Проявления чувства собственного достоинства. Проявления достоинства в повседневной жизни

  • Слайд 2

    Что такое честь

    • Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь - одно из благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. (Большой юридический словарь)
    • Честь – комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. (Википедия - свободная энциклопедия)
  • Слайд 3

    • Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
    • Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.
    • Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
    • Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
  • Слайд 4

    Проявления чести в повседневной жизни

    • Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.
    • Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.
    • Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.
  • Слайд 5

    Как воспитать в себе честь

    • Честь должна быть у человека с рождения. Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести.
    • Исполнение обязательств и обещаний. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово – становится человеком чести.
    • Психологические тренинги. Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги.
    • Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.
  • Слайд 6

    Что такое достоинство достоинство

    • Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.
    • Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. (Большой юридический словарь)
  • Слайд 7

    Преимущества достоинства

    • Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих.
    • Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.
    • Достоинстводаёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.
    • Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.
  • Слайд 8

    Проявления достоинства в повседневной жизни

    • Готовность поступиться собственными интересами во благо окружающих – проявление достоинства человека.
    • Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного человека.
    • Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства». Защищать своё гражданское достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.
    • Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия, превозмогать физический дискомфорт. Выдержать все испытания, не теряя лица, способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.
    • Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.
    • Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
  • Слайд 9

    Как развить в себе достоинство

    • Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.
    • Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.
    • Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.
    • Полемика (спор). Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.
  • Слайд 10

    • Можно быть честным человеком, не будучи великим;но нельзя быть великим человеком, не будучи честным. (из «Энциклопедии афоризмов»)
    • Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам (Марк Аврелий)
    • Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить:
      - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?
      - Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.Из сборника «Всемирное остроумие»
  • Слайд 11

    Задание на дом

    • Подбери 2-3 пословицы, в которых бы говорилось о чеcти и достоинстве.
    • Вспомнить и рассказать о поступках известных вам героев книг, сказок, кинофильмов, соответствующие понятиям чести и достоинстве.
  • Посмотреть все слайды

    Проявления чувство собственной важности:
    Проявления чувства собственного достоинства:
    1
    Требование уважения к себе, Желание чтобы
    признали авторитет
    Уважение и авторитет нарабатывается естественным
    образом через упорный труд и благие дела
    2

    хвастовство
    Реальных достижений гораздо больше, чем говорится
    о них, скромность
    3

    злость
    Реакция на замечания - интерес, желание узнать
    подробности
    4
    Соперничество, стратегия выиграл-проиграл,

    выигрыш
    Оправдание себя, при этом Осуждение и критика
    других
    Сотрудничество, стратегия выиграл-выиграл,
    стремление чего-то достичь и дать проявиться другим
    6

    кайфожорить по жизни
    Правда кажется целительной из-за жажды развития
    7
    Казаться, а не быть. Создание внешних эффектов
    в ущерб сути
    Быть, а не казаться. Стремление за всем внешним
    увидеть суть
    8
    Поиск восхищения и поддержки вовне, подстройка
    с равнением на социальное одобрение
    9



    наработанными смыслами. Поиск объективной оценки
    себя
    Стремление к свободе без ущерба для свободы других
    10
    Достижение целей, Желая доказать что-то другим
    Достижение целей, Желая раскрыть себя и узнать на
    что способен
    11
    Стремление к собственничеству и обладанию
    Стремление к любви и творчеству.
    12
    Стремление потреблять
    Стремление создавать
    5
    Требовательность к себе, при этом стремление понять
    мотивы поступков других

    № Проявления чувства собственной Проявления чувства собственного
    важности (ЧСВ)
    достоинства (ЧСД)
    11
    Уважение и авторитет нарабатывается
    естественным образом через упорный труд и
    благие дела
    Приукрашивание реальных достижений,
    Реальных достижений гораздо больше, чем
    хвастовство
    говорится о них, скромность
    Реакция на замечания – возмущение, обида,
    Реакция на замечания - интерес, желание
    злость
    узнать подробности
    Соперничество, стратегия выиграл-проиграл, Сотрудничество, стратегия выиграл-выиграл,
    жажда ощутить свое превосходство через
    стремление чего-то достичь и дать проявиться
    выигрыш
    другим
    Оправдание себя, при этом Осуждение и
    Требовательность к себе, при этом стремление
    критика других
    понять мотивы поступков других
    Правда кажется болезненной из-за жажды
    Правда кажется целительной из-за жажды
    кайфожорить по жизни
    развития
    Казаться, а не быть. Создание внешних
    Быть, а не казаться. Стремление за всем
    эффектов в ущерб сути
    внешним увидеть суть
    Поиск восхищения и поддержки вовне,
    Жизнь в соответствии со своими чувствами,
    подстройка с равнением на социальное
    ценностями, сформированными убеждениями и
    одобрение
    наработанными смыслами. Поиск объективной
    оценки себя
    Стремление к власти и контролю других
    Стремление к свободе без ущерба для свободы
    других
    Достижение целей, желая доказать что-то
    Достижение целей, желая раскрыть себя и
    другим
    узнать на что способен
    Стремление к собственничеству и обладанию Стремление к любви и творчеству.
    12
    Стремление потреблять
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    Требование уважения к себе. Желание чтобы
    признали авторитет
    Стремление создавать

    № Результаты в жизни от развития
    ЧСВ
    Результаты в жизни от развития ЧСД
    1
    Много страхов, опасений, беспокойств
    Базовое глубинное спокойствие
    2
    Недоверие к другим, ожидание подвоха от них
    Умение доверять и тонко чувствовать намерения
    людей
    3
    Отсутствие открытости, настоящей близости,
    любви
    Есть прочная база, чтобы построить крепкие
    отношения
    4
    Ситуации неопределённости вызывают
    напряжение и стресс
    В ситуациях неопределенности обостряется
    интуиция
    5
    Неспособность отличать ложь от правды,
    Пребывание в иллюзиях
    Трезвомыслие и Ясное видение сути вещей
    6
    Нет прочной внутренней опоры в жизни
    Обретение прочного внутреннего фундамента
    7
    Ограниченная возможность использования
    своего природного потенциала
    Познание безграничности своих возможностей



    Всего лишь пять качеств – и Вы всеобщий любимец на работе: Достоинство (чувство собственного достоинства, отсутствие закомплексованности); Доброжелательность (равное позиционное отношение к коллегам); Оптимизм (позитивное мышление); Ответственность (чувство Хозяина, при котором человек полностью берет на себя ответственность за все, что с ним происходит; отсутствие чувства Жертвы или Прокурора); Уравновешенность (отсутствие нервозности).




    Формы здоровьесберегающей работы: 1. Диагностические; 2. Коррекционные; 3. Развивающие (рекомендации, тренинги, ролевые игры); 4. Педагогические – интегрированные уроки ОБЖ, уроки здоровья, группы юных учителей здоровья, пресс-бюро, проектная деятельность школьников.


    Подумайте над решением задач. Задача 1. Как связать здоровьесберегающую работу школы с педагогическим коллективом. Задача 2. Выявить пути мотивации педагогов к экспериментальной деятельности. Задача 3. Сформировать творческие здоровьесберегающие группы и какой направленности.

    Напомним, что человек - это Внеземная Бессмертная Сущность, утратившая при материализации на Земле свою божественность из-за интоксикации разума вирусами зла, единственным лекарством от которых есть сознательное противодействие каждому из них скрупулезным выполнением правил этики и морали.


    УРОК 4(чувство собственного достоинства)

    Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе забыть о самоуважении и чувстве собственного достоинства.
    Но даже в самых тяжелых жизненных условиях, помни о своем неземном происхождении и всегда поступай в соответствии с этим высоким статусом : будь красиво и чисто одет, говори уважительно и спокойно, никому не причиняй ни малейшего вреда, не унижай других, не унижайся сам и никому не позволяй унижать себя.
    И никогда не совершай действий, могущих вызвать к тебе неуважение, унизительное или презрительное отношение окружающих, взращивая тем самым чувство собственного достоинства изо дня в день, из часа в час, из мига в миг... Ибо чувство собственного достоинства, как и любое другое качество характера, не падает в виде подарка с неба, но есть результат личных усилий каждого.

    МУДРОСТЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА...
    Меня секут, а я свое опять:
    "Храните честь!" А если негде взять?
    "Прекрасное любите!" - заклинаю.
    Но разве это можно приказать?
    Фирдоуси

    СОБЛЮДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

    Приступая к данной теме, прежде всего хотим объяснить разницу между гордостью, которая есть прямым порождением эгоизма, и соблюдением собственного достоинства.
    Когда ты презираешь кого-либо и не считаешь его равным себе, потому что он глуп, беден или не обладает тем или иным качеством, которое ценится обществом или тобой лично, - это гордыня.
    Если же после плевка в лицо (натурального или фигурального - безразлично) ты прощаешь оскорбление и делаешь вид, что вовсе ничего не произошло, - это означает, что твое чувство собственного достоинства равно нулю.
    Действительно, в Евангелии сказано: «Прощайте, да прощены будете». Однако прощение - это ничто иное, как нежелание мстить.
    Ни месть, ни ответ оскорблением на оскорбление не должны иметь места в твоей жизни.
    Но также никогда ты не должен терпеть уничижительное отношение к себе кого бы то ни было в любом виде и проявлении, общаться с теми, кто позволяет себе оскорбить, в том числе якобы в шутку, обругать тебя или произнести в твой адрес бранные слова
    (состояние гнева, заблуждения, любой эмоциональной нестабильности или опьянения не может быть при этом оправданием).

    Люди скоры на брань. Никогда не допускай брани в свой адрес . Если чувствуешь, что может произойти ссора, всеми силами предотвращай ее: смени тему разговора, преврати всё в шутку, предпринимай любые шаги, чтобы «погасить пожар», но никогда не допускай, чтобы в твой адрес было произнесено какое-либо грубое слово или произведено какое-либо действие, оскорбляющее тебя или унижающее твое достоинство.

    Никогда и никому не позволяй на себя кричать или просто повышать голос . После первых же высоких нот прекращай разговор, сделай замечание и попроси говорить спокойно; если же это не поможет, попрощавшись, уйди при личном разговоре и положи трубку при разговоре по телефону. Но лучше не провоцируй взрыва эмоций, будь сдержан в речи и старайся больше слушать, а не говорить, ибо, напомним, «на древе молчания растет его плод - мир ».

    Если в твоем присутствии кто-то сквернословит и не реагирует на твои просьбы о непроизношении бранных слов, немедленно прекращай общение.

    Никогда не унижай свое достоинство многократными просьбами . Высказав просьбу, не более одного раза напомни о ней и не более одного раза осведомись об ее исполнении. Если она не исполнена, больше ее не высказывай.

    С человеком, который каким-либо образом оскорбил тебя или выказал по отношению к тебе неуважение, прекращай общение немедленно (окончательно или до принесения извинений, судя по обстоятельствам). Повторяем, состояние гнева или опьянения обидчика при этом не может служить ему оправданием.

    Никогда не напрашивайся в гости даже к близким тебе людям.

    Придя по делу, никогда не принимай угощений, если только не сам их принес.

    Никогда более одного раза не предлагай свои услуги . Заметив пренебрежение к своим действиям (подаркам, угощениям, помощи), никогда более по отношению к данному лицу их не совершай.

    Никогда, если только это не твоя основная работа, не позволяй себе выступать в роли прислуги и не относись потребительски к другим .
    Любые наилучшие побуждения, желание доставить радость или просто сделать приятное при однократном проявлении, как правило, вызывают благодарность, но при постоянном, становясь привычными и обыденными, в силу несовершенства человеческого разума, воспринимаются как услужливость. А услужливость не вызывает ответных чувст, но на подсознательном уровне у тех, для кого (или вместо кого) действия совершаются, порождает высокомерие, пренебрежение, то есть неуважение в самом широком смысле этого слова, и рано или поздно формирует к человеку, в том числе доброму, отзывчивому, заботливому, уничижительное отношение, со всеми вытекающими отсюда для него проблемами.
    Чтобы с тобой не случилось подобного, ни при каких обстоятельствах и ни в какой ситуации не позволяй себе забыть о чувстве собственного достоинства , в частности:
    - отношения с близкими тебе людьми и дома, и вне дома строй лишь на взаимной помощи и взаимной поддержке;
    - мелкие услуги посторонним людям оказывай на паритетных началах;
    - за услуги, подлежащие оплате, обязательно плати (деньгами, угощением, такой же услугой).
    А также не забывай всем и за всё говорить "спасибо".
    Всегда помни известное: уважают только тех, кто сам уважает себя. А требуя уважения к себе, не забывай ежечасно и ежеминутно относиться с уважением к другим. Ибо все человеческие ценности (от благополучия в семье до успехов в карьере) основаны исключительно на уважении, самоуважении и взаимоуважении .

    P.S. К сказанному добавим, что уважение - производная знания о равенстве всех существ во Вселенной - предвечное качество Бессмертной Сущности, коей на самом деле есть Человек. На материальном плане оно проявляется в виде черт характера "самоуважение" и "уважительность" и является одним из показателей выздоровления индивидуума от зла, а мера проявления - степенью этого выздоровления.

    Начало темы.
    Урок 10 (личностная свобода, самоуважение. Предупреждение депрессии):
    Никогда и ни при каких обстоятельствах не будь рабом своих чувств.

    Цели :

    • формировать понятие в детях – не только кем быть в жизни, но и каким быть!
    • продолжить формирование характера, его положительных черт: каков человек – достойный – человек, обладающий высоким чувством долга.

    Форма : Классный час – диспут (5 класс)

    Информация к размышлению:

    Достоинства есть именно то, что
    Больше всего возвышает человека, что
    Придает его деятельности, всем его
    Стремлениям высшее благородство…

    К. Маркс

    Не сильные лучшие, а честные. Честь и
    Собственное достоинство – сильнее всего.

    Ф. М. Достоевский.

    Безмерное самолюбие и самомнение
    Не есть признак чувства собственного
    Достоинства.

    Ф. М. Достоевский.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Вступительное слово учителя:

    Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он?

    Что значит, достойный человек? Как это понятие трактует старинный словарь Даля.

    У детей было домашнее задание: отправится в научную командировку в библиотеку для работы с толковым словарем Даля.

    Слово ученице:

    Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

    Учитель:

    Видите, ребята, как много смысла в одном, единственном слове, которое мы, порой, не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанном в главах нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений.

    Ведь нельзя же записать в конституции, что Герман Филиппов не должен подсказывать Сереже Садовникову на уроке или что Даша Ломовцева, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

    Подумайте, ребята, и приведите примеры из жизни, из рассказов, прочитанных книг, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

    Ученица приводит пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны:

    Во время войны в школе, г. Иркутска как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

    И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе – “уважаю, уважаю” а списать не дает”

    И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

    А ведь если вдуматься – Виктор был прав. У него были несомненные дарования: он и в Москве был первым учеником в школе и домашнее задание, выполненное именно им, сразу можно было отличить, тем более, учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: “Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку”. И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет “списал”, а в подтексте этого слова слышится “украл”. Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят, его отдадут под суд. А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую ДОМАШНЮЮ работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое.

    Ребята показывают инсценировку французской баллады “Белая шаль”:

    Действующие лица:
    Ведущий
    Мать
    Сын
    Палач

    Ведущий: Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты, он осужден на смертную казнь, почти мальчик, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову.

    Ночью в его камеру, подкупив стражу, приходит мать.

    Мать: Я рано утром буду принята королём, я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королём, и ты будешь прощен, - утром в толпе увидишь меня – я буду в белой шали. Если же король ответит отказом – шаль будет черная.

    Ведущий: И вот - утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали.

    Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху и топор, и одетого в красные одежды палача, что её мальчик начнет просить прощения, унизив свое достоинство, достоинство революционера.

    А так он умер спокойно и достойно.

    Учитель: Во время войны, сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою “Белой шали” - допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

    Ученица читает стихотворение С. Михалкова

    Жили три друга – товарища
    В маленьком городе Эн
    Были три друга – товарища
    Взяты фашистами в плен.

    Стали допрашивать первого,
    Долго пытали его –
    Умер товарищ замученный
    И не сказал ничего.

    Стали второго допрашивать,
    Пыток не вынес второй –
    Умер, ни слова не вымолвив,
    Как настоящий герой.

    Третий товарищ не вытерпел,
    Третий язык развязал.
    Не о чем нам разговаривать! –
    Он перед смертью сказал.

    Их закопали за городом,
    Возле разрушенных стен.
    Вот как погибли товарищи
    В маленьком городе Эн.

    Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?

    Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

    Послушаем, что же случилось с Витей, героем рассказа, эвакуированным из Москвы?

    Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидя явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил и весьма ощутимо парнишку, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с тяжелым синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего “младенца”, возмутилась, и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.

    Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.

    Директор велел подняться ему, не знаю как кто, а я в голосе директора почувствовал иронию. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.

    Итак, - сказал директор, - чья это работа?

    Моя, - встал Виктор.

    Кого угодно мы представляли в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, по нашим представлениям, поэтому сначала мы даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:

    Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…

    Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: “ Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?”

    Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали. И мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.

    И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его “проучить”.

    И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного – это подло.

    И все с ним согласились.

    Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.

    Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.

    Дети, запомните, пожалуйста, замечательные слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства – это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.

    “Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.

    И, наконец, Николай Островский:

    “Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?”

    Три разных человека, три разных эпохи, три героических – каждая по-своему, неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем – ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека воистину человеком.

    Предлагаю ребятам вопросы для обсуждения.

    1. Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?

    2. А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?

    3. Достойно ли подсказывать?

    4. Достойно отказать списать или попросить списать?

    5. А что, по вашему мнению, ещё должно входить в понятие достоинства?

    6. Как вы понимаете слова: “В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни – лежит доброта”.

    7. Согласитесь ли вы со мной:

    Жить достойно – значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

    Возлюби ближнего как самого себя.

    Почитай отца и мать.

    Не убий.

    Не укради.

    Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

    Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

    Чти день воскресный.

    Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, поэтому и хочется закончить наш классный час стихотворением Гульчехры Джураевой (читаю наизусть).

    Говорят, что я горда.
    Что же – я отвечу: да
    Перед низостью горда,
    Перед пошлостью горда,
    Я всегда.

    Если подленькая месть
    Мне захочет в душе влезть,
    Если золотом увесят –
    Совесть заглушить хотят, -
    Перед этим я горда
    Отвечаю: “Никогда”.

    Но с тобою доброта,
    Я доверчиво проста,
    Тает гордость, словно снег
    В день погожий по весне…
    Как ищу я, как я жду
    Красоту и доброту!

    Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.

    Список литературы:

    1. В.И. Даль. Толковый словарь.
    2. М.А. Амоева. Классные часы в 5-7 классах Феникс, Ростов-на-Дону, 2003.
    3. М.Сердеев. Давай поговорим В-С. книжное издательство, 1987.
    4. Б. и В. Маттелмяки. Детская библия, Российское Библейское об-во, М., 1994.
    5. Союз нерушимый, Поэзия народов СССР, Худ. Литература, М., 1982.
    6. Мудрость воспитания, Педагогика, М., 1987.

    Читайте также: