12 грехов по библии. Семь смертных грехов, или сколько страстей могут нас погубить на самом деле. Что такое смертный грех

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Самый большой грех — суицид

Индивидуальная цель: выявить преобладающие области греха в вашей жизни и рассмотреть, как эти области связаны с проблемами личной идентичности. Цель группы: делиться друг с другом своими областями наибольшей борьбы и обсуждать, как эти области связаны с проблемами личной идентичности. Прочтите Сессию 4: Семь смертных грехов.

Сребролюбие - что это за грех?

Список не предназначен для охвата всех грехов или даже худших грехов, а скорее семи основополагающих грехов, которые лежат в основе и питают остальных. Иоанн Креста писал, что Бог глубоко раскалывает эти семь грехов, когда верующие входят в «темную ночь души». Джон сказал, что такие темные времена неизбежны и являются возможностями для роста, потому что они заставляют верующего иметь дело с областями греха в противном случае спящий в них. В такие времена, по словам Иоанна, Бог устраняет некоторые «утешения», которыми наслаждался молодой верующий.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Молодые верующие подобны кормящим младенцам, которые должны созревать в своей вере, но процесс роста приносит испытания, включая соблазны споткнуться этими семью способами. Однако, хотя жизнь приносит такие искушения, верующие могут быть уверены в том, что Бог будет стараться продолжать Свою работу по преобразованию.

Его любовь не довольствуется тем, что оставляет нас в нашей слабости, и по этой причине он выводит нас в темную ночь. Он оттачивает нас от всех удовольствий, давая нам сухие времена и внутреннюю тьму. При этом он может отнять все эти пороки и создавать добродетели внутри нас. Через темную ночную гордость становится смирением, жадность становится простотой, гнев становится удовлетворенностью, роскошь становится миром, обжорство становится умеренностью, зависть становится радостью, а ленит становится силой.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный . …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».

Расстройство, введенное в нашу человеческую природу падением Адама из благодати, проявляется особенно через семь господствующих пороков, известных в нашей католической традиции как столичные грехи. Это: гордость, жадность, похоть, гнев, обжорство, зависть и ленивость. Мы называем их «столичными» грехами, потому что они являются источниками или источниками всех грехов, совершаемых людьми, будь то грехи совершения или грехи бездействия. Мы называем их «смертельными», потому что они вызывают духовную смерть; Архиепископ Фултон Дж.

Шин любил называть их «семью паломниками души». Духовный рост невозможно, если мы не попытаемся выкопать корни наших грехов с помощью освящающей и освящающей благодати Бога. Первым из семи смертных грехов является гордость, определяемая как чрезмерная самооценка или самооценка. Гордость - это плодовитый источник бесчисленных грехов, включая презумпцию, лицемерие, непослушание законным начальникам, жестокость к подчиненным, ярость и хвастливость. Некоторые из способов проявления греховной гордости: преувеличивать собственные таланты, приписывать себе качества, которых не хватает, увеличивать чужие недостатки, ставить других людей, неблагодарность и не приписывать Бога свои дары и таланты.

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»

Смирение или нищета духа - это противоположность гордости. Подобно тому, как гордость является основополагающим грехом, поэтому смирение является основополагающим достоинством и поэтому занимает первое место среди Блаженств. Достоинство смирения делает нас равнодушными к мирской власти, престижу и богатству, чтобы мы могли сосредоточиться на Боге, который один является нашей высшей радостью.

Представьте нашего божественного Спасителя в Его Страсти, подвергаясь жесточайшим мучениям, но не подавая жалобы и не проявляя обиды. Тогда молитесь: от греха гордости избавь меня, Господи. Аварис, также известный как жадность или жадность, определяется как неумеренное желание земных благ, особенно тех, которые принадлежат другим. Из десяти заповедей двое регулируют не только наши внешние действия, но даже наши внутренние желания. Это девятая и десятая заповеди, обе из которых запрещают жадность.

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

Святой Павел называет алчность «корнем всех зол». Грабеж, кража, мошенничество, скупость и бессердечие по отношению к бедным - все это от скупости. Но есть более тонкие формы жадности, которые могут ослепить нас к греховности наших действий. Некоторые люди воображают, что только потому, что они нашли деньги или личные вещи, предметы принадлежат им. Недобросовестные подрядчики, поставленные вовремя, не требуются для работы, или используют более низкие материалы по более высокой цене. Азартные игры, играющие на фондовом рынке и покупка товаров в кредит сами по себе не являются греховными, но они становятся грехами, если человек рискует такой большой потерей, что он не может выплатить свои долги и поддержать своих иждивенцев.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Рекламодатели убеждают нас, что у нас должны быть новейшие моды или модели, когда мы могли бы так же продолжать использовать наши удобные приборы, одежду, автомобили, смартфоны и т.д. Святой Франциск де Продажи говорит, что каждый утверждает, что ненавидит алчность. Мы красноречивы, когда объясняем, как мы должны иметь необходимые вещи, чтобы ладить по миру. Но мы никогда не думаем, что у нас достаточно, поэтому мы всегда хотим больше.

Только Бог является нашим высшим счастьем. Означает ли это, что мы должны пренебрегать своими обязанностями и занятиями? Это означает, что, посещая наши дела, мы не должны пренебрегать делами души. «Ищите первое Царство и Его праведность, - обещает наш Господь, - и все это будет вашим».

Свт. Василий Великий

Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

Содомский грех - что это такое?

Милосердие - это добродетель, которая противостоит алчности. Питер Крейфт пишет в «Возвращении к добродетели», что алчность - это «центробежный охват, чтобы схватить и сохранить товары мира для себя», тогда как милосердие - это «центростремительный охват, чтобы дать, поделиться товарами мира с другими». Милосердие является противоядием жадность, которая отравляет душу.

Представьте себе нашего Спасителя, чья страсть отражает постепенное обнищание. Он оставлен большинством Своих учеников, затем лишен всякой чести и, наконец, самой жизни. Тогда молитесь: от греха жадности избавьте меня, Господи. Из семи смертных грехов зависть - это единственная, которая не дает нам никакого удовольствия, даже мимолетного удовлетворения. Зависть определяется как печаль над чужим счастьем, благословениями или достижениями, так что мы должны хотеть увидеть другого человека, лишенного этих товаров, и мы счастливы, когда он действительно их потерял.

2  Зависть


«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Как и все грехи, зависть исходит из основополагающего греха гордости, который не может терпеть вышестоящего или соперника. Это требует много разных форм, в том числе досады, когда слышат мнение другого человека, обесценивая хорошую репутацию других, говоря о них плохо, и желая затмить других даже сомнительными методами.

Поскольку Каин завидовал своему брату Авелю, он «очень рассердился, и его лицо упало». Потому что сыны Иакова завидовали брату своему Иосифу: «Они возненавидели его и не могли говорить с ним мирно». Поскольку Саул завидовал Давиду, он «смотрел на Давида с того дня». «Ревность и гнев укорачивают жизнь, а беспокойство приводит к старости слишком рано».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

Святой Павел налагает зависть среди плотских дел и заявляет, что «те, кто делают такие вещи, не наследуют Царствия Божия». В частных делах зависть вызывает гневные слова и вредные поступки. В общественных делах он порождает войну, символизированную в Апокалипсисе всадником на красном коне, которому была дана власть «покончить с землей, чтобы люди убивали друг друга, и ему был дарован великий меч». Среди христиан разврат, рожденный от зависти, может привести к греху раскола или разлуке с универсальной Церковью, чего боялся Апостол в христианской общине в Коринфе.

3 Чревоугодие


«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Уныние - смертный грех

И зависть может сделать священников и поклялась, что религиозные возмущаются своим безбрачие, когда видят счастливо женатых людей. Щедрость - это противоположность зависти. В то время как зависть приносит только скорбь и боль, щедрость - это семена радости. Это не должно удивлять, поскольку мы созданы в божественном образе. Мы по-настоящему счастливы, поскольку мы согласны с Богом Святейшей Троицей, чья суть - самоотдача любви и восприимчивости. Святой Ансельм из Кентербери учит, что наша конечная радость на небесах будет увеличена из-за отсутствия зависти: Если кто-либо, кого вы любите, как и вы, обладал тем же блаженством, ваша радость будет удвоена, потому что вы будете радоваться ему столько же, сколько для себя.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

Грехи в православии

Представьте нашего божественного Спасителя перед Понтием Пилатом, преданным первыми священниками из зависти. Тогда молитесь: от греха зависти избавьте меня, Господи. В-четвертых, в списке семи смертных грехов есть гнев или «гнев» на древнеанглийском языке. То, что большинство людей означает «гнев», часто не является грехом, а просто эмоциональным ответом на воспринимаемую несправедливость, проступки или досаду. Таков был гнев нашего Господа на сменщиков денег в Храме.

Так же, как неправильно злиться без причины, поэтому неправильно не сердиться, когда есть причина. Питер Крейф иллюстрирует точку в «Вернемся к добродетели»: «Чтобы рассердиться на адвоката, который получил бесплатную техническую помощь, не является греховным, особенно когда ваш сын лежит в гробу после передозировки от этого толкателя». пример гнева, который не является греховным, но праведным является тот, что родитель при неправомерном поведении ребенка, при условии, что ответ родителей не является чрезмерным.

4 Блуд


«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Грехи в православии против Бога

Родитель все еще любит ребенка, но злится на плохое поведение ребенка. Увы, оригинальный грех вторгся во все уголки нашей души. Следовательно, гнев часто является жестоким, чрезмерным желанием, сопровождаемым ненавистью или мстительностью. Если гнев необоснован и, следовательно, слишком силен для случая или того человека, в котором мы злимся, это может быть смертным грехом. В то время как праведный гнев будет желать того, что хорошо, греховный гнев будет злым. Как гениальный грех, гнев легко порождает множество тяжких грехов, в том числе убийство: «Для взбалтывания молока творит творог, и возбуждение гнева вызывает кровь». «Шаг и смола взрывают огонь, и настойчивые ссоры провоцируют кровопролитие».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)


«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Грех - религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех - то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают у человека, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Грехи в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще - употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.


  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще - отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь - несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также - маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.



Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

Читайте также: