Территориальное море. Правовой режим и ширина территориального моря. Правовой режим территориального моря. Прилежащая зона. Экономическая зона. Режим архипелажных вод Территориальные воды их правовой режим

Как уже отмечалось выше, воды, расположенные между берегом и исходными линиями, составляют часть внутренних вод государства, получивших в международно-правовых источниках название "внутренние морские воды". Эти воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов и вод исторических заливов.

Внутренние морские воды составляют часть государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежного государства.

Прибрежные государства осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении иностранных судов (не обладающих иммунитетом), находящихся в их внутренних водах, а также в отношении лиц, находящихся на борту этих судов.

Правовой режим территориального моря

Международно-правовой режим территориального моря складывается из принципов и норм, зафиксированных в следующих документах:

  • – Устав ООН;
  • – КМП-82;
  • – двусторонние соглашения по делимитации сопредельных или противолежащих территорий;
  • – национальное законодательство о режиме прибрежных морских вод.

Наряду с указанными выше правовыми актами, являющимися источниками международного и национального права, на режим мореплавания в территориальных водах оказывают влияние и многосторонние соглашения по вопросам обеспечения военной безопасности (договор о создании НАТО или договоры в рамках СНГ), региональные соглашения по организации различной деятельности в морских пространствах (например, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г.), соглашения по предотвращению загрязнения морской среды и обеспечению безопасности мореплавания.

Впервые термин "территориальные воды" нашел свое конвенционное закрепление в тексте Конвенции о воздушной навигации 1919 г., затем Гаагская конференция 1930 г. подготовила проект документа, названного "О правовом режиме территориального моря", который хотя и не стал международным соглашением, но послужил достаточно хорошим опытом, сделавшим возможным в 1958 г. подписание Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Указанная Конвенция впервые закрепила не только правовой режим территориального моря, распространив на последнее суверенитет прибрежного государства, но и приняла ряд положений, защищающих интересы международного судоходства.

Территориальному морю посвящена часть II КМП-82, которая состоит из четырех разделов, последовательно описывающих:

  • – статус территориального моря (ст. 2);
  • – границы территориального моря (ст. 3–16);
  • – порядок осуществления мирного прохода в территориальном море (ст. 17–32);
  • – прилежащую зону (ст. 33).

Правовой режим территориального моря закреплен в ст. 2 КМП-82, где указывается, что "суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра".

Государственный суверенитет – это присущее государственной власти верховенство на своей территории (внутренняя форма суверенитета) и независимость государства на международной арене (внешняя форма суверенитета) . Юридическая наука под территориальным верховенством государства понимает его высшую власть по отношению ко всем лицам (физическим и юридическим), включая иностранных, находящимся в пределах его территории. Однако в системе международного права обладание суверенитетом не означает абсолютную и ничем не ограниченную власть одного государства в отношении другого и не исключает возможности изъятий из действия законодательства по отношению к определенной категории лиц ограничений (в соответствии с международным правом) в осуществлении юрисдикции на своей территории. Так, при осуществлении полномочий государственными органами в территориальном море объем их юрисдикции должен учитывать нормы международного морского права, а именно: право мирного прохода иностранных судов и военных кораблей и степень присущего им иммунитета.

Долгое время существовавший в международном праве вакуум в договорном закреплении предела распространения территориального моря был заполнен принятием КМП-82, в ст. 3 которой, в частности, говорится: "Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль".

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Где проходит внешний предел территории государства на море и от чего ее отмерять? Как уже отмечалось, по-видимому, это и есть тот краеугольный камень всех споров и притязаний, о который морские державы начали спотыкаться сразу, когда сама по себе простая идея о праве на примыкающий к побережью морской пояс переросла в первые межгосударственные споры о возможности реализации своих прав в водах этого пояса, проявившиеся вначале при заключении англо-французских договоренностей о рыбной ловле 1839 г., а затем в дебатах по англо-американскому спору о рыболовстве у берегов Ньюфаундленда .

Изначально самым естественным и распространенным являлся способ так называемой параллельной трассы, при котором внешняя граница полосы территориальных вод следует параллельно всем извилинам берега. Королевский декрет Норвегии от 12 июля 1935 г. дополнил международную практику методом проведения прямых базисных линий, который получил признание в решении Международного суда 1951 г.

Пройдя значительный период национального и международного осмысления, сначала Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., а затем КМП-82 закрепили в международном праве порядок отсчета не только территориального моря, но и всех прочих пространств, на которые распространяется юрисдикция прибрежного государства.

Современное международное морское право под территориальными водами (морем) понимает прибрежную морскую полосу определенной ширины, отсчитываемую от исходных линий, входящую в состав территории прибрежного государства и находящуюся под его суверенитетом.

Являясь суверенной частью территории государства, территориальные воды имеют большое военно-политическое и экономическое значение:

  • – внешняя граница территориальных вод является морской государственной границей;
  • – в территориальных водах прибрежное государство имеет право размещать все виды оружия, в том числе и ядерное;
  • – отдельные части территориальных вод могут объявляться запретными для плавания районами;
  • – в территориальных водах можно создавать различные военные системы;
  • – в территориальных водах прибрежные государства осуществляют контроль за различной иностранной деятельностью.

В территориальных водах допускается мирный проход иностранных судов и военных кораблей на основаниях, предусмотренных в разделе 3 КМП-82.

Правовой режим территориального моря конкретного государства формируется в соответствии с его внутренним законодательством с учетом положений КМП-82 и норм договоров и соглашений, участниками которых это государство является.

  • Арцибасов И. Я. Международное право. М., 1980. С. 146.
  • Калинин И. В., СкаридовА. С. Международно-правовое регулирование повседневной деятельности ВМФ в условиях современной геополитической обстановки. СПб.: ВМА им. Н. Г. Кузнецова, 1994.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву отсчёт ширины территориального моря производится:

1. от линии наибольшего отлива;

2. от условной линии внешней границы внутренних морских вод;

3. от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Например, в России исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

ь линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

ь прямая исходная линия, соединяющая наиболее удалённые в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

ь прямая линия, проводимая поперёк устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на её берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

ь прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.

Определение территориального моря также относится ко всем островам России.

Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчёта территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям».

Если берега 2-х государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая её точка является равностоящей, от которых отмеряется ширина территориального моря. Государства с учётом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения.

В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря.

Правовой режим территориального моря

Территориальное море, его дно, недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права. Пограничные войска и силы военно-морского флота прибрежного государства, осуществляют охрану государственной границы на море. Территориальное море имеет большое значение для международного судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Понятие мирного прохода

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы, вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход является мирным, поскольку им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Понятие мирного характера прохода включает ряд требований, которые должны выполняться проходящим судном:

v уважение суверенитета прибрежного государства;

v воздержание от угрозы силой или её применения против этого государства;

v соблюдение других общепризнанных принципов и норм международного права;

v ненанесение экономического ущерба, включая воздержание от промысла живых и минеральных ресурсов и другой промысловой деятельности;

v соблюдение всех норм в области сохранения морской среды;

v отказ от какого-либо изучения и обследования среды;

v отказ от помех любым навигационным и иным сооружениям и установкам прибрежного государства;

v воздержание от любой иной деятельности, прямо не относящейся к проходу.

Право мирного прохода через территориальное море установлено для всех судов, как не военных, так и военных. Необходимо иметь в виду, что право мирного прохода всех судов в достаточно обширных территориальных водах не означает того, что они могут проходить в любых их районах. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в его территориальном море, а также временно приостанавливать в определённых его районах осуществление права мирного прохода иностранных судов для обеспечения своей безопасности (вступает в силу после объявление об этом в «Извещениях мореплавателям»). Оно вправе потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через территориальное море, пользоваться этими установленными и предписанными правилами прохода судов. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

Например, одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Необходимо отметить, что в законах, принятых некоторыми государствами содержатся отступления по вопросу о режиме территориального моря от положений, предусмотренных в Конвенции ООН по Морскому Праву. Например, в законах ряда государств установлен не мирный проход военных кораблей через территориальные воды, а разрешительный (Пакистан, НДР Йемен, Кения, Бирма, Сомали, Шри-Ланка) или уведомительный порядок (Гайана, Маврикий, Сейшельские острова, Индия).

Нарушение мирного прохода

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море, указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

v угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

v любые маневры или учения с оружием любого вида;

v любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

v любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

v подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

v подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

v погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами прибрежного государства;

v любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства прибрежного государства и нормам международного права;

v любую рыбопромысловую деятельность;

v проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

v любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок прибрежного государства;

v любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами прибрежного государства.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Юрисдикция в территориальном море

Как было выяснено ранее, территориальное море является суверенной частью прибрежного государства, а его внешняя граница - государственной границей прибрежного государства. Следовательно, прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция осуществляется в определённых случаях.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершённым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

Ш последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

Ш преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

Ш капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратиться к местным властям с просьбой об оказании помощи;

Ш такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в этот перечень включает также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлечённых на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращённое к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причинённые военным кораблём прибрежному государству, государство флага несёт международную ответственность.

Согласно федеральному закону «О Государственной границе РФ» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право предложить:

Ш показать свой флаг, если он не поднят;

Ш произвести опрос судна о целях захода в эти воды;

Ш предложить судну изменить курс, если он ведёт в запретный для плавания район;

Ш остановить судно и произвести его досмотр, если оно не подчиняется требованиям изменить курс.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведётся непрерывно.

Пограничные войска и силы военно-морского флота, осуществляя охрану государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям, самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.

Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море осуществляется суверенитет прибрежного государства, однако с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.

Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.

58. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения – это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.

Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76). В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Государство не может отказать другим странам в проведении морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопрос 1. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. Территориальное море: понятие, правовой режим, международные и внутренние акты. Мирный проход через территориальное море.

Территориальное море -- это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч.11) отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению РФ. Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина -- 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.)

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних од; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в Извещениях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958), Турцией об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973).

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, установленном Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс судна, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно.

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона - часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву, контроль может быть необходим: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам» (т.е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Статья 2. Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага -- его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Статья 3. Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 4. Внешняя граница территориального моря

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 5 . Нормальная исходная линия

Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 6. Рифы

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Статья 7. Прямые исходные линии

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

5. В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Статья 8. Внутренние воды

1. За исключением случаев, предусмотренных в части IV, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

2. Когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предусмотренное в настоящей Конвенции.

Статья 9. Устья рек

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Статья 10. Заливы

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, -- в соотношении к ширине входа в него, -- что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

Статья 11. Порты

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Статья 12 . Рейды

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Статья 13. Осыхающие при отливе возвышения

1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.

Статья 14. Сочетание методов установления исходных линий

Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных в предыдущих статьях, в зависимости от различных условий.

Статья 15. Делимитация территориального моря между государствами с противолежащими или смежными побережьями

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении.

Статья 16. Карты и перечни географических координат

1. Исходные линии для измерения ширины территориального моря, установленные в соответствии со статьями 7, 9 и 10, или границы, определенные на их основе, и делимитационные линии, проведенные в соответствии со статьями 12 и 15, указываются на морских картах такого масштаба или масштабов, которые приемлемы для точного установления их положения. В качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных.

2. Прибрежное государство должным образом опубликовывает такие карты или перечни географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или каждого такого перечня Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 17. Право мирного прохода

При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Статья 18. Понятие прохода

1. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

2. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Статья 19 . Понятие мирного прохода

1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.

2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

и) любую рыболовную деятельность;

к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

о) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Статья 20. Подводные лодки и другие подводные транспортные средства

В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Статья 21. Законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу

1. Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

а) безопасности судоходства и регулирования движения судов;

б) защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

в) защиты кабелей и трубопроводов;

г) сохранения живых ресурсов моря;

е) предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;

ж) сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;

з) морских научных исследований и гидрографических съемок;

и) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

2. Такие законы и правила не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.

3. Прибрежное государство должным образом опубликовывает все такие законы и правила.

4. Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, соблюдают все такие законы и правила и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Статья 22. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море

1. Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов.

2. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

3. Устанавливая морские коридоры и предписывая схемы разделения движения в соответствии с настоящей статьей, прибрежное государство принимает во внимание:

б) любые пути, которые обычно используются для международного судоходства;

в) особые характеристики конкретных судов и путей; и

г) интенсивность движения судов.

4. Прибрежное государство ясно указывает такие морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах, которые должным образом опубликовываются.

Статья 23. Иностранные суда с ядерными двигателями и суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями.

Статья 24. Обязанности прибрежного государства

1. Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, за исключением случаев, когда оно действует так в соответствии с настоящей Конвенцией. В частности, при применении настоящей Конвенции или любых законов или правил, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, прибрежное государство не должно:

а) предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права; или

б) допускать дискриминацию ни по форме, ни по существу в отношении судов любого государства или в отношении судов, перевозящих грузы в любое государство, из него или от его имени.

2. Прибрежное государство надлежащим образом объявляет о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море.

Статья 25 . Права защиты прибрежного государства

1. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

2. В отношении судов, направляющихся во внутренние воды или использующих портовые сооружения за пределами внутренних вод, прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются во внутренние воды и используют портовые сооружения.

3. Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

Статья 26. Сборы, которыми могут облагаться иностранные суда

1. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.

2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за конкретные услуги, оказанные этому судну. Эти сборы взимаются без дискриминации.

Статья 33 . Прилежащая зона

1. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

б) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

2. Прилежащая зона не может распространяться за пределы двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Вопрос 2. Международно-правовое регулирование морской перевозки грузов

В процессе перевозки грузов морем возникает целый комплекс отношений имущественного характера. В связи с этим государства, заинтересованные в торговом мореплавании, издавна уделяли пристальное внимание развитию национального морского права. Тем не менее, осложнение отношений в сфере торгового мореплавания потребовало разработки особых методов их правого регулирования. Это привело к появлению правовых норм, специально регулирующих этот вид международных отношений. В настоящий момент можно выделить три правовых режима, регламентирующих перевозку грузов, закрепленных различными международными договорами:

1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила.

Вопрос о праве перевозчика иметь в коносаменте условия, снимающие с него ответственность за свою собственную вину и за вину своих служащих, дискутировался десятилетие. Главными участниками дискуссии были США и Великобритания; первая страна представляла интересы грузовладельцев, вторая -- судовладельцев. В США перевозчик считался как бы страховщиком товаров, вверенных ему для перевозки, и нес практически абсолютную ответственность. Дискуссия охватила широкие круги в политической и хозяйственной жизни стран, занимающихся морскими перевозками. Сегодня, когда ответственность может быть застрахована, такой спор может показаться беспредметным. Но в те времена непокрытая страхованием абсолютная ответственность тормозила развитие больших судоходных обществ. Она в один день могла поставить на грань банкротства судовладельца. Остановились на компромиссном варианте: ответственность за виновное причинение убытка при погрузке, укладке или доставке груза должна быть возложена на перевозчика, а ответственность за приведение судна в мореходное состояние с него снималась при определенных обстоятельствах. Компромисс нашел свое отражение в Законе Хартера от 18 февраля 1893 г. Со временем этот компромисс был воспринят в законодательстве других государств и в Брюссельской конвенции.

Идея создания международной типовой модели коносамента, с помощью которого можно было бы установить минимальные нормы ответственности перевозчика, оказалась нереализованной. На фоне колоссального роста международной торговли стало очевидным, что решение проблемы может быть достигнуто при помощи международного соглашения. Первоначальное представление о способе решения сменяется другим -- идеей унификации законодательства.

Первым шагом в выбранном направлении явилось принятие в 1922 г. Гаагских правил. В них было закреплено более или менее сбалансированное деление риска между судном и грузом, что способствовало развитию, так называемой, двойной системы страхования. Суть ее -- грузовладелец (отправитель или получатель) страхует груз, а судно страхует ответственность. Это значит, что в случае гибели или повреждения груза, для страховщика решают вопрос о том, кто из них выплатит денежную сумму и в каких пропорциях. В соответствии с этими правилами перевозчик отвечает за груз с момента его погрузки на судно и до его выгрузки, однако он не отвечает за немореходность судна, возникшую во время рейса, если до начала рейса он проявил должную заботливость в приведении судна в мореходное состояние.

Правила резко сократили возможность включения перевозчиком в коносамент различных оговорок, до этого сводивших к минимуму его ответственность; провели четкое разграничение между, так называемыми, «навигационными» и «коммерческими» ошибками капитана и других лиц судового экипажа, исключив коммерческие ошибки из сферы действия «поговорки о небрежности».

Поскольку достигнутый на конференции в Гааге компромисс был выработан с большим трудом, заинтересованные торговые и другие круги решили добиться официального признания правил путем созыва специальной дипломатической конференции и принятия правил в форме межправительственной конвенции. В результате такой конференции 25 августа 1924 г. в Брюсселе была заключена международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, которая вступила в силу 02 июня 1931 года. Конвенция почти дословно воспроизвела Гаагские правила и оказала в последующем влияние на законодательство многих стран. В настоящее время в конвенции участвует значительное число государств, причем некоторые из них издали специальные законы, воспроизводящие в той или иной форме положения конвенции.

Конвенция применяется к коносаментам или любым подобным документам и ко всем грузам, за исключением живых животных и груза, перевозимого на палубе судна. Морской перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость, чтобы привести судно в мореходное состояние, укомплектовать экипажем, подготовить трюмы к приему груза.

Перевозчик не будет нести ответственность, если докажет, что немореходное состояние было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости («скрытые недостатки»).

После получения груза в свое ведение перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент, содержащий основные марки, число мест или предметов либо количество или вес, внешний вид и видимое состояние груза. Такой коносамент создает, если не будет доказано иное, презумпцию приема грузов к перевозке, как они в нем описаны. Согласно Конвенции, ответственность морского перевозчика за утрату или повреждение груза основана на принципе презюмируемой вины. Перевозчик может освободиться от ответственности, если он докажет, что потери или убытки были вызваны: рисками, опасностями или случайностями на море или в других судоходных водах, непреодолимой силой, военными действиями, спасанием или попыткой спасания жизней или имущества на море, действиями или упущениями отправителя, скрытыми недостатками или дефектами груза, недостаточностью упаковки, маркировки и т. д. В отступление от общего принципа ответственности за вину перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие действий, небрежности или упущений капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном (это положение известно как «навигационная ошибка»), а также пожара, если только он не возник вследствие вины самого перевозчика. Согласно Конвенции, никакое отклонение от курса следования судна (девиация) для спасания или попытки спасти жизни либо имущество на море, и никакая иная разумная девиация не считаются нарушением договора перевозки, и перевозчик не несет ответственности за любые возникшие в результате этого убытки. Если же перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза, эта ответственность ограничивается 100 «золотыми» фунтами стерлингов (эта сумма была выражена в каждой стране в своей национальной валюте) за место или обычную единицу груза, если только характер и стоимость этих грузов не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент. По соглашению сторон (отправителя и перевозчика) сумма ограничения ответственности может быть увеличена. Конвенция устанавливает минимальный период ответственности перевозчика: с момента погрузки грузов на борт судна и до момента их выгрузки (по соглашению сторон этот период может быть расширен). Установлен годичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки. Гаагские правила, отразившие достигнутый в свое время компромисс между интересами перевозчиков и грузовладельцев, имели большой успех. Несмотря на то, что были созданы унифицированные нормы лишь в отношении некоторых правил, регламентирующих перевозки по коносаменту, эти нормы затрагивали основные вопросы ответственности перевозчика. До недавнего времени 4/5 всех морских перевозок грузов осуществлялись на судах, плавающих под флагами стран-участниц Конвенции или стран, включивших ее основные правила в национальное законодательство. Основное значение Гаагских правил заключается в том, что, установив минимальную ответственность перевозчика, они тем самым достаточно четко распределили риски между перевозчиком и грузовладельцем и это создало соответствующую базу для страхования груза и страхования ответственности

2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года, известный в мире как Правила Висби.

В свое время Гаагские Правила в полной мере отражали компромисс между интересами перевозчиков и грузовладельцев. Однако в современных условиях усилилась критика в адрес Гаагских правил. Можно указать на две основные причины этой критики. Первая относится к коммерческой сфере и связана с недостатками самой Конвенции и необходимостью приспособить ее нормы к новым условиям. Так, считается, что баланс, установленный компромиссом 1924 г., был существенно нарушен последующим ходом событий. Отказ от «золотого» фунта и снижение стоимости валют привело к тому, что на современном этапе реальная сумма ограничения ответственности перевозчика составляет лишь 1/10 от первоначально установленной суммы. Контейнерная революция потребовала ответа на вопрос, что является местом при ограничении ответственности. В торговле между индустриальными западными странами использование коносамента резко снижается, что влечет за собой сужение применения императивных норм Гаагских правил. Вторая причина пересмотра международных соглашений, регламентирующих перевозку грузов морем, лежит в сфере политической и связана с появлением на международной арене большого числа развивающихся государств. Эти и некоторые другие недостатки Конвенции можно было устранить путем внесения в нее соответствующих изменений. В 1968 г. был принят Протокол изменений и дополнений к Конвенции 1924 года (получивший наименование Правил Висби), который вступил в силу 23 июня 1977 г.

Основные положения Протокола сводятся к следующему: установлено, что перевозчик не может опровергать данные коносамента, если коносамент передан третьему добросовестному держателю; предусмотрена возможность продления срока исковой давности; установлен срок для предъявления регрессных исков. Изменено правило об ограничении ответственности перевозчика: введена, так называемая, «дуалистическая система» -- 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу либо 30 франков за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше. Решен вопрос и о порядке ограничения ответственности при перевозке грузов в контейнере: когда используется контейнер, поддон или подобное транспортное приспособление, количество мест, перечисленное в коносаменте как упакованное в таком приспособлении, считается количеством мест для целей ограничения ответственности. В остальных случаях такое транспортное приспособление вместе с погруженным в него грузом должно рассматриваться в качестве одного места. В Протоколе уточнено, что перевозчик не вправе воспользоваться ограничением ответственности, если ущерб явился результатом действия или упущения перевозчика, совершенных с намерением причинить ущерб либо по самонадеянности и с сознанием возможности причинения ущерба. Положения об освобождении от ответственности и ее пределах распространены на любой иск к перевозчику, независимо от того, основан иск на договоре или на причинении вреда (деликте). Если такой иск предъявляется к служащему или агенту перевозчика, то служащий или агент вправе воспользоваться положениями об освобождении от ответственности и ее пределах, на которые вправе ссылаться перевозчик.

Значительно расширена и географическая сфера применения Конвенции 1924 г. Россия присоединилась к Правилам Висби 6 января 1999 года.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 году, с вступлением в силу 1 января 1992 года, оформила третий правовой режим в сфере морской перевозки грузов.

По инициативе развивающихся стран, настаивавших на создании нового правового режима морской перевозки груза, в рамках ООН была разработана и принята Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские Правила), которая призвана заменить как Гаагские Правила, так и Правила Висби.

Непосредственный пересмотр и подготовка проекта новой конвенции осуществлялись в ЮНСИТРАЛ с 1972 по 1976 г. 30 марта 1978 г. в Гамбурге была одобрена новая конвенция -- Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая призвана заменить как Гаагские Правила, так и Правила Висби.

Данная Конвенция вступила в силу в ноябре 1992 г.

Гамбургские Правила применяются не только к коносаментам, но и ко всем другим договорам перевозки (за исключением чартера), ко всем грузам (в том числе палубным и живым животным) и практически ко всем международным перевозкам.

Существенные изменения внесены в нормы, определяющие период ответственности; он включает в себя все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгрузки.

Согласно Конвенции, перевозчик несет ответственность за ущерб являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в его доставке, если не докажет, что он, его служащие или агенты приняли все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать обстоятельств, вызвавших утрату, повреждение или задержку и их последствия. В отличие от Гаагских правил основное правило об ответственности сформулировано в позитивной форме и исключен примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности. Дополнительно установлено, что перевозчик несет ответственность и за задержку в доставке. Вместе с тем перевозчик больше не будет освобождаться от ответственности при «навигационной ошибке». Из принципа ответственности за вину сделано лишь одно исключение: перевозчик не несет ответственности в тех случаях, когда утрата, повреждение или задержка в доставке возникли в результате мер по спасанию жизни и разумных мер по спасанию имущества на море. Одно исключение сделано и из презумпции вины перевозчика, а именно, если утрата или повреждение груза произошло в результате пожара, перевозчик несет ответственность лишь в том случае, если лицо, заявляющее требование, докажет, что пожар возник по вине перевозчика, его служащих или агентов.

Нормы об ограничении ответственности в основном следуют решениям, одобренным Протоколом 1968 г. Ограничение ответственности за задержку в доставке, установленное Гамбургскими правилами, составляет 250 % фрахта, подлежащего уплате за задержанное количество груза. Резко повышен предел ответственности за место или единицу: он составляет около 1000 дол. США.

В новой Конвенции впервые получили определенное урегулирование вопросы оговорок в коносаменте и вопросы гарантийных писем. Конвенция содержит правило, согласно которому перевозчик, включая в коносамент данные о грузе, если он знает или имеет достаточные основания подозревать, что эти данные неточно соответствуют принятому грузу, либо он не имел разумной возможности проверить эти данные, может внести в коносамент соответствующую оговорку. В ней он должен конкретно указать на эти неточности, на основания для подозрений или на отсутствие разумной возможности проверки.

Любое гарантийное письмо, по которому грузоотправитель обязуется возместить перевозчику ущерб, вытекающий из того, что перевозчик выдает коносамент без оговорок, является недействительным в отношении любой третьей стороны, которой был передан коносамент. Во взаимоотношениях перевозчика и отправителя это гарантийное письмо является недействительным при условии, что перевозчик, не делая оговорку в коносаменте, имеет намерение обмануть третью сторону.

В Гамбургских правилах сделана попытка урегулировать проблему сквозных перевозок. Сформулированное в них правило осложнено целым рядом элементов, которые в определенных случаях могут затруднить или даже сделать сквозные перевозки невозможными. Для того чтобы освободиться от ответственности в тех случаях, когда перевозка осуществляется другим лицом, перевозчик должен уже при заключении договора указать конкретный участок пути, на котором она будет, осуществляться иным лицом. Это лицо должно быть заранее известно, перевозчику и указано в договоре. Ясно, что во многих случаях перевозчик не сможет это сделать.

Конвенция содержит статьи о юрисдикции и арбитраже, которые сформулированы таким образом, что практически сводят к минимуму возможность рассмотрения спора по месту нахождения перевозчика. Новая Конвенция в 2 раза по сравнению с Гаагскими правилами увеличила срок исковой давности: теперь он составляет 2 года.

Таким образом, единству правового регулирования морских перевозок приходит конец. В настоящее время эти перевозки регламентируются Гаагскими правилами или Гаагскими правилами с изменениями, внесенными Правилами Висби. С вступлением в силу Гамбургских правил появилась третья группа стран, придерживающаяся иного правового режима.

Международные ко ммерческие термины (Инкотермс)

В последней четверти XX века на одно из первых мест в сфере правового регулирования отношений сторон договора международной купли-продажи товаров вышли ненормативные методы унификации права международных контрактов. Данные методы используются в рамках Европейской экономической Комиссии ООН, Международной федерации инженеров консультантов FIDIC и Международной торговой палаты как при разработке модельных законов (например, модельные законы ЮНСИТРАЛ), так и в типовых контрактах, разрабатываемых специализированными международными организациями.

Среди различных правовых средств регулирования отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., национальные законодательства отдельных государств, различные Общие условия поставок) особое место занимают Правила толкования международных торговых терминов - Инкотермс (International Commercial Terms). Широкое распространение Инкотермс объясняется рядом причин.

Во-вторых, Инкотермс в ходе его исторического развития не только претерпел значительные изменения, следующие за техническим прогрессом прежде всего процессов транспортировки и обработки товара, но и получил признание со стороны деловых кругов многих стран.

Основной задачей Инкотермс является обобщение коммерческой практики международной торговли, согласование наиболее широко распространенных ключевых понятий и обеспечение их использования в виде общепринятых и не допускаемых неодинакового толкования понятий. В этой связи Международная торговая палата, являющаяся разработчиком различных рекомендаций для обеспечения стандартизации и единообразного применения тех или иных правил, связанных с внешнеэкономическим оборотом, не только последовательно публикует Инкотермс в различных редакциях (Инкотермс 1936, 1953, 1967, 1976 1980, 1990 гг.), но и обеспечивает потребности предпринимателей путем публикации Комментариев к указанным правилам (первый комментарий - к Инкотермс 1990, второй - к Инкотермс 2000), которые имеют важное практическое значение в договорной практике.

Целью разработки новой редакции Инкотермс 2000 является предложение сторонам контракта международной купли-продажи товаров на основе обобщения современной коммерческой практики возможности осуществления следующего выбора:

– минимальной обязанности продавца исключительно по представлению своих помещений для хранения товара с целью дальнейшей передачи его в распоряжение покупателя;

– более широкой обязанности продавца по передаче товара для перевозки либо номинированному покупателем перевозчику, либо перевозчику, который избирается продавцом и оплачивает перевозку, а также для осуществления страхования против возможных во время перевозки рисков;

– максимальной обязанности продавца по осуществлению передачи товара в пункте назначения.

– распределение обязанностей сторон по перевозке и страхованию товара, по обеспечению надлежащей упаковки товара, выполнению погрузо-разгрузочных работ;

– распределение обязанностей сторон по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза.

Юридические вопросы, предусмотренные Инкотермс, затрагивают следующие обязанности сторон:

– определение момента перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или случайного повреждения товара;

– распределение обязанностей сторон по получению экспортных и импортных лицензий.

Структурно все термины Инкотермс включают в себя ряд обязанностей продавца и покупателя.

Регулирование международных морских перевозок в законодательстве РФ

В 1998-2000 гг. в России приняты федеральные законы о ее участии в следующих многосторонних международных договорах по вопросам торгового мореплавания. Международная конвенция о спасании 1989 г.; Протокол 1979 г. «Об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте» от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.»; Протокол 1996 г. об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Россия продолжает участвовать в Международной конвенции об унификации некоторых правил относительно столкновения судов (1910 г.). Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. была ратифицирована Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Определяя всеобъемлющий режим в области морского права. Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации и др.).

Подобные документы

    Международное морское право, понятие и источники. Международно-правовой режим мирового океана: Правовой режим внутренних (морских) вод, территориального моря, прилежащей зоны, архипелажных вод, проливов, континентального шельфа, экономической зоны.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Формирование и развитие международно-правового режима Каспийского моря. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по определению статуса Каспийского моря.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Понятие территориального моря. Правовой режим внутренних морских вод. Действия, которые рассматриваются как нарушение мира, безопасности прибрежного государства. Использование пролива для международного судоходства. Проблемы охраны морской среды.

    реферат , добавлен 26.12.2013

    Классификация морских пространств, понятие и ширина территориального моря, особенности ее отсчета. Изучение режимов судоходства и определение правового статуса морского пространства по отношению к прибрежному государству. Юрисдикция территориальных морей.

    контрольная работа , добавлен 09.08.2010

    Понятие международных морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок. Международные соглашения как основной источник правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Договор "смешанной" перевозки грузов.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Понятия пассажира и перевозчика по Кодексу торгового мореплавания РФ, их обязанности и права. Порядок определения провозной платы. Международные договора, регулирующие отношения в торговом мореплавании. Международные коммерческие термины (Инкотермс).

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Правовое регулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов. Межстрановое морское право. Его источники. Определение режима торговых суден в открытом море и в территориальных водах, в международных проливах и каналах.

    контрольная работа , добавлен 23.06.2008

    Главная особенность международно-правового режима Антарктики. Протокол об охране окружающей среды. Промысел китов, особенности регулирования. Охрана государственной границы Российской Федерации. Случаи применения оружия командиром военного корабля.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2013

    Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев Российской Федерации. Ординарные и экстраординарные административно-правовые режимы. Правовой режим контртеррористической операции. Режим закрытого административно-территориального образования.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Правовое регулирование и основные нормативными акты об особо охраняемых природных территориях и объектах. Категории территорий: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы. Особенности организации управления, правовой режим и запреты.

Территориальные воды (территориальное море) - это морской по­яс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государст­ва. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового стату­са территориального моря. Каждое прибрежное государство устанав­ливает правовой режим территориального моря по своему националь­ному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница - это государст­венная граница прибрежного государства на море.

Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной тер­ритории является очевидность интересов данного государства в отно­шении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обес­печения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежа­щих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на по­верхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила при­брежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония и др.). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль: ФРГ - 3 морские мили, Норвегия - 4, Греция - 6. Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола - 20, Сирия - 35). В 80-х гг. XX в. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

1.От линии наибольшего отлива.

2.От условной линии внутренних вод.

3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых «меряется ширина территориальных вод. Разграничение может осуществляться и другими способами. При отсутствии соглашения между государствами их суверенитет не может распространяться за срединную линию.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.).

Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в нал водном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государ­ства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень дей­ствий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

1. Угроза применения силы или ее применение против прибрежно­го государства.

2. Любые маневры или учения с оружием.

3. Сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства.

4. Подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летатель­ного аппарата или иного военного устройства.

5. Погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в наруше­ние правил прибрежного государства.

6. Рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная дея­тельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу.

7. Создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображе­ниям безопасности в отдельных районах территориального моря пра­во мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповеще­нием об этом.

В свое время СССР сделал оговорку к ст. 23 Женевской конвенции о территориальном море 1958 г.: прибрежное государство вправе уста­навливать разрешительный порядок прохода иностранных военныхкораблей через территориальное море.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязан соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нару­шения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем до­смотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследо­вание может продолжаться до захода судна-нарушителя в территори­альные воды своего или третьего государства. Если преследование на­чалось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в от­крытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранны­ми судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода - военное или тор­говое. Международное право устанавливает иммунитет военных и го­сударственных некоммерческих морских судов: юрисдикция при­брежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отноше­нию к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода рег­ламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежно­го государства, игнорирует обращенное к нему требование об их со­блюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть тер­риториальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным ко­раблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм между­народного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены мар­шруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти до­говоренности были прияты по инициативе США.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвен­ции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через террито­риальное море, для ареста какого-либо лица или производства рассле­дования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

1. Последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства.

2. Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море.

3. Капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве.

4. Вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход ино­странного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осущест­вляться только по обязательствам или в силу ответственности, воз­никших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территори­альном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

СССР сделал оговорку к ст. 20 Женевской конвенции 1958 г. об им­мунитете всех государственных судов в территориальном море: при­менение к ним гражданской юрисдикции прибрежного государства возможно только с согласия государства флага. Оговорка была осно­вана на доктрине абсолютного иммунитета государства. В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Та­кой подход основан на господствующей в современном мире доктри­не функционального иммунитета государства.

Читайте также: