Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Образы народных заступников в поэме некрасова кому на руси жить хорошо Народные заступники кому на руси

В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он "строгой правдою, умом и добротой".

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается - Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника - автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе "Пир на весь мир" автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых ("лучезарный", "выспренний", "карающий меч", "воплощение счастья народного", "рабство тяжкое", "Русь оживающая").

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора - о народе, все его мечты - о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в "силу народную - силу могучую", в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая - . Душа народа русского... О сеятель! приди!..

В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.

Яким Нагой

Труженик, крестьянин Яким – один из тех, на кого надеется автор. Яким может стать заступником простого народа, привести Русь к счастью и достатку. Мужик сросся всей душей с землей. Он внешне стал с нею схож: морщины как трещины на высушенной почве, шея – пласт, срезанный сохой, волосы – как песок, кожа рук – кора деревьев. Сам землепашец - ком земли на сохе. Сравнение у автора многозначительно. Мужик не просто черный и тяжелый как труд пахаря. Земля дарит хлеб, кормит людей. Яким – тот, чьими руками земля это делает, другими словами, Яким – это душа земли. Создавая персонаж, автор обратился к народному творчеству. Он делает героя схожим с былинными героями, защитниками Руси. Они все трудятся на земле до тех пор, пока не требуется их сила. У Якима своя судьба, но она типична для описываемого времени. Крестьянин ушел на заработки в Питер. Он умен, наблюдателен и внимателен. Яким получает свой опыт, пытаясь потягаться с купцом. Есть в характере мужика смелость, строптивость, не каждый мог бы решиться на это. Результат – тюрьма. Там оказываются многие храбрецы. Автор подчеркивает индивидуальность персонажа. Мужик любит красивое, он сохраняет картиночки от пожара. Духовность героя подчеркивается и выбором спутницы. Она тоже бережет от огня не деньги, а иконы. Чистота помыслов, надежда на справедливость – основа семьи Якима Нагого.

Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Старик Савелий

Наделила русская земля мужиков силой. Живут они долго, но непросто. Скупа земля на счастливые моменты. Крепостное право тяжело и жестоко. Савелий вышел из мест, где было меньше крепостного права, в самой глубине русской земли. Он живет среди природы, которая воспитывает его свободным и сильным. Савелий крепкий как медведь или сохатый. Знания и здоровье он берет от природы. Лес наделяет его духом и особыми качествами, за это мужик любит лес по-настоящему, так, как могут не многие. Мужик не смог рассмотреть хитрость немца управляющего, но не стал терпеть его измывательства. Бунт Савелия резкий, как взмах меча богатыря. Плечом он сталкивает немца в колодец, живого закапывают его крестьяне. Итог бунта – каторга и поселения. Савелий обретает мудрость и становится человеком, который ожжет объяснить сложные понятия. Его речь – образец русского слова. «Клейменный, да не раб!» - основа характера народного заступника. Савелия не сломали, он вернулся домой, но родня ценила в жизни только деньги. Судьба крестьянина – пример того как сложно заступникам среди людей, сдавшихся и потерявших (или не обретших) настоящих целей в жизни. Савелий – символизирует скрытую до поры мощь народа, его ум и мудрость.

Григорий Добросклонов

В поэме Некрасова образ Гриши особенный. Ему доверяет автор будущее страны. Он должен стать настоящим заступником народа. Герой вырос в семье дьяка. В этом можно увидеть крепкое православие страны. В становлении характера большая роль принадлежит матери. В этом - женское начало русской души, доброта и отзывчивость. Гриша понял, к чему нужно стремиться, уже в юности. Дальше он только двигается к своей цели. Молодой заступник готов отдать жизнь за народное счастье. Поэт так показывает его, что становится понятно, Григорий добьется поставленной цели. Интересно, что мысли о патриотизме и борьбе юноша передает через песни. Он поднимает дух народа, объясняет проблемы и ведет к их решению. Кто-то не слышит пения Григория. Другие не вдумываются в слова. Поэт надеется, есть те, кто поддержат Григория и пойдут с ним.

Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н.А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу - образу народного заступника.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ, находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся «строгой правдою, умом и добротой» Ермил Гирин, знающий, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет», Гриша Добросклонов.

Как одного из тех, кто за «вотчину стояли хорошо», рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. «Клейменый, да не раб», - говорит он о себе. В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь к природе и стойкость. Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения:

.. .Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися...

...И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

Любимое словечко народного мстителя Савелия - наддай - помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря. Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь. Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.

Кабак... острог в Буй-городе,

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

...А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения...»

Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина - деревенского праведника Ермила Гирина. Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного. Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок. И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя.

Не пьет, не ест; тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это. И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро. Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила.

Яким Нагой - еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси. Казалось бы, какой из него защитник:

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

В первых же строках о нем сказано:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования. Картинки - это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, «спасет мир».

И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ. Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где «трудно дышится, где горе слышится», - жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась:

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал «в груди своей силы необъятные», чей слух услаждали «звуки лучезарные гимна благородного» - «воплощение счастия народного».

Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека - в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.

Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос «Что делать?». Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что … он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы - выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу: Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой. Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других. Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - «наддай» - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником «.

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему ». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Яким Нагой - народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.

Другой образ - Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:

…он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия - «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий - это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.

Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов - наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова - это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий - персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов -новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!

Читайте также: