Основные тенденции развития мировой литературы ии половины хих столетие. Основные тенденции развития мировой литературы ии половины хих столетие польская литература

…Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную.
Дмитрий Затонский

Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. Для большинства произведений этого направления характерно

Усиление внимания к жизни общества, внимания к психологии героя, примат идеи над художественностью (публицистичность литературы), утверждение активной жизненной позиции героя и т. д. Но наряду с реалистическим направлением, которое обогащается новыми духовными исканиями и открытиями, в современной мировой литературе стремительно развиваются новые направления, например, такие, как уже упомянутый Постмодернизм.

Основополагающие принципы постмодернистской прозы выражены в произведениях итальянцев Умберто Эко (род. 1932) и Итало Кальвино (1923 -1985), американца Джона Барта (род. 1930), немца Патрика Зюскинда (род. 1949), чеха Милана Кундеры (род.

1925), серба Милорада Павича (1929-2009) и других.

Отметим, что для философии постмодернизма, где оттачивалась теория этого литературного направления, было характерно ее слияние с искусством. Так, философские концепции теоретиков постмодернизма напоминают скорее “литературные дискуссии” и “литературные игры”, нежели целостные и системные трактаты. Например, Ролан Барт в этом смысле выступил как литературовед и писатель, а Морис Бланшо – как прозаик и философ.

Обсуждение философских, психологических, культурологических проблем, превращение автора в критика своего же текста – стали ведущими для писателей конца ХХ – начала ХХI века.

Обратим ваше внимание на то, что философия постмодернизма была сформирована западными учеными еще в 80-х годах ХХ века. Она отвечала новой парадигме мировосприятия и мироощущения, и отображая изменения, которые произошли в обществе. Исследователи называют эту особенность “постмодернистской чувствительностью”. В ее основе лежит специфическая установка на восприятие мира как хаоса.

Причинами возникновения постмодернизма литературоведы также считают неопределенность, растерянность человека в мире тотальных глобальных изменений и техногенных катастроф, ожидание конца света и, вместе с тем, бурное развитие передовых коммуникативных технологий, изобретение компьютера, создание Интернета, развитие культурной толерантности мирового сообщества. Беспрецедентность эпохи рубежа ХХ – ХХI веков очень точно выразил французский философ Жак Деррида: “Это абсолютная эпоха; это не абсолютное знание или конец истории, это эпоха абсолютного знания абсолютного саморазрушения без Апокалипсиса, без откровения, без абсолютного знания…”. “”Постмодернистские времена”, – вторит ему украинский исследователь Дмитрий Затонский, – и в самом деле наступили после того, как термоядерный Апокалипсис не состоялся. Мы заглянули в бездну и остались жить.

Правда, заплатив за это Верой, Надеждой, Любовью…”. Таким образом, основными эстетическими категориями для постмодернистов стали Неопределенность, фрагментарность, потеря собственного “Я”, отсутствие канонов, неоднозначность. Важнейшей чертой постмодернистской эстетики было и отречение от понятия “вечные ценности”. Теоретики постмодернизма считали, что они сдерживают творчество автора.

При этом ведущей идеей становится идея “смерти автора” . Так, французский ученый Ролан Барт вводит понятие Скриптора и объясняет, что в постмодернистском произведении автор умирает, остается только скриптор, который несет в себе не чувства, впечатления и настроения, а только необъятный словарь, из которого последний и черпает свое письмо. Таким образом, писатель провозглашается мертвым, т. е. не способным создавать что-либо новое, он лишь цитирует тексты, а содержание, душу в художественное произведение вкладывает не автор, а читатель. Текст, таким образом, приравнивается к удовольствию, а чтение – к прогулке.

Но интересной и увлекательной эта Прогулка станет лишь для подготовленного читателя, который способен расшифровать все “культурные коды”, спрятанные в постмодернистском произведении.

Даже само понятие художественного произведения постмодернисты заменили понятием Текст. Широко используется понятие интертекстуальность, которое обозначает “диалог текстов”, т. е. включение в текст фрагментов, цитат из других произведений. Одной из важнейших особенностей интертекстуальности является то, что она размывает традиционные границы между искусством и реальностью.

Французский писатель Мишель Бютор отмечал: “Не существует индивидуального произведения. Конкретное произведение представляет собой своеобразный узелок, который образуется внутри культурной ткани… Индивид по своему происхождению – всего лишь ее элемент. Точно так же и его произведение – это всегда коллективное произведение”.

Ярким примером использования интертекстуальности является роман-цитата французского писателя Жака Ривэ “Барышни из А.” , который представляет собой не что иное, как сборник 750 цитат из произведений 408 авторов.

Писатели-постмодернисты в своих произведениях отказываются от толкования реальности как некой определенности, которая может быть объяснена с помощью логических приемов. Они отказываются и от понятия истина, поскольку само существование истины отрицается, и от понятия характер, так как характер человека может быть объяснен условиями его формирования. Ни одно явление, по убеждению постмодернистов, не может быть истолковано однозначно.

Для литературы постмодернизма также характерными были так называемые Симулякры (от лат. simulo – “делать вид, притворяться”) – “копии”, которые не имеют оригинала в реальности, это репрезентация того, чего на самом деле не существует. Важно помнить, что для постмодернистской литературы какая-либо реальность является фиктивной, она зависит лишь от взглядов на нее.

Как известно, постмодернизм возникает в постиндустриальном обществе, для которого характерна тотальная отчужденность людей. В иллюзорном мире отчужденный человек не способен различать свое и чужое, чужие языки, культуры воспринимаются им как свои, из них начинают создаваться собственные миры. Поэтому постмодернистское произведение – это процесс взаимодействия художника с текстом, текста с культурой, с художником.

В постмодернистских текстах все условно, в них обязательно присутствуют элементы иронии и пародии. Эту отличительную черту постмодернистской литературы очень точно охарактеризовал “мэтр постмодернизма” Умберто Эко: “Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение приведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности”. Так, популярным является такой художественный прием, как обыгрывание знакомых читателям по классической литературе имен персонажей. Например, в романе того же У. Эко “Имя розы” (1980) имена главных героев напоминают героев Конан Дойла.

Монаха-сыщика зовут Баскервильский, а его помощника – Адсон. Остановимся детальнее на этом ярчайшем произведении итальянского писателя, ставшем уже классикой литературы постмодернизма. Итак, “Имя розы” Умберто Эко – это философско-детективный Роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре.

Главный герой Вильгельм Баскервильский занят расшифровкой рукописей. Интересно обратить внимание и на название романа. Эко в качестве заголовка своего произведения выбирает словосочетание “имя розы”, потому что “роза как символическая фигура настолько перенасыщена символами, что утрачивает свой основной смысл”.

Роман (бессмертное произведение) писатель заканчивает латинской цитатой, в которой говорится о том, что роза завяла, но слово (имя) розы между тем существует.

“Имя розы” – прекрасная стилизованная смесь исторического романа, детектива, литературных и культурных ассоциаций, философской притчи, мистификации.

В 1983 году Умберто Эко написал небольшую книгу “Заметки на полях “Имени розы”” , в которой раскрывает читателю некоторые секреты создания своего произведения и размышляет об отношениях Автора, Читателя и Художественного произведения в литературе. Эко обращает внимание на такие характерные черты постмодернизма, как интертекстуальность, говорит о том, что каждая новая книга только “переписывает” предыдущие, критически, с иронией относясь к традиционному опыту. В духе постмодернистской эстетики звучит и призыв Умберто Эко заинтересовывать читателя детективной интригой. Таким образом, выделим еще одну особенность постмодернистской литературы – Сближение элитарного искусства с “массовой культурой “.

Писатели-постмодернисты в своих произведениях обращаются к главным вопросам современной цивилизации: проблеме духовной жизни общества и личности в нем (Р. Бах, П. Зюскинд, П. Коэльо, И. Кальвино, М. Кундера, Х. Мураками и др.). Например, один из известнейших представителей современной немецкой литературы Патрик Зюскинд в романе “Парфюмер” (1985) рассказывает историю жизни человека, гениальность и феноменальное тщеславие которого проявились в области запахов. Автор последовательно показывает становление, расцвет и падение своего героя, в котором соединились гений и монстр.

У этого произведения есть подзаголовок “История одного убийцы” , однако так же, как и великолепный шедевр Умберто Эко, произведение Зюскинда выходит за рамки легенды, исторического детектива или психологической драмы. В соответствии с эстетикой постмодернизма, автор иронически переосмысливает элементы традиционных жанров, выводя на первое место метафорическую сущность произведения – образ запаха, за которым и скрывается современная духовная жизнь. Роман (бессмертное произведение) Зюскинда пользуется необыкновенной популярностью у читателей, он признан одним из лучших немецкоязычных произведений.

Книгой, которая заставила весь мир ощутить радость и счастье полета, называют произведение популярного американского писателя и философа Ричарда Баха (род. 1936) “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” (1970). В этом произведении писатель намеренно изображает действующих лиц птицами.

Таким образом он призывает читателей быть самими собой, беречь свою уникальность, противостоять жестокости и несправедливости мира. Вот несколько афоризмов Р. Баха:

“Единственное, что разрушает мечты, это – компромисс” ; “Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали”; “Оттого, что ты не постиг истину, она не перестает быть истиной”.

Интересно, что большинство книг Ричарда Баха так или иначе связаны с полетами, которые выступают философской метафорой произведения.

Своим притчевым характером и афористичностью языка повесть Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” близка к роману популярного бразильского писателя Пауло Коэльо (род. 1947) “Алхимик” . “Когда я писал Алхимика, я пробовал понять смысл существования жизни. Вместо того чтобы писать философский трактат, я решил поговорить с ребенком в моей душе.

К моему удивлению, этот ребенок жил в сердцах миллионов людей во всем мире. В этой книге я хотел разделить с моими читателями вопросы, которые, именно потому что они не имеют ответа, делают жизнь большим приключением”, – отмечал писатель. О чем эта книга? О поисках смысла жизни, о трудностях, которые неизменно встречаются на пути человека, о том, что никогда не стоит поддаваться отчаянию, а идти до конца и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Приведем лишь несколько выражений из этой книги, которые также стали афористичными: “Когда ты чего-то хочешь, вся Вселенная помогает тебе осуществить твою мечту”; “Все, что мы видим вокруг нас, – результат мечты”; “Достичь воплощения своей судьбы – это единственная настоящая обязанность человека”. Роман (бессмертное произведение) Коэльо – притча именно для нашего противоречивого, жестокого и нестабильного мира. Это история, которая существует вне времени.

Ярким современным литературным явлением стало и творчество японского писателя и переводчика Харуки Мураками (род. 1949). На родине писателя, в Японии, Мураками считают человеком запада, так как своим творчеством писатель разрушает традиционные и современные японские ценности, например такие, как жизнь в гармонии с природой, соединение со средой, одержимость карьерным ростом. Мураками пытался посмотреть на свою страну глазами европейца. “То, что интересует меня, – это некая живая тема темноты внутри человека”, – отмечал Мураками.

Герой писателя не приспособлен к жизни в мире Системы, в которой он всего лишь маленький винтик или гаечка. Выход – уход в собственное подсознание и служение людям. Харуки Мураками – настоящий романтик, который убежден в силе добра. “Сочинять музыку и писать романы – это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг”, – писал японский постмодернист.

Особой популярностью у современных читателей пользуется литература Фэнтези. Первые произведения литературы фэнтези появились еще в первой половине XX века. Особую роль в развитии этого жанра сыграли произведения Джона Рональда Руэла Толкиена (“Хоббит, или Туда и обратно”, “Властелин колец”), Клайва Стейплза Льюиса (“Хроники Нарнии”), Роберта Ирвина Говарда (“Конан”). Традиции литературы этого жанра нашли свое продолжение в творчестве многих писателей-фантастов, например, Роджера Желязны (“Хроники Амбера”), Кристофера Паолини (“Эрагон”), Джоанн Роулинг (Цикл романов о Гарри Поттере) и других).

Таким образом, мировая литература постмодернизма, расцвет которой приходится на конец ХХ – начало ХХI ст., выражает особенное постмодернистское мировосприятие и связана с зарождением литературы нового типа – литературы третьего тысячелетия, которая значительно отличается от классических произведений. Современная мировая литература настолько разнообразна, настолько непривычна и нетрадиционна, что сегодня и в литературоведении, и среди поклонников современного искусства не утихают дискуссии по поводу ее существования и дальнейших путей развития.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Рубеж ХХ-ХХI веков – резкое переключение скоростей времени… Культура по мере многовекового накопления своих материалов ищет все более компактные способы их упаковки. Михаил Эпштейн На рубеже ХХ-ХХI веков в обществе ощущается исчерпанность культурных традиций прошлого. Система привычных ценностей стремительно размывается, а привычные нормы и стереотипы поведения исчезают. Общую растерянность, характерную для того времени, хорошо отразил […]...
  2. ИСТОРИЯ 9 КЛАСС ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА”, ТЕСТ 25 ВОПРОСОВ 4 ВАРИАНТА ОТВЕТОВ Зайцева И. В. учитель истории и обществознания МКОУ “СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой” г. Удачный РС(Я) Каким государством была Россия на рубеже 19 – 20 века(найти лишнее)? Многонациональным 3) поликонфессиональным Монархическим […]...
  3. 8.1.1. Тенденции социально-экономического развития Для России рубежа XIX-XXвв. были характерны следующие тенденции социально-экономического развития: в экономике: мощный промышленный подъем (период с конца XIX в. до на­чала Первой мировой войны называют временем царской ин­дустриализации), поэтому на рубеже веков Россия вступает в стадию аграрно-индустриального общества; Россия вступает в стадию империализма (монополистического капитализма): возникновение монополий в промышленности и […]...
  4. В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития рус­ской литературы XX века? Русская литература XX века развива­лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горя­чих точек”. Эти события нашли отраже­ние в создаваемых художественных про­изведениях различных направлений и те­чений и получили в них […]...
  5. Самая высокая нравственная ценность представлена дружбой. Что является началом дружбы? Сочувствие и доброе отношение к ближнему. Основой для развития дружеских отношений выступает искренность, чуткость, сопереживание. Настоящему другу не нужно объяснять, в какой момент тебе необходима его помощь и поддержка. Он поймет сразу, когда для тебя наступил трудный момент. Подобное мнение подтверждается примерами. Зачастую, еще до […]...
  6. Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение. Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как “низкое коварство”: “Но Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарства, Вздыхать […]...
  7. Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы (или, правильнее сказать, общеславянской литературы-посредницы), восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах – […]...
  8. Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе. Тема: Обобщение по главе 3. Страны промышленной цивилизации в конце 19 – начале 20 в. Цели: – обобщить знания по пройденной главе, выявить пробелы, – развивать способность работать в группе. Ход урока. Орг. Момент. Сообщение темы и целей Повторение (“путешествие по станциям”) Класс делится на группы и выполняют […]...
  9. Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского – оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти. Конфликт еще не созрел. Он только зарождается после того, как эксперимент с собакой приводит к результату, необратимому на первый взгляд, – в налаженные жизнь и быт профессора […]...
  10. В годы развернутого социалистического строитель­ства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали бы тенденци­ям современной действительности. Разные творческие установки художников обусловили многочисленные дискуссии и полемику тех лет на страницах специаль­ных журналов и газет, на совещаниях, конференциях, диспутах. […]...
  11. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны. Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины […]...
  12. Эстетизм: Оскар Уайльд Главы из нового учебника. Эпоха на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого – получила в истории культуры название “прекрасной” . На протяжении полувека Европа не знала продолжительных войн, подлинный расцвет переживали все виды искусства и – в особенности – научное знание. Казалось бы, человек научился понимать мир и себя в нем, […]...
  13. Ж. Делез и Ф. Гваттари, теоретики структурализма, в своей книге “Ризома” (1976) выделяют два типа культур, сосуществующих в наши дни – “древесную” культуру и культуру “корневища”. Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, сохраняя за искусством функцию подражания природе, сформулированную еще Аристотелем. Символом искусства, отражающего мир, условно говоря, становящегося его фотографией, может служить дерево, являющее […]...
  14. Русская литература этого периода продолжала, а порой и углубляла те областные тенденции, которые наметились в ней в предыдущий период. Значительное количество ее памятников связано с местными политическими интересами той или иной области, отстаивающей права на самостоятельные пути своего развития. Но при защите местных интересов ясно сознавалась и необходимость объединения русских земель, в” особенности для борьбы […]...
  15. Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников. Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы. […]...
  16. Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в солдаты студентов Киевского университета, которые участвовали в студенческих волнениях; в числе 43 писателей и общественных деятелей подписал воззвание против насилия над демонстрантами и т. д. Расстрел безоружных людей, шедших к […]...
  17. Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный Роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, […]...
  18. 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
  19. На протяжении тысячелетий формировалась систе­ма литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие лите­ратуры – это особый процесс. Литература нового вре­мени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
  20. В творчестве Горького 90-х годов сливаются в единый поток два воспринятые от классиков начала: революционный романтизм и самый трезвый, беспощадный реализм. Однако делить его ранние произведения на романтические и реалистические можно лишь условно, ибо реализм проникает во все его романтические произведения, так же как революционная романтика пронизывает почти все его произведения реалистические. В исследованиях о […]...
  21. Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
  22. В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”. Трагическое и комическое […]...
  23. Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном процессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как один из создателей классического романа. Типологическими особенностями его романов являются их общественная актуальность, детерминированность (обусловленность) героев важнейшими идейными движениями эпохи, умение уловить новые, нарождающиеся жизненные […]...
  24. Г. Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): “Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!” Позднее Д. Голсуорси назвал “Войну и мир” “лучшим романом, какой когда-либо был написан”. Эти суждения выдающихся […]...
  25. В “Коварстве и любви”, как и в выдающихся бытоописательных романах XVIII века, уже Отчетливо наметились те тенденции развития литературы, которые окончательно утвердились и XIX веке. Однако в сравнении с просветительским романом драма Шиллера самобытна. В романе XVIII столетия типа “Тома Джонса” Фильдинга непременно присутствовал благополучный конец. Романисты в большинстве своем были уверены в возможности нравственного […]...
  26. Этапы в развитии Мировой литературы принято выделять в соответствии с историко-литературной периодизацией. Она отражает динамику художественных стилей и направлений, жанровую специфику литературы определенного периода. Русская литература прошла в своем становлении все те же стадии, что и другие европейские литературы. Однако литературный процесс в России имеет свою специфику. Русский Классицизм “отставал” от европейского почти на столетие. […]...
  27. К концу XV или к началу XVI в. относится и житийное оформление новгородского предания о прибытии в XII в. в Новгород из Рима тамошнего святого Антония. В житии Антония говорится, что он родился в Риме от “християну родителю” и воспитан был в христианской вере, которой родители его держались тайно, потому что Рим отпал от христианской […]...
  28. Сам по себе предмет спора в то время был очень важен и актуален. Речь шла не просто о правомерности использования той или иной лексики или определенных синтаксических конструкций, а о путях развития русской культуры. За полемикой о языке художественной литературы отчетливо просматриваются различные идейно-политические позиции, что, естественно, еще более обостряло литературную борьбу. СентименталистЫ настойчиво отстаивали […]...
  29. Тема Добра и Зла – вечная тема. Она интересовала людей на протяжении всего срока существования человечества. Что есть Добро? Что есть Зло? Как они связаны? Как соотнесены в мире и в душе каждого человека? Каждый писатель отвечает на эти вопросы по-своему. Так, Ф. Гете в своей трагедии “Фауст” показывает борьбу “дьявольского” и “божественного” в душе […]...
  30. “Слово о полку Игоревом” – произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События, обрисованные в поэме, происходят в 1185 году, когда князь Игорь повел свое войско на половцев. Несмотря на затемнение солнца, которое провещало поражение, жена Игоря решила разбить половецкие войска, чтобы навсегда закрыть им путь на Русь. […]...
  31. 8.3.1. Политические партии России В ходе Первой русской революции произошло становление российской многопартийности (табл. 8.1). Раньше всего в России оформились партии левого (социалистического, революционного) толка – они действовали нелегально еще до Манифеста 17 октября 1905 г. Все левые партии счи­тали своей конечной целью переход к социалистическому строю, а в бли­жайшей перспективе выступали за свержение самодержавия […]...
  32. Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
  33. XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном […]...
  34. Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры. Творчество Пушкина […]...
  35. Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
  36. Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства”. И действительно, к античности обращались и гуманисты Возрождения, и деятели французской революции, и русские коммунисты. Как мы уже убедились на примере Пушкина, Мустая Карима, которые создали произведения на основе античных мифов, древнее искусство […]...
  37. Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пережила монголо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царем, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск “колена Рюрикова”, на троне […]...
  38. Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
  39. Василий Стус пришел в литературу в конце 50-х – в начале 60-х годов, когда изменения в жизни страны, связанные с изобличением культа Сталина, привели к взрывным изменениям в искусстве, литературе и прежде всего, в поэзии как роде литературы, во-первых, наиболее мобильном, а во-вторых, наиболее чутком, который, словно обнаженный нерв, сразу же болезненно реагирует на изменения, […]...
  40. В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный Роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...

1. Основные тенденции развития мировой литературы ии половины ХиХ столетие. В этот период происходит острый конфликт между противоположными тенденциями. Общий художественный упадок проявляется уже в творчестве писателей-натуралистив.(см. натурализм).До 60-70 лет относится возникновения импрессионизма в Франции, со временем в Германии и других крайнах.(см. импрессионизм). Первыми собственно декадентскими течениями есть символизм, родиной которого была Франция 70-80 гг, и эстетизм, который оформился в Англии 90-х.(см. символизм)Эстетизм - течение, которому присущий культ утонченной красоты. Его сторонники сплачивались вокруг журнала «Желтая книга» (1894-97), выдвигая лозунг «искусство ради искусства». Метром эстетизма был Оскар Уайлд. Формалистический^-формалистическое-эстетско-формалистическое искусство, которое противопоставляло себя реализма и декларировало свою аполитичность, отображало кризис буржуазного общества. Эти течения определились к началу ХХ столетие. На их основе со временем возникли новые, модернистские. Вместе с тем другим магистральным направлением в литературе этого периода есть реализм. (см. реализм) Достижение реализма были особенно большой из-за того, что внутри этого напрямую зявлялися новые качества, поднимались ростки новой литературы

2. Проблема реализма мировой литературы ии половины ХиХ столетие. Критический реализм конца ХиХ столетие вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, которые отличают его от классического реализма середины столетия. На границе столетий он завоевывает руководящие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-Реалисты действуют в Франции (Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании (Уеллс, Шоу, Голсуорси),Германии (брать Манны, Гауптман), Скандинавских странах (ибсен, Андерсен-Ньоксе), США (Марк Твен, Лондон, Драйзер, О. Генри), а также в других странах. Подъему реализма содействовал органический звязок с традициями национального искусства, революционным романтизмом, созвучным писателям новой эпохи своей направленностью в будущее. Резко усиливается публицистический бок реалистической литературы, зявляеться открытая тенденциозность в защите своих взглядов. Прием обективной сказа, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия, открытое проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры - все это черты нового реализма. Литература обогащается в жанровом отношении: много разновидностей романа, обогащение тематики и структуры новеллы, подъем драматургии. Происходит процесс обновления театра, на сцену выходят важные социальные проблемы. Одним из руководящих мотивов есть изобличения буржуазного общества. Борьба за свободу творческой личности художника. Историко-революционная тема. Внимание, которое реалисты уделяют личности, помогает им достичь успехов в змалюванни характеров, ведет к углублению психологизма. Багатоманитнише становятся изобразительные средства человека в литературе, средства открытия ее внутришного мира

3. Романтизм и неоромантизм. Неоромантизм - это условное наименование комплекса разных течений в европейской художественной культуре конца ХиХ - начала ХХ столетие, которые возникли прежде всего как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродили ряд эстетичных принципов романтизма - пафос личной воли, возражение повседневного, культ иррационального, влечение к фантастике и т.п. Сюда относят французский символизм, постимпрессионизм, но большей частью этот срок применяют к английской литературе, где виднейшим представителем его есть Редиард Киплинг. Родственность неоромантизма с декадентами проявляется в том, что он создает искусственный мир. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Имуществ Род и Купер. Первым с проповедью неоромантизма выступил Роберт Льюйс Стивенсон (1850-1894), что противопоставлял искусство буржуазной действительности. В приключенческих романах «Остров сокровищ» (1883),»Похищенный»(1886),»Катриона» (1893) и т.п. он создал захватывающий мир, которому присущий гуманизм и демократизм. Джозеф Конрад (1857-1924) - последователь Стивенсона посвящал свои романы морю. Редиард Киплинг первым ввел в литературу тип «человека действия» - солдата, чиновника, миссионера, разрабатывая колониальную тематику в непривычном плане

4. Проблема натурализма. Натурализм, который сложился в Франции как литературное течение и получил широкое распространение в Европе и Америке в последнюю треть ХиХ столетие, не был собственно декадентским течением. Он заявлял о себе как о методе, который развивает и углубляет реалистическое искусство, был родствен с реализмом, позаяв требовал от художника более внимательного, детальнишого изучения тех сторон жизни, к отображению которых он обращался, стимулировал интерес к проблемам социальной неровности, вводил к сферы художественного изображения ряд новых тем. Натуралистический метод есть переходным, он принципиально отличается от реалистического, поскольку повязаний с отказом от типизации, отбора и обобщение материала, с отказом от проникновения в сущность изображаемых явлений. Натурализм опирается на философию и естетику позитивизма. Отказ от широких социально-психологических обобщений, фотографически точное изображение действительности, акцентирование биологического принципа наследственности, действием которого натуралисты старались объяснить происхождение социальной неровности. Биологизация унижает человека. Наследственный фактор трансформируется у образ грозного фатума - божество символистов, которое проявляется у раннего Гауптмана, Гамсуна. Натурализм постепенно вырождается

Импрессионизм в литературе. Термин«импрессионизм» происходит от французского слова «impression» - «впечатление». Возникнув от начала в живописи, он розвитнувся и в литературе, большей частью в поэзии. Искусство художников (Е. Мане, О. Ренуар) было не отступлением от реализма, а его новаторским развитием. Импрессионистское искусство открывало возможности для проникновения во внутренний мир человека, выработало систему принципов его раскрытия. Абсолютизация индивидуального, субективного, такого, что не нуждается в проверки с помощью обективних критериев впечатления как первоосновы художественного образа приводит импрессионизм к отрыву виджиття.

6. Символизм как творческой метод. Символизм, который получил широкое розповиюдження не только в Франции, где возник, а и в Бельгии, Германии, имеет антиреалистичную направленность, которая проявляется в стремлении подставить на место образов, которые отображают обективну реальность, образа-символы, которые выражают неясные оттенки субективних настроил (Верлен), таинственно и иррациональная жизнь души или не менее таемничний «пение бесконечности», неумолимую судьбу (Метерлинк). В своих эстетичных настроениях и в художественной практике символисты имеют тесный звязок с философским идеализмом. Зовут к изображению потустороннего мира, отказываясь от изображения мира реального и используя для этого иррациональные символы. Возникнув как «вопль отчаяния», как протест против сытости буржуазного существования, символизм выдвинул ряд самобутних и своериднихталантив.

7. Французькалитература (основные тенденции развития, периодизация).

8. Творческий Шляхмопассана.

Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе . По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг ., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс : никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика . Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений. Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман "Мы" на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин "антиутопия" был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери.

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность . Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую . Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма , как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений .

Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
Валерий Брюсов

Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков — важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы. В качестве ориентиров были выбраны «вечные ценности», отстаиваемые великими классиками. В то же время русская литература рубежа веков отразила процесс смены эпох и утверждения новых реалий. В 1905 году Лев Толстой писал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». В чём же выразилось это другое мировоззрение? Новым по сравнению с прошедшим веком было мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории жалости, сострадания, самоотречения критиче-ски переосмысливались русскими философами и писателями, главными словами эпохи рубежа веков были исчерпанность, пограничность, перелом . Осознание кризисности времени отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко не однородными. Но объединяло русских писателей рубежа веков отрицание серой обыденности, скучного бездеятельного существования. Общим, по словам известного литературного критика Семёна Венгерова, было «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе. Традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни.

Как вам известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ - ХХ веков. Яркими представителями реализма конца ХIХ — начала ХХ веков были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн . Напомним, что в этот период продолжают творить и такие признанные авторы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов . Так, в 1899 году Толстой заканчивает свой роман «Воскресение» , а в 1904 году Чехов пишет пьесу «Вишнёвый сад» .

Таким образом, новые качества русской литературы рубежа веков возникали в тесном контакте с традицией.

Не менее значительные изменения произошли и в поэзии. Классический реализм поэтов второй половины ХIХ века сменяется новаторской, загадочной, мистической лирикой Серебряного века, с самыми значительными представителями которой вам ещё предстоит познакомиться.

Одной из особенностей русской литературы этого периода было и одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы и плавный переход от одного направления к другому, когда, например, классицизм уступал место сентиментализму, а ему на смену приходил романтизм. В русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков одновременно сосуществовали реализм и нереалистические направления и течения. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, группировок, школ, мастерских. «Литература разручеилась», — заметил один из ведущих критиков начала века Пётр Пильский.

Важной тенденцией для русской литературы рубежа веков было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным, прежде всего, благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др. Материал с сайта

Стремительное развитие театрального искусства, бурное развитие киноиндустрии, открытие многочисленных художе-ственных выставок, галерей привело к увеличению зрительской и читательской аудитории и способствовало усилению влияния искусства на духовную жизнь страны. В этом влиянии разные виды искусства, в том числе и литература, нередко взаимопроникали друг в друга, т. е. происходил своеобразный синтез искусств. Так, музыкальностью обладали стихи Александра Блока, живописность была присуща поэзии Николая Гумилёва и прозе Ивана Бунина. Для многих представителей этого периода характерен также и творческий универсализм. Например, Михаил Кузмин сочетал в своём творчестве поэзию и композиторскую деятельность, поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский занимались изобразительным искусством. Межвидовая диффузия происходила и в жанровых разновидностях. Композитор Александр Скрябин называл свои симфонии «поэмами », а поэт Андрей Белый , наоборот, свои стихи считал «симфониями ».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отечественная литература, музыка начала 20 века-основные тенденции развития в русле событий эпохи
  • «литература разручеилась».
  • как рубеж веков отразился на литературе?
  • основные направления развития русской литературы
  • ведущие направления в литературе рубежа веков

Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.

Основные черты литературы и направления: - критический реализм;

Модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).

Основная тематика : - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));

Тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;

Борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;

Борьба рабочих за свои права (Олдридж);

Крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);

Место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).

Художественные особенности: - внимание к 1 герою;

Новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;

Публицистичность;

Документальная основа произведений.

Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.

Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.

Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.

Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.

Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;



Вера в силу человеческого разума;

Мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);

Показ действий человека в пограничной ситуации;

Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).

Литература второго послевоенного десятилетия

Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;

Распад колониальной системы (1961 - год Африки);

Новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);

Стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.

Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.

Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).

Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.

Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956 ). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир , на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.

Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).

Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.

Тематика : - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);

Критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);

Антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).

Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;

Мифологизация действительности;

Углубление психологизма (внутренний мир главного героя);

Обращение к фольклору, использование стилизации;

Многообразие творческих манер.

Третье послевоенное десятилетие(65-75)

Исторические особенности : - студенческие волнения;

Наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);

Неприятие буржуазного общества;

Политизация литературы

Начало экологической проблематики.

Основные тенденции развития модернистских направлений :

Антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);

Политизация искусства - неоавангардизм новых левых;

Жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;

Новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;

Основные тенденции развития реализма : - политическая активность;

Проблема истинной революционности;

Философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);

Борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);

Против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);

Проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);

Магический реализм (А.Карпентьер);

Становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;

Занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.

Читайте также: