Борис васильев в списках не значился план. Урок-конференция по повести Б.Васильева "В списках не значился". Стоическая защита Брестской крепости

Среди книг о войне произведения Бориса Васильева занимают особое место. Причин тому несколько: во-первых, он умеет просто, четко и лаконично, буквально парой предложений, нарисовать объемную картину войны и человека на войне. Наверное, никто еще не писал о войне столь сурово, точно и пронзительно-ясно, как Васильев.

Во-вторых, Васильев знал то, о чем пишет, не понаслышке: его юные годы пришлись на время Великой Отечественной, которую он прошел до конца, чудом оставшись в живых.

Роман «В списках не значился», краткое содержание которого можно передать в нескольких предложениях, читается на одном дыхании. О чем он? О начале войны, о героической и трагической обороне Брестской крепости, которая, даже умирая, не сдалась врагу, – она просто истекла кровью, по словам одного из героев романа.

А еще этот роман – о свободе, о долге, о любви и ненависти, о преданности и предательстве, словом, о том, из чего состоит наша обычная жизнь. Только на войне все эти понятия становятся больше и объемнее, и человека, всю его душу видно, как через увеличительное стекло…

Главные герои – это лейтенант Николай Плужников, его сослуживцы Сальников и Денищик, а также юная девушка, почти девочка Мирра, волею судьбы ставшая единственной возлюбленной Коли Плужникова.

Центральное место автор отводит Николаю Плужникову. Только что получивший погоны лейтенанта выпускник училища прибывает в Брестскую крепость перед первым рассветом войны, за несколько часов до залпов орудий, навсегда перечеркнувших прежнюю мирную жизнь.

Образ главного героя
В начале романа автор называет юношу просто по имени – Коля – подчеркивая его юность и неопытность. Коля сам попросил руководство училища направить его в боевую часть, к особому участку – ему хотелось стать настоящим бойцом, «понюхать пороха». Только так, считал он, и можно обрести право командовать другими, наставлять и обучать молодежь.

Коля направлялся к начальству крепости, чтобы подать о себе рапорт, когда грянули выстрелы. Так он и принял первый бой, не попав в списки защитников. Ну, а потом уже было не до списков – некому и некогда было их составлять и сверять.

Тяжело далось Николаю боевое крещение: на каком-то моменте он не выдержал, бросил костел, который должен был держать, не сдавая фашистам, и попытался инстинктивно сберечь себя, свою жизнь. Но он преодолевает ужас, столь естественный в данной ситуации, и вновь идет на выручку товарищам. Непрекращающийся бой, необходимость стоять насмерть, думать и принимать решения не только за себя, но и за тех, кто слабее – все это постепенно меняет лейтенанта. Через пару месяцев смертельных битв перед нами уже не Коля, а закаленный боями лейтенант Плужников – жесткий, решительный человек. За каждый месяц в Брестской крепости он проживал словно десяток лет.

И все-таки юность еще жила в нем, еще прорывалась упорной верой в будущее, в то, что придут наши, что подмога близко. Надежда эта не угасла и с потерей двух обретенных в крепости друзей – веселого, неунывающего Сальникова и сурового пограничника Володи Денищика.

Они были с Плужниковым с первого боя. Сальников из хохмача-мальчишки превратился в мужчину, в такого друга, который спасет любой ценой, даже ценой своей жизни. Денищик опекал Плужникова, пока сам не оказался смертельно раненым.

Оба погибли, спасая Плужникову жизнь.

В числе главных героев обязательно надо назвать еще одно лицо – тихую, скромную, незаметную девочку Мирру. Война застала ее 16-летней.

Мирра с детства была калекой: она носила протез. Хромота заставила ее примириться с приговором никогда не иметь собственной семьи, а всегда быть помощницей другим, жить для других. В крепости она подрабатывала в мирное время, помогая кашеварить.

Война отрезала ее от всех любимых людей, замуровала в подземелье. Все существо этой молоденькой девушки пронизывала сильная потребность любви. Она ничего еще не знала о жизни, а жизнь сыграла с ней такую злую шутку. Так Мирра воспринимала войну, пока не пересеклись судьбы ее и лейтенанта Плужникова. Случилось то, что неизбежно должно было случиться при встрече двух юных существ, – вспыхнула любовь. И за короткое счастье любви Мирра заплатила жизнью: она погибла под ударами прикладов лагерных охранников. Ее последними мыслями были мысли только о любимом, о том, как уберечь его от страшного зрелища чудовищного убийства – ее и ребенка, которого она уже носила во чреве. Мирре это удалось. И в этом заключался ее личный человеческий подвиг.

Главная идея книги

На первый взгляд кажется, что основным желанием автора было показать читателю подвиг защитников Брестской крепости, раскрыть подробности сражений, рассказать о мужестве людей, которые несколько месяцев вели бои без подмоги, практически без воды и пищи, без медицинской помощи. Они воевали, сначала упорно надеясь на то, что наши придут, примут бой, а потом уже без этой надежды, просто сражались, потому что не могли, не считали себя вправе отдать врагу крепость.

Но, если читать «В списках не значился» более вдумчиво, понимаешь: эта книга – о человеке. Она – о том, что возможности человека безграничны. Человека нельзя победить, пока он сам не захочет этого. Его можно замучить, заморить голодом, лишить физических сил, даже убить – но победить нельзя.

Лейтенант Плужников не был включен в списки тех, кто нес службу в крепости. Но он сам дал себе приказ сражаться, без чьих-либо команд сверху. Он не ушел – он остался там, где ему приказал остаться собственный внутренний голос.

Никакие силы не уничтожат духовную мощь того, у кого есть вера в победу и вера в себя.

У романа «В списках не значился» краткое содержание запомнить легко, но без внимательного прочтения книги усвоить для себя идею, которую хотел донести до нас автор, невозможно.

Действие охватывает 10 месяцев – первые 10 месяцев войны. Именно столько времени продолжался бесконечный бой для лейтенанта Плужникова. Он нашел и потерял в этом бою друзей и любимую. Он потерял и обрел себя – в самом первом сражении юноша от усталости, ужаса и растерянности бросил здание костела, который ему следовало держать до последнего. Но слова старшего по званию бойца вдохнули в него мужество, и он вернулся на боевой пост. В душе 19-летнего юноши в считанные часы вызрел стержень, который остался его опорой до самого конца.

Офицеры и солдаты продолжали воевать. Полуживые, с простреленными спинами, головами, с оторванными ногами, полуослепшие, они сражались, медленно уходя по одному в небытие.

Конечно, попадались и такие, в ком природный инстинкт выживания оказывался сильнее голоса совести, чувства ответственности за других. Они хотели просто жить – и ничего больше. Таких людей война быстро превращала в безвольных рабов, готовых на все просто ради возможности просуществовать еще хотя бы день. Таков оказался бывший музыкант Рувим Свицкий. «Бывший человек», как пишет о нем Васильев, попав в гетто для евреев, покорился своей участи сразу и бесповоротно: он ходил с низко опущенной головой, подчинялся любым приказам, не смел поднять глаза на своих мучителей – на тех, кто превратил его в недочеловека, ничего не желающего и ни на что не надеющегося.

Из других слабых духом людей война лепила предателей. Добровольно сдался в плен старшина Федорчук. Здоровый, полный сил мужчина, который мог бы сражаться, принял решение выжить любой ценой. Эту возможность у него отнял Плужников, уничтоживший предателя выстрелом в спину. У войны свои законы: здесь есть ценность большая, нежели ценность человеческой жизни. Эта ценность: победа. За нее умирали и убивали без колебаний.

Плужников продолжал делать вылазки, подрывая силы противника, до тех пор, пока не остался совсем один в полуразрушенной крепости. Но и тогда он до последнего патрона вел неравный бой против фашистов. Наконец те обнаружили убежище, где он скрывался много месяцев.

Конец романа трагичен – иного быть просто не могло. Из убежища выводят почти слепого, худого, словно скелет, человека с черными обмороженными ступнями, седыми волосами до плеч. Этот человек не имеет возраста, и никто бы не поверил, что по паспорту ему всего 20 лет. Убежище он покинул добровольно и только после известия о том, что Москва не взята.

Человек стоит среди врагов, глядя на солнце слепыми глазами, из которых текут слезы. И – немыслимое дело – фашисты отдают ему высшие воинские почести: все, включая генерала. Но ему уже все равно. Он стал выше людей, выше жизни, выше самой смерти. Он дошел, кажется, до предела человеческих возможностей – и понял, что они безграничны.

«В списках не значился» – современному поколению

Роман «В списках не значился» надо читать всем нам, ныне живущим. Мы не знали ужасов войны, наше детство было безоблачным, юность – спокойной и счастливой. Настоящий взрыв в душе современного человека, привыкшего к комфорту, уверенности в завтрашнем дне, защищенности, вызывает эта книга.

Но ядро произведения – это все же не повествование о войне. Васильев предлагает читателю взглянуть на себя со стороны, прощупать все тайники своей души: а смог бы я так же? А есть ли во мне внутренняя сила – такая же, как у этих защитников крепости, только что вышедших из детства? Достоин ли я называться Человеком?

Пусть эти вопросы навсегда останутся риторическими. Пусть судьба никогда не поставит нас перед таким страшным выбором, перед каким оказалось то великое, мужественное поколение. Но давайте всегда помнить о них. Они умирали, чтобы жили мы. Но они умирали непобежденными.

Ирина Санчес

Конкурсная работа 2014 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия

Они на небесах:

Им слава не нужна.

К подобным нас делам

Призвать должна она.

(Надпись на обелиске в Троице-Сергиевой Лавре)

Военное время осталось далеко позади. Идут годы... Стареют ветераны, все меньше остается людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом. Но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война остается как символ великого народного подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами и оставленной нам, потомкам. Для внуков сберегаются в семьях письма фронтовиков, ордена, вырезки из фронтовых газет. Но есть документы войны, которые являются достоянием всех. Это книги о войне: А. Твардовский «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», В. Быков «Сотников», «Альпийская баллада», Ю. Бондарев «Горячий снег»... Они повествуют о самых обыкновенных людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени нам.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые интересные, на мой взгляд, его произведения военной тематики повесть «А зори здесь тихие» и роман «В списках не значился», раскрывающий красоту духовного мира русского солдата.

Главный герой произведения – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках» Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...» А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало, и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.»

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех русских людей.

Николай погиб, но, как он сам говорил, солдаты, павшие на поле боя как герои, не умерли. Их нельзя убить. Умерли только те, кто малодушно сдались в плен и остались жить.

Николай Плужников – настоящий защитник своего Отечества. Мужественный патриот Родины, он до конца сражался за счастье и свободу русского народа.

Смерть не властна над такими людьми, как он, потому что ценой собственной жизни эти люди отстаивали правду.

Каждая эпоха выдвигает своих героев. В романе Б. Васильева «В списках не значился» таким героем стал «обыкновенный человек» Николай Плужников.

Прошли годы, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто не обращаем внимания, не вздрагиваем, даже не останавливаемся... Может, потому что это было давно? Или потому, что, зная все о войне, мы не знаем только одного: «Что это такое?» «Война – это чудовищная нелепица», горе, страдания, потери и подвиги многих безымянных героев. Они погибали, но не сдавались. Сознание долга перед Родиной и любовь к ней заглушали и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которую человек сознательно отдает свою жизнь. Обыкновенные люди сражались за будущее, за правду и чистую совесть мира.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор живет в сердце каждого русского человека. И хочется сказать вместе с поэтом Н. Добронравовым:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей

Сочинение

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине «народной войной» для наших соотечественников. Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...», в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился», который был опубликован в журнале «Юность» в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

«В списках не значился» - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту «науку ненависти», о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников - последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы».
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли». Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены «Круглянский мост», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая» и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: «Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...». Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге «Сотников» перед нами два главных героя - Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, - сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, - мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, «...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход...» Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Трусова Нина Семёновна

Сл. Белая

2016г.

Ведущий. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят: слишком оглушительными были дни 41 года и слишком многое помнят эти камни.

Советский воин в грозном Бресте,

Пока стучала в жилах кровь,

Стоял как символ нашей чести,

Дивя бесстрашием врагов.

В Бресте вам неизменно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей справа и слева, без приказов и тыла, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

Помните, какою ценою завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полёт, - помните

Детям своим расскажите о них,

Чтоб тоже запомнили!

Детям детей расскажите,

Чтоб тоже о них запомнили!

Н. Плужников – главный герой повести.

Выступление первого ученика.

Перед нами в первой части повести счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта. Его отец, комиссар Плужников, погиб в боях с басмачами. Еще, будучи курсантом, Николай развил чувство долга и личной ответственности за настоящее и будущее Родины. Он старался во всём походить на генерала училища, участника боёв в Испании. Когда Николаю предлагают остаться при училище командиром учебного взвода, он отказывается, потому что убеждён: каждый командир должен сначала послужить в войсках. Он просит направить его в любую часть, на любую должность.

Николай прибыл в Брестскую крепость поздней ночью 21 июня 1941 года. Он не успел стать на учёт. На рассвете начался бой, длившийся для него более 9 месяцев. Мы видим, как мужает его воля. Войну встретил необстрелянным юношей. Буквально в первые минуты ему приходится самостоятельно принимать решения в жесточайших условиях: крепости он не знал, кругом всё горело. Николай – герой не от рождения. Чувство страха свойственно и ему. Он даже нарушил приказ замполита: ушёл с бойцами из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Николай не ищет оправдания, не жалеет себя. « Я струсил во вчерашней атаке. Я должен искупить вину». И это не только фраза. С группой бойцов он снова занял костёл. Он не ушёл из крепости, хотя имел на это право: он не числился в списках защитников крепости.

Выступление второго ученика.

Не ушёл Николай и тогда, когда был получен приказ идти на прорыв. « Он был свободным человеком, - пишет автор, - но именно эта свобода и заставила его

самостоятельно принять то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения. Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга. Долг движет его поступками. Он не может думать о себе,

когда Родина в опасности. Он чувствует себя частицей Красной Армии, сражавшейся здесь.

Несколько раз его спасали от смерти боевые друзья, и он чувствует ответственность перед ними, погибшими, и не может уйти из крепости, не может предать смертных. Жгучей ненавистью ненавидит Плужников фашистов и предателей. Он убивает Федорчука, решившего сдаться в плен, но у него не хватает силы убить немца, по его словам, рабочего, отца троих детей. И за это жестоко поплатился. Плужников убеждён глубоко в том, что и один воин может многое сделать для победы.

« Убить человека можно, но победить нельзя », - говорит он.

« Ты думаешь, - говорит он Мирре, – что они победили Степана Матвеевича? Денищика? Они их просто убили, но не победили ». Плужников - верный товарищ. Когда ему предложили Климков и Небогатов прорываться из крепости и бросить Мирру, (она не может из – за хромоты пробираться с ними), он гневно отверг их предложение.

Климков и Небогатов думали лишь о себе, о сохранении собственной жизни. Не таков Николай. Он думает прежде всего о других. Трогательно повествует автор о светлой любви Николая и Мирры. Они мечтают о поездке в Москву. Мирре очень хотелось увидеть Красную площадь, побывать в настоящем театре, а Николаю хотелось увидеть аистов. Но не суждено было сбыться их светлым мечтам. Мирра погибает.

Силы защитников таяли с каждым днём. Оставшись один после ухода Мирры и смерти Семишного, Николай сражается до тех пор, пока он мог двигаться, пока были патроны. В свой последний день, уже ослепший, он убил двух патрульных. Он вышел из подвала наверх потому, что узнал о разгроме немцев под Москвой.

« Теперь я могу выйти, теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел, потому что честно выполнил свой долг. « Крепость не пала. Она просто истекла кровью». « Я – последняя её капля».

«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: « Я русский солдат». Даже немцы были поражены силой духа советского воина. Немецкий лейтенант дал команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на « караул ». И генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке. А

он, качаясь, шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже всё равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься вниз и уговоришь его добровольно сложить оружие. Если останешься с ним, вас сожгут огнемётами, если выйдешь без него, будешь расстрелян. Дайте ему фонарь.

Оступаясь и падая, Свицкий медленно опустился во тьму по кирпичной осыпи. Свет постепенно мерк, но вскоре осыпь кончилась: начался заваленный кирпичом коридор. Свицкий зажёг фонарь, и тотчас из темноты раздался глухой голос.

Стой! Стреляю!

Не стреляй! – закричал Свицкий, – я не немец. Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!

Освети лицо.

Свицкий покорно повернул фонарь.

Иди прямо. Свети только под ноги.

Не стреляйте! – умоляюще говорил Свицкий. – Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнём, а меня расстреляют, если вы откажетесь.

Погаси фонарь.

Свицкий нащупал кнопку. Свет погас. Густая тьма обступила его со всех сторон.

Кто это?

Кто я? – Я еврей.

Переводчик?

Какая разница, - тяжело вздохнул Свицкий. – Какая разница, кто я. Я забыл, что я – еврей, но они мне напомнили об этом. Я просто еврей и только. И они сожгут вас огнём, а меня расстреляют.

Их много.

У меня всё равно нет патронов. Где наши? Ты что – нибудь слышал, где наши?

Понимаете, ходят слухи, - Свицкий понизил голос до шёпота, - ходят слухи, что германцев разбили под Москвой, очень сильно разбили.

А Москва наша? Немцы не брали Москву?

Нет, нет, вы что? Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под Москвой, понимаете.

В темноте неожиданно рассмеялись. Смех был хриплым, торжествующим, и Свицкому стало не по себе от этого смеха.

Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ.

Товарищ? Вы сказали товарищ? Боже мой, я думал, что уже никогда не услышу этого слова!

Помоги мне. У меня что – то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь на твоё плечо.

Костлявая рука сжала плечо скрипача, и Свицкий ощутил на щеке частое прерывистое дыхание.

Пойдём, не зажигай свет. Я вижу в темноте.

Они медленно шли по коридору. По дыханию Свицкий понимал, что каждый шаг давался неизвестному с мучительным трудом.

Скажи нашим, - тихо сказал неизвестный, скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я не сдал крепость. Пусть ищут. Пусть ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью, я – последняя её капля.… Какое сегодня число?

20 лет, - неизвестный усмехнулся.- А я просчитался на целых семь дней.

Какие 20 лет?

Неизвестный не ответил, и весь путь на верх они проделали молча. С трудом поднялись по насыпи, вылезли из дыры. И здесь неизвестный отпустил плечо Свицкого, выпрямился и скрестил руки на груди. Скрипач поспешно отступил в сторону, оглянулся и впервые увидел, кого он вывел из глухого каземата.

У входа в подвал стоял невероятно худой уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно разбитые, чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, выпрямившись, высоко вскинув голову и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слёзы. И все молчали. Молчали и солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала. И все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что–то негромко сказал.

Назовите ваше звание и фамилию, - перевёл Свицкий.

Я - русский солдат.

Господин генерал настоятельно просит вас сообщить своё звание и фамилию. Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переста - вая, дрожащими руками размазывая слёзы по впалым щекам. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала упёрся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжественной насмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это были последние его слова. Свицкий переводил ещё какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которое не видел.

Подъехала санитарная машина, из неё поспешно выскочил врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, и врач с санитарами бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, и врач сказал, но неизвестный, молча, отстранил его и пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом

переставляя распухшие обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, вскрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко

вскинули оружие « на караул», и немец кий генерал, чуть помедлив, поднёс руки к фуражке.

И он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести, а если бы и видел, ему было бы уже всё ровно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая. Протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику, так и не покинувшему крепости. А он побрёл к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь лёгкий кровавый след. Но он шёл и

шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув ноги, подставив солнцу невидящие

широко-широко открытые глаза. Упал свободным, и после жизни, смертию смерть поправ.

Героизм защитников Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

Немецкие захватчики вероломно напали на нашу страну 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Враг рассчитывал на внезапность удара, на мощь своей техники. Противник применил все виды оружия, включая танки, штормовые орудия, артиллерию, авиацию. Батареи вражеской артиллерии окружили кольцом крепость и вели интенсивный огонь. С первых минут войны вся территория крепости буквально кипела от разрывов мин, снарядов, авиабомб. Защитникам Брестской крепости не удалось слить свои силы воедино. Они сражались сначала группами, а за два - три дня соединились в отряды. От зари до зари бомбёжки сменялись обстрелами, обстрелы – бомбёжками.

Защитники крепости с первых же часов вели себя героически. Окружённые врагами, в условиях острой нехватки, а потом и отсутствия боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, они сдерживали многократные яростные атаки врага. Воины проявили изумительное мужество, стойкость.

Вспомним эпизоды первых боевых часов. Немцы захватили некоторые помещения, среди них здание клуба. Замполит приказал выбить их оттуда:

У кого нет винтовки, вооружайтесь лопатами, камнями, палками, - всем, чем можно проломить фашисту голову.

Почти безоружные, бойцы выполнили его приказ. Голод, жажда, кровоточащие раны истощали силы воинов, но не сломили их мужества. Защитники крепости стояли на смерть. Каждый из них думал о том, что он частица великой Красной Армии, которая защищает свободу и независимость Родины. Горячая любовь к Родине, жгучая ненависть к фашистам, высокое понимание воинского долга помогли

им выстоять в этом аду. С волнением читаем сцену встречи Плужникова с раненым политруком. На измождённом, покрытым грязью и копотью лице жили только глаза, от ран шёл тяжёлый запах.

Уходите, - сказал политрук.

Оставьте гранату и уходите.

А вы? – спросил пограничник.

А я немцев подожду. Граната да шесть патронов в пистолете: будет, чем встретить.

Это есть наш последний и решительный бой, - в ответ запел из последних сил политрук. Хрипя, он кричал слова гимна и слёзы текли по измождённому лицу, покрытому копотью и пылью.

Выступление второго ученика.

И все вместе плечом к плечу встали Плужников, Сальников, пограничник и запели « Интернационал ». Они пели так громко, как не пели никогда в жизни. Слёзы

текли по их грязным лицам, но это были не те слёзы, на которые рассчитывали немцы. Каждый старался с честью исполнить свой воинский долг. Фельдшер, получив приказ уходить на прорыв, сам умирающий от голода и жажды, отказался бросить раненых, хотя знал, что они всё равно умрут без воды, пищи и от ран, которых нечем лечить.

Их что кирпичами завалить? – спрашивал он Плужникова, сообщившего о приказе. – Пристрелить нечем. Это ты понимаешь? А приказы… А приказы уже не касаются, я сам приказ пострашнее отдал. Вот если каждый, каждый солдат себе приказ отдаёт и выполняет его – сдохнет немец. И война сдохнет. Кончится война.

Раненые бойцы, обречённые на мученическую смерть, просят лейтенанта:

Уцелей браток! И скажешь своим, что мы умирали не срамя.

В одном из боёв, когда бойцы отошли под напором врага в казармы, в костёле (в нем помещался клуб) остался один сержант под обстрелом врага, он притащил станковый пулемёт и один отражал натиск врага.

Мужественно вели себя женщины крепости. Тётя Христя и Мирра отвергли с негодованием предложение Плужникова сдаться немцам в плен, чтобы выжить.

Негодное твоё решение, командир! – сказала старушка. Чем могли, они оказывали помощь воинам.

Прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», ещё раз убеждаешься в том, что врага сдерживали не устаревшие и полуразрушенные крепостные укрепления, а удивительная стойкость советских людей. Массовый героизм и удивительная стойкость солдат, проявленные при защите Брестской крепости, свидетельствуют о высоком патриотизме и горячей любви советского народа к своей Родине.

Гуманизм русских людей.

Выступление ученика.

Русские люди – истинные гуманисты. Наш народ - мирный народ. Фашисты вероломно напали на нашу страну, поэтому он взял в руки оружие, чтобы отстоять Родину. Как было трудно привыкнуть к мысли, что надо убивать. Плужникову

нелегко было стрелять в человека. Но бешенство фашистов вызывали в сердцах воинов жгучую ненависть, и они яростно сражались с ними. Не огрубели сердца защитников Бреста. У них добрые сердца. Вспомним, как мирно они беседуют с немцем, узнав, что он простой рабочий, что у него трое детей, словно и нет войны, словно их собеседник - добрый приятель. Мирра просит Николая не убивать пленного, тот выполняет просьбу. И как же жестоко они поплатились за доброту!

Быть гуманным – это значит быть беспощадным, если этого требуют обстоятельства. Отпущенный ими немец был настоящим фашистом. Он

привёл к подземелью огнемётчиков. В результате их действий сгорела тётя Христя, которая заботилась о Николае и Мирре, как о своих собственных детях. Этот же немец беспощадно расправился с Миррой, когда пыталась уйти из крепости вместе с женщинами, работающими здесь.

Да, мы гуманисты. Но если враг посягнёт на самое дорогое – свободу Родины, мы становимся беспощадными. Русские люди добили врага в собственном логове и помогли немецкому народу в строительстве мирной жизни.

Денищик, Сальников, Степан Матвеевич –

герои Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

С беспримерной храбростью сражались защитники Бреста. Их лучшие черты воплощены автором в образах Сальникова, Денищика, Степана Матвеевича.

Степан Матвеевич – представитель старшего поколения. Ничего геройского нет в его внешнем облике. Война застала его в складе. Его и ещё пять человек заживо замуровало в каземате во время бомбёжки. Они неистово стремились к свободе, воздуху, к своим. И спустя много дней выход из подземелья был найден. Свою задачу старый воин теперь видит в том, чтобы не давать врагам покоя. После ранения у Степана Матвеевича распухла нога, началась гангрена. Врачебной помощи ждать неоткуда. Старина понимает, что он обречён, и пока силы не покинули его, он торопится выбраться из подземелья и ценой жизни, уничтожить как можно больше врагов. Степан Матвеевич совершает подвиг. Принимает он решение спокойно, как о чём–то будничном, простом. Словно не относящемся к его жизни. Перед уходом он просит позаботиться о Мирре, уберечь её и выжить назло врагу. Вскоре Мирра и Николай увидели: в Тираспольских воротах показалась голова немецкой колоны. Они шли по трое, выкрикивая песню. И в этот момент тёмная фигура сорвалась сверху, с

разбитой башни. Мелькнула в воздухе, упав прямо на шагающих немцев, и могучий взрыв двух связок гранат рванул утреннюю тишину. Это был Степан Матвеевич.

Выступление второго ученика.

Автор повествует о крепкой воинской дружбе. «Сам погибай, а товарища выручай» - солдатский закон. Трижды спасает жизнь командиру Плужникову молодой боец Сальников, балагур, весельчак, геройский парень. В свою очередь Николай пытается помочь ему, когда тот попал в плен. Пограничник Денищик закрыл своим телом Плужникова в атаке на мосту. Ценой собственной жизни он спасает лейтенанта. Плужников глубоко осознаёт, что в долгу перед погибшими и мстит врагу до последнего мгновения.

Воины в крепости сражаются до последней минуты своей жизни. С глубоким волнением читаем страницы о встрече Плужникова с одним из последних защитников крепости Семишным. Нас восхищает сила духа этого человека, его безграничная вера в победу, его беспощадность к себе и другим во имя её приближения. Читаешь и думаешь, откуда же у него брались силы? Это был живой скелет. Двигаться он не мог:

после ранения в позвоночник у него отнялись ноги. Для него нет ничего дороже Родины, нет звания выше, чем звание русского солдата. Именно так он решил назваться в том случае, если его найдут немцы, и он не покончит с собой: «Русский

солдат мне звание. Русский солдат мне фамилия». Нас поражает его жизнелюбие. Он делает три раза в день зарядку упорно, фанатично, хотя двигаться уже не может.

Выступление третьего ученика.

Он сражался до последнего. С боем отдаёт он смерти каждый миллиметр своего тела. Как можно больше убить врагов, сберечь знамя полка – вот чем жил этот воин. Именем знамени полка он приказывает лейтенанту Плужникову беспощадно мстить врагу до тех пор, пока жив. Семишный глубоко верит, что вот так же, как и он, и Плужников, везде советские солдаты стоят насмерть.

«Сколько вёрст до Москвы, знаешь? Тысяча. На каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Надо принять присягу. А что есть присяга? Клятва на знамени. Вот и ступай присягу исполнить. Автомат в руки и наверх, чтоб знали: крепость жива. Чтобы детям, внукам, правнукам заказали в Россию соваться». Семишный горд тем, что с честью выполнил солдатский долг. Чувствуя, что силы окончательно покинули его, жизнь уходит, он передаёт знамя Николаю с наказом: «Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, и не моя – Родины нашей честь». Умирает он с гордым сознанием, что крепость не сдалась и не сдастся врагу.

Гитлеровцы, готовя войну против СССР, рассчитывали на скорую и лёгкую победу. Они не учли, что нельзя покорить народ, где есть такие люди, как Плужников, Сальников, Денищик, Семишный, Степан Матвеевич.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Сейчас был вечер, и он спешил обрадовать умирающего. Ещё не добравшись до лаза, услышал глухие стоны. Семишный умирал. Он говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза. «Мы честно выполнили свой долг, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрёшь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправ. Только так.

Сил нету, Семишный, - тихо сказал Плужников.

Сил больше нету.

Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам силы. Расстегни меня, грудь расстегни гимнастёрки – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну, чуешь силу?

Плужников расстегнул воротник и гимнастёрку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми, обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжёлый на ощупь шёлк знамени.

С первого дня на себе ношу, - голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания. - Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черёд. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, Николай.

Повторяй: Клянусь!

Клянусь, - сказал Плужников.

Никогда, ни живым, ни мёртвым.

Не отдавать врагу боевого знамени.

Боевого знамени.

Моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, - повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шёлк на холодной груди старшины.

Когда помру, на себя наденешь, - сказал Семишный. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.

Они молчали, и молчание это было торжественным и печальным. Потом Плужников сказал:

Двоих я сегодня убил.

Не сдали мы крепость, - тихо сказал старшина.

Не сдали, - подтвердил Плужников. - И не сдам.

В списках не значился.

Выступление первого ученика.

В первой части повести перед нами молодой лейтенант Плужников, только что закончивший военное училище. Николай не остаётся при училище, а просится отправить в любую действующую часть. Он считает, что только там можно стать настоящим командиром. Просьбу его удовлетворили. Николай получил назначение в Брест. Ему дают кратковременный отпуск на три дня, и он успел побывать дома, увидеть мать и сестру. Поздно вечером 21 июня 1941 года познакомился с известным в Бресте скрипачом Свицким, племянница которого работала в столовой поваром. Ёе и попросил скрипач помочь лейтенанту добраться в незнакомую крепость. Было уже за полночь, когда девушка привела его в склад, где работала тётя Христя, одинокая женщина, которая очень любила Мирру. В четыре часа утра склад содрогнулся от мощных ударов. Николай торопливо выбежал из склада. Он спешил в полк, чтобы стать на учёт. Кругом всё горело. Случилось так, что на учёт его ставить было некому и не к чему. Увидев молодого бойца, ищущего склад боеприпасов, он решил действовать вместе с ним. Потом они встретили группу бойцов во главе с замполитом. Трудно пришлось Николаю в незнакомой крепости в такой тяжёлой обстановке. Он даже струсил однажды. Ушёл из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Потом искупает вину: враг выбит из клуба. Мы видим, как постепенно Николай Плужников мужает. Со многими бойцами сводила его судьба. Его спасали боевые друзья, и он думал, как выручить их. Убегая от преследовавших немцев, Николай случайно попадает в тот самый склад, куда привела его девушка накануне войны. Склад накрыло тяжёлым снарядом в первые дни войны. Шестеро обитателей его оказались заживо замурованными в нём. Прошло много дней, пока вход был разобран.

Выступление второго ученика.

Плужников тяжело заболел. Он очень переживает, что не может принести патроны бойцам. Он даже пытается покончить жизнь самоубийством. Спасает его Мирра. Лейтенант не даёт покоя бойцам, которые были в складе вместе с ним. Он приказывает уничтожать врага, каждый день охотиться за фашистами, а не сидеть в

подземелье, боясь обнаружить себя. Федорчуку это не нравиться. И однажды он решился на предательство, вышел из подземелья с белым платочком. Плужников убивает предателя. Однажды Плужников привёл пленного в подземелье. Немец рассказал, что он рабочий, показал фотографию, где были сняты трое его детей, чем разжалобил женщин. У Николая не поднимается рука расстрелять фашиста, думая, что

тот воюет не по своей воле. А тут ещё Мирра просит пощадить врага. Они его отпустили, а утром помилованный немец приводит огнемётчиков, и они сжигают заживо тётю Христю, оказавшуюся у лаза. Был дан приказ прорываться через кольцо врага, лейтенанту Плужникову предлагают прорываться, но он не может бросить Мирру, хромую от рождения. Бросить девушку, зная, что она погибнет одна – предательство, по мнению Николая. Он решил до конца сражаться в крепости, хотя имел полное моральное право уйти, ведь он не числился в списках. Каждый день Николай отправляется «на работу» убивать немцев. Так шла одна неделя за другой, молодые люди полюбили друг друга. Вопреки войне, вопреки всему на свете родилось светлое чувство любви. У Мирры должен быть ребёнок. Силы покидают её. Нет воды, нет еды, вечная темнота и крысы. Мирра чувствует, что она умрёт, не дав жизни ребёнку.

Ты должна идти! – сказал Плужников.

Ты должна добраться до своей мамы и вырастить сына. Если я останусь в живых, я найду вас. Ты расскажешь ему обо всех нас, кто остался тут под камнями.

Он будет молиться на эти камни.

Молиться не надо. Надо просто помнить.

План у них был прост. Недалеко работали женщины, разбирали завалы. Мирре удалось незаметно пробраться к ним. Но когда женщины, возвращаясь с работы, построились в колонну, то Мирру вытолкали на левый фланг, она оказалась лишней. Её заметил конвоир и повёл к оберефрейтору. Им оказался тот самый немец, которого они пощадили с Николаем. Мирра торопливо шла вперёд, боясь, что Николай увидит, что станет с ней. Удары сыпались на неё один за другим, а она продолжала идти, думая о том, кто остался в подземелье, и из последних сил стремилась уберечь его. Её дважды проткнули штыком и ещё живую завалили кирпичами. Николай, оставшись один, был уверен, что Мирре удалось спастись. Повалил снег. Немцы нашли дыру и взорвали её. У Николая теперь не было ни убежища, ни еды, остался лишь автомат с полным диском и восемь патронов.

Выступление третьего ученика.

В одном из завалов казарм, куда Плужников добрался, он набрёл на одного из защитников крепости Семишного. Тот перед смертью отдаёт Николаю знамя полка и просит беречь его как святыню. И снова Николай один – один без патронов, без еды. Он попал в ловушку. Немецкий генерал приказывает еврею (а это был скрипач Свицкий) спуститься в подземелье и заставить сдаться в плен русского солдата. В противном случае смерть ждёт обоих. Услышав от Свицкого, что немцы разбиты под Москвой, Николай решает выйти.

Теперь я могу выйти. Должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза.

Даже немцы были поражены, когда увидели перед собой седого, слепого, обессиленного, непохороненного русского солдата.

Они отдавали ему воинские почести.

Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжала в Брест старая женщина. Она не спешила уходить с шумного вокзала, где у входа в вокзал висит мраморная

плита: с 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством старшины Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал.

Целый день читала женщина эту надпись. Стояла возле неё, точно в почётном карауле, читая одно имя. Семь букв «Николай». Ничего ей не надо было объяснять, не так уж важно, где лежат сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Ведущий. Мы, поколение начала 21 века, знающие о войне из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов, прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», думаем над тем, откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, силы выстоять в таком аду. Сражаться так, что даже враги восхищались их необыкновенной стойкостью и мужеством. Читая роман, думаешь, какой огромной ценой завоёвано наше счастье – ценой жизни 27 миллионов человек. Они отдали во имя того, чтобы жили мы, самое дорогое – жизнь. Сражаясь с таким упорством, они думали не о себе, а о судьбе будущих поколений, о нас. Думаешь о них с чувством глубокой благодарности. Они сделали всё, что могли, даже больше. А теперь судьба Родины в наших руках. Мы отвечаем за всё.

Читая роман, невольно думаешь: «А всё ли мы делаем, чтобы не было стыдно перед ними, отдавшими жизнь за нас?». И с сожалением скажешь: «Нет, не всё». Надо строже оценивать свои поступки, воспитывать чувство ответственности.

Повесть «В списках не значился» - взволнованное и патетическое повествование о подвиге одного из защитников Брестской крепости. О героях Бреста написано немало, и, конечно, вспоминается талантливая документальная книга С. С. Смирнова. Повесть Васильева также имеет документальную основу: писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатления - лишь фундамент повести.
Быль здесь тесно переплелась с народной легендой о герое, имя которого - Николай и воинское звание - лейтенант, фамилия же осталась неизвестной.
Произведение создано в ином стилистическом ключе, чем повесть «А зори здесь тихие...», что вполне понятно и закономерно, так как его герой - личность легендарная, последний защитниктак и не склонившей головы крепости. Смерть героев - апофеоз свободы и бессмертия. Патетический финал - венок мужественному сыну непокоренной Родины, история, возведенная на уровень легенды.
Борис Васильев обычно предпочитает ситуации крайние, необьшновенные, на пороге жизни и смерти, мира и войны, сюжеты динамичные и усложненные, резкие психологические портреты. Подготовка к действию, введение или экспозиция отличаются краткостью. Не исключение и повесть «В списках не значился». О прошлом лейтенанта Плужникова сказано скупо и не без легкой иронии. Николай Плужников очень молод, и его эмоции и мечты, соответственно, очень молоды, как молодо и потому наивно, ясно, безоблачно отношение к жизни.
Война в один миг выветрила как прежние настроения, так и вполне понятное, естественное тщеславие молодого коман- дира Красной Армии. Николаю очень скоро пришлось узнать, что командир он еще плохой, а его первые действия на войне совершенно справедливо расцениваются как преступление, за которое полагается расстрел.
Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сразу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллюзии огне. Плужников, сполна уже заплатив по счёту войны, равнодушно отворачивается от своей новой командирской шинели, как от умершего прошлого. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное - предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя - он стремился понять, почему это произошло». «Нет, я струсил не сейчас, - думал он. - Я струсил во вчерашней атаке. После неё я потерял себя, упустил из рук командование. Я думал о том, что буду рассказывать. Не о том, как буду воевать, а что буду рассказывать...»
Николай Плужников стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста-неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые месяцы войны еще далекий день победы. Они знали, что обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти. Умирали непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», - говорит Плужников. Эти слова - не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также - пророческое предвидение лейтенантом Плужниковым собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ».
Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужни- кову перед смертью знамя полка, - звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было Плужникову найти свой полк и быть зачисленным в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немыслимых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. «Он уже не ощущал своего "я", он ощущал нечто большее - свою личность... И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важным было одно - важным было то, что звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным».
Лейтенант Николай Плужников имел высшее, подвигом данное право так думать. Но в одном он ошибся - потомкам вовсе не безразлично, как жили и как погибли героические защитники Родины.
Последние месяцы жизни Николая Плужникова - каждодневный подвиг человека, продолжающего сражаться, несмотря ни на что, в одиночку. Произведение «В списках не значился...» - героическая эпопея, символизирующая великую нравственную победу советского воина.

Читайте также: