Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва. Работы художника Е. Рачева Рачев иллюстрации к сказкам

Евгений Михайлович Рачёв (1906–1997) – русский и советский художник-анималист, график и иллюстратор.
Родился в городе Томске в 1906 году. Детство свое провел в Сибири в семье деда. Мальчишкой был непоседливым, озорным, убегал на Первую мировую войну и очень любил рисовать, больше чем учиться. Сразу после гражданской войны ему, еще в сущности детском возрасте, пришлось одному пробираться сквозь всю страну и разруху из Сибири на юг в Новороссийск. Чтобы выжить, ему – мальчишке в те годы пришлось работать в порту даже грузчиком. Далее был художественный техникум, первые оплаченные художественные работы – вывески для нэпмановских магазинов и, наконец,… книги. Видимо вольница и красота Сибири настолько легли в его душу, что самыми лучшими получались книги про природу и животных. Его книги были замечены, и он был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны, которое в разные годы называлось по-разному, но мы всегда говорим – Детгиз.

В тот же Детгиз он вернулся после войны. Книги в издательстве долгое время издавались с черно-белыми рисунками, но постепенно становились все более цветными. И прекрасная черно-белая графика Рачёва природы, животных и птиц постепенно преобразилась, и появились те самые яркие, колоритные рисунки, которые мы теперь называем «рачёвскими», в которых мы видим животных с характерами людей в национальных костюмах, что полностью соответствует сюжету и морали сказки, и конечно, национальному колориту сказки.

Эти животные полностью сохраняли свою природную пластику, не становились карикатурой ни на них самих, ни на людей, человеческое в них только угадывается. «Сказка ложь, да в ней намек...» Рачёв, пожалуй, единственный художник, которому удалось это сделать. Но удивительно, что когда первая такая рачёвская книжка была предложена издательству, то на целый год она легла на полку. Это было настолько ново, что чиновники боялись, а нет ли тут какого намека на власть и порядок, царившие тогда в стране. Одумались, и его новые книги начали печатать с большим успехом.

В настоящее время в тех же замечательных рачёвских рисунках прямолинейно пытаются искать признаки иного толка – «советизма» – в различных его аспектах. Но в рисунках Рачёва никогда не было и нет животных ни с националистическим, ни с идеологическим «выражением на лице». Неужели про его зверей можно сказать, что волк – отпетый империалист, медведь – добродушный пьяница, лиса – коварная нэпманша, а уж зайчик должен олицетворять собой отпетого труса, а следовательно, скрытого предателя! Его животные всегда наполнены народной мудростью, они многообразнее, мудрее, «человечнее» и… добрее, даже злой волк. Посмотрите на его рисунки и попробуйте сказать иначе.

Книги Рачёва издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – всё это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. Одну из самых популярных – украинскую народную сказку «Рукавичка», изданную впервые в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира – "The Old Man’s Mitten" – "The Magic Globe" – "La Mitaine" – "Tebukuro" – "Der Handschuh" – "Skinnvotten" – "Rukkanen". Когда сказка была издана на английском языке, в мире появились её многочисленные пересказы и перерисовки.

Многие книги художника получили заслуженные награды на российских и международных книжных выставках и ярмарках. В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачёва была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик».

В 60-х годах прошлого века, когда было организовано издательство «Малыш», Евгений Михайлович был приглашен главным художником и почти 20 лет проработал в нём, создав там хорошие творческие условия для художников. В издательстве стали работать А. Брей, Э. Булатов, О. Васильев, В. Дувидов, А. Елисеев и М. Скобелев, Ю. Зальцман, Ю. Копейко, В. Курчевский, В. Лосин, М. Митурич-Хлебников, Г. Никольский, В. Перцев, А. Склютаускайте, М. Скобелев, Н. Устинов, В. Чижиков и другие. На этом посту Евгений Михайлович придавал очень большое значение качеству детской книги, она должна была быть обращена к маленькому читателю, понятна и интересна ему, а не взрослому, о чем, иногда увлекаясь, забывали некоторые художники. В сущности, он всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалел об этом.

Его часто называли художником русских народных сказок, что было совершенно несправедливо. Среди его работ были иллюстрации к самым разным народным сказкам – башкирским, белорусским, болгарским, русским, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октав Панку Яшь «Все в лесу хорошо, только портные плохие».

Но в его творчестве были и другие темы. Он замечательно иллюстрировал книги рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В.Бианки, М.Пришвин, П.Барто, Д.Мамин-Сибиряк, И.Арамлиев, В.Гаршин, О.Иваненко и другие.

Отдельной полкой стоят иллюстрированные им книги басен и сатирических сказок, которые были написаны Рафаэлем Памбо, Иваном Франко, Иваном Крыловым, Сергеем Михалковым, М.В. Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым. Каждая из этих книг имеет своего автора, свое лицо, свое отличие от других, но везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачевскими» зверями.

Книги Рачева уже давно стали библиографической редкостью, но даже эти читанные-перечитанные, потертые, с подклеенными или утраченными страницами, с каракулями своих маленьких хозяев, эти книги, которым сейчас исполнилось от двадцати до восьмидесяти лет, активно продаются в Интернете и находят своих новых читателей. Когда составляли список его книг, оказалось, что их издавалось более 250! Так и кажется, что у слов – «Звери мои за меня говорят» два автора – баснописец Иван Крылов и Евгений Рачёв.

Евгений Михайлович Рачёв прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году. Провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве «Малыш».

Евгений Михайлович Рачёв (1906 - 1997) - русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор.

Биография

Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Работал в порту грузчиком.

В 1928 году с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киеве в художественном институте, с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора. Его книжные иллюстрации были замечены, и Е. Рачёв был приглашен в Москву, на работу в детском издательстве - Детгиз.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.

В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года - «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.

Творчество

Ведущая тема творчества Е. Рачёва - иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым.

Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Награды

  • заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • народный художник РФ
  • Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации к басням И. А. Крылова (1961)
  • Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» (1986).
  • Награда зрительских симпатий - «Золотой ключик» за многолетнюю работу (1996).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1973) - за иллюстрации и оформление книг для детей и юношества: «Терем-Теремок», «Басни» И. А. Крылова, «Басни» С. В. Михалкова.

Литература

  • Книжное дело: журнал. - М. : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 100.
  • Ляхов В. И. Е. М. Рачёв // Искусство книги. - М., 1961. - Вып. 2. - С. 182-184.
  • Черейская М. Е. М. Рачёв // Искусство. - 1957. - № 4. - С. 26-27.

Один из лучших советских художников-анималистов. Рисунки Евгения Михайловича излучают теплоту и гармонию. Он любил рисовать пастелью (иногда акварелью, гуашью, углём) по тонированному фону, выбирая чистые, спокойные цвета. Лисы и медведи, зайцы и коты, сороки и петухи художника, одетые в народные костюмы всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт, присущих людям, и человеческими характерами.

С иллюстрациями Рачёва было издано множество книг, среди которых "Кладовая солнца" и "Золотой луг" М. М. Пришвина, "Мои звери" В. Л. Дурова, "Алёнушкины сказки" Д. Н. Мамина-Сибиряка, сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам — украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.

Книги с иллюстрациями художника

Когда говорят – рисунки Евгения Рачева, сразу вспоминаются сказки, детство. Его иллюстрации не спутаешь ни с какими другими. Яркая индивидуальность его персонажей запоминается на всю жизнь.

Всю свою творческую жизнь Евгений Михайлович Рачев посвятил Книге. Издано более 250 книг общим тиражом более 75 миллионов экземпляров на 68 языках народов России и мира.

Конечно, в его творчестве огромное место занимают русские народные сказки, но он иллюстрировал и украинские, белорусские, башкирские, таджикские, болгарские, венгерские, румынские сказки, сказки народов Севера, книги рассказов и сказок о природе и животных, напр. «Чей нос лучше?» В.Бианки, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Аленушкины сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Мои звери» Льва Дурова, «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, книги басен и сатирических сказок И. Франко, И. Крылова, С. Михалкова, М.В. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и др..


Евгений Михайлович Рачев - замечательный художник-иллюстратор, график, Народный художник РФ, Заслуженный деятель искусств РФ.

Родился Евгений Рачев в 1906 году в Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. Книги начал иллюстрировать в 1929-30 гг, его заметили и пригласили в самое большое детское издательство страны – Детгиз, в Москву. С октября 1941 года в ополчении под Москвой, закончил войну в 1945 году, когда вместе с другими художниками был командирован из армии для праздничного оформления Москвы. После войны вернулся в Детгиз. С 1960 года Рачев - главный художник детского издательства «Малыш», где проработал двадцать лет.

Главные герои его иллюстраций – животные, причем животные, с чертами характеров, присущих людям. Рачев изучал повадки животных, чтобы потом показать их в книгах. «Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке - значит получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, - значит у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Самая популярная среди них – украинская народная сказка «Рукавичка», впервые изданная в 1951 году. Ее многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с иллюстрациями Рачева на японском языке - одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии.


Большую помощь Евгению Михайловичу в его творчестве оказывала жена Лидия Ивановна Рачева, которая часто зарисовывала орнаменты и народные костюмы в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок. Когда Евгений Михайлович взялся за иллюстрации к басням Крылова, жена в архивах собрала материал, который позволил связать сюжеты басен с реальными событиями. Именно поэтому получились уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, которым они были посвящены. В этой книге басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые раскрывали читателям смысл, заложенный в них Иваном Андреевичем Крыловым.

Людмила Кислицына
Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва»

Цель : продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е . М. Рачева.

Задачи :

Учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником ;

Учить сравнивать героев разных сказок и анализировать их поступки;

Расширять представления о многообразии художественных выразительных средств;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.

Оборудование : презентация, карточки для д/игр, костюмы для инсценировки сказки «Лиса и журавль» , комплект иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам , иллюстрированные книги «Терем-теремок» , «Летела сова-веселая голова» , и др., детские рисунки для выставки.

Орг. момент

Ребята, сегодня у нас особенное занятие , давайте поприветствуем гостей, которые сегодня к нам пришли.

Вступительная беседа

Послушайте стихотворение , из которого вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Люблю я слушать старины преданья

Из глубины веков, от точки мирозданья.

В них мудрость предков собрана для нас,

И вроде прост сюжет и незатейлив сказ ,

Но вьётся ниточка, как чистый ручеёк,

Событий сказочных указывая срок ,

Спешит за нитью брошенный клубок,

Наматывая серебро волшебных строк.

И ты уже не можешь оторваться,

И хочется скорее оказаться

Среди волшебных шепчущих дубрав,

Где каждый листик свой имеет нрав,

Где зло всегда наказано добром,

Где скуки не найдёшь ты днём с огнём,

Где смелость трусости даёт неравный бой,

А жадность, лесть наказаны с лихвой,

Где правда побеждает ложь и наговор,

И справедливость там всегда даёт отпор.

Сообщение темы занятия

Ребята, о чем это стихотворение ? сказке )

А знаете ли вы, что такое сказка ? (Сказка - вымышленная история, жанр устного народного творчества )

Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой) .

СКАЗКА

Женский род

1. Повествовательное, обычно народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь разг.

Вспомните, какие бывают сказки ? (Авторские и народные ) .

Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной) .

Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации) .

Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор ) .

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

.

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

Дети выбирают нужные картинки (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски) .

Беседа о художнике-иллюстраторе Е . М. Рачеве

Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников .

Давным-давно родились в народе первые сказки о животных . Люди, которые создавали эти сказки , хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса - хитрая, волк - жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках .

Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди : добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.

Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показать портрет) .

Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев . Заставляет их жить по-новому. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передавал черты и поступки, свойственные людям.

Ребята, а что необычного в рисунках Е. М. Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей) .

Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает» . Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.

- «Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их. Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто увидеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее. Художник делает зарисовки . Ему надо было узнать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян. И художник стремился как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем.

Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. М. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. (показать иллюстрации.) Недаром в сказках животных часто называют по имени отчеству Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди) . Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.

Дидактическая игра «Продолжи»

Хитрый как, голодный как,грязный как … ,неуклюжий как,упрямый как… ,трусливый как…

1. Сказка «Колобок»

Кто это? (Лиса)

Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый) .

Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка) . Посмотрите, лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая. Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!

2. Сказка «Заюшкина избушка»

А вот другая лиса. (Иллюстрация)

Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, наглая) .

Что она делает? (Она забралась на печку и кричит на зайца : выгоняет его из его же дома).

Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.

3. Сказка «Кот, петух и лиса»

А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!

Как она прижимает к себе петушка? (ласково)

Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.

Куда смотрит лиса?

На бегу лисица повернула голову, подняла уши - не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна : её ярко-жёлтые глаза сверкают.

4. Сказка «Лиса и волк»

Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый) . Это совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби)

Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.

Как вы поняли, что ему холодно?

За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает : «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать.

А лиса и во второй раз обманула волка. (Иллюстрация)

Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица!

А какой волк? (Жалкий)

Работа по карточкам

– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке :

хитрый глупый

простодушный ловкий

проворный простак

бесхитростный коварный

изворотливый невезучий

лукавый бестолковый?

Подчеркните красным карандашом качества лисы, синим - качества волка.

– Нравится ли тебе лиса? А волк?

В каких еще сказках лиса всех обхитрила ? (Обманывает волка ("Лиса и волк") ; обманывает петуха ("Кот, петух и лиса") ; выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц") ; меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса") .

– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису? (петух, кот, журавль, собаки)

– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости? (кот, журавль, рак)

Драматизация сказки «Лиса и журавль»

Дети исполняют роли героев сказки .

А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки . (Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» ). Волк здесь кровожаден и беспощаден.

Любимый персонаж русских сказок - медведь . (Иллюстрация) .

Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, сильный)

Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику : выгнать лису из заячьей избушки.

А вот другой медведь. (из сказки «Маша и медведь» ).

Какой здесь медведь? (ответы детей) . Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна : (Потягивания - руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся,

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.

Какого еще героя русских народных сказок вы знаете ? (Заяц)

Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации сказка «Колобок» ) Взгляд у зайца хитроватый.

- Сказка «Лиса и заяц» . Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган.

- Сказка «Заяц- Хваста» . Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит : «Вот я какой!»

Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.

Ребята, в рисунках Е. Рачева - заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.

А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли) .

Рисуя иллюстрации к сказкам , Рачёв , кроме самих сказочных персонажей , создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа . Очень часто художник творчески обрабатывает сказки , добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам . Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа . Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом » . Не случайно художник использует различные бытовые подробности : изукрашенный наличник русской избы , крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Поза, взгляд, движения и одежда героев Е. Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.

Игра «Угадай из какой сказки »

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки » . Выставляю иллюстрации, а вы угадайте, к какой сказке принадлежит данный сюжет.

Выставка детских иллюстраций

Ребята к нашему занятию вы подготовились и нарисовали свои иллюстрации к сказкам . Давайте рассмотрим их.

Подведение итогов занятия

Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали?

Чем отличаются рисунки Е. М. Рачева от рисунков других художников ? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей).

Нужна ли иллюстрация в сказках ?

Чему нас учат сказки ? (ответы детей)

- Сказки учат нас многому : верно дружить, побеждать зло, любить и переживать за друзей, не бояться трудностей, быть смелыми и упорными.

Читайте также: