В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается. Урок Литературного чтения " Растрёпанный воробей! Рассказ растрепанный воробей характер пашки

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе “Растрёпанный воробей” животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

“маленький растрёпанный воробей по имени Пашка”, “прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить”, “начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше”, “как маленький пушистый снаряд”, “нахохлился и задумался”, “почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся”, “собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк”, “было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки”, “воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет”.

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром.

Рассказ «Растрепанный воробей» написал К. Г. Паустовский. Это история о дружбе маленькой девочки Маши и воробья Пашки. В данном рассказе есть и другие персонажи. Это ворона, которая воровала вещи у Машиной мамы, а также сама мама – Петровна. В рассказе события разворачиваются вокруг украденного вороной стеклянного букетика, подаренного Машинным папой.

Описание воробья

Воробей Пашка является главным действующим лицом в этом рассказе. Именно через его образ писатель выражает мысль о том, что необязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага. Главное, что умение объединяться. Не нужно бояться, а надо стараться помочь близким, преодолевая свой страх. Поскольку именно воробей Пашка является главным персонажем, его образ следует разобрать более подробно:

  • воробей хитер. Ведь он притворился мертвым, когда ворона застала его в своем жилище. Воробей даже не выдал себя, когда ворона постукивала ему по голове клювом, проверяя его состояние;
  • когда Пашка лежал на снегу, и ему было очень больно, он описан совершенно беспомощным. Ему не на кого было рассчитывать;
  • воробей обладает чувством благодарности. Маша спасла его, и он принес ей гусеницу, в надежде на то, что Маша ее съест. Так он отблагодарил человека за свое спасение;
  • Пашка сумел отомстить вороне. Он ловко забирался к ней в жилище и воровал разные предметы. Их ворона очень берегла. Они была жадная и больше боялась, что их кто-нибудь украдет;
  • воробей описан смелым и находчивым. Он сумел созвать всех воробьев округи и организовать нападение на ворону. Пашке нужно было вернуть Маше стеклянный букетик, который был дорог ей. И он сумел это сделать.

Таким образом, воробей описан хитрым, беспомощным, мстительным и храбрым, а также благодарным.

Как меняется образ Пашки

Сначала, воробей показан в условиях обычной жизни. Будучи голодным, он попытался обокрасть ворону, но у него ничего не получилось. Затем, после спасения Машей, он начал испытывать к ней чувство благодарности. В результате, воробей Пашка решился на отважный поступок. Он помог Маше вернуть букетик, отняв его у вороны.

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

"маленький растрёпанный воробей по имени Пашка", "прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить", "начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше", "как маленький пушистый снаряд", "нахохлился и задумался", "почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся", "собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк", "было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки", "воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет".

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

«Растрепанный воробей» - это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

Но главное в «Растрепанном воробье» - это рассказ о высоких и сильных чувствах.

Украденный вороной букетик - вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме - балерине. Машин отец - моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно - вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент - оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке - в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой - плачут!»

Это важное открытие для ребенка-читателя.

Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского. Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста. Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» - выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

Марина Аромштам

Читайте также: