Тоже время обеспечивают удовлетворение материальных. Материальные и духовные потребности. Материальные потребности человека - примеры негативные

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и

  • Социальные - зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) - обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные - реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные - примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные - потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые - зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека - примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека - примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные - контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные - реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные - реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья?

Елена Мазова Эзотерика Отсутствует

Из книги вы узнаете о том, какой багаж знаний, мудрости, опыта, качеств, способностей и талантов вы принесли с собой из прошлых жизней, как, не усложняя себе жизнь, двигаться вперед, реализовываться в настоящем, получать и моральное, и материальное удовлетворение.

Вы узнаете о том, как по конкретным ситуациям жизни определить уровень своего духовного развития, какие качества следует развивать в себе и какими делами заниматься, чтобы приблизить состояние счастья.

Александр Степанович Грин Рассказы Отсутствует

«Я никогда не находил удовольствия в так называемых «светлых явлениях», отчасти по скучнейшей их одинаковости, законченности и шаблонности, отчасти по причинам необъяснимого происхождения, лежавшим, надо полагать, в основе моей души со дня рождения. Грубое, топорное зло тоже отталкивало меня, особенно если оно преследовало какую-либо практическую, материальную цель: деньги, наслаждения, вообще – корысть.

В жизни более всего нравилось мне зло обдуманное, бесцельное зло для зла, для спорта, для удовлетворения преступных инстинктов…».

Abamba, или Как я однажды заработал свою первую тысячу КВАН. <на любимом деле> # <с удоволь

Валерий Зимин Руководства Отсутствует Нет данных

Автор всю свою сознательную жизнь трудится. В школе, в институте, на работе и дома. Везде и всегда приходилось работать, трудиться. И когда был наемным работником , и даже когда свой бизнес открыл – либо удовлетворение моральное, либо материальное! Недавно случилось чудо – удалось и немного заработать, и получить удовольствие.

Одновременно! Я назвал это явление – Abamba!

Возрастные особенности счастливой жизни в России и Европе: эконометрический подход

Л. А. Родионова Социология Прикладная эконометрика. Научные статьи

В работе проведен сравнительный анализ влияния возраста на уровень счастья в России и европейских странах. Использовались данные European Social Survey по 29 странам за 2012 г. На основе логит-моделей упорядоченного выбора для уровня счастья получены оценки от возраста для каждой анализируемой страны.

Методами кластерного анализа все страны были разделены на несколько групп, в которых эффект возраста существенно различается. Россия оказалась в кластере стран, где в старшей возрастной группе (60+) уровень счастья продолжает снижаться. Были проанализированы детерминанты уровня счастья в разных возрастных группах, одной из существенных оказалась удовлетворенность материальным положением.

Полная Ж: жизнь как бизнес-проект

Радислав Гандапас Самосовершенствование Отсутствует

Многие уверены, что успех – это материальное благополучие и на пути к нему нужно обязательно чем-то жертвовать. Большинство из нас посвящают гораздо больше времени планированию своего бизнеса или карьеры, чем планированию собственной жизни. В итоге мы часто видим успешных, но на самом деле сильно уставших и не очень счастливых людей.

Поэтому настоящее решение – научиться полноценно жить не вместо бизнеса, а вместе с успешным бизнесом. Полноценная жизнь включает в себя удовлетворение всех основных потребностей человека. Это любовь, дружба, благосостояние, работа, здоровье и хобби.

Считается, что удовлетворенность всеми шестью составляющими является показателем полноценности жизни. И основной смысл стратегии полноценной жизни заключается в том, чтобы восстановить утраченный баланс, а затем поддерживать его и наращивать степень удовлетворенности.

Разумеется, баланс составляющих восстановить гораздо проще, чем поддерживать его постоянно. Но именно это и является полноценной жизнью – умение держать руку на пульсе и подтягивать те сферы, которые отстают, находить свою точку равновесия, свое счастье.

Учиться жить полной жизнью надо здесь и сейчас. Сейчас, когда мечты не теряют свою актуальность, и мы еще можем сами выстроить свою стратегию счастья. Ведь именно счастье – основная категория баланса полноценной жизни. И именно о нем эта книга.

Эффективность школьного образования: позиция учителей

Елена Авраамова Педагогика Научные доклады: образование

В научном докладе представлены результаты анкетирования учителей общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев) в рамках мониторинга эффективности школьного образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2016 г.

Участниками опроса стали 2206 учителей школ, расположенных в городских поселениях и сельской местности Челябинской области, Алтайского и Ставропольского краев. Рассмотрены позиции учителей по широкому кругу вопросов, относящихся к проблематике общего образования: кадровой ситуации в школах, качеству преподавания, профессиональному развитию учительского корпуса, требованиям к современному учителю, материальному положению и социальному позиционированию педагогических работников, удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью.

Особое внимание уделено вопросу о том, какие качественные изменения произошли в школьном образовании в результате организационно-экономических преобразований в данной сфере, а именно повысился ли уровень профессионализма учителей в условиях увеличения размера заработной платы.

Изнанка земного рая (сборник)

Владимир Свищенков Афоризмы и цитаты Отсутствует

Деньги и счастье – в современном обществе эти понятия стали чуть ли не синонимами. Но если человек не развивается духовно, то рост материального благополучия не только не делает его счастливым, но и является одной из основных причин нравственной деградации личности.

Ни для кого не секрет, во всяком случае для людей, знакомых, пусть даже в общих чертах, с основами духовной жизни, что даже самый интенсивный труд не в состоянии обеспечить человеку достаточное количество денег для удовлетворения жажды удовольствий, ведь питаемые наслаждениями страсти ненасытны и постоянно требуют «продолжения банкета».

Поэтому процесс обслуживания страстей, внешне напоминающий бесконечный бег за собственной тенью, изматывает человека морально и физически, не приводя к желаемому результату. Будучи солидарным с Платоном в том, что «без смешного нельзя понять серьезное», автор в популярной форме, не забывая про юмор и иронию, рассуждает о недугах человеческой души и ценностях современного общества в контексте вечных вопросов бытия.

Как получать то, что хочешь, и любить то, что есть

Джон Грэй Зарубежная психология Отсутствует

В этой замечательной книге-бестселлере не только раскрывается природа личного успеха, который не исчерпывается материальным благополучием или ощущением счастья, а напрямую связан с удовлетворением потребностей нашего истинного «я», – но и подробно описываются методы, с помощью которых мы можем соединиться со своей подлинной сущностью.

Лишь немногие имеют врожденную склонность добиваться личного успеха. Большинству из нас все-таки требуется обучение определенным навыкам и практикам – вместо того, чтобы полагаться на случай, судьбу, удачу или везение. И хорошей новостью является то, что вы можете научиться добиваться личного успеха.

Возможно, вы намного ближе к нему, чем вам кажется: чтобы жизнь обрела желаемую полноту, вам нужно всего лишь осуществить небольшие (но важные) изменения в стиле мышления, восприятия и действия.

Ваш проводник от нуля до Совершенства

Кирилл Губаревич Здоровье Отсутствует Нет данных

В книге описывается единственная в мире система всестороннего развития, комплексного удовлетворения потребностей и управления своей жизни, созданная в 1999 г. Система, направленная на материальное, социальное и духовное возрождение и развитие людей и общества, где материальное и духовное находятся в гармонии, а не в противостоянии друг другу.

Уже миллионы последователей избавились от проблем тела и души, забыли о финансовых трудностях и живут в радости и счастье, реализуясь через своё призвание.

В процессе возмещения затрат , получения прибыли или экономии заключена возможность создания и удовлетворения материального интереса. Принцип материальной заинтересованности предполагает заинтересованность хозрасчетного звена и отдельных его работников в рациональном использовании обособленного имущества, выполнении плановых заданий и повышении эффективности производства. Материальные интересы в сочетании с моральными пронизывают деятельность работников всех звеньев производства, поэтому полный учет их в системе хозрасчета создает предпосылки для дальнейшей интенсификации производства.  


Наибольший эффект от мероприятий по научной организации труда можно получить лишь в том случае, если их разработка и внедрение будут осуществляться в комплексе с научно обоснованными мероприятиями по совершенствованию техники и организации производства и управления, т. е. при условии взаимосвязанной работы всех служб и звеньев предприятия. Широкое внедрение НОТ должно сопровождаться усилением работы по воспитанию рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшего соблюдения государственной и трудовой дисциплины , дальнейшего развития материальных и моральных стимулов поощрения труда. Необходимо создавать условия, обеспечивающие каждому человеку заинтересованность в труде и удовлетворенность работой.  

И, наконец, десятое, последнее положение по месту, занимаемому в Моральных требованиях... , но не по значимости, - Уважай право частной собственности. Оно небольшое по объему, поэтому приведем целиком Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей все свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальный выигрыш.  

Время, в течение которого рабочий трудится на предприятии, называется рабочим днем. Продолжительность рабочего дня - величина изменчивая, но и она имеет определенные границы . Максимальная продолжительность рабочего дня определяется двумя факторами во-первых, человек не может работать двадцать четыре часа в сутки, поскольку ему необходимо время для сна, отдыха, принятия пищи, т.е. на восстановление способности трудиться. Во-вторых, граница рабочего дня определяется требованиями морального и социального характера, ведь человеку необходимо не только физическое восстановление сил, но и удовлетворение каких-то духовных потребностей . На фактическую продолжительность рабочего дня оказывают влияние такие факторы, как интенсивность труда , движение фаз промышленного цикла, уровень безработицы . Продолжительность рабочего дня определяется соглашениями между предпринимателями и профсоюзами.  

Руководитель должен чувствовать и четко представлять, как и почему производственное расписание может влиять на моральный уровень, удовлетворенность, производительность и др. результаты. Если они положительные, то менеджеры могут расширить эксперименты с расписанием. С другой стороны, может быть заинтересованность в таком расписании, при котором легко администрировать. В этом случае лучше всего сохранить традиционный график. Кроме того, может оказаться, что и многие работники без восторга относятся к нетрадиционным формам  

Главным средством материального удовлетворения являются величина заработной платы , премирование, предоставление бесплатных или льготных (по более низкой цене) путевок в санатории и дома отдыха. Социальное удовлетворение связано с улучшением жилищных условий, условий отдыха и лечения. Методы принуждения основываются на порицании и применении наказания за нарушение установленных норм. Наказание может быть моральным и материальным. Принуждение используется как средство воздействия на работников, не желающих добросовестно трудиться и соблюдать требования производственной и трудовой дисциплины.  

Степень активности трудовых коллективов во многом зависит от ряда факторов от уровня организации труда и удовлетворенности работников трудовой деятельностью характера взаимоотношений в коллективе, его социально-психологического климата , стиля работы руководителя морального и материального стимулирования и др. Это важные предпосылки дальнейшего развития различных форм участия трудовых коллективов в управлении производством . Для роста творческой активности работников важное значение имеют расширение круга выполняемых ими функций, преодоление профессиональной узости и ограниченности, функциональная гармонизация личности путем перемены трудовых функций и совмещения профессий , что обусловлено изменением характера и условий производства, усилением специализации и возрастанием степени автоматизации и информатизации трудовых процессов.  

Отличительной особенностью советских Г. з. являлась их массовость, подлинно народный характер. Число подписчиков на заем в 50-х гг. достигало 70 млн. чел. Займы в СССР играли не только хозяйственную роль, как , но и крупную политич. роль дружной подпиской на Г. з. трудящиеся СССР демонстрировали свое морально-политич. единство, сплоченность вокруг Коммунистической партии и готовность активно участвовать своими средствами в строительстве коммунизма. Важная черта советских займов - их производительное назначение. Средства, поступившие по займам, использованы для развития социали-стич. пром-сти и прежде всего для создания тяжелой индустрии, для подъема с. х-ва, развития культуры и удовлетворения др. общегосударственных потребностей в интересах всего народа. Тем самым гос-во создавало источники для погашения Г. з. и выплаты выигрышей и процентов по ним, не прибегая к повышению налогов, как это делают пр-ва капиталистич. стран. Экономич. роль выпускавшихся Советским правительством Г. з. характеризуется след, цифрами до начала Великой Отечественной войны трудящиеся дали взаймы гос-ву около 50 млрд. руб, в годы войны - 76,1 млрд. руб., за четвертую и пятую пятилетки - почти 254 млрд. руб. (эти и все последующие данные в настоящей статье приведены в номинальных суммах, без пересчета на новый масштаб цен).  

В качестве средства решения этой проблемы предлагается учреждать в аппарате управления хозяйственных систем должности консультантов или советников, которые надо предоставлять опытным кадрам после выхода на пенсию. Другое возможное решение заключается в создании института руководителей - наставников, функции которых соответствовали бы их возможностям и здоровью, принося им моральное и материальное удовлетворение. В третьем варианте признается целесообразным предоставление пожилым руководителям статуса ведущих специалистов с материальным вознаграждением на уровне руководителей.  

Сотрудники компании, не являющиеся ее руководителями, заинтересованы в получении как гарантий занятости и денежных выплат, так и морального удовлетворения от выполняемой работы. Как представители одной из заинтересованных групп, они в большей степени зависят от компании, чем ее акционеры, поскольку она дает им средства к существованию, и в меньшей степени, чем руководители, способны оказывать влияние и управлять событиями. Способность сотрудников к достижению своих групповых целей зависит от степени их организованности, потребности рынка труда в их специальных профессиональных навыках , а также понимания руководителями и акционерами важности мотивации работников . Таким образом, персонал компании не стремится к выставлению чрезмерно высоких требований. Осознание неизбежности изменения расходов, неопределенность и интересы вне фирмы заставляют их примириться с далеко не идеальным моральным и материальным вознаграждением, которые они получают от работодателей. Однако отказ в удовлетворении их минимальных ожиданий чреват созданием взрывоопасной ситуации, которая может привести к отказу сотрудников от выполнения своих обязательств по обеспечению высокого уровня качества и обслуживанию других заинтересованных групп.  

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ПО ПАРЕТО - понятие теории всеобщего благосостояния - перераспределение дохода или богатства от одного индивидуума к другому, при котором увеличиваются полезность и удовлетворение донора и реципиента (например в результате морального удовлетворения первого из них от его благотворительной деятельности). Это отражает наилучшее распределение ресурсов , товаров. Теорема о том, что общее рыночное равновесие является Перераспределением оптимальным по Парето, была доказана. Это означает, что, когда на рынке достигается взаимное равновесие интересов всех его участников, общая функция полезности максимальна. Это созвучно тому, что говорил Адам Смит в своем знаменитом утверждении о невидимой руке рынка.  

Важно, чтобы выполняемая работа нравилась и приносила моральное и творческое удовлетворение - успеха можно достичь только тогда, когда дело - смысл вашей жизни или периода жизни.  

Я говорю, что вещи полезны, если только они могут служить какому-либо употреблению, если они отвечают какой-либо потребности и позволяют ее удовлетворить. Таким образом, нам не нужно заниматься здесь тонкостями, с помощью которых термин полезное на обыденном языке располагают рядом с приятным между необходимым и излишним. Необходимое, полезное, приятное и излишнее - все это для нас является только более или менее полезным. Нет необходимости учитывать здесь также моральность или аморальность потребности, которой отвечает полезная вещь и удовлетворению которой она служит. То обстоятельство, что вещество нужно врачу для излечения больного или убийце, чтобы отравить свою семью, представляет собой очень важный вопрос с иных точек зрения , но с нашей оно совершенно безразлично. Для нас вещество полезно в обоих случаях и может быть полезнее во втором случае, чем в первом.  

Этот же процесс можно описать и в более традиционных понятиях противоречия между моральным и физическим износом вещи. Вы купили платье в прошлом году, его еще носить и носить, то есть физически оно еще не употреблено до конца. Однако покупатель в данном случае потреблял не платье как физическую вещь, а имидж модного платья. Мода прошла, поэтому надо покупать новое. Другая потребляемая идея постоянное обновление гардероба. Покупая все новые и новые вещи, человек потребляет не их физическую форму, а идею обновления убеждение себя в том, что я постоянно покупаю новую и хорошую одежду, приносит удовлетворение, а отнюдь не сама одежда, уберегающая от холода. Однако эта идея потребляется лишь как вечное движение , поэтому нет в том случае и не может быть насыщения. Поскольку потребляется не платье, а процесс обновления платьев, вызывающий восторг и зависть окружающих, что в свою очередь приносит временное наслаждение и толкает вперед. В развитых странах в каждой группе населения, имеющей свою субкультуру, устанавливаются неписаные нормы обновления основных предметов потребления через определенный срок, который гораздо короче, чем срок физической службы предмета. Чем богаче группа, тем короче жизненный цикл предметов потребления . Чтобы удовлетворить потребность в самоидентификации с группой, ее член вынужден придерживаться этого цикла. В этом случае потребляются фактически не столько сами эти физические предметы (хотя это и имеет место), сколько идея поддержания жизненных стандартов данной группы (например, в высшем среднем классе США не принято ездить на автомобилях старше 5-6 лет).  

Предпринимательство - процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага . Он предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым.  

Причины увольнения, вызываемые неудовлетворенностью, тесно связаны с факторами текучести, под которыми понимают условия труда и быта работников (содержание и организация труда , система морального и материального стимулирования , организация производства и управления, стиль руководства и взаимоотношения в коллективе, система профессионального продвижения, обеспеченность жильем, санитарно-гигиенические условия труда и т. д.). Факторы текучести можно сгруппировать по степени возможного целенаправленного воздействия на них управляемые, частично управляемые, неуправляемые. К первой группе относятся материальные факторы производства и быта рабочих (характер, условия и организация труда , обеспеченность различными материальными благами), ко второй группе - субъективные факторы производства (удовлетворенность работников различными сторонами производственной деятельности), а к третьей - природно-климатические и демографические процессы. Указанные факторы выявляются при анализе процесса текучести в подразделениях.  

Однако для тех служащих, чей уровень мотивации можно назвать отличным поведением, работа является более желанной частью жизни, приносящей награду и удовлетворение. Исследователи подсчитали, что служащие обычно не работают в полную силу и экономят около 20% своей энергии, а выкладываться на все 100% начинают лишь в том случае, если уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены. На этом уровне ценность для служащих имеет не только материальное поощрение , но и моральное. Задача менеджера очевидна, создать служащим возможности для удовлетворения полного спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и навыки.  

Все интервью должно быть пронизано мыслью о том, что главная цель всей деятельности фирмы и в частности производства данного товара - удовлетворение нужд и потребностей потребителей , служение обществу, работа для улучшения жизни людей и решения их проблем. Эта мысль должна быть воплощена не в отдельные лозунги, а органически сливаться с интервью. Например, фирма выпускает протезы, которые позволяют инвалидам, лишенным обеих ног, свободно передвигаться без утомляемости в течение 16 часов. Через все интервью красной нитью должна проходить мысль, что основная задача , которую ставила перед собой фирма, разрабатывая и производя протезы, - помочь инвалидам стать полноправными членами общества и избавить их от моральных и физических страданий.  

Раздел IV. Улучшение жилищных и социально-культурных условий. Здесь планируются мероприятия по дифференциации и регулированию заработной платы , совершенствованию системы материального и морального стимулирования работников, рациональному распределению коллективных фондов. В этом разделе определяются также основные направления совершенствования социально-бытовых условий развитие жилищного и социально-культурного строительства улучшение медицинского и бытового обслуживания, общественного питания , обеспечения детскими, спортивными и другими учреждениями удовлетворение социально-культурных потребностей.  

МЭЙО ЭЛТОН (Mayo Elnon) (1880-1949) -американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции М. сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его соц. и психологическое положение на производстве. По мнению М., основная задача менеджмента - поставить на службу соц. и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству , основной мотив эффективной работы - обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи М. заключаются в следующем а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека него свободой б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию - это способствует соц. стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провозгласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экон. - социально-психологическими (благоприятный моральный климат , удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции "гуманизации труда", "просвещения служащих", "групповых решений". С 1927 по 1932 г. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне ("Хоторнские эксперименты"), которые положили начало исследованию неформальных групп. М. и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как соц. систему.  

Степень активности работников, в том числе при разработке решений, во многом зависит от таких i организации труда и удовлетворенность работников трудовой деятельностью, характер взаимоотн социально-психологический климат в нем, стиль работы руководителя , состояние воспитательной состав и доступность поручений, моральное и материальное стимулирование , регулярность прот мероприятий (с учетом повестки дня, уровня организационно-технической подготовки , конкретности различных мероприятий).  

Во-вторых, досуговая деятельность основана на самостоятельном (свободном) выборе варианта поведения. Характер поведения зависит от ценностей и интересов личности, которые определяют мотивы действия /- внутренние волевые побудители. Выбор формы досуга диктуется чувством внутреннего удовлетворения, которое человек испытывает во время того или иного занятия. Именно цепочка ценности - интересы - мотивы позволяет раскрыть значимость сделанного выбора, его обусловленность внутренним миром человека (уровнем культуры) и направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей. Направленностью на развитие, воспроизводство (рекреацию) или моральное и физическое разложение.  

Покидая завод, я попросил гида, профессора Токийского университета г-на Хироцу (Hirotsu), перевести заголовок диаграмм, виденных мною во многих местах предприятия. Оказалось, что диаграммы графически показывали изменения морального настроя и удовлетворения коллектива, оцениваемые и статистически анализируемые ежемесячно.  

Социалистическая система воздействовала на человека через основные жизненные гарантии и удовлетворение потребностей . Труд рассматривался как обязанность человека в обмен на социальные гарантии. Важным было воспитание в человеке чувства долга перед обществом за предоставленные гарантии. Капиталистическая система воздействовала через возбуждение желаний увеличить потребление. Жизнь человека воспринималась разделенной на две части работу и досуг. Основное воздействие направлялось на досуг. Работа - как плата за досуг. Индивиду предлагалось все большее и более разнообразное количество удовольствий, которые он мог получить в обмен на свой труд. Размеры оплаты труда де-факто были в прямой зависимости от суммы предложений по досугу. Качество досуга при этом не могло быть связано с качеством труда . Эта связь слишком абстрактна для людей и не может ими восприниматься как реальность. Я произвожу больше, больше работаю, чтобы получить больше различных благ - это главная моральная ценность , которая являлась основой для самомотивации в капиталистической системе. Качество труда определялось совокупностью требований, которые работодатель устанавливал для наемных работников , выполнение которых стимулировалось возможными наказаниями, увольнениями и весьма искусственными системами поощрения. Самомотивация предпринимателя была направлена только на увеличение доходов, качество предлагаемых им товаров и услуг рассматривалось им как неизбежные потери, которые нужно нести, чтобы продать, на современном жаргоне - вставить, товар или услугу потребителю.  

Такова система, изложение и доказательство которой я даю сегодня со всей возможной тщательностью и обстоятельностью, но это система, которую я уже излагал и доказывал в четырех первых исследованиях моей Математической теории общественного богатства в 1873-1876 гг. и в первом издании Элементов чистой политической экономии 1874г. и 1877г. Как только основа всей теории мне стала ясна, я счел своим долгом сообщить об этом в Академии моральных и политических наук в Париже с этой целью я подготовил первое из указанных выше исследований и дал в нем решение задачи максимального удовлетворения потребностей каждого обменивающегося лица через пропорциональность интенсивностей последних удовлетворенных потребностей меновым стоимостям - для случая обмена в натуре двух товаров одного на другой, а также решение задачи определения соответствующих текущих цен двух товаров через повышение цены в случае превышения спроса над предложением и понижения в случае превышения предложения над спросом. Академия приняла это сообщение самым неблагоприятным и наименее ободряющим способом. Я рассердился за это на упомянутый научный корпус и, осмелюсь сказать, после двойного несчастья, когда он увенчал Канара и проигнорировал Курно, он сделал бы правильнее - в собственных же интересах, - если бы более явно подтвердил свою компетенцию в данной области. Но что касается меня, то плохой прием Академии принес мне скорее удачу, ибо - как по содержанию, так и по форме - доктрина, к которой я пришел двадцать семь лет назад, проделала с тех пор значительный путь.  

В отдельных компаниях. принято каждые три года повы-, шать или перемещать работников. "Вертикальные и "горизонтальные" подвижки связаны и взаимодействуют между собою - встать на ступеньку выше больше шансов имеет тот, кто перед тем проделал несколько "горизонтальных" перемещений. Логика тут такая сменяя участки, цеха, человек лучше узнает производство, расширяет свой профессиональный кругозор, демонстрирует свою способность применить знания и способности в различных условиях. Что же касается частых повышений, то здесь высшее руководство ставит перед собой ряд целей одновременно. Повышение дает людям законное моральное удовлетворение, в том числе и от престижного выделения, привязывает их к фирме, а кроме того тем самым обеспечивается действие определенных организационных принципов, когда на каждый трудовой коллектив наложена как бы густая административная сетка. По наблюдениям американских специалистов по управлению, она в Японии в полтора раза гуще, чем в США.  

Смотреть страницы где упоминается термин Моральный и удовлетворенность

:                         Менеджмент в организациях (1995) -- [

психология

У*""*47 5 М.Ю. СЕМЕНОВ

Е. Г. ЕФРЕМОВ

МАТЕРИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

В статье проведен содержательный анализ понятия "материальная удовлетворенность" с точки зреюм психолога. Предложено определете материапной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда во-шт урове№ точного благосостояния, уровеш материшыых потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материалов потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Результаты исследовании К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности.

Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенность человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье будет предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Что такое "материальная удовлетворенность" и сфера материального? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (нарример, образо-

вание или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. "По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пшце, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизаци-онного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия". Поэтому в сознании людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности/неудовлетворенности в работе В. Д. Рубинштейн .

Одной из задач нашего исследования являлось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений, основываясь на определении понятия "удовлетворенность", предложенном Е. П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение. Материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, с точки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность-долгосрочная оценочная функция материального обеспечения. Материальная удовлетворенность является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальная удовлетворенность зависит от силы материальных потребностей, от величины желаемого и имеемого материального блага.

Материальное удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело - удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку.

Таким образом, материальная удовлетворенность определяется:

Предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей,

Положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем,

Силы материальных потребностей,.

Величина желаемого и наличного материального блага.

Это определение близко к позиции К. Левина, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) ее достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов, которое выражается в следующей мысли: "...основным механизмом функционирования мотивации... является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)". (4, с. 347] Закрепляется поведение, а значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность.

Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние

Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1).

У МП = Г (МО)

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности.

Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности. Но такое определение требует уточнения.

В первом приближении можно утверждать, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции.

1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности:

а) материальная удовлетворенность - бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный "нищенский" образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага;

б) материальная неудовлетворенность - бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (график 1).

Уровень материальной удовлетворенности а

График 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму.

Таким образом, при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имеемое), мы выделяем и внутреннее состояние - потребность в материальных благах - как желаемый уровень благосостояния. Построим таблицу.

Похожая схема используется Е. Б. Фанталовой [б] при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность.

Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных:

= {(МО, МП),

Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности

Соотношение уровня благосостожия и силы потребное™ Состояние

Имеемое = Желаемое Удов летворенные

Имеемое «Желаемое Неудовлетворенные

Имеемое »Желаемое Удов лет воренныа/неудов летв оранные

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей.

2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения:

а) человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек,"... там царь Кощей над златом чахнет..."). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, что важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы;

б) человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с иной неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность;

в) человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством ит. д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности;

г) человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности.

д) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Маслоу как самоактуализиру-

ющиеся личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд - радости1". Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине" . У этих людей есть материальная удовлетворенность.

Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены на графике 2.

Уровень удовлетворенности благосостоянием

Уровень личного благосостояния

График 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен.

Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоянием.

Таким образом, можно предположить, что удовлетворенность материальным положением зависит от:

Уровня личного благосостояния,

Возможности человека различать материальные и нематериальные потребности,

Уровня материальных потребностей,

Направленности и интересов личности.

Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов:

Умп =Г(МО,МП,Н-И), (3)

гдеУмп - уровень материальной удовлетворенности, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей, Н - направленность личности, И - интересы личности.

Личностные факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет: 2-а: социальное признание; 2-6, вид: самореализация; 2-г: служение.

Уровень материальных потребностей -желаемое - можно рассматривать как силу потребности (см. Е. Б. Фанталову ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он зависит от сложившейся системы матери-

альных расходов, тех норм материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т. п.

Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека.

Таким образом, в данной статье мы предложили определение материальной удовлетворенности, выделили факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, предыдущее удовлетворение материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Литература

1. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. - М.: Издательский дом "Грааль". -1998. - 511 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.: ил.

3. МагунС. В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 86-93.

4. Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

5. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. - Декабрь, 2000, вып. 13, - С. 154 - 156.

6. ФанталоваЕ. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". - М.:Фолиум, 1997,48 с.

7. ФенькоА. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1,2000. С. 50 - 62.

8. Maslow A Self-actualizing and Beyond. // Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

9. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.

СЕМЕНОВ Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры общей психологии ОмГУ.

ЕФРЕМОВ Евгений Георгиевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии. ОмГТУ.

УДК 159.947.5 В. С. КУБАРЕВ

Ю.В МАЦНЕВ М. Ю.СЕМЕНОВ

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет

БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ

КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ

В статье, проведен содержательный анализ биржевой деятельности как особого вида игровой деятельности взрослых. Большинство современных зарубежных психологов рассматривают игры взрослых с точки зрения психоанализа. Авторы выделили конструктивные и деструктивнее мотивы в играх взросл.н. Непредсказуемость поведения биржевого рьвжа, высокая степень и цена риска порождают иррациональные способы поведетя и использование бессознательных мотивов через механизм проекции. Авторы выделили три основных фактрра, которые определяют эффективность деятельности биржевика: личност-№|й фактор, предполагающий анализ бессознательных мотивов и постоянную эмоциональную саморегуляцию; социальный фактор, предполагающий независимость принимаемых решеюм от влияжя биржевой толпы; мыслительный фактор, предполагающий региональное принятие решений.

Современная психология все более распространяется на различные сферы экономической деятельности человека. Так называемый «человеческий фактор» в современной экономике приобретает ведущее значение. Биржевые торги как особый экономический феномен должны быть рассмотрены, в том числе и с точки зрения психологии. Так, А. Эддер указывает на три основных психологических фактора эффективности биржевика:

а) «разумная психология», предполагающая контроль над своим эмоциональным состоянием;

б) учет влияния биржевой толпы на сознание индивида;

в) контроль над капиталом, предполагающий разумное вложение своих денежных средств.

В работе Элдера, с точки зрения психоаналитической концепции, биржевая деятельность рассматривается как азартная игра, где «ставка делается на

В предыдущем изложении речь шла преимущественным образом о жизненных потребностях человека, экономической природе потребностей и о благах как источниках удовлетворения потребностей. Сконцентрируем теперь внимание на рассмотрении разнообразных видов потребностей и различий индивидуальных, групповых, коллективных, общественных потребностей.

Материальными потребностями называют потребности людей, удовлетворяемые посредством благ в материально-вещественной форме, в виде вещей, предметов, энергии. Это самая разнообразная группа нужных людям объектов, количество разновидностей которых исчисляется миллионами. Через каждые двадцать-тридцать лет количество создаваемых в мире видов материальных продуктов удваивается.

К материальным принято относить потребности в таких вещах, предметах, как продукты питания, одежда, обувь, жилище, сырье, строительные материалы, топливо, машины и многие другие материальные объекты. В действительности эти средства нужны людям не сами по себе. Организм человека нуждается не в продуктах питания, а в белках, жирах, углеводах, витаминах, содержащихся в этих продуктах. Одежда и обувь нужны людям не как таковые, а для защиты тела от непогоды и посторонних взглядов, для украшения. Люди нуждаются не в дровах и других видах топлива, а в производимом ими тепле, не в электрических лампочках, а в свете, не в автомобилях и поездах, а в перевозке, перемещении грузов и пассажиров. Разве что только питьевая вода воплощает в себе непосредственно и потребность, и средство ее удовлетворения.

Но люди настолько свыклись с удовлетворением потребностей посредством конкретных вещей, предметов, товаров, что стали считать эти объекты потребностями, нуждами. Мы говорим о нехватке лекарств и врачей, когда недостает здоровья, об отсутствии достаточного количества воздуха, когда организм не получает нужного ему кислорода.

Подчеркнем и то обстоятельство, что прямые, непосредственные, конечные материальные потребности людей, обусловливают потребность в средствах их удовлетворения, для создания которых необходимо множество других вещей. Потребности в пище удовлетворяются продуктами питания, производимыми из продукции растениеводства, животноводства, для чего требуется использование кормов, удобрений, воды, энергии, машин. Для производства машин нужны черные и цветные металлы, пластмассы, оборудование. Производство металлов, в свою очередь, порождает потребность в руде. Все эти косвенные, производные от основных, экономические потребности принято именовать производственными, так как они удовлетворяются в основном посредством материального производства.

Многие потребности людей в услугах обладают материально-веществе иной природой. Хотя сами услуги представлены не вещами, а рядом видов деятельности, в осуществлении которых нуждаются люди, оказание многих услуг непосредственным образом связано с использованием предметов, вещей, материалов, энергии. Услуги по стирке, чистке, мойке требуют применения моющих и чистящих средств, стиральных машин. Услугам по ремонту сопутствует использование материалов и запасных частей. Оказание образовательных услуг основывается на применении материальных носителей информации, технических средств обучения. Лечебные услуги врачей сопровождаются приемом лекарств, использованием медицинского оборудования.

Связь между потребностями в услугах и вещами, посредством которых оказываются услуги, иногда настолько велика, что о потребностях в услугах говорят как о нуждаемости в предметах по оказанию услуг. Так, потребность в лечении ассоциируется с нуждой в лекарственных средствах, потребность в перевозке грузов и пассажиров - с необходимостью иметь автомобиль, потребность в обучении - с доступностью учебной литературы.

Так что услуги представляют типичный случай сочетания потребностей в изменении качества потребляемых благ и соответственно условий жизни, состояния людей с потребностью использования в этих целях предметов, обладающих материальной, вещественной сутью.

Наряду с потребностью в материальных благах людям свойственны потребности в благах, не обладающих чисто вещественной природой и не представленных в виде оказания услуг материального характера одними людьми другим людям. Это потребности особого характера, именуемые духовными. Издревле известна истина: «Не хлебом единым жив человек». Людям столь же нужна духовная пиша для ума и души, которую в экономике называют духовными благами. Потребность в духовных благах не столь явна и очевидна, как нужда в пище, одежде, жилье, тепле, но от этого настоятельность данной категории потребностей не уменьшается.

Главное отличие человека от животных состоит в присущих ему разуме и сознании, имеющихся у зверей лишь в зачаточном состоянии. Наличие мышления, психической деятельности требует поддержания этих процессов, постоянного осмысления собственного существования и контактов с окружающим миром, выработки линии разумного поведения и отношения ко всему сущему. В этом собственно и выражена природа духовных запросов как следствия духовной жизни человека, потребностей его души.

Без духовной, интеллектуальной пищи современный человек не способен существовать. При отсутствии или недостаточности такой пищи человек становится неполноценным существом, деградирует и даже погибает. Одна из самых страшных пыток - лишение возможности говорить, слушать, читать, писать, общаться с другими людьми, рассуждать, обмениваться мнениями, свободно мыслить, обладать собственной точкой зрения. В условиях предельных ограничений духовной деятельности человек постепенно теряет разум, сходит с ума, вырождается как творческая личность, становится человекоподобным существом. Известны случаи, когда дети, случайно попавшие в изолированный от людей мир и выросшие в этой среде, теряли человеческий облик.

Духовный мир людей зиждется на информационной основе. Мысли, образы, представления, ощущения, намерения, фиксированные в сознании, обладают информационной природой, представляют разные виды информации. Духовная пища, получаемая человеком извне и творимая им самим, в конечном счете, есть информация в виде образного представления, моделей реального мира, знаний, сведений, данных. В этом смысле полезная, нужная информация есть самое распространенное духовное благо, потребность в котором присуща всем людям.

Духовные запросы, потребности людей и способы их удовлетворения разнообразны. Человек воспринимает, получает информационный продукт, пищу для ума с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Люди вооружены такими средствами духовного общения с себе подобными, как язык, письменность, речь, жесты, мимика, взгляд. Разумные существа способны творить духовную пищу посредством мышления, рассуждений, анализа мнений, приобщения к знаниям, наблюдения за объектами, процессами в природе и в обществе. Все это вместе взятое представляет обширный арсенал интеллектуальной жизни людей, способов удовлетворения их духовных нужд, желаний.

Духовный, информационный продукт потребления отличается от вещественного в первую очередь видом материи, в котором он существует и из которой сотворен. Принципиальная особенность духовной, бестелесной материи, в сравнении с вещественной, состоит в том, что интеллектуальный продукт не расходуется, не уменьшается по мере его потребления. Одной и той же порцией духовной пищи, например знаний, можно насытить потребности множества людей, и от этого масса «духовной порции» не убудет. Другое дело, что пища духовная устаревает, нуждается в обновлении и пополнении, так как потребности в ней растут количественно и качественно. Кроме того, потребление, использование готового интеллектуального продукта, информации связано с необходимостью затрат усилий на его распространение, передачу, обработку, усвоение.

Важно знать и понимать, что создание интеллектуальных ценностей, производство информации, удовлетворение духовных запросов человека, людей, общества столько же тесно связаны с экономикой, как и производство вещей, оказание материальных услуг. Духовная пища не достается людям из естественных источников как результат природных процессов. Для ее создания необходима мозговая, мыслительная деятельность , требующая затрат вещества, материалов, энергии, времени, денег. Духовный информационный продукт фиксируется, отображается на материальных носителях в виде книг, журналов, газет, фотографий, изображений, записей на дисках, пленках, без производства которых замерла бы духовная жизнь. Радио, телевидение, кино, компьютерная техника, средства передачи и преобразования информации, информационные сети, такие как Интернет, служат удовлетворению потребностей в духовном продукте.

Так что результат интеллектуальной, информационной деятельности правомерно считать экономическим, платным благом. Производя духовые блага, информацию для своих личных нужд с помощью собственного мыслительного аппарата, человек получает их как бы бесплатно, но и в этом случае имеют место затраты ресурсов и создается обладающий ценностью, стоимостью продукт. Поэтому даже духовное производство для себя опирается на экономическую основу.

Ресурсозатратность процесса создания и использования духовных благ, их платность для потребителей, возможность продавать и покупать духовные ценности свидетельствуют, что удовлетворение интеллектуальных запросов имеет непосредственное отношение к экономике. Потреблению духовных благ предшествуют их производство, распределение, обмен, но в специфических формах, во многом отличающихся от аналогичных экономических процессов получения и применения материальных благ.

Исторический опыт подтверждает присущую цивилизации закономерность, согласно которой духовные запросы человека и общества возрастают в большей степени, чем материальные потребности. В итоге наблюдается тенденция увеличения доли экономики, призванной удовлетворять потребности в духовном продукте, в интеллектуальных, информационных услугах.

В предыдущем изложении основное внимание уделено описанию проявления потребностей на уровне отдельного человека, семьи. Но потребностям присущ в равной мере как индивидуальный, так и коллективный, массовый характер. Коллективные, а в более широком смысле общественные потребности, обусловлены наличием ряда жизненных проблем, отражающих нужды и затрагивающих интересы многих людей одновременно, в целом. В связи с этим потребности разделяют по уровням согласно мере их общности, выделяя потребности человека, семьи, социальной группы, производственного коллектива, организации, отрасли, региона, страны, государства, мирового сообщества, о чем подробнее сказано далее.

К общественным принято относить потребности, характерные для значительных по масштабу общностей людей, связанные с общественным характером, совместным существованием этих людей в едином социуме, географическом и социальном пространстве. В силу социальной природы таких потребностей их включают в группу социальных. Социальные потребности могут быть материальными и духовными, потребностями в услугах. Но главное в них иное - они обусловлены необходимостью многих людей жить вместе, сосуществовать в условиях взаимосвязей и взаимодействия, сотрудничества, взаимной поддержки и помощи, обеспечения коллективной безопасности, защиты от общих угроз. Задача удовлетворения социальных потребностей распространяется как на социальную общность в целом, так и на отдельных членов этой общности - индивидуумов,граждан,семей.

Рассмотрим наиболее значимые виды общественных, социальных потребностей и средств их удовлетворения.

Общественный характер жизнедеятельности в современном обществе порождает потребность в передвижении, перемещении товаров, взаимных контактах, информационном обмене. Данный круг потребностей в широком смысле слова относят к потребностям в коммуникациях. Удовлетворения таких потребностей позволяют достичь средства железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, трубопроводного транспорта, транспортные магистрали, средства почтовой, телефонной, телеграфной, телефаксной связи, радиосвязи, спутниковой связи. Экономика призвана создавать и развивать средства коммуникаций и обеспечивать их доступность, возможность повсеместного использования.

В современных условиях, характеризуемых сокращением свободного жизненного пространства, ростом городов, загрязнением окружающей природной среды вредными производствами, увеличением количества и напряженности движения транспортных средств, нарастанием конфликтных ситуаций и преступности, люди все больше нуждаются в безопасности, в защите от угроз их жизни и благополучию. Наиболее опасными стали стихийные бедствия, терроризм и бандитизм, дорожно-транспортные происшествия, антиобщественные деяния, и, конечно же, вооруженные конфликты, грозящие перерождением в войну. Создавая средства защиты, спасения, противодействия, обеспечивая ими милицию, полицию, армию, другие силовые структуры, пожарные службы и службы реагирования на чрезвычайные ситуации, экономика способна снижать угрозы, уменьшать риск населения, граждан оказаться жертвами упомянутых опасностей.

Престарелые, инвалиды, безработные, малолетние дети и многодетные семьи, бедствующие, невинно пострадавшие люди нуждаются в социальной защите и помощи, оказываемой государством, страховыми фондами, благотворительными организациями. Социальная поддержка этих слоев населения обеспечивается путем предоставления денежных средств, оказания бесплатных или частично оплачиваемых услуг, удовлетворения потребностей в отдельных видах материальных и духовых благ.

Социальный характер присущ потребностям в получении знаний на основе образования, в приобщении к культурным ценностям. Эти духовные потребности в разной степени свойствены каждому отдельному человеку, но в то же время, будучи массовыми, приобретают общественное содержание. Уровень воспитанности, образованности населения, развитие науки и культуры в стране суть показатели прогресса государства и общества в целом. Поэтому образование и культура нужны и каждому, и всем вместе. Чтобы удовлетворить эти потребности, приходится расходовать часть экономических ресурсов на нужды науки, образования, воспитания, культуры, искусства.

К числу первостепенных относится потребность в здоровье, в его сохранении, поддержании, в предотвращении потери здоровья. Здоровым стремится быть каждый, но, в целом, это общественная, социальная потребность. Недаром же говорится о здоровье нации, народа. Уровень здоровья населения как социальный показатель измеряется средней продолжительностью активной человеческой жизни в стране или регионе, о чем свидетельствуют также число и тяжесть заболеваний. Экономический арсенал средств охраны здоровья включает медицинский персонал, лекарственные препараты, приборы и оборудование для лечения больных, санатории и курорты, предметы лечебно-оздоровительной физической культуры. На удовлетворение потребностей в здоровье ориентирована значительная часть экономики, называемая экономикой здравоохранения. Здоровье поддерживается также экономическими условиями жизни. В итоге есть все основания считать здоровье не только физическим и физиологическим, но и экономическим благом.

Большинство людей испытывают потребность в труде, в трудовой деятельности. Такая потребность сочетается с необходимостью, а в известной степени - с обязанностью. Труд - условие существования людей, человечества. Потребность в труде имеет двоякую природу. С одной стороны, труд нужен как источник получения благ, денежных доходов, возникающих в результате трудовой деятельности. В подобном трудовом результате нуждаются и отдельные люди, и общество, государство. С другой стороны, нормальный человек испытывает внутреннюю потребность участвовать в трудовом процессе как в форме творческого созидания, самопроявления, реакции на позыв к активной жизни. Труд самым тесным образом связан с экономикой как основной источник материальных и духовных экономических благ.

Люди нуждаются в наличии пространства, простора и свободы экономических действий, создающих возможность варьирования и выбора ресурсов, рациональных способов их использования, творческого, инициативного экономического поведения. Экономические свободы столь же важны, как политические. Они представляют одну из своеобразных форм экономических благ, удовлетворение потребностей в которых играет существенную роль для человека, семьи, коллектива, народа, общества. Наличие широкого поля свободы экономических действий, осуществляемых путем формирования и применения ресурсного потенциала в рамках естественных ограничений, есть основное условие создания эффективной, результативной экономики. А эффективная экономика способна наиболее полным образом насыщать многочисленные индивидуальные и коллективные нужды.

При всей важности потребностей в экономической свободе такая свобода не может и не должна быть безграничной. Во-первых, свобода деятельности сковывается ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего природных, в итоге, достающееся одним не достается другим. Во-вторых, что еще более важно, чем шире свобода для одних экономических субъектов, тем больше опасность ущемления, ограничений, нанесения ущерба другим, связанным с этими субъектами, участникам экономической деятельности. Например, свободное использование речной воды промышленными предприятиями наносит вред рыборазведению и рыболовству. Свободное повышение производителями и продавцами цен на товары и услуги приводит к нежелательному росту расходов потребителей. Свободная продажа и свобода употребления спиртных напитков, табачных изделий, оружия, наркотических средств влекут за собой угрозу жизни и здоровью людей.

Отсюда следует, что наряду с потребностью в свободе экономической деятельности существует потребность в ее ограничении определенными рамками, условиями. Это, прежде всего, общественная, социальная потребность, но ее действие распространяется на всех участников экономических процессов. Как свидетельствует жизнь, необходимы согласованность, координация действий экономических субъектов, участвующих в совместной деятельности или оказывающих своими действиями влияние на деятельность других.

Иначе говоря, общественным образом организованное хозяйство нуждается в управлении, направляющем и согласовывающем производство, обмен и потребление множества разных товаров и услуг. Управление опирается на сочетание допустимых экономических свобод и неизбежных ограничений, а то и запретов, установленных законами, положениями, решениями органов управления, правилами экономического поведения.

Завершая рассмотрение потребностей, отметим, что в экономической теории они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Насыщаемые потребности характеризуются наличием предельного количества благ, достаточного для их полного удовлетворения. Обычно семья не нуждается более чем в двух-трех холодильниках. Мужчине, и даже женщине, достаточно иметь пять-десять пар обуви. Как отмечает в шутку автор одного из учебников по экономике, человек не нуждается более чем в одной операции аппендицита. Ненасыщаемые потребности не имеют явно выраженного предела достаточности их количества. К ненасыщаемым относятся потребности в знаниях, культурных ценностях, для ряда людей это потребности в богатстве, деньгах, славе.

Читайте также: