Русская народная сказка кому горшок мыть. Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой! V. работа над новым материалом

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!
-?Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
-?А и не подумаю!
-?И я не стану.
-?А не станешь - пусть так стоит

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку.

Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!
-?Сказано - твое дело, ты и мой!
-?Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.
-?Ладно, лезь на печь, там видно будет.

Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.
Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть.
Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается.
Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову?
-?Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли...
И обратно идут - нет Маланьи.
-?Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась.
-?Маланья, матушка!
А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.
-?Почто коровушку-то не прогоняла? Ай нездоровилось?

Молчит баба.
-?Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь?

Молчит баба, ни слова не говорит.
-?Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий!

Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты - и не ворохнется.
-?Что у тебя с женой-то? Ай попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:
-?Пойти сказать бабам!

Побежала по деревне:
-?Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат - пластом - одна на лавке, другой на печи. Газоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:
-?Матушки! Да что это с вами подеялось-то?.. Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба что убитые.
-?Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит.

Сбегали. Пришел поп.
-?Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:
-?Василий, раб божий! Что приключилось-то?

Молчит мужик. Поп - к лавке:
-?Раба божия! Что с мужем-то?
Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили - да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята.

Поп и говорит:
-?Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.
Той некогда, другой некогда.
-?Да вот, - говорит, - бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:
-?Да нет, батюшка, даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.
-?Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп да повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. - Да вот, - говорит поп, - возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.
-?Это что же такое? - говорит. - Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам!

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи спустил, склонился да и говорит:
-?Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.

УМК «Гармония» 3 класс Тема: Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Цель: познакомиться с произведением С. Маршак «Старуха, дверь закрой!», русской народной сказкой «Кому горшок мыть». Учиться находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, понимать их роль в тексте. Определять сходство и различие произведений разных жанров. Передавать эмоциональный тон персонажа, произведения. Выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого. Пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. Ход урока. Организация класса. Работа на уроке. I. II. 1. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию произведений. – Дома вы прочитали стихотворение Сергея Алексеевича Баруздина «Бревно». Ответьте на вопросы к тексту. ­ Что говорит о третьем путнике его поступок? (При ответе на первый вопрос можно использовать справочный материал «Качества персонажей», расположенный в конце тетради). ­ Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему? ­ Что объединяет два последних стихотворения? Для характеристики третьего путника оттуда могут быть взяты такие слова, как «бескорыстный» (делающий что­либо не для собственной выгоды, корысти, а для других), «догадливый», «заботливый», «ответственный», «самостоятельный». ­ Какие пословицы вы подобрали к этим произведениям. ­ Как вы думаете, какая из следующих пословиц выражает главную мысль этого произведения? Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд всё перетрут. Смотри дерево в плодах, а человека – в делах. (Первая и последняя пословицы передают главную мысль стихотворения.) – Нужно многое знать и уметь, чтобы быть полезным людям. Таким человеком был автор этого стихотворения Сергей Алексеевич Баруздин. С десятилетнего возраста он начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах. Этим писателем создано около ста книг для детей и взрослых. С. Баруздин – участник Великой Отечественной войны, он написал много произведений о военных подвигах. С некоторыми из его произведений вы познакомитесь в старших классах. В завершение проверки домашнего задания несколько человек по очереди рассказывают выученные ими стихотворения. 2. Подготовка к восприятию. – Познакомьтесь с названием следующего произведения, а также с иллюстрацией к нему. ­ Что вы можете сказать о характере этого произведения до его чтения? – Почему некоторые сказки называют народными? Народная сказка – это плод фантазии не одного человека, а многих людей. ­ Как она создавалась? Один человек придумывал и рассказывал. Говорили не только о том, что было на самом деле, но и придумывали. Некоторые запоминали услышанную историю и затем пересказывали её другим людям. В давнее время сказки передавались устно. При этом рассказчики нередко добавляли что­либо своё. Поэтому сказки и являются результатом коллективного творчества народа и отражают то, о чём думали люди в те времена. Далее вслух выполняются упражнения, расположенные в тетради, а также в учебнике перед текстом. 3. Знакомство с текстом. Чтение русской народной сказки «Кому горшок мыть» ­ учителем. Самостоятельное чтение уч­ся. Подготовка к выразительному чтению произведения. 4. Обсуждение прочитанного. а). б). Подберите фрагмент текста, соответствующего иллюстрации учебника; в). Словесное рисование. ­ Какие картинки вам хотелось бы нарисовать к этой сказке? г). Чтение по ролям начала сказки. Начиная словами «я кашу варила», заканчивая фразой «утро вечера мудренее». д). Определите вид сказки (сказки бывают о животных, волшебными, бытовыми. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. ­ К какому виду сказок относится та, что прочитана вами? 5. Физкультминутка. 6. Подготовка к восприятию произведения С. Маршака «Старуха, дверь закрой!» . Прослушивание аудиозаписи. 7. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. 8. Обсуждение прочитанного. – Какой совет можно дать героям этого произведения? – Какие вопросы по содержанию этой сказки вы можете задать друг другу? – Какие иллюстрации можно нарисовать к тексту этой сказки? Какую русскую народную сказку напоминает тебе произведение С.Я. Маршака? ­ Чем они похожи? ­ Чем отличаются? Ответ на второй вопрос будет примерно таким: Маршак пересказал народную сказку в стихах. В результате получилось, что эта сказка одновременно и народная, и авторская. Однако вернее всего её можно считать авторской (литературной), написанной на основе народной. III. Задание на дом. Дома учащиеся выполняют задание № 3 учебника. IY. Подведение итогов.

Сценарий по сказке. Кому горшок мыть?

По мотивам русской народной сказки

Действующие лица:

  • дед Матвей,
  • бабка Агаша,
  • кума Екатерина,
  • соседка Арина.

В центре сцены оборудуется интерьер русской избы, с краю - палисадник. За столом сидят дед с бабкой, едят из глиняного горшка уху.

Бабка.

Хороша ль уха, Матвей?

Дед.

Не едал ухи вкусней.
Горяча! Наелся всласть,
Ажно лысина вспеклась.

Встает из-за стола.

Ну, спасибо за обед.

Бабка.

Ты куда собрался, дед?

Дед.

Да вздремну часок аль два,
Что-то никнет голова.
Ложится на лавку.

Бабка.

Дед, скажи, а как нам быть,
Мыть горшок или не мыть?

Дед.

Скажешь тоже, мыть - не мыть.
Как посуде грязной быть?
Мой, конечно.

Бабка.

Нет, не буду!
Почему мне мыть посуду?
Ты ведь тоже ел, Матвей.
Мой горшок, да поживей!

Дед.

Я не баба, а мужик,
Мыть посуду не привык!
Ишь, чего ты захотела!
Не мужское это дело!

Бабка.

Не мужское?

Дед.

Не мужское!
Отвяжись! А то устрою!

Бабка ставит горшок к лавке, на которой лежит дед, руки в боки.

Бабка.

Мыть не буду! Понял, дед?
Пусть стоит он хоть сто лет!

Дед встает с лавки, обходит кругом бабку с горшком.

Дед.

Ну, о чем, Агаша, спор?
Мы заключим уговор:
Кто вперед лежать устанет
И наутро первым встанет,
Кто вперед хоть слово скажет,
Тот другого пусть уважит
Да и вымоет горшок.

Бабка.

Ты бы спал все, как сурок.
Я согласна, так и быть.
Но горшок ты будешь мыть!

Дед.

Утро вечера мудрей.

Бабка.

Я уже молчу, Матвей.

Укладываются на лавках спать. Раннее утро, поют петухи, мычат коровы. У палисадника встречаются Арина и Екатерина.

Арина.

Добро утро, Катерина.

Екатерина.

И тебе привет, Арина.
А здоровы ль кумовья?

Арина.

Ничего не знаю я.
Вон корова-то мычит,
Порося в хлеву визжит -
Не накормлена скотина.

Екатерина.

Где ж соседи-то, Арина?

Арина.

А почем мне знать? Пойдем
Их проведаем вдвоем.

Входят в избу.

Арина.

Ой, гляди-ка, Катерина,
Что за странная картина:
Дед лежит, и бабка тут же. (Трогает их.)
Не шевелятся, к тому же
Руки сложены на грудь.

Екатерина (испуганно).

Помогите кто-нибудь!
Ты беги к попу, Арина!

Арина.

Ты сиди здесь, Катерина.
Да не бойся ты! Не трусь!
Я же быстро ворочусь.

Екатерина (причитает).

Ой, преставились, усопли!

Оглядывается, ушла ли Арина.

Чтой-то я вся в слезы, в сопли?
Кум с кумой свое пожили,
Дружно жили, не тужили.
Враз отдали Богу душу.
Нет ли здесь чего покушать?

Озирается по сторонам, замечает на столе кусок сала.

Сало есть. Возьму с собой,
Помяну за упокой.
Прячет сало за пазуху.

Дед с бабкой (вместе).

Положи на место сало!

Дед.

У самих кормежки мало!

Бабка.

На чужой-то каравай
Рот, кума, не разевай!

Дед.

В наш с Агашей-то прудок
Не кидай свой неводок!

Екатерина.

Ой, покойнички ожили,
Оба враз заговорили!

Дед.

Сало-то отдай, кума.

Екатерина.

Кладет сало на место.
С вами тут сойдешь с ума!
Напужали нас с Ариной!

Дед.

Ты ступай, Екатерина,
И вели попа вертать,
Мы не будем помирать.
Екатерина уходит.

Бабка.

Дед, а дед, и как нам быть?
Кто горшок-то будет мыть?

Дед.

Провалиться мне на месте!

Бабка.

А давай помоем вместе!

Ставят горшок на стол. Занавес.

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят - дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем. Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!

Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть? И сама вымоешь.

А и не подумаю!

И я не стану.

А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!

Сказано - твое дело, ты и мой!

Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.

Ладно, лезь на печь, там видно будет.


Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть. Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается. Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж всё ли по-здорову?

Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли... И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась:

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Аи, нездоровилось? Молчит баба.

Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.

Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий! Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты и не ворохнётся.

Что у тебя с женой-то? Ай, попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам! - Побежала по деревне: - Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то? Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба, что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит. Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:

Василий, раб божий! Что приключилось-то? Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то? Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята. Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорят,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка: даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.

Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп, да и повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается.- Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит.- Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам.

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи опустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.


Читайте также: