Идейно тематическое содержание сказок а линдгрен. Фантастика в сказочных повестях астрид линдгрен. Премии и награды

Астрид Линдгрен получивших всемирное признание и переведенных на многие языки мира (более 27), является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен. В творчестве Линдгрен ожила и расцвела скандинавская сказка. Писательница - не просто наследница традиций Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их. В ее книгах, основанных подчас на фольклорных сюжетах, фантастические черты переплетаются с элементами будничности и современности. Линдгрен, которую называют «Андерсеном наших дней», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя жизнь в восприятии ребенка. Линдгрен, которой столько известно о потребностях ребенка в увлекательности и опасности в нежности и преданности, в одиночестве и дружбе, создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок» (1945) Героиня этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи - в ее необычайном всесилии. «Пеппи удовлетворяет мечту ребенка о могуществе»,- пишет Линдгрен.

В самом деле , в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.

В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью. Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.

В книге «Мио, мой Мио!» (1954), отграничив мир действительности с его сиротством и насилием над детской волей от мира сказки, свободы и справедливости, Линдгрен искусно сочетает фантастическое и реальное. Важно то, что в эту книгу с традиционной борьбой добра и зла сказочница сумела вложить современное содержание: в повести-сказке угадывается антифашистская направленность. Герой сказки - поборник справедливости - шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил - рыцарем Като.

Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать образ мальчика в развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.

Важную роль в повествовании играет природа. Следуя традициям скандинавской народной литературы и X. К- Андерсена, писательница персонифицирует, одушевляет природу. Лес, деревья - все преисполнено ненависти к Като. Самая черная в мире гора открывается, чтобы впустить Мио и его друга Юма. Контрастные картины природы помогают противопоставить два мира. Лучезарна, освещена солнцем, покрыта зелеными лугами Страна Дальняя - царство отца Мио. Темно и мрачно царство Като. Черны воды Мертвого озера, окруженного черными же голыми скалами, оглашаемыми лишь горестными криками птиц. Природа постоянно отражает переживания героев, аккомпанирует им. В минуту последней битвы Мио и Като над озером поднимаются черные тучи. Жалобно стонут черные скалы, отчаяние звучит в голосах птиц. Когда Мио убивает Като, кончается ночь и наступает утро. Природа, озеро, скалы - все преображается. Все озарено солнцем. Рассказ ведется от лица глазного героя Мио, который активно вмешивается в повествование, передает настроение автора и действующих лиц. Большую роль в создании настроения играют и повторы.

Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон , действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон , который живет на крыше» - воспитательная . Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии - «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) - тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «...Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика.

Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. Немало произведений писательница посвятила современной действительности. В реалистической повести «Приключения Калле Блумквиста» (1946) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения которых кажутся такими заманчивыми детям; Калле Блумквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности. То же самое происходит во второй и третьей частях трилогии о Калле Блумквисте «Опасная жизнь Калле Блумквиста» и «Калле Блумквист и Расмус» (1961).

В повести «Расмус-бродяга» (1956), за которую Линдгрен наряду с другими своими книгами удостоилась в 1958 году во Флоренции Международной золотой медали имени X. К. Андерсена, писательница обращается к теме сиротских приютов. Она показывает страшное лицо детских учреждений, всячески превозносимых буржуазной прессой. Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах. Книга эта, близкая к традициям лучших произведений Диккенса и Марка Твена, не свободна и от известных недостатков. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание. Но сама же Линдгрен, может быть незаметно для себя, показывает несостоятельность подобных идеалов.

Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители - животные, вещи, люди. Частные недостатки повести не снимают ее ценности как для зарубежного, так и для советского читателя. В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях. Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы - на острове Сальткрока» (1964).

Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен (в частности, «Расмус-бродяга»), в основу которых положены события действительной жизни. Основная, чрезвычайно просто и прозрачно выраженная мысль этой книги; у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное детство. Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.

Замечательно описывает Линдгрен различные характеры детей, их чувство товарищества, любовь к животным, передает их умные, но в то же время такие детские речи. Пафос книги «Мы - на острове Сальткрока» - в поэтическом описании будней. Книги Линдгрен сильны и характеристикой жизненно достоверных героев, среди которых самое яркое впечатление оставляет маленький Эмиль из трилогии «Эмиль из Лённеберги», «Новые проделки Эмиля из Лённеберги», «Жив еще Эмиль из Лённеберги!». Эмиль - сложный характер, он - вместилище всевозможных достоинств и недостатков. Эмиль - талантливый умелец, он прекрасно режет по дереву; он - бесстрашен, ловок, сообразителен и хитер. Не случайно сама Линдгрен считает эту трилогию одним из лучших своих произведений.

Астрид Лингрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Её родители -- отец Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон, -- познакомились, когда им было 13 и 9 лет. Спустя 17 лет в 1905 они поженились и поселились на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине Виммербю, где Самуэль начал заниматься сельским хозяйством. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар (27 июля 1906 -- 27 мая 1974) и две младшие сестры -- Стина (1911--2002) и Ингегерд (1916--1997).

Как указывала сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков "Мои выдумки" (1971), она росла в век "лошади и кабриолета". Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения -- проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня. Такая обстановка способствовала развитию у писательницы любви к природе -- этим чувством проникнуто всё творчество Линдгрен, от эксцентричных историй про дочь капитана Пеппи Длинный чулок, до повести о Ронни, дочери разбойника.

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, -- "Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта" (1973).

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором , и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли "виммербюнской Сельмой Лагерлёф ", чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм . Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию , в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном (1898--1952). Они поженились в апреле 1931 года , и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

Годы творчества

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк , где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, "Пеппи Длинныйчулок " (1945 ) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок -- это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии , вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930 --40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись "Пеппи" была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство "Бонньер". После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей -- её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством "Рабен и Шёгрен". Линдгрен получила вторую премию за повесть "Бритт-Мари изливает душу" (1944) и издательский договор на неё. астрид линдгрен писательница детский

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве "Рабен и Шёгрен". Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года , когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений. Особенно продуктивно шла работа в 40-х и 50-х годах. Только за 1944 --1950 годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки. Как видно из этого списка, Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте ("Калле Блюмквист играет"), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, "Калле Блюмквист рискует" (на русском языке обе повести были изданы в 1959 году под названием "Приключения Калле Блюмквиста"), а в 1953 году -- завершающая часть трилогии, "Калле Блюмквист и Расмус" (был переведён на русский в 1986 ). "Калле Блюмквистом" писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры .

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей -- "Мио, мой Мио!" (пер. 1965 ). В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки , а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей (так было и до "Мио, мой Мио!"). Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации -- этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии -- "Малыш и Карлсон , который живёт на крыше" (1955 ; пер. 1957 ), "Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел" (1962 ; пер. 1965 ) и "Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять" (1968 ; пер. 1973 ) -- снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот "в меру упитанный", инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш -- младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа , и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом -- через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго -- во всех отношениях "лучший в мире" Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях.

Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и заметно повлияла на развитие детской литературы.

Дети в произведениях Астрид Линдгрен (на примере произведений «Три повести о Малыше и Карлсоне» и «Пеппи Длинныйчулок»)

Книги известной шведской писательницы А. Линдгрен о Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок можно смело назвать педагогическими. Почему? В частности, потому, что их сюжет очень приближен к обычной реальности, в которой живут дети-читатели. Узнавая в книгах особенности своей жизни, сходства своих желаний, качеств характера и поступков с мотивами и действиями персонажей, читатель ощущает склонность задуматься о своей повседневной жизни, глубже ее осмыслить.
В «Малыше и Карлсоне» «Пеппи Длинныйчулок» нет приключений с драконами, волшебниками, подвигами. Наоборот, главные герои – это самые обычные дети, или очень похожи на них. Конечно, Карлсона есть выдающиеся качества – он умеет летать и живет на крыше. Но ведь по своим поступкам он ничем не отличается от обыкновенного ребенка-младшеклассника – он любит проказничать, есть сладкое, быстро переходит от одних эмоций к другим.
Пеппи – тоже обычная рыжая девочка, хотя и обладает фантастической физической силой. Как и многие дети, она не любит учиться в школе, нарушает многие школьные правила. Как и Карлсон, она общается с типичными детьми, которые не обладают такими способностями.
Далее мы поговорим о двух типах детских персонажей А. Линдгрен. Это необычные дети (Карлсон и Пеппи), и обычные (их друзья).
Действительно, хотя возраст Карлесона неопределен (он называет себя «мужчиной в самом расцвете сил»), его можно считать именно ребенком – по характеру, поведению и проделкам. Интересно то, что недостатки Карлсона показаны в гипетрофированном виде, они в нем словно нарочно выпячены, преувеличены. Писательница явно хотела выразить педагогическую идею: недостатки смешны, от них надо избавляться. Кто-нибудь может возразить: а что, если читатели (дети, конечно), начитавшись историй А. Линдгрен, сами начнут подражать героям? Станут бросать горшки с цветами из окон, резать простыни для игры в привидения и т.д.? Но давайте разберемся с тем, кем являются Пеппи и Карлсон.
Итак, кто такой Карлсон? Несмотря на всю свою необычность, он – воплощение ребенка со всеми особенностями детского возраста. Он олицетворяет и типично детские недостатки, и достоинства. Да, он врет, капризничает, обижается по пустякам, хвастается, объедается. Но вместе с тем – проявляет энергичность, веселость, отзывчивость, бескорыстие. Карлсон противоречив, и это приближает его к реальному миру.
Как же воспринимают читатели истории приключений Карлсона? Конечно, дети смеются скорее над его поступками, им просто нравится читать о его проказах и шалостях. Но взрослея, читатели уже начинают смеяться над качествами Карлсона – над его хвастовством, враньем, обжорством. Возникает понимание, что все это – слабости человека, его ограничения. Смеясь над Карлсоном, взрослеющие дети смеются в каком-то смысле и надо собой, над собственными слабостями и недостатками. Он становится их «зеркалом», помогает осознать себя как личность.
А это очень важно, поскольку развивает умение смотреть на себя критически, со стороны. Таким образом, сказочные повести о Карлсона воспитывают через смех, юмор. И в комичных ситуациях, описанных А. Линдгрен, заложен на первый взгляд невидимый, но важный педагогический смысл. Кроме того, прочитанное в детстве оказывает влияние на всю последующую жизнь. Ведь детские впечатления – наиболее яркие, запоминающиеся. Таким образом, книги А. Линдгрен воспитывают не только детей, но и взрослых.
Что же можно сказать о Пеппи Длинныйчулок? Как и Карлсон, она отличается веселым и неунывающим характером, и символизирует определенные детские черты. Как и Карлсон, она придумывает веселые игры и наказывает жуликов. Кстати говоря, победы над мошенниками и жуликами, которые описываются в книгах, также несут в себе важную педагогическую идею – идею справедливости. Хотя и в гротескной форме, показана победа добра над злом.
Пеппи не посещает школу (попытки заставить ее учиться заканчиваются неудачей), она неграмотна и фамильярна по отношению к взрослым. Однако, у Пеппи добрый характер, она отзывчива и охотно помогает другим.
В образах Карлсоне и Пеппи воплощена мечта о свободе. Ведь человек, в том числе в детском возрасте, склонен стремиться к освобождению от различных ограничений – социальных, бытовых, личностных. Эта мечта связана с философией свободы и со сложными вопросами, которые при этом поднимаются. Например, с вопросом о границах между личной свободой и свободой другого человека, о том, возможна ли абсолютная свобода и какие ограничения полезны для того, чтобы уживаться с другими людьми и т.д.
А. Линдгрен поднимает все эти проблемы в форме сказочных произведений. И тем самым побуждает читателей уже в детском возрасте начать осмысливать те темы, с которыми он неизбежно будет иметь дело в дальнейшей, взрослой жизни. Особенно ярко это выразилось в теме одиночества. Ведь по сути, и Карлсон, и Пеппи – это одинокие дети. Им не хватает общения, поэтому Карлсон знакомится с Малышом, а Пеппи – с Томми и Аникой. Несмотря на ту свободу, которую дают (точнее, расширяют) умение летать и физическая сила, «необычные дети» так же нуждаются в общении, как и все люди. А дружеские отношения связаны с ответственностью за друзей.
Линдгрен наделила Карлсона и Пеппи необычными способностями, которые выделяют их среди остальных, дают им особые преимущества. Она воплотила в своих книгах детские мечты о приобретении тех качеств, которые позволили бы исполнить многие желания. Но вместе с тем, умение летать Карлсона и сверхсила Пеппи поставили их в особые условия, подняли вопрос о том, как распоряжаться этими выдающимися качествами. Казалось бы, «необычные дети» могли стать «абсолютно свободными» эгоистами, равнодушными к желаниям других людей. Однако и Карлсон, и Пеппи, используют свои особые способности не только для себя лично, но и для помощи обычным детям. Таким образом, в этом литературном приеме писательница выразила весьма важную, гуманистическую идею – идею альтруизма.
Примечательно, что и Карлсон, и Пеппи не ходят в школу. Между тем, отсутствие у них элементарных школьных знаний (например, незнакомство с арифметикой) специально подчеркивается в нескольких эпизодах. Например, в третьей сказочной повести о Карлсоне Малыш делает попытку научить его сложению на примере задачи про яблоки. Самодовольная реакция Карлсона и его непонимание выглядит настолько смехотворно, что вызывает четкое понимание необходимости математики. И описание подобных ситуаций – тоже своеобразный педагогический прием…
По независимости мышления и решительности действий в критических ситуациях Карлсона и Пеппи Длинныйчулок можно назвать героями. Но это не герои фэнтези или фантастики. Это именно детские герои, не просто родственные миру детей, но составляющие его часть. Особенно это касается Карлсона. Можно вспомнить, с какой изобретательностью и смелостью он несколько раз успешно противостоял жуликам Руле и Филе (когда они собирались совершить ограбление), или историю противостояния с фрекен Бок. Пеппи Длинныйчулок также оказалась вынужденной бороться с грабителями Громилой Карлом и Бломом, когда те забрались в ее дом. Можно предположить, что А. Линдгрен не случайно решила описать в детских книгах эти истории. Рассказы о борьбе с преступностью должны были оказывать воспитательное воздействие на детское сознание, ориентировать ребенка на необходимость борьбы с криминальным миром.
В своих книгах Линдгрен выразила и определенные психологические идеи. Вспомним, к примеру, любимые выражения Карлсона: «Это пустяки, дело житейское» или «Спокойствие, только спокойствие!». Такое отрешенное отношение к неприятностям очень полезно с точки зрения психологии. Спокойное отношение к проблемам, которое может выработать в себе человек, поможет ему в трудной ситуации собраться с силами и найти правильное решение. А также не тратить попусту свои силы и время, жалея себя и ругая других. Например, переживания Малыша по поводу разбитой паровой машины резко контрастируют с безразличием Карлсона – но также побуждают к размышлениям о ценности вещей. Имеют ли вещи ценность сами по себе – или это мы сами придаем им то или иное значение? И если причина в нашем собственном отношении, тогда мы можем управлять своими реакциями, и не тратить зря нервы.
В стремлении Пеппи сохранить свой прежний образ жизни, несмотря на попытки взрослых «социализировать» ее, тоже можно найти скрытый смысл. Хотя взрослые (например, школьные учителя) пытаются повлиять на нее, сделать рядовой ученицей, она отказывается подчиняться. Хоть и в преувеличенной форме, здесь выражено право ребенка на свою неповторимую индивидуальность, желание быть не похожим на других.
Теперь поговорим о второй категории детей в сказках А. Линдгрен. Это «обычные дети», присутствие которых в качестве персонажей необходимо и в сюжетном, и в педагогическом плане.
Лучший друг Карлсона - Малыш (настоящее имя Сванте), мечтающий завести собаку. Малыш живет в самой обыкновенной шведской семье, с родителями, старшим братом Боссе и сестрой Бетан. Это воспитанный и вежливый мальчик, хотя иногда проявляет упрямство. Благодаря участию в приключениях Карлсона Малыш узнает о жизни большого города. Он постигает, что в мире, который раньше казался веселым и радостным, существуют и дети, брошенные без присмотра, и преступники. А раз так, то необходимо выработать определенное отношение ко всем этим нестандартным для его жизни явлениям. И в этом выборе Малыш солидарен со своим другом – они решают помочь ребенку и противостоять мошенникам.
Как и его друзья (Гунилла и Кристер) Малыш воплощает собой среднестатистического ребенка, детей обычных обывателей. И наряду с Томми и Аникой (лучшими друзьями Пеппи) являются необходимым контрастом. Как говорится, все познается в сравнении – и рассказ об общении очень разных персонажей помогает оттенить выдающиеся качества каждого, его индивидуальность.
Контрасты между «обычными» и «необычными» детьми обнаруживаются в тех ситуациях, которые тесно связаны с законами жизни общества. Своей «подрывной деятельностью» Карлсон и Пеппи взрывают упорядоченный взрослый мир. Это индивидуалисты, не признающие авторитета и диктата коллектива. Так, Пеппи высмеивает «благотворительность» фрекен Розенблюм, ее карамельки для богатых и теплые чулки для бедных, школьную систему поощрений и наказаний, Карлсон не признает «правил приличия», обращается к дяде Юлиусу и фрекен Бокк на «ты» и т.д..
Вместе с тем, второстепенные герои (Малыш, Томми и Анника) постигают мир и самих себя. Когда Карлсон и Пеппи готовятся совершить нечто необычное (или делают это), они задают вопросы о смысле, пытаются найти обоснование общественным запретам. Например, Малыш твердо заявляет Карлсону, что воровство недопустимо, одновременно укрепляя свои убеждения на этот счет.
Как «обычные дети» относятся к сверхспособностям «необычных»? Они охотно их используют. Например, Малыш охотно и многократно перемещается на крышу с помощью пропеллера Карлсона, а Томми с Аникой плавают с Пеппи на лодке. В этих деталях выражена заветная детская мечта: уметь больше того, что считается пределом возможного – летать, легко поднимать огромные тяжести, обладать богатством… Но примечательно то, что «обычные дети» не идеализируют своих друзей. Наоборот, они пытаются оказать воспитательное влияние – Малыш объясняет Карлсону, как обращаться с бытовыми приборами, Томми с Аникой уговаривают Пеппи пойти в школу. Таким образом, А. Линдгрен показывает не одностороннее воздействие одних героев на других, а их взаимовлияние. Конечно, это попытки повлиять не всегда оканчиваются успехом. Однако важен сам процесс общения, в ходе которого обнаруживаются, например, хвастовство и самодовольство Карлсона, и жажда свободы Пеппи Длинныйчулок. А зная мотивацию поведения персонажей, читатель получает возможность лучше разобраться в причинах их поступков, объективно оценить их – а также задуматься о собственной жизни…
Кроме того, благодаря компании Карлсона и Пеппи, обычные дети часто попадают в смешные ситуации и участвуют в разных приключениях. При этом они проявляют черты заурядного законопослушного обывателя: страх нарушить правила, социальные табу, склонность к консерватизму. И вместе с тем, постепенно они меняются под влиянием своих друзей-индивидуалистов. Например, Малыш перестает слушаться фрекен Бок, когда Карлсон демонстрирует ему возможность неповиновения, и постепенно втягивается в проказы. Подобным образом поступают и Томми с Аникой, соглашаясь участвовать в морских приключениях с Пеппи.
Итак, в сказочных повестях А. Линдгрен дети выступают носителями разных вариантов поведения, и выражают наиболее распространенные черты детского характера. При этом, благодаря юмору писательницы, негативные качества и поступки выглядят малопривлекательными, а позитивные – как достойные подражания. Именно поэтому повести А. Линдгрен можно назвать не просто развлекательными, а развлекательно-воспитательными.

Астрид Линдгрен получивших всемирное признание и переведенных на многие языки мира (более 27), является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен. В Линдгрен ожила и расцвела скандинавская . Писательница - не просто наследница традиций Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их. В ее книгах, основанных подчас на фольклорных сюжетах, фантастические черты переплетаются с элементами будничности и современности. Линдгрен, которую называют «Андерсеном наших дней», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя в восприятии ребенка. Линдгрен, которой столько известно о потребностях ребенка в увлекательности и опасности в нежности и преданности, в одиночестве и дружбе, создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок» (1945) этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи - в ее необычайном всесилии. «Пеппи удовлетворяет мечту ребенка о могуществе»,- пишет Линдгрен.

В самом деле , в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.

В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью. Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.

В книге «Мио, мой Мио!» (1954), отграничив мир действительности с его сиротством и насилием над детской волей от мира , свободы и справедливости, Линдгрен искусно сочетает фантастическое и реальное. Важно то, что в эту книгу с традиционной борьбой добра и зла сказочница сумела вложить современное содержание: в повести-сказке угадывается антифашистская направленность. Герой сказки - поборник справедливости - шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил - рыцарем Като.

Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать мальчика в развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.

Важную роль в повествовании играет природа. Следуя традициям скандинавской народной литературы и X. К- Андерсена, писательница персонифицирует, одушевляет природу. Лес, деревья - все преисполнено ненависти к Като. Самая черная в мире гора открывается, чтобы впустить Мио и его друга Юма. Контрастные картины природы помогают противопоставить два мира. Лучезарна, освещена солнцем, покрыта зелеными лугами Страна Дальняя - царство отца Мио. Темно и мрачно царство Като. Черны воды Мертвого озера, окруженного черными же голыми скалами, оглашаемыми лишь горестными криками птиц. Природа постоянно отражает переживания героев, аккомпанирует им. В минуту последней битвы Мио и Като над озером поднимаются черные тучи. Жалобно стонут черные скалы, отчаяние звучит в голосах птиц. Когда Мио убивает Като, кончается ночь и наступает утро. Природа, озеро, скалы - все преображается. Все озарено солнцем. ведется от лица глазного Мио, который активно вмешивается в повествование, передает настроение автора и действующих лиц. Большую роль в создании настроения играют и повторы.

Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон , действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон , который живет на крыше» - воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии - «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) - тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская .

Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. Немало произведений писательница посвятила современной действительности. В реалистической повести «Приключения Калле Блумквиста» (1946) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения которых кажутся такими заманчивыми детям; Калле Блумквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности. То же самое происходит во второй и третьей частях трилогии о Калле Блумквисте «Опасная жизнь Калле Блумквиста» и «Калле Блумквист и Расмус» (1961).

В повести «Расмус-бродяга» (1956), за которую Линдгрен наряду с другими своими книгами удостоилась в 1958 году во Флоренции Международной золотой медали имени X. К. Андерсена, писательница обращается к теме сиротских приютов. Она показывает страшное лицо детских учреждений, всячески превозносимых буржуазной прессой. Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах. Книга эта, близкая к традициям лучших произведений Диккенса и Марка Твена, не свободна и от известных недостатков. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание. Но сама же Линдгрен, может быть незаметно для себя, показывает несостоятельность подобных идеалов.

Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители - животные, вещи, люди. Частные недостатки повести не снимают ее ценности как для зарубежного, так и для советского читателя. В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях. Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы - на острове Сальткрока» (1964).

Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен (в частности, «Расмус-бродяга»), в основу которых положены события действительной жизни. Основная, чрезвычайно просто и прозрачно выраженная мысль этой книги; у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное . Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Герои и образы произведений Астрид Линдгрен . Литературные сочинения!

Читайте также: