Аргументы на тему: интеллигентность в человеке. Современная интеллигентность. Что такое интеллигентность и что она дает Великие люди. Талант

Началом формирование интеллигенции в России принято считать эпоху Петра I. Петр Алексеевич собрал команду людей, которые помогали ему создавать новое государство. В основном это были иностранцы: голландцы, немцы, шведы, датчане. Но, по сути, они были русскими, поскольку впитали в себя культуру России, растворились в ней, развили и обогатили ее.

В середине 19 века процесс формирования интеллигенции в России значительно ускорился, поскольку среди учащейся молодёжи появилось много разночинцев — выходцев из сословий чиновничества, купечества, духовенства, мещан.

Интеллигенция дала российской культуре и науке такие выдающаяся имена как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Радищев, Н.И. Лобачевский и многие-многие другие.

Когда в России формировалось понятие интеллигентности, подразумевалось, что человек, претендующий на то, чтобы считать себя интеллигентом, обязан обладать следующими качествами:

Во-первых, самостоятельно мыслить, не опираясь на официальные суждения. Далее, интеллигентный человек должен быть носителем таких этических норм и понятий, как:

  • благородство
  • сердечность
  • терпимость
  • твердость
  • надежность сказанного и т.д.

Кроме того, интеллигентный человек должен быть готовым противостоять несправедливости, контролировать своё поведение и эмоциональность, обладать живостью ума, интеллектуальной продуктивностью, тягой к познанию истории, искусства и наук и так далее, и так далее.

Прекраснейший набор качеств, как и прекрасны люди, ими обладающие, согласитесь.

Начало шельмование интеллигенции в России, как социального явления, было положено Владимиром Ильичом Лениным.

Своим авторитетным мнением Владимир Ильич разделил русских интеллигентов на чуждых и полезных, лишив их права иметь собственную точку зрения на происходящие события, мыслить самостоятельно. Таким образом он кастрировал само понятие интеллигентности.После революции отдельным писателям была дана идеологическая установка подвергнуть интеллигенцию осмеянию, прилепить к понятию интеллигентность недостойные эпитеты.

Великолепные и очень талантливые Илья Ильф и Евгений Петров блестяще справились с этим, создав в «Золотом телёнке» яркий карикатурный образ Васисуа́лия Лоха́нкина, озабоченного судьбой русской интеллигенции.

Писатель с большой буквы – Михаил Булгаков тоже прошёлся по этой теме. Но Михаил Афанасьевич — писатель глубокий и тонкий; в «Мастере и Маргарите» он не критиковал интеллигенцию, он высмеивал присосавшихся к литературе недоучек, я так думаю.

Долгие годы затем, в России существовал свой особый тип интеллигента - советский интеллигент. Принято было считать, что это любящий свою Родину, образованный, сердечный, твердый и надежный человек.

Но вот иметь собственного мнения, идущего в разрез с официальной доктриной, он права не имел. Он также не имел права вслух осмысливать происходящее в стране, и давать этому свою оценку. Этакий выхолощенный тип интеллигента.

Однако, общество, в котором нет людей независимых, готовых противостоять несправедливости, людей, способных мыслить самостоятельно и критически, не опираясь на официальные суждения, такое общество обречено. Лихачёвы, Сахаровы и Солженицыны просто обязаны были появиться. И они появились!

1968 год. На экраны страны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», где Вячеслав Тихонов великолепно сыграл учителя истории Илью Семеновича Мельникова, настоящего русского интеллигента. Глядя на него, зритель понимал, что Илья Семенович обо всём происходящем вокруг имеет собственное, отличное от предписываемого идеологами советского строя, мнение.

На премьере этого фильма, когда после показа зажгли свет, зал аплодировал стоя. Я не припомню более точного и яркого образа интеллигентного человека, как в этом фильме. Сейчас таких фильмов уже не делают – видимо, что-то не так в нашем огороде.

Проблемы интеллигенции, на мой взгляд, кроются в её достоинствах, таких, как благородство, сердечность, терпимость, понимание, нежелание огорчить и, более того, причинить неудобство или боль другому человеку. Интеллигентный человек не способен предать. Он всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается, даже если самому придётся чем-то поступиться. Со временем эти качества становятся паттернами поведения. Этим часто и охотно пользуется манипуляторы и беспринципные люди. Они просто грубо используют носителя этих качеств в своих целях; он понимает это, но ничего не может с собой поделать. В результате - падение тонуса, крайняя степень недовольства собой, возможна депрессия.

В 1979 году Георгий Данелия создал фильм «Осенний марафон», где просто таки на блюдечке выложил эти проблемы. Олег Басилашвили в фильме сыграл, безусловно, интеллигентного, неуверенного в себе человека, которого используют все, кому не лень.

Во-первых, он не может сделать выбор между любимой женщиной и женой, которой боится причинить боль , и, чтобы хоть как-то «разрулить» ситуацию, он вынужден беспрерывно лгать.

Он не может отказать в совместных утренних пробежках датскому профессору, хотя это претит ему.

Он не может отказаться пожать руку человеку, которого считает нерукопожатным, потому что не может нанести ему оскорбление. Героя Олега Басилашвили эксплуатирует его коллега, туповатая Варвара, за которую оп делает переводы, — просто из жалости. Он даже не может отказать соседу — алкоголику выпить с ним, - ну как отказать, когда так настойчиво просят! В результате день, который должен был быть заполненным важными неотложными делами, летит в пропасть.

И, что самое печальное, герой фильма не считает возможным изменить свою жизнь и измениться самому, он продолжает бег в колесе. Не потому, что он безволен, или ленив, просто принципы такие.

Герой Георгия Данелия – отнюдь не надуман. Ко мне, приватно и на приёме, с этой проблемой обращалось много людей. Среди них было много людей, к примеру, с неустойчивым типом личности, которые легко подчиняются внешнему влиянию, но много было и людей интеллигентных, в полной мере обладающих такими качествами, как доброта, отзывчивость, сострадание и т.д. с которыми опытному манипулятору легко и просто “работать”.

Один мой хороший знакомый жаловался на своего коллегу по работе:

«Я его уже боюсь. Представляешь, я ему почти написал диссертацию. Сколько времени я на это затратил! Поймает меня, и стонет, и стонет, - помогите, эту главу отредактировать, у меня на вас вся надежда, только вы сможете... И не отстаёт, пока не соглашусь. Времени жалко, А как отделаться от него - не знаю».

Итак, как научиться нейтрализовывать попытки вами манипулировать.

Самое первое, что нужно сделать, это создать фильтр: кому вы должны и хотите оказывать помощь, а кому - нет.

К примеру, к вам обращаются:

«Посмотри, пожалуйста, эти расчёты, по-моему, здесь где-то ошибка. Ты в этом спец, а я в этой теме слабо ориентируюсь».

Если обращающийся - ваш близкий коллега, с которым вы плотно работаете, помочь ему, разумеется, нужно.

Если же с просьбой обратился человек, который просто хочет переложить на вас, свою работу, идти у него на поводу, конечно, не стоит.

Лучше всего грамотно «слить» его просьбу.

Можно ответить примерно так:

«Сейчас времени нет, даже не проси. Позже, если получится, посмотрю. Оставь на столе, и не дергай меня, пожалуйста. Если сделаю - позвоню. Конечно, если найду время».

Когда манипулятор станет осведомляется о своей просьбе, а он обязательно будет это делать, отвечайте ему:

«Пока некогда, полный завал. Не доставай меня, будет время - сделаю и позвоню. Если, конечно, время найду».

Будьте тверды, и вы навсегда избавитесь от этого любителя прокатиться на саночках бесплатно.

Создайте себе три важные установки (установка это состояние готовности к последующему действию конкретным способом):

  • Моё время - это моя личная собственность.

  • Никто не вправе вмешиваться в мои планы, если я этого не желаю.

  • Моё поведение - это моё личное дело. Я не должен ни перед кем за него отчитываться.

Подробную инструкцию, как защититься от манипулирования, вы найдете и .

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.

Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».

Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.

Булат Окуджава написал:

Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек.

Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Это истинный героизм.

Проблема красоты.

Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».

Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Проблема счастья.

Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в будни быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления .

Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.

Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».

А поэт Эдуард Асадов сказал так:

Уж коль расти, то с юности настии,

Ведь не годами, а делами зреешь.

И всё, что не успел до тридцати,

Потом,всего скорее не успеешь.

Проблема воспитания.

А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».

У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

В чём заключается смысл жизни человека

Известный русский поэт А. Вознесенский сказал:

Чем больше мы от сердца отрываем,

Тем больше нам на сердце остаётся.

Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» живёт по законам добра, всепрощения, любви. Матрёна отдаёт тепло своей души людям. Она «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Проблема обучения.

Счастлив тот человек, в жизни которого есть учитель

Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.

Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является Лидия Михайловна В. Распутина «Уроки французского». Именно она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь.

Проблема значимости труда в жизни человека.

В отношении человека к труду измеряется нравственная ценность каждого из нас.

К. Д. Ушинский сказал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

А русская пословица гласит: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда».

По словам В. А. Сухомлинского: «Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим».

Проблема сомоограничения.

Потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.

Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.

К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».

И ещё немного аргументов:

1) Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо»

Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим.

Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу.

2) В. Железников. «Чучело».

Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу.

Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам.

Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь.

Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие).

3) А. Платонов. «Неизвестный цветок».

Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить.

А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.

«Право же, взрослые – очень странные люди», – вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка?

Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день.

Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить.

Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество.

5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь».

Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор.

Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.

6) К.Паустовский. «Телеграмма».

«Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери.

7) А.Грин. «Зелёная лампа».

Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Часть 4 (Книга В.Н. Александрова, О.И. Александровой «Энциклопедия аргументов»)

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема – обоснование – вывод),

В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В.

ВАРИАНТ I

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

1. Человек должен быть интеллигентен. (2) А если его профессия не требует интеллигент­ности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку. (По Д.С. Лихачёву)

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст. Устно объясните, какой тезис выдвинул автор. Прочитайте контраргументы, приведённые автором. С какой целью они приведены?

3.Аргументация.

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

1)парцелляция 2)ряд однородных членов 3)эпитет 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)лексический повтор 9)назывные предложения 10)неполные предложения 11)анафора 12)риторический вопрос 13)диалог

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

(1)Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье - не только физическое, но и умственное - способствует долголетию.

(2)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долголетен будешь на земле».

(З) Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (4)Это мудро.

(5)Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (б) Будем долголетни! (7)Как люди и как народ. (8)А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (9)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой со-временности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачёву)

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст.

3.Аргументация.

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слов. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряды однородных членов 3)синтаксический параллелизм 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)назывные предложения 9)анафора 10)риторический вопрос 11)метафора

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего для самого человека.

(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье - не только физическое, но и умственное - нужно, чтобы жить долго.

(11)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долго летев будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом - почему она связана с заповедью долголетия.

(15)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(17)Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

(18)Интеллигентность надо в себе развивать - тренировать душевные силы, как силы физические. (19)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно.

(21)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...

(23) Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, на всё неправильно реагирующий. (24) Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить. (25) Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. (26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27) Душевная слабость ведёт к физической слабости. (28)Я не врач, но я в этом убеждён. (29)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(ЗО) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да - красивым!

(32) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(33) Социальный долг человека - быть интеллигентным. (34)Это долг перед самим собой. (35)Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему - обращённой к нему.

(З6) Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (37)Будем долголетни! (38)Как люди и как народ. (39)А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (40)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачеву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999 гг.) - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Нужно отказаться от стремления быть интеллигентным, если это стремление мешает установить доверительные отношения с окружающими.

2)Интеллигентным можно назвать лишь того человека, который имеет достаточно высокий уровень образования, много читает.

3)Такое качество человека, как интеллигентность, оказывает влияние на его долголетие.

4)Любой интеллигентный человек обязательно владеет одним из иностранных языков, потому что понимает: это помогает ориентироваться в современном мире.

5)Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 13 содержит оценку высказанного в предложении 11 утверждения.

2)Предложения 15-16 содержат рассуждение.

3)В предложениях 18-19 представлено описание.

4)В предложениях 22-26 представлено повествование.

5)Предложение 39 объясняет содержание предложений 36-38.

22.Из предложения 5 выпишите фразеологизм .

23.Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24.«Размышляя о содержании понятия «интеллигентность», о путях её формирования, автор использует различные синтаксические средства, в том числе (А)……(например, в предложении 17) и (Б)……(в предложении 18). Убеждённость автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство - (В)……(предложения 31, 37), а также приём - (Г)…….(предложения 12 - 13, 34 - 35)».

Список терминов: 1)парцелляция 2)эпитет 3)ряд однородных членов предложения 4)анафора 5)восклицательное предложение 6)ирония 7)олицетворение 8)противопоставление 9)сравнительный оборот

ВАРИАНТ I

Примерные ответы к заданиям подготовительного этапа № 1

Проблема.

Д.С. Лихачёв поднимает проблему интеллигентности. Автор ставит вопросы, должен ли быть человек интеллигентным, если этому противостоят обстоятельства его жизни, и кому нужна интеллигентность.

Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

Комментарий.

Размышляя о том, должен ли человек быть интеллигентным, Д.С. Лихачёв задаёт вопросы от лица воображаемого собеседника, заставляя читателя задуматься над тем, какие условия могут воспрепятствовать проявлению интеллигентности. Сам автор не сомневается в том, что никакие условия: ни профессия, ни недостаточный уровень образования, ни среда и окружение - не оправдывают отсутствие интеллигентности, которая, по мнению автора, нужна прежде всего самому человеку.

Тип речи.

В своём рассуждении Д.С. Лихачёв выдвигает тезис «Человек должен быть интеллигентен». Чтобы многосторонне рассмотреть поставленную проблему и привлечь к её рассмотрению читателей, автор использует контраргументы, выраженные в форме вопросов. Подводя итог рассуждению, автор усиливает тезис, обогащая свою мысль утверждением, что интеллигентность нужна при любых обстоятельствах.

Аргументация

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

М.А. Булгаков - повесть «Собачье сердце». В этой повести М.А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента - профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» - недоумевает профессор. «Разруха», - пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюций оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.

Предложение 8 связано с предложением 7 с помощью личного местоимения она и повтора краткого прилагательного нужна.

    ряд однородных членов 5

    вопросительное предложение 2,3,4,5

    восклицательное предложение 6

    лексический повтор 2-5 (анафора); 6, 7-8

    анафора 2-5

Примерные ответы

к заданиям подготовительного этапа № 2

Проблема.

Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. Автор размышляет над вопросом, какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие.

Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. В тексте даётся ответ на вопрос, что определяет долголетие людей и народов.

Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

Долголетию людей и народов способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

Комментарий.

Автор стремится доказать молодым читателям, как важно быть интеллигентным. Он утверждает, что интеллигентность влияет на долголетие человека, и устанавливает прямую зависимость долголетия от физического и умственного здоровья человека. А интеллигентность человека, по мнению Д.С. Лихачёва, представляет собой его нравственное здоровье.

Автор прибегает к народной мудрости, напоминая, что в понимании народа долголетие человека определяется его почтительным отношением к отцу и матери. В то же время публицист призывает своего читателя к широкому взгляду на проблему, рассматривая почитание отца и матери как уважительное отношение человека к прошлому, содержащему в себе истоки современности, к которой этот человек принадлежит.

Аргументы

Чехов в своих произведениях откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания - мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

Он подчеркивает важность духовного начала в человеке и говорит о том, что поколения лишними не бывают, люди с таким запасом духовности могут сделать очень многое.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.
Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.
Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти.

Если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.
Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию.
Чехов считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

Тип речи.

Рассуждение.

Средства связи предложений в тексте (подготовка к выполнению задания 23).

Предложение 9 связано с предложением 8 с помощью форм слов: прошлого - прошлое, отца и матери - отцом и матерью.

Средства языковой выразительности (подготовка к выполнению задания 24).

    парцелляция 6-7

    ряд однородных членов 1,3,5

    восклицательное предложение 6

    цитирование 2

    анафора 3-4

    метафора 9

Ответы к заданиям тренировочного этапа

№ задания

белой воронойбелая ворона

Проблемы

1) Проблема интеллигентности. (В любых ли обстоятельствах человек должен быть интеллигентным? Кто прежде всего нуждается в интеллигентности?)

1) Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

2) Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. (Какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие?)

2) Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

3) Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. (Что определяет долголетие людей и народов?)

3) Долголетие человека во многом определяется его интеллигентностью, ведь интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. Долголетию людей и народов также способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

4) Проблема определения сущности понятия «интеллигентность». (Что такое интеллигентность?)

4) Интеллигентность не определяется уровнем образования и широтой кругозора, интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

(1)Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». (2)Я долго не мог понять: в чем де­ло? (3)В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. (4)Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтен­ная дама. (5)Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» (6)«Да, - ответила она. - (7)Я ее взяла. (8)Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». (9)И при этом дама кокетливо улыбается. (10)«Но ведь книга прислана мне. (П)Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. (12)Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. (13)Я даже не поблагодарил его».


(14)Повторяю: давно это было. (15)И можно было бы за­быть об этом случае. (16)Но все-таки вспоминаю иногда о нем - жизнь напоминает.

(17)Ведь действительно, кажется, какой пустяк! (18)«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... (19)Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (20)Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он обойдется!

(2 ^Распространилось новое явление - «интеллектуаль­ного» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправды­ваемого увлеченностью, тягой к культуре. (22)Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу - это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (23)Подумайте только: бесчест­ный поступок - и интеллигентность! (24)А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? (25)Нравственный даль­тонизм: мы разучились различать цвета, точнее - отличать черное от белого. (26)Кража есть кража, воровство есть во­ровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступ­ком, как бы и чем бы они ни оправдывались! (27)А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение. (28)Ведь даже проехать «зайцем» в трам­вае - это же воровство. (29)Нет малой кражи, нет малого воровства - есть просто воровство и просто кража. (ЗО)Не бывает малого обмана и большого обмана - есть просто об­ман, ложь. (31)Недаром же говорится: верен в малом - ив большом верен. (32)Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступи­лись совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном - и вы почувствуете укор совести. (33)И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступ­ка, то пострадали прежде всего вы сами - ваша совесть и ваше достоинство.

(Д.С. Лихачев)


Сочинение

Можно ли, считая себя человеком культурным и интел­лигентным, позволять бесчестные поступки по отношению к окружающим и к себе самому? Где допустимые границы лжи и непорядочности? Об этом рассуждает известный ли­тературовед и публицист Д.С. Лихачев.

Казалось бы, заурядный случай: кто-то взял чужую книгу и «забыл» вернуть ее. При этом даже не возникло чувство неловкости от того, что подвел другого человека, поставил его в двусмысленное положение. Это явление со­временности автор назвал «нравственным дальтонизмом» и постарался исследовать проблему с точки зрения этических норм. Какие бы объяснения ни выдвигали сторонники та­ких поступков, безусловным остается одно: воровство оста­ется воровством, ложь никогда не может быть оправдана. Прощая себе малое зло, легко скатиться в зло большое. Поступившись совестью, совершив безнравственный посту­пок, пострадаете вы сами, вольно или невольно разрушите свое достоинство. И с этим утверждением Д.С. Лихачева вы, безусловно, согласитесь, если считаете себя интелли­гентным человеком или стремитесь быть таким.

К проблемам нравственной чистоты и порядочности не­редко обращались писатели девятнадцатого века. Герои Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского ошибались, страдали, сомневались, но всегда сохраняли нравственное достоинство. Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, соблюдает отцовский завет «береги честь смолоду» и не теряет достоинства ни перед грозным Пугаче­вым, ни перед лицом смерти. Он бережет не только свое че­стное имя, но и честь своей возлюбленной.

Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» проходят через серьезные нравственные испытания и делают это с честью, не опускаясь до трусости и унижения. Старый князь Болконский, провожая сына в действующую армию, го­ворит о том, что сможет пережить его гибель, но не переживет


бесчестия. И для князя Андрея понятия долга и чести незыб­лемы. Безусловно, что этим традициям будет верен и его сын.

Почему же сегодня так девальвировались многие нравст­венные понятия и ценности? Может быть, следует быть тре­бовательнее и бескомпромисснее к собственной совести и к поступкам тех, кто нас окружает.

(1)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, зна­ет несколько языков.

(2)А между тем можно иметь все это и быть неинтелли­гентным и можно ничем этим не обладать в большой степе­ни, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

(З)Лишите подлинно интеллигентного человека полно­стью его памяти. (4)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отли­чить настоящее произведение искусства от грубой «штуко­вины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индиви­дуальность другого человека, войти в его положение, а по­няв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по дос­тоинству - вот это и будет интеллигентный человек... (б)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способно­стях к пониманию другого.

(6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь приро­ду, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или ру­ганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).


(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивитель­ную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что про­изошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относи­лись и к чужому горю, и к чужой радости.

(9)Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

(1 (^Интеллигентность надо в себе развивать, трениро­вать, - тренировать душевные силы, как тренируют и фи­зические. (11)А тренировка возможна и необходима в лю­бых условиях.

(12)Что тренировка физических сил способствует долго­летию - это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и ду­шевных сил.

(14) Дел о в том, что злобная и злая реакция на окру­жающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реаги­рующий. (16)Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невоспри­имчивый - тоже человек несчастный. (18)Не умеющий по­нять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже че­ловек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведет к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убежден. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно краси­вым.

(24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лише-


ны изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(25)Социальный долг человека - быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значени­ем. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «об­разованность», а ведь это далеко не одно и то же.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, будучи по-настоящему ин­теллигентным человеком, помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интелли­гентности особенно актуальна сегодня. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чер­ствость и пустота. По словам Лихачева, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию дру­гого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать. Интересна и мысль о том, что ду­шевное состояние человека отражается на его физическом здоровье. Русская интеллигенция на протяжении веков соз­давала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают.

Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Ни-


колая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества - доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.

Заключительные слова статьи Лихачева обращены к ка­ждому из нас: «Социальный долг человека - быть интелли­гентным. Это долг и перед самим собой». К ним стоит при­слушаться.

Читайте также: