Участие детей в церковном богослужении — Куломзина С.С. Проведение обряда: в какие дни причащают детей в церкви

Дети — будущее страны, и от того, какими вырастут сегодняшние дети, зависит судьба России. Только развитое и образованное поколение может обеспечить благополучную жизнь народа. Во времена Советского Союза школьное образование при всех его недостатках было одним из лучших в мире. В наше время школьное образование постоянно реформируется по западным образцам, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Большой потерей в образовании стала его деидеологизация, усугубляемая пропагандой принципов «бери от жизни все» в средствах массовой информации. В результате отсутствия мировоззренческой подготовки начало формироваться поколение, «выбирающее пепси». Свидетельства этого процесса можно видеть на каждом шагу.

Вот почему не только люди с православным сознанием, но и многие люди, далекие от православия, с тревогой, верой и надеждой готовят своих детей к новому учебному году — началу большой работы детей по освоению страны знаний, в которой детей ждет немало испытаний и трудов.
Формирование интеллекта человека и его базы знаний идет параллельно с развитием его духовной сферы. Плодотворное влияние духовного развития на способности ребенка к образованию, несомненно. Достаточно вспомнить житие преподобного Сергия Радонежского, которому в детские годы обучение давалось с большим трудом, и только благодаря духовному развитию появились способности к обучению.

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Церковь всегда одобрительно относилась к образованию, а в прежние времена, при нехватке школ, и сама выполняла просветительскую работу. В наше время Церковь проводит обучение всех желающих, в первую очередь детей, основам православия. И, конечно, Церковь молится, прося у Господа помощи всем учащимся.

В церкви святого Александра Невского в Вербилках уже стало традицией в последнее воскресенье августа, накануне начала учебного года благословлять детей на учебу. Благословение детей проводится после воскресной литургии во время водосвятного молебна.

В этот день на литургию приходит особенно много детей всех возрастов с родителями.

Для воцерковленных детей участие в литургии уже стало привычным делом. Маленькие дети и дети, которые редко посещают Богослужения, пока еще робеют и жмутся к родителям.

В этот день на службе детей заметно больше чем во время обычной воскресной литургии. Обычно в воскресные дни на литургию в храм святого Александра Невского родители приводят в основном маленьких детей — причаститься. Сегодня среди детей преобладают дети школьного возраста. В многодетных семьях на службу и на благословение приходят все дети.

Воцерковленные дети перед началом службы самостоятельно ставят свечи и прикладываются к иконам.

Воскресная литургия проходит по своим установленным канонам. Проводится каждение, читаются Евангелие и Апостол

Священник читает молитвы в алтаре.

Прихожане участвуют в совместных молитвах во время Богослужения.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин родители и бабушки помогают маленьким детям приложиться к иконам.

Прихожане начинают готовиться к причастию.

По давно установившейся традиции первыми к Святой Чаше подходят дети.

Завершается воскресная литургия отпустом, во время которого прихожане прикладываются ко кресту.

Как и во время причащения, первыми подходят ко кресту дети.

Маленькие дети прикладываются ко кресту на руках у родителей.

После окончания литургии в храме Александра Невского проводится водосвятный молебен, во время которого отец Андрей благословляет детей на учебу. Прихожане полукругом выстраиваются вокруг сосуда с водой для освящения возле входа в храм.

Дети выходят на первый план, ведь их сегодня будет благословлять отец Андрей.
За лето дети заметно выросли. Прежние одежды становятся маловаты. Однако новые школьные наряды еще не готовы, в них дети придут в школу с букетами цветов на праздник начала учебного года 1 сентября.

Господи Боже и создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем имущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена рек), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.
Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих….

Надо видеть сияющие глаза детей, когда священник зачитывает список имен учащихся. Ведь сейчас о помощи Господа каждому из присутствующих детей молится священник и весь приход, а вместе с ними и вся Церковь.
Еще как нужна детям эта помощь в самой главной детской работе — учебе!

После окончания водосвятного молебна прихожане, в том числе и дети, разбирают освященную воду.

Кто-то просто выпивает чашку святой воды в притворе церкви, а кто-то набирает воды домой. Святой воды всегда хватает на всех.

29 августа во всех церквях России негде будет яблоку упасть. И в зареченский храм мамы и бабушки приведут за руку десятки мальчишек и девчонок: «чтобы оценки были хорошими», «чтобы учеба давалась легко», «чтобы не болели». Сегодняшний выпуск православной страницы «Заречье » подготовило в помощь тем, кто собирается в храм 29 августа, но смутно представляет, как там себя вести, что говорить на исповеди и стоит ли ее бояться.

Что будет?
Традиция богослужений «Перед началом учения » уходит в глубь веков. При советской власти она была запрещена и возродилась только после перестройки.
Молебен «Перед началом учения » - особая служба, в которой мы просим Господа, чтобы дети выросли «родителям на утешение, а Отечеству на пользу». Церковь благословляет учителей и учащихся, молится об их здоровье, успешном освоении учебных программ. Главное, зачем идут в храм, - причаститься.
Дома накануне похода в церковь объясните ребенку своими словами, зачем вы туда идете и что будете делать.

Зачем причащаться?
«Причастие - это не награда святым, а помощь для грешников ». Причастие необходимо человеку для освящения его души, оно дарит ему силы бороться с грехами, здоровье душевное и телесное. Тело и Кровь Христовы, преподаваемые человеку в причащении, - это величайшая святыня Православной церкви, поэтому к причастию надо готовиться.

Как приготовиться к причастию?
Взрослый, желающий достойно причаститься, должен накануне быть на вечерней службе (лучше тогда же и исповедаться, чтобы не увеличивать очередь, и без того длинную на общегородской службе). Накануне надо отказаться от мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а также примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам.
С детей так строго не спрашивают. Но вот исповедоваться перед причастием должны все, кроме младенцев до 7 лет. Причастие без исповеди недопустимо.

Как исповедоваться?
На исповеди надо сказать священнику все, что есть на совести, не оправдывая себя и не перелагая вину на других. Подготовить ребенка к первой в его жизни исповеди должны родители. Не выдумывайте грехи и не записывайте их на бумагу. Просто подумайте вместе, за что ребенку может быть стыдно перед Богом. Стыдно именно ему, а не вам за него.
Не надо начинать исповедь с таких грехов, «в церковь не хожу», «посты не соблюдаю», «смотрю телевизор» и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек долго не приходил к Богу, то чего уж каяться в несоблюдении постов? Говорите о серьезном, а не мелочах.
Говоря о грехах, не стоит заботиться, как бы их правильно, «по-церковному», назвать. Надо говорить обычным языком. «Вы исповедуетесь Богу, который знает о ваших грехах больше, чем вы сами, и Бога вы точно не удивите ». Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать тот или иной грех либо есть страх, что священник осудит. На самом деле священнику приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его трудно. Грехи не изменились за тысячелетия. Став же свидетелем искреннего покаяния, священник не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

Как причащаться?
Надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой. Отходить от чаши нужно, не разнимая рук.
Первыми причащаются дети и больные, потом мужчины, потом женщины. Нужно уступать ближним дорогу.
Женщинам перед причастием надо стереть губную помаду.
Когда подойдет очередь, следует внятно назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить ложицу с частицей Тела и Крови Христовых. Ложицу тщательно облизать губами и после того, как промокнут губы платом, поцеловать край чаши. Затем, не разговаривая, нужно отойти к столику с запивкой, чтобы принять теплоту (святую воду с вином) и частицу просфоры. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
Нельзя трогать чашу руками и целовать руку священника. У чаши креститься запрещено: можно случайно разлить Святые Дары.
Если Святые Дары преподают из нескольких чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
И не спешите уходить. В конце службы все причастники должны приложиться к кресту, который дает священник. Лишь после этого можно покинуть храм.

21 апреля православные верующие будут праздновать Вербное воскресенье. Это народное название праздника.
19.04.2019 Заречье 18 апреля 2019 года Пензенскую епархию посетил духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин), один из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени.
19.04.2019 Пензенская Епархия 18 апреля с учащимися 4-х классов МБОУ СОШ №3 г.Никольска встретилась руководитель православного клуба «Кладовая радости» Незванкина Татьяна Викторовна.
19.04.2019 Управление образования

Кроме закона Божия, теперь ребята, посещающие «Православную радугу», изучают новые предметы: храмоведение, церковнославянский язык и практику чтения на нём.
19.04.2019 Газета Вадинские вести

Дорогие братья и сестры!

По традиции Православной церкви в преддверии и в начале каждого учебного года в Православных храмах совершаются молебны об учащихся. В эти дни церковь молится о том, чтобы «Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение».

В нашем храме молебен будет служиться 30 августа.
Поздравляем всех учащихся с наступающим новым учебным годом,желаем помощи Божией!

На заметку:
С давних времен покровителями учащихся — школьников и студентов являются св. преп. Сергий Радонежский, св. праведный Иоанн Кронштадский, св. муч. Татиана, свв. отроки Анания, Азария и Мисаил, свв. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и, конечно же, наша заступница и покровительница Пресвятая Богородица.

Икона Богоматери «Прибавление Ума» имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка.
Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас — Тутаев).
Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.
Празднование ее памяти — в день Успения Богородицы, 15/28 августа.

Молитва, читаемая пред иконой Божией Матери «Прибавление ума»

1. О, Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественного Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Сеула, тогда боязнь и уныние напали на него, и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наша все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоем Тебе благодарственную песнь: радуйся, Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

2. Матерь Божия, родненькая! Ты, именуемая прибавление ума, даруй нам разум Божественный, чтобы мы духовно рассуждали, Сына твоего, Бога нашего, достойно прославляли, души свои тем спасали и тебя — Владычицу Мира — славили.

3. Царице моя Преблагая, надежда моя Пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующим помоще и озлобляемым покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь, отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть, Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждаша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыди мя.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Аминь.

4. Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

«О преподобие и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас [имена) милостивно и, к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби, в день Страшного Суда шуия части избавится, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь».

Молитва чудотворцу Иоанну Кронштадтскому

«О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни меня заблуждающегося. Имя Тебе Сила: укрепи меня изнемогающего и падающего. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченною житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не переставай миловать меня».
Ныне благодарная Твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас, принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари.
Умири, Чудотворче и Провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; рассточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих отдухов нечистых свобода, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечного блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».

Молитва родителей о плохо учащемся отроке

«Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесятых апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзыи, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли Того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя): и насади во ушеса сердца его Священный Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ньше и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва перед началом обучения детей

«Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший, — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, — ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.

    Видео о правилах поведения детей в храме.

(13 голосов : 4,7 из 5 )

Появление детей в православной семье всегда большая радость. Жизнь продолжается, ребенок, воплощение родительской любви, как будто замыкает круг, окончательно объединяет и делает более полной семью. И вполне естественно желание родителей приобщить свое чадо к церковной жизни, сделать его полноправным членом Церкви Христовой.

Конечно, самый первый шаг на этом пути — крещение новорожденного. С того дня, как малыш принимает святое Крещение, он получает право участвовать в Таинствах Церкви, конечно, пока только в Таинстве Евхаристии, то есть — причащаться.

Пока ребенок мал, родители, придя в храм, могут держать его на руках или в коляске. Младенцы большей частью спят, и поэтому не доставляют особых хлопот своим родителям. Но вот пролетел год, и в один прекрасный день сын или дочь входят в храм уже на своих ногах. И с этого и начинаются проблемы…

Нередко приходится слышать от прихожан жалобы на то, что малые дети мешают молиться. Хочется побыть в тишине, а тут — то бегают, то кричат, то салки-пряталки. И как быть? Как быть прихожанам, которые рассчитывают на благоговейную обстановку во время богослужения? И как быть молодым матерям — совсем не водить детей в храм?

Решение этого вопроса не может быть однобоким. Строится оно на компромиссах, впрочем, как многое в этой жизни, и идти навстречу друг другу должны обе стороны.

Прихожане должны понимать, что нельзя лишать детей богослужения и причастия. И их терпеливое и понимающее отношение к шумящим детям — маленькая жертва ради Христа, потому что детей привели в храм, чтобы и они вкусили радости пребывания с Богом. Дети шумят не потому, что они неблагочестивы или одержимы. Они шумят потому, что они не могут иначе, ведь они всего лишь дети. Понимая неудовольствие молящихся, все же необходимо напомнить о том, что надо быть терпимее и снисходительнее и о призыве Господа не мешать детям приходить к Нему.

А теперь обратимся к мамам и папам. Ваше желание посещать храм вместе с ребенком вполне понятно и похвально. Однако не стоит забывать, что детишки могут на самом деле мешать богослужению и молитве других людей, поэтому свои посещения храма с маленькими детьми необходимо как следует продумывать. Да, они дети и им многое позволительно. Многое, но не все.

Прежде всего, хочется упредить от следования рекомендациям, размещенным в некоторых православных книгах: ребенка надо водить в храм как можно чаще и на как можно дольше, а желательно — стоять с ним всю службу от звонка до звонка. Мол, так дети учатся находиться в храме. Ничего подобного. Физическое нахождение ребенка в храме не приучает его к богослужению и не делает его автоматически православным. Да, дети довольно быстро усваивают обстановку богослужения, и привыкают к ней, но привыкают в худшем понимании этого слова.

Не гонитесь за благочестивыми рекордами, как это делают некоторые папы и мамы, стремящиеся взрастить второго Сергия Радонежского или Ксению Петербургскую. Неумелым, грубым «приучением» к храму вы можете только оттолкнуть ребенка от него. Принимайте своего ребенка таким, каков он есть, каким его сотворил Господь, не всем дано быть великим подвижниками от утробы матери, а если уж вашему ребенку уготовано стать светочем православия, то святость его не минет.

До определенного возраста ребенку невозможно объяснить, как надо вести себя в храме, да и в силу своего возраста дитя не сможет простоять на месте два часа, ведь дети как будто сотканы из энергии. Чем активнее ребенок, тем выше вероятность того, что помнется он, помнется рядом с матерью, да и побежит искать развлечений. В итоге дети в храме начинают играть, шуметь, рисовать, ползать по солее, валяться по полу, в то время, как их мамы стоят, погруженные в молитву. Способствует ли такое нахождение в храме взращиванию благочестивого христианина? Ответ на поверхности. Вместо привития благоговейного отношения к богослужению, ребенок получает весьма негативный урок: в церкви скучно, там нечем заняться, поход в храм — просто убийство времени. Ни в коем случае нельзя, приводя дитя в храм, отпускать его на вольный выпас! Если вы пришли с ребенком в храм, вы должны контролировать то, чем он занят во время богослужения. А, значит, вы должны приходить в церковь на такое количество времени, в течение которого сможете это делать.

Самое главное в этом вопросе — индивидуальный подход. Никто, кроме самих родителей, не знает своего ребенка настолько хорошо, чтобы дать рекомендацию — как часто приводить дитя в храм и на сколько. Такие решения полномочны принимать исключительно сами родители. Дети бывают разные — шустрые и не очень, шумливые и тихони, терпеливые и с «полкило взрывчатки». Поэтому с активными детьми надо приходить ближе к причастию, с детьми спокойными можно и пораньше — главное, чтобы они не успевали заскучать, и не возникало желания предаваться безделью.

Детям постарше уже можно объяснять ход богослужения. Ребенку, который знает, что происходит в храме, уже не будет так скучно на богослужении, он будет чувствовать себя его участником, а не просто сторонним наблюдателем. Дома вместо молитвенного правила, можно использовать церковные песнопения, объясняя незнакомые слова — так ребенок научится понимать пение, а затем и сами молитвы.

С маленькими детьми лучше находиться в трапезной части храма, позади всех молящихся, — так вы будете меньше привлекать к себе внимания, да и если ребенок закапризничает, с ним будет проще выйти из храма на улицу. Шумные игры и чрезмерно активные разговоры детей следует, конечно, пресекать. С одной стороны, конечно, — «что с них взять — дети», но с другой с самого раннего возраста необходимо устанавливать меру. Да, на довольно продолжительное время, два-три года, а, может, и больше ваша пребывание в церкви будет большей частью посвящено не молитве, а слежению за маленькими непоседами — это тоже часть материнского креста, одна из его составляющих. Быть родителем значит, приносить значительную часть своих интересов в жертву. Это касается и привычного распорядка духовной жизни.

Как же быть, если очень хочется спокойно постоять на богослужении? Особенно, если собираешься причаститься? Ребенка вовсе необязательно водить на все без исключения службы. Если у вас есть кто-то, кто может посидеть с малышом во время вашего отсутствия: муж, мама, свекровь, сестра, брат, подруга или наемная няня — замечательно. Привлекайте родственников к помощи. Если же такого человека нет, то надо приходить с ребенком не на все богослужение, а ближе к причастию. Если вы с супругом оба посещаете храм, то можно чередоваться: в один день молится мама, а за ребенком следит отец, в другой день молится папа, а мама следит за ребенком.

И да умудрит нас Господь!

Азбука воспитания

Читайте также: