Спор о правде и лжи в пьесе на дне горького сочинение. Сочинение на тему: Кто прав в споре о правде в пьесе На дне, Горький Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Спор о правде и человеке в пьесе Горького "На дне"

Пьеса Горького "На дне" - драма, заставляющая читателя задуматься о смысле жизни и человеческой сущности. В произведении повествуется о людях из разных слоев общества, которые потеряли надежду на будущее, опустившись на самое дно. Столкновение мнений обитателей ночлежки о человеке является основой сюжета данной пьесы. Ядро же этого спора - проблема правды и лжи.

Обитатели дна очень разные, но всех их объединяет нищета и отсутствие веры в завтрашний день. Но внезапно в ночлежке появляется Лука, который каждому человеку говорит нужные слова, а также дает надежду. Старик был очень добрым, его высказывания всегда имели глубокий смысл. Он считал, что людям надо сострадать, жалеть их. Анне Лука попытался облегчить уход из жизни, Актеру рассказал о лечебнице для пьяниц, Ваське Пеплу говорил о вольной жизни в Сибири.

Он действовал из добрых побуждений, вселял людям веру в светлое будущее, но после его неожиданного ухода они самостоятельно приняли решение о своем дальнейшем жизненном пути. Кто-то захотел измениться, а кто-то совсем отчаялся. Философия Луки подразумевает обращение к состраданию, доброте в душе человека, которая поможет ему стать лучше, хотя это и может быть достигнуто благодаря лжи.

Другой же персонаж,Сатин, говорит: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!". Он считает, что жалеть человека - значит унижать его. Только лишь от самих людей зависят их судьбы. Но несмотря на это, Сатин поддерживает Луку в его помощи окружающим. Странник помог ему очиститься, "подействовал как кислота на старую монету". Из этого можно сделать вывод, что он восстает против лжи со стороны общества, а не старика. Его обман можно оправдать, он помог людям получить надежду.

Бубнов же считал, что ложь неприемлема совсем. Он говорил, что человек не может изменить свою судьбу. «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» - говорит бывший дворянин. Он полностью отчаялся в жизни, именно поэтому безжалостен к окружающим так же, как и к себе.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе "На дне" Горький не говорит что лучше - правда или ложь. В споре с Лукой находится не Сатин или Барон, а сам автор. С одной стороны, обман никого не спас, а жить в мире иллюзий нельзя. Но неправда дала надежду на будущее, которая помогла пробудить в обитателях ночлежки веру в себя. Я считаю, что Лука поступал правильно, и если бы герои произведения действительно смогли поверить в себя и обрести внутренний стержень, то их могла ждать совсем другая жизнь.

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком. В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема: «Спор о правде в пьесе «На дне» М. Горького»

google_protectAndRun("render_ads. js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель: установить значение споров о правде и утешительной лжи в пьесе.

Задачи:

Образовательная – определить философские проблемы, положенные в основу пьесы; выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина и Луки. продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепление правил устного выступления.

Оборудование : записи на доске, эпиграф, аудиозапись, раздаточный материал.

Методические приемы : учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Форма урока : урок-диспут

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вводно-мотивационный этап.


-Задание для группы . Обсудите смысл изображений.

Как вы определите тему и цель нашего урока, исходя из смысла рисунков?

Да, сегодня мы обратимся к философской стороне произведения Горького. Большинство людей считает правду абсолютным понятием, истину - тем, что правде соответствует, а ложь - чем-то не являющимся ни правдой, ни истиной. На первый взгляд, все очень просто. Но это лишь на первый взгляд…

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Я предлагаю и нам с вами подумать над вопросами, которые сам Горький поставил, когда писал о своем замысле.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что

лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно

ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться

ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а

общефилософский.

М. Горький

Работа с эпиграфом. Определите главную проблему и расположите остальные в порядке необходимости их решения.

1.Что есть ложь, а что правда? 1

2.Лгал ли Лука? 3

3.Что лучше: истина или сострадание? 4

4.Можно ли лгать из сострадания к человеку? 2

3.Словарно-аналитическая работа с основными понятиями урока.

Дайте определения понятиям: ПРАВДА ИСТИНА ЛОЖЬ

Правда- то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.

Истина- адекватное отображение в сознании воспринимающего того, то существует объективно.

Ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман.

Современный толковый словарь указывает на возможность замены понятия «правда» понятием «истина». Согласны ли вы с точностью такого определения? Из определений можно сделать вывод, что правда является лишь составной частью истины. А ложь может быть противоположна лишь правде, но никак не истине.

С именем какого героя из пьесы «На дне» мы говорим об этих философских категориях?

4.Работа над проблемным вопросом. Каждая группа обсуждает заявленный вопрос.

1. Лука – добрый человек, ему действительно жалко страдающих людей, и он хочет хоть чем-то облегчить их участь.

2.Лука умеет приласкать, готов утешить, но не потому, что сердцем откликается на чужую боль, а потому, что жизненный опыт подсказывает ему: «человека приласкать - никогда не вредно».

3.Лука-жулик, человек с холодным сердцем, он лжет людям.

(подготовка 5 мин, выступление группы-3 минуты)

-Что изменилось в ночлежке с уходом Луки?

(Именно после ухода Луки Сатин произносит монолог о том, что такое правда и кто такой человек)

-Видеоролик монолог Сатина .

-Чем отличается отношение к человеку Сатина и Луки?

-Перед вами 3 мнения о герое нашего урока:

1) Лука-вечный, неуемный странник, искатель истины (трактовка МХАТа)

2)Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время. Лука - приспособленец. (И. Анненский)

3)Лука-апостол (Мережковский)

4) другое мнение

На стикерах напишите свое имя и прикрепите к тому высказыванию, которое соответствует вашему пониманию образа Луки. Если выбираете другое мнение, надо объяснить почему.

Итог: Для Сатина и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам преодолеть жизнь лишь собственными силами.

И в заключении нашего урока я предлагаю вам сыграть ролевую игру . Вам надо «примерить» правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами человек-это я, который только что уволен с работы, и я не знаю, что делать дальше. Помогите мне, исходя из образа Луки, Сатина или Бубнова пережить этот трудный момент. А я вам потом скажу, чьи слова утешения действительно помогают. (Сатин и Бубнов утешать людей не могут)

Вот мы и разобрались в образах главных героев пьесы Горького, поэтому домашним заданием вам будет эссе «Какой смысл, заключенный в образном содержании пьесы, обеспечивает ее успех на сценах театров и актуальна ли пьеса в наше время?»

Максим Горький - легендарный писатель, чьи произведения пополнили коллекцию классики русской литературы. Писатель отходит от неких литературных канонов и переворачивает своими сочинениями с ног на голову общество того времени. Самым ярким из «новаторских» произведений Горького, пожалуй, можно назвать его нашумевшую пьесу «На дне».

Действительно, перо Горького населяет театральную сцену - алтарь храма Мельпомены - «бывшими людьми»: шулерами, падшими женщинами, ворами, убийцами… Им ли здесь место? Но Горький говорит людям, выброшенным за борт жизни, «быть».

«На дне» - социальная, философская и психологическая пьеса, отражающая актуальные проблемы современности как самого писателя, так и его потомков, проблемы, которые до сих пор не были решены. Конечно, все поднятые автором вопросы не перечислить: их слишком много, в особенности если рассматривать пьесу с разных точек зрения. Но самой «яркой», «бросающейся в глаза» можно назвать проблему правды и смысла жизни.

Обитатели ночлежки - жители дна. Когда-то они были обычными людьми, кроме, разве что, Васьки Пепла, который с самого детства привык смотреть на воровство и, повзрослев, сам приспособился к тому же делу. У каждого из обитателей есть своя мечта, которую они хотят осуществить, но не прикладывают никаких усилий для этого. Жизнь, точно бурное море, швыряет их о камни проблем, захлестывает ими с головой, застилает темной водой глаза, лишая возможности понять, кто ты и что делать дальше. Эти люди потеряны, бессильны, лишены надежды на лучшее. И вдруг в их «темном царстве» появляется такой необходимый им «луч света» - Лука.

Библейское имя трактовалось в разное время по-разному: кто-то утверждал, что Лука несет с собой свет; другие же считали, что старец своей ложью лишь сильнее ввергает обитателей дна во тьму. И тогда встает вопрос: нужна ли такая ложь? во благо ли она или во вред?

Лука выступает в пьесе в роли утешителя. Он рисует умирающей Анне Смерть-избавительницу, Смерть-подругу, которая заберет вместе с душой всю боль несчастной женщины. Пьянице-Актёру дарит надежду на исцеление: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…». Дает совет Пеплу забирать Наташу и уезжать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Он, пожалуй, единственный верит Настеньке, рассказывающей небылицы про влюбленного в нее студента: «Я - знаю… Я - верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она! Была!». На какой-то момент действительно кажется, что из-за туч выглянуло солнце и осветило лица и души заблудившихся во тьме людей. У каждого из утешенных появляется смысл жизни. Они сами начинают верить в то, о чем раньше могли лишь мечтать! И это ли не счастье?

Но Лука исчезает так же, как и появляется. Вновь сгущаются тучи. Уходя, он «забыл» назвать Актёру название города, в котором «бесплатно лечат от пьянства». И тот кончает жизнь самоубийством. Пепел убивает Костылева, и от него отворачивается Наташа. Его сажают в тюрьму. Жизнь Насти не меняется. Она все так же читает бульварные романы, стремясь хотя бы оттуда почерпнуть те крупицы истинного чувства, которое так и не снизошло на нее. Лишь Анна погибает в мечтах о блаженстве после смерти. Но дано ли нам узнать, получила ли она его?..

Лука жалеет обитателей ночлежки. Но его жалость не приносит никому счастья, хотя жители дна благодарны ему за нее. Кроме, пожалуй, бездельника Сатина, который не согласен с Лукой и даже в чем-то противостоит ему. Когда старик пропадает, Сатин, на которого появление Луки подействовало «как кислота на грязную монету», единственный понимает смысл всех сказанных им слов и рассказывает об этом своим сожителям:

«Он врал вам… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! <…> Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!».

Сатин проповедует свободу человека как высшую ценность. И жалость Луки скорее коробит его, нежели заставляет надеяться на лучшее будущее:

« Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Так кто же все-таки прав?..

В пьесе Горький задает читателю и зрителю множество вопросов, но не дает однозначного ответа ни на один из них. Он словно распахивает перед нами несколько дверей, ставит на перепутье и подталкивает в спину: «Выбирай». Если бы я стояла на таком перепутье, где дорога налево - это жалость Луки, а направо - уважение Сатина, то, на мой взгляд, стоило бы пойти прямо, ведь жалость как сочувствие должна быть в нашей жизни, но и без уважения человек не может называться человеком. По моему мнению, должен существовать некий симбиоз того и другого. А куда отправились бы вы?..

Драма «На дне» является одним из ключевых произведений Максима Горького . Она была написана в 1901-1902 гг. и с большим успехом прошла в Московском Художественном театре. Центральными персонажами пьесы были, в основном, люди из низших слоев населения по разным причинам опустившиеся «на дно». Став постояльцами убогой ночлежки, многие из них пили, играли в карты, воровали, устраивали драки. Ситуацию немного разъяснил появившийся в конце первого действия старец по имени Лука .

Увидев плачевное состояние постояльцев, он хотел хоть как-то облегчить их жизнь и быт. Хозяин ночлежки 54-летний Костылев был человеком трусливым и лицемерным. Не менее добродетельна его 26-летняя жена Василиса , которая втайне от мужа навещала их постояльца Ваську-вора . К другим обитателям относятся слесарь Клещ с тяжело больной женой Анной , бывший шулер Сатин и его друг Актер , девица легкого поведения Настя , картузник Бубнов и разорившийся дворянин по кличке Барон , а также торговка пельменей Квашня . Лука жалеет всех жителей ночлежки, сочувствует и как умеет, успокаивает.

Он говорит, что для решения многих проблем необходимо примирение с действительностью. Он выступает этаким простонародным бродячим философом. Его речи сладко утешают, дают кратковременную надежду на лучшее, но все же не меняют действительности в лучшую сторону. Его правде жизни противопоставлена точка зрения Сатина. Этот герой веселый циник, который воспринимает жизнь как игру в карты. У него полно своих причуд, но мысль его готова вырваться за рамки привычного. За свою жизнь он успел побывать в тюрьме за то, что постоял за честь сестры.

По сути, этот герой борец за истину. При этом человеческая несправедливость и годы страшной нужды его не обозлили. Он сочувствует постояльцам не меньше Луки, но не считает нужным дарить им утешительную ложь, а наоборот, излагает правду в лицо. В этом смысле, он гуманнее мудрого старца, внушающего людям надежду на призрачное счастье. Лука - человек умудренный. Он много странствовал, многое повидал, но его мировоззрение не имеет объективных истин. То, что он несет, это просто мягкие, утешительные слова, а людям, оказавшимся «на дне» нужно не это.

Таким образом, автор показал сразу две правды в пьесе, которые заслуживают рассмотрения. Первая это святая ложь, основанная на обезличенной доброте и смирении. Вторая это жестокая, но гордая правда, которая находится в конфликте с первой.

Читайте также: