После смерти душа переселяется в другое тело. Можно ли сосчитать жизни или вспомнить их. Понятие реинкарнации в мировых религиях

Является ли реинкарнация души красивой фантазией или реальностью? После гипноза многие люди заявляют, что они могут вспомнить предыдущие жизни и оказываются в состоянии описать их подробно. Говорят ли они истину или только фантазируют? Может ли это быть доказано научно? Имеются ли данные, которые и собраны систематически, и проанализированы, чтобы доказать или опровергнуть такое утверждение?

Научное исследование основано на гипотезе и последующем доказательстве или опровержении этой гипотезы. В научном сообществе гипотеза не может быть принята, пока с очевидностью не доказано, что она имеет большую вероятность быть истинной. Хорошо известно также, что научному сообществу необходимо время для спокойного дальнейшего исследования. Не удивительно поэтому, что исследователь доктор Хелен Вамбах (1932–1985 гг.), физиолог, в собственном исследовании вопроса реинкарнации души демонстрирует своё сомнительное отношение к этой проблеме.

В сущности, Кэрол Мур (Carol Moore) утверждает, что недавно доктор Вамбах захотела «разоблачить” реинкарнацию. Книги д. Вамбах «Переживание прошлых жизней” и ”Жизнь до жизни”, опубликованные в 1978 году издателем Бантамом, обсуждают доказательство реинкарнации, обнаруженное под гипнозом, и описывают её исследование в деталях.

В первой половине книги «Переживание прошлых жизней”, опубликованной в 1978 году, д. Хелен Вамбах рассказывает о том, как она заинтересовалась спиритическими (духовными, религиозными) явлениями, и о том, что послужило началом для её исследования. Она также рассказывает читателям о своём опыте сомнений и даже цинизма. Однако она решила продолжить своё исследование после того, как обнаружила среди обширного количества собранных данных истинные данные, которым она доверяет. Во второй половине книги она описывает собранные данные и метод анализа.

Начало исследований существования реинкарнации души

Доктор Хелен Вамбах была преподавателем университета. Начиная с конца 1960-х годов, она провела 10-летнее обследование под гипнозом 1088 субъектов по поводу воспоминаний о прошлых жизнях. Для исторической точности д. Вамбах задавала специфические вопросы о временных периодах, в которых жили люди, и вопросы о повседневной жизни в данных периодах.

Доктор Вамбах скомплектовала группы в составе, примерно по 12 человек в каждой. Она руководила ими на «4 стадийном путешествии», которое продолжалось целый день.

Исследование с помощью гипноза

Американское Общество Клинического Гипноза описывает , как внутреннюю погружённость, концентрацию и сфокусированность внимания. Гипноз является процедурой, в течение которой (психически) здоровый профессионал или исследователь внушает субъекту нечто так, что тот испытывает изменения в ощущениях, перцепции (объектах ощущений), мыслях или поведении, т.е. входит в изменённое состояние сознания.

На основании изучения особенностей мозговых волн (энцефалограммы) исследователь понимает, что состояние мозга гипнотизируемого субъекта не идентично сну. Скорее оно подобно традиционной буддийской или даосской медитации или состоянию в медитации в цигун . В таких условиях люди, вероятно, могут использовать свой «третий глаз», чтобы наблюдать и переживать предыдущие жизни.


При регрессионной терапии к предшествующей жизни субъект может идентифицировать себя с индивидуумом в определённом частном предыдущем периоде времени. Очевидно, он/она будет испытывать некий индивидуальный опыт в этой особенной точке времени устно, а также сообщать о нём устно на родном или древнем языке.

Интересно, что после пробуждения, субъект более не способен узнавать древние языки . Иногда настоящая личность субъекта может играть пассивную роль в процессе регрессии, т.е. субъект может смотреть на прошлую жизнь как в кино. Субъект может слышать слова, не понимая, что они означают.

В течение сеанса гипноза субъект может вспомнить время и место событий, но как-то смешивает события нынешней и прошлой жизни. Иногда субъект может приобрести сверх-нормальные способности. Он может быть способен узнать время и место частного воспоминания. Например, когда гипнотизируемому субъекту задают специфический вопрос о времени и месте, он с помощью «третьего глаза» может увидеть дату от рождества Христова, даже если вспоминает дохристианский период, или находится в нехристианской среде. Это говорит нам о том, что связывание точной пространственно-временной локализации воспоминания может быть трудной задачей, хотя некоторые гипнотизируемые субъекты могут указать точно местоположение на карте.

Источники информации

Я полагаю, что эти сообщения поступают или от высшего существа или от «ясной стороны” гипнотизируемого субъекта. Высшее существо – это то, что в буддизме называют просветлённым существом. «Ясная сторона ” соотносится с тем, что называется просветлённой стороной индивидуума, которая может видеть другие реальности (другие времена-пространства).

Ясно, что нельзя достичь состояния просветления под гипнозом. Под гипнозом ум субъекта очень расслаблен, так что истинная личность субъекта подавлена. За дальнейшей информацией о сути явления можно обратиться я к книгам доктора Майкла Ньютона (Michael Newton; 1931-2016 гг.).

Эксперименты доктора Вамбах

Сначала д. Вамбах вводит субъекта в гипнотическое состояние и затем задаёт вопросы, которые позволяют субъекту вспомнить предыдущую жизнь. Субъект будет сознавать то, что происходило, и после выхода из гипноза, он сможет вспомнить всё, что происходило во время сеанса.

В процессе исследования Хелен Вамбах гипнотизировала 1088 человек. После тщательного анализа данных она пришла к заключению, что информация, собранная под гипнозом, была для неё «удивительно точной» в соответствии с доступными историческими данными, за исключением данных 11 субъектов. Например, один субъект сказал, что он играл на пианино в 15-ом веке , в то время как в действительности пианино было изобретено на два века позже.

Среди 11 субъектов, 9 человек дали информацию, которая только слегка отклонялась от исторических временных рамок. Удивительно, что только 1% из всего количества испытуемых обнаружил неточности в опросе под гипнозом.

Третий глаз

Для меня ясно, что если все эти воспоминания под гипнозом – иллюзия, то такая малая величина неудачи – просто невозможна. Конечно, нельзя исключить, что некоторая часть информации – просто результат воображения, поскольку не каждый в состоянии использовать свой третий глаз (небесное око).

По сравнению с Китаем, на Западе клинический гипноз относительно хорошо описан и доступен. Я полагаю, что причина этого состоит в том, что западный ум менее закомплексован, в следствие влияния западной культуры. Третий глаз представителя западной культуры открывается легче.

Результаты экспериментов с помощью гипноза

Кэрол Мур отмечает, что д. Вамбах, задавая специфические вопросы о временном периоде, социальном положении, расе, поле, одежде, утвари, деньгах, жилище и т.п., использовала карты и таблицы для записи информации, чтобы было легче сравнить её с данным периодом времени.

Средний возраст субъектов был около 30 лет, и большинство родились после 1945. Сорок пять субъектов вспомнили предыдущие жизни между 1900 и 1945 годами. Треть субъектов была жителями Азии . Смертность в результате неестественных причин оказалась для них очень высокой. Многие из них умерли во время двух мировых войн и во время гражданских войн в Азиатских странах.

Таким образом, эти люди реинкарнировали вскоре после своей смерти. Удивительно то, что, как обнаружила д. Вамбах, 69% субъектов умерли в течение 1850-х годов как европейцы, а между 1900 и 1945 годами только 40% как европейцы. По-видимому, это результат переселения, увеличившегося после 1945 года. Что могло случиться в эту эпоху? Доктор Вамбах пошутила, что, скорее всего, многие посвящённые религиозные люди реинкарнировали в коммунистов Китая.

Разный пол в разных перерождениях

Интересно, что пол субъекта мог быть не тем же самым в различных жизнях. Например, один мужчина был удивлён тем, что он был женщиной в прошлой жизни около 480 г. до н.э. в Китае.

Другой мужчина был индийской женщиной в прошлой жизни и умер от неправильного положения плода в матке. Он описывал боль, которую чувствовал и был слегка расстроен. Неожиданно численное соотношение между мужчинами и женщинами среди субъектов оказалось независимым от эпохи.

Яркие воспоминания о прошлых жизнях

Одежда субъектов в течение их прошлой жизни также соответствовала историческим записям. Например, субъект, рассказал про свою реинкарнацию, когда он жил приблизительно в 1000 году до н.э. в Египте. Он подробно описывал различные типы одежды, которую носили представители высших и низших классов. Высшие классы носили в половину длины или в полную длину белую хлопковую мантию (широкую одежду).

Низшие классы носили экзотически выглядевшие штаны, которые заворачивались ниже талии. Исследователи просматривали исторические сведения об одежде, которую носили в течение соответствующего периода и могли сравнить их с описаниями субъектов. Описания оказались правильными . Мы также совершенно уверены в том, что эти субъекты не имели понятия о том, что носили древние египтяне.

Одна женщина вспомнила, что она была рыцарем в 1200 году н.э. Она сказала: ”Я чувствую себя очень странно. Наверно, я испытываю иллюзии”. Она продолжала: ”Я наклонила голову, чтобы посмотреть на свои ноги и увидела пару сапог с треугольными носками. Я думала, что они должны быть закруглёнными, как у доспехов, которые я видела в музее”. Позднее она нашла подобные сапоги в энциклопедии. Согласно энциклопедии, подобные сапоги с треугольными носками носили в Италии до 1280 г. Она вспомнила, что была в Италии приблизительно в то время, т.к. умерла в 1254 году.

Интересные факты из прошлого

Привычное питание людей, живших около 500 годов до н.э., было не очень плохим. 20% субъектов вспомнили, что они ели домашнюю птицу и баранину. Однако между 25 и 1200 г. питание было довольно скудным, а пища безвкусной. Неудивительно, что те субъекты, которые вспоминали лучший вкус пищи, оказывались в Китае.

Одна из женщин рассказала д. Вамбах, что ела редис в прошлой жизни. Она сказала: «Я не ела редис в этой жизни, поэтому для меня тайна, как я узнала, что это был редис”. Через несколько месяцев она с мужем обедала в ресторане. В одном из блюд, которое заказал её муж, был какой-то белый необычно выглядевший овощ. После того, как она попробовала его, она сказала мужу, что это похоже на приятный вкус редиса, который она ела в прошлой жизни. Она спросила официанта, и тот сказал, что это один из сортов редиски.

Другой субъект вспомнил, что в одной из реинкарнаций он жил примерно в 800 году в районе, который сейчас называется Индонезией . Он вспомнил, что ел такие орехи, которые не ел и даже не видел в этой жизни. Позднее он увидел такие орехи в журнале. «Это было точно то, что я видел под гипнозом, — сказал он. — В статье говорилось, что эти орехи растут только на острове Бали”.

Выяснение причин смерти в прошлых жизнях

Доктор Вамбах задавала гипнотизируемым субъектам вопросы, связанные с воспоминаниями прошлой жизни, о причине их смерти и их переживаниях. Чтобы защитить субъектов от душевных переживаний и страданий, она внушала им, что они пресекали свои отрицательные ощущения.

Переживания субъектов были очень похожи на переживания предсмертного опыта (), описываемого современными докторами и исследователями. Они покидали свои тела, смотрели вниз на свои тела, видели свет, родственников, которые «ушли” раньше. Они чувствовали свободу от мирских уз и в то же самое время, – печаль за родственников, которые остались.

Среди всех субъектов 62% умерли от старости и болезней, как говорили в древнем Китае «умерли в своей постели”. 18 % умерли насильственной смертью во время войны или других катастроф, созданных человеческими руками. Остальные 20% погибли в результате несчастных случаев. Некоторые субъекты говорили, что уже оставляли свои физические тела до того, как получили фатальное повреждение.

Было обнаружено, что в 1000 г. до н.э. и в двадцатом веке н.э. количество людей умерших насильственной смертью было максимальным. Оказалось, что в период 1000 г. до н.э. было множество локальных войн между племенами. В двадцатом веке много смертей было вызвано бомбардировками гражданских объектов. Обычно эти люди умирали в результате вдыхания дыма, возникшего после падения бомбы.

Эта информация могла быть легко проверена с использованием недавних исторических записей. Снова мы полагаем, что описание субъектов не было иллюзией, т.к. многие люди не были осведомлены об этих фактах.

В книге Хелены Вамбах были представлены многочисленные рисунки и таблицы, а также вопросники, использованные при исследовании. Некоторые субъекты вспомнили, что с некоторыми людьми, которых они знали в прошлой жизни, они связаны и в этой жизни. Я считаю, что это соответствует кармическим связям.

Заключение

Реинкарнация души может быть лучшим объяснением исследований д. Вамбах. Мы считаем, что было бы несправедливо называть полученные данные исследований «воображаемыми” только потому, что истина ещё не полностью открыта.

Доктор Вамбах не принадлежит к верующим религиозным людям. Она назвала собранные данные «мифом” о жизни. Она также вдохновляет читателей на создание их собственных «мифов”. В наше время опубликовано большое количество книг о реинкарнации. Некоторые данные, собранные последними исследователями, являются более исчерпывающими, глубокими и проникновенными, чем данные собранные Хеленой Вамбах.

Имена, которые приходят на ум, включают д. Байрана Джемисона (Byran Jamison) и д. Майкла Ньютона (Michael Newton). Тем не менее, книга д. Вамбах по-прежнему представляет ценность. Ведь доктор Вабмах до сих пор является единственным исследователем, который провёл статистический анализ на большой выборке данных для проверки гипотезы реинкарнации души.

Конечно, вы должны сами судить о том, существует реинкарнация или нет. Вы можете решать на основе вашего личного опыта и веры. Я написал эту статью, чтобы пробудить ваш интерес к теме реинкарнации. А читатель должен решить сам. Тем не менее, хотим мы того или нет, реинкарнация – часть нашей культуры.

Известно что, в момент смерти душа уходит из физического тела. Но оставленное тело может быть еще не совсем безнадежным. На протяжении какого-то времени после того, как душа оставила тело, оно, вероятно, поддается оживлению. И вот в эти самые минуты в покинутое собственной душой тело и может вселиться душа какого-то другого человека, который только что умер.

Тот человек скончался окончательно и бесповоротно. Его душе ничего не оставалось, как покинуть физическую плоть. Но, покинув ее, душа по какой-то причине не отлетела в другие миры, а нашла себе новое тело - именно то, которое оставила собственная душа и которое еще возможно оживить. В жизни это выглядит так: больной . У него ясное сознание, но никого из родственников и знакомых не узнает и не помнит свою жизнь. Зато вдруг начинает вспоминать чью-то чужую жизнь…

1970-е годы — в зарубежной прессе много писалось о 12-и летней Елене Маркард, из Западного Берлина. Девочка перенесла тяжелую травму и на протяжении долгого времени была без сознания, а придя в себя, перестала узнавать родных и понимать родной немецкий язык. Но вместо этого начала хорошо говорить на итальянском, который никогда не учила.
По ее словам, звали ее Розетта Кастильяни. Свою жизнь она безвыездно прожила в Италии и там же в 30 лет умерла после несчастного случая. Елена-Розетта вызвала интерес у ученых. Ее привезли в Италию. Девочка узнала свой городок и свой дом, а увидав свою постаревшую дочь, окликнула ее по знакомому им обоим детскому прозвищу.

Подобный случай произошел в 20-е годы XX столетия в разгар эпидемии испанки, которая унесла, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов человеческих жизней. В переполненном пражском морге вдруг ожил один из трупов. По больничным записям, это был некто Карел Турный, житель Праги. Родственницу, которая пришла его навестить, он не узнал. В тот же день он выписался из больницы. Но направился он не в свою городскую квартиру, а куда-то в сельскую местность. В некоей деревне он вошел в один из домов и заявил, что он тут хозяин. Назвался фамилией и именем хозяина и привел многие подробности «своей» жизни здесь.

Позже полицией было установлено, что настоящий хозяин скончался от испанки почти одновременно с Карелом Турным, и их трупы находились в одном морге. Осталось неизвестным, каким образом Турный узнал так много об умершем хозяине дома, ведь в той деревне его никто в глаза не видел.

Маньяк - он и в другом теле маньяк

1964 год — в тюрьме штата Техас во время бунта было убито два десятка охранников и заключенных. Охранник Джимми Хоум на протяжении долгого времени не мог выйти из комы. Когда пришел в себя, оказалось, что он ничего не помнит из того, что было с ним до ранения. Зато у него появились нехарактерные для него привычки и мексиканский акцент. Выписавшись из госпиталя, он, даже не попрощавшись с семьей, уехал из Техаса.

Какое-то время спустя в разных местах американского Среднего Запада произошла серия нападений на женщин. Полиция узнала характерный почерк одного известного им маньяка, мексиканца по происхождению. Но этого маньяка давно поймали, он содержался в техасской тюрьме и был убит во время бунта заключенных. Чтобы убедиться в том, что он мертв, была вскрыта его могила и исследовано тело. Не было никаких сомнений, что это был именно его труп. Но, в таком случае, получалось, что за женщинами гоняется его двойник, точная копия…

Хоум в конце концов был пойман и подвергнут психиатрической экспертизе. Он сознался, что он не Хоум, а тот самый мексиканец, который сидел в тюрьме и погиб во время бунта. Стал он таким после своей смерти и понятия не имеет, как получил тело Хоума. Его отправили в психушку, где он в скором времени и скончался. Тайна его так и осталась нераскрытой.

Воскресший художник

Считают, что чаще всего случаются во время массовых смертей - эпидемий или войн. Самый известный из таких случаев произошел во время Второй мировой войны.

Дэвид Читлахе Паладин был типичный уроженец американской глубинки. Учился, как все, в обыкновенной школе, прилежанием не отличался, скорей наоборот - несколько раз оказывался в исправительной тюрьме для подростков. 1944 год — он солдатом прибыл в Европу. В бою, получил тяжелое ранение, оказался в плену и подвергся пыткам. Немцы его, умирающего, поместили в концлагерь. Пришедшие сюда англичане нашли его среди трупов. Тело было опознано по отпечаткам пальцев и его собирались отправить в Америку, как вдруг обнаружили, что у молодого солдата пробивается пульс.

Дэвида лечили в госпиталях Европы, потом перевезли на родину. На протяжении двух с половиной лет он ничего не понимал и никого не узнавал, а когда наконец пришел в себя, заявил окружающим на ломаном английском: «Я художник, меня зовут Василий Кандинский».

Поначалу решили, что он не в себе, но молодой человек очень скоро доказал всем, что психически вполне здоров. Правда, по-английски он изъяснялся с сильным акцентом, раньше ему несвойственным. И, что еще удивительней, он хорошо знал русский и французский языки, которые никогда не учил. Причем по-русски говорил без акцента и довольно грамотно.

Позднее, когда этим случаем заинтересовались журналисты и ученые, обнаружилось, что знаменитый русский художник-авангардист Василий Кандинский умер в 1944 году во Франции в 78-и летнем возрасте в те дни, когда Дэвид Паладин лежал в трупном бараке немецкого концлагеря.

Дэвид старался как можно больше узнать о своей жизни в Америке. С этой целью он вел активную переписку с родственниками и знакомыми Паладина. Тогда же, нигде этому не учась, стал писать картины маслом. Искусствоведы, которым их показывали, были убеждены, что это подлинники Кандинского.

Позже Дэвид отошел от живописной манеры Кандинского и вообще начал меньше уделять внимания рисованию. Его увлекать стала игра на фортепьяно. И этому нашлось объяснение в его предыдущей жизни: исследователи выяснили, что у настоящего Кандинского было музыкальное образование и он прекрасно играл на этом инструменте. Уже через 5 лет после своего чудесного оживления Паладин возглавлял художественную студию и одновременно (закончив всего 6 классов обычной школы!) читал лекции по теологии в Денверском университете.

Возникает логичный вопрос: почему в описанных случаях тела были оживлены чужими душами, а не их собственными?
От ученых ответ мы, наверняка, услышим еще не скоро. Зато свое мнение есть у оккультистов. Они полагают, что душа бывает сильной и слабой. Сильная душа, в отличие от слабой, способна повторно вселяться в человеческое тело. Вселяются души, как правило, в тела младенцев. Но могут вселяться и в тела взрослых людей, заменив им их родные души. Согласно этой теории, души Кандинского, мексиканского маньяка и чешского поселянина были сильными. Поэтому они и оживили практически мертвых Паладина, Хоума и Карела Турного.

Каждый человек вне зависимости от вероисповедания хоть раз в жизни задумывался над тем, что его ждёт после смерти. Кто-то не верит в существование параллельной реальности, кто-то убеждён в том, что попадёт в рай или ад, а кто-то ищет всевозможные доказательства реинкарнации души, надеясь на перерождение в новом теле. Последняя версия набирает всё большую популярность. В то, что человек способен переродиться, верят многие люди и даже снимаются фильмы про реинкарнацию, после просмотра которых гипотеза выглядит более чем убедительной.

Откуда произошла теория?

В переселение душ после смерти первыми начали верить представители иудаизма и буддизма. Именно эти убеждения легли в основу религий, которые заключают в себе любовь к миру, мудрость веков, а также веру в бесконечность Восточные мудрецы всегда были уверены в том, что бессмертной. Несмотря на то, что наше тело стареет, а затем и вовсе погибает, духовная личность остаётся.

У каждого из нас бывают моменты, когда мы вынуждены прощаться с родными людьми, осознавая, что больше мы их никогда не увидим. Однако, если верить восточным мудрецам, знающим законы реинкарнации, умершего можно встретить, но только в совершенно другом образе. Душа способна переселиться в иное тело, которое не обязательно должно быть человеческим. Это может быть какое-нибудь животное, например, собака.

Существует колоссальное количество историй, которые родственники умерших людей воспринимают как доказательство реинкарнации души. Возможно, в вашей семье тоже такие есть. Попробуйте вспомнить. Может быть, на вашем заборе часто сидит одна и та же птица, которая не боится вас или даже ведёт себя странно, пытаясь обратить на себя внимание. Кто-то относится к подобным проявлениям как к разгулявшейся фантазии, обычным совпадением, но есть и те, которые прислушиваются к своему внутреннему голосу, видят в этом некий знак.

С точки зрения науки

Научные сотрудники, философы и эзотерики веками стараются разгадать эту тайну, найти убедительные доказательства реинкарнации душ. Многолетние работы над версией, предполагающей возможность переселения духовной материи из одного тела в другое, породили самые разные гипотезы.

Одна из теорий гласит о том, что человеческая душа выполняет определённую функцию, а именно - поддерживает природный баланс. В каждой жизни она получает необходимый опыт, а после смерти физического тела, переселяется в другое, но обязательно противоположного пола.

Если покойник был захоронен не по правилам или над его надгробием надругались вандалы, то человек, в которого переселится душа, будет испытывать серьёзные проблемы с психическим здоровьем. Возможно, у него разовьются такие болезни, как шизофрения, раздвоение личности или мания преследования. Если верить этой гипотезе, то все люди, имеющие психические отклонения, неудачно закончили прошлую жизнь.

Переселение душ после смерти может оставить след на теле, например, в виде родинок. Одна из теорий, которая возникла в процессе изучения подобного феномена, указывает на то, что большие родимые пятна - это отметины из прошлого. Если быть точнее - то это места, на которых были шрамы на вашем «старом» теле. Возможно, большое родимое пятно указывает на смертельное ранение, погубившее человека, душа которого теперь живёт в вас.

Некоторые источники утверждают, что души людей, которые вели неправильный образ жизни, продолжают своё существование в теле животных. Однако эта версия вызывает массу споров среди тех, кто профессионально занимается этим вопросом. Большинство убеждено в том, что человеческая душа не способна прижиться в теле животного.

Восточная религия имеет собственные взгляды на этот счёт. Мудрецы верят в то, что душа человека, который сильно нагрешил при жизни, обречена на долгое и мучительное существование в теле, например, жука-навозника. Также считается, что энергетическая материя, покинувшая человека, наделавшего немало бед за время своей жизни, может быть заточена в камень или какой-нибудь бытовой предмет.

Некоторые люди рассказывают невероятные истории, уверяя окружающих, что периодически в их сознании возникают образы, воспоминания, которые никак не связаны с настоящей жизнью. Они убеждены в том, что это «дореинкарнационные» фрагменты, воспроизводимые на уровне клеточной памяти.

Скорее всего, среди тех, кто сейчас читает эту статью, найдутся люди, которые не понаслышке знают о дежавю. Объяснений этому феномену существует огромное количество, однако к единому мнению, которое бы полностью раскрыло тайну этого странного чувства, так никто и не пришёл.

Одни считают, что это происходит вследствие замыкания внутримозговых импульсов, другие же уверены в том, что это - наслоение друг на друга межвременных отрезков. Переживая состояние дежавю, люди начинают думать, что всё происходящее вокруг уже когда-то случалось. Они будто были именно в это время и в этом месте, абсолютно чётко предугадывают дальнейшее развитие событий и даже знают, что их собеседник скажет дальше. Вряд ли в один момент может произойти столько совпадений.

Несколько задокументированных случаев

Эксперименты, направленные на установление фактов реинкарнации, проводились ещё задолго до того момента, как появилась различная аппаратура и научные лаборатории. Так, в восточных странах были уникальные традиции погребения. Умершему человеку делался прокол в определённой части тела, а когда на свет появлялся новорождённый, искали на нём родинку в аналогичном месте. Вы никогда не задумывались над тем, что представляют собой ваши родимые пятна? Возможно, их появление не случайно.

Много лет спустя этим обычаем увлёкся научный сотрудник Джим Такер, который документировал самые интересные случаи реинкарнации. Так, один из его текстов гласит о том, что спустя год после смерти дедушки на свет появился младенец. На его руке была странная родинка, точно в том месте, на котором перед похоронами покойного оставили метку.

Но странности на этом не закончились. Через несколько лет, когда мальчуган начал разговаривать, он неожиданно обратился к своей бабушке в уменьшительно-ласкательной форме, точно так, как это любил делать его дедушка. После смерти супруга пожилую вдову так никто не называл. Все были в глубочайшем шоке, а мать паренька призналась, что видела в сновидении своего отца, который не хотел расставаться со своей семьёй и искал способ, как вернуться домой.

Полумесяц

В этой же книге о реинкарнации есть ещё один случай, который заставляет людей задуматься над вероятностью существования данного феномена. В общественной больнице, расположенной в Майами, всю свою сознательную жизнь проработала женщина по имени Дайана. В госпитале она встретила свою вторую половинку. Мужчина, которого Дайана выходила, а потом и вышла за него замуж, имел родимое пятно, напоминавшее полумесяц.

Супруги прожили многие годы в любви и в радости, но самое интересное произошло на приёме у психотерапевта. Женщина поделилась историей, якобы произошедшей в её предыдущей жизни. Она утверждала, что находилась в теле индианки, которая была вынуждена скрываться от колонизаторов из Европы, оккупировавших Америку. Однажды, чтобы не выдать себя и плачущего ребёнка, которого она держала на руках, женщине пришлось закрыть ему рот. По неосторожности она задушила малыша, на затылке которого была родинка в виде полумесяца.

Смертельное ранение

Современным учёным тоже пришлось столкнуться с примером реинкарнации. В одном турецком городке родился мальчик. Спустя время он начал утверждать, что помнит многочисленные фрагменты из прошлой жизни, в которой он был солдатом. Мальчик рассказал, что, когда он был военнослужащим, его подстрелили из крупнокалиберного ружья. Ранение оказалось смертельным. Впервые он стал говорить о своих воспоминаниях в совсем юном возрасте, абсолютно не зная, что такое реинкарнация. Позже стало известно, что в архиве местной клиники было обнаружено дело с историей болезни солдата, поступившего на лечение с ранением правой области лица. Спустя неделю он скончался. Стоит ли говорить о том, что мальчик появился на свет с множественными врождёнными дефектами правой стороны лица?

Доказательства реинкарнации души

Современные психотерапевты и психологи нередко применяют методику, которая известна как регрессия прошлых лет. Используя её вместе с гипнозом, можно восстановить воспоминания, которые находятся глубоко в подсознании.

Скорее всего, каждый слышал или видел в фильмах, как пациента погружают в состояние гипноза, после чего удаётся вспомнить не только факты, например, из раннего детства, но и даже из прошлой жизни. Когда человека приводят в чувство, он абсолютно ничего не помнит из того, что говорил доктору, находясь в гипнозе. Подобная практика даёт возможность понять все тонкости человеческого мировосприятия. Есть несколько случаев, которые описывают явные факты, подтверждающие существование реинкарнации после смерти.

В медицине существует такое понятие, как ложные воспоминания. Научные сотрудники сделали опрос среди детей разного возраста. К их удивлению, большинство ребят в красках описывали последние минуты из своей предыдущей жизни. Как правило, смерть наступала в результате насильственных действий, а сами события происходили за несколько лет до того, как на свет появились опрашиваемые дети. Самые реалистичные и правдоподобные истории были у малышей в возрасте от 2 до 6 лет.

Сумеречная зона

А вот одна из ситуаций, которую в своих работах описал Брайан Вайс - психоаналитик с многолетним стажем. Во время очередного сеанса, на который пришла девушка-пациент, доктор погрузил её в состояние транса. Кэтрин (так звали пациентку) начала говорить, что чувствует присутствие отца Брайана, а также его сына, которые скончались из-за проблем с сердцем. Стоит отметить тот факт, что девушка абсолютно ничего не знала о личной жизни доктора и не могла угадать, какую трагедию пережил Вайс. Подобный феномен, когда кто-то видит умерших родственников своего собеседника, принято называть «сумеречная зона».

История про двух братьев

Ещё более странная история произошла в семидесятые годы прошлого столетия. У молодой женщины был сын, которого звали Кевин. В возрасте двух лет мальчишка скончался от рака крови, вызванного сложнейшим переломом ноги, которая неправильно срослась. Юного пациента отчаянно пытались спасти, провели курс химиотерапии. Ему был введён катетер через шею с правой стороны, а в области левого уха, вследствие деформации глаза, появился рубец. Малыш умер в страшных муках.

Спустя десять лет женщина, потерявшая сына, родила ещё одного ребёнка, но уже от другого мужчины. У новорождённого мальчика проявилось родимое пятно точно в том месте, где был рубец у покойного малыша. Позже выяснилось, что второй сын имеет врождённые проблемы с левым глазом, а также хромает на ту ногу, которая была сломана у его старшего брата, хотя никаких патологий обнаружено не было.

Став совсем взрослым, парень рассказывал невероятные истории, раскрывая всю суть реинкарнации. Он утверждал, что душа старшего брата переродилась в его образе. Он безошибочно пересказал весь медикаментозный курс, а также точно указал на место расположение катетера. Помимо воспоминаний, связанных с болью и страданиями, парень помнил своё старое место жительство, в деталях описывая дом, в котором, по факту, никогда не был.

Бирманская девочка с японским прошлым

Об этой истории мир узнал благодаря работам психиатра Иэна Стивенсона, который в своих учениях о реинкарнации описал удивительный случай. В шестидесятых годах прошлого века на территории Бирмы родилась девочка, которая в трёхлетнем возрасте начала рассказывать о том, что в прошлой жизни была японским солдатом. По её словам, его сожгли заживо местные жители, привязав крепко к дереву.

Кроме того, что девочку одолевали жуткие воспоминания, она кардинально отличалась от сверстников своим поведением. Она не признавала буддизм, не носила длинные волосы, а детям, с которыми периодически гуляла на площадке, отвешивала пощёчины точно так же, как это делали японские солдаты, напавшие на Бирму.

Стоит отметить тот факт, что она была необычным ребёнком с самого рождения. На правой руке у девочки был заметен явный дефект: безымянный и средний пальцы оказались сросшимися, напоминая перепонку водоплавающих животных. Спустя несколько дней врачи сделали ампутацию некоторых фаланг, а мать ребёнка утверждает, что на правой ручке её дочери было пятно, напоминающее ожог, а также полосы, очень похожие на следы от верёвок.

30 рупий

На вопрос о том, существует ли реинкарнация, вам дадут положительный ответ жители деревни Аллуна Миана, которая находится в Индии. Именно здесь жил мальчишка по имени Таранжит Сингх. Находясь в двухлетнем возрасте, он заявил, что в прошлой жизни был обычным студентом по имени Сэтнэм Сингх, который жил в шестидесяти километрах от родной деревни Таранжита.

Мальчуган рассказывал родителям, что его предыдущая жизнь оборвалась в результате нелепой аварии, а именно после того, как в студента влетел скутер. Также парнишка говорил, что помнит последние секунды своего прежнего бытия, будто лежал в луже крови, а вокруг валялись конспекты и учебники. Таранжит вспомнил, что на момент аварии в его кармане было ровно тридцать рупий.

Слова мальчишки долгое время не воспринимали всерьёз, ведь в деревне, где население малообразованное, никто не знает, что такое реинкарнация. Однако отец, уставший от постоянных историй своего чада, решил разобраться в ситуации и докопаться до истины. Ему стало известно, что парень с таким именем действительно жил, а потом погиб под колёсами скутера. Отправившись с сыном в соседнюю деревню, они нашли дом, в котором проживал Сэтнэм. Его родители были в шоке от того, какими фактами из жизни их сына оперирует чужой ребёнок. Они подтвердили то, что Сэтнэм умирал в луже крови, а вокруг были разбросаны учебники, а также то, что на момент гибели в его кармане лежало тридцать рупий.

Слухи о невероятном перерождении души быстро поползли по всей провинции. Местные органы власти обратились к экспертам, которых попросили провести экспертизу. Таранжиту предложили написать несколько предложений, после чего сделали судебное почерковедение. Все были в настоящем недоумении, когда выяснилось, что подчерки обоих ребят практически идентичные.

Ксеноглоссия

В медицине часто встречаются случаи, когда люди начинают говорить на иностранных языках, порой на самых экзотических. Чаще всего, подобное явление становится следствием клинической смерти, сильнейшей черепно-мозговой травмы или пережитого стресса. В парапсихологии это состояние имеет собственное название - ксеноглоссия.

Например, человек, проживающий в России, неожиданно может заговорить на турецком языке, при этом без всякого акцента. Единственное объяснение, которое приходит на ум, - в прошлой жизни он был турком.

Для наглядности можно привести реальный пример, который имел место в медицинской практике. Так одна американка, родившаяся в семье иммигрантов из Восточной Европы, которые разговаривали на чешском, русском и польском языках, начала удивлять окружающих. На приёме у психоаналитика, находясь под гипнозом, женщина неожиданно заговорила на шведском языке, представившись крестьянином, который когда-то жил в Швеции. Несмотря на то, что люди, следившие за испытанием, абсолютно не верили женщине, полиграф показал, что она говорит исключительно правду. В её семье нет ни одного человека, который знал бы шведский язык, и она никогда не интересовалась его изучением. Однако это не мешало женщине разговаривать на нём без акцента.

Фильмы про реинкарнацию

Мимо подобного феномена не смогли пройти знаменитые режиссёры, работающие с жанром «Мистика». Лучшими фильмами, в сюжете которых лежат реальные истории о переселении душ, можно назвать: «Рождение», «Маленький Будда», «Беспокойная Анна».

Глава 39. Теория переселения душ и ее недостатки. Разрушение "пирамиды души" и распад личности. Естественный отбор на современном этапе.

«Но если туп, как дерево - родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь».

В.Высоцкий

Итак, что же происходит с душой после ее «размещения» в какой-либо из сфер духовно-нематериального мира? Один из вариантов ответа на этот вопрос дает широко распространенная теория переселения (реинкарнации) душ в множественных своих изложениях и модификациях.

«Мифологическая картина истории рисуется у Платона несколько раз, и везде речь идет о переселении душ... В «Федре» и в «Государстве» мы находим утверждение, что переселение душ происходит один раз в тысячу лет» (А.Лосев, «Платон»).

«Люди представляют собой звенья в длинной цепи причин и следствий, где нет ни одного звена, независимого от всех остальных. История индивида начинается не тогда, когда он рождается, - она осуществляется в течение многих веков. Вращающееся колесо - вот символ ряда жизней, определяемых принципом кармы... Колесо жизни дает нам новые возможности, с помощью которых, если мы захотим, мы можем улучшить свою судьбу. В этом колесе постоянно поднимаются и опускаются не только люди, но и все живые существа» (Радхакришнан, «Карма йога»).

При этом существуют даже утверждения о якобы экспериментальном «подтверждении» теории реинкарнации.

«По мнению В.Налимова, его [Я.Стивенсона] метод изучения реинкарнационно интерпретируемых случаев носит документальный характер, включающий опрос свидетелей, изучение архивных материалов, тщательный анализ ошибок, возможных искажений и т.п. В монографии содержится описание 1300 случаев реинкарнации в различных частях мира» (А.Мартынов, «Исповедимый путь»).

А.Дэвид-Ноэль («Среди мистиков и магов Тибета») отмечает, что после смерти настоятеля (ламы) монахи ищут его новое воплощение (иногда в течение 20-30 лет).

Ю.Иванов приводит следующие косвенные «подтверждения» реинкарнации: при некоторых встречах с новыми лицами как бы всплывают картины далекого прошлого; ощущение при некоторых событиях, что они являются повторением уже бывших аналогичных событий; появление гениев (их проявление в раннем возрасте).

Наконец, в последнее время появляется все больше описаний экспериментов по «вспоминанию прошлых жизней» под гипнозом...

Для того, чтобы определить хотя бы теоретическую возможность переселения души в новое физическое тело, рассмотрим некоторые из основных положений теории реинкарнации.

«Процесс воплощения в физическое тело (реинкарнация) для большинства людей - автоматический процесс, в котором люди сознательно не участвуют. Согласно законам эволюции, в основе которых лежит Творческая Воля Абсолюта, человеческой душе нужны трудные участки эволюционного пути, трудные задачи, чтобы на них испытать обновленное сознание и получить новый импульс для движения по пути духовного развития. Таким трудным участком эволюционного пути является жизнь в физическом теле. Кармический механизм, находящийся в шестом теле человека и дозирующий (соответственно степени духовного развития человека) длительность его нахождения во всех подплоскостях астральной плоскости, определяет условия и семью, в которых человек должен родиться» (Ю.Иванов, «Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире»).

«Воплощенный дух находится под влиянием материи; человек, преодолевающий это влияние через возвышение и очищение своей души, приближается к хорошим духам, с коими он однажды соединится. Тот же, кто позволяет дурным страстям завладеть собою и помещает все радости свои в удовлетворение грубых желаний, сближается с духами нечистыми, отдавая предпочтение животной природе» (П.Галева, «Беседы у Аллана Кардека»).

«Дух может приблизить или отдалить (но не бесконечно) свое воплощение. Он может «испросить» Бога о конкретном воплощении» (там же).

«...соединение души с телом начинается при зачатии, но полностью лишь в момент рождения (это соединение не окончательно: если оно прерывается, ребенок рождается мертвым)» (там же).

«С мига зачатия тревога начинает овладевать духом,.. тревога эта все возрастает до самого рождения; в этом промежутке его состояние приблизительно соответствует состоянию воплощенного духа во время сна тела; по мере того, как приближается момент рождения, мысли его стираются, равно как и воспоминанья о прошедшем, которого, вступив в жизнь, он, будучи человеком, более не сознает; но это воспоминанье ему мало-помалу возвращается в его состоянии духа» (там же).

«При реинкарнации происходит обратный процесс настраивания тел. При переходе из одной подплоскости в другую сознание как бы отстраняется, человек впадает как бы в сон (душа не пробуждается немедленно ото сна после рождения-воплощения в очередном физическом теле; годы детства она существует как бы в полусонном состоянии и окончательно пробуждается лишь где-то к тридцатилетнему возрасту...)» (Ю.Иванов, там же).

На первый взгляд теория реинкарнации может показаться вполне логичной, но чуть более внимательное ее изучение выявляет целый ряд весьма

серьезных изъянов . И прежде всего, несогласованность положений теории реинкарнации в различных источниках не только во второстепенных деталях, но и в основных.

Скажем, в «Тибетской книге мертвых» хотя и допускается возможность реинкарнации, но она не носит обязательного для всех характера. П.Галева утверждает возможность реинкарнации только для человека, а в воззрениях буддизма такая возможность допускается для всего живого. Христианство же вообще отрицает возможность переселения души из одного физического тела в другое. Достаточно странная разноголосица при условии того, что практически все анализировавшиеся ранее в данном трактате свойства духовно-нематериального мира, которые упоминались в одном учении, можно было обнаружить практически во всех других учениях о духе...

Весьма серьезные сомнения вызывает такое центральное положение теории реинкарнации, как «потеря памяти » при новом воплощении. Если переселение действительно осуществляется для достижения определенного уровня развития души, то почему тогда человек не помнит своего прошлого?.. Какой же великий смысл во всех забываниях и вспоминаниях?..

Скажем, по Ю.Иванову, память о предыдущих жизнях стирается, так как

«...преждевременное знание своих воплощений может остановить дальнейшее развитие души, ввергнув душу в отчаяние в случае раскрытия какого-либо предательства в прошлом или усилить самомнение, одно из самых преграждающих качеств на пути духовного развития» (там же).

«Сильнее» аргументов быть не может!.. Неужели нельзя было в таком случае заложить некий другой механизм предохранения эдакой «легкоранимой» души. Хотя бы тот механизм, который уже существует в человеческой психике: стирание чувствительности восприятия и уменьшение значимости событий по мере удаления воспоминаний от момента совершения того, что вспоминается («стирание» с ходом времени). И хотя полного «забывания» у человека при этом не происходит, его психика предохраняется от «отчаяния». А самомнение итак достаточно легко может возникнуть даже в течение одной жизни...

И странно также, что в «первоисточниках» о «вспоминании прошлых жизней» нет даже никаких намеков у самых выдающихся личностей (Христа, Будды, Магомета...), хотя им в теориях и отводится роль «помнящих все»...

В некоторых же современных метафизических «пособиях» высказывается идея о том, что в переселении участвует лишь та часть души, в которую не входит ни память, ни сознание, ни самосознание. Но тогда совершенно неправомерно говорить вообще о сохранности души (с ее комплекс-качествами личности, комплекс-качествами «самости»), а не только о ее переселении в новое тело. Никому же не придет в голову утверждать, что попадание атомов, некогда входивших в состав одного физического тела, в состав другого физического тела означает «переселение» старого физического тела в новое. Почему же тогда для элементов духовно-нематериальной субстанции, попавшей в круговорот, аналогичный круговороту материи, делается абсолютно противоположный, ничем не обоснованный вывод?..

«...если душа по природе бессмертна,

Если она внедрена в наше тело при самом рожденьи,

То отчего мы не можем припомнить, что было с ней раньше,

И не храним никакого следа ее прошлых деяний?

Если в такой уже степени свойства души изменились,

Что от прошедшего всякая память изгладилась вовсе,

То, на мой взгляд, недалеко она и от смерти блуждает.

Вследствие этого должно признать, что прошедшие души

Умерли, те же, что ныне живут, рождены были снова»

(Лукреций Кар, «О природе вещей»).

Далее. Теория реинкарнации почему-то отвергает возможность переселения душ по родственным связям, хотя, по всем соображениям, должна быть некая корреляция: генетическая схожесть физических тел родственников должна создавать более благоприятные условия именно для такой «родственной» реинкарнации... Более того, генотипом определяются некоторые свойства и психической структуры, т.е. свойства «ретранслятора» внешнего влияния и общения с «духами»; следовательно,

должна существовать определенная связь свойств «пирамиды души» родителей и детей, что подтверждается фактами из реальной жизни, но отвергается теорией реинкарнации .

«Дух всегда имеет способности, коие ему присущи; главное это то, что не органы дают способности, но способности побуждают развитие органов» (П.Галева, «Беседы у Аллана Кардека»).

Духовные способности у различных, ничем не связанных между собой людей могут быть весьма близки, но где же у них сходство материальных органов?.. Но даже если допустить такое изменение причинно-следственной связи, то из сходства организмов родственников следовало бы сделать вывод о сходстве их духовных способностей, что опять-таки противоречит теории реинкарнации. Теория опровергает сама себя...

Конкретные же стадии процесса переселения души в теории реинкарнации вызывают еще больше вопросов. Скажем, Ю.Иванов в стремлении придания логичности теории реинкарнации в своем изложении начальной стадии «воплощения» пишет:

«Во время полового сношения высвобождается энергия с определенной частотой, которая совместно с генами оплодотворенной яйцеклетки воздействует притягательно на созревшее для реинкарнации существо, находящееся в астральной плоскости, и вибрация которого имеет такую частоту, как и энергия, высвобождаемая при половом сношении. В результате происходит зачатие» (Ю.Иванов, там же).

Но отсюда следует, например, что

вокруг публичных домов духи должны буквально роиться , будучи «привязанными» неизвестной силой к «холостому варианту» и, согласно теории реинкарнации, находиться в некоем «сумеречном» (т.е. слабо соображающем) состоянии...

Допустим, что мы придираемся по мелочам. Но что же дальше?..

Вот человек родился. Перед ним, по теории реинкарнации, стоит задача отработки «плохой кармы». В своей же жизни он, наоборот, (по той же теории) постоянно ее набирает. Что же делать?.. Один из вариантов: для уменьшения притока «плохой кармы» этому человеку надо снизить количество социальных контактов. В пределе - человек изолируется от всего, что может добавить ему «плохой кармы», в частности, от самого общества. Тогда, по логике теории реинкарнации, человек в «диком» состоянии должен быть более «чистым», чем человек цивилизованный. Но это - явный абсурд... Человек вообще может стать человеком (в полном смысле этого слова) лишь в обществе, поскольку он является существом социальным .

Но и это все «мелочи». Есть же более серьезные противоречия обычной статистике. Скажем, если количество людей на Земле возрастает (а это - реальность), то частота реинкарнации должна тоже возрастать , а не уменьшаться, как должно быть при «совершенствовании» душ, и как это провозглашает теория реинкарнации.

«Разные телесные существования духа всегда прогрессивны и никогда не ретроградны; но быстрота прогресса зависит от усилий, кои мы прилагаем, чтоб достичь совершенства» (П.Галева, там же).

«...душа низкого духовного развития имеет большую частоту перевоплощений, так как ее влекут на Землю плотские вожделения и влечения к материальным благам. Душу более высокого духовного развития, утомленную земным существованием и пресыщенную всем, что Земля могла ей дать на данной стадии ее эволюции, ничто не заставляет возвращаться обратно, пока ее не приведут на Землю ее собственные желания. Совокупность желаний души регулирует ее новые рождения. Далее, когда человек достигает высокой степени развития, он вступает в состояние сознательного и добровольного перехода из одной жизни в другую (и тогда раскрывается полная память о прошлых жизнях)» (Ю.Иванов, «Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире»).

Далее. Конечной целью всех воплощений теория реинкарнации полагает достижение душой той степени развития, когда она выбывает из цепи воплощений и оказывается в той области духовно-нематериального мира, которую обычно называют Нирваной, и в которую способны попасть лишь «лучшие», наиболее развитые души. Если в Нирвану отбираются лучшие, то система (т.е. человеческая популяция) обладает с точки зрения совершенствования душ

отрицательной эффективностью , поскольку остаются в системе лишь худшие. Следовательно, человечество (а равно и души людей, участвующие в реинкарнации), согласно теории моделирования систем, ухудшает (а не улучшает!) свои качества. Сознательный же возврат «улучшенных» душ (остающихся в здравой памяти) по самой теории реинкарнации чрезвычайно редок и единичен, поскольку это уровень (как минимум) учеников Христа. Следовательно серьезных нарушений в вышеуказанной закономерности нет и быть не должно. Опять внутренние противоречия теории...

Перечисленных выше противоречий заведомо достаточно, чтобы убедиться в полном несоответствии теории реинкарнации реальной действительности и элементарной логике . Но тогда необходимо объяснить наблюдаемые в экспериментах эффекты по «вспоминанию предыдущих жизней» под гипнозом (кстати, единственного серьезного экспериментального материала, относящегося к теории реинкарнации).

Одним из вариантов «нереинкарнационного» объяснения этих эффектов может быть вариант, предложенный В.Сафоновым:

«...какой-то индивид... вдруг спонтанно настраивается на волну информации , имеющейся в «персональной ячейке» того или иного некогда действительно существовавшего человека» (В.Сафонов, «Несусветная реальность»).

И более того. Это не просто настройка на какую-либо информацию, а

сильнейший резонанс с другим духовно-нематериальным объектом, имеющим схожие характеристики с «вспоминающим». При этом сильный резонанс обуславливает вход «вспоминающего» в состояние, близкое к состоянию чужой души . То есть «реинкарнация» в рассматриваемых экспериментах - лишь «настройка» на «собственные частоты» некоей души в информационном поле. Гипноз только снимает барьеры и облегчает такую настройку (с помощью установки: «это ты можешь»).

При этом отождествление своего «Я» с душой из информационного поля, похоже, вполне закономерно, поскольку в сеансе гипноза существует готовность гипнотизируемого к отождествлению (слиянию) себя с другой личностью (он получает от гипнотизера задание вспомнить именно себя и, вынужденный выполнять его задание, отождествляет себя с тем объектом, контакт с которым устанавливается). Гипнотизер здесь оказывается силой, вносящей искажения в интерпретацию получаемой информации . Случаи же подобного отождествления своего «Я» с другими личностями даже без всякого гипноза достаточно часто встречаются в реальной жизни и уже описывались ранее...

Отметим, что исследованием эффекта «вспоминания прошлых жизней» в последние десятилетия активно занимаются и профессиональные психологи, которые уже пришли к выводам, аналогичным только что изложенным. Главным аргументом против действительности «реинкарнации» в исследованных этими психологами случаях явилось то, что оказалось возможным в процессе гипнотического сеанса изменять ход «вспоминаемой» картины . И более того, на основе такой возможности «вмешательства» в наблюдаемую «картину прошлого» к настоящему времени разработаны даже целые методики психотерапии, направленные на решение внутренних проблем гипнотизируемого. (Тем, кого заинтересует эта тема, следует обратиться к работе Р.Моуди «Возвращение назад».)

Итак, теория реинкарнации не выдерживает никакой критики. Но в таком случае остается открытым вопрос о дальнейшей судьбе души после ее «размещения» в одной из «сфер» духовно-нематериального мира. Что же с ней происходит?..

В описаниях посмертного опыта можно встретить свидетельство (к сожалению, пожалуй, единственное весомое свидетельство) того, что душа действительно способна продолжать существование и после ее «размещения» в одной из «сфер» духовно-нематериального мира сравнительно долго.

«...при переходе в другой план бытия большинство были встречены людьми, которые их когда-то любили и умерли ранее...» (Р.Моуди, «Жизнь после жизни»).

При этом отмечаются факты встречи с людьми, умершими достаточно давно. Если бы душа человека распадалась или перевоплощалась через некий непродолжительный срок, то тогда умерший не встречал бы душ людей, умерших до указанного срока, а подобные «встречи» все-таки имеют место.

Однако продолжение существования души после смерти физического тела вовсе не означает ее бессмертия, даже если она перестает существовать в рамках физического времени . Никто не может исключить бренности и духовного состояния.

«Выживание после смерти тела, однако, отличается от бессмертия и означает лишь отсрочку психической смерти» (Б.Рассел, «Почему я не христианин»).

Как человек (в его физическом выражении), однажды родившись, когда-либо умирает, так и его «пирамида души», однажды сформировавшись, когда-то должна распасться

. (Напомним, что речь здесь может идти лишь относительно духовно-нематериального «времени».)

Некоторые варианты распада «пирамиды души» мы уже на самом деле ранее затрагивали. Скажем, для периода духовно-нематериального существования упоминалось два таких варианта (их может быть и больше; однако мы пока не в состоянии их определить).

Во-первых, вариант прекращения индивидуальности, растворения личности в Нирване . Хотя реальность существования Нирваны, как самостоятельного феномена, остается под весьма большим вопросом, нельзя отрицать возможности разрушения личности по воле самой личности . (Собственно, именно на такое саморазрушение и направляет школа буддизма.)

Во-вторых, разрушение «пирамиды души» может произойти на стадии перехода в «мир иной» и адаптации к нему . Исходя из обычной логики, очевидно, что существует вариант разрушения души в «Аду» (т.е. при прохождении сферы собственных мыслеобразов) при том сильнейшем стрессе, который душа при этом испытывает. Взаимодействие с негативными образами, носящее диссонансный характер, в принципе, может разрушить душу, как единую систему, что опять-таки равносильно психической смерти. Когда психические нагрузки на «пирамиду души» превосходят некий предел ее устойчивости, она может разрушиться .

«Смерть - это сильный психический шок, в большинстве случаев энергетическая сеть рвется, путается, ломается ее структура. Она уже не в состоянии восстановить себя, она растворяется, и теперь человек уже полностью мертв» (Р.Шекли, «Корпорация «Бессмертие»).

Кстати, аналогичное разрушение психики иногда встречается еще при физической жизни человека

в случае сильнейших стрессов . И это один из вариантов прекращения существования человеческой личности еще до смерти физического тела ; вариант, который отнюдь не является единственным.

Скажем, возможен и другой, более экзотический вариант - вариант зомби , когда психика человека разрушается целенаправленным воздействием извне . В этом случае разрушается вся «верхняя» часть «пирамиды души» и остаются лишь структуры, обеспечивающие физиологическое существование организма. При этом, как показывает практика, сохраняются «рычаги управления» физическим телом (ради чего, собственно, и осуществляется это целенаправленное воздействие).

Следует отметить, что возможность сохранения «рычагов управления» телом в отсутствие личностных структур, подтверждается как некоторыми патологическими случаями психических больных, так и экспериментами Ю.Лонго по «оживлению» трупов...

В реальной жизни мы также находим свидетельства возможности распада личности, распада духовно-нематериальной составляющей человека даже без всякого постороннего целенаправленного вмешательства.

«При нормальной, физиологической старости наблюдается изменение деятельности органов чувств, меняется подвижность эмоциональных реакций и моторики. Такие люди становятся менее активными, суживается круг их интересов, появляются односторонние привязанности или эмоциональная холодность к окружающим. У некоторых при старении обостряются характерологические черты» (И.Лакосина, Г.Ушаков, «Медицинская психология»).

Это свидетельствует о том, что в старости может происходить не только нарушение функций физического тела, но и распад «верхних», наиболее непрочных связей в «пирамиде души» (наиболее устойчивы, естественно, те связи, которые и определяют основные свойства, т.е. характер человека).

Разрушение же части «пирамиды души», естественно, меняет и свойства самой «пирамиды» .

«В старости изменено самочувствие и самоощущение, появляется недовольство собой, неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности. Настроение часто пониженное, иногда возникают тревоги по различным малозначащим поводам. Некоторые становятся угрюмыми, раздражительными, пессимистически настроенными. Часто появляются брюзжание, ворчливость. Старики могут быть эгоистичными и эгоцентричными, круг интересов у них суживается, появляется повышенный интерес к прошлому и переоценка его. Неуверенность в себе и своих возможностях, тревога за будущее делает стариков скупыми, сверхосторожными, консервативными» (там же).

«Изменения психической деятельности в возрасте обратного развития могут быть объединены в несколько наиболее типичных синдромов: аффективные синдромы (депрессивные, маниакальные, синдромы страхов), бредовые, состояние слабоумия, неврозоподобные и состояния измененного сознания» (там же).

Отметим здесь, что

в этом случае наблюдается разрушение важнейшей (для духовно-нематериального существования) функции души: способности к приему и переработке информации, без которой душа в духовно-нематериальном мире просто лишается источников энергии для своей деятельности .

«...у [пожилых] людей... ухудшаются процессы приспособления психики к новым требованиям и обстоятельствам, труднее изменяются привычки и стереотипы, снижается память и внимание» (там же).

«Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве... Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно» (Б.Зейгарник, «Патопсихология»).

«Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга» (там же).

«С.Г.Жилин высказывает предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все описанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры» (там же).

Хотя мы склонны отнести эти процессы к следствиям разрушения не коры головного мозга, а непосредственно «пирамиды души», однако процесс все-таки носит именно такой характер - и неважно, что считать первичным. Зейгарник работал в условиях полного господства материалистического подхода, отсюда и такие выводы. Суть же его выводов по процессу разрушения: недостаточная активность процесса запоминания; низкая прочность запоминания; чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли по побочным ассоциациям, - сводится к констатации

разрушения прежде всего логической части мышления (наиболее позднего приобретения человечества).

Но этот процесс разрушения «верхних» слоев «пирамиды души» может не ограничиться лишь небольшой частью, а зайти весьма глубоко и привести к полному разрушению личности .

«В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью » (С.Рубинштейн, «Психология умственно отсталого школьника»).

Из этого можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых,

вовсе не все души продолжают свое существование после физической смерти человека, поскольку его психика, его личность может быть разрушена до или в процессе физического умирания .

Во-вторых, описываемые процессы явно наводят на мысль о продолжении естественного отбора среди человеческой популяции . Дальнейшее существование после смерти физического тела продолжают лишь те живые системы, которые для этого приспособлены. Те, кто приспособлен к условиям духовно-нематериального мира лучше (обладает способностью к переработке информации и «настройке» на нужные частоты, имеет устойчивую к внешним воздействиям психику и т.п.), тот, по идее, и «дольше» существует, не разрушаясь, в духовно-нематериальном мире . В этом, собственно, и не должно быть ничего удивительного, поскольку, как уже говорилось ранее, с возникновением самосознания, с появлением человека эволюция сместилась в духовно-нематериальную сферу.

В-третьих. Даже если душа сохранилась при физической смерти, она может (и по идее - должна) в какой-то момент духовно-нематериального «времени» прекратить свое существование. Если же, как мы полагаем, психическая деятельность живого человека является результатом деятельности прежде всего его «пирамиды души» (а не материального мозга), то разрушение души в духовно-нематериальном мире должно иметь схожий характер с процессом разрушения психики в старости . Поэтому исследование разрушения психики у старых людей может дать нам представление также и о процессах, происходящих при разрушении души уже в духовно-нематериальном мире...

И в-четвертых. Продолжительность своего существования в духовно-нематериальном мире человек может регулировать еще при жизни. Для того, чтобы увеличить «время» сознательной деятельности после физической смерти, индивид должен: развивать способность к приему и обработке информации (в том числе, повышая свой уровень знаний); приобретать навыки бесконфликтного сосуществования с другими индивидами; повышать устойчивость своей психики (в том числе, формируя твердое мировоззрение и способность к управлению собственными эмоциями); развивать силу воли и способность контролировать свои мысли. То есть, он должен делать все то, что подразумевается под термином «развитие духовного совершенства» .

Читайте также: