Прием лиц с овз. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? Училища после коррекционной школы 8 вида

После коррекционной школы продолжить обучение можно в двух вариантах:
1. Обучение с целью получения аттестата об основном среднем общем образовании - это может быть вечерняя школа, экстернат, возможно, есть еще какие-то варианты. В итоге сдать экзамены независимой комиссии, как это делают ученики по окончании 9 класса общеобразовательных школ. С полученным аттестатом можно продолжать образование практически в любом колледже.
2. Обучение в системе профессионального образования (колледж). По окончании коррекционной школы ученики получают не Аттестат, а Свидетельство об образовании. С этим документом продолжить обучение можно только в том колледже, в котором есть коррекционная группа (КРО), дающая начальное профессиональное образование (НПО). Обучение будет только профессиональным, с некоторым количеством общих предметов (физкультура, ОБЖ и т.п.). В результате выдается только свидетельство о профессии, но не о среднем образовании. При желании и возможности получение профессии можно совмещать с обучением в вечерней школе.
Список колледжей и специальностей, на которые принимают выпускников коррекционных школ, не очень велик. Я пользовалась информацией, полученной из самых разных источников. Сотрудники колледжей и преподаватели групп КРО обычно подробно отвечают на все вопросы, можно приехать в колледж и посмотреть на условия обучения, проходят дни открытых дверей. Вот что мне удалось выяснить:


  • В ответ на мой запрос (я просила прислать подробный и актуальный список профессиональных образовательных учреждений), Департамент образования города Москвы предложил всего 4 колледжа:


  • Подробные списки колледжей с группами КРО есть на сайте http://center1.testov.net/ovs/ Именно эти списки я советую брать за основу , либо упорно обзвонить вообще все колледжи на предмет приема. Информация очень полезна, но телефоны и специальности могут быть не совсем верны. Правильные телефоны легко найти в интернете на сайтах колледжей и дальше уже уточнять все подробности по телефону. Можно приобрести справочник средних профессиональных учреждений.


  • Еще один список, который мне удалось отыскать в интернете, но ссылка http://omczo.org/publ/468-1-0-2980 сейчас не работает. Он во многом пересекается с предыдущим, но есть и отличия.






  • Некоторые колледжи из общих списков (см. выше) я проверяла, у меня получилась еще одна таблица. Я оставила в ней и те, которые точно не принимают после коррекционной школы. Обычно колледжи имеют несколько «площадок», расположенных в разных районах Москвы, где именно обучают выбранной специальности нужно уточнять непосредственно в приемной комиссии.



Для поступления обычно необходимы оригинал и копия свидетельства об образовании, копии паспорта, свидетельства о рождении, медицинского полиса, СНИЛС, справка формы 086/у, 6 фотографий 3х4, копии справки МСЭ. В некоторых колледжах при поступлении будет нужна ИПР. Для специальности повар, кондитер необходимо наличие всех прививок и оформление медицинской книжки.

По "народной" статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Бродяжничество, пьянство, наркотики ждут остальных. Елена Любовина, заместитель директора БФ "Абсолют-помощь" рассказывает о том, как повлиять на эту статистику.

Вместе с летней погодой наступает пора выпускных вечеров и праздников. Государственные структуры, благотворительные фонды, волонтеры из коммерческих компаний массово приглашаются на последние звонки и торжественные чаепития.

Несколько дней назад благотворительный фонд "Абсолют-помощь" награждал лучших выпускников коррекционных школ-интернатов Московской области. Современный актовый зал, воздушные шары, приятная музыка, продуманный сценарий, правильные слова, полезные подарки, красиво одетые дети. Так обычно провожают выпускников школы во взрослую жизнь - жизнь, в которой есть планы и мечты.

Награждают каждого, называют фамилию, приглашают на сцену, пожимают руку, говорят что-то важное, смотрят в глаза. Сердце стучит от волнения и важности момента. Ты - лучший, ты - нужен, ты - молодец! Ты - один из двухсот отличников и хорошистов из 64 коррекционных учреждений Московской области (55 школ для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью), где живут и учатся еще 8,5 тысячи детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, неблагополучных и приемных семей.

На примере определенной категории детей из отдельной области России мы хотим показать ситуацию изнутри, факты и цифры, интервью детей и педагогов, комментарии экспертов. Познакомить читателей с результатами промежуточного мониторинга постинтернатного проживания выпускников коррекционных-школ Московской области.

По "народной" статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Их одноклассники пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы неминуемая гибель. Так ли это на самом деле, можно ли повлиять на ситуации и есть ли выход?

За несколько недель до выпускного вечера мы с видеографом Михаилом Левчуком записали интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью.

Жизнь после школы-интерната для детей с умственной отсталостью

Выпускники коррекционных учреждений VIII вида (с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребенок заканчивает 9 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.

Общаясь с педагогами, дефектологами, социальными работниками и детьми становится очевидным, что 1/3 часть воспитанников имеет умеренную степень умственной отсталости, 2/3 детей - легкую.

В ближайшие 2-3 года после выпуска большинство ребят пойдут учиться и жить в общежитие в лицее (профессиональном училище). Выбор профессий невелик: швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель, хотя перечень профессий, рекомендованных Министерством труда РФ для детей с умственной отсталостью гораздо шире (более 100 наименований). Теперь только от самих ребят зависит смогут ли они получить более востребованную профессию: для этого нужно самостоятельно закончить вечернюю школу и сдать ГИА, а потом поступить на другую специальность или в колледж.

К этому времени повзрослевший выпускник по-настоящему вступает в самостоятельную жизнь. Кому-то поставят инвалидность и выделят пособие, кто-то вернется к родителям (кровным или приемным), кто-то получит от государства отдельное жилье.

Постинтернатное проживание выпускников

Благотворительный фонд "Абсолют-помощь" в мае провел мониторинг коррекционных учреждений по постинтернатному проживанию выпускников 2011-2015 годов. Эти данные необходимы для выстраивания системы поддержки и дальнейшего сопровождения детей с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Опросили более 60 коррекционных учреждений по следующим критериям: социальный статус, место дальнейшей учебы, место работы, семейное положение/дети, наличие судимости, смертность. Данные за 2011-2015 годы предоставили 39 школ. За 2012-2014 гг. из коррекционных школ-интернатов вышли 1802 человека, из них поступили в профессиональные училища 1584 человека, дальнейшее обучение не проходят 218 человек (по инвалидности и личному выбору). В данное время практически все поступившие в училища ребята продолжают обучение, проживая в общежитиях при лицеях и находясь на попечении государства. Для выявления проблем, которые возникают при самостоятельном проживании выпускников необходим срез данных за более ранние периоды (2000-2011 годы).

В 2011 году выпускниками стали 433 детей, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (132), дети из приемных семей и находящиеся под опекой (25), дети из кровных семей (276). Имеют инвалидность - 89 человек. 328 детей получили начальное профессиональное образование в лицеях и профессиональных училищах по месту распределения. 144 человека имеют/имели постоянное/временное место работы по специальностям: грузчик, разнорабочий, дворник, оператор АЗС, рабочий строительной бригады, продавец магазина, озеленитель, швея, распространитель рекламы, санитарка. Перечень компаний, в которых работают/работали выпускники: РЖД, Макдональдс, Нестле, АШАН, ЖКХ, автозаправочные станции, строительные магазины, швейные мастерские, частные фермы. 2 человека прошли службу в Российской Армии.

Сведения о личной жизни, рождении детей, наличии судимости и смертности указали 14 учреждений, которые активно сотрудничают с фондом "Абсолют-помощь". 44 человека находятся в официальном или гражданском браке, 5 детей погибли, 6 человек имеют судимость, 25 детей, рождены в официальном и гражданском браке, 16 детей вне брака, воспитываются матерями-одиночками.

В ответах встречаются фразы: "временно не работающий", "находится в декретном отпуске по уходу за ребенком", "живет в гражданском браке", "трудоустроен, отбывая срок заключения", "убыл по месту прописки в другой регион".

Эти данные не раскрывает реальной картины, она формальна и зачастую обезличена. Но первый шаг сделан и проведенный опрос нуждается в доработке и проверке сведений.

Личное мнение

Основная часть воспитанников коррекционных учреждений - это так называемые "социальные сироты" из неблагополучных семей. Родители сидят в тюрьмах, принимают наркотики, пьют. Когда речь идет о таких детях, наши представления и ощущения работают шаблонно. Перед глазами встает неадекватный грязный ребенок, изъятый из семьи алкоголиков, маленький преступник, уже представляющий угрозу обществу. Чем дальше его упекут и чем строже с ним будут обращаться, тем будет лучше.

Когда мне было 10 лет у меня погибла мама и мой папа, человек с двумя высшими образованиями, подполковник Советской Армии, начальник УНР (формирование в вооруженных силах) начал пить. Сильно. И я буквально за пару месяцев превратилась из благополучной амбициозной отличницы в испуганную няньку для своего отца. Мы жили далеко в Алма-Ате, и родственники не знали о всей чудовищности сложившейся ситуации. К нам не приходила опека и речь о детском доме не шла, но я в полной мере окунулась в реальную жизнь - никому не нужных детей-сирот, сирот при живых родителях.

Я не буду рассказывать, что такое пьющий близкий человек, которого ты пытаешься всеми способами оградить от бед и разрушений. Я не хочу вспоминать сколько тревожных мыслей и стыда было тогда в моей жизни. Но я хочу сказать, что несмотря на разруху, которая вдруг настала и бесконечную смену места жительства (практически бегства из города в город), я как-то сумела сохранить веру в добро и людей. Нашла силы и поддержку, чтобы пойти дальше: простить папу, хорошо отучиться в школе, поступить в университет, найти интересную работу.

О диагнозе

В нашей стране, диагноз "умственная отсталость" получить легче, чем нам кажется. Будучи мамой приемного сына, который во втором классе не очень хорошо учился, я с лихвой испытала на себе давление отдельных представителей системы образования. Классный руководитель, не найдя контакт с ребенком, направила нас "проверить голову", потому что "гены непонятные" и "ребенок - еще детсадовец, не способный учиться в школе". Вполне возможно, что по указанному адресу моему сыну могли поставить диагноз, который на долгие годы осложнил бы нашу жизнь. Этого не произошло, мы сменили школу и учебный год сын закончил на четверки.

По словам специалистов Министерства социальной защиты Москвы и Министерства образования Московской области диагностика детей в России проводится точно и тщательно. По опыту взаимодействия с коррекционными школами-интернатами и специальными училищами, определенные дети нуждаются в пересмотре и снятии диагноза "умственная отсталость".

Зачастую сами педагоги не верят в способности учеников. Учитель одной из коррекционных школ удивляется, показывая мне данные о выпускниках. Оказывается, Маша Н. учится в училище по профессии - ветеринар. "У девочки "олигофрения" - это точный диагноз, а для техникума нужно получить диплом о неполном среднем образовании, какая молодец, наверно бабушка родственники с ней занимались", - радостно говорит педагог.

О возможностях

В Центре равных возможностей "Вверх" на стенах развешаны дипломы, бывших выпускников коррекционных учреждений. Личные старания (годы занятий) и невероятный педагогический профессионализм и терпение помогли ребятам получить профессиональное или высшее образование.

Невозможное - возможно. Менеджер по специальности "Государственное и муниципальное управление", педагог по физической культуре, бакалавр педагогиги, экономист-менеджер и т.д. Это успехи детей, которые выпускаясь из школы-интерната, фактически освоили материал 5-6 класса общеобразовательной школы.

"Преподавание детям из коррекционных детских учреждений научило меня многим важным вещам, - говорит Дарья Тараян, педагог центра "Вверх". - Это очень амбициозная задача научить практически взрослого человека, тому что по разным причинам упущено в детском возрасте. Нам приходится придумывать миры, создавать концепции, сочинять ассоциации, чтобы позволить ученикам сохранить чувство собственного достоинства".

Чувство собственного достоинства

Часто ли в закрытых учреждениях услышишь такие формулировки, как "чувство собственного достоинства", "личные качества", "индивидуальность", "самодостаточность"? Нет, только один из десяти директоров сиротских учреждений задумывается об этом.

Научить ответственности, трудолюбию, самостоятельности и сознательности. По сути сформировать ответственное поведение - главная задача учреждений, в которых по официальной статистике некоторое время назад жили сотни тысяч детей.

"Дети должны уметь обслуживать себя, соблюдать порядок, трудиться и уважать труд других, - комментирует Игорь Егорев, директор Новопетровской коррекционной школы-интерната. - Привитое и культивированное годами иждивенчество - это гибель для ребенка в будущем".

О будущем

"Ребенок выезжает из сытого обеспеченного детства в новое пространство, но в его голове продолжает жить прежний управленческий механизм - государство всем обеспечит, - говорит Александр Гезалов, общественный деятель. - Они привыкли годами решать вопросы лишь внутри замкнутого коллектива и с помощью ограниченного набора инструментов: обида, бойкот, драка, игнорирование, что не работает вне стен учреждения".

Все выпускники школ-интернатов хотят иметь работу, создать семью, быть счастливыми. Но они остаются один на один со своими страхами и проблемами… Не имеют навыков самостоятельной жизни, не умеют организовать свой быт… Испытывают трудности с поиском работы… Не могут обеспечить себя прожиточным минимумом… Сталкиваются с проблемами получения собственного жилья… Не знают, как создать и сохранить семью…

Безусловно, это задача общая: самого ребенка и специалистов образования (в Московской области) и социальной защиты (в Москве), педагогов, психологов, представителей опеки, патронажных воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтеров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.

Как можно помочь, не навредив?

  1. "Разумная благотворительность". Не развлекать, одаривать, кормить плюшками и шашлыками, а учить, мотивировать и просвещать.
  2. Дополнительное обучение, профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании.
  3. Пожертвования на развитие эффективных программ наставничества.
  4. Патронат и гостевая форма общения с ребенком.

Организации, для которых каждый день - день защиты детей:

Любовина Елена

Ограничения по состоянию здоровья — это не повод отказываться от получения профессионального образования. Колледж Архитектуры Дизайна и Реинжиниринга №26 не первый год практикует различные формы и образовательные программы для студентов с ОВЗ: профессиональная подготовка выпускников коррекционных школ 8 вида и инклюзивную форму образования для детей с нарушением слуха.

Поступить в колледж после коррекционной школы 8 вида и заниматься дальнейшим обучением можно в двух случаях:

  1. Получив аттестат об общем среднем образовании. Учащиеся коррекционных школ имеют возможность поступить в экстернат, вечернюю школу или воспользоваться другим вариантом учебы. В этом случае нужно сдать вступительные испытания как для зачисления в среднее образовательное учреждение после 9 класса. После получения аттестата у выпускников есть возможность поступить в колледж после школы 8 вида в Москве.
  2. Получив свидетельство об окончании коррекционной школы. В этом случае продолжение обучения возможно только в учебном заведении, в котором есть коррекционная группа. Здесь ребята могут получить начальное профессиональное образование. После окончания колледжа выпускникам будет предоставлено свидетельство о профессии.

Для многих родителей и учеников выбрать колледж после 8 вида достаточно проблематично по одной причине – их список невелик.

Чтобы узнать детали обучения, вы можете посетить коррекционный колледж 8 вида и задать интересующие вопросы дирекции учебного заведения. Посмотреть, как проходят занятия, познакомиться с преподавателями, узнать информацию о специальностях можно на днях открытых дверей.

Программа обучения 8 вида

Профессиональная подготовка без получения среднего общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (выпускники школ VIII вида).

После окончания обучения в колледже выпускники получают свидетельство о профессии рабочего.

Программы для обучающихся с проблемами слуха

Подготовка квалифицированных рабочих служащих, инклюзивня форма обучения.

После окончания обучения в колледже выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании по программам подготовки квалифицированных рабочих служащих..

Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Читайте также: