Сообщение пиковая дама проблема человека и судьбы. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести. Подтверждение или опровержение гипотез

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

>Сочинения по произведению Пиковая дама

Судьба и случай

Повесть «Пиковая дама» была написана А. С. Пушкиным приблизительно в 1834 году. За несколько лет до этого от своего друга князя Голицына он услышал интересную историю о его бабушке, известной светской даме, которая сначала проиграла крупную сумму, играя в карты, но потом узнала какую-то секретную комбинацию, которая позволила ей отыграться. Этот мистический анекдот запал в душу писателю и с тех пор он непременно хотел написать об этом рассказ.

Читая произведения Пушкина, можно сделать вывод, что автор был довольно умным и осведомленным в разных областях человеком. Поэтому он не мог не знать, что под словом «судьба» или «везение» подразумевается недюжинный труд, проделанный конкретным человеком, чтобы добиться чего-то хорошего. Случай тоже многое решает, но, как правило, то, как сложится судьба, зависит от поведения и восприятия определенного человека. С главным героем данной повести судьба сыграла злую шутку.

Проект урока-дискуссии

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

В 9 классе.

«Каждому человеку судьбу создают его нравы»

(античная пословица)

(Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. интерпретировать художественный смысл произведения;
  2. научиться видеть авторскую точку зрения через призму поступков героя и его судьбу.
  1. Развивающие:
  1. углубление восприятия учащимися литературного произведения;
  2. воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать личностные качества, необходимые для выработки определенной модели поведения в ходе ведения дискуссии;
  2. способствовать формированию позиционного самоопределения учащихся в рамках учебного диалога.

В соответствии с поставленными целями можно прогнозировать следующие результаты : учащиеся в процессе и урока смогут

  1. самостоятельно сформулировать проблемные вопросы и учебные задачи, необходимые для анализа;
  2. определить личное отношение к поставленным проблемным вопросам;
  3. изложить позднее свои рассуждения в виде творческой работы по одному из предложенных афоризмов.

Композиционная форма урока : урок-семинар с использованием работы в группах.

Место урока в учебном контексте : итоговый урок по повести «Пиковая дама»

Психолого-педагогическое обоснование.

(Характеристика класса)

9 класс «Б» - класс с углубленным изучением литературы, преподавание в котором осуществляется по программе М.Б. Ладыгина.

В классе 29 человек, из них 20 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст учащихся 14-15 лет. Именно в этом возрасте очевидна ориентация школьника на серьезное осознание себе как цельной уникальной личности, стремящейся к построению собственной картины мира, готовой отстаивать собственную позицию и творить.

Перед ребятами этого класса достаточно остро встают проблемы морально-этического плана. Одним из важнейших аспектов их самосознания является оценка своих нравственных качеств. Я как учитель-словесник, работая в этом классе, получаю уникальную возможность помочь учащимся оценить разнообразные жизненные ситуации и в конечном итоге сформулировать собственную модель взаимодействия с миром.

Учащиеся охотно участвуют в обсуждении проблемных вопросов, вступают в дискуссию, обладают навыками ее ведения. В классе сложилась благоприятная, доброжелательная атмосфера, способствующая самораскрытию школьников.

Их активная позиция в учебном процессе проявляется в способности самостоятельно анализировать литературное произведение, выявлять в нем разные смысловые уровни, оценивать художественную форму произведения.

Большинство учащихся класса владеют литературоведческой терминологией, применяют ее для качественного анализа литературного произведения.

Учащиеся любознательны, инициативны, способны к эмоциональному восприятию окружающего мира, сопереживанию и творческому отражению своих чувств и представлений через слово.

Ход урока

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Вспомним наши выводы из предыдущего обсуждения произведения. Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Каждому человеку судьбу создают его нравы» (античная пословица) (Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-дискусси. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулировку проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, в группах обсуждают поставленную проблему, ищут в тексте подтверждение своим воззрениям.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются точки зрения групп, но каждый участник дискуссии может внести свои корректировки в общее мнение; задаются вопросы.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: «мистические тройка, семерка, туз» наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он «обдёрнулся».

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих? Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»?

На жизнь человека влияют его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Рефлексия.

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Какова ваша жизненная позиция в вопросе о роли «судьбы», «случая» в жизни человека?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Домашнее задание.

Выберите один из предложенных афоризмов и в виде рассуждения согласитесь с его автором или опровергните это мнение.

  1. «Судьба неизбежнее, чем случайность. Судьба заключена в характере…» Акутагава Рюноскэ
  2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают» У. Брайан
  3. «Судьба человека – чаще в его характере» Корнелий Непот.
  4. «Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» Новалис
  5. «Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы» Ф. Ларошфуко
  6. «Не всё, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» Карнеад.

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Цели:

    Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода. Развивающая: языковой анализ фрагментов текста. Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге. Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление). Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.

Анализ текста по вопросам:

    Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?

    C овременна ли она, на ваш взгляд?

    А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

    О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)

    Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?

(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

    А теперь обратимся к тексту .

В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость . Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

    Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

    Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)

    В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

    На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

    С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.

    Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).

14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
(Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)

15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?

16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?

17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? (Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).

Вывод:

18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?

(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)

Домашнее задание (по вариантам):

1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?

2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.

3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).

Материалы к уроку:

Расчет

Умеренность

Трудолюбие

ПИКОВАЯ ДАМА -

тайная недоброжелательность

Елизавета с древнееврейского « почитающая Бога»

3 злодейства :

- убийство веры в любовь (ЛИЗА)

- убийство (невольное) старухи

- убийство души (ГЕРМАНН)

Наполеон воплощение стремления к власти.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол.Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое. (В.И. ДАЛЬ) ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)

««Пиковая дама» - это вызов интерпретаторам. Мало найдется произведений в русской литературе, которые окружала бы такая масса истолкований со столь разными подходами. Все главные мотивы объяснимы двумя разными способами... - и реалистическим, и фантастическим».1
С подобным высказыванием немецкого литературоведа Вольфа Шмида трудно не согласиться. Поэтика повести в целом действительно определяется основной бинарной оппозицией «реализм» - «фантастика». Но прочтение произведения только в рамках этой оппозиции позволяет затронуть лишь сказочно-мистический или социально-психологический пласты повести. Даже обращение к наполеоновской теме и сопоставление с «Преступлением и наказанием» не идет глубже нравственно-этического уровня содержания. А ведь «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность подняться до высшего метафизического понимания смысла повести.
Основная и «тайная» тема Судьбы начинается уже эпиграфом ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)»2. Гадательная книга – это книга, с помощью которой человек надеется заглянуть в свое будущее, угадать свою судьбу, а значит подчинить ее себе, завладеть ею. Тем самым, в таком эпиграфе просматривается и намек автора на предстоящий основной конфликт повести – конфликт между свободой человека и предначертанной ему свыше судьбой.
Борьба героя с роком – излюбленный сюжет древнегреческих трагедий, давно ставший в литературе мифологемой. Не случайно Германн сравнивается с Наполеоном (героем) и Мефистофелем (демоном, богоборцем). Но для Пушкина сюжет этот нов, интересен и актуален (от того-то и «новейшая гадательная книга»), потому что теперь этот «старый как мир» сюжет разыгрывается на новой для него русской почве.
Однако начинается повесть с совершенно иного мотива, с мотива покорности и верности своей судьбе.
«- Что ты сделал, Сурин? – спросил хозяин.
- Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!
- И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твердость твоя для меня удивительна.»
Сурин упрямо и твердо не желает переменить свою несчастливую в игре судьбу. А для этого и нужно всего-то - чуть-чуть изменить себя, сыграть не так как всегда. Но нет, он до конца остается верен себе, своим привычкам и принципам. Что это – пассивная борьба с роком? Или что-то иное, более глубокое и сложное.
Сурин – загадка, его действия непонятны и удивительны для окружающих. С одной стороны, он как бы просто доверяет своей судьбе, терпеливо ждет от нее милости, своего счастливого Случая. А с другой – сводит к нулю возможность всякой случайности. И при этом остается самим собою, ничем не жертвуя, ни через чего не переступая и самое главное – не насилуя собственную природу.
На первый взгляд нежелание Германна участвовать в игре объясняется тем же мотивом – верностью себе самому и своим убеждениям: «…Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но Сурин покорен своей несчастливой судьбе. Германн же, напротив, сам волен распоряжаться своей судьбой и ради этого готов жертвовать своими чувствами и страстями. И не играет не из простого упрямства или из своей расчетливости, как предполагает Томский, а как раз потому, что боится Случая. Он лишь наблюдает за игрой, хочет научиться обманывать случай, чтобы выигрыш был наверняка, чтобы он стал Судьбой, а не случайностью. «Овладеть случайностью – мечта Германна, - пишет Н.Я.Берковский. – Истребить случайность. Овладеть жизнью, умертвив жизнь. В случайности и бьется жизнь во всей своей свободе и неуследимости»3.
Но ведь и Сурин стремиться обмануть всякую случайность, однако его позиция «непротивления судьбе» так и остается странной и удивительной, тогда как «загадка» Германна легко разгадывается Томским: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!». И хотя Томский слишком упрощает характер героя, но это «вот и все» вполне удовлетворяет слушателей, Германн становится им понятен и скучен.
Но вот случай помимо воли героя врывается в его жизнь. Он случайно (!) слышит анекдот о трех картах. И здесь интересна реакция слушателей на историю Томского:
«- Случай! – сказал один из гостей.
- Сказка! - заметил Германн.
- Может статься, порошковые карты? – подхватил третий».
Вряд ли сам Пушкин в замечание Германна «сказка» вкладывал лишь значение «выдумка», ведь следующая третья реплика несет в себе близкое отрицательное отношение к рассказанному анекдоту. «Сказка» - выдумка, «порошковые карты» – просто обман. Участники разговора уловили в словах Германна только это отрицание, отсюда у Пушкина и точный глагол «подхватил третий», подхватил мысль Германна и довел ее до логического конца: «выдумка» – «обман». Но сказка – если и обман, то обман волшебный. Сказка – это чудесный рассказ о том, как человек с помощью неких волшебных сил или благодаря своей природной удачливости и счастливой судьбе преодолевает различные препятствия, встречающиеся ему на пути. Как правило все эти сказочные препятствия возникают неожиданно и как бы случайно – «вдруг», «откуда ни возьмись». Поэтому сказочный герой – это герой, который овладел Случаем, который знает тайну счастливой судьбы. Именно поэтому и вырвалось это двусмысленное словцо «сказка» у Германна, что оно соответствует двойственной природе самого героя: внешней холодности и скептицизму с одной стороны и внутренней страстности и «огненному воображению» с другой.
Таким образом, перед нами две жизненные позиции, две философии, которые стоят за символическими репликами героев «Случай» и «Сказка»: 1. надежда на счастливый случай, способный изменить судьбу и 2. желание подчинить себе всякую случайность и тем самым полностью овладеть своей судьбой. (Третья реплика: «порошковые карты» - «обман», как и в случае с «загадкой» Германна, снова опровергается тем же Томским и потому так же теряет свою значимость и интересность). Однако сам Пушкин не разделяет ни ту, ни другую позицию, ибо все последующие события «Пиковой дамы» будут посвящены их развенчанию.
Вера в случай терпит поражение на примере судьбы Лизаветы Ивановны. На первый взгляд только случай и может помочь ей переменить свою участь «домашней мученицы». Тем более, что свой крест бедной воспитанницы знатной старухи она несет отнюдь не покорно, а «с нетерпением ожидая избавителя». Именно нетерпение заставляет ее поверить первому же подходящему случаю. А Пушкин специально подчеркивает случайное появление Германна в ее жизни. Описывая сцену у окошка он дважды использует наречия, характеризующие неожиданность происходящего: «однажды» и «нечаянно», а так же употребляет символичный глагол «случилось». Случай знакомит Лизу и Германна, случай же помогает назначить им ночное свидание: «Сегодня бал у ***ского посланника. Графиня там будет…Вот вам случай увидеть меня наедине».
Но случай жестоко обманывает героиню, открывая ей в Германне злодея, а не избавителя. А ведь настоящий избавитель и избранник был предопределен Лизавете Ивановне судьбой еще до встречи с Германном. Пушкин намекает на это в заключении, рассказывая нам, что Лиза вышла замуж за «очень любезного молодого человека», который является сыном бывшего управителя у старой графини. То есть ее избавитель всегда был рядом, только до поры до времени был неизвестен. Тем самым Пушкин учит нас доверять собственной судьбе и не торопить жизненные события. И кто знает, как наказала бы героиню за ее нетерпение Судьба, если бы она не успела раскаяться в своем доверии случайному поклоннику еще до рокового объяснения с ним: «С первого взгляда она удостоверилась в его отсутствии и благодарила судьбу за препятствие, помешавшее их свиданию». И здесь перед нами совершенно русское нравственное понимание смысла самого этого слова «Судьба», первое и древнейшее значение которого восходит к таким понятиям как «суд», «судилище», «расправа»4. Судьба – это прежде всего Суд Божий. «Не рок слепой, премудрая судьба», - так говорит народ о тех высших силах, которые управляют его жизнью. И принимая такое определение судьбы, человек признает себя полным ее хозяином, ибо только от нравственности и верности его собственных поступков зависит, чем обернется Суд Божий – счастьем или расправой.
Итак, надежда на счастливый случай оказалась иллюзорной и даже опасной. Но может быть тогда прав Германн в своем стремлении победить случайность?
Замечателен тот факт, что Пушкин выбирает героем своей повести не просто русского человека, а «обрусевшего немца». А это значит, что с одной стороны жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны – его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Поэтому конечной целью такого существования является «покой и независимость»: покой как окончание борьбы и независимость от всякой случайности. Расчет собственно и есть умение предвидеть и избежать случайность. «Товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью,» - это тоже говорит о его умении оградить себя от опасных случайностей. Даже поддавшись обаянию случайного рассказа Томского, он намерен «попробовать своего счастья» не иначе как по строгому плану: «Представиться ей, подбиться в ее милость, - пожалуй, сделаться ее любовником…» И только натолкнувшись в своих рассуждениях на возможность нелепой случайности «она может умереть через неделю, через два дня!», Германн отказывается от этой идеи. Уже овладев тайной трех карт, он жаждет все того же – «вынудить клад у очаровательной фортуны». (Фортуна – богиня случая; «вынудить» у нее клад – значит завладеть счастливым случаем и победить все неблагоприятные случайности).
Но несмотря на свою непокорность неожиданностям судьбы, Германн все время и помимо своей воли оказывается пленником случая. Во-первых, сам анекдот Томского, как мы уже отметили выше, есть ни что иное, как случай, ибо услышан Германном совершенно случайно, Томский мог и не рассказывать его в тот вечер. И хотя Германну удается преодолеть эту случайность благодаря своей рассудительности (отказывается от идеи «подбиться в милость» к старухе), но случай тут же снова его настигает: «Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры», - то есть перед домом старой графини. И далее Германн уже полностью отдается воле случая, и именно от него зависит его участь: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему. Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку…Эта минута решила его участь». Случай позволяет проникнуть ему в дом графини (бал у ***ского посланника), случай дает возможность ему применить на деле тайну трех карт («Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очаровательной фортуны. Случай избавил его от хлопот»), и, наконец, предательская случайность в игре («обдернулся» – случайно вынул из колоды не ту карту) ставит крест на всей его судьбе.
И кажется, что жизнь человеческая действительно «дар напрасный, дар случайный» и нет никаких высших разумных сил, управляющих ею, никакого провидения, а есть лишь цепь не предвиденных, внезапных, нечаянных обстоятельств. Есть лишь Случай и больше ничего. А ведь Германн было уже поверил в свою «сказку», и отдался он всецело «той минуте» именно потому, что ему показалось, что он сумел завладеть случаем, заставил его служить себе и превратил случайность в событийность. Он чувствовал, как таинственные силы помогают ему («неведомая сила» привлекала его к дому графини; привидение самой графини признается, что она пришла не по своей воле и что ей велено исполнить его просьбу). И это действительно придавало ему некоторую схожесть со сказочным героем, ведь графиня – не просто старуха, а «старая ведьма», и он приходит к «ведьме» за некой тайной, которая поможет ему разбогатеть, т.е. за колдовством. И этот сказочный герой, которому покровительствуют волшебные силы, который разгадал три счастливые карты (как три мудреные сказочные загадки), который бросил вызов самой судьбе; (сначала он всего лишь умоляет графиню о милости, потом пытается вырвать у нее тайну, угрожая пистолетом; наконец, узнав заветные три карты, сразу же нарушает условия, на которых они были ему раскрыты;;, и, наконец, уже в открытую собирается помериться с судьбой силой и вынудить клад у очаровательной фортуны), - и вдруг этот герой становится жертвой нелепой случайности, слепого рока. Как тут не сойти с ума.
Но вовсе не случайностью была ошибка Германна, а исполненным приговором Суда Божьего, где случай выступил «мощным, мгновенным орудием провидения». И вместе с Германном русская действительность вынесла приговор и западноевропейскому отношению к жизни, сочетающему в себе безверие, своеволие и одновременно мистицизм. Ведь Германн одновременно и мистик (верит в привидения, приметы, тайны и потусторонние силы), и богоборец (бросает вызов судьбе), и просто атеист. Последнее заложено как бы и в его профессии (инженер), а это значит – трезвый механистический взгляд на жизнь и природу (жизнь есть некий механизм, и стоит лишь завладеть тайной этого механизма, и он будет послушно работать для твоей пользы). Но прежде всего безверие Германна вытекает из его нравственной черствости, из отсутствия раскаяния в нем, из готовности переступить через любые моральные заветы и устои. Именно за это он и наказан по нравственным законам русской судьбы.
Итак, две жизненные философии «Случай» и «Сказка», заявленные в начале повести оказались ни чем иным, как обманом, «порошковыми картами» (еще одна возможность трактовки этой третьей реплики, которая как бы перечеркивает две предыдущие). Но Пушкин никогда не строит произведение на одном отрицании, он всегда дает свой положительный идеал. Но есть ли он в «Пиковой даме»? Несомненно. Он дан почти в первых строках повести – мы имеем в виду загадку Сурина, его стоическое отношение к судьбе, его доверие к ней и терпение в несчастьях, его нравственную твердость и верность самому себе. Идеал, данный лишь намеком, идеал, может быть, во многом новый и необычный как для самого Пушкина, так и для читателей, но идеал действительно русский, который находится в согласии с национальным понятием судьбы как Суда Божьего.

Читайте также: