Школьное сочинение по драме «Бесприданница. Устарел ли Островский? Почему же люди лгут что островский устарел

Островский «Бесприданница»

Сегодня у нас урок-исследование на тему «Царство хищных, цепких и умных дельцов».

На уроке мы проведем сопоставление анализируемых текстов и образов.

Нам необходимо выявить

Сопоставить таблицу цитат, подтверждающих жизненную позицию героев.

Эта работа поможет нам раскрыть тему.

Прочитайте эпиграф.

Как тема созвучна с эпиграфом? И можно ли определить цели и задачи урока?

Цели урока:

  1. Выявить эволюцию в творчестве Островского.
  2. Проследить историю создания драмы.
  3. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
  4. Формирование навыков социально-психологической характеристики персонажа.
  5. Анализируя драму, показать нравственные идеалы и красоту героини.
  6. Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов главных героев и внимательному прочтению произведения.
  7. Стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
  8. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
  9. Стимулировать мыслительные процессы в ходе анализа произведения.
  10. Развивать речь учащихся, умение общаться, эстетические чувства.

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А.Н. Островского; показать учащимся основные этапы пути драматурга; проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди - сочтемся!» до произведений более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница».

Урок-исследование на тему

Сопоставление анализируемых текстов и образов.

  1. Нам необходимо выявить…
  2. Составить таблицу цитат, подтверждающих жизненную позицию героев. Эта работа поможет раскрыть нам тему.

Тема: «Царство хищных, цепких и умных дельцов.

Эпиграф

Портрет.

Д/з в начале урока

План.

  1. 1. Эволюция взглядов А.Н.Островского

1) 50-е гг.

2) 70-80 гг.

2. Особенности творчества А.Н. Островского в 1870-1880 гг.

II. История создания пьесы «Бесприданница»

III. Работа с текстом «Бесприданница»

  1. Говорящие имена и фамилии.
  2. Царство хищных, цепких и умных дельцов. «Значительные люди города».
  3. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е гг.
  4. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой

IV. Выводы.

Тема

  1. Слово учителя.
  1. Эволюция взглядов А.Н. Островского.

В начале 50-х годов, чуть позже написания пьесы «Свои люди - сочтемся!» Островский писал: «Я был молодым и слишком жестоким… теперь я соединяю комическое и высокое. Исправители найдутся и без нас»

Теперь в его пьесах побеждают светлые стороны русского национального характера, народная нравственность. Вершиной зрелого творчества является «Гроза» - результат экспедиции по Волге 1856-1857 гг. Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок. Только внешне все благополучно. Патриархальность уходит в прошлое.

В последних пьесах Островского изображается «пучина», «лес» нового времени. Создавая собирательный образ «волков», Островский широко использовал сатирические приемы.

1870-1880-е гг. Период бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. С середины 60-х годов в России наблюдается подъем предпринимательства. Даже офицеры подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Правительство передало в частные руки некоторые убыточные казенные предприятия. В пореформенные года выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей (Бахрушин, Путилов, Губонин). В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова. Сложный, пестрый, неугомонный мир вошел и в произведения Островского, ставшего своеобразным летописцем пореформенной России, бурлящей, вступившей на недовольный ей путь капитализации.

В пьесах А. Островского выведены образцы дельцов новой формации, чья жизнь строится на строгом расчете; неприспособленных дворян; творческой интеллигенции, с трудом пробивающей себе дорогу в условиях интенсивной коммерциализации ; показано время, когда нормой стали деловые браки (мезальянсы). Пукирев «Неравный брак»

2. Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.

Для творчества этого периода характерны:

  1. устойчивые темы;
  2. штрихи и психологические физиономии русского характера;
  3. усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;
  4. повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;
  5. фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);
  6. народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужны»).

Словарная работа.

Эволюция - развитие, процесс изменения чего-нибудь от одного состояния к другому.

Предприниматель - 1) капиталист - владелец предприятия.

2) предприимчивый и практический человек.

Коммерция - торговля, торговые операции.

Мезальянсы (устаревшее) - брак с лицом более низкого социального положения, класса.

Хищный - 1) о животных: питающийся животными;

2) переносное: жадный, полный стремления овладеть кем-нибудь, выражающий такое стремление.

  1. История создания пьесы «Бесприданница»

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание, постичь ее загадку, коснуться… доброго и дурного в людях».

В. Лакшин

Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?

Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.

(Ученик с докладом)

Друг Островского, актер М.И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданное. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записи, перед нами первые подступы к сюжету, который определился окончательно лишь к ноябрю 1874 года.

Есть и другая версия.

Материалом для «Бесприданницы» послужило судебное дело - убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в Кинешме в бытность Островского мировым судьей. Драматург «внимательно изучил это дело, беседовал с целым рядом лиц, причастных к нему».

Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.

1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.

3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.

  1. Работа с учащимися по пьесе Островского «Бесприданница»

Учитель : Обычно названия пьес Островского - поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые»). Даже в «Грозе» есть подтекает. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница?

Словарная работа.

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного (Ожегов)

Приданое - имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль

Приданница - невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

Разница есть, и по-иному звучит название пьесы.

Проанализируем список действующих лиц

Кто же она - бесприданница?

Лариса - единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? У Островского имена и фамилии говорящие.

О смысле имен и фамилий у нас готовила исследовательскую работу группа. (Ответственный отвечает)

Кнукров (диалект.) - кнур - боров, хряк, кабан.

Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный)

Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора;

Игнатами называли в Москве каждого цыгана, огудать - обмануть, обольстить, надуть, провести.

Огудалой в народе называли шута, мошенника и обманщика.

Юлий Капитонович Карандышев (Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря;

Капитон (лат. капитос - голова; Карандышев (карандыш - неподросток, коротышка, человек с непомерными ничем не обоснованными претензиями).

Лариса (греч. - чайка)

Вывод: главная героиня не вписывается в этот круг лиц.

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца - это, как правило, 2существовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы построим нашу беседу.

План беседы.

  1. Царство хищных, цепких и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция» значительных лиц в городе»)
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд.задания).
  3. «Я любви искала…» Образ Ларисы Огудаловой
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.

Учитель : «Царство хищных, цепких и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа-предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого, и паратова?

Домашнее задание.

1 ряд заполнял в таблице графу Кнуров

2 ряд - Вожеватов

3 ряд - Паратов

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительное лицо города»

Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

«Значительное лицо города»

За удовольствие надо платить, они даром не даются…»

Я знаю, что такое купеческое слов.

Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято.

Всякому товару цена есть.

«Блистательный барин»

Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

Я сам такой же бурлак.

Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

У меня правило: никому ничего не прощать…

Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

Господа, я имею слабость к артистам.

Сделайте вывод.

Учитель: Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличился от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучали и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватова?

(Держаться с достоинством, способы ценить красоту, искренне ценить красоту, искренне восхищаться талантом).

Что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

(В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методами накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожи на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе»).

Просмотрев эпизод из пьесы, ответьте на вопрос «Заботиться ли Кнуров о Ларисе или как можно охарактеризовать его действие в этой ситуации?»

Эпизод инсценированный (разговор Кнурова с матерью Ларисы о судьбе Ларисы)

Еще раз обратимся к именам этих «героев». Соответствуют ли имена с характерами этих людей?

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможно мало», - признается Кнуров.

Образ Паратова.

В чем заключается сложность характера Паратова?

В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с безобразием.

Паратов - образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решительности в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

При общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает. Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта опасность и здравомыслия, чтобы оценить его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни читателей симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути. Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Учитель : - Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов - Лариса Огудалова.

Драму Островского было принято называть драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интелегент - не состоятельны. Культурный буржуа - предприниматель, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех в центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведения Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872 году в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы).

Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или 2за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовладельцами 3 апреля 1881 года)

Вот как писал о женщине в этот период Ф.И. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться»

Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса - яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается с иллюзиями…

Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса - значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского: мечтательная и артистичная, она не замечает пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответсвии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Творческая работа.

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Учитель :

Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Учитель :

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Почему этот романс?

Ученик

В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Учитель : - В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» звучит другой романс «А напоследок я скажу…»

Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

Наступило ли прозрение у Ларисы?

(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

Инсценировка «Вещь, да вещь…»

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

(Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Лариса умирает со словами прощания на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!»)

Ученик :

Критики о Ларисе

П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

Беседа по вопросам:

  1. Можете ли вы согласиться, что Лариса не может «привлечь наше внимание», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте сове мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошение души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны вы с мыслью критика Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы «лишена цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших или душевных сил стоит Ларисе не отдавать себя в «добычу соблазну»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Вывод делают ученики:

Д/з Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы. Различное.

Катерина

Лариса

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащитная. Лариса ничем не поддержана: ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Ее натура более утонченна и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромисснос-ти: «Расставаться с жизнью совсем не так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Ученик: Общее.

По меткому выражению А.И Ревякина, Катерина и Лариса – это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойственная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет»). А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота – то куда ведет… в самый омут».

Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

Актуальность произведения Островского подтверждается тем, что во многих театрах страны идет пьеса «Бесприданница, о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

Домашнее задание – сочинение

  1. «Зачем же люди лгут, что Островский устарел» (Кюгель)
  2. Что привлекает меня в образе Ларисы Огудаловой.
  3. Осуждаю я или оправдываю Ларису Огудалову?

Больше всего участников традиционно собрала номинация «Электронная презентация к уроку». С одной стороны, это объяснимо: составить яркое, красочное слайд-шоу на первый взгляд кажется проще, чем написать несколько страниц вдумчивого и глубокого текста. Но простота эта обманчива, ведь качественная презентация - это не просто набор картинок, накиданных как попало, и чем больше, тем лучше, дескать, кашу маслом не испортишь. Тут важно соблюсти меру, выдержать единую смысловую линию, а главное - четко понимать, какое место на уроке займет этот визуальный ряд и для чего он вообще нужен. Если это элемент рассказа о жизни и творчестве героя, то он не должен быть перегружен лишней информацией, предполагается, что каждый слайд учитель с детьми прокомментируют, а значит, там должны содержаться лишь ключевые понятия. Другое дело, если педагог хочет использовать эту работу в качестве дополнительного материала. Например, можно отправить ее по почте ребенку, пропустившему урок. Тогда в презентации могут быть собраны все основные сведения, а также, допустим, задания для проверки и самоконтроля. Замечательный образец именно такого проекта представила учитель русского языка и литературы из 123-й школы города Омска Анна Еськина. В пятнадцати слайдах ее презентации «Наследник... реализма, простоты и правдивости» нашлось место и любопытным биографическим фактам, и заданиям на знание текстов пьес, и серьезным аналитическим вопросам, которые заставят ребенка встряхнуться и включить логику. Так, например, доподлинно известно, что несколько пьес Островского - «Семейная картина», «Доходное место», «Воспитанница» - долгое время находились под цензурным запретом. В то же время Николай I был в восторге от комедии «Не в свои сани не садись», а его сын Александр II пожаловал драматургу бриллиантовый перстень за благородные патриотические чувства, явленные автором в драматической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», которую (внимание!) в течение пяти лет до этого официально запрещали к постановке. И как это понимать? Согласитесь, детям есть над чем голову поломать.
Так как мы просили наших читателей присылать электронные презентации к урокам, то нет ничего удивительного, что в их поле зрения попали в основном лишь те пьесы, что входят в школьную программу. Лидируют, естественно, «Гроза» и «Бесприданница». Чаще всего, конечно же, сравниваются главные героини - Катерина и Лариса. Ярче всего это получилось у Светланы Ключниковой из села Стегаловка Липецкой области и у Зулихи Темукуевой, учителя русского языка и литературы школы №16 им. Р.М.Фриева города Нальчика. Несколько работ посвящено «Снегурочке». Тут хочется сказать отдельное спасибо Елене Гоковой из поселка Промышленная Кемеровской области и Любови Сосниной из Чекменевской школы Пермского края. Любовь Владимировна прислала нам не только презентацию, но и сценарий урока «Пьеса «Снегурочка». Литературное путешествие. Щелыково». В основном же учителя посвящали свои работы ретроспективным обзорам жизни и творчества Островского. Интересный ход нашла Любовь Даржинова, студентка гуманитарного факультета Калмыцкого государственного университета. Весь ее проект рассказывает о грозе, которую она рассмотрела и как атмосферное явление, дав ей научное определение, и как метафору. Проследила и проанализировала оттенки отношения к грозе героев одноименной пьесы, собрав вместе все необходимые цитаты.
Самую экзотическую презентацию, пожалуй, подготовила Валентина Иванова, учитель русского языка и литературы Кобяйской школы Республики Саха (Якутия). И мы не смогли не отметить специальным дипломом ее исследование о влиянии драматургии Островского на становление и развитие якутского национального театра. Подробно и в деталях сравнивает Валентина Николаевна «Грозу» с пьесой «Таптал» («Любовь»), созданную ее земляком - драматургом, поэтом и просветителем Анемподистом Софроновым. Схожими в двух произведениях являются не только конфликт и система образов, но даже имена главных героинь - Катерины и Кэтириис.
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Электронная презентация к уроку», посвященного творчеству А.Н.Островского»
1-е место - Анна ЕСЬКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О.И.Охрименко г. Омска.
2-е место - Елена ГОКОВА, учитель русского языка и литературы промышленновской основной школы №3, Кемеровская область.
3-е место - Светлана КЛЮЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы села Стегаловка, Липецкая область.
Специальный диплом - Валентина ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы Кобяйской средней школы, Республика Саха (Якутия).
Благодаря номинации «Живой Островский» (тут мы ждали, во-первых, ваших эссе с размышлениями о том, кому и зачем нужно сегодня творчество драматурга, а во-вторых, рецензии на фильмы и спектакли по произведениям Островского) нам удалось составить полноценную театральную афишу: к счастью, как выяснилось, пьесы «Колумба Замоскворечья» с успехом идут даже в самых отдаленных уголках России. По словам Натальи Даниловой из Алтайского края, спектакли «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Наливные яблочки», «Банкрот» не сходят с афиш театра ее родного Бийска. Вероника Винникова и Елена Харламова, одиннадцатиклассницы петербургской школы №262, утверждают, что «каждый, кто интересуется русской классической литературой, просто обязан сходить на спектакль «Невольницы» в Санкт-Петербургском государственном академическом драматическом театре имени В.Ф.Комиссаржевской», так как постановка не просто блестящая, но еще и философская, заставляющая задуматься о том, что на самом деле есть свобода и несвобода. Постоянная участница и неоднократный победитель творческих конкурсов «УГ» Любовь Добросова из Татарстана приглашает в Казанский театр имени В.И.Качалова на спектакль «Банкрот, или Свои люди - сочтемся!». «Мои ученики были потрясены... На следующий день на уроке после бурных обсуждений спектакля все пришли к мнению, что пьеса Островского написана как будто в наше время. Да и в самом деле, разве мало нынче таких детей, которые ради выгоды бросают своих родителей, оставляют их без средств к существованию?! А сколько людей становятся бомжами или оказываются в доме престарелых, никому не нужные и всеми забытые, в результате аферы, организованной родными детьми или внуками?!» - говорит Любовь Александровна. Описывая постановки пьес Островского в Кемеровском драматическом театре имени А.В.Луначарского, Ольга Савина из промышленновской школы №3 приходит к выводу, что незатухающий интерес к творчеству драматурга в том, что он не просто бичует корыстолюбие и жадность, от которых нам и сегодня спасу нет, но вскрывает гораздо более страшную проблему современной и ему, и нам России - распад семьи как таковой.
Настоящую исследовательскую работу получили мы от Полины Чергинцовой, одиннадцатиклассницы гимназии №1 города Полярные Зори Мурманской области. Полина сравнивает фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с первоисточником - пьесой «Бесприданница». Труд вышел столь масштабным и серьезным, что мы смело рекомендуем Полине науку не бросать и продолжить учебу на киноведческом или театроведческом факультете.
Победу в номинации «Живой Островский» решено отдать Лидии Ледниченко из Республики Коми, концертмейстеру Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова. Ее рецензия на фильм Андреса Пуустусмаа «Бесприданница» остроумная и даже едкая, очень точно и профессионально написанная, и вас, надеемся, не оставит равнодушными. От картины, надо сказать, действительно не слишком удачной, Лидия Андреевна камня на камне не оставила: «У сценариста Елены Шаталовой собственные отношения со школой, видимо, не сложились. Чем иным можно объяснить странную фантазию превратить мать героини, Арину Игнатьевну, в педагога? У Островского «бойкая», «ловкая» и «проворная» Харита Игнатьевна не рискует так откровенно подкладывать свою дочь под денежные мешки, как это делает учительница и «москвичка в пятом поколении».
Не меньшее впечатление произвел и поэтический очерк «Любовь во время «Грозы» Людмилы Пономаревой, учителя русского языка и литературы школы №11 Усть-Лабинского района Краснодарского края, в основе которого трагическая любовь драматурга и актрисы Любови Косицкой: «Актриса Косицкая эту грозу - свою любовь - не пережила, как и ее героиня Катерина Кабанова. Так кому и зачем нужен Островский сегодня? Нам, читателям и зрителям. А зачем - каждый держит это в своем сердце...»
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Живой Островский»
1-е место - Лидия ЛЕДНИЧЕНКО, концертмейстер Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова, Республика Коми.
2-е место - Людмила ПОНОМАРЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №11 Усть-Лабинского района, Краснодарский край.
3-е место - Людмила АБРОСИМОВА, педагог-библиотекарь новобурейской школы №3, Амурская область.
Специальный диплом - Любовь ДОБРОСОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани, Республика Татарстан.
Самая яркая и красочная номинация, конечно же, художественная. Благодаря нашим конкурсантам в карандаше и акварели оживают герои все тех же «Грозы», «Бесприданницы», «Снегурочки». У каждого своя Катерина, свои Паратов и Лель, но есть в них и что-то общее - удивительное сочетание прошлого и настоящего на лицах.
Первое место у самой необычной и оригинальной серии работ: Марина Хуснутдинова, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска Калининградской области, прислала нам фотографии, на которых ее ученики позируют в образах героев хрестоматийных пьес.
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского»
1-е место - Марина ХУСНУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска, Калининградская область.
2-е место - Кристина МОНАСТЫРЕВА, ученица 10-го класса средней школы №5 г. Бийска, Алтайский край.
3-е место - Елена ЛОДИНА, педагог дополнительного образования средней школы №89 г. Санкт-Петербурга.
Все победители получат призы от наших друзей - книжных издательств АСТ, «Самокат» и «Аквиллегия-М». Участники - сертификаты «УГ». А пока читайте Островского и оставайтесь с «УГ». Впереди новые конкурсы и новые победы.

Сочинение


«Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов - правда! Это - конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену». Такие слова подслушал на первом представлении комедии «Бедность не порок» в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их «постоянный театральный посетитель и знаток», учитель русской словесности.

Любим Торцов - простой купец, к тому же обедневший и опустившийся, но сохранивший доброту, ум, желание помочь хорошим людям и умеющий это сделать. Именно он заставил раскаяться своего богатого брата, решившего было ради переезда в Москву, где намеревался «всякую моду подражать», выдать дочку замуж за злого старика-вдовца. Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сцене и дало надежду, что с театральных подмостков исчезнут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и вообще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие «пейзане». Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.

Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому новому зрителю, выводя на сцену героев, с которыми был хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Он слушал их речь, представлял, как они могут произносить ту или иную реплику - с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя.

В последних произведениях Островского в центре событии все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество для нее - единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ранних пьес Островского так и называлась «Бедная невеста». В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты».

Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница», написанная в 1878 году. Лариса в «Бесприданнице» - натура богато одаренная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремится к правде, нравственной чистоте. Все это высоко поднимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свойственные ее кругу, - кругу разоряющихся дворян, умеющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых «цивилизованных» купцов, охотно принимающих в этом небескорыстное участие. Лариса становится невестой бедного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладельцем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Ларисой, «женихов всех отбил» и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. Неожиданное возвращение Паратова приводит девушку в смятение - она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе.

Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг претендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Богатые купцы - молодой холостяк Вожеватов, не желающий, однако, жениться на бессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров - хотели бы превратить Ларису в свою содержанку. Паратов, уже собираясь жениться на богатой невесте (о чем пока не догадывается Лариса), просто хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы.

Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. И Паратов здесь не только не исключение, но и самый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его считают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она держала. На что тот вполне резонно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел».

В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И непосредственно вслед за этим становится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого - невесте с золотыми приисками. Разоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандышева. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квартиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить роскошный обед - не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.

Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.

Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает «стать очень дорогой вещью». Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Карандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: «Никто не виноват, никто… Это я сама…». Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочетаются отказ от личного счастья - и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе - и поклонение зрителей, бедность - и шумный успех. В этих пьесах Островский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисными интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно возвышается великое и благородное искусство театра. В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. «Исписал всю русскую жизнь» - от доисторических, сказочных времен и событий прошлого до злободневной действительности. Произведения Островского и в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя. И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.

«Зачем лгут, что Островский «устарел», - писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Кугель. - Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу».

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница")

"Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов -правда! Это - конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену". Такие слова подслушал на первом представлении комедии "Бедность не порок" в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их "постоянный театральный посетитель и знаток", учитель русской словесности.

Любим Торцов - простой купец, к тому же обедневший и опустившийся, но сохранивший доброту, ум, желание помочь хорошим людям и умеющий это сделать. Именно он заставил раскаяться своего богатого брата, решившего было ради переезда в Москву, где намеревался -"всякую моду подражать", выдать дочку замуж за злого старика-вдовца.

Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сцене и дало надежду, что с театральных подмостков исчезнут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и вообще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие "пейзане". Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.

Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому новому зрителю, выводя на сцену героев, с которыми был хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Он слушал их речь, представлял, как они могут произносить ту или иную реплику - с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя.

В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, "делового человека", интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.

Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество для нее - единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. "Невеста" - это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ранних пьес Островского так и называлась "Бедная невеста" . В конце своего творческого пути он написал драму "Богатые невесты".

Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, "девушки на выданье" - "Бесприданница", написанная в 1878 году.

Лариса в "Бесприданнице" - натура богато одаренная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремится к правде, нравственной чистоте. Все это высоко поднимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свойственные ее кругу, - кругу разоряющихся дворян, умеющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых "цивилизованных" купцов, охотно принимающих в этом небескорыстное участие. Лариса становится невестой бедного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладельцем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Ларисой, "женихов всех отбил" и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. Неожиданное возвращение Паратова приводит девушку в смятение - она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе.

Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг претендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Богатые купцы - молодой холостяк Вожеватов, не желающий, однако, жениться набессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров - хотели бы превратить Ларису в свою содержанку. Паратов, уже собираясь жениться на богатой невесте (о чем пока не догадывается Лариса), просто хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы.

Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. И Паратов здесь не только не исключение, но и самый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его считают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она держала. На что тот вполне резонно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел".

В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И непосредственно вслед за этим становится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого - невесте с золотыми приисками. Разоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандыше-ва. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квартиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить роскошный обед - не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.

Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.

Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает "стать очень дорогой вещью". Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Карандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: "Никто не виноват, никто... Это я сама...". Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881) и "Без вины виноватые" (1883). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочетаются отказ от личного счастья - и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе - и поклонение зрителей, бедность - и шумный успех. В этих пьесах Островский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисными интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно возвышается великое и благородное искусство театра. В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. "Исписал всю русскую жизнь" - от доисторических, сказочных времен и событий прошлого до злободневной действительности. Произведения Островского и в в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя. И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.

"Зачем лгут, что Островский "устарел", - писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Ку-гель. - Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу".

«Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов — правда ! Это - конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену». Такие слова подслушал на первом представлении комедии «Бедность не порок» в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их «постоянный театральный посетитель и знаток, учитель русской словесности.

Любим Торцов - простой купец, к тому же обедневший и опустившийся, но сохранивший доброту, ум, желание помочь хорошим людям и умеющий это сделать. Именно он заставил раскаяться своего богатого брата, решившего было ради переезда в Москву, где намеревался -«всякую моду подражать», выдать дочку замуж за злого старика-вдовца. Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сцене и дало надежду, что с театральных подмостков исчезнут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и вообще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие «пейзане». Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.

Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому

новому зрителю, выводя на сцену героев, с которыми был хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Он слушал их речь, представлял, как они могут произносить ту или иную реплику - с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя. В последних произведениях Островского в центре событии все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.

Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество для нее - единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ранних пьес Островского так и называлась «Бедная невеста» . В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты». Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница», написанная в 1878 году.

Лариса в «Бесприданнице» — натура богато одаренная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремится к правде, нравственной чистоте. Все это высоко поднимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свойственные ее кругу, - кругу разоряющихся дворян, умеющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых «цивилизованных» купцов, охотно принимающих в этом небескорыстное участие. Лариса становится невестой бедного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладельцем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Ларисой, «женихов всех отбил» и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. Неожиданное возвращение Паратова приводит девушку в смятение - она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе. Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг претендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Богатые купцы - молодой холостяк Вожеватов, не желающий, однако, жениться набессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров - хотели бы превратить Ларису в свою содержанку. Паратов, уже собираясь жениться на богатой невесте (о чем пока не догадывается Лариса), просто хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы.

Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. И Паратов здесь не только не исключение, но и самый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его считают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она держала. На что тот вполне резонно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И непосредственно вслед за этим становится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого - невесте с золотыми приисками. Разоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандыше-ва. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квартиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить роскошный обед - не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.

Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает «стать очень дорогой вещью». Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Ка-рандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: «Никто не виноват, никто… Это я сама…». Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели. В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре — «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочетаются отказ от личного счастья - и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе - и поклонение зрителей, бедность - и шумный успех. В этих пьесах Островский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисными интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно возвышается великое и благородное искусство театра. В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. «Исписал всю русскую жизнь» - от доисторических, сказочных времен и событий прошлого до злободневной действительности. Произведения Островского и в в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя. И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.

«Зачем лгут, что Островский «устарел», — писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Ку-гель. — Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу».

Читайте также: