Слова для повышения словарного запаса русского языка. Vocabulary. Способы расширения словарного запаса. Правило: пересказывайте прочитанные, прослушанные тексты, просмотренные фильмы

О том, как увеличить свой словарный запас, написано немало статей. Однако у большинства из них есть заметный недостаток: в них говорится об обогащении лексикона в целом, без деления на активный и пассивный вокабуляр. Между тем, если мы хотим сделать свою речь выразительной и убедительной, стоит сфокусироваться на расширении только активного словарного запаса и на переводе определенного пласта лексики из пассивного резерва в активное использование. T&P рассказывают о том, как справиться с поставленной задачей.

Признак образованности

Проблема расширения активного словарного запаса чаще встает при изучении иностранного языка, чем в процессе использования родного. Ведя беседу на английском, итальянском или китайском, мы периодически оказываемся в ситуации, когда не знаем конкретное слово, не можем подобрать к нему синоним и даже кружным путем, через описания, сравнения и ассоциации, не в состоянии выразить мысль - а значит, надо хвататься за словарь. С родным языком проще: если нужная лексическая единица на ум не приходит, мы всегда найдем способ выкрутиться, подобрав ей более или менее точный эквивалент.

Об увеличении вокабуляра в пределах родного языка мы задумываемся, если надо произвести впечатление на аудиторию или хочется поразить красноречием собеседника - то есть, когда к делу подключаются эмоции. Обширный словарный запас является показателем образованности и способствует поднятию самооценки, а для журналистов, копирайтеров и переводчиков это еще и инструмент заработка. В стратегическом плане виртуозное владение словом помогает нам как можно точнее выражать наши мысли, эмоции и отношения к жизненным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию.

Традиционный перечень рекомендаций по расширению словарного запаса находится от нас на расстоянии двух-трех кликов и кочует из блога в блог, из года в год с минимальными изменениями. В этом перечне есть своя правда, но некоторые советы уже плохо соотносятся с реалиями сегодняшней жизни и с современным образом мышления, общения и получения знаний. А другие с самого начала казались подозрительными, но тем не менее продолжают преподноситься как эффективные рецепты. Типовые советы мы покритикуем позже, а прямо сейчас поговорим о чем-то актуальном.

Расчистить территорию

Вспомнить синонимы

Возьмите за правило писать посты в соцсети, тратя на это по 10 минут три раза в день. Утром, в обед и вечером выдавайте по миниатюрному этюду на любую интересную тему, тщательно продумывая каждую фразу и стараясь ввернуть туда как можно больше странных слов. Цель - чтобы друзья заподозрили, будто ваш аккаунт взломан и это пишете не вы, потому что стиль и слог совершенно неузнаваемы. Регулярно перечитывайте свои предыдущие посты и старайтесь избегать повторов как лексических единиц, так и грамматических конструкций. Если вас бесят моральные эксгибиционисты, выкладывающие на всеобщее обозрение свои завтраки и перепады настроений, измените настройки приватности и сделайте эти посты видимыми только вам самим. В качестве альтернативы, конечно, можно завести бумажную тетрадь или вордовский файл и писать этюды туда - но в соцсетях мы так и так сидим, а файл нужно еще найти в папке и открыть, на что будет вечно не хватать времени.

Вести тетрадь синонимов или записывать слова на карточках - один из самых популярных классических советов по расширению словарного запаса. Большой минус этого метода заключается в том, что слова эффективнее всего учить не по отдельности, а в контексте и в привязке к конкретной теме - не зря же в учебниках иностранных языков каждый урок строится вокруг определенной темы. Если вам нравится пользоваться блокнотами и карточками (неважно, бумажными или электронными), будет полезнее не просто зазубривать слова одно за другим, а придумывать с ними фразы и визуализировать разные диалоговые ситуации.

Немного сомнительным представляется распространенный совет всегда держать под рукой словарь и почаще в него заглядывать. Сама по себе это затея замечательная, только вот нацелена она на расширение пассивного, а не активного вокабуляра. Открыв произвольную страницу толкового словаря, мы убедимся, что давно знаем большинство приведенных там слов, а те, значения которых нам не знакомы, нам, наверное, просто не нужны. Так что словарь рядом держим, но особых надежд на него не возлагаем.

Как читать книги

Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать - только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху. Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.

Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне - усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон - соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты - это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.

Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов - процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.

Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.

Зачем тебе расширять свой ? Совершенно серьезный вопрос, который ты должен задать себе, прежде чем начать запихивать в складочки между извилинами умные и не очень слова. После того, как ты дашь себе четкий ответ, ты поймешь, на какую терминологию, на какие выражения нужно , дабы не тратить время зря.

Если же ты хочешь просто быть умным, и выдавать слова, словно Пушкин за секунду до вызова на дуэль, то милости просим к нашему шалашу, у нас уютно, у нас только лучшие народные методы по увеличению словарного запаса.

Чаще заглядывай в словарь

Когда-то один очень умный учитель русского языка сказал: «Хочешь изучить язык досконально - постоянно заглядывай в словари». На вопрос: «какой именно»? Он ответил просто и понятно: «все».
В первую очередь приходит на ум и попадается под руку любой толковый словарь составленный легендарным С. И. Ожеговым.
Для того чтобы знать значение вычурных архаизмов, сложных терминов, и когда надо писать «одевать» а когда «надевать» заглядывать туда необходимо каждому. В том числе и филологам со стажем. Язык меняется, какие-то слова теряются, какие-то появляются. Сам словарь тоже редактируется, хоть и не сильно. Другое дело, что одного словаря Ожегова хватит для расширения словарного запаса с лихвой. Ты удивишься, как много слов ты не знал.

В идеале работать с ним нужно таким образом: увидел незнакомое слово - сразу полез искать его значение. Ну и вечером выучить 15-20 новых слов. Помимо этого, запоминай, как правильно ставится ударение в слове и как правильно его писать.
Кроме того, не помешает заглядывать во фразеологический словарь. Просто всякие выражения, идиомы и поговорки являются большой частью языка, и обойтись без них в речи (если только это не документ) невозможно. К тому же, она придает неформальный окрас и просторечное богатство речи, так что загляни туда, чтобы не сказать «До морковкина заговенья», когда тебя попросят рассказать про постельные способности твоей новой подруги. Ну и как минимум, это очень интересно.
Хочется отметить, что нашему поколению невероятно повезло, ибо нам не придется таскать за спиной тяжеленные талмуды, все эти словари есть в электронном виде, так что они действительно «под рукой», нужно только заглядывать.

Выводи чтение за пределы собственной зоны комфорта

Разные авторы, пишущие в разных жанрах, использующие разные стили написания будут использовать свои связки слов и из разных сфер жизни, и будут писать на разные темы, близкие непосредственно им.
Поэтому если хочешь разнообразить словарный запас, читать широкий спектр авторов, не останавливайся на отдельном жанре или авторе. Ну разве можно сравнить сочное насилие над здравым смыслом в книгах Владимира Сорокина, с рафинированным словарным многообразием Бальзака? Смешивай в голове строки , африканскую трансгуманистическую фантастику, британскую сатиру, и филологическо-просветительский трип Пелевина на закуску. Самые наглые и отпетые фразы автоматически позаимствуются в лексикон.

Обратись к чужим языкам

Кроме языка родного, стоит обратить внимание на языки не родные. Во-первых, в нашем языке полно заимствований, а во-вторых, полно слов и терминов, которые используются у нас в первозданной форме. Особенно много таких слов пришло из латыни и греческого. Например «аспирин», «копрофилия», «инцест», «аксиома», «постулат», «оргия». Знание первоначального значения позволяет намного легче определить значение слова, особенно если у тебя нет времени, чтобы его искать.

Слушай больше музыки

Желательно, конечно, чтобы в них было побольше текста, и текста хорошего, умного. Иногда поэты и люди которые сами себя так называют, томясь в тяжких муках творчества не могут придумать нормальную рифму, и выдают своим закипевшим мозгом весьма интересные словосочетания, метафоры, образы. К тому же музыка - маятник культуры, она либо использует, либо порождает неологизмы современного общества, а для того, чтобы быть в тренде, нужно знать современные термины, мазафака бич!

Но после того, как ты поймешь что в песнях вроде «имя любимое мое» искать нечего, в русском репе все об одном и том же, Oxxxymiron и «Сибирский мастурбатор» переслушаны от и до, а от советских песен кружится голова, переходи на мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Разумеется, если нет знания языка, пользуйся переводами. Поверь, идолы психоделической музыки и «философы» с гитарами наперевес способны обогатить речь метафорами и интересными лингвистическими находками не хуже, чем книги Трахтенберга анекдотами.

Следи за писателями в социальных сетях

Как ни странно, Twitter способствует развитию речи. Но только в том случае, если это твиты людей грамотных, пишущих: писателей и журналистов, как правило. Вот в чем дело, 140 символов - крайне мало, поэтому люди грамотные, которым хочется выразить свою мысль, заменяют шесть слов одним. А лаконичность - вещь весьма ценная, особенно в среде твоих собеседников.
Ну и в конце концов, если умный человек пишет, то с вероятностью до 60 % его писюльки будет полезно прочитать.

Учись на матерных стишках и текстах

Одним из главных богатств языка являются не нудные описания дубового источника в книгах Пришвина, а афоризмы и остроумные высказывания. Обогащать словарный запас без использования афоризмов - вещь крайне опрометчивая.
Но афоризмы всю жизнь писались как языком печатным, так и совершенно непечатным. В России полно умельцев, от блогеров до музыкантов, которые используют табуированные слова в своем творчестве. И что бы там не говорили, зачастую смысла и остроумия в них гораздо больше, чем в текстах Эминема и шутках Путина. Да, весьма странное сравнение, но если задуматься, то все так и есть.
Ясное дело, что фразу «педераст», и прочие непечатные словосочетания ты не станешь говорить на корпоративе в разговоре с пьяным босом. Но заменить ее простым и скучным «лицо нетрадиционной сексуальной ориентации» - слишком гнусно и неуважительно к творчеству автора оригинала. Фраза теряет всю емкость, и ты подсознательно будешь подбирать столь же вычурный синоним, чтобы фраза не растеряла своей сочности даже в нематершиной интерпретации. Это очень здорово учит генерировать крылатые выражения (правда в очень узком кругу) и подбирать нужные слова.

Нам кажется, что ребенок осваивает язык так легко, естественно и без видимых усилий с его стороны (не то что мы, второй, например, язык – зубрим, зубрим, а результат ничтожный). Однако это не значит, что ребенок совершенно не прилагает никаких усилий, он работает всерьез: не ограничивается подражанием, а конструирует и моделирует, работает как квалифицированный лингвист, анализирует речь, которую слышит, а потом на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.

Первое и основное условие развития речи у ребенка – он должен оказаться в языковой среде, и чем раньше это происходит, тем лучше для малыша (даже и на втором языке легче всего заговорить, если окажешься “в среде”, а еще лучше в стране, где все на нем говорят). “Лучше поздно, чем никогда” в случае развития речи “не срабатывает”, как раз наоборот, существует “критический возраст”, после которого человек никогда уже не сможет заговорить (в этом смысле Маугли был обречен на молчание).

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием как в определенный период жизни, когда у него существуют максимальные возможности усвоения чего-либо. Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори назвала такие периоды сензитивными. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно. Знать об этих периодах взрослый должен для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации его потребностей. Сензитивный период развития речи, по Монтессори, длится от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет. Пять-шесть лет и есть тот критический возраст, после которого даже попадание в языковую среду уже ничем не поможет.

Попав в языковую среду до шести лет, ребенок рано или поздно заговорит, если он здоров. Но это не значит, что не нужно ему помогать, от родителей потребуется помощь, тогда ребенок овладеет языком легко, словарь и грамматика его будут богатыми и разнообразными, так что он без труда сможет выражать свои мысли, читать книги.

Расширение словарного запаса

Любому человеку, говорящему на каком-то языке, нужен “строительный материал” – слова, из которых он и будет строить свои фразы. Чем он богаче, тем больше возможностей для комбинации, а это залог успешного общения: для каждого человека можно найти “свои слова”.
У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух (первые 50 слов ребенок понимает примерно на пять месяцев раньше, чем сможет их произносить). Это нетрудно заметить, задавая ему вопросы, разговаривая, наблюдая за реакцией. И кроха обязательно вас удивит. Своим огромным словарным запасом (пассивным). Сначала он “сможет” найти названный вами предмет глазами, потом за ним потянутся его ручки, и, наконец, ребенок выполнит какое-то сложное действие или вашу команду. Покажет “глазки у зайчика”, постучит в дверь, или поднимет ножку, чтобы засунуть ее в ботинок. Это понимание и станет вашей первой наградой за многомесячные разговоры “как будто бы с самим собой”. Активный словарный запас – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

В ранний период формирования речи оценить точно словарный запас ребёнка очень сложно, поэтому оценки приблизительные.

В среднем к году ребенок произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов.

Существует минимум и максимум слов, который ребенок может освоить в определенный период.

Приведем таблицу освоения слов Е. А. Аркин:

Возраст максимум минимум
1.0-1.2 58 3
1.3-1.5 232 4
1.6-1.8 383 27
1.9-1.11 707 44
2.0-2.2 1227 55
2.3-2.6 1509 171
3.0-4.0 2346 598

Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса? Главное условие – общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения обладает “впитывающим сознанием”, он готов подражать нам во всем.

Ребенок должен с рождения (а лучше еще в утробе матери) слышать речь, разную, много, и родители должны разговаривать не только между собой, хотя бы иногда (а лучше часто) речь должна быть организована специально для малыша, так ребенок гораздо быстрее сможет постичь структуру языка, на котором говорят его родители. Когда мы говорим с кем-то, кто хорошо нас понимает, мы спешим, недоговариваем фразы, “съедаем” окончания и т. д. А теперь представьте, что перед нами иностранец, который вообще пока еще мало что понимает… И наша задача не просто добиться от него понимания, а научить отвечать, выражать свои просьбы или протест словами, быть коммуникативно активными. Мы будем говорить медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами.
Общение можно и нужно совмещать с любым занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием. Не упускайте момент, когда ребенок сосредотачивается на каком-то объекте, чтобы словесно его прокомментировать или хотя бы проверить наличие в лексиконе нужного слова.
Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз (а лучше несколько) поговорить с малышом, обращаясь только к нему. Поверьте, он оценит такой диалог. Помните, дети немых родителей начинают говорить намного позже, ведь они позднее начинают добывать речевой материал. Однако не забывайте, что малыш слышит ВСЕ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит воспитательница в детском саду, соседка и т. д., поэтому не удивляйтесь, если ребенок повторит то, что он однажды услышал. Но “закрепится” слово только в том случае, если станет “активным”, “часто слышимым” (частота повторения при этом играет важную роль). Частотные слова быстрее попадают в активный словарь.

Называйте предметы и явления действительности

Называйте все, что попадается вашему крошке на глаза, даже если вы едете в машине, можете дать ему задание называть то, что вы видите за окном, помогайте, если это трудное задание. Усложните его, если малыш подрос и прекрасно справляется: попросите называть, например все зеленые предметы. Рассказывайте ребенку о животных и природе: “кто что ест”, “где живет”, “кто его детеныш”, “как разговаривает” и т. д., называйте продукты, части тела, одежду и т. п.
Вводите новые слова. Делайте это через “трехступенчатый урок”: сначала объясните, что это такое (например, три игрушки: собака, кошка, медведь), потом спросите, где (например, где кошка, а где медведь), если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: это кто?, а если нет, вернитесь на первую, снова объясните, кто есть кто.

Чем более наглядны ваши “уроки”, тем лучше. Если нет игрушек или настоящих предметов, используйте картинки, фотографии и т. п. Сравнивайте, находите сходство и отличия.
Подбирайте антонимы – слова с противоположным значением, или синонимы – слова с таким же значением. Расскажите малышу соответствующую сказку или скажите, что у вас игра “Наоборот” или “Такой же”. Можно, например, бросать мяч. Вы говорите слово, бросаете мяч, ребенок подбирает нужный ответ, возвращает мяч. Антонимы – узкий-широкий, гладкий-шершавый, легко-тяжело, холодно-жарко и т. п. Придумайте, например, как можно больше “приятных” слов для принцессы: красивая, очаровательная, милая, ненаглядная, неописанной красоты и т.д. Подбирайте сами синонимы во время игр: “собачка лает, кошка мяукает, корова мычит, баран блеет и т. д.”

Учите ребенка обобщать

В течение какого-то времени все слова используются ребенком как имена собственные, например, мячик для малыша, это именно этот конкретный маленький синенький мячик, а не мячик вообще, а киса – это только его плюшевый игрушечный котенок. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей: не так легко незрелому уму классифицировать предметы и явления. Мы о таких вещах просто не задумываемся, кошку с собакой не перепутаем, и наличие пяти одинаковых мячиков не поставит нас в тупик. Помогайте малышу разобраться: показывайте разные мячики или зайчиков, описывайте их свойства: “этот большой”, “этот маленький”, “этот зеленый”, сравнивайте, рассказывайте. Купите детскую энциклопедию, показывайте в ней картинки с разными породами собак и т. д. Разбирая покупки, раскладывая фрукты и овощи, называйте: “Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан и т. д., а это овощи: морковь, лук, картошка и т. д.” На прогулке покажите транспорт, в зоопарке животных и пр. Обобщающее слово очень важно. Используйте карточки. Смешивайте их и просите выбрать только птиц (ягоды, мебель, одежду и т. д.)

Читайте и разыгрывайте сказки. В сказках встречаются архаизмы и историзмы: старче, светелка, столбовая дворянка, кичка, царские палаты, песнь, брег, чредой, лобызать, принцесса, маркиз, лучина и много других; слова просторечные и диалектные: простофиля, надобно, пуще, кабы, заплуталась, шныряет, зябла, пособи и т.д.

В сказках перечисляются, например, предметы обихода и кухонная утварь: сито, корыто, кадушка, ушат, скалка (“Федорино горе”), глаголы, обозначающие различные голоса животных (звукоподражательные глаголы): мяукать, хрюкать, крякать, квакать, мычать, реветь, чирикать, мурлыкать, ржать, жужжать (“Путаница”) и многое другое. Когда они стоят в “одном ряду”, ребенку легче разобраться. Есть в сказках и сравнения: “Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга”, “и вы будете опять, словно солнышко, сиять” (“Федорино горе”); “бьет он волка, точно сваю”, “заревел медведь белугой” (“Терем-теремок”); “нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток” (“Дюймовочка”) и др., есть множество фразеологизмов впредь тебе наука, говорят тебе честью (“Сказка о рыбаке и рыбке”), уму-разуму учить, припустил во все лопатки (“Теремтеремок”).

Водите ребенка в музей. Позитивные эмоции, связанные с искусством, формируют и обогащают словарный запас детей, там можно показать предметы искусства, материалы (мрамор, бронза, дерево, фарфор и т.д.), рассказать об основных видах искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика, декоративноприкладное искусство и т.д.), костюмах, музыкальных инструментах, о Красоте (удивительная, восхитительная, обворожительная, чудесная…).

Наталья Кулакова ,
кандидат филологических наук,
психолог,
победитель Санкт-петербургского конкурса
грантов для молодых ученых и специалистов,
мама троих детей
Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.


Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.

Источники лексикона

Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.

В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

  • Главное правило — всегда учите слова в контексте. Английские слова имеют множество значений. Контекст поможет вам определить, в каких случаях следует употреблять слово, а в каких оно неуместно
  • Читайте как можно больше! Про чтение мы подробнее говорили . Лишь добавлю одно — выделяйте каждый день как минимум 15 минут на чтение.
  • Используйте карточки (flashcards), с написанными словами, переводом. Можно пользоваться уже готовыми карточками или сделать самостоятельно.
  • Не учите слова в одном порядке. Чередуйте.
  • Если вы встретили незнакомое слово в тексте, постарайтесь догадаться о его значении из контекста, и только после этого обращайтесь к словарям.
  • Хорошую службу может состужить знание происхождения слов. Известно, что в любом языке очень много заимствований. Английский — не исключение. Многие слова пришли в английский из латыни, греческого и других языков. Знание заимствованных суффиксов или окончаний также помогут вам расширить ваш словарный запас.
  • На сайтах различных словарей вы можете подписаться на рассылку «A Word of the Day» (Слово дня). Каждый день вам будет приходить письмо с новым «словом дня», с примерами использования, и иногда даже с историческими фактами.
  • Используйте слово в своей речи 3 раза, и оно закрепится в памяти!

Почему, например, вы знаете слово «mother» или «beautiful»? Потому что:

  1. вы часто используете их в своей речи
  2. вы читали их много раз

Метод звуковых ассоциаций.

Метод звуковых ассоциаций — метод запоминания слов, в основе которого лежит подбор созвучных с иностранным словом слов родного языка.

Про этот метод заговорили еще в 70-80 годах прошлого века. И сейчас им активно пользуются многие люди. Может быть он будет полезен и вам.

Я лишь скажу о том, что данный метод мне также помогал запоминать многие слова, например, «convince» — убеждать, убедить (почему — то это слово мне никак не давалось). Так, чтобы запомнить это слово, я использовала метод звуковых ассоциаций, иначе говоря русскую фразу «коньяк с вином убедят кого угодно» = convince

Читайте также: