Разновидности протестантской веры. Как может быть больше одной церкви? Протестантизм в России в XX веке

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Мировоззрение резко изменилось и было абсолютно пессимистичным с учетом всемогущества. Исповедник выступает как судья, учитель и врач. Тренто повысил роль приходских священников и сделал епископов высшими религиозными властями, поставил талию в автономные монастыри и монастыри. Но контрреформация не только ощущалась в духовенстве. поскольку они были чрезвычайно консолидированы. Трент дал сакраментальную природу; уверенно делать ставку на интересы родителей, предотвращая подпольные браки и наказывая добрачные отношения.

«Последние указы Совета Трент подтвердили традиционное учение Церкви в противовес протестантским идеям». Все документы, доступные на этом сайте, выражают мнение их авторов, а не сайта. Целью сайта является предоставление знаний всему сообществу. Единство между католиками, протестантами и православными? Что объединяет нас и что нас разделяет.

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Что такое христианские религии? Существует немало разных христианских церквей. Мы можем собрать их в три группы. Или Католическая Церковь или Православные Церкви, Евангелическая или Протестантская Церкви. Почему они называются христианами? Эти религии называются христианами, потому что они признают Христа, как Сын Божий сотворил человека, исходят из Церкви, которую основал Христос, и пытаются практиковать и распространять учения Христа.

Что общего у христианских религий? Существует только один Бог - Отец, Сын и Святой Дух. или Иисус Христос - второй человек Троицы, созданный человеком. Он страдал и умер на кресте, чтобы спасти нас. Экуменизм называют отношением или деятельностью, которая стремится к единству христиан.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

Единство протестантов и католиков? Кто протестанты? Разрыв включал в себя целый ряд доктринальных и практических различий. Например, большинство этих Церквей принимают только два таинства: Крещение и Вечерю. Что такое протестантские церкви? Эти Церкви были разделены и разделены достаточно. Мы можем говорить о трех группах.

Его доктрина имеет кальвинистские точки, а ее организация и литургия подобны католической. Есть два англиканских отделения: Высшая Церковь, ближайшая к католицизму, и Низкая Церковь с более кальвинистскими отпечатками. Почему в протестантах так много разветвлений? Одно из возможных объяснений таково: протестанты признают только Писание как теологический источник, отвергающий Традицию и Магистерство. Но без Папы, без Предания и без Магистерия, есть много способов интерпретации Библии. Затем они разделились, намереваясь получить большую преданность Писанию, согласно их интерпретации.

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

Какие препятствия препятствуют единству католиков и протестантов? Помимо некоторых вражды и союза с Петром, проблема также является доктринальной, веры, потому что есть несколько проблем с разными подходами. Часто говорят, что протестанты признают только Библию, отвергая Традицию и Магистерство. Протестантское утверждение о том, что вера достаточна, без работ по спасению, хорошо известна.

Однако этот подход не столь радикален, потому что, конечно, протестантские пасторы проповедуют правильное поведение и желают, чтобы жизни - работы их верных были образцовыми. Что означает Солус Христос? Эта протестантская идея приглашает нас искать святость после Христа без необходимости Церкви. Но, очевидно, это не так радикально, и протестантские пасторы заботятся о своей общине и хотят, чтобы их верные собирались и посещали их проповеди.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

И различия в таинствах и нравственности? Здесь также существуют важные различия, но мы не будем останавливаться на том, что нас разделяет. Вспомним, что нас объединяет: вера во Христа и многовековое общее учение. Когда началась Протестантская Реформация? - Началось с Лютера. До этого времени христиане Запада оставались едиными. Только православные отошли от папы. Но до этой даты были некоторые прецеденты.

Годы ранее была сформирована атмосфера, которая способствовала распространению протестантских идей. Распад авторитета папы. Пребывание в Авиньоне, раскол Запада и соборность ослабили престиж понтификата. Лютер Мартин Лютер был августинским монахом большой личности, противоречивым и подавляющим. Увлеченный своими слабостями и желаниями спасения, он создавал учение, которое успокаивало бы его волнующую совесть. Сначала он нашел текст святого Павла: праведники живут верой. И он переосмыслил это, сказав, что достаточно веры, чтобы быть спасенным, без необходимости трудов или исполнять заповеди.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Разработав свои идеи, он увидел, что они выступают против учения Церкви. Затем он подтвердил себя в своих предложениях: он отверг папу и Предание, заявив, что Библии достаточно, интерпретируя это как пожелание. Таким образом, он подавлял таинства, обеты, безбрачие и т.д.

Отсюда известность Лютера и его учение распространялись с большой скоростью, среди прочего, благодаря большому смыслу пропаганды, которую имел Лютер: он наводнил Германию своими произведениями. Тогда его доктрина распространилась бы легко через скандинавские страны.

Кальвин. Джон Кальвин был французом, поселившимся в Женеве, где он пришел к власти железной рукой. Он был предприимчивым, холодным, доминирующим, более практичным и строгим, чем Лютер. Он распространил много протестантских идей, которые прибыли в Швейцарию, Голландию, Шотландию и часть Франции. Затем кальвинизм перешел в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты и т.д.

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Англиканство. Англиканство началось с раскола. Единство православных и католиков? Кто такой православный? Они хранят семь таинств, они соглашаются в доктрине и поддерживают апостольскую преемственность. Жаль, что конфронтации прошлого продолжают поддерживать это разделение между католиками и православными, потому что вера и таинства одинаковы.

Каковы основные православные церкви? Они могут быть сгруппированы в три группы. Они отделились от католиков в 5 веке. Почитаемые от большинства до наименьшего числа верных, являются Патриархатами Москвы, Румынии, Греции, Сербии, Болгарии и т.д. следует уточнить, что с такими же именами существуют меньшие католические церкви, которые поддерживают единство с Римом. Например, есть маланкаранские католики, копты, армяне, халдеи и т.д. марониты - это только католики. Почему так много православных церквей?

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Потому что эти Церкви являются автокефными, независимыми. Они выбирают своих патриархов, а другие Церкви не вмешиваются в их дела. Это происходит потому, что они не принимают преемника Петра, и без Папы единство ослабевает. Какие препятствия препятствуют единству католиков и православных? Наибольшими трудностями являются два.

Как насчет Папы? Или Православные Церкви привыкли к независимости и только признают примат чести, то есть Петр, который не вмешивается в свои Церкви. Мы можем сказать, что вместо настоящего Педро они предпочитают фотографию Педро. Преимущества единства католиков и православных. С одной стороны, миру дается пример единства. Кроме того, есть преимущества как для тех, кто может учиться из разных духовностей, так и воспользоваться взаимной молитвой и товарами Причастия Святых. Православные получают больше пользы от посещения Петра.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Преимущества союза с Педро. Пользуясь офисом Петра, православные получают. Повинулось бы Петру лишить православную независимость? Православные люди останутся прежними. Его Патриархи будут управлять с тем же или большим авторитетом при поддержке Папы Римского. Послушание преемнику Педро может подорвать их автономию в какой-то момент, но обрести независимость от гражданской власти.

Память о том, что произошло, не должна увеличивать недовольство, а учиться вести себя лучше в будущем. Общие расстояния. - На перелом между Востоком и Западом повлиял ряд факторов. Пункты напряженности. В эту общую ситуацию были добавлены конкретные факты, которые усугубляли расхождения. Во всех них присутствует Фотий, патриарх Константинопольский.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

О болгарский вопрос. В 864 году Борис был крещен князем болгар, и он хотел проповедовать своих людей. Он спросил миссионеров в Константинополе, но его патриарх Фотий дал ему длинные. Затем он спросил их в Риме, и Папа послал ему группу священников. Вскоре после того, как Борис исключил их и отправился в Константинополь. В 847 году Игнатий был избран патриархом Константинополя. Одиннадцать лет спустя произошел политический поворот, и Игнасио был сослан. Новый премьер избрал Фотия патриархом, так что есть два патриарха.

Рим поддержал Игнасио как законного патриарха, и Фотий поднял очень жестокую реплику, практически декларацию войны, даже отлучив папу. Фотию было девять лет и он был свергнут следующим императором. Затем Игнатий вернулся к визиту. Вскоре после этого в Константинополе собрался экуменический совет, где греческая церковь торжественно признала римское первенство. В чем была главная проблема? Самой сильной причиной раскола был подъем Константинополя, который заставил его встретиться с папой, отлучить его, обвинить в ереси и т.д. другие вопросы не привели бы к расколу без этого возвышения Константинополя.

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

Византийская гордость понятна: римская империя Запада была захвачена варварами, но Восток остался, и его столица считалась новым Римом. В то время как Рим находился в политическом разложении, Византия сохранила свой блеск и своего императора. Затем, если вера ослабевает, Константинопольскому Патриархату легко самооборониться с епископом Рима.

Папа послал двух важных кардиналов в качестве легатов в поисках мира; они были неправы в своих оценках и производительности. Были взаимные связи и восточный раскол. Спустя годы обе стороны попытались найти примирение, но успеха не было. Со временем некоторые из них назывались православными и другими католиками.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Если вы хотите связаться с автором этой статьи, напишите сообщение. Протестантизм, одна из трех основных религиозных конфессий христианства, вместе с теми, которые представлены католической церковью и православной церковью. Задача, заявленная пионерскими реформаторами, состояла в том, чтобы восстановить христианскую веру, как это было в ее истоках, сохранив то, что они считают ценным из римской традиции, которая сложилась в прошедшие века.

Четыре основные протестантские традиции, возникшие после Реформации, были лютеранскими, кальвинистами, анабаптистами и англиканцами. Несмотря на значительные различия между ними в плане практики и доктрины, они совпадают в своем отказе от авторитета папы и в важности, придаваемой Библии и индивидуальной вере.

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий - «протестантизм».

История протестантского богословия

Ортодоксальная протестантская теология

Реформация

К классической относят теологию, сформировавшуюся в период XVI - начало XVIII в.в., в течение которого были раскрыты основные идеи и сформировалось догматическое и практическое богословие Реформации .

Классическая теология составляет своего рода «ортодоксию» протестантизма и включает в себя такие понятия как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, природная греховность человека и возможность спасения только по благодати Бога .

Являясь богословским итогом Реформации в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени, она выражена в виде принципов Quinque sola - пяти латинских тезисов, означающих «Пять „только“». Наряду с принципом всеобщего священства принципы Quinque sola являются основой теологии современного протестантизма.

Основные тезисы классической теологии:

  1. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.
  2. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
  3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.
  4. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.
  5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия - не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.
  6. Каждый верующий в принципе имеет право толковать и излагать Слово Божье.

Классическое богословие протестантизма изложено в следующих вероисповедных документах Реформации: Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия), Книга Согласия 1580 года (Германия), Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт , Нидерланды), Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Основоположниками протестантской теологии являлись: Мартин Лютер , Ж. Кальвин , У. Цвингли , Ф. Меланхтон .

Евангеликализм

В XVIII-XIX в.в. в протестантских церквях Великобритании и Северной Америки возник евангеликализм (evangelicalism) - движение обновления и пробуждения внутри лютеранских, англиканских и реформатских церквей, вызванное как сухой догматикой и иерархичностью, сложившейся к этому времени внутри данных церквей, так и идеями атеизма , деизма и рационализма , порождёнными эпохой Просвещения .

Характерные черты евангеликализма:

Основные положения фундаментализма сформулированы во время работы Ниагарских библейских конференций (1878-1897) и Генеральной ассамблеи пресвитерианской церкви (1910) и изложены в виде пяти принципов:

1. Богодухновенность и непогрешимость Библии. 2. Божественная природа и непорочное зачатие Иисуса Христа. 3. Смерть Иисуса на кресте за грехи людей. 4. Физическое воскресение Иисуса после смерти. 5. Возвращение Иисуса Христа во плоти в будущем.

Для фундаментализма характерно понимание библейского повествования о сотворении мира с позиций диспенсационализма , то есть буквального истолкования там, где это возможно, неприятие обновленческих и секуляризационных тенденций в теологии, а также взглядов эволюционной теории. В связи с этим известность получил так называемый «Обезьяний процесс » (1925) в Даутоне (Теннесси), после проведения которого фундаменталистам удалось добиться официального запрета преподавания теории Дарвина в нескольких штатах .

1919 г. - создание Всемирной христианской фундаменталистской ассоциации. 1942 г. - учреждение Национальной ассоциации евангелистов, обеспечившей подъём популярности движения после некоторого спада в 1930-е годы .

Наиболее известные представители фундаменталистского направления: Джон Мейчен (англ.) русск. , Рубен Торрей (англ.) русск. , Льюис Сперри Чафер (англ.) русск. (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (англ.) русск. (основатель Фуллеровской семинарии).

Либеральная теология XIX-XX веков

Либеральной называют теологию, возникшую в XIX - начале ХХ вв., стремящуюся в момент своего зарождения изменить христианство, сделав его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами .

Данная теология возникла в среде немецких лютеран, некоторые из которых предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды и предпочли рассматривать Библию как искажённые повествования о естественных исторических событиях, а христианское богословие - как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира .

Основные тезисы либеральной теологии :

1. Богопознание невозможно. Приблизиться к «высшей реальности» можно лишь на уровне человеческих эмоций и путём следования нравственным доктринам. 2. Возникновение христианства аналогично возникновению прочих религий и вызвано обычными историческими и социальными процессами. 3. Бог не открывал себя людям. 4. Иисус был идеалом нравственного человека, который, тем не менее, не закладывал вероучительных доктрин. 5. Современное богословие должно изучать историю возникновения христианства не принимая к рассмотрению категории сверхъестественного.

Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе .

Взгляды либерального протестантизма способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека , что способствовало формированию взглядов части немецких христиан на Иисуса как на арийца , одобрения нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером .

Либеральный протестантизм не смог стать позитивной культурной силой в обществе . С точки зрения некоторых бывших представителей самого либерального богословия , либеральная теология - это новая форма идолопоклонства , и что в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом» .

К числу достижений данного направления протестантизма относят развитие методов библейской критики, в частности, текстуальной, литературной и исторической.

Богословами либеральной протестантской школы являлись: Ф. Шлейермахер , Э. Трёльч , А. Гарнак , историком - Т.Кольде .

Диалектическая теология

Диалектическая теология, или теология кризиса - одно из направлений теологии протестантизма, возникшее в Европе в 20-30-х гг. ХХ века. Основоположником данной школы является швейцарский пастор Карл Барт , высказавший в своей книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922) резкий протест в отношении либеральной традиции толкования Библии, бывшей на тот момент общепринятой .

Богословские взгляды при этом излагались как противопоставление несоизмеримых по своей величине понятий, например, Бога и человека, вечности и времени, веры и религии и др., в результате чего данная теология получила название диалектической . В исторической плане диалектическая теология является определённым возвратом к идеям Реформации , откуда произошло ещё одно её название - «неоортодоксия».

Основные тезисы диалектической теологии:

1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, Бог находится вне возможности Его познания человеком самостоятельно с помощью рационального суждения . 2. Христианство не являет собою мораль, культовый ритуал, совокупность идей социальной справедливости и не требует приспособления к потребностям современной цивилизации . 3. Несмотря на то, что человек не может самостоятельно познать Бога, Бог Сам открывается человеку . 4. «Иисус Христос есть единое Слово Бога» и единственная цель, смысл и содержание христианской теологии. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога . 5. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию .

В рамках диалектической теологии существовали как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические тенденции, что в дальнейшем привело к её распаду.

Так, развивая идею, согласно которой истина содержится только лишь в вести Христовой, в откровении Божьего слова, но не у греховного по своей природе человека и не у впадающей в политические игры церкви, немецкий протестантский теолог Бультман предложил отделить от Евангелия то, что, по его предположению, внесено в него людьми. Он разработал программу «демифологизации» Нового Завета, согласно которой в тексте Евангелий выделял фрагменты, рассматриваемые им как мифология, а затем соответствующим образом их интерпретировал (при этом Бультман не считал, что мифологию следует удалить, она должна быть истолкована в соответствии со своей первоначальной целью, при этом собственно мифическое отойдет в сторону) .

Полагая, что Бога можно познать не только через Слово, но и другими способами, Бультман и некоторые другие богословы диалектической школы предположили, что философия способна помочь прояснить Слово Божье, тем самым, фактически, вернувшись к идеям отвергнутой ими ранее либеральной теологии , что, в свою очередь, вызвало резкую критику консервативных богословов.

На распад диалектической теологии повлияли и политические события: Барт и Тиллих осудили фашистскую идеологию , в то время как Гогартен и Бультман сближаются с пронацистскими «Немецкими христианами ».

Идеи консервативного направления в форме «неоортодоксии» получили своё развитие в США, но позиции неоортодоксии в США были ослаблены влиянием более консервативного фундаментализма.

Богословами диалектической протестантской школы являлись: Карл Барт , Пауль Тиллих , Рудольф Бультман , Фридрих Гогартен.

Современное протестантское богословие

В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную , фундаменталистскую и постмодернистскую .

Фундаментализм и евангеликализм

В период после второй мировой войны фундаментализм разделился на три группы. Первая - непосредственно фундаментализм, закрытый для любых нововведений и для формального семинарского образования. Вторая группа представлена богословами, которые в стремлении к академической респектабельности постепенно изменили свои взгляды на противоположные, приняв либеральные теории, которым ранее противостояли, перестав тем самым принадлежать к фундаментализму. Третья группа, получившая вначале название неоевангеликалы, сохранила твёрдую приверженность взглядам Реформации, учению о богодухновенности и непогрешимости Библии, а также реформатско-пуританской традиции протестантизма, оставаясь открытой при этом для духовного образования и библейских наук.

Представители евангеликализма считают, что изложение Благой вести необходимо осуществлять «без новаций либерализма и крайностей фундаментализма». Для проповеди используются радио, телевидение, интернет, а также концертные залы и стадионы. Одним из наиболее влиятельных проповедников, принадлежащих к евангеликам, является Билли Грем .

Широкую известность получили ряд организаций евангеликов: «Национальная ассоциация евангеликов» (National Association of Evangelicals; первоначальное название National Association of Evangelicals for United Action), объединяющая 60 направлений протестантизма, включающих 45 тыс. церквей и организаций (в том числе пятидесятнических), «Молодежь за Христа» (Youth for Christ), - служение, основанное Билли Грэмом в 1946 г. и имеющее более 60 центров по всему миру, а также журнал «Христианство сегодня» (Christianity Today), основанный в 1956 г. В странах СНГ проповедь Евангелия осуществляют: миссия «Новая жизнь», входящая в состав служения «Крестовый поход за Христа» (Campus Crusade for Christ; 1956), известная по «JESUS Film Project » и прокату фильма «Иисус », служение «Гидеоновы братья» (The Gideon’s International), распространяющее Библию на национальных языках, миссия «Навигаторы», служение «Всемирное видение» (World Vision) и другие .

На базе практики толкования Библии, в частности, идеях диспенсационализма , принятой в среде фундаменталистов и евангеликов, возникло движение «Христианский сионизм », рассматривающее государство Израиль воплощением завета Бога с Авраамом и еврейским народом, которое является «главным полем Его деятельности вплоть до Второго пришествия Христа» .

Представителями евангеликализма второй половины XX в. - начала XXI в. являются: Джон Мак-Артур (англ.) русск. , Джон Пайпер (англ.) русск. , Альберт Молер (англ.) русск. , Роберт Спроул (англ.) русск. и другие.

Либерализм

Либеральная теология

Во второй половине ХХ века получили развитие многие направления в теологии, которые могут рассматриваться как неолиберальные : безрелигиозное христианство, теология смерти Бога, критическая теология, секулярная теология.

Естественным следствием развития секулярной теологии стало рассмотрение вопросов, связанных с социально-политической проблематикой современности .

Таким образом, получили развитие идеи «политической теологии», феминистской теологии , сочетание теологии с марксистскими и социалистическими идеями (теология освобождения , теология революции) и «деконструктивистская теология». Рассматриваются вопросы гендерного равенства , соблюдения прав человека , диалога с секулярным обществом и нехристианскими религиями, реализуются идеи эмансипации сексуальных меньшинств в обществе и внутри церквей.

Современный либеральный протестантизм не требует от своих последователей дисциплины в исполнении общественных и религиозных правил что, в свою очередь, приводит к релятивизму в отношении ряда христианских норм - распространению т.н. «женского священства», благословению «гомосексуальных браков» и т.д., результатом чего является секуляризации самой веры. Либеральный протестантизм не ставит перед собой цель трансформации общества, но пытается приспособиться к происходящим в нём изменениям, провозглашая при этом идеалы прав и свобод человека . Окончательным итогом данных процессов является потеря в численности церквей, исповедующих либеральные принципы .

Взгляды представителей либерального христианства сосредоточены на идее преобразований и реформ классического библейского богословия и церковных отношений в соответствии с их видением изменений, происходящих в современном обществе.

Образ жизни, вопросы этики и морали

Этика протестантизма исторически связана с протестантским учением об оправдании верой и богословским принципом Sola Fide. Дела любви рассматривались как результат проявление веры, «не любовь формирует веру, как считали схоластики, но наоборот, вера формирует любовь» .

Моральные предписания ветхозаветного Закона согласно классическому протестантскому богословию имели своей целью побуждать к делам, способствовать добру и препятствовать злу. Духовное же значение Закона заключалось в том, чтобы указать на грех и этим побудить к покаянию . Согласно Лютеру , Евангелие должно проповедоваться на фоне Закона и в связи с Законом, иначе оно теряет свой смысл. В споре с антиномистами Лютер и ортодоксальные богословы отвергли взгляды о том, что моральные нормы, изложенные в Ветхом Завете, для христиан не имеют силы и должны быть заменены на «евангельские» .

Представления о единстве и преемственности моральных норм Ветхого и Нового Завета характерно для ортодоксального протестантского богословия и в настоящее время.

Идеи антиномизма в современном протестантизме проявляются в деятельности религиозных организаций, которые разработали особую систему нравственности взамен той, которая основана на Законе Божьем (Десяти Заповедях). Эти нравственные идеалы в этике антиномизма стремятся сами занять место добра, обещая освободить людей от предрассудков, дать полное удовлетворение человеческим потребностям. В ортодоксальной христианской этике такой подход рассматривается как злоупотребление христианским учением о благодати ради угождения греховной плоти, и может проявляться в деятельности некоторых религиозных организаций («сект»), которые извиняют и даже оправдывают разврат .

Часть современных либеральных протестантских богословов отвергают некоторые моральные нормы, характерные не только для протестантизма, но и для христианства в целом (в вопросах сексуальной жизни, например). Использование заповедей Ветхого Завета для осуждения греховного образа жизни с позиции некоторых ультралиберальных богословов рассматривается как выборочное использование заповедей Ветхого Завета, настаивая на том, что в этом случае необходимо исполнять все заповеди Ветхого Завета, таким образом ставя на один уровень заповеди о кашруте , субботе и заповеди, регулирующие сексуальное поведение .

Эти идеи в последние десятилетия получили поддержку в некоторых церквях Западной Европы и Северной Европы, главным образом представляющих такие конфессии как лютеранство и англиканство. В то же время в других странах (Африка, Азия, Латинская Америка) эти идеи в религиозных организациях этих конфессий не только не получили поддержку, но встретили резкую реакцию .

Постмодернизм

Для богословия, находящегося под влиянием постмодернизма, характерны следующие положения :

1. Окружающая действительность не является только лишь мгновенным актом творения Бога и Его безграничной мощи, но любой человек и любая вещь также творят мир и принимают на себя ответственность за него. 2. Бог не только являет Себя в Священных текстах, но ожидает от человека способность быть Его собеседником в виде личного понимания этих текстов. 3. Христианство - религия социокультурного меньшинства и один из способов, наравне с наукой и искусством, выразить своё «я».

Рассматривая постмодернистское христианство, наблюдатели отмечают как сильные, так и слабые его стороны :

1. Стремление к личной духовности в качестве противопоставления номинальному христианству, что, однако, может проявляться в виде духовных поисков без библейского и доктринального оснований, склонностью ставить сформулированное самим для себя учение выше библейского, очарованностью «духовностью» как таковой. 2. Поиск глубоких личных взаимоотношений с Богом, что может иметь негативные проявления в виде поисков индивидуальной истины. 3. Стремление жить жизнью церкви, меньшая склонность спорить с другими христианами по вопросам вероучения, тенденция жить жизнью христианина в обществе, что, впрочем, может сочетаться с привычкой отражать свою собственную, а не библейскую позицию в социальных вопросах, а также с тенденцией проявлять прагматизм, основанный на своих личных убеждениях, а не на библейском вероучении.

Говоря о христианстве в мире постмодернизма различают протестантские церкви, которые открыты для служения постмодернистам, и непосредственно сами постмодернистские церкви. К первым относят церкви, стремящиеся доступно пониманию современного мира излагать Евангелие, твёрдо стоя при этом на библейских позициях, ко вторым - церкви, которые «до такой степени приспособились к постмодернистской культуре, что оказались не в состоянии различить те стороны постмодернизма, которые противоречат библейскому мировоззрению» , как об этом говорят их критики.

Так, американский богослов-философ Уильям Крэйг (англ.) русск. утверждает, что «постмодернисты отрицают существование универсальных принципов логики, рациональности и истины» и что «постмодернизм не более дружественен христианским истинам, чем рационализм Просвещения» . К числу критиков данного направления принадлежат Джош Макдауэл , Миллард Эриксон, и Джин Эдвард Вейз , считающий, в частности, что «Церковь должна противостоять постмодерну и не должна соглашаться с его идеями».

Наряду с критическими замечаниями, некоторые наблюдатели отмечают, что «постмодернизм с его вниманием к нарративной, текстуальной и укорененной в сообщество природе истины не просто даёт христианству новый интеллектуальный инструментарий, но ещё и позволяет ему вернуться в самый центр современной интеллектуальной жизни» .

Протестантизм в России

История возникновения

Первые протестантские общины на территории современной России были основаны торговцами и мастерами из европейских стран, приглашёнными в 1524-1533 г.г. в правление великого князя Василия III , современника Лютера .

В период после заключения мирного договора между Великим княжеством Московским и Швецией в 1524 г. в страну стали прибывать купцы из Швеции, Дании, позднее из Англии и Голландии, многие из которых были последователями Лютера. Одновременно с торговцами приезжали «умельцы», которых Василий III специально поручил звать на государственную службу. Среди них были аптекари, художники, ремесленники и, в основном, они были протестантами. Все они получили право на свободное отправление англиканских, лютеранских и реформатских богослужений в своих домах .

Наибольшим образом количество протестантов в России увеличилось за счет жителей территорий, присоединённых в результате войн с Ливонией и Швецией. Так, согласно Ништадскому мирному договору 1721 г. Швеция уступила территории Лифляндии , Эстляндии с островом Эзель , Ингерманландии и часть Финляндии с Выборгом . Жителям присоединённых территорий гарантировалась полная свобода вероисповедания. В частности, один из пунктов мирного договора особо оговаривал религиозную свободу населения: «В уступленных землях не имеет быть введено принуждение в совести, а напротив того Евангелическая вера, церкви и училища, и что к тому принадлежит, на том основании, на котором при последнем Свейском правительстве были, оставлены и содержаны будут с тем однако ж, чтобы в них и вера греческого исповедания впредь также свободно и без всякого помешательства могла быть отправлена» . Включение новых территорий в состав Российской империи происходило до начала XIX века, когда были присоединены Финляндия (1809) и Польша (1815). В дальнейшем, в результате внутренней миграции, многие протестанты из присоединенных земель переселились на свободные земли внутренней России. Этот процесс продолжался до начала XX века . Переселение протестантов, в основном насильственное, вглубь территории СССР осуществлялось и после присоединения Латвии, Литвы и Эстонии в 1940 г, что способствовало основанию протестантских церквей в местах новых поселений .

Кроме территорий и населения, в результате войн Россия получала и военнопленных, которых нередко принудительно оставляли жить в России. Особенно много пленных было во время Ливонской войны (1558-1582) в правление Ивана Грозного (из числа пленных были первые пасторы протестантских общин в Москве), и во время Северной войны при Петре I. Некоторые пленные впоследствии принимались на государственную службу, а для пленных шведов, поселённых в Воронеже, были построены две кирхи .

В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и других крупных торговых городах. Начиная с Петра I , делами российских иноверцев ведал Синод (позднее - Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел). В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения.

На юге Украины евангельское пробуждение, начавшись в среде потомков немецких колонистов, в дальнейшем нашло свое продолжение среди украинских крестьян. Первый из них, уверовав в 1858 году, начал проповедовать в своей деревне, где вскоре образовалась первая община украинских штундистов , которая к 1867 г. насчитывала уже 35 семей. Вначале штундисты продолжали считать себя частью православной общины: посещали церковные богослужения, обращались к православным пастырям для совершения браков, крещения детей и погребения умерших. Свои собрания проводили после церковной службы, читали на них Новый Завет , молились и пели гимны из сборника «Приношение православным христианам». Разрыв с православием произошёл после начала преследований, нередко сопровождавшихся конфискацией духовной литературы . Штундизм не стал окончательной формой евангельского пробуждения среди украинцев. В 1867 году были организованы общины уже баптистского направления, хотя на тот момент сами основатели, являясь штундистами, ещё не были крещенными по вере. Началом евангельско-баптистского движения на Украине считается 1869 год, когда произошло крещение по вере первого украинца.

Евангельское пробуждение в Закавказье началось одновременно с пробуждением на юге Украины, при этом было независимым от него и происходило в среде молокан . В 1867 году в Тифлисе состоялось первое крещение по вере, которое принял молоканин, что принято считать годом возникновения русско-украинского баптизма и началом его распространения среди молокан Закавказья и Северного Кавказа. В течение первых десяти лет последователи нового учения называли себя себя христианами, крещенными по вере, и лишь позднее стали называть себя баптистами. Тифлисская и другие баптистские общины на Кавказе в течение почти двадцати лет не испытывали притеснений, имея благосклонное отношение к себе как окружающего общества, так и православных иерархов .

Евангельское пробуждение в Санкт-Петербурге связано с миссионерской деятельностью лорда Редстока , который приехал в столицу весной 1874 года. В результате его проповедей в домах петербургской знати уверовали ряд представителей высшего аристократического общества, в числе которых был один из богатейших дворян России гвардии полковник Василий Пашков , который и стал одним из продолжателей «петербургского пробуждения» после отъезда лорда Редстока за границу . Уверовавшие аристократы отдавали для проповеди Евангелия и свои силы, и имущество. Их роскошные дома стали местом евангелизационных собраний, которые посещали как знатные особы, так и слуги, простые рабочие, студенты. Слушателей бывало до тысячи человек, многие обращались к Богу. Во время петербургского пробуждения было основано «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое осуществило 12 изданий 200 наименований книг и брошюр духовного содержания, в том числе впервые на русском языке книг Дж. Баньяна «Путешествие пилигрима» и «Духовная война», а также начато издание религиозно-нравственного журнала «Русский рабочий». Были организованы прачечные и швейные мастерские для бедных женщин, столовая для студентов и рабочих, первый в Петербурге ночлежный приют. Крещение по вере, связанное с петербургским пробуждением, произошло в 1883 году, когда приняли водное крещение несколько человек, в том числе Василий Пашков .

Евангельское пробуждение в Таврической губернии , на юге левобережной Украины, также происходило в среде молокан. В результате проповедей Якова Делякова о благодати Божией в Иисусе Христе и оправдании верой образовалась первая община новомолокан - евангельских христиан - «захаровцев», называемых так по имени Зиновия Даниловича Захарова, который с 1867 года стал её первым руководителем. С 1877 года общины молокан в Таврической губернии стали посещать баптистские проповедники, в результате чего многие молокане приняли крещение по вере. Баптистские общины в селениях молокан быстро увеличивались численно, и в дальнейшем практически все евангельские христиане «захаровцы» стали их частью .

Протестантизм в России в XX веке

Богословие

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). При этом подразумевается, что «вера без дел мертва» (Послание Иакова, 2:20). Это означает, что вера должна быть не просто согласием с христианскими доктринами, но силой, которая изменяет жизнь верующего в соответствии с христианскими заповедями.

Протестанты признают авторитет лишь первых четырёх Вселенских Соборов . Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского , являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны (недоступная ссылка с 09-10-2013 ) и свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами ).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным абсолютно авторитетным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники , в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном протестантизме характерны и для адвентистов седьмого дня , они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт .

Социальная деятельность

Направления в протестантизме

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство , цвинглианство , кальвинизм , анабаптизм , меннонитство , англиканство .

В дальнейшем возникает ряд иных течений - Евангельские христиане , баптисты , адвентисты , методисты , квакеры , пятидесятники , Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства (христианский реставрационизм) и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной миссионерской деятельностью .

Единого центра протестантских конфессий не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение . В отношении других действий признаётся только символический смысл. В любом случае участие в таинствах требует сознательного решения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). В некоторых конфессиях к причастию допускаются только прошедшие через водное крещение .

В протестантизме не практикуются молитвы за умерших, молитвы святым. В то же время отношение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам также не практикуется как не соответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора). Иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира. В 92 странах протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах мира протестанты составляют большинство населения .

Традиционно, протестанты являются крупнейшей религиозной группой в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом) .

Благодаря миссионерским усилиям, к началу XXI века протестанты сумели обратить в свою веру большинство населения ряда африканских (Либерия, Намибия, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Гана, Центральноафриканская республика, Кения, Малави, Конго) и тихоокеанских государств (Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Самоа, Тонга, Соломоновы острова, Вануату). Заметных успехов протестанты добились и в Латинской Америке, традиционно являющейся католическим регионом. В настоящее время свыше трети населения Гондураса , Сальвадора , Гватемалы , Доминики , Белиза обращены в протестантизм. Уже более 20 % населения протестанты составляют в таких католических странах, как Гаити , Никарагуа , Коста-Рика , Доминиканская Республика и Бразилия .

Крупнейшими протестантскими церквами (более 10 млн прихожан) являются:

Церковь Верующих Конфессия
1 Ассамблеи Бога 66 400 000 Пятидесятники
2 Церковь Англии 25 000 000 Англикане
3 Адвентисты седьмого дня 25 000 000 Адвентисты
4 Евангелическая церковь Германии 23 700 000 Лютеране и реформаторы
5 Англиканская церковь Нигерии 18 000 000 Англикане
6 Южная баптистская конвенция 16 200 000 Баптисты
7 Церковь «Китай за Христа» 12 000 000 Пятидесятники
8 Объединённая методистская церковь 12 000 000 Методисты
9 Церковь Уганды 11 000 000 Англикане
10 Китайское евангельское братство 10 000 000 Пятидесятники

В массовой культуре

В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека , например Нед Фландерс в сериале Симпсоны .

Критика

Также часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и активный прозелитизм (недоступная ссылка) . Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей [когда? ] , на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям .

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды , проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном .

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (исследователь феномена современного сектантства).

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви, которые считают греховными аборты , внебрачные половые связи, разводы без уважительной причины (супружеская измена) и гомосексуализм .

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства . Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств , так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами , священниками и паствой) от РКЦ . По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией , - известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.

Читайте также: