«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и воспользовался Салтыков‑Щедрин.
Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. – он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков‑Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».
Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салтыкова‑Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» – на семи холмах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне. Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.
Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов – очень красноречивые образы бездумных царей. Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности. Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя.
На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм‑Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм‑Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран. Разрушение не порождает созидания, – предупреждает нас автор.
В своем произведении «История одного города» Салтыков‑Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.
Сатирическое изображение градоначальников . В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин связал прошлое с современностью. Во многих персонажах произведения нетрудно увидеть черты тех, кто правил Россией в XVIII или в первой четверти XIX века. Ни у кого не вызывает сомнений сходство Беневоленского со Сперанским или Угрюм-Бурчеева с Аракчеевым (близость фамилий сразу наводит на такие аналогии).
Но при всей узнаваемости градоначальников в их изображении присутствует смелая фантастика. Город, где происходит действие, назван у Щедрина Глуповым. А первым в длинном ряду градоначальников мы встречаем Брудастого - с органчиком в голове вместо нормального, человеческого ее устройства. А дальше следует «фантастический путешественник Фердьнценко», разъезжающий из одного конца городского выгона в другой под звон литавр и поздравительные речи. Затем - градоначальник Прыщ с фаршированной головой.
Фантастика здесь - не произвол, а закономерность сатирического изображения. Фантастика - путь к более глубокому постижению реальности. Ясно, что в жизни правители России остались похожими на людей. Они произносили обычные слова, а не «Раз- зорю!» и «Не потерплю!» Они еще и господствовали, угнетали. Но реально управлять, определять ход событий они уже не могли. И их деятельность не требовала усилий ума, души. Внешне они выглядят как люди, но в них нет человеческого содержания - вот о чем говорит М. Е. Салтыков-Щедрин.
Градоначальники показаны М. Е. Салтыковым-Щедриным не только прямо в своем государственном деле. О Прыще, например, сообщается, что он «травил на городском выгоне лисиц, зайцев, а однажды заполевал очень хорошенькую мещаночку». Животное начало, как видно из этого примера, пронизывает все интересы персонажей «Историиодного города». Содержаниеихжизни-лишьудов- летворение телесных потребностей и утеснение глуповских обывателей абсурдными указами.
Единственный градоначальник, кто не преследует глуповских обывателей своими распоряжениями, - Прыщ. И во времена его правления «всего у них очутилось против прежнего вдвое и втрое». Значит, градоначальники бесполезны и даже вредны? Но, с другой стороны, во времена глуповского «безначалия», когда у власти не было градоначальника, город Глупов быстро теряет цивилизованный облик, по улицам ходят волки, а хозяйство приходит в полное запустение. Значит, на градоначальниках держится благополучие обывателей? Нет, конечно, не на самих градоначальниках, которых и людьми можно назвать только приблизительно, а на идее власти, причем на чистой идее, без всякого содержания, держится порядок в городе Ілупове.
В завершение ряда градоначальников на страницах «Истории одного города» появляется Угрюм-Бурчеев. Сатирик говорит о нем следующее: «Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле слова». В этой характеристике соединяется наименование должности полкового палача и обозначение мошенника. Угрюм-Бурчеев берется остановить реку, то есть прекратить жизнь в городе Глупове. Сатирик знает, что глуповцы останутся безгласны. Но правление этого градоначальника все равно приводит к катастрофе: появляется откуда-то Оно и кладет конец истории Глупова. Не исключено, что катастрофа не принесет с собой ничего хорошего: в «Описи градоначальников» после Угрюм-Бурчеева следует еще Перехват-Залихватский, который «сжег гимназию и упразднил науки». Но потрясение Глупов испытывает подлинно катастрофическое.
Смех сатирика горек. Но есть в нем и высокое упоение тем, что все наконец предстает в истинном свете, все названо своим именем.
Текст сочинения:
М. Е. Салҭыков-Щедрин один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман История одного города является вершиной его художественного ҭворчества. Несмотря на название, за образом города Глупоза скрывается целая страна, а именно Россия. Так, в образной форме, Салҭыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. И именно это объединяет главы произведения, которые могли бы стать отдельными рассказами. Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении примерно ста лет. Причем акценҭирует внимание на градоначальниках, так как именно они выражали пороки городского управления. Заранее, еще до начала основной части произведения, приводиҭся опись градоначальников. Слово опись обычно относят к вещам, лирикому Щедрин применяет его намеренно, как бы подчеркивая неодушевленность градоначальников, которые в каждой главе являюҭся ключевыми образами. Сатирические средства, используемые автором хроники, разнообразны. В совокупности образы всех градоначальников создаюҭ единый образ самодержавного правителя. Суть каждого из градоначальников можно представить даже после простого описания внешности. Например, упорство и жестокость Угрюм-Бурчеева выражаюҭся в его деревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыбкой. Более миролюбивый Прыщ, напротив, румян, имел алые и сочные губы, походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. Образы формируюҭся в воображении читателя при помощи таких художественных приемов, как гипербола, метафора, аллегория и др. Даже факты реальной действительности обретаюҭ фантастические черҭы. Щедрин намеренно пользуется таким приемом, чтобы усилить ощущение незримой связи с истинным положением дел в крепостнической России. Произведение написано в форме летописей. Некоторые части, которые, по замыслу автора, считаюҭся найденными документами, написаны ҭяжеловесным канцелярским языком, а в обращении летописца к читателю присуҭствуюҭ и просторечия, и пословицы, и поговорки. Усиливаюҭ комичность путаница в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы и аллюзии (например, ссылки на Герцена и Огарева). Наиболее полно Щедрин представляет нам градоначальника Угрюм-Бурчеева. Здесь имеет место прозрачная аналогия с реальностью: фамилия градоначальника похожа по звучанию на фамилию известного реформатора Аракчеева. В описании Угрюм-Бурчеева меньше комического, а больше мистического, ужасающего. Пользуясь сатирическими средствами, Щедрин наделил его большим количество самых ярких пороков. И не случайно именно на описании правления этого градоначальника заканчивается повествование. По словам Щедрина, история прекратила течение свое. Роман История одного города безусловно, выдающееся произведение, оно написано красочным, гротескным языком и в образной форме обличает бюрократическое государство. История до сих пор не утратила актуальности, потому что мы, к сожалению, пока еще встречаемся с людьми, подобными глуповским градоначальникам.
Права на сочинение "Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салҭыкова-Щедрина История одного города" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на
М.Е. Салтыков-Щедрин - один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного творчества.
Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно - Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. И именно это объединяет главы произведения, которые могли бы стать отдельными рассказами.
Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении примерно ста лет. Причем акцентирует внимание на градоначальниках, так как именно они выражали пороки городского управления. Заранее, еще до начала основной части произведения, приводится «опись» градоначальников. Слово «опись» обычно относят к вещам, поэтому Щедрин применяет его намеренно, как бы подчеркивая неодушевленность градоначальников, которые в каждой главе являются ключевыми образами.
Сатирические средства, используемые автором хроники, разнообразны. В совокупности образы всех градоначальников создают единый образ самодержавного правителя.
Суть каждого из градоначальников можно представить даже после простого описания внешности. Например, упорство и жестокость Угрюм-Бурчеева выражаются в его «деревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыбкой». Более миролюбивый Прыщ, напротив, «румян, имел алые и сочные губы», «походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый».
Образы формируются в воображении читателя при помощи таких художественных приемов, как гипербола, метафора, аллегория и др. Даже факты реальной действительности обретают фантастические черты. Щедрин намеренно пользуется таким приемом, чтобы усилить ощущение незримой связи с истинным положением дел в крепостнической России.
Произведение написано в форме летописей. Некоторые части, которые, по замыслу автора, считаются найденными документами, написаны тяжеловесным канцелярским языком, а в обращении летописца к читателю присутствуют и просторечия, и пословицы, и поговорки. Усиливают комичность путаница в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы и аллюзии (например, ссылки на Герцена и Огарева).
Наиболее полно Щедрин представляет нам градоначальника Угрюм-Бурчеева. Здесь имеет место прозрачная аналогия с реальностью: фамилия градоначальника похожа по звучанию на фамилию известного реформатора Аракчеева. В описании Угрюм-Бурчеева меньше комического, а больше мистического, ужасающего. Пользуясь сатирическими средствами, Щедрин наделил его большим количество самых «ярких» пороков. И не случайно именно на описании правления этого градоначальника заканчивается повествование. По словам Щедрина, «история прекратила течение свое».
Роман «История одного города» - безусловно, выдающееся произведение, оно написано красочным, гротескным языком и в образной форме обличает бюрократическое государство. «История» до сих пор не утратила актуальности, потому что мы, к сожалению, пока еще встречаемся с людьми, подобными глуповским градоначальникам.Л.Н. Толстой
Сочинение
М.Е. Салтыков-Щедрин — признанный мастер сатиры. Именно сатира помогала писателю по-новому осветить исторические события и взглянуть на современность. В романе «История одного города» автору было важно раскрыть суть каждой эпохи, определить закономерности развития общества, причины политического насилия. Именно поэтому повествование в романе ведёт не автор, а летописец, целиком подчиняющийся жестокой государственной машине.
В начале романа летописец приводит краткую опись всех градоначальников Глупова, обозначая их роль в жизни города. Порядок следования образов неслучаен. Все персонажи построены по принципу сатирических параллелей, а также по принципу нарастания, усиления определённых качеств.
Летописец ведёт линию градоначальников, которые начинают с внешнего автоматизма, механичности (Органчик, Прыщ) и кончают внутренним опустошением, бесчеловечностью (Угрюм-Бурчеев). Многие градоначальники имеют прототипы среди исторических деятелей, императоров и императриц (Николай I, Аракчеев, Сперанский, Потёмкин, Екатерина II, Анна Иоанновна и т. д.). Сатира позволила писателю наглядно показать ничтожную сущность правителей Глупова. Вся история этого города — это история деспотизма, угнетения, бессмысленной жестокости.
Среди двадцати двух градоначальников летописец выделяет только самых выдающихся. Их биографии занимают в романе целые главы. Первым перед читателем предстаёт образ Дементия Варламовича Брудастого. В памяти глуповцев он остался под именем Органчик. Его бессмысленную автоматическую деятельность автор описывает с помощью гротеска и гиперболы.
Гротеск позволяет создать художественное преувеличение, доходящее до абсурда. Деятельность Органчика по сути бесполезна и жестока. Сущность этого правителя выражена всего в двух словах: «разорю», «не потерплю». Неудивительно, что жители подозревают в нем не человека, а механизм. Активная деятельность Брудастого заключалась в издании указов, позволяющих пороть обывателей. Последствия этой законодательной деятельности изображаются гиперболично: «неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали; будочники по забыли что значит путём поесть… Хватают и ловят, секут и порят, описывают и продают…».
Гротескно изображается поломка Органчика, который до последнего воспроизводит одну и ту же мелодию. Гротеск используется также в эпизоде, когда голова Органчика кусает мальчика в телеге. Даже без туловища механическая голова градоначальника продолжает совершать насилие.
Пропажа головы Органчика ознаменовала анархию, безначалие в городе. Используя фантастику, летописец говорит об убийстве лейб-кампанца, обезглавленного ради восстановления сломанного Органчика. Фантастично изображается встреча двух самозванцев с пустой механической головой. Народ уже не верит ни одному из них, он по-прежнему ждёт возвращения своего «батюшки». Суть Органчика раскрывается постепенно: сначала летописец использует гиперболу, затем она перерастает в гротеск и завершается фантастикой. Эти приёмы позволяют дать читателю полное представление о ничтожности всех нововведений Органчика, его механической сущности.
Сатирически показан в романе градоначальник Пётр Петрович Фердыщенко, в прошлом бригадир, денщик князя Потёмкина (глава «Соломенный город» и «Фантастический путешественник»). Сначала его деятельность на посту главы города была ничем не примечательна. Но власть обнаружила суть этого правителя — эгоизм, алчность, глупость. Своим любострастием, попустительством он чуть было не уничтожил город.
Для характеристики этого героя летописец использует не только сатиру, он включает в изображение любовную интригу. Его любовные похождения изображаются с помощью приёма градации. Вначале его симпатии относятся к посадской жене Алёне Осиповне, славившейся своей красотой. Завершает любовную линию грубая, грязная стрельчиха Домашка.
Фердыщенко в итоге остановился на выборе себе подобной. Голод и пожары обрушились на глуповцев. Эти бедствия летописец изображает с помощью гиперболы. Фантастика и ирония пронизывают описание нелепого путешествия бригадира. Он задумал облагодетельствовать своей милостью подданных, вызвать своим благодеянием урожай.
Используя сатиру и иронию, летописец в красках показывает выгон для скота, по которому из одного конца в другой совершает своё путешествие Фердыщенко вместе со своей свитой — двумя инвалидными солдатами. Так М. Е. Салтыков-Щедрин парадирует знаменитые путешествия по югу Росси графа Орлова. Суть подобных путешествий — пустое времяпрепровождение и пышные приёмы, обеды. Именно обед венчает всё путешествие бригадира. После поросёнка в сметане «какая-то административная жилка» на его лице дрожала, дрожала и вдруг «замерла». Фердыщенко умер от обжорства. Таков итог его бесславной жизни.
Завершает глуповскую историю Угрюм-Бурчеев (главы «Подтверждение покаяния», «Заключение»). Его правление является самым трагичным для всего города. Несмотря на то, что летописец изображает его как человека, Угрюм-Бурчеев уже давно утратил свою человеческую сущность. Для характеристики этого образа ведущим приёмом является гипербола. Гиперболичен его портрет: «деревянное лицо», «конический череп», «развитые челюсти», готовые «раздробить и перекусить пополам» всё. На всех картинах он предстаёт неизменно в солдатской шинели на фоне пустыни. Это очень символично, потому что Угрюм-Бурчеев ненавидел всё живое. «Он спал на голой земле», сам отдавал приказы и сам же исполнял их. Он превратил всех членов своей семьи в бессловесных, забитых существ, которые томились в подвале его дома.
Это «нивеллятор» в высшей степени, стремящийся уравнять, обезличить всё вокруг. Гиперболично описывается муштра глуповцев, их грандиозные усилия, направленные на уничтожение города ради выполнения приказа Угрюм-Бурчеева. Использование гиперболы достигает высшей точки, когда глуповцы пытаются перекрыть течение реки с помощью дамбы. Здесь на первый план выходят образы-символы реки и образ самого градоначальника. Непослушная его воле река олицетворяет здесь жизнь, которую нельзя остановить по воле мрачного ничтожества.
Угрюм-Бурчеев — символ разрушения, смерти, насилия, которое, в конечном счёте, обречено на самораспад. Жизнь взяла верх над произволом «прохвоста». Стихия гротеска и фантастики первых глав романа перерастает в гиперболизацию, не менее страшную и трагическую. Таким образом, с помощью богатого арсенала сатирических приёмов М.Е.Салтыков-Щедрин раскрывает перед читателем сущность каждого градоначальника.