Применение цифровых технологий в политике. Использование цифровых технологий в учебном процессе Применение цифровых технологий в технике

Ключевые слова

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Карабельская Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению требований государства к современным выпускникам, изменившимся благодаря социальному заказу на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы, а также требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий и задачи, поставленной государством высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и неудовлетворенности общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость резкого повышения уровня использования цифровых технологий , качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществлять поэтапно. В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования , рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Карабельская Ирина Владимировна

  • Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы

    2017 / Карабельская Ирина Владимировна
  • Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства

    2018 / Макеева Анастасия Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна
  • Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике

    2018 / Днепровская Н.В.
  • Роль информационных технологий в повышении качества подготовки бакалавра-юриста по направлению «Международные отношения»

    2012 / Ерёмина Ирина Ильинична, Савицкий Сергей Константинович, Нигматуллина Эльмира Наилевна
  • Реализация образовательных программ с применением цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к специалистам плавсостава

    2019 / Сергей Сергеевич Соколов, Марина Николаевна Савельева, Анастасия Витальевна Митрофанова
  • Обзор практик обеспечения электронной поддержки образовательного процесса средствами LMS Moodle: опыт российских вузов

    2019 / Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич
  • Дополнительное образование преподавателей как условие минимизации рисков информатизации высшего образования

    2018 / Шафранова Ольга Евгеньевна
  • Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде

    2018 / Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Данилова Анна Ильинична
  • О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе

    2014 / Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович
  • Современные инновационные технологии в профессиональном образовании

    2018 / Ватунский А.А.

The article is devoted to the requirements of the state changed because of social order for preparation of competitive specialists, to modern graduates; actual issues of information and graphic and electronic culture specialist, the use of digital technologies in the educational process of higher education, requirements for higher education, taking into account the socio-economic conditions; a task set by the state high school. In an age of information revolution, the strong backlog in the use of digital educational technology poses a serious risk of a sharp drop in the quality of education and keeping up with social needs. And reasonable conservatism present in the formation, turned to stone. Hence it became necessary to a sharp increase in the level of use of digital technology, high-quality re-training of teachers in higher education, which must be carried out in stages. The article describes the features of e-learning and the types of information resourc-es training in block diagram form; shows unresolved issues of e-learning are discussed advan-tages and disadvantages of education and provides a method for the data to solve problems. By using digital technology as an essential complement to traditional education in high school want to use educational sites. Presents examples of data sites.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы»

Развитие образования

Карабельская И. В. Karabelskaya I. V.

доцент кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена изучению требований государства к современным выпускникам, изменившимся благодаря социальному заказу на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы, а также требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий и задачи, поставленной государством высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и неудовлетворенности общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость резкого повышения уровня использования цифровых технологий, качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществлять поэтапно. В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования, рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов.

Ключевые слова: цифровые технологии, информационное пространство, электронная культура, образовательный процесс, профессиональная переподготовка преподавателей, электронное образование, электронное обучение, цифровые образовательные технологии, информационные средства обучения, образовательный портал.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the requirements of the state changed because of social order for preparation of competitive specialists, to modern graduates; actual issues of information and graphic and electronic culture specialist, the use of digital technologies in the educational process of higher education, requirements for higher education, taking into account the socio-economic conditions; a task set by the state high school. In an age of information revolution, the strong backlog in the use of digital educational technology poses a serious risk of a sharp drop in the quality of education and keeping up with social needs. And reasonable conservatism present in the formation, turned to stone. Hence it became necessary to a sharp increase in the level of use of digital technology, high-quality re-training of teachers in higher education, which must be carried out in stages. The article describes the features of e-learning and the types of information resources training in block diagram form; shows unresolved issues of e-learning are discussed advantages and disadvantages of education and provides a method for the data to solve problems. By

Development of educatíon

using digital technology as an essential complement to traditional education in high school want to use educational sites. Presents examples of data sites.

Key words: digital technology, information space, e-culture, the educational process, retraining teachers, e-education, e-learning, digital educational technology, information medium of instruction, educational portal.

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.»

Константин Симонов

Изменение социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов к овладению современными средствами информации и способности к самообучению и саморазвитию, а затем реализации своего творческого потенциала в будущей практической деятельности обусловлено превращением современной цивилизации в информационное пространство, требующего интенсивного формирования информационно-графической и электронной культуры специалистов. От выпускников требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание средств информационных и цифровых технологий и умение с ними обращаться; умение собирать, оценивать и использовать информацию; высокая адаптивность в способности приспосабливаться к новым условиям труда; коммуникативность и умение работать в группе; способность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации и т.п.

В современном обществе при постоянно изменяющихся социально-экономическим условиях и использовании цифровых технологий изменились требования к высшей школе и выпускникам:

Квалифицированность педагогов;

Методики нового поколения.

Актуальностью данного исследования

является низкий уровень знаний преподавателей относительно использования цифровых технологий как инструмента обучения. В соответствии с концепцией электронного образования 2020 года, преподаватели

высшей школы должны пройти профессиональную подготовку по электронному образованию.

В век цифровых технологий назрела существенная необходимость в переподготовке преподавателей высшей школы. Происходит большой разрыв между знаниями преподавателей, работающих со старым багажом знаний, и использующих цифровые технологии, постоянно увеличивающихся в количестве и качестве с каждым днем. Преподаватели не успевают отслеживать современные тенденции информационных технологий в лавине информации из-за большой загруженности в ежедневной работе. Так как помимо того, что им необходимо проводить аудиторные занятия в первой половине суток, которая у многих длится более половины суток, то во второй половине суток с учетом новых веяний, идущих от Министерства образования и науки РФ, с учетом требований постоянно меняющихся ФГОС с их компетенциями, преподаватели обязаны разрабатывать учебные методические комплексы (УМК), которые необходимо апробировать в образовательном процессе.

С учетом этого необходимо правильно организовать поэтапную переподготовку преподавательских кадров по использованию цифровых технологий и разработке методик нового поколения.

1) В вузе необходимо ввести электронный журнал, с которым должны работать не только преподаватели, но и студенты и родители, в котором можно просмотреть электронное расписание, отметки и задания, а также с помощью сообщений вести переписку с преподавателями, таким образом сформировать электронную культуру пользователя.

2) После освоения первого этапа появляется потребность использования технических средств обучения в области электрон-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 1 (19), 2017

ного образования, а именно использования технических средств обучения (ТСО) в учебном процессе в виде создания информационно-управляющих систем (ИУС) для управления контентом электронных документов (ЭД), проверочных, контрольных домашних работ, тестов, срезов знаний обучающихся. Появляется возможность в виде обратной связи посмотреть отчет каждого обучающегося в интернете.

3) С использованием современных электронных технологий обучения можно лич-ностно развивать обучающихся с учетом их психолого-физиологических способностей .

Рассмотрим особенности электронного образования (рисунок 1), состоящего из 6 модулей, а именно:

Сокращение времени при выработке технических навыков учащихся;

Увеличение количества тренировочных заданий;

Достижение оптимального темпа работы ученика;

Легко достигаемая уровневая дифференциация обучения;

Учащийся становится субъектом обучения, так как ему активно приходится работать на уроке;

Повышение мотивации учебной деятельности.

развитие образования

Из блок-схемы «Особенности электронного образования» (рисунок 1) видно, что электронное образование позволяет оптимизировать темп работы обучающихся и повышает мотивацию учебной деятельности с использованием информационных средств обучения (ИСО).

ИУС, к которой подключены обучающиеся;

Электронная доска (заменившая меловую доску);

Электронные журналы (научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные журналы в дополнение к учебнику);

Видеоконференции, вебинары и т.д.

На сегодняшний день электронное образование с использованием цифровых технологий имеет неразрешенные проблемы (таблица 1), связанные с неразработанными едиными критериями оценки качества электронных дисциплин, составом компетентных специалистов, оценивающих качество данных дисциплин .

Для решения проблем электронного образования и эффективного использования цифровых технологий в образовательном про-

Рисунок 1. Блок-схема «Особенности электронного образования»

Development of educaton

ПК учащегося

Электронный дневник

Электронная доска

Электронный

учебник - -

Виды информационных средств обучения (ИСО)

Система оперативного общения

Видеоконференции

Файловые архивы

Обучающие компьютерные программы

Рисунок 2. Блок-схема «Виды информационных средств обучения ИСО» Таблица 1. Достоинства и недостатки электронного образования

Достоинства электронного образования Недостатки электронного образования

Экономия времени Проблема качества электронных курсов

Гибкость Правовые проблемы по защите интеллектуальной собственности

Простота возвращения к пройденному учебному материалу Финансовые проблемы, касающиеся затрат на подготовку и обновление электронных курсов

Кадровые проблемы по подготовке преподавателей, которые будут способны разрабатывать и обновлять электронные курсы

цессе высшей школы необходимо создать единый межвузовский центр, выполняющий следующие функции:

Разработка унифицированных требований по оценке качества электронных дисциплин;

Подготовка преподавателей по электронному обучению;

Гибкая разработка стандартов и компетенций по электронным дисциплинам;

Разработка методик нового поколения;

Сотрудничество с ^-компаниями с целью разрешения проблем комплексной информатизации вузов .

При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты, имеющие большую базу учебных материалов, необходимых в работе преподавателям и студентам, позволяющих:

Выполнять презентацию учебных материалов;

Проводить фронтальные опросы в группе;

Проводить тренировку по темам вузовской программы;

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series aconomy. № 1 (19), 2017

Осуществлять автоматическую проверку заданий, выполненных студентами;

Вести статистику освоения предмета и темы;

Иметь возможность моментального доступа к просмотру результатов студентов (прямо на занятии).

Данные сайты осуществляют соревновательный режим и дополнительную мотивацию для обучения в лучших вузах. Причем все баллы, набранные студентами, поднимают рейтинг самого вуза. Примером такого качественного образовательного портала является Якласс.

В целом, помимо Якласса, для общеобразовательной школы создано много образовательных ресурсов, таких как Фоксфорд, Учи-ру, Инфоурок, Мультиурок, 1С Образование и др., опыт работы с которыми нужно перенести на высшую школу.

Нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять,

развитие образования

так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика, так как им управляет живой разум, в данном случае учитель.

В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования, рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов.

Список литературы

1. Хортон У, Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: КУДИЦ-Образ, 2005.

2. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др. Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006. URL: http:// window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2. pdf.

3. Применение ИКТ в образовании // Система федеральных образовательных порталов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Электронная библиотека. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/ index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d= mod&id node=315.

1. Horton, W., Horton K. E-learning: Tools and Technology. M.: KUDITS-Image, 2005.

2. The Use of Information and Communication Technologies in Education : Electronic Textbook / A.V. Sarafanov, A.G. Sukovaty, I.E. Sukovataya and others. Krasnoyarsk: KSTU CPI. 2006. URL: http://window.edu.ru/resource/923/60923/ files/book2.pdf.

3. Application of ICT in Education // Federal System Educational Portal «Information and Communication Technologies in Education». Electronic Bibliographic Tech. URL: http://www. ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm &r=resNode&d=mod&id node=315.

Цифровые технологии (англ. Digital technology) основаны на представлении сигналов дискретными полосами аналоговых уровней, а не в виде непрерывного спектра. Все уровни в пределах полосы представляют собой одинаковое состояние сигнала.

Цифровая технология работает, в отличие от аналоговой, с дискретными, а не непрерывными сигналами. Кроме того, сигналы имеют небольшой набор значений, как правило,два, но в реальной жизни системы, особенно учётные системы хранения данных, на основе трёх значений. Обычно это 0, 1, NULL которые в булевской алгебре имеют значения «Ложь», «Истина» и в присутствии NULL "отсутствие результата" соответственно.

Цифровые схемы состоят в основном из логических элементов, таких как AND, OR, NOT и др., а также могут быть связаны между собой счетчиками и триггерами.

Цифровые технологии главным образом используются в вычислительной цифровой электронике, прежде всего компьютерах, в различных областях электротехники, таких как игровые автоматы, робототехника, автоматизация, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства и многих других .

Преимущества

Одно из преимуществ цифровых схем по сравнению с аналоговыми заключается в том, что у первых сигналы могут быть переданы без искажений. Например, непрерывный звуковой сигнал, передающийся в виде последовательности 1 и 0, может быть восстановлен без ошибок при условии, что шума при передаче было не достаточно, чтобы предотвратить идентификацию 1 и 0. Час музыки может быть сохранен на компакт-диске с использованием около 6 млрд двоичных разрядов.

Цифровыми системами с компьютерным управлением можно управлять с помощью программного обеспечения, добавляя новые функции без замены аппаратных средств. Часто это может быть сделано без участия завода-изготовителя путем простого обновления программного продукта. Подобная функция позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям. Кроме того, возможно применение сложных алгоритмов, которые в аналоговых системах невозможны или же осуществимы, но только с очень высокими расходами.

Хранение информации в цифровых системах проще, чем в аналоговых. Помехоустойчивость цифровых систем позволяет хранить и извлекать данные без повреждения. В аналоговой системе старение и износ может ухудшить записанную информацию. В цифровой же, до тех пор, пока общие помехи не превышают определенного уровня, информация может быть восстановлена совершенно точно.

Недостатки

В некоторых случаях цифровые схемы используют больше энергии, чем аналоговые для выполнения одной и той же задачи, выделяя больше тепла, что повышает сложность схем, например, путем добавления кулера. Это может ограничить их использование в портативных устройствах, питающихся от батареек.

Например, сотовые телефоны часто используют маломощный аналоговый интерфейс для усиления и настройки радио-сигналов от базовой станции. Тем не менее, базовая станция может использовать энергоемкую, но очень гибкую программно-определяемую радиосистему. Такие базовые станции можно легко перепрограммировать для обработки сигналов, используемых в новых стандартах сотовой связи.

Цифровые схемы иногда дороже аналоговых.

Возможна также потеря информации при преобразовании аналогового сигнала в цифровой. Математически это явление может быть описано как ошибка округления.

В некоторых системах при потере или порче одного фрагмента цифровых данных может полностью измениться смысл больших блоков данных.

Происхождение названия

Английское слово digital, означающее «цифровой», в свою очередь, происходит от латинского Digitus, то есть «палец».

Поскольку человечеством в течение длительного времени в процессе подсчета малых значений использовались пальцы, именно десятеричная система счисления стала основной, в том числе и в индо-арабской нумерации. Обычно пальцами можно рассчитывать значения только целых чисел. Из-за этого слово «цифровой» также используется для обозначения любого объекта, который работает с дискретными значениями.

Сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации - частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты. Но государственные университеты и институты все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как будет выглядеть университет через 20-50 лет? Будут ли университеты обладать кампусами или лабораториями? Или образование и научно-исследовательская деятельность полностью перейдут в виртуальную реальность? Может быть. Давайте попробуем разобраться.

Влияние цифровизации и новых технологий на все сферы жизни современного человека

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. Сейчас предлагается более 4200 курсов от более чем 500 университетов.

Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт данной сферы: кроме ежегодного удвоения численности предлагаемых курсов и количества слушателей прогнозируемая консолидированная выручка рынка MOOC увеличится более чем в пять раз к 2020 г., по некоторым оценкам.

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании - развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, России.

Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас практически невозможно найти студента, преподавателя или ученого, который бы не побывал в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Вопросы, которые сейчас стоят перед университетами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Очевидно, что уже сейчас следует разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Почему цифровизация важна для университетов именно сейчас?

Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.

Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство - создание открытые международных кампусов в других странах, привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов.

Тренды по глобализации наглядно подтверждаются статистическими данными по динамике численности международных студентов. Динамика по странам ОЭСР демонстрирует ежегодный 5%-ный рост численности иностранных студентов. Кроме того, согласно ICEF Monitor к 2020 г. запланировано увеличение финансирования на программу академической мобильности Erasmus+ на 40% - до 14,7 млрд. евро.

Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле появляются новые страны и региональные образовательные центры, конкурирующие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия в перспективе может стать таким центром.

Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты относятся к поколению digital natives, они демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, особенно это касается топовых университетов. Ввиду глобализации рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках одной страны или кластера стран, а на международном уровне. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества университета будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

Что означает цифровизация для университетов? Какие сферы жизни университетов наиболее восприимчивы к цифровизации?

В ходе многолетней работы с российскими и зарубежными университетами и бизнес-школами мы сформировали концептуальную модель цифрового университета, которая состоит из пяти уровней и т. н. поддерживающей платформы.

Первый уровень самый главный, он представлен научно-педагогическими работниками (НПР), студентами, отраслевыми и академическими партнерами университета, выпускниками и абитуриентами. Первый уровень - это, по сути, внутренние и внешние стейкхолдеры университета.

Второй уровень представлен базовыми информационными сервисами. Их задача - создание единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета с использованием гибких инструментов. Примеры таких сервисов - видеоэкраны для проведения лекций и семинаров, беспроводная связь на всей территории университета (включая общежития), облачные хранилища для хранения и обмена данными, профессиональная печать и пр.

Третий уровень включает в себя сервисы, существенно облегчающие жизнь студентов и НПР в современном университете. Для зарубежных преподавателей и студентов они уже являются обязательным элементом университета, в российских вузах ряд сервисов пока находится на начальной стадии внедрения.

Цифровая библиотека обеспечивает доступ студента или преподавателя к научной литературе с любых устройств, независимо от места нахождения и времени суток. Многие современные университеты объединяют традиционные и цифровые библиотеки с точки зрения опыта конечного пользователя. Так, например, в традиционной библиотеке можно найти и прочитать книгу или журнал с библиотечного компьютера, в то же время любой пользователь может найти книгу в электронном каталоги библиотеки и получить ее, придя на кампус. Такая конвергенция традиционных и новых технологий обеспечивает более высокий уровень комфорта для студентов и преподавателей и позитивно влияет на имидж университета.

Цифровизация наукометрии состоит в мониторинге, накоплении и анализе наукометрической информации с использованием современных методов хранения и обработки больших массивов данных. Это направление крайне важно для университетов, так как оно служит двум целям. Первая цель заключается в определении перспективных научно-исследовательских направлений, которые сейчас наиболее актуальны для вуза. Вторая цель заключается в определении текущих показателей публикационной активности и цитируемости университета.

Четвертый уровень является наиболее ресурсоемким с точки зрения внедрения, но в то же время позволяет университету получить наибольшую добавленную стоимость. Он состоит из таких сервисов, как цифровой маркетинг, управление исследовательскими проектами, управление закупками, взаимодействие с абитуриентами и студентами.

Цифровой маркетинг является новой для российских вузов областью, направленной на решение следующих задач:

· организация взаимодействия с учебно-вспомогательный персонал, НПР, студентами, абитуриентами, выпускниками с использованием всего современного спектра цифровых каналов коммуникации;

· мониторинг изменений в восприятии бренда университета на целевых рынках на основе результатов исследований и мониторинга социальных сетей; проведение превентивных и реактивных мероприятий для формирования положительного имиджа вуза;

· стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций на всех этапах образовательного цикла, а также коммуникации содержания образовательных программ и особенностей студенческой деятельности для абитуриентов;

· разработка персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий на основе анализа данных из разных источников.

Взаимодействие с абитуриентами и студентами включает в себя следующие задачи:

· использование цифровых технологий для взаимодействия с абитуриентами и информирования их о стадии обработки заявлений о приеме;

· использование аналитики для определения наиболее перспективных абитуриентов и повышения коэффициента их зачисления;

· использование различных каналов коммуникации - и цифровых и традиционных - для предоставления абитуриентам наиболее полной информации об университете. Данная задача наиболее актуальна для иностранных абитуриентов, которые не могут посетить университет и хотят сформировать представление о нем использую информацию из Интернета;

· использование аналитики для выявления наиболее успешных и наименее успешных студентов;

· автоматизация работы т. н. «студенческого офиса».

Пятый уровень состоит из цифровых технологий, которые с высокой степенью вероятности получат широкое распространение в университетской среде с 2018-2019 гг. К таким технологиям, например, относятся дроны (беспилотные летательные аппараты). По оценке, полученной в ходе недавнего исследования PwC, глобальный рынок потенциального применения решений на базе дронов в 2015 г. составил 127 млрд. долл. Конечно же, нам видится вполне логичным, что университеты, особенно технические, захотят поучаствовать в развитии этого рынка. В этом контексте в качестве первого шага университеты будут активно внедрять технологии дронов во внутреннее образовательное и научно-исследовательское пространство, закупая оборудование, формируя лаборатории, стимулируя студентов и исследователей к тестированию и работе с новой технологией. Такая тенденция уже наблюдается в нескольких американских университетах.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий , направленных на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

· разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

· оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

· поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

· оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами - студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Стратегия перехода к цифровому университету

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы ИТ должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансформации университета:

· отслеживание технологических новинок и консультирование по вариантам их возможного использования для достижения поставленных перед университетом целей;

· совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

· предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

· оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Роль службы управления персоналом в ходе цифровой трансформации заключается в разработке комплексной программы подготовки персонала к внедрению новых технологий:

· разработка трудовых договоров и программ непрерывного повышения квалификации для обеспечения постоянного развития навыков цифровой грамотности;

· придание процессам обучения, наряду с процессами научной деятельности, важной роли для продвижения инноваций в сфере разработки новых методов и способов обучения с максимальным использованием потенциала цифровых технологий.

Заключение

Мы живем в интересное время, когда концентрация новых цифровых технологий велика как никогда. Эти технологии уже влияют на деятельность университетов. Мы верим в то, что университетам еще предстоит существенно трансформироваться, чтобы реализовать выгоды от цифровизации и предоставить абитуриентам, студентам, НПР и партнерам больше возможностей. Трансформация невозможна без выработки и реализации осознанной стратегии цифровизации, которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета. Какую стратегию выберите вы?

Сегодня благодаря информационным технологиям лингвисты, социологи, культурологи и искусствоведы могут за короткое время решать вопросы, на которые раньше ушли бы годы. Меньше чем за секунду программы проанализируют миллионы текстов и по всем необходимым параметрам одинаково структурируют как селфи из Instagram, так и полотна Ван Гога или Матисса. При этом новые инструменты помогают не просто собирать и визуализировать данные, но и по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед исследователями в гуманитарной сфере. Как именно? И почему даже преподавать гуманитарные дисциплины теперь эффективнее «в цифре»? Об этом ITMO.NEWS рассказывает кандидат культурологии, преподаватель кафедры иностранных языков Университета ИТМО Антонина Пучковская. Накануне она вернулась из Нью -Йорка , где проводила воркшоп «How to Make Your Humanities Course More Digital: the Syllabus Redesign». Занятие состоялось в рамках недели Цифровых гуманитарных наук #nycdhweek18.

Источник: shutterstock.com

Как цифровизация помогла по-новому взглянуть на гуманитарные вопросы

Как объединить историю, литературу и математику? Можно ли провести компьютерный анализ художественного текста? И почему искусствоведам теперь не составит труда структурировать все полотна Ван Гога? Этими и другими вопросами занимаются цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities) — область исследований, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук.

Она предполагает использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения, а также объединяет в себе методологии компьютерных и традиционных гуманитарных наук, например, истории, лингвистики, литературы и искусства. Такой синтез открывает новые возможности для сбора и визуализации данных, информационного поиска, интеллектуального анализа данных, а также применения математической статистики.

Активно о Digital Humanities заговорили в последние десятилетия. Именно в этот период начали появляться впечатляющие примеры того, как можно объединить культурное наследие человечества и новые технологии. Например, ученые Стэнфордской литературной лаборатории уже давно занимаются исследованиями социального, количественного и эволюционного характера. Специалисты анализируют связь между длиной заглавия и сюжетом английского романа XIX века, следят за выживанием детектива как жанра или изучают популярность переводных фильмов за границей. Результаты представляются в виде карт и графиков. Сами же основатели лаборатории называют этот подход distant reading (чтение на расстоянии, удаленное чтение) и отмечают, что именно такой способ позволяет рассматривать литературу на макроуровне и выявлять глобальные закономерности.


А в 2010 году в результате сотрудничества между компанией Google и Гарвардским университетом появился сервис Ngram Viewer, который анализирует частоту появления терминов в миллионах книг за заданный интервал времени. В качестве базы данных поиска Ngram Viewer использует сервис Google Книги, в частности, тексты, написанные на шести языках, включая китайский, немецкий, русский, французский, испанский и английский языки. С помощью этого инструмента можно выяснить популярность (в виде графиков) до пяти различных слов или фраз, которые встречались в книгах с 1800 года. Вы также можете сузить область поиска до одного определенного языка.

Новые инструменты и технологии помогают не только собирать и визуализировать ту или иную информацию. Теперь, имея возможность быстро обработать огромные массивы данных, исследователи могут получить новые ответы на проблемы, которые существуют в гуманитарных науках уже давно, а также добиться более верифицированных результатов, говорит , кандидат культурологии, преподаватель кафедры иностранных языков Университета ИТМО.

«У нас появился мощный инструментарий в виде статистического анализа, который не применялся раньше, так как попросту не было такой возможности. Ведь в прошлом, чтобы проанализировать огромное количество текстов или полотен художников, требовались серьезные человеческие ресурсы. Кроме того, далеко не все исследователи-гуманитарии могли в полной мере на должном уровне заниматься статистическим анализом. Теперь же у нас появились программы и приложения, благодаря которым практически не нужно кодить, интерфейсы настолько дружелюбны к пользователю, что исследователю фактически остается занести в программу необходимые данные, настроить необходимые для решения его задачи параметры и в итоге получить ответ на свой исследовательский вопрос, а не просто сделать визуализацию или выборку », — отмечает она.


Например, с помощью уже разработанных корпусов (корпус — это хранилище текстов, описанных особым способом) газетных заметок, поэтических произведений и даже целых языков создаются серьезные научные работы, цифровые гуманитарные технологии используются и для формирования образовательных программ.

Так, раздел Обучающий корпус Национального корпуса русского языка специально ориентирован на школьный курс и помогает освоить орфографические, грамматические и синтаксические правила. Там собраны самые характерные примеры, из которых легко понять, как пишется слово в разных случаях и что оно обозначает. Например, это дает возможность искать примеры определенных форм и составлять на их основе упражнения. В поэтическом корпусе хранится значительная часть русских стихотворений XVIII-XX веков. Раздел пригодится тем, кто изучает вопросы цитирования, хочет разобраться в тонкостях стихотворных размеров или составить представление о поэтическом словаре конкретного автора.

Такой же корпус есть и в английском языке: British National Corpus (BNC) показывает, как современный английский язык функционирует в реальной жизни. В нем собраны тексты разного типа: можно проверить, в каких ситуациях используется словосочетание или проследить историю употребления слова.


«Если говорить о научных подходах, можно вспомнить исследование энциклопедии “Британника”, которая провела анализ, на каком английском языке мы говорим сегодня. В итоге специалисты выяснили, что практически 70% слов в современном английском языке — это неологизмы. Например, еще Черчилль не понял бы слово selfie, хотя разница в периодах всего полвека. С другой стороны, многие слова уже не употребляются в живом языке , — рассказывает Антонина Пучковская. — И наша текущая задача как исследователей состоит в том, чтобы, используя цифровые технологии, ставить научные вопросы, понять, как мы можем правильно эти технологии применить ».

Digital Humanities в педагогике: как с помощью цифровых технологий делать проекты и повысить интерес к предмету

По словам эксперта, одно из перспективных направлений применения Digital Humanities — педагогика. Сегодня с помощью цифровых технологий можно бесплатно оцифровать и визуализировать большие массивы разнородных данных и, например, вместо традиционного курса предложить студентам создать на той или иной площадке свой собственный курс. Подобный опыт уже реализовали на кафедре английского языка в Университете ИТМО с помощью сервисов Google.

«Наш проект был посвящен теме “Поколение Z в цифровой культуре”. В течение проекта студенты писали рефлексивные эссе на тему цифровой культуры, при этом я никак их не ограничивала. Те же, кто не хотел писать, выполнял альтернативные задания: рисовал комиксы, готовил иллюстрации и многое другое. Как преподаватель, я организовывала работу в том числе в онлайн-редакторе и на других платформах. В итоге мы сделали landing page. И, кроме того, по итогам этого проекта планируется публикация книги на базе издательства Университет ИТМО », — рассказывает Антонина Пучковская.


Таким образом, студенты не просто решают задачи и сдают домашние или контрольные работы в письменном виде. Фактически они сами формируют, наполняют контентом и визуализируют курс, изучением которого занимаются. Как подчеркивает Антонина Пучковская, такая работа обеспечивает совсем другую вовлеченность учащихся в процесс. Это подтверждается и результатами, которых удалось достичь по итогам проекта, в частности, количеством посещений и откликом студентов, говорит она.

Своими наработками и опытом внедрения проектного метода в образовательный процесс Антонина Пучковская поделилась на воркшопе , который был организован в рамках недели Цифровых гуманитарных наук в Нью-Йорке #nycdhweek18. Чтобы попасть на воркшоп, необходимо было пройти онлайн-регистрацию. Изначально планировалось участие 15 человек, однако еще до начала воркшопа из-за большого количества желающих оргкомитет принял решение продлить регистрацию и увеличить количество мест. В результате все билеты были разобраны.

Нью-Йоркская группа Digital Humanities объединяет ученых из Нью-Йорка и членов сообщества GLAM (представители галерей, библиотек, архивов и музеев). Ежегодно сообщество проводит Digital Humanities Week, неделя включает в себя дискуссии и воркшопы по актуальным вопросам изучения и преподавания гуманитарных дисциплин, открытые семинары, лекции и социальные мероприятия. Главная цель — обмен опытом и обсуждение ключевых тенденций сферы цифровых гуманитарных наук.

Участниками воркшопа Антонины Пучковской стали библиотекари, сотрудники кафедр, факультетов, аспиранты и постдоки университетов США. Темой занятия стала «How to Make Your Humanities Course More Digital: the Syllabus Redesign» — участники обсудили, как улучшить и дополнить существующую рабочую программу гуманитарных дисциплин с помощью информационных технологий, поделились опытом, а также поработали над собственными кейсами, задачей которых было придумать и презентовать, каким образом лучше преподать разные аспекты цифровой культуры.

«За рубежом существует большое сообщество Digital Humanities. Эта тема включает в себя очень много аспектов, в том числе цифровую культуру, цифровую педагогику. На таких мероприятиях специалисты отрасли могут встречаться друг с другом, делиться последними тенденциями и наработками, обмениваться опытом, и это очень хорошая практика. Раньше мы были фактически аутсайдерами этого процесса, но этот опыт показал, что ситуация меняется , — говорит Антонина Пучковская. — При этом я не заметила, что по реализуемым подходам наша работа сильно отличается от той, которую практикуют за рубежом. Наша проблема пока лишь в том, что мы используем в нашей работе меньше платформ и ресурсов, хотя это вовсе не rocket science. Интегрировать их в процесс обучения не составит труда, ведь большинство платформ бесплатны, максимум, что нам нужно, — запросить к ним доступ. Прошло то время, когда все были закрыты. Digital Humanities существует под эгидой open source, это открытые платформы и площадки, объединяющие огромное сообщество единомышленников ».


Перспективы

Уже в ближайшее время в Университете ИТМО планируется провести серию мастер-классов по интегрированию цифровой педагогики в образовательный процесс. Преподавателей познакомят с альтернативным вариантом формирования учебного курса. Например, с использованием площадки Wordpress, которая в последнее время становится не только популярной площадкой блогеров и журналистов, но и . На этой платформе можно не только удобно визуализировать контент, но и генерировать расписание, настраивать типы сообщений и различные категории и многое другое.

«На мой взгляд, сегодня важно познакомить преподавателей с альтернативным взглядом на то, как по результатам своего курса и при условии, что студенты будут более самостоятельно подходить к выполнению своих проектов, можно получить некий готовый продукт. И это будет не просто лабораторная работа или тесты, а действительно продукт, который будет находиться в открытом доступе. При этом важно, если такие сайты будут создавать как на русском, так и на английском языке. Это тренд и его нельзя обходить. Если подход заинтересует, такой способ принесет очевидный результат: например, такой контент можно более эффективно презентовать на конференциях, получать отклик и вызывать живой интерес у профессионального сообщества », — заключает Антонина Пучковская.

1. Искажения аналогового сигнала за счет помех невосстановимы, цифровой сигнал и при помехах позволяет передать информацию полностью без искажений.

Почему так происходит? В ходе передачи в линии связи всегда возникают какие-то помехи, искажающие передаваемый сигнал (пунктирные линии на рисунке). Не возникает помех только в идеальном случае, который, как всякий идеал, недостижим. А приемник не может восстановить исходный сигнал, поскольку информацией об исходном сигнале владеет только передатчик.

Совершенно другая ситуация наблюдается с цифровым сигналом. Здесь тоже при передаче возникают помехи – куда же от них денешься (пунктирные линии на рисунке). Но на приеме стоит задача распознать каждый сигнал как 0 или 1 – середины нет. И если все 0 и 1 распознаны правильно, то это значит, что информация передана без искажений.

Помехи могут возникать не только при передаче информации на большие расстояния. Внутри какого-нибудь устройства (телевизор, компьютер и пр.) тоже могут возникать сильные наводки и помехи.

Из сказанного следует два важных вывода.

  • а) Цифровая техника работает более надежно.
  • б) Цифровая техника позволяет создать неограниченное число абсолютно идентичных копий.

В аналоговом сигнале каждая стадия копирования будет сопровождаться появлением помех, с ростом стадий последовательного копирования качество сигнала становится все хуже, в конце концов информация совсем перестает читаться.

В цифровом сигнале помехи можно устранить, поскольку известно, что надо устранять – все, что отличается от 0 и 1. И с каждой последующей копии можно делать новую копию, точно так же, как и с оригинала. Правда это достоинство имеет неприятные последствия, поскольку создает почву для пиратства и несанкционированного использования чужой интеллектуальной собственности.

2. Точность измерения аналогового сигнала определяется техническими возможностями аппаратуры. Точность задания цифрового сигнала от характеристик аппаратуры зависит очень слабо.

Заметим, что здесь употребляются два разных термина: для аналогового сигнала мы говорим об измерении, для цифрового ­– о задании.

Например, сигнал был измерен или задан с точностью до 2-х значащих цифр, пусть это будет 1,2. То есть, в десятичной записи для описания этого значение достаточно 3-х знаков: 2 цифры и запятая. В нормализованной форме это будет выглядеть как 0,12х10 1 . В двоичной записи для описания этого сигнала достаточно 5 знаков: 1100 1. Первые 4 цифры – это мантисса, в данном случае 12, последняя – показатель степени.

Предположим, точность сигнала возросла на 3 порядка, в 1000 раз, и у нас уже имеется сигнал 1,2345.

Повышение точности измерения в 1000 раз для какого-то аналогового устройства, к примеру вольтметра – это сложная задача, которая так просто не решается. Это может быть плодом многолетней работы большого коллектива. Или результатом сделанного кем-то выдающегося изобретения.

Пример: измерение длины с точностью до миллиметра линейкой и с точностью до микрона – под микроскопом.

А что происходит в цифровых технологиях? Здесь величина не измеряется, не берется из окружающего мира, а задается человеком. И для этого не требуется каких-либо новых технических устройств, достаточно просто предусмотреть больше места в машинной памяти.

В десятичной записи это будет 1, 2345, то есть шесть цифр, в 2 раза больше. Но компьютер работает в двоичной системе, и переводя запись 0,12345х10 1 в нормализованную форму, получаем 11000000111001 1. Всего 15 цифр. Точность задания сигнала возросла в 1000 раз, а в машинной памяти для этого потребовалось всего лишь в 3 раза больше места.

Можно увеличивать точность задания и в миллион, и в миллиард раз – во столько, во сколько необходимо. Правда, здесь уже могут потребоваться другие объемы машинной памяти и другая тактовая частота процессора. Так что, полной независимости нет. Но в цифровых устройствах эта зависимость несравнимо слабее, чем в аналоговых.

Здесь мы для простоты рассуждений не учитывали того, что вся информация в компьютере передается по байтам, то есть по 8, 16, 24 и так далее двоичных цифр. Но этот факт принципиально ничего в наших рассуждениях не меняет.

Читайте также: