История создания портрета марии лопухиной. Русская Джоконда. Мария Лопухина. Самый известный шедевр Владимира Лукича

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого , жена егермейстера и действительного камергера при Дворе Павла I-го Степана Авраамовича Лопухина (1769-1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . "Скончалась от чахотки ", - писал Я. И. Булгаков 11 мая 1803 году из Москвы к сыну : -

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века , сложившейся под влиянием сентиментализма . Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз , колосья ржи , васильки . Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Примечания

Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. - СПб., 1998.

  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. - М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. - М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.
  • Яков Полонский
    «К портрету М.И.Лопухиной»
    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
    Но красоту ее Боровиковский спас.
    Так часть души ее от нас не улетела,
    И будет этот взгляд и эта прелесть тела
    К ней равнодушное потомство привлекать,
    Уча его любить, страдать, прощать, молчать

    Давно знаю этот портрет но даже предположить не могла на сколько несчастная девушка изображена на нем. И какого же было мое удивление, когда я узнала, что это прекраснейшее создание покоится прям рядом с моей работой в усыпальнице в Андроньевском моностыре. Хочу сходить туда, погрустить.

    Биографическая справка:

    Мария Ивановна Лопухина, урожденная
    графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и
    Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом,
    бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен как
    предводитель Кологривского дворянства.
    Мария Ивановна была не
    единственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, которая
    была замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлина
    придворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, и
    Екатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским. И,
    кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного института
    выпуска 1806 года. Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора и
    Петра.

    Самой, пожалуй, одиозной фигурой в этой семье был Федор
    Иванович Толстой, младший брат Марии, по прозвищу «Американец»,
    известный своими дуэлями и приключениями. Однажды он пытался стреляться
    даже с Пушкиным. Однако тот, дабы не стреляться, неожиданно начал есть
    черешню и выплевывать из неё косточки. Этот знаменитый эпизод был позже
    положен в основу сюжета повести "Выстрел" из «Повестей Белкина»...

    А самая
    известная история, которая связана с личностью и судьбой Фёдора
    Американца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна в
    кругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтёра
    по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья он
    зарекомендовал себя очень недисциплинированным и за неоднократные
    проступки и нарушения дисциплины был высажен на берег русской колонии,
    за что и получил прозвище "американец". Прожив здесь некоторое время,
    Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был и здесь прожить
    какое-то время среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в
    Россию.

    После многочисленных дуэлей он был лишен офицерского
    чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го
    года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил
    свой офицерский чин.
    Помимо Пушкина он был знаком и с другими
    видными и выдающимися писателями своего времени - с Батюшковым,
    Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. И, кстати сказать, Грибоедов
    увековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума»
    следующими словами:

    Но голова у нас, какой в России нету,
    Не надо называть, узнаешь по портрету:
    Ночной разбойник, дуэлист,
    В Камчатку сослан был,
    Вернулся алеутом,
    И крепко на руку нечист.

    Сама же Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича
    Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла
    Первого. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу
    её мужа, в связи со свадьбой.

    На момент написания портрета
    Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас
    воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не
    была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её
    на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а
    вероятнее всего по воле родителей... Через 3 года молодая жена
    скончалась от чахотки...

    Их брак был бездетным. Супруг
    похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском
    монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства
    имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. Через несколько лет умер и
    он сам, и был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

    Что же
    касается портрета, то он долгое время хранился в доме племянницы Марии
    Ивановны, дочери того самого Фёдора Толстого-"Американца", которая стала
    женой московского губернатора Перфильева. Именно в её доме портрет и
    увидел Павел Михайлович Третьяков. Случилось это уже в конце 1880-х
    годов, и именно оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи,
    где и находится по сей день...

    Был далёкий 1797 год. Художник, снискавший славу гениального портретиста, работает над портретами императорского семейства. Внезапно он получает новый заказ. Один егермейстер пожелал запечатлеть свою восемнадцатилетнюю невесту. Впрочем, некоторые источники говорят, что она сама захотела свой портрет в исполнении Боровиковского. Вопреки воле родителей, которые не признавали в нём художника.

    Прекрасная княжна произвела на мастера такое впечатление, что, презрев все каноны живописи, художник изобразил героиню на природном фоне, дабы полнее раскрыть её внутренний мир. В те времена, портреты должны были указывать на социальный статус, вот почему большинство такие мрачные. Только не портрет Марии!

    Когда работа была завершена, княжна вышла замуж. К сожалению, счастья ей не досталось. Деток у них с Лопухиным не было, а спустя несколько лет Мария умирает от чахотки. И вот тут начинается самое любопытное!

    Юная девушка так загадочно смотрела с картины, ну точно, как живая! И люди стали искать мистическую подоплёку. Тем более, особенно стараться им не пришлось. Отец княжны, Иван Толстой, состоял в обществе масонов. Он даже занимал пост магистра. Угадаете, что придумали сплетники?

    Злые языки поговаривали, что горюющий отец «заманил» душу дочери в портрет. И что будто бы из-за этого, Мария такая красивая. Но на этом они не остановились! Салонные кумушки создали целую легенду. По ней выходило, что всякая молодая девушка, взглянувшая на портрет, даже мельком, непременно умрёт! Общественная версия гласила, что картина погубила не менее десятка красавиц.

    Всё это время портрет хранился в доме племянницы Марии, и почитался как семейное достояние. До тех пор, пока однажды его не увидел известный меценат Павел Третьяков. Великолепная работа так понравилась ему, что он выкупил её для своей коллекции. Даже не спрашивайте, каких трудов ему это стоило.

    Привёз он своё приобретение в галерею и стал подыскивать ему подходящее место. О! А тут как раз рядом с портретом князя Куракина свободно. Оба портрета написал один художник, и Третьяков счёл разумным повесить картины рядом.

    Всё было спокойно. До утра! Приходит коллекционер в галерею, а там портрет Куракина валятся на полу. И мало, что упал, так ещё и рама развалилась. Заинтересовало Третьякова поведение строптивой красавицы, и провёл он расследование. Оказалось, что ещё при жизни Мария не переносила стареющего князя, имевшего скверную привычку волочится за женщинами. Пришлось искать другое место для ловеласа.

    Поскольку после размещения портрета в галерее особой смертности юных посетительниц не наблюдалось, слухи о её роковых способностях стихли. Там она и находится до сих пор. Вот такая вот у нас «русская Мона Лиза». Загадочная, неповторимая и удивительно прекрасная.

    А теперь обратимся ещё к одной удивительной картине кисти современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского.
    Портрет Марии Лопухиной.

    Немного истории с биографией

    В 1797 году широко известный в России портретист Владимир Лукич Боровиковский, писавший в то время портрет императорской семьи, получает новый заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть на века образ своей прекрасной невесты - восемнадцатилетней графини Марии Ивановны Лопухиной.

    Графиня Мария Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Граф Толстой служил в Семеновском полку сначала сержантом, потом бригадиром, и, наконец, дослужился до генерал-майороа. И, кроме того, был предводителем Кологривского дворянства.
    Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее было 4 сестры: Вера, Анна, Александра, и Екатерина. Были у Марии и два брата: Фёдор и Петр.

    Фигура первая

    Самой необычной личностью в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», скандально известный современникам своими дуэлями и приключениями.



    Существует легенда, что однажды он пытался стреляться даже с самим Пушкиным. Однако, великий поэт неожиданно начал есть черешню и с невозмутимым видом выплевывать из неё косточки. Этим он совершенно охладил пыл американца, которому для ощущения полного триумфа были необходимы смятение и страх соперника. Этот знаменитый эпизод Пушкин позднее использовал в сюжете повести "Выстрел".

    Однако, бог с ними, родственниками, речь не о них, вернёмся к портрету Марии Лопухиной. Он стоит наособицу в галерее портретов известного портретиста В.Л.Боровиковского. Что же так приковало к ней внимание? Попробуем разобраться.

    Фигура вторая

    На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость. Гибкая, мягкая линия ее силуэта напоминает античные скульптуры. Складки ее платья, подобные одеждам античных богинь, усиливают это впечатление. Нежные и мягкие черты её лица, пожалуй, не соответствуют идеальным канонам красоты, но зрителя пленяет её образ, полный естественности и гармонии.
    В картине улавливается соотношение деталей, их связь с образом девушки. Ее нежность подобна нежности лежащей рядом розы, вьющиеся волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, изгиб фигуры Лопухиной в точности повторяет наклон молодой березки, виднеющейся вдали.

    Классический «винегрет»

    Безусловно, картина не была написана на природе, пейзаж смоделирован самим художником. Окружающая Лопухину природа как будто «собрана по частям». Это не парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи и голубые васильки, в точности повторяющие цвет пояса на платье. Но и не поле, иначе, откуда бы взялись дикие лилии, растущие в тени дерева.
    Весь пейзаж создан искусственно, быть может, для того, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной - внешних и внутренних. Он перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с самой природой. А лилии и розы, цвет которых перекликается с шарфом, подчёркивают изысканность, нежность и грациозность Марии Лопухиной. Кроме того, детали пейзажа могли носить и символическое значение. Лилии – символ чистоты и невинности, розы – символ расцвета и супружества. (В древнем Риме осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. Роза была атрибутом Венеры-Урании - богини возвышенной любви и честного брака). Подобный «винегрет» был вполне в духе классической живописи, и был передан по наследству рококо и сентиментализму, ярким представителем которого и был Боровиковский. Лилии и розы к тому же считались с давних времён цветами Девы Марии.
    Но образ Марии Лопухиной далёк от религиозных ассоциаций. Одни видят в нём тщательно замаскированную, точнее даже, завуалированную сексуальность, другие –образ невинного очарования юности, но не беззаботный, а наполненный скрытым смыслом. Прелестная, легкая юная красавица смотрит на нас со странной, «нераскрывшейся» улыбкой, а глаза её серьёзны и печальны.
    При взгляде на эту картину возникают противоречивые чувства, выражение лица графини как будто меняется: то девушка смотрит на тебя с аристократическим высокомерием, то по-детски беззащитно и трогательно.
    Неудивительно, что девушка произвела на сорокалетнего художника сильное впечатление. Он написал портрет, показывающий глубину и сложность внутреннего мира Марии Лопухиной, написал так проникновенно, что её образ волнует нас до сих пор.


    В.Л.Боровиковский. Автопортрет

    Реальность и вымысел…

    Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Увы, их брак оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки… Девушке было всего 24 года.
    Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала - вдовца, потом - племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти молодых дворянок.
    О портрете Лопухиной пошла страшная молва... По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.
    Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.

    Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии окончательно рассеялись.
    В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
    Но красоту её Боровиковский спас.
    Так часть души ее от нас не улетела,
    И будет этот взгляд и эта прелесть тела
    К ней равнодушное потомство привлекать,
    Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

    ..."Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
    Но красоту ее Боровиковский спас
    Так, часть души ее от нас не улетела.
    И будет этот взгляд и эта прелесть тела
    К ней равнодушное потомство привлекать,
    Уча его любить, страдать, прощать, мечтать."

    (стихотворение Я. Полонского к портрету М. И. Лопухиной)

    Биографическая справка:

    Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом, бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен как предводитель Кологривского дворянства.
    Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, которая была замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлина придворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, и Екатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским. И, кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного института выпуска 1806 года. Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора и Петра.

    Самой, пожалуй, одиозной фигурой в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», известный своими дуэлями и приключениями. Однажды он пытался стреляться даже с Пушкиным. Однако тот, дабы не стреляться, неожиданно начал есть черешню и выплевывать из неё косточки. Этот знаменитый эпизод был позже положен Пушкиным в основу сюжета повести "Метель"...

    А самая известная история, которая связана с личностью и судьбой Фёдора Американца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна в кругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтёра по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья он зарекомендовал себя очень недисциплинированным и за неоднократные проступки и нарушения дисциплины был высажен на берег русской колонии, за что и получил прозвище "американец". Прожив здесь некоторое время, Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был и здесь прожить какое-то время среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в Россию.

    После многочисленных дуэлей он был лишен офицерского чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил свой офицерский чин.
    Помимо Пушкина он был знаком и с другими видными и выдающимися писателями своего времени - с Батюшковым, Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. И, кстати сказать, Грибоедов увековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума» следующими словами:

    Но голова у нас, какой в России нету,
    Не надо называть, узнаешь по портрету:
    Ночной разбойник, дуэлист,
    В Камчатку сослан был,
    Вернулся алеутом,
    И крепко на руку нечист.

    Сама же Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу её мужа, в связи со свадьбой.

    На момент написания портрета Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а вероятнее всего по воле родителей... Через 3 года молодая жена скончалась от чахотки...

    Их брак был бездетным. Супруг похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. Через несколько лет умер и он сам, и был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

    Что же касается портрета, то он долгое время хранился в доме племянницы Марии Ивановны, дочери того самого Фёдора Толстого-"Американца", которая стала женой московского губернатора Перфильева. Именно в её доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Случилось это уже в конце 1880-х годов, и именно оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день...

    Читайте также: