Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти". Из истории эпистолярного жанра Вот неумёхи! Утюг это

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.

Введение

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане»

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя»

Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.»

Задачи:

· Сформировать представление об истории населенного пункта.

· Представить подлинные материалы из фондов школьного музея.

· Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества.

Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса).

Станция находится в 26 километрах от Челябинска на линии Челябинск-Златоуст, на территории сельского Полетаевского поселения Сосновского района.

Основана в 1892 г. как станция Самаро-Златоустовской железной дороги.

Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали.

В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».

На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево.

Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за
24 октября 1892 года писала: «С разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Челябинск-Златоуст для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов….» Так участок, на котором находится станция Полетаево-1, был сдан в эксплуатацию.

На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года.

Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день.

В 2012 г. в МОУ Полетаевской СОШ начался капитальный ремонт. Помещение музея находится в состоянии ремонта. «Музей в чемодане» явился вынужденной формой работы с детьми. Ведь уникальность школьных музеев в том, что их работа никогда не заканчивается. Музейную педагогику остановить невозможно.

Управление образования Кобринского райисполкома ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа» Районный этап республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования Номинация «Музей в чемодане» Тема: «Короб важен – прям раздут: шестеро седьмого ждут!»

Руководитель музея:

Гусева Е.М.,учитель истории


Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ

Что спрятано в коробе?

Короб – ёмкость для хранения продуктов,

изготавливался из соломы, лозы,

Экскурсионное занятие «Короб важен прям раздут: шестеро – седьмого ждут»


Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...

Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.

Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь, И рассмотришь, то поймешь, Для чего они нужны. Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили.


Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.

467(2013- 1546)


« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...»

«Сядьте рядышком на лавку.

Вместе с вами я сижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу».


«В полотняной стране; По реке простыне...»

«В полотняной стране; По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не ви - и -дать...»


Вот неумёхи! Утюг это...

А загадка про –о –стенька – а -я...


«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу...»

Угольный металлический утюг для глажки белья


«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...»

Рубель и валек - приспособления для

глажки белья


«Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг...»

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...


«Из липы свито дырявое корыто, Днем заперто, а ночью открыто. В лес идет – клетки кладет, Из леса идет – перекладывает»

Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка


. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", - свидетельствовал известный писатель и этнограф С.Максимов.

  • «Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»

Огня не страшится и воды не боится”

«Был я копан, был топтан, Был на пожаре, был на базаре. Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар, пеленаться стал. А как пал, так и пропал. Выбросили за окно, и собакам не надобен...»

Горшок(ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)


  • «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно . »

«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»

«Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится»



У горшка и чугунка есть друг...

«В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит, отдает, а сам в угол идет»


«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».

Ухват


«То, с помощью чего ухватывают, берут...».

«Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»


«Вот так вещи жили –были...»

«Вот так вещи жили – были И хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»



  • 1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
  • (1546г.)
  • 2.Для чего в быту использовали короба?
  • (ёмкость для хранения продуктов)
  • 3.Почему утюги назвали угольными?
  • (закладывались угольки для нагрева)
  • 4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
  • (валек и рубель)
  • 5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
  • (тесёмка)
  • 6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
  • (с 6 лет)
  • 7.Чем отличаются горшки от чугунов?
  • (материалом изготовления)
  • 8.Для чего нужен ухват?
  • (для передвигания в печи горшков и чугунов)

«Но вот пришло время расставанья. До свиданья, до свиданья! Приходите в гости к нам. Рады мы всегда гостям»

Название проекта: «Музей в чемодане»
Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачи:
1. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.

Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий в образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта:
В нашем школьном музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для обучающихся нашей школы? Форму игры, так как дети младшего школьного возраста познают мир в процессе игры. Для ребят старших классов нужны иные формы работы. Мы решили наглядно представить экспонаты из фонда нашего музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Обучающиеся имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Участники проекта:
Воспитанники Салемальской школы-интерната, воспитатель.

Сроки реализации проекта:
В течение учебного года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется воспитанниками и воспитателем с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы , использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школы и воспитанников детского сада сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

Оценка результатов: Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей.

Уникальность проекта: в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос воспитанников интерната о смене форм деятельности

Октябрь

2018 года

Воспитанники 3 семьи, воспитатель

Выявление мнений воспитанников о деятельности музея.

Обработка опроса

Ноябрь

2018 года

Воспитанники

3 семьи

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

ноябрь

2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники

3 семьи

Найден чемодан.

Отобраны экспонаты для проведения первых экскурсий.

1.Нашему округу – 88 лет!

Декабрь 2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники интерната

3 семьи

Проведена работа в подготовке по теме экскурсии. Проведена экскурсия.

2.Л.В.Лапцуй –«Строка моя-счастливая зарница»

Февраль 2019 года

Салиндер ЕН., руководитель, воспитанники интерната

3 семьи

Март

2019 года

4.Великая Отечественная война;

Май

2019 года

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

Май

2019 года

(По мере реализации проекта)

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Май

2019 года

Воспитанники интерната

Оценка проекта


Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

На данный момент проведена экскурсия

Анжелика Витальевна Резайкина

Где-то в дальнем углу антресолей

Дермантиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потёртый , забытый.

В нём хранятся обрывки историй.

Музеи действуют в сфере дополнительного образования, куда можно прейти в свободное время, но в наши дни загруженность родителе не всегда позволяет выделить время для походов в музей . Общаясь с детьми понимаешь, что не которые ни разу не были в музее и не и представляют , что это такое. модернизация в системе образования, способствует пониманию необходимости музейной педагогике . Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее . Но к сожалению не во всех садах можно организовать музейное пространство , поэтому хорошим решением проблемы стал "музей в чемодане "

В этом году нашей Российской армии исполняется 100 лет, в связи с чем, в нашем детском саду проводилась акция "Музей в чемодане " С 19 по 22 февраля в каждой группе собирался чемодан , в который помещались предметы быта и досуга членов семьи, прошедших срочную или профессиональную службу (дембельский альбом, предметы быта, форма, письма, фотографии наград и нагрудных документов, грамот, фото самих участников событий.).

В акции активно участвовали наши родители, приносили экспонаты, которые дороги их семье. В чемодан были собраны исторические экспонаты. Дети сами рассказывали об принесенных экспонатах.











Публикации по теме:

«Сладкий мини - музей» Создавая наш мини-музей. Который имеет название «Сладкий музей». Мы хотели привлечь внимание детей к истории возникновения.

Акция «Благодарю» В преддверии таких теплых и радостных праздников, как 23 февраля и 8 марта группа № 2 «Ладушки» присоединилась к Всемирной Акции «Благодарю»,.

Акция «Кормушка» Клуб"Родничек" (Учащиеся первого класса, дети средней группы, учитель, воспитатель, библиатекарь). Ход мероприятия В/учитель.

Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Скоро,скоро,очень скоро наступает Новый год!Время доброго волшебства и сказки. Мы с детками тоже.

Антипина Елена Альбертовна воспитатель МКДОУ№23. г. Сегежа. р. Карелия. С 4 октября по 4 ноября 2017 года в МКДОУ №23 «Калевала» города Сегежи.

1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом) во всем мире проходит социально-информационная акция «Красная ленточка». Красная ленточка -.

Читайте также: