Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов. Сборник идеальных эссе по обществознанию Лихачев егэ

(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты...

(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.

(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.

(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.

(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советски й и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) Память – это одно из важнейших свойств бытия; с её помощью человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навык и, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть.
2. Проблема взаимосвязи памяти и совести. (Как взаимосвязаны память и совесть?) Совесть – это память плюс моральная оценка поступков, поэтому совесть не существует без памяти.
3. Проблема воспитания человека. (Какую роль в воспитании человека играет память о прошлом?) Важно воспитать человека, помнящего прошлое. Настоящего человека можно воспитать только с опорой на память: семейную, народную, культурную.
4. Проблема памяти как свойства бытия. (Свойственна ли память только человеку?) Память – одно из величайших свойств бытия: она свойственна не только человеку, но и всему сущему.
5. Проблема утраты памяти, беспамятства. (Кто такой «беспамятный» человек? К чему приводит утрата памяти?) Утрата памяти рождает безответственность, «беспамятный» человек – неблагодарный, безответственный.
6. Роль семьи в становлении нравственной личности. (Почему важно воспитываться в моральном климате памяти? Какую роль в этом играет семья?) Семья должна воспитывать человека в моральном климате памяти, и семейные фотографии – прекрасное пособие по воспитанию, поскольку приучают уважать труд предков, их традиции, обычаи, их могилы.
7. Соотношение личной памяти человека и исторической памяти народа. (Как соотносятся личная память человека и историческая память народа?) Как личная память человека формирует его совесть, так историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

Уважаемые одиннадцатиклассники!

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»

стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»

заставляет читателя обратить внимание на…

призывает читателя…

считает, что…

убеждает нас в том, что

утверждает, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что...

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

поражается (чему?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что....

не может мириться с тем, …

выражает тревогу…

обращает внимание на то, что…

«…» - в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.

В тексте доказывается мысль о том, что «…»

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ТЕКСТ

ПРОБЛЕМА - роль филологии в человеческом мире

Из письма Д.С. Лихачёва «Об искусстве слова и филологии»

1)Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры...

2)...литература - это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. 3)Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, создают эмоциональность текста. 4)Подобно тому, как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в литературе преодолеваются обычные словарные значения слова. 5)Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, каких не найдёшь в самых лучших исторических словарях русского языка.

6)Филология лежит в основе... всей человеческой культуры . 7)Знание и творчество оформляется через слово, и через преодоление косности слова рождается культура. 8)Филология сближает человечество - современное нам и прошлое. 9)Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий... на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур.

10)Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. 11) А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. 12)Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

13)Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова », ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её. (По Д.С.Лихачеву)

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

Человек в литературе Древней Руси

Поэтика древнерусской литературы

Художественное наследие Древней Руси и современность

«Слово о полку Игореве» и культура его времени

Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)

Я вспоминаю

Книга беспокойств

Раздумья

Об интеллигенции

Письма о добром и прекрасном

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

___________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу

ЕГЭ 2017. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В.

ВАРИАНТ I

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

1. Человек должен быть интеллигентен. (2) А если его профессия не требует интеллигент­ности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку. (По Д.С. Лихачёву)

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст. Устно объясните, какой тезис выдвинул автор. Прочитайте контраргументы, приведённые автором. С какой целью они приведены?

3.Аргументация.

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

1)парцелляция 2)ряд однородных членов 3)эпитет 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)лексический повтор 9)назывные предложения 10)неполные предложения 11)анафора 12)риторический вопрос 13)диалог

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

(1)Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье - не только физическое, но и умственное - способствует долголетию.

(2)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долголетен будешь на земле».

(З) Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (4)Это мудро.

(5)Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (б) Будем долголетни! (7)Как люди и как народ. (8)А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (9)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой со-временности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачёву)

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст.

3.Аргументация.

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слов. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряды однородных членов 3)синтаксический параллелизм 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)назывные предложения 9)анафора 10)риторический вопрос 11)метафора

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего для самого человека.

(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье - не только физическое, но и умственное - нужно, чтобы жить долго.

(11)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долго летев будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом - почему она связана с заповедью долголетия.

(15)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(17)Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

(18)Интеллигентность надо в себе развивать - тренировать душевные силы, как силы физические. (19)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно.

(21)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...

(23) Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, на всё неправильно реагирующий. (24) Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить. (25) Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. (26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27) Душевная слабость ведёт к физической слабости. (28)Я не врач, но я в этом убеждён. (29)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(ЗО) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да - красивым!

(32) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(33) Социальный долг человека - быть интеллигентным. (34)Это долг перед самим собой. (35)Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему - обращённой к нему.

(З6) Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (37)Будем долголетни! (38)Как люди и как народ. (39)А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (40)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачеву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999 гг.) - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Нужно отказаться от стремления быть интеллигентным, если это стремление мешает установить доверительные отношения с окружающими.

2)Интеллигентным можно назвать лишь того человека, который имеет достаточно высокий уровень образования, много читает.

3)Такое качество человека, как интеллигентность, оказывает влияние на его долголетие.

4)Любой интеллигентный человек обязательно владеет одним из иностранных языков, потому что понимает: это помогает ориентироваться в современном мире.

5)Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 13 содержит оценку высказанного в предложении 11 утверждения.

2)Предложения 15-16 содержат рассуждение.

3)В предложениях 18-19 представлено описание.

4)В предложениях 22-26 представлено повествование.

5)Предложение 39 объясняет содержание предложений 36-38.

22.Из предложения 5 выпишите фразеологизм .

23.Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24.«Размышляя о содержании понятия «интеллигентность», о путях её формирования, автор использует различные синтаксические средства, в том числе (А)……(например, в предложении 17) и (Б)……(в предложении 18). Убеждённость автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство - (В)……(предложения 31, 37), а также приём - (Г)…….(предложения 12 - 13, 34 - 35)».

Список терминов: 1)парцелляция 2)эпитет 3)ряд однородных членов предложения 4)анафора 5)восклицательное предложение 6)ирония 7)олицетворение 8)противопоставление 9)сравнительный оборот

ВАРИАНТ I

Примерные ответы к заданиям подготовительного этапа № 1

Проблема.

Д.С. Лихачёв поднимает проблему интеллигентности. Автор ставит вопросы, должен ли быть человек интеллигентным, если этому противостоят обстоятельства его жизни, и кому нужна интеллигентность.

Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

Комментарий.

Размышляя о том, должен ли человек быть интеллигентным, Д.С. Лихачёв задаёт вопросы от лица воображаемого собеседника, заставляя читателя задуматься над тем, какие условия могут воспрепятствовать проявлению интеллигентности. Сам автор не сомневается в том, что никакие условия: ни профессия, ни недостаточный уровень образования, ни среда и окружение - не оправдывают отсутствие интеллигентности, которая, по мнению автора, нужна прежде всего самому человеку.

Тип речи.

В своём рассуждении Д.С. Лихачёв выдвигает тезис «Человек должен быть интеллигентен». Чтобы многосторонне рассмотреть поставленную проблему и привлечь к её рассмотрению читателей, автор использует контраргументы, выраженные в форме вопросов. Подводя итог рассуждению, автор усиливает тезис, обогащая свою мысль утверждением, что интеллигентность нужна при любых обстоятельствах.

Аргументация

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

М.А. Булгаков - повесть «Собачье сердце». В этой повести М.А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента - профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» - недоумевает профессор. «Разруха», - пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюций оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.

Предложение 8 связано с предложением 7 с помощью личного местоимения она и повтора краткого прилагательного нужна.

    ряд однородных членов 5

    вопросительное предложение 2,3,4,5

    восклицательное предложение 6

    лексический повтор 2-5 (анафора); 6, 7-8

    анафора 2-5

Примерные ответы

к заданиям подготовительного этапа № 2

Проблема.

Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. Автор размышляет над вопросом, какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие.

Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. В тексте даётся ответ на вопрос, что определяет долголетие людей и народов.

Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

Долголетию людей и народов способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

Комментарий.

Автор стремится доказать молодым читателям, как важно быть интеллигентным. Он утверждает, что интеллигентность влияет на долголетие человека, и устанавливает прямую зависимость долголетия от физического и умственного здоровья человека. А интеллигентность человека, по мнению Д.С. Лихачёва, представляет собой его нравственное здоровье.

Автор прибегает к народной мудрости, напоминая, что в понимании народа долголетие человека определяется его почтительным отношением к отцу и матери. В то же время публицист призывает своего читателя к широкому взгляду на проблему, рассматривая почитание отца и матери как уважительное отношение человека к прошлому, содержащему в себе истоки современности, к которой этот человек принадлежит.

Аргументы

Чехов в своих произведениях откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания - мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

Он подчеркивает важность духовного начала в человеке и говорит о том, что поколения лишними не бывают, люди с таким запасом духовности могут сделать очень многое.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.
Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.
Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти.

Если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.
Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию.
Чехов считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

Тип речи.

Рассуждение.

Средства связи предложений в тексте (подготовка к выполнению задания 23).

Предложение 9 связано с предложением 8 с помощью форм слов: прошлого - прошлое, отца и матери - отцом и матерью.

Средства языковой выразительности (подготовка к выполнению задания 24).

    парцелляция 6-7

    ряд однородных членов 1,3,5

    восклицательное предложение 6

    цитирование 2

    анафора 3-4

    метафора 9

Ответы к заданиям тренировочного этапа

№ задания

белой воронойбелая ворона

Проблемы

1) Проблема интеллигентности. (В любых ли обстоятельствах человек должен быть интеллигентным? Кто прежде всего нуждается в интеллигентности?)

1) Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

2) Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. (Какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие?)

2) Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

3) Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. (Что определяет долголетие людей и народов?)

3) Долголетие человека во многом определяется его интеллигентностью, ведь интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. Долголетию людей и народов также способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

4) Проблема определения сущности понятия «интеллигентность». (Что такое интеллигентность?)

4) Интеллигентность не определяется уровнем образования и широтой кругозора, интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

Д.С. Лихачёва из "Писем о добром и прекрасном"
Текст был на реальном ЕГЭ по русскому языку в 2017 г.

Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора.

Не будьте смешными. Не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума.

Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму - он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина - это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук - этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В. О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота - движениям. Но если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, - доброту.

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном - о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться ее изяществом в тех редких случаях, когда встречаю ее в музеях на вернисажах (там все встречаются- потому-то они и праздники культуры).

И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже - вы смешны.

Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении

Проблемы :

Какие качества помогают человеку жить в обществе?
Что значит быть смешным?
Как соотносятся понятия «форма» и «содержание»?
Почему важно во всем соблюдать меру?
Нужно ли бороться со своими недостатками?
Почему скромность украшает человека?
Почему нужно быть правдивым?

Источник задания: Решение 3559. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. (2)Мы не знаем о себе самых простых вещей. (3)И не думаем об этих простых вещах.

(4)Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, - память. (5)В созидании культуры участвуют многие поколения людей. (б)Культура человечества - это не гении, рождающие всё из себя. (7)Гении создаются на определённой почве культуры.

(8)Культура передаётся из поколения в поколение, накапливается. (9)При этом память вовсе не механична. (10)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (11)Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путём преодоления ошибок и вопреки порой трагической гибели величайших ценностей.

(12)История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, её углубления и совершенствования.

(13)Удивительное свойство памяти! (14)В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе - активнее, чем злое. (15)С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, повышается эстетический уровень восприятия и творчества, создаётся знание.

(16)Память активна. (17)Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. (18)Она владеет умом и сердцем человека. (19)Память противостоит уничтожающей силе времени и накапливает то, что называется культурой. (20)Память - преодоление времени, преодоление смерти. (21)В этом её величайшее нравственное значение. (22)Беспамятный - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, бессовестный, а следовательно, в какой-то мере и неспособный на бескорыстные поступки.

(23)Показатель культуры - отношение к памятникам. (24)Вспомните строки Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(25)Животворящаясвятыня!

(26)3емля была б без них мертва...

(27)Поэзия Пушкина мудра. (28)Ни одно слово в ней не лишено смысла. (29)Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? (30)Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому, что она одно из слагаемых культуры.

(31)Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная природа такая родная, приласканная. (32)Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. (ЗЗ)Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. (34)Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. (35)Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определённом месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. (36)Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. (37)Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

(38)Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи - как результат семейной памяти, культура народа - народной памяти. (39)Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. (40)И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

(41)Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (42)Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам; для его нравственной самодисциплины и социальности.

(43)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (44)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. (45)Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.

(По Д. С. Лихачёву)

Задание 24. «Дмитрий Сергеевич Лихачёв размышляет о том, что всегда было для него, историка литературы и культуры, одной из важнейших ценностей, - о памяти как о творческом процессе. Проводя параллели с возделыванием почвы, земли, автор использует тропы: (А)____ (в предложении 7, "крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой" в предложении 31) и (Б)____ (в предложениях 1, 32, 34). Ведя повествование в присущем ему спокойном, рассудительном тоне, публицист вовлекает читателя в беседу, в чём ему помогает приём - (В)____ (предложения 29-30). Подводя итог своим размышлениям, он использует яркий, привлекающий к себе внимание приём - (Г)____ (предложения 43-44)».

Список терминов:

1) книжная лексика

2) риторическое восклицание

3) вопросно-ответная форма изложения

4) градация

5) олицетворение

6) метафора

7) риторическое обращение

8) синтаксический параллелизм

9) сравнение

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – троп.

Б – троп.

В – синтаксическое средство.

Г – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 5, 6, 9.

Синтаксические средства: 2,3,7, 8.

Лексические средства: 1, 4.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – метафора 6

Б – сравнение 9 (они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные)

В – (29)Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? (30)Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому, что она одно из слагаемых культуры. Вопрос – ответ,3

Г – (43)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (44)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Предложения схожи по строению. Синтаксический параллелизм 8

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

Читайте также: