Да винчи история жизни. Великие картины Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Прибывший из других миров

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века. Когда цветными тени стали писать .

Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, создающая эффект растушеванных линий, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в , читайте в статье

Вконтакте

Леонардо да Винчи - яркий пример «универсального человека» эпохи Возрождения, который стремился реализовать себя в самых разных сферах жизни. Круг его интересов был необычайно широк: инженерное дело, механика, естествознание, анатомия, скульптура, живопись, музыка, театр. В основе его творческой деятельности лежало неиссякаемое природное любопытство.

Наследие Леонардо огромно, его тайны до сих пор будоражат умы исследователей, а творчество вдохновляет. Среди его почитателей - выдающийся художник Рафаэль, романист Дэн Браун, сюрреалист Сальвадор Дали, рок-музыканты группы Deerhunter.

История Леонардо - это история гениального человека, который был вынужден работать по заказам, чтобы хватило на жизнь, и не опубликовавшего почти ни одной своей величайшей работы. Но это и история вдохновения, которая учит нас, что настоящий талант всегда победит, преодолеет любые трудности и будет оценён по достоинству.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • каким был немецкий сленг в пятнадцатом веке;
  • что записывал в свой блокнот Леонардо;
  • что можно узнать, вливая воск в сердце быка.

Инсайт 1. Леонардо был незаконнорождённым ребёнком, и это дало ему ряд преимуществ.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревушке Анкиано, недалеко от городка Винчи, близ Флоренции. Собственно, «да Винчи» - вовсе не фамилия, а лишь прозвище, которое означало «(родом) из городка Винчи».

Леонардо родился вне брака. Его родители - Пьеро да Винчи и 16-летняя Катерина Липпи - не были женаты. Положение незаконнорождённых детей часто незавидно. Но Леонардо оно предоставило большие возможности.

Пьеро служил нотариусом. Его клиентами были богатые купцы и знатные горожане. Это была престижная должность, и Пьеро имел право на почётную приставку «сер» (господин) к своему имени.

В средневековой Италии семейный бизнес был обычным делом. Отец, дед и прадед Леонардо состояли в гильдии нотариусов. Сын Пьеро тоже должен был стать юристом. Но так как в гильдию не принимали рождённых вне брака, Леонардо смог заняться тем, что ему действительно нравилось.

У мальчика рано проявился талант художника. Отец не препятствовал занятиям сына. Он даже не стал отправлять его на обучение в престижную латинскую школу. Леонардо не стал книжным человеком. В познании окружающего мира ему помогало только неиссякаемое любопытство и личный опыт.

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Леонардо да Винчи

Инсайт 2. Леонардо был талантливым учеником и превзошёл своего учителя.

В 1464 году Пьеро с сыном переехали во Флоренцию - центр искусства, ремесла и торговли. Уровень грамотности флорентийцев был самым высоким в Европе. Здесь жили сотни ремесленников самых сложных специальностей и, конечно, художники.

В 14 лет Леонардо поступил учеником в мастерскую Андреа дель Верроккьо, хорошего знакомого и клиента Пьеро.

Верроккьо стал первым учителем Леонардо. Под его руководством юноша изучал геометрию, принципы перспективы и другие тонкости художественного мастерства.

В двадцать лет Леонардо присвоили квалификацию мастера. В совместных работах Верроккьо и Леонардо того времени заметно, что ученик превосходил в таланте своего учителя. На картине «Крещение Христа» рядом с Иисусом изображена пара ангелов. Одного из них написал Верроккьо. Его ангел изображён довольно статичным и плоским, а волосы напоминают плохо сидящий парик.

Ангел Леонардо совсем другой. Он полон движения и жизни. Художник использовал нежную штриховку тона кожи лица, чтобы смягчить острые линии и сделать переход от волос ко лбу естественным. Ведь именно так, расплывчато, человеческий глаз воспринимает линии. Эта новая техника растушёвки, изобретённая Леонардо, получила название сфумато - «исчезающий, как дым».

«Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину…» Леонардо да Винчи

Инсайт 3. Во Флоренции Леонардо совершенствует свой талант и создаёт новое направление в живописи.

В годы работы в мастерской Верроккьо Леонардо написал замечательный портрет Джиневры де Бенчи. Это была его первая картина, не связанная с религиозным сюжетом. Леонардо разрушил старые каноны портретного жанра и создал совершенно новый его вид.

До Леонардо художники предпочитали изображать своих моделей в профиль. Джиневра у Леонардо повёрнута к зрителю на три четверти. Леонардо не просто сосредоточился на внешнем сходстве, а передал внутренний мир своей модели. Умные глаза и задумчивая улыбка говорят о том, что перед нами незаурядная молодая женщина.

Портрет принёс Леонардо известность. Но вместе со славой появились завистники. Дважды на него совершали донос в полицию с обвинениями в содомии, в сексуальных извращениях. В числе подозреваемых фигурировал один из членов могущественного семейства Медичи. Вероятно, дело было сфабриковано с целью скомпрометировать именно Медичи.

Само обвинение тоже выглядело странным. Гомосексуализм во Флоренции был настолько обычным явлением, что даже слово флорентиец на сленге в немецком языке обозначало гомосексуалиста.

В 1477 году Леонардо открыл собственную мастерскую во Флоренции и начал работу над картиной «Поклонение волхвов», которая, как и множество других работ художника, осталась незавершённой.

Сюжет был довольно распространённым. Как правило, на картине изображали трёх царей, подносящих дары младенцу Иисусу.

Но Леонардо интересовали чувства и эмоции персонажей. Мария, Иисус и даже животные на картине полны благоговения. Художник передаёт внутренние переживания героев посредством мимики и жестов, точно так же, как в портрете Джиневры.

Картина не была закончена, небо и фон остались нетронутыми. Леонардо неожиданно бросил работу и покинул Флоренцию.

«Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства». Леонардо да Винчи

Инсайт 4. В Милане Леонардо проявил талант инженера и учёного, устраивая развлечения для знати.

Он прибыл в Милан из Флоренции в 1482 году. Эти два города были совершенно не похожи друг на друга.

Во Флоренции всем заправляли богатые банкиры. Милан находился под властью семьи Сфорца. Леонардо переехал в надежде найти покровителя в лице Лодовико Сфорца, будущего герцога Миланского.

Лодовико был впечатлён способностями Леонардо, который хорошо разбирался в военной технике, проектировал разборные мосты, мобильные пушки и бронированные колесницы, создавал чертежи подводных лодок, танков и пулемётов. Леонардо был зачислен в придворный штат в качестве инженера. Его художественные способности не заинтересовали Сфорца.

Леонардо разработал проект городской канализационной системы, которая функционировала по аналогии с человеческим организмом. Как кровь циркулирует по венам, так в каналах должна циркулировать чистая вода. Утилизировать отходы предполагалось с помощью подземной канализационной системы, работавшей подобно кишечнику человека. Идея была довольно революционной для своего времени, и Лодовико побоялся её реализовать.

По поручению Сфорца Леонардо занялся устройством придворных праздников. Ещё во Флоренции он работал в театре, создавая реквизит и декорации для постановок. В Милане при дворе Сфорца он организовывал представления и демонстрировал собственные изобретения.

Для каждого праздника он разрабатывал сложные инженерные конструкции и фантастические машины. Так, для представления «Маскарад планет» Леонардо создал огромный золотой купол в виде полусферы, в котором вращались семь планет.

Изобретения Леонардо принесли ему огромную славу. Он стал известен на всю Италию. Причём именно как организатор праздников, а не как художник!

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи

Инсайт 5. При дворе Леонардо знакомился с ведущими учёными современности, сотрудничал с ними и обменивался идеями.

Леонардо был обаятельным человеком. Современники отмечали его великодушие, доброту, тонкий ум и общительность.

При дворе Сфорца в Милане собиралась вся интеллектуальная элита Италии. Благодаря умению легко сходиться с людьми, Леонардо довольно быстро стал своим в этой компании. Дружба с выдающимися учёными, поэтами, художниками открывала для него новые возможности и перспективы.

Среди друзей Леонардо был математик Лука Пачоли. Леонардо хорошо знал геометрию, но имел пробелы в других областях математики. Пачоли помогал ему. В дневнике Леонардо сохранилась запись: «Выяснить у Маэстро Луки правила умножения корней».

Дружба привела к тесному сотрудничеству. В 1498 году Леонардо создал иллюстрации для книги по математике «О божественной пропорции», написанной Пачоли. Это были единственные рисунки, опубликованные при жизни художника.

Иллюстрации были новаторскими. Леонардо изобразил геометрические фигуры с затемнёнными и прозрачными гранями, чтобы помочь читателям лучше разобраться с их характеристиками.

Знакомство с архитекторами Донато Браманте и Франческо ди Джорджо определило интерес Леонардо к архитектуре. Друзья часто обсуждали Витрувия - римского военного инженера первого века до нашей эры. Витрувий считал, что любое здание подобно человеческому телу и проектировать его надо так, чтобы центр был равноудалён от входа и стен, как человеческий пупок равноудалён от головы и кончиков протянутых рук и ног.

Идеи Витрувия захватили Леонардо. Он стал одержим поисками идеальных пропорций человеческого тела. Так появился самый известный рисунок Леонардо - Витрувианский человек. На нём изображён обнажённый человек в двух позициях, наложенных одна на другую. Первая фигура с разведёнными в стороны руками и ногами вписана в окружность. Вторая - с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами - вписана в квадрат. В основе изображения лежало правило золотого сечения.

«Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется». Леонардо да Винчи

Инсайт 6. В портретах Леонардо демонстрировал новаторский подход к изображению внутреннего мира моделей.

В Милане Леонардо работал и в качестве придворного художника. По поручению герцога он создал два портрета.

Самый известный - «Дама с горностаем». Леонардо изобразил юную Чечилию Галлерани, любовницу Сфорцы. В то время она был беременна. Вероятно, портрет был заказан в знак благодарности возлюбленной.

И снова Леонардо нарушил традиции портретного жанра. Образ модели окутан тайной. Изображённая на картине женщина о чём-то размышляет. Её внутреннее смятение умело передано художником.

В картине очень много символов. Например, горностай мог означать целомудренность Чечилии. Или это был намёк на Лодовико Сфорца, которого неаполитанский король наградил Орденом Горностая.

Леонардо вновь использовал технику сфумато. Игра света и тени придаёт изображению необычайную глубину. Современный анализ красочного слоя показал, что Леонардо накладывал чрезвычайно тонкие (до 3-4 микрон!), почти прозрачные, мазки краски, чтобы передать тончайшие цветовые нюансы.

Портрет «Прекрасная Ферроньера» написан с новой возлюбленной Сфорца - Лукреции Кривелли. Картина заметно отличается от других работ Леонардо. Художник мастерски использует игру света и тени, чтобы добиться живости изображения. Но в портрете есть ряд огрехов: тело не совсем пропорционально, волосы изображены немного плоско, а на щеке странный блеск. Только лента на платье Лукреции не вызывает никаких нареканий.

Вероятно, отдельные части картины были написаны учениками Леонардо. Но при детальном рассмотрении можно обнаружить и руку самого художника.

«Главные вещи: человек и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов…» Леонардо да Винчи

Инсайт 7. «Тайная вечеря» - шедевр Леонардо. Ему удалось передать двенадцать характеров на одной картине.

Леонардо был очень наблюдательным человеком. Его первый биограф, Джорджо Вазари, отмечал, что художник мог целый день преследовать незнакомца, если его лицо казалось ему интересным. А потом вечером, по памяти, воспроизводил его в блокноте с абсолютной точностью.

Когда Леонардо работал над проектом памятника Лодовико Сфорца на коне, он в течение многих лет рисовал в блокноте одних лошадей, стараясь добиться совершенства. К сожалению, памятник не был завершён из-за вторжения французских войск в 1494 году.

В полной мере наблюдательность Леонардо воплотилась в его шедевре «Тайная вечеря». Герцог поручил ему нарисовать фреску в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Леонардо приступил к работе в 1495 году. Но, к большому неудовольствию Лодовико, дело продвигалось медленно. Во время работы Леонардо много размышлял, мог целыми днями стоять перед картиной с кистью в руках, так и не сделав ни одного мазка.

Леонардо запечатлел момент, когда Христос говорит, что будет предан одним из учеников. Двенадцать апостолов, двенадцать лиц, двенадцать характеров. Вглядываясь в них, можно почувствовать целый диапазон эмоций: злость, испуг, отрицание, смирение, страх. Апостолы интересуют Леонардо с человеческой точки зрения. Поэтому ни над одним из них нет традиционного нимба.

Леонардо использует позы и жесты героев, чтобы в полной мере раскрыть их внутреннюю сущность. Вот Пётр сжимает нож, намекающий на скорую смерть Христа, а это Иуда с мешком денег в руках как напоминание о 30 сребрениках, за которые он предал Иисуса.

Леонардо экспериментирует со светом и перспективой, чтобы усилить впечатление, производимое на зрителей. Так, стол слишком узкий, но это создаёт ощущение глубины и фокусирует внимание на фигуре Христа. Леонардо нарушает правила, которые так тщательно защищал раньше. Впервые он пренебрёг наукой ради искусства.

«Всё наше познание начинается с ощущений». Леонардо да Винчи

Инсайт 8. Под покровительством Чезаре Борджиа Леонардо раскрыл свой талант военного инженера.

В 1499 году французские войска Людовика XII захватили Милан и разрушили дворец герцога Сфорца. Леонардо, который долгие годы разрабатывал боевые машины, впервые столкнулся с ужасами войны.

Французы с уважением отнеслись к Леонардо. Однако он предпочёл вернуться во Флоренцию. Там Леонардо попал под покровительство Чезаре Борджиа, мечтавшего завоевать всю Италию. С одобрения Борджиа Леонардо совершил поездку по раздираемой войной Италии и предложил новые разработки конструкций мостов и крепостей. Так, он спроектировал крепостные стены округлой конфигурации, чтобы пушечные ядра наносили меньше урона.

Борджиа восторгался подробными картами местности, созданными Леонардо. Например, карта города Имолы, составленная в 1502 году, стала настоящим произведением искусства. Она была выполнена в цвете и представляла вид города с высоты птичьего полета. Художник идеально рассчитал масштаб, сопоставив расстояние между всеми домами в городе.

Благодаря такой точности и деталям, Борджиа проводил свои молниеносные атаки, прежде чем город успевал подготовиться к сражению.

Однако через восемь месяцев Леонардо покинул своего покровителя. Борджиа был обаятельным человеком, но прежде всего он был вор и злодей. Леонардо всю жизнь мечтал стать военным инженером, но ему, как свободолюбивому и честному человеку, жизнь под покровительством Борджиа казалась кошмаром.

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом». Леонардо да Винчи

Инсайт 9. Даже незавершённые работы Леонардо оказывают большое влияние на зрителей.

Во Флоренции Леонардо узнал о новом талантливом скульпторе - Микеланджело. Его статуя Давида стала главной достопримечательностью города.

Власти города заказали Леонардо и Микеланджело совместно оформить зал Большого Совета ратуши. Художники пошли на этот шаг с неохотой. Вся Флоренция наблюдала за их противостоянием.

Леонардо выбрал в качестве сюжета схватку двух всадников за знамя в битве при Ангиари. Фреска должна была занять примерно одну треть 50-метровой стены. Эта работа обещала превзойти «Тайную вечерю». Леонардо собирался описать весь ужас войны: кровь, грязь, озлобленных животных и перепуганных солдат.

Микеланджело должен был работать на противоположной стене. Для сюжета он выбрал победу флорентийцев над пизанцами при Кашино.

Художники не ладили между собой. Микеланджело был очень груб и невежлив с Леонардо. Кроме того, в атмосфере конкуренции работалось очень тяжело.

Леонардо так и не закончил свой труд. Работа над фреской требует иных навыков, чем работа на холсте. Леонардо не умел работать по сырой штукатурке. Краски никак не ложились ровным слоем. Приходилось тратить много сил и времени на создание подходящих красочных смесей.

Хотя работа и не была завершена, современники высоко оценили талант Леонардо. Эскизы обоих художников были представлены публике, и во Флоренцию хлынул поток путешественников со всей Европы, чтобы полюбоваться ими.

Вдохновившись увиденным, Рафаэль создал свои наброски, а скульптор Челлини назвал выставку «школой мира». Сегодня рисунки относят к наивысшим образцам искусства эпохи Возрождения.

«Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена». Леонардо да Винчи

Инсайт 10. Исследования Леонардо в области анатомии были забыты на несколько столетий.

Во Флоренции Леонардо продолжил изучение анатомии человека. Результаты его исследований были впечатляющими. Многие из них так и не изучены до сих пор!

Профессор анатомии университета в Павии предоставил Леонардо для работы около 20 человеческих трупов. Результатом это жуткой работы стала серия удивительно точных рисунков всех человеческих органов, мышц, костей.

Глубокое знание анатомии необходимо художнику, изображающему человеческое тело. Но интерес Леонардо был не только художественным. К каждому из 240 рисунков он составил сопровождающие тексты, в которых подробно изложил свои мысли о работе сердца, мозга, глаза и даже о развитии эмбриона, а также впервые описал симптомы атеросклероза.

До сих пор впечатляют его исследования сердца. В то время органом, связанным с кровеносной системой, считалась печень. Леонардо не только впервые признал важность сердца, но и смог понять принцип работы аортального клапана. Он проводил опыты с сердцем быка, наполняя его воском. По восковому образцу изготавливал стеклянную копию и наблюдал движение жидкости внутри.

Только по прошествии 450 лет современная наука действительно изучила движение тока крови в сердце и подтвердила гипотезу Леонардо.

Леонардо намного опередил своё время. Его рисунки и наблюдения могли бы принести большую пользу человечеству. Но они никогда не публиковались.

Удивительно, но и сегодня его исследования остаются актуальными.

«Мудрость есть дочь опыта». Леонардо да Винчи

Инсайт 11. Покровительство короля Франсуа I позволило Леонардо завершить последние три картины.

В 1507 году Леонардо вернулся в Милан. Теперь его интересовали воздух, вода и геология. Большую часть времени Леонардо посвящал наблюдениям за птицами, рыбами, а также занялся разработкой летательного аппарата.

Его покровителем стал король Франции Франсуа I. В возрасте 64 лет Леонардо впервые в жизни покинул Италию, чтобы стать придворным художником и инженером.

Франсуа очень высоко ценил Леонардо и называл его «самым выдающимся художником». Он щедро оплачивал Леонардо его работу, а тот впервые в жизни не зависел от заказов.

В 1517 году Леонардо посетил кардинал Луиджи Арагонский. Леонардо пожаловался, что не может работать в полную силу из-за паралича правой руки и скоро совсем не сможет писать. Но ему очень хотелось закончить три картины, которые все присутствующие сразу признали шедеврами.

Одна из них - «Иоанн Креститель». Из глубокой тени появляется изнеженная длинноволосая андрогинная фигура с поднятой к небесам правой рукой.

Вторая - «Святая Анна с Богородицей и младенцем Христом». Эта картина несколько уступает «Иоанну Крестителю» по выраженности чувств и эмоций.

Третья картина, сюжет которой Леонардо вынашивал в течение многих лет, стала самой известной картиной в истории.

«Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их». Леонардо да Винчи

Инсайт 12. «Мона Лиза» - вершина творчества Леонардо.

На протяжении всей жизни Леонардо стремился понять и разгадать тайны мира. Он не искал денег или славы, им двигало лишь природное любопытство.

Картины были способом познать человеческие эмоции и характеры. Леонардо передал внутренний мир своих героев с помощью простых жестов и мимики. Этот талант сделал его одним из величайших художников. Леонардо вдохнул жизнь в то, что было до сих пор статично и бесстрастно.

«Мона Лиза» по праву считается главным шедевром Леонардо. Это не просто портрет женщины. Знаменитый мастер любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров на своих картинах. «Мона Лиза» - самая таинственная из всех.

Загадка Моны Лизы - в её улыбке. Её лицо выражает совершенно разные эмоции в зависимости от угла зрения. Если смотреть в глаза, уголки губ приподнимаются и появляется улыбка. Но если смотреть прямо на губы, улыбка исчезает.

Леонардо использовал свои исследования в области оптики и восприятия, чтобы создать эффект размытого изображения. Это противоречило традициям того времени и делало картину новаторской. Леонардо довёл технику сфумато до совершенства. Кроме того, он использовал в качестве основы свинцовые белила, которые отражали свет сквозь тончайшие слои красок. Эффект особенно заметен на лице Моны Лизы: она кажется совсем живой.

Уникальна и революционна для своего времени композиция картины. Река на заднем плане плавно переходит в шёлковый шарф модели, а размытый пейзаж словно сливается с её волосами. Мона Лиза представлена как единое целое с природой.

Картина отражает гуманистическую философию Леонардо, для которого неразрывная связь человека с природой всегда была постоянным источником вдохновения.

Леонардо был очень привязан к своей картине и не расставался с ней до самой смерти. Он умер 23 апреля 1519 года, через восемь дней после своего 67-летия.

«Кто не ценит жизнь, её не заслуживает». Леонардо да Винчи

Итог. Основная идея книги.

Леонардо да Винчи известен как гениальный художник, создатель нового направления в живописи эпохи Возрождения. Но круг его интересов был гораздо шире. Если бы все записи Леонардо были опубликованы при его жизни, развитие мира могло пойти совершенно по другому пути. Его исследования в области анатомии, архитектуры, инженерии и гидродинамики намного опередили своё время. Настоящих гениев в истории человечества было немного. Безусловно, Леонардо - один из них. Однако, в отличие от Альберта Эйнштейна или Стивена Хокинга, он не обладал сверхчеловеческим интеллектом, а был обычным человеком, только очень любознательным.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

(Leonardo da Vinci) (1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.


Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
(Мадонна с ребенком)
1478 - 1480
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком , т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.


ДАМА С ГОРНОСТАЕМ.
1485–1490.
Музей Чарторыских

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери . Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 в., когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д"Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине . Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей , Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж).
Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.


МОНА ЛИЗА.
Лувр, Париж

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон).


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. АННОЙ.
Ок. 1510.
Лувр, Париж

Св. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной.

В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн Креститель (1515, Лувр, Париж). Св. Иоанн показан изнеженным с соблазнительной улыбкой и женственными жестами.

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции , Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи , работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.


Иоанн Креститель.
1513-16

Мадонна Литта
1478-1482
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Леда с лебедем
1508 - 1515
Галлерея Уфици, Флоренция,
Италия

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Читайте также: