» увидеть зоофилию…

За свою долгую жизнь Андерсен много раз влюблялся, но всегда был несчастлив в любви.
Трагедия безответной любви Ханса Кристиана проявилась в его сказках.

«Грустный сказочник, убегающий от любви», – так называли Ханса Кристиана Андерсена.
Андерсен всю жизнь относился к женщинам как к чему-то недосягаемому. Он мог пробудить в женщине страсть, наговорив романтической чепухи, но, когда дама протягивала к нему руки, сказочник спешил скрыться бегством.

В старости он стал ещё более экстравагантным, проводил много времени в публичных домах. Он не прикасался к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними. Ему предлагали секс, а он хотел любви. «Лучше выдумать любовь, чем испытать её в действительности», – говорил сказочник.

Андерсен объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец. Почти всю жизнь он провёл в гостиничных номерах, и всюду возил с собой верёвку на случай пожара.
Великий сказочник всерьёз считал, что количество зубов во рту влияет на его творчество. В январе 1873 года Ханс Кристиан потерял последний зуб и тут же перестал сочинять. «Волшебные истории больше не приходят ко мне. Я остался совершенно один», – записал Андерсен в дневнике.

Ханс Кристиан Андерсен добился мировой славы при жизни, но до конца своих дней остался одиноким. Незадолго до смерти он сказал: "Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности".

В 1867 году уже будучи стариком, Андерсен вновь приехал в Оденсе. Родной город объявил сына прачки своим почётным гражданином. В день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»!

Андерсен всю жизнь стыдился своего происхождения и своей сестры-проститутки.
«Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик. Ты ведёшь двойную жизнь. В своих сказках ты добр, великодушен и благороден. А на самом деле ты страшный человек, ты расчётливый и холодный. Ты всю жизнь скрывал убожество своего происхождения. Ты боялся, что это осквернит тебя в глазах света. Ты укрывал свои низменные сластолюбивые наклонности. Ты предал нашу мать. Когда ты умрёшь, твой гроб не проводит ни один близкий и дорогой человек, потому что у тебя их нет. Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик».

«В моей жизни было много суеты и тщеславия. Честолюбие моё казалось чрезмерным. Я отвернулся от матери своей, отрёкся от сестры. Это мой огромный грех. Я преклонялся перед властителями. Был заносчив. Бывал жестоким, эгоистичным, скупым. Я стыжусь этого.
– Ты искупил свою вину тем, что страдал и не озлобился. Твои творения вселяли добро в души людей. И люди отплатили тебе любовью и почитанием. Но ты дурак, Андерсен, что прошёл мимо такого чуда, как любовь женщины!»

Когда Андерсен незадолго до смерти заболел, жители столицы решили заранее подготовиться к прощанию со своим писателем. Был объявлен сбор средств на памятник. Скульптор Огюст Сабё пришёл к Андерсену с проектом. Когда Андерсен увидел себя сидящим в кресле, окружённый детьми, он возмутился: «Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!»
Скульптор был шокирован, но детей убрал.

Памятник Андерсену поставили ещё при его жизни. И теперь на площади возле Ратуши в Копенгагене, названной в его честь, стоит памятник – сказочник в кресле с книгой в руке и в одиночестве.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года. В 1872 году писатель упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года.

Умер Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. На похороны великого сказочника, состоявшиеся 8 августа 1875 года на кладбище Ассистэнс, пришли бедняки и знать, студенты, иностранные послы, министры и сам король. В Дании был объявлен национальный траур. Люди читали стихи Андерсена.

“Как хочется верить мне в сказку, что сбудутся давние сны, что встречу свою половинку и с ней воплотим мы мечты. Но жизнь шепчет песню иную: на опыт других посмотри, и укажи мне любую семью, где бы счастлив был ты. Но нет таковых, все несчастны, друг друга терзают, терпя. Мечтанья вредны и опасны. Живут большинство не любя. А ты захотел мир построить, создать идеальный очаг, не нужно где было бы спорить, где каждый был искренне рад, где мог бы любить не стесняясь, и нежным мог быть не таясь, где жил каждый день, улыбаясь, даря всем вокруг благодать, где каждая ночь восхищенья и нежною лаской полна, а день весь исполнен творенья, в котором росла бы душа, где слов говорили бы мало, глазами внимая сполна, душа никогда б не устала любить губы, плечи, глаза… Но хватит фантазий нелепых. То сон или бред наяву. Не терпит жизнь сказок про смелых медведей, сказавших "люблю". Не застраховать нам мечтаний от прозы предательств, обид. Всё в жизни творим мы лишь сами, и сказочник в душах сокрыт”.
(из моего романа-быль «Странник(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А по вашему мнению, В ЧЁМ ЗАГАДКА СКАЗОК АНДЕРСЕНА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Читайте также: