Особенности творческой манеры куприна. Жизнь и творчество Куприна: краткое описание. Эмиграция и возращение на родину

Художественный метод Куприна издавна и по общему согласию определяется как «последовательный» или «традиционный» реализм, наиболее непосредственно развивающий традиции классической литературы XIX столетия.

Этот метод органически сочетает в себе суровое отрицание трезво проанализированной социальной действительности и высокий полет мечты, в принципе осуществимой, но еще не осуществленной. Как художник Куприн был силен, когда ставил и разрешал на материале живой современности остроактуальные общественные проблемы.

Шедевры его пера — «Молох», «Олеся», «Поединок» — стали весьма вескими аргументами в недавнем научном споре о концепции «кризиса» реализма на рубеже веков.

С годами Куприна, как и большую часть писателей-современников, все сильнее влекли к себе проблемы и темы отвлеченного и обобщенного, общечеловеческого характера.

Но устойчивый интерес к загадочным и труднообъяснимым или вовсе необъяснимым явлениям в человеческой жизни, проявившийся как в раннем творчестве Куприна («Странный случай», «Безумие», «Лунной ночью» и др.), так и в позднейшем, никак не может быть объяснен, как это иногда делается, исключительно влиянием на него литературы модернистской.

Являясь закономерностью в художественной эволюции Куприна, эта сторона его творческого мировоззрения не разрушает, а углубляет представление о близком родстве его литературного наследства с тем течением русского реализма, в недрах которого еще в 60—70-е гг. сформировался интерес к таинственной сфере человеческого бытия, еще не открывшейся науке. Наиболее выразительно такая тенденция была воплощена в «таинственных повестях» И. С. Тургенева.

Куприн с его проявившимся интересом к «таинственному», но не мистическому, а лишь непознанному, — не жертва влияний модернизма, а законный наследник и продолжатель определенных исканий реализма XIX в. в его эволюции от конкретно-исторической актуальности к более широким социально-философским обобщениям мирового бытия и глубинному проникновению в еще не достаточно познанную наукой сферу человеческого сознания.

Особенность художественного дарования Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества в художественно убедительном раскрытии души своего современника, взволнованной и потрясенной социальной действительностью и загадками человеческого бытия.

К рубежу 1917 г. Куприн пришел с жизненной программой, гуманистической в своей основе, но полной противоречий. Критический пафос, присущий ему с первых литературных шагов, сохранился, но предмет обличения утратил четкие социальные контуры. Это помешало писателю понять значение и задачи Октябрьской социалистической революции. Как и многие другие, он был занесен волной эмиграции в 1919 г. сначала в Финляндию, а затем во Францию.

«Есть люди, которые по глупости либо от отчаяния утверждают, что и без родины можно, — горько говорил Куприн-эмигрант. — Но, простите меня, все это притворяшки перед самим собой. Чем талантливее человек, тем труднее ему без России».

Почти все зарубежное творчество Куприна — тоскливый «взгляд в былое». Но, тоскуя по прошлой, идеализируемой им теперь «милой, беспечной, уютной, доброй русской жизни», писатель не мог освободиться от мысли, что он чего-то не понял и не понимает до сих пор, а понять — необходимо. Эта тревога привела Куприна к неизбежной мысли о возвращении домой, что и было осуществлено им незадолго до смерти.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна лохожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Таинственный дом на окраине Гатчины, пользовался дурной репутацией. Поговаривали, что здесь находится публичный дом. Потому что музыка до поздней ночи, песни, смех. А пел, между прочим, Ф. И. Шаляпин (1873-1938), смеялся А. Т. Аверченко (1881-1925) и его коллеги из журнала «Сатирикон». А ещё здесь часто бывал Александр Куприн, друг и сосед хозяина дома, экстравагантного художника-карикатуриста П. Е. Щербова (1866-1938).

Октябрь 1919 года

Покидая Гатчину с отступающим Юденичем, Куприн забежит сюда на несколько минут, чтобы попросить жену Щербова забрать из его дома самые ценные вещи. Она выполнит просьбу, и помимо прочего, захватит фото Куприна в рамке. Щербова знала, что это был его любимый снимок, поэтому хранила его как реликвию. Она даже не догадывалась, какую сокровенную тайну скрывал портрет.

Тайна дагерротипа

И вот фотография писателя становится экспонатом музея.
При составлении акта работниками музея, под картоном рамки, с тыльной стороны обнаружен негатив ещё одной фотографии. На ней изображение неизвестной женщины. Кто же эта дама, чей образ Куприн, как изнанку своей души, хранил, оберегая от чужого взгляда.

Биография Куприна, интересные факты

Однажды на литературном банкете, молоденькая поэтесса (будущая жена писателя Алексея Толстого (1883-1945)) обратила внимание на плотного мужчину, который смотрел на неё в упор, как казалось поэтессе злыми, медвежьими глазками.
«Писатель Куприн, - шепнул ей на ухо сосед по столику. - Не глядите в его сторону. Он пьян»

Это был единственный случай, когда отставной поручик Александр Куприн был невежлив с дамой. По отношению к дамам Куприн всегда был рыцарем. Над рукописью «Гранатового браслета», Куприн плакал, и говорил, что более целомудренного ничего не писал. Однако мнения читателей разделились.

Одни называли «Гранатовый браслет» самым утомительным и благоуханным из всех рассказов о любви. Другие считали его позолоченной мишурой.

Несостоявшаяся дуэль

Уже в эмиграции писатель А. И. Введенский (1904-1941) сказал Куприну, что в «Гранатовом браслете» фабула не правдоподобна. После таких слов, Куприн вызвал оппонента на дуэль. Введенский вызов принял, но тут вмешались все, кто был рядом, и дуэлянтов помирили. Однако Куприн всё равно стоял на своём, утверждая, что его произведение, это быль. Было видно, что с «Гранатовым браслетом» было что-то связано глубоко личное.
До сих пор неизвестно, кто была та дама, вдохновитель великого произведения писателя.

Вообще, Куприн не писал стихотворений, но одно, он всё-таки опубликовал в одном из журналов:
«Ты смешон с седыми волосами...
Что на это я могу сказать?
Что любовь и смерть владеет нами?
Что велений их не избежать?»

В стихотворении и «Гранатовом браслете», можно увидеть один и тот же трагический лейтмотив. Неразделённая, какая-то экзальтированная и возвышающая любовь к недоступной женщине. Существовала ли она в действительности, и как её имя, мы не знаем. Куприн был человеком по-рыцарски целомудренным. Никого не пускал в тайники своей души.

Краткая история любви

В эмиграции в Париже Куприн взял на себя хлопоты по подготовке свадьбы И. А. Бунина (1870-1953) и Веры Муромцевой (1981-1961), которые прожили в гражданском браке 16 лет. Наконец-то первая жена Ивана Алексеевича дала согласие на развод, и Куприн предложил организовать венчание. Он был шафером. Договаривался со священником, подпевал хору. Ему очень нравились все церковные обряды, но этот особенно.

В те дни Куприн писал о самой романтической любви своей молодости Ольге Сур, цирковой наезднице. Куприн помнил Ольгу всю жизнь, и в тайнике портрета писателя, вполне возможно, было именно её изображение.

Парижский период

В Париже напряжённо ожидали решение Нобелевского комитета. Все знали, что премию хотят дать русскому писателю-изгнаннику, и рассматриваются три кандидатуры: Д. С. Мережковский (1865-1941), И. А. Бунин и А. И. Куприн. У Дмитрия Мережковского нервы не выдержали, и он предложил Бунину заключить договор, кому бы из них двух премию ни дали, все деньги поделить пополам. Бунин отказался.

Куприн на нобелевскую тему не говорил, ни слова. Он уже получал одну на двоих с Буниным Пушкинскую премию. В Одессе пропив последнюю ассигнацию, Куприн, у ресторана наслюнявил купюру, и прилепил её на лоб стоявшего рядом швейцара.

Знакомство с И. А. Буниным

И. А. Бунин и А. И. Куприн познакомились в Одессе. Их дружба очень напоминала соперничество. Куприн называл Бунина Ричардом, Альбертом, Васей. Куприн говорил: «Ненавижу, как ты пишешь. В глазах рябит». Бунин же считал Куприна талантливым, и любил писателя, но без конца выискал погрешности в его языке и не только.
Еще до революции 1917 года, он сказал Александру Ивановичу: «Ну, ты дворянин по матушке». Куприн сжал серебряную ложку в комок и бросил её в угол.

Переезд во Францию

Бунин перетащил Куприна из Финляндии во Францию, и подобрал ему квартиру в доме на улице Жака Оффенбаха, на одной лестничной площадке со своей квартирой. А потом его стали раздражать гости Куприна, и бесконечные шумные прощания у лифта. Куприны съехали.

Знакомство с Мусей

Много лет назад именно Бунин, затащил Куприна в Санкт-Петербурге в дом на улице Разъезжей, 7. Он давно был знаком с Мусей, Марией Карловной Давыдовой (1881-1960), и стал шутить, что привёл Куприна к ней свататься. Муся шутку поддержала, была разыграна целая сценка. Всем было очень весело.

В то время Куприн был влюблён в дочь своих друзей. Ему очень нравилось состояние влюблённости, и когда его не было, он его себе выдумывал. Влюбился Александр Иванович и в Мусю, он стал называть её Машей, несмотря на протесты, что так зовут кухарок.
Издательница Давыдова воспитала в ней аристократку, и мало кто вспоминал, что девочку младенцем подбросили в этот дом. Юную, хорошенькую Мусю портил смех, недобрый, не молодой. Она могла высмеять кого угодно. Народу вокруг неё крутилось много. Поклонники ухаживали, Муся кокетничала.

Начало семейной жизни

Питая к Куприну скорее дружеские чувства, она всё же вышла за него замуж. Он долго выбирал свадебный подарок, и наконец-то купил в антикварном магазине красивые золотые часы. Подарок Мусе не понравился. Куприн раздавил часы каблуком.
Муся Давыдова любила после приёмов рассказывать, кто за ней ухаживал, ей нравилось, как Куприн ревнует.

Этот большой и дикий зверь оказался совсем ручной. Сдерживая ярость, он как-то смял в лепёшку тяжёлую серебряную пепельницу. Разбил её портрет в тяжёлой массивной раме, а однажды поджёг на Мусе платье. Однако супруга, с детства отличалась железной волей, и это испытал на себе Куприн.

Тонкая грань

Не ведая что из этого выйдет, Муся Давыдова привела его в гости к своему любимому человеку. Их квартира располагалась в этом же доме. Глава семьи, чтобы развлечь гостей показал альбом, в котором были письма незнакомца к его невесте, а потом жене Людмиле Ивановне. Неизвестный воспевал и благословлял каждый миг жизни этой женщины, начиная с рождения.

Он целовал следы её ног и землю, по которой она ходила, а к Пасхе прислал подарок - дешевый дутый золотой браслет с несколькими камешками граната. Куприн сидел, как громом пораженный. Вот она та самая любовь, он тогда работал над «Поединком» и под впечатлением написал следующее: "Любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов".

Неразделённая любовь – это безумное блаженство, которое никогда не притупляется. Именно потому, что не утоляется ответным чувством. Это высшее счастье». По мнению литературных экспертов эта встреча и дала началу «Гранатового браслета».

Признание в обществе

Особую популярность Куприн приобрёл после слов Льва Николаевича Толстого (1828-1910): «Из молодых, он лучше пишет». Толпа поклонников сопровождала его из одного ресторана в другой. А после выхода повести «Поединок», А. И. Куприн стал по-настоящему знаменит. Издатели предлагали ему наперёд любые гонорары, что может быть лучше. Но мало кто замечал что в это время он очень страдал. Справлялся Куприн со своими чувствами так -просто уезжал в Балаклаву, иногда прямо из ресторана.

Крымский период

Здесь в Балаклаве, наедине самим с собой, ему хотелось принять решение. Сильная воля жены подавляла его свободу. Для писателя это было подобно смерти. Он мог отдать всё за возможность быть самим собой, чтобы не сидеть целыми днями за письменным столом, а наблюдать жизнь, общаться с простыми людьми.


В Балаклаве ему особенно нравилось общаться с местными рыбаками. Им даже принято было решение о покупке своего участка земли для возведения собственного сада и постройки дома. Он, вообще говоря, хотел здесь обосноваться. Куприн прошёл все испытания для вступления в местную рыболовецкую артель. Научился вязать сети, привязывать канаты, смолить прохудившиеся лодки. Артель приняла Куприна и он ходил в море с рыбаками.

Ему нравились все те приметы, которые соблюдали рыбаки. Нельзя свистеть на баркасе, плевать только за борт, не упоминать чёрта. Оставлять в снасти, как будто нечаянно, маленькую рыбешку для дальнейшего рыбацкого счастья.

Творчество в Ялте

Из Балаклавы Александр Куприн очень любил ездить в Ялту к А. П. Чехову (1960-1904). Ему нравилось говорить с ним обо всём. В судьбе Александра Ивановича Куприна А. П. Чехов принимал активное участие. Когда-то помог переехать в Петербург, рекомендовал его издателям. Даже предложил комнату в своем ялтинском доме, чтобы Куприн мог спокойно работать. А. П. Чехов познакомил Александра Ивановича с виноделами Массандровского завода.

Писателю нужно было изучить процесс приготовления вина для рассказа «Винная бочка». Море мадеры, муската и прочих массандровских искушений, что может быть прекрасней. А. И. Куприн пил понемногу, наслаждаясь ароматом великолепного крымского вина. Именно таким его знал Антон Чехов, прекрасно зная также причины загулов своего товарища.
В этот период жизни Куприны ожидали рождение ребёнка.

Муся Давыдова была беременна (дочь Лидия родилась в 1903 году). Постоянные капризы и слёзы по нескольку раз в день, страхи беременной женщины перед предстоящими родами, были поводами для семейных ссор. Однажды Муся разбила о голову Куприна стеклянный графин. Таким образом её поведение разрешило все его сомнения.

Нобелевский лауреат

9 ноября 1933 года Нобелевский комитет объявил о своём решении. Премию получил И. А. Бунин. Он выделил с неё 120 тысяч франков в пользу бедствующих писателей. Куприну дали пять тысяч. Деньги он брать не хотел, но средств на существование не было. Дочь Ксения Александровна Куприна (1908-1981) снимается в кино, нужны наряды, сколько можно перешивать старьё.

Детство писателя

Своё детство Александр Куприн называл самым подлым периодом своей жизни и самым прекрасным. Уездный городишка Наровчат Пензенской губернии, в котором он родился, Куприну всю жизнь представлялся как земля обетованная.
Туда рвалась душа и там были три богатыря, с которыми он совершал ратные подвиги. Сергей, Иннокентий, Борис – это три брата Куприна, умершие в младенчестве. В семье уже были две дочери, а вот мальчики умирали.

Тогда беременная Любовь Алексеевна Куприна (1838-1910) пошла к старцу за советом. Мудрый старец научил её, когда родится мальчик, а это будет в канун Александра Невского, назвать его Александром и заказать в рост младенца икону этого святого и всё будет хорошо.
Ровно через год почти в день рождения будущего писателя умер отец – Иван Куприн (биография которого мало примечательна). Осталась гордая татарская княжна Куланчакова (в замужестве Куприна) одна с тремя маленькими детьми.

Отец Куприна не был примерным семьянином. Частые загулы и попойки с местными товарищами заставляли детей и жену жить в постоянном страхе. Жена скрывала увлечения своего мужа от местных пересудов. После смерти кормильца дом в Наровчате продали и она отправилась с маленьким Сашей в Москву во вдовий дом.

Московская жизнь

Детство Куприна прошло в окружении старух. Редкие посещения богатых пензенских подруг матушки не были для него праздником. Если начинали разносить сладкий праздничный пирог, то мать начинала уверять что Сашенька не любит сладкого. Что ему можно дать только сухой краешек пирога.

Иногда представляла к носу сына серебряный портсигар и веселила хозяйских детей: «Это нос моего Сашеньки. Он мальчик очень некрасивый и это очень стыдно». Маленький Саша решил каждый вечер молиться Богу и упросить Бога сделать его хорошеньким. Когда мать уходила чтобы сын вёл себя смирно и не злил старух, она привязывала его ногу верёвкой к стулу или очерчивала мелом круг, за который нельзя выходить. Она любила сына и искренне считала, что делает ему лучше.

Смерть матери

Со своего первого писательского гонорара Куприн купил матери ботинки и в дальнейшем часть всех своих заработков отсылал ей. Больше всего на свете он боялся её потерять. Куприн дал матери обещание, что не он её, а она его похоронит первым.
Мать писала: «Я безнадёжна, но ты не приезжай». Это было последнее письмо от матери. Сын засыпал гроб матери доверху цветами, и пригласил лучших в Москве певчих. Смерть матери, Куприн назвал похоронами своей молодости.

Деревенский период из жизни А. И. Куприна

Тем летом (1907) он жил в Даниловском, в имении своего друга - русского философа Ф. Д. Батюшкова (1857-1920). Ему очень нравился колорит местной природы и его жителей. Крестьяне сильно уважали писателя, называя его Александрой Ивановичем Купленным. Писателю нравились деревенские обычаи простых жителей. Как-то Батюшков повёл его к своей соседке, известной пианистке Вере Сипягиной-Лилиенфельд (18??-19??).


В тот вечер она играла «Аппассионату» Бетховена, вложив в музыку страдания безнадежного чувства, которая вынуждена была глубоко от всех таить. В возрасте далеко за 40 она полюбила красавца, годившегося ей в сыновья. Это была любовь без настоящего и без будущего. По щекам её катились слёзы, игра потрясла всех. Там же писатель и познакомился с молоденькой Елизаветой Гейнрих, племянницей ещё одного великого писателя, Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912).

Ф. Д. Батюшков: спасительный план

Куприн признался Ф. Д. Батюшкову: «Я люблю Лизу Гейнрих. Я не знаю, как мне быть». В тот же вечер в саду во время ослепительной летней грозы, Куприн сказал Лизе всё. Наутро она исчезла. Лизе нравится Куприн, но он женат на Мусе, которая ей как сестра. Батюшков отыскал Лизу и убедил её, что брак Куприна уже распался, что Александр Иванович сопьётся, и русская литература потеряет большого писателя.

Спасти его, может только она, Лиза. И это была правда. Муся хотела лепить из Александра всё, что она хотела, а Лиза позволяла этой стихии бушевать, но без разрушительных последствий. Иначе говоря, быть самим собой.

Неизвестные факты из биографии Куприна

Газеты захлёбывались от сенсации: «Куприн в роли водолаза». После свободного полёта с лётчиком С. И. Уточкиным (1876-1916) на воздушном шаре, он, поклонник сильных ощущений, задумал опуститься на дно морское. Куприн очень уважал экстремальные ситуации. И всячески тянулся к ним. Был даже случай, когда Александр Иванович с борцом И. М. Заикиным (1880-1948) разбились на аэроплане.

Самолет вдребезги, а пилоту и пассажирам хоть бы что. «Николай Угодник спас», говорил Куприн. В это время у Куприна уже была новорождённая дочь, Ксения. От такой новости у Лизы даже пропало молоко.

Переезд в Гатчину


Арест для него был большой неожиданностью. Причиной стала статья Куприна о крейсере «Очаков». Писателя выселили из Балаклавы без права проживания. Александр Куприн стал свидетелем восставших матросов крейсера «Очаков», и написал об этом в газете.
Кроме Балаклавы Куприн мог жить только в Гатчине. Здесь семья, и купила дом. Появился свой сад и огород, который Куприн обрабатывал с большой любовью, вместе с дочерью Ксенией. Сюда же приезжала дочка Лидочка.

Во время Первой мировой войны, Куприн организовал в своём доме госпиталь. Лиза и девочки стали сёстрами милосердия.
Лиза позволяла ему устраивать в доме настоящий зверинец. Кошки, собаки, обезьянка, коза, медведица. За ним по городу бегали местные ребятишки, потому что он всем покупал мороженое. Нищие выстраивались в очередь возле городской церкви, потому что он всем подавал.

Однажды весь город ел ложками чёрную икру. Его друг, борец И. М. Заикин прислал ему целую бочку деликатеса. Но самое главное, что Куприн наконец-то смог писать дома. Он называл это «писучий период». Когда он садился писать, весь дом замирал. Даже собаки переставали лаять.

Жизнь в эмиграции

В поруганном и разорённом его доме в 1919 году безвестный сельский учитель будет собирать с пола обожжённые, покрытые пылью, гарью и землёй, бесценные листы рукописи. Таким образом, некоторые спасённые рукописи дошли до наших дней.
Вся тяжесть эмиграции ляжет на плечи Лизы. Куприн в быту, как и все писатели, был очень беспомощным. Именно в период эмиграции, писатель сильно состарился. Зрение становилось всё хуже. Он почти ничего не видел. Неровный и прерывистый почерк рукописи «Юнкера», были тому свидетельством. После этого произведения, все рукописи за Куприна писала его жена, Елизавета Морицовна Куприна (1882-1942).
Несколько лет подряд Куприн приходил в один из парижских ресторанов и за столиком сочинял послания одной неизвестной даме. Возможно той, которая была на негативе в портретной рамке писателя.

Любовь и смерть

В мае 1937 года И. А. Бунин в поезде развернул газету и прочитал, что А. И. Куприн вернулся домой. Он был потрясён даже не новостью, которую узнал, а тем, что всё-таки в чём-то Куприн его обошёл. Бунин тоже хотел домой. Умирать они все хотели в России. Перед смертью Куприн пригласил священника и долго о чём-то с ним говорил. До последнего дыхания он держал Лизу за руку. Так, что у неё долго не сходили синяки с запястья.
Ночью 25 августа 1938 года А. И. Куприна не стало.


Оставшись одна, Лиза Куприна повесилась в блокадном Ленинграде. Ни от голода, а от одиночества, от того, что не было рядом того, кого она любила той самой любовью, что встречается раз в тысячу лет. Той любовью, что сильнее смерти. С её руки сняли кольцо, и прочли надпись: «Александр. 16 августа 1909 год». В этот день они обвенчались. Это кольцо она никогда не снимала с руки.

Специалисты дали неожиданное экспертное заключение. На дагерротипе изображена юная татарская девочка, которой через много лет предстоит стать матерью великого русского писателя Александра Ивановича Куприна.


А.И.Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий.
В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.
Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.
Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприп был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894.год) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.
Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (1895-1898 гг.) Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.
Уже в 90-е годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы^ В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате -- взрыв стихийного недовольства.
В этих рассказах чувствуется влияние Л.Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники (Чехов), отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.
Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.
Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.
Писатель не был связан с революционным движением, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени.
О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров рассказывается «В недрах земли».
В 1897 г..Куприн служит управляющим имением в Ровенс- ком уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Ма- нуйлихой бежать из лесного гнезда.
В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады», 1903 г.) выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия - Бузыга заботится о своем мальчике Василе.
Изумительны его рассказы о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
В рассказе «Мирное житие» (1904 г.) создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника.
В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковс- ком журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» - молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива - все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.
В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнсмо- гающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис (марийцы) Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка- рафутдинов и многие другие. Все они - неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые - тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай- нана и солдата Хлебникова.
Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия? ») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером,
В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.
Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно- офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.
Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907 г.). Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий - от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.
Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно- веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.
Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» («Тост», 1906 г.). В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет («Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов»), Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.
В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сен- тиментально-идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928- 1933 гг.), задуманный как продолжение повести «На переломе» («Кадеты»). Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Читайте также: