Древнеегипетская цивилизация. Древнеегипетская цивилизация: особенности формирования Древнеегипетская цивилизация

Среди древневосточных цивилизаций древнеегипетскаяцивилизация занимает особое место. Во-первых, эта цивилизация просуществовала свыше трех тысячелетий. Во-вторых, она оставила после себя яркий след в мировой культуре. В-третьих, древнеегипетская цивилизация за время своего многовекового существования не претерпела существенных экономических и политических изменений.

За последние годы получила распространение точка зрения, что древнеегипетской цивилизации предшествовали более древние культуры – Атлантида, Гиперборей, Арктида. Ученые не исключают, что древним египтянам были известны достижения этих цивилизаций, в частности в сооружении и предназначении пирамид. Они высказывают предположение, что пирамиды строили в легендарной Атлантиде и Арктиде. В 1998 г. усеченные пирамиды были обнаружены на дне моря у берегов Японии. Одна из них имеет ширину 183 и высоту – 27 метров (дата постройки – 8 тыс. до н.э.).

Зарождению цивилизации в долине реки Нила содействовали климатические условия, резко изменившиеся примерно в 10 тысячелетии до н.э. Отступление ледников на север Европы и переход в связи с этим полосы дождей в более северные регионы привели к высыханию травянистых степей. В результате первобытное население перекочевало к Средиземноморскому побережью, образующимся оазисам, группировалось в долине Нила. Охотники, приручив животных, перешли к новой форме ведения хозяйства – скотоводству, освоили разведение злаков, которые привели к оседлому образу жизни. Это явилось начальной точкой развития "крестьянской цивилизации" , основанной еще в каменном веке на каменных орудиях.

В северо-восточной Африке, между песчаным морем Сахары и узкой полоской Красного моря, протянулась цветущая долина Нила. Эта могучая река оживила бесплодную каменную пустыню, нанося ежегодно на берега плодородный ил и превращая ее в огромный оазис. Поэтому справедливо считают, что Нил создал страну. Каменистая гряда гор защитила страну от песчаных заносов с запада, а влажный воздух и плодородная почва привлекли сюда прикочевавших людей, которые основали оригинальное государство со своеобразной культурой. Долина Нила обратилась в загадочную, мифическую страну с самобытной религией, архитектурой, пластикой, живописью. Уникальные формы культуры долины Нила развились на таких прочных основаниях, что оказали влияние не только на ближайших малоазиатских соседей, но и на европейскую культуру.

Великое влияние Нила сказалось на религии, науке, архитектуре, живописи, самом складе ума, во взглядах на природу. Ежегодные разливы реки давали жизнь. Поэтому на протяжении тысячелетий местные жители боготворили реку, называя ее "благословением, изобилием, отцом страны". Могучие разливы научили жителей долины создавать прочные и монументальные постройки, способные противостоять его волнам. Нил заставил людей запомнить точное время наступления разлива и создал календарь – первое дитя астрономии. Накапливаемый опыт делал действия жителей долины математичными, а математичность мышления создала своеобразное искусство.

Не менее важной особенностью до появления в долине Нила государства стал переход от патриархального родового строя к формированию объединений родов и племен. В этот период происходит распределение территории Нильской долины между родовыми союзами или племенами, ее населявшими, которое, видимо, легло в основу административно-государственного деления на номы , будущие провинции древнеегипетского государства. Они станут административными единицами государства со своим административно-политическим центром, богами-покровителями (местными богами), войском и гербом.

В конце IV – начале III тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытнообщинного строя к цивилизации со всеми такими ее атрибутами, как письменность, государство, сословно-классовая дифференциация общества, образование городов и т.д. Это уже была эпоха с высокой политической организацией общества, с искусством, давшим настолько сильные и законченные образцы, что они стали каноном, который воспроизводился в течение тысячелетий без всякой существенной перемены.

Культура Древнего Египта настолько своеобразна и индивидуальна по сравнению с культурами региона, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако прослеживается ее связь с сахаро-суданскими культурами. Племена, создавшие ее, в конце каменного века перешли к оседлому земледелию, что было связано с плодородием почвы, сравнительно легко орошаемыми Нилом землями и благодатным климатом.

Необходимость крупномасштабных общественных работ , в первую очередь ирригационных, требовали системы координации и управления , что привело к появлению государственных образований, в которых общины всех родов пользовались равными правами. Долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, длительное время была недоступна для вторжения иноземцев и давала возможность развиваться без больших внешних потрясений.

В это же время происходит формирование древнеегипетской государственности. В долине Нила появилось около 40 городов, ставших центрами областей (номов). В процессе объединения номов возникли два государства – Нижний (Северный) Египет и Верхний (Южный) Египет. В результате победы царя Южного Египта Мина над Северным к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, столицей которого становится Мемфис.

Историю Египта принято делить на периоды – Древнего (конец IV – III тыс. до н.э.), Среднего (до XVI в. до н.э.), Нового (до конца XI в. до н.э.) царств, поздний и персидский (XI – IV вв. до н.э.), эллинистический, или птоломеевский (IV – I вв. до н.э.) периоды, когда Египтом правила царская династия Птоломеев (или Лагидов).

Древний Египет является классическим типом речной цивилизации , в которой решающую роль играл Нил. Как уже отмечалось, оставшийся после разлива реки ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, которое было основой экономики государства. Поэтому не случайно реке и богу Нила Хапи посвящались восхваления:

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет...

Он орошает поля, созданные Ра...

Потребность в единой ирригационной системе привела к созданию единой системы управления – централизованной государственной власти. В Египте сформировалась централизованная восточная деспотия с верховным правителем фараоном, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контроль за состоянием которых осуществляли наместники фараона – номархи.

Важнейшей частью централизованного управления экономикой Египта была учетная система . Поэтому не случайно богом Луны, письменности и счета, казны и священных книг был Тот, а его жена, Маат, – богиней правды и порядка. Тот и Маат сопровождали египтян не только в период земной жизни, но и в загробном мире, где Тот взвешивал сердце умершего на весах, а гирей служило перо Маат. Писцы в Древнем Египте, должность которых считалась почетной, уважаемой и привилегированной, занимались учетом и принадлежали к интеллектуальной элите общества. Они должны были обладать множеством знаний: инженерными, математическими, экономическими. Древний автор писал, что мудрые писцы "оставили свое наследство в писаниях, поучениях, сделанных ими" и "память о том, кто написал их, вечна".

Судя по дошедшим документам, можно говорить о системе учета в Древнем Египте . В стране обеспечивался учет поступающих ресурсов, их хранение и распределение; все ценности хранились в опечатанной таре, проводились их описи, фиксировались затраты и доходы. Существовала система нормирования, объектами которого были земля, зерно и другие продукты, налоги, содержание работников. В строительном деле нормирование применялось для определения численности работающих, учета расходования материала.

Объектом учета была сама земля и ее использование . Ежегодно составлялись кадастры, то есть описи полей до и после разлива Нила, в которых указывались площади участков с упоминанием, в чьем пользовании они находятся, степень их плодородия и возможный урожай, что позволяло определить предполагаемый урожай и размер налога с него. Полученный урожай собирали, доставляли в централизованные хранилища, а затем перераспределяли. Поступление и распределение учитывалось в приходно-расходных книгах.

В Древнем Египте проводились переписи скота (как правило, два раза в год – по видам, возрастным группам и производственному назначению), имущества населения; велся учет численности и использования рабочей силы. Труд работников оплачивался обычно хлебом и пивом. Строительные рабочие получали "заработную плату" продуктами. Выдача продуктов осуществлялась по ведомости с указанием размера оплаты. Действующая учетная регламентация не исключала систему государственного контроля. Учет завершался отчетностью по широкому кругу показателей, основное назначение которой сводилось к определению государственных ресурсов и их распределению. Поскольку стоимостных обобщений еще не существовало, данные отчетности приводились к натуральным показателям.

Отчетность составлялась по номам и подразделялась на годовую, внутригодовую и за несколько лет . К годовой относились отчеты о сборе зерна, других ценностей, хранящихся на государственных складах, отчеты о доходах хозяйств, своды храмовых владений с перечнем средств. Внутригодовая отчетность соответствовала сезонам хозяйственной жизни Древнего Египта. Годовая и внутригодовая отчетность представлялась в высшие государственные органы. На отчетности была основана система государственного контроля, который осуществлялся через финансовое управление и специальных чиновников. Глава финансового управления заведовал всем тем, что давало небо, производила земля и приносил Нил, а также тем, что есть и чего нет.

Сбор урожая на полях, снабжение хозяйств рабами, сбор податей, составление земельных кадастров, изменения в них, использование земли находилось под контролем чиновников и наблюдением контролеров. Контролеры проводили проверки, охватывавшие не только сельскохозяйственное, но и ремесленное производство.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития и достигла особого расцвета. Ее своеобразие и особенности определялись рядом обстоятельств:

· ранним зарождением государственности и классовых отношений;

· тесной связью искусства и религиозного культа, особенно заупокойного

· изолированным географическим положением страны.

С первых шагов древнеегипетская культура монументализировала формы окружающего мира. Эта монументальность теснейшим образом была связана с культом царской власти в условиях древневосточной деспотии. Обожествление фараона вызвало в искусстве особые формы идеализации, требовавшей монументального воплощения. Царские усыпальницы-пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, величественные храмы Карнака, Луксора и Абу-Симбела с их портальной скульптурой, составляющей единое целое с архитектурой ансамблей, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества.

Характерными чертами древнеегипетской культуры помимо монументальности являются ее синтетичность , на что указывают росписи и рельефы гробниц и храмов. Архитектура органично связана здесь с украшающими ее рельефами и стенными росписями. Причем зодчество является главным звеном, влияющим на все остальные виды искусства. Монументальность зодчества Древнего Египта выступает не только в геометрических формах пирамид, но и в декоративных формах. Египетская архитектура была единственным в истории зодчеством, воплотившим живые формы растительного мира в папирусообразных, пальмовидных и лотосообразных колоннах.

Одной из определяющих характеристик любой цивилизации является письменность . Древний Египет оставил достаточно много документальных свидетельств. Первые памятники письменности датируются серединой IV тыс. до н.э. и свидетельствуют, что самым характерным видом письма были иероглифы, которыми древние египтяне пользовались около трех тысяч лет. При этом письменность проделала обычную для многих древних цивилизаций эволюцию от пиктографии (от пиктографического или картинного письма) к идеографии, а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки постепенно упрощались, схематизировались и постепенно теряли сходство с изображениями предметов, значение которых они передавали (иератика и демотика).

Особенностью древнеегипетского алфавитно-слогового письма явилось использование схематических "букв" и рисунков людей, животных, птиц и др., встречающихся на изобразительных композициях. Эти изображения были не символическими письменами-рисунками, а изображениями, присоединенными к слоговому письму в качестве "детерминативных" знаков. Сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, а последнее – родственность с пиктограммой.

Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники культуры, как "тексты пирамид ", ритуальные надписи на надгробных плитах, папирусы и т.д. В темных коридорах египетских пирамид ученым-египтологам удалось прочитать на каменных стенах иероглифы, окрашенные зеленой краской (зеленый цвет – цвет жизни и возрождения). Некоторые из этих "текстов пирамид" относят к 2700-2400 гг. до н.э. и являются едва ли не древнейшими в мировой истории религиозными текстами.

В Древнем Египте получила развитие дидактическая литература (притчи, поэмы, повести), которая была призвана поучать и наставлять – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям. В литературном памятнике "Поучение Птахотепа" (иногда его называют "Премудрость Птахотепа"), дошедшем до нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнего царства, можно найти высказывания, которые не потеряли своей актуальности и мудрости и в наши дни:

Ученостью зря не кичись!

Не считай, что один ты всеведущ!

Не только у мудрых –

И неискушенных совета ищи...

Можно считать, что в эпоху Среднего царства вполне сложилась светскаялитература . Согласно некоторым источникам египтянам нравились "Рассказ Синухе", "Сказка потерпевшего кораблекрушение", "Правда и кривда" и, вероятно, другие литературные произведения. Интерес представляют гимны эпохи Среднего царства, обращенные к богам – Хапи, Ра, Амону, Атону, Исиде, Птаху и другим. В Египте получили развитие такие жанры литературы, как сказки, басни, наставления, любовная лирика. Чрезвычайно интересным и значительным литературным памятником является "Книга мертвых", которая составлялась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Дошедшие памятники материальной культуры позволяют считать, что в Древнем Египте получили развитие не только литература, но и естественные науки, архитектура, искусство, сложная система религиозно-мифологических представлений и культов . Религия, длительное время сохранявшая признаки фетишизма и тотемизма, оказала сильное влияние на формирование культуры. В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощавшийся в небесных светилах, камнях, растительности, животном мире. Образы тотемных животных сливались с образами богов. Местные божества нередко группировались в виде триады во главе с богом-демиургом – покровителем нома. Вокруг бога-демиурга создавались циклы мифологических сказаний.

Небесный свод, например, представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами. Существовали представления, согласно которым небо воспринималось как водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю, а по подземному Нилу оно плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – бог Акер. Нил, протекавший по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который помогал своими разливами получению хорошего урожая. Сам Нил населялся добрыми и злыми божествами в образе животных.

Пантеон египетских богов , культ которых восходит к первобытным временам , когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени, очень велик. Отсюда и звероликость божеств египтян: Анубис, покровитель умерших, имел голову шакала; бог мудрости, счета и письма Тот изображался с головой ибиса; богиня войны и палящего солнца Сехмет предстает женщиной с головой львицы; богиня царской власти Нехбет – в виде женщины с хохолком коршуна на голове и т.д. Животные считались священными, их содержали в храмах, оказывали почести, бальзамировали после смерти и погребали в саркофагах (сохранились кладбища священных животных). Видимо, в культе животных лежат корни высокого уровня анимализма у египетских художников.

Высшим культом в Древнем Египте был культ солнечного божества, который представлялся грозным и благостным, испепеляющим и дававшим жизнь. Египет называли "страной Солнца", а фараонов – "сынами Солнца". В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, который изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В текстах Ра называют дневным солнцем (был еще Атум – бог вечернего солнца и Хепри - бог утреннего солнца). В "Текстах пирамид" Ра выступает также как бог умершего фараона. Позднее в заупокойном культе Осирис оттеснил Ра, который продолжал играть значительную роль в загробном мире.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра; в эпоху Нового царства при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который упразднил все культы, кроме солярного и ввел единобожие, поклонялись всемогущему солнечному диску Атону.

Значительную роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной , но только в загробном мире. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумификации), помещение его в специальное жилище (гробницу), обеспечение пищей (приносимой живыми). Странствующую по подземному царству душу подстерегали опасности, спастись от которых можно было с помощью специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершили загробный суд. Если умершего признавали грешником, его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила), если праведником, он оживал для дальнейшей счастливой жизни. На суде Осириса оправдан мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, то есть тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил и не творил зло против царя.

Как уж отмечалось, образы тотемных животных сливались с образами богов, отличительной чертой которых является слияние головы животного с туловищем человека. Первые места среди культовых животных и птиц занимали бык, корова, змея, крокодил, лев, шакал, сокол и другие. Боги в образах быка и коровы почитались во многих номах. Культ быка, связанный в глубокой древности, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.

С развитием древнеегипетского государства культы многочисленных местных богов сохраняли свое значение . Почитание некоторых из них начало распространяться за пределы отдельных номов и даже приобретать общегосударственное значение . Так, с утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, бог города Ра стал главным божеством Египта, другой бог солнца – фиванский бог Амон стал главным божеством со времени правления XVIII (Фиванской) династии. Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н.э. более древнего покровителя умерших Анубиса, вечно сновавшего по кладбищу в образе шакала.

Одним из ведущих мифов , определявших жизнь как простых египтян, так и фараонов, был миф об Осирисе , сложность которого понимали уже древние египтяне. Могущественный бог производительных сил природы, царь загробного мира был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, отцом бога Гора. Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Он унаследовал власть от прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.

Заслуги Осириса огромны. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Осирис обучил людей врачебному искусству, строительсту городов. Однако злой бог Сет, младший брат, погубил его. И только верная супруга Осириса – богиня Исида – нашла его тело и родила от оживленного мужа ребенка – сына Гора, который, когда подрос, победил Сета и оживил отца. Оживший Осирис не захотел оставаться на земле и, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. (Существуют и другие версии гибели и воскрешения Осириса). Считалось, что подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, ибо жизненные силы всегда сохраняются в нем, даже в мертвом.

Широкой популярностью в Египте и за его пределами пользовался культ Исиды , богини плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, богини мореплавания. Наряду с мифом о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовало представление о причине разлива реки – река переполнялась слезами Исиды, горюющей по супругу. В греко-римском мире Исиду называли "та, у которой тысяча имен". По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского, она научила людей жать, растирать зерна. Древние греки Исиду отождествляли с богиней Деметрой. Ни одно египетское божество не получило, пожалуй, у них такой популярности, как Исида. В IV в. до н.э. храм Исиды был построен в Пирее, во II в. до н.э. – на острове Делос. Известны святилища Исиды в других местах Греции, а позже в Риме, Помпеях и других городах. Сам миф об Осирисе и Исиде был записан около 125 г. н.э. Плутархом в его трактате, названном именами этих египетских богов. Культ Исиды оказал влияние на христианскую догматику и искусство. Видимо, образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Общекультурное значение этого мифа заключается, во-первых, в том, что им была заложена традиция обожествления цикличности развития природы и человеческой жизни, идея умирающего и воскрешающего бога; во-вторых, в мифе воплотилась идея вечности, постоянности и противоречивости самого процесса развития окружающего мира; в-третьих, в мифе идет речь о связи и преемственности реального и загробного мира, то есть создании единой неразрывной связи между ними.

Последняя проблема найдет свое развитие в других мифах, согласно которым воплотилась идея господствующих групп древнеегипетского общества о преемственности трех этапов становления власти фараонов в Египте. Первыйэтап – царство богов, которое предшествовало появлению первого государства. Второйэтап – царство полу-богов в доисторический период. Третий этап – царство людей во главе с божественной властью фараона, приравненной к власти Осириса.

Теория божественного происхождения верховной власти стала господствующей в Древнем Египте и в различных вариантах использована другими цивилизациями. Эта теория была прочной основой правящей элиты, поскольку обосновывала необходимость в период земного пребывания людей покоряться власти фараона и жрецов также беспрекословно, как бы они покорялись непосредственной власти Амон-Ра или Осириса.

В первой половине III тыс. до н.э. сложился монументальный стиль египетского искусства, были выработаны каноны , свято сохранявшиеся на протяжении многих веков. Их постоянство можно объяснить особенностями экономического, политического и социального развития страны: застойностью экономических и социальных отношений, развитием искусства как составной части религиозного культа и особенно заупокойного ритуала. Искусство было тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.

Обожествление земной власти фараона имело свои ритуальные формы. Когда фараон умирал и на его место заступал другой, устраивалась традиционная мистерия – нового царя объявляли богом, а похороны умершего сопровождались строго определенным заупокойным ритуалом: символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресение (подобие христианской пасхальной службы). В Древнем царстве такой ритуал совершался только над умершей особой фараона, а позднее он стал частью погребальной церемонии любого знатного и богатого человека. Рядовых общинников без всяких церемоний просто зарывали в песок.

Вера в возможность загробной жизни выработала определенный обряд погребения. Умершего фараона, а позднее вельможу, бальзамировали, осыпали драгоценностями, клали заклинания, призывающие сердце не свидетельствовать против умершего на суде Осириса. В подземном царстве умершего встречал шакал-Анубис, там же на весах взвешивали сердце усопшего, и он отвечал на вопросы Осириса. После суда и очищения у праведных могла наступить жизнь, во всем похожая на земную. Для обеспечения покойного в новой жизни всем, чем он обладал на земле, вплоть до его собственного тела, последнее бальзамировали. Кроме того в загробном мире умершему сохраняли его богатство – рабов, скот, семью, которая его сопровождала. Для этого в гробнице размещали небольшие статуэтки (ушебти), которые, как полагали египтяне, будут работать вместо покойного на загробных полях.

Древние египтяне верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное , то есть элемент, составляющий человеческую сущность, который получил название "Ка ". Первоначально она выступала как олицетворение силы богов и царей, воплощение их могущества. Впоследствии обладание "Ка" стали приписывать всем людям и она превратилось во второе "Я", астральное тело, в двойник, рождающийся вместе с человеком и остающийся с ним при жизни и после смерти.

Обитая в гробнице, "Ка" могла ее покидать, но обязательно возвращалась, чтобы душа и тело чувствовали себя уверенно и спокойно. Чтобы "Ка" не перепутала владельца и возвращалась на свое место, в гробнице ставили портретные статуи умершего – вместилище "Ка". Причем портрет должен быть очень похожим, чтобы "Ка" могла опознать свой облик при возвращении. Видимо, из этого верования выросло знаменитое портретное искусство Египта. Поскольку изображался человек, идущий в вечность, портрет в эпоху Древнего царства передавал индивидуальные черты лица, но при этом выражение лица было спокойно-бесстрастным. Позже портрет стал отражать характер, под которым угадывалась личность умершего.

Таким образом, искусство в Древнем Египте играло необычайно важную роль – оно должно было дарить бессмертие и обеспечивать продолжение жизни . Художественные произведения предназначались не для обозрения, а являлись частью религиозного культа и заключали в себе жизненное начало. Поэтому труд зодчих, скульпторов и живописцев считался священнодействием, а ведущие творцы художественной культуры (особенно зодчие) были высокопоставленными лицами, нередко жрецами и их имена были известны и окружены почетом.

Несмотря на высокое положение, творческая индивидуальность архитекторов, скульпторов, художников была достаточно строго ограничена и подчинена священным канонам, а их способности рассматривались как проявление божественной воли. Искусство считалось носителем вечной жизни , поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального творчества с его субъективным восприятием мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства – экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры.

Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй сидящего и стоящего, и эти типы повторялись в более позднее время. Например, изображение стоящей фигуры: она была напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делала шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу. В рельефах – голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым. Исключения были, но крайне редкие.

Даже в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно-ритуальный вид. Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников – меньше, рабов и пленников – еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры.

Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых красок с голубыми и зелеными – тона земли, растительности и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый – для женских, черный – для волос, белый – для одежд. Этот изобразительный канон спустя много веков будет повторен в византийско-славянской иконописи при изображении лика святых.

С религиозным культом в Египте тесно было связано строительство, для которого характерна монументальность. В архитектуре сложились художественные доминанты – пирамиды, храмовые комплексы, дворцы, что, конечно, не исключало других сооружений: от двух, -трехэтажных домов в городах, особняков знати с усадьбой до глинобитных хижин общинников и горожан.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания , нашедшие отражение в культе фараона, который почитался как родоначальник всех египтян. Этот культ нашел яркое выражение в погребальном обряде, о котором речь уже шла. В частности, было упомянуто такое достаточно широкое понятие, как "гробница". С именем фараона Джосера (основателя III династии) связано не только завершение объединения Верхнего и Нижнего Египта в мощную державу со столицей в Мемфисе, но и строительство новой формы каменной гробницы в видепирамиды , построенной под руководством талантливого архитектора Имхотепа, которого считали в Древнем Египте великим мудрецом, астрономом, ученым-медиком и магом.

Пирамида воплотила идею о сверхчеловеческом величии правителя Древнего Египта. Первая пирамида была ступенчатой и представляла как бы шесть уменьшающихся мастаб, поставленных одна на другую. Основание пирамиды-гробницы еще не имело равных сторон как у пирамиды: две имеют длину по 106 м, две другие – по 120 м при высоте 60 м. Ступенчатая пирамида символизировала лестницу к солнцу и само солнце (треугольниками в древности обозначали солнечные лучи). Гробница Джосера стала первой ступенчатой пирамидой "города мертвых", который постепенно разрастался.

Пирамиды передают не только своеобразие египетской культуры , но и являются отражением сочетания примитивной строительной техники с высоким уровнем развития архитектуры, мифологии и религии, математики, астрономии и медицины. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид, и три из них – фараонов Хеопса, Хафры и Менкаура в Гизе – громадные геометрические тела, с безупречно правильными четырехгранными сторонами, стоят больше сорока веков. Эти три пирамиды отнесены древними греками к семи чудесам света.

Самая величественная – пирамида Хеопса , до сих пор не имеющая себе равных по величине среди каменных построек всего мира, имеет высоту 146,6 м, длину основания каждой грани – 233 м. Специалисты подсчитали, что для перевозки всех блоков, из которых сооружена эта пирамида, понадобилось бы 600 тыс. товарных платформ. Поэтому до сих пор остается загадкой, каким образом удалось построить такие гиганты, учитывая даже большие сроки их сооружения. Тем не менее пирамиды являются свидетельством высокого уровня развития науки: они имеют единое направление осей, строго сориентированные по сторонам света, правильную четырехгранную форму.

Некоторые ученые полагают, что пирамиды были древними физико-химическими батареями, аккумулирующими энергию Солнца. Техническое решение пирамид позволяет предположить, что и эффект сверхпроводимости был известен египетским жрецам. При этом высказывается предположение, что в Древнем Египте знали о спиралевидном характере эволюции человечества и о причинах гибели предыдущих цивилизаций.

Примыкавшие к пирамидам низкие заупокойные храмы и рядом стоявшие гробницы придворных и родственников фараонов выглядели маленькими. В то же время треугольники пирамид на фоне голубого неба просматривались отовсюду и издалека, напоминая о вечности, в честь кого они были сооружены. В пирамиде и в заупокойном храме поражают необычайный лаконизм форм, геометризм композиции и статичность.

Прямая дорога с востока от плодородных долин, орошаемых Нилом, вела от обители жизни к безмолвному миру гробниц и песков. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится колоссальный сфинкс с телом льва и головой, напоминающей лицо фараона Хафра. Сфинкс, высеченный из некогда расположенной здесь скалы, подавляет своими огромными размерами (высота 20 м). Но не только огромные размеры пирамид и сфинкса составляют секрет их монументальности, но и совокупность особенностей стиля.

В период Среднего царства произошли изменения в сфере науки, возросла ее роль в жизни страны, стала богаче ее культура. Расширились познания египетских мудрецов-ученых, что подтверждают изданные в 30-е гг. ХХ в. математический и медицинский папирусы. Уменьшается влияние на науку со стороны жречества.

Однако основу государства подрывали постоянные войны , которые государство вынуждено было вести с соседними варварскими племенами. История дает массу подтверждений тому, что войны, как правило, истощают и ослабляют государственные устои и подрывают веру в них. То же произошло в Древнем Египте. Сооружение гигантских гробниц-пирамид фараонов Древнего царства привело в конце III тыс. до н.э. к ослаблению экономики страны и распаду государства. Египет оказался раздробленным на множество номов, полунезависимые правители которых, в особенности в Верхнем Египте, чувствовали себя мелкими царьками. Около 1700 г. до н.э. страну завоевали племена гиксосов, под владычеством которых Египет находился на протяжении ста лет.

В период столетнего правления гиксосов в Переднюю Азию проникла древнеегипетская культура. В этот временной период "впервые была сделана попытка выбрать из египетских иероглифов алфавитные знаки для семитических языков. Этим алфавитом был выполнен ряд надписей у Синайского рудника. Позже он лег в основу финикийского алфавита, который, в свою очередь, повлиял на выработку греческого алфавита".

После изгнания гиксосов за пределы Египта фараоны Нового царства сначала закрепили свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, а затем перешли к колоссальной завоевательной политике. Силой оружия Древний Египет значительно раздвинул свои границы на юге и на севере. В сферу его влияния подпадают земли до 3-го порога Нила, войска доходят до верховьев Евфрата. В конечном итоге Египет превратился в крупнейшую державу середины II тыс. до н.э. Его владычество простиралось даже на острова Средиземного моря, включая остров Крит.

Древним Египтом назывался регион, располагающийся на северо-востоке Африки. Его развитие и процветание было тесно связано с ежегодными сезонными разливами Нила, во время которых почва удобрялась плодородным илом.

Египтяне придумали и организовали ирригационную систему земледелия, позволившую выращивать зерновые культуры в огромном количестве.

Незыблемая власть фараона, и концентрация власти у рабовладельческой верхушки общества, способствовало появлению регулярной армии, развитию горнодобывающего дела, строительству величественных пирамид, более уточенных храмов, роскошных дворцов и прекрасных обелисков.

И сегодня, спустя много лет эти сооружения не смогут оставить никого равнодушными.

Неудивительно, что толпы туристов приезжают в Египет, чтобы хоть одним глазков увидеть пирамиды, над которыми не властны ни пески пустыни, ни жаркое солнце, ни даже время.

Египетские мастера первыми придумали стекло, писатели освоили новые формы в литературе, художники расписывали стены красками, которые восхищают своей яркостью. В Египте зародился и театр, актерами в котором были жрецы, и даже сами фараоны.

Наука не отставала от искусства – в Египте была создана оригинальная система письма, активно развивались математика, медицина, астрономия. Египтянами также был составлен первый календарь.

Географическое положение Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация зародилась в дельте реки Нил. Считается, что в доисторический период здесь находился морской залив, который в результате опустынивания Северной Африки, постепенно превратился в огромное болото, представляющее собой непроходимые заросли тростника, А вдоль северной границы Египта тянулась цепочка солёных озёр, которые сохранились и сегодня.

Это область дельты Нила получила название Нижнего Египта, а долина, расположенная выше по течению реки - Верхнего Египта.

Нижний и Верхний Египет, а также область Файюмского оазиса и составили Древнеегипетскую цивилизацию, которая с севера омывалась Египетским морем (сейчас носящего название Средиземного), а на востоке — Озером Иару (сейчас это Красное море).

Сегодня Египет соответствует расположению Арабской Республике Египет.

Рельеф и почвы Древнего Египта

Древний Египет располагался на равнине, на которой жили и работали египтяне. В то время как скалы, возвышенности и пустыни чаще всего использовались для строительства погребальных комплексов и оборонительных сооружений.

Секретом такого плодородия зерновых культур были почвы Египта, представляющие собой наносы рек, которые образовывали гумус, содержащий калий. Ещё одним плюсом была легкость обработки такой почвы.

В Египте наблюдалось огромное разнообразие флоры и фауны. В нильской долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, гранаты, смоковница, а в Дельте – виноград и многочисленные фруктовые деревья. Однако единственным деревом пригодным для строительства была пальма, что сильно повлияло на архитектуру.

Сами же египтяне выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут, собирали лотос и папирус.

Воды Нила были богаты рыбой, а его заросли – дичью. В нильских зарослях можно было увидеть львов, гепардов, пантер, бегемотов, крокодилов и носорогов. Сегодня из-за изменения климата и частой охоты многие из этих животных больше не встречаются в Египте.

Египтяне выращивали быков, коров, овец, коз, свиней, мулов и лошадей. Разводили уток, гусей, кур. Пчеловодство также было очень популярным в Египте.

Недра Египта не изобилуют полезными ископаемыми. В основном добывались гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк и песчаник. Отсутствие металлов способствовало экспансии египтян: так Синайский полуостров привлекал медными рудниками, а Аравийское нагорье – залежами золота и серебра.

Климат Египта

В доледниковый период египетский климат был более мягкий, с большим количеством осадков, поэтому саванны в то время занимали значительную часть территории Египта.

Затем климат Египта стал более сухим и жарким. Саванны постепенно начали исчезать и постепенно превратились в пустыню. А долина Нила стала гигантским оазисом в этой пустыни.

История Древнего Египта

Древнеегипетская история захватывает период почти 40 веков, который был разделен историками на периоды: додинастический, династический, эллинический и римский периоды.

Додинастический период

Это период, предшествующий объединению Верхнего и Нижнего Египта под властью I династии. Так Верхнеегипетское государство жило за счёт животноводства и, часто совершаемых набегов на соседей за добычей и пленными. Тогда как жители Нижнего Египта занимались земледелием. Они даже придумали централизованный контроль за оросительно-осушительной сетью.

Династический период

Этот период истории Египта длился почти 27-и веков. На него приходится правление всех египетских фараонов, начинается с воцарения I-ой династии и заканчивая покорением страны Александром Македонским. Для удобства этот период был разделен историками на раннее, среднее и новое царства.

Раннее царство

В 3000 году до н.э. Верхний и Нижний Египет объединились. Это произошло благодаря присоединению к верхнеегипетскому царству территории Нижнего Египта, население которого ещё долгие годы боролось за свою независимость.

Последнее из известных истории восстаний произошло на рубеже XXVII -XXVI веков до н. э. Это восстание перешло в настоящую гражданскую войну. Чтобы покончить с этими волнениями фараону II династии Хасехемуи пришлось жестоко расправиться с восставшими, казнив при этом около 50 000 жителей низовья.

В начале XXVI века, после воцарения в Египте фараона Джосера (основателя III-ей династии), была построена первая шетиступенчатая пирамида в некрополе, что послужило толчком к началу «эпохи строительства пирамид».

Этот период характеризуется безграничной властью фараонов. Пирамиды начинали строить сразу после восхождения на престол, но достраивать их успевали не все фараоны.

Постепенно из-за упадка земледелия и все большего распространения ремесла, стали появляться новые города, а вместе с ними пришёл период смуты и борьбы за власть. Лишь фараоны XI династии вновь объединили Египет, перенеся столицу в город Фивы

Среднее царство

Но, несмотря на объединение Египта, лишь фараон Аменемхет III, правивший в XIX-XVIII вв. до н. э. смог окончательно упрочить центральную власть.

Кроме этого, в этот период проводились крупные ирригационные работы, позволившие увеличить урожай, что повлекло увеличение товарооборота с соседними государствами. Также велись военные компании, благодаря, которым были возвращены территории, утраченные еще в период Старого царства. Наиболее знаменит поход на юг Сенусерта III.

В это время Египет завоевывает новые территории, например оазисы Бахария, Дахла и Харга. Все больше осваиваются районы в Аравийской пустыне, в которых появляются города, расположенные на побережье Красного моря.

Все вышеперечисленное привело к расцвету Египетской цивилизации, что позволило Египту строить прекрасные храмы, от роскоши, убранства которых просто захватывает дух. Чего только стоят храмы Амона в Карнаке и Луксоре.

Однако в XVIII в.до н. э. в обществе все больше обостряется неравенство, которое вызывает восстание бедноты и, как следствие, — новый распад страны.

Воспользовавшись, ослабленным положением Египта из-за восстания, азиатские племена гиксосов завоёвывают Нижний Египет, который они контролировали более чем 100 лет. За этот период сменили друг друга две гиксосские династии- XV и XVI, правящие Нижним Египтом.

Параллельно с ними Верхним Египтом правила- XVII династия, фараоны, которой начали освободительную войну против гиксосов. Эта война завершилась только в середине XVI в. до н. э.

Новое царство

Период Новое царство, запомнился увеличением границы Египта, которая достигла небывалого размаха. В этот период граница на юге, отодвинулась до современного Судана, расширились владения на Синае и верховье Арабского залива (территория современного Израиля).

Однако самыми большими территориями, присоединенными к Египту, были земли, расположенные у средиземноморского побережья Передней Азии (современная Палестина), часть Иордании, Ливана и часть Сирии.

Поздний период

Этот период характеризуется войнами с персами. Так в 528 году до н.э. Древний Египет, будучи завоёванным персидским царём Камбисом, стал одной из персидских провинций.

Эллинистический период

В 332 году до н.э. Египет завоевывает Александр Македонский, после смерти которого страна достается полководцу Птолемею.

В период правления этой династии, Египет переживает очередной подъем. Территории Египта вновь были увеличены присоединением Киренаики (современной Ливии) и оазиса Сивы. В процессе частых войн к Египту периодически присоединялись земли в Палестине и Кипра. А египетский флот долгое время господствовал в Средиземном море.

Последней из династии Птолемеев, была царица Клеопатра, во время правления которой Египет начал войну с древним Римом. После поражения египетского флота и самоубийства царицы Клеопатры — Египет превратился в одну из римских провинций.

На протяжении многих веков Египет притягивает своей загадочностью тысячи и тысячи людей. Сегодня существует даже целая наука, посвященная этому периоду, — Египтология.

И это неудивительно, ведь несмотря на то, что со времен Древнего Египта прошли тысячелетия, до сих пор непонятен механизм построения пирамид, процесс превращения каменных глыб в изящные скульптуры, остаются тайной и многие научные достижения.

Египет восхищает еще своей непоколебимой стойкостью. Какие бы напасти ни преследовали страну: будь то восстания, периоды смуты и борьбы за власть, многочисленные войны – Египет смог не только выжить, но и снова, и снова возвращаться к былому величию.

Каким-то загадочным, образом возвращаясь из глубин веков, египетская цивилизация продолжает жить до сих пор, продолжая терзать воображение человека любой эпохи.

Цивилизация Древнего Египта сформировалась в долине Нила, в сравнительно изолированной области, что наложило на неё отпечаток оригинальности. Для долгой истории Древнего Египта характерна смена эпох централизации государства (царства) периодами распада (переходные периоды). У каждого такого этапа есть особенности экономического, политического и культурного порядка, хотя всегда сохранялись элементы, обозначавшие преемственность египетской цивилизации.

История Египта традиционно делится на следующие крупные периоды :

I. Додинастический период (IV тыс. до н. э.), в течение которого образовались 42 территориально-политических единицы – номы. Они в результате политического, экономического и военного взаимодействия объединились, создав два политических формирования: Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север). Те, в свою очередь, стали частями единого египетского государства.

II. Период Раннего царства (ок. 3300 – ок. 2800 до н. э., I–II династии). При царе Менесе – основателе I династии – произошло объединение Египта. Столица разместилась в городе Мемфисе. Целостность страны укреплялась путём создания централизованной системы орошения и административного аппарата, изобретения и распространения иероглифической письменности.

III. Период Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н. э., III–VI династии). Египет становится экономически и политически сильным государством. Экономическое процветание и политическая стабильность сделали возможными усовершенствование ирригационной системы, а также строительство пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина – символов египетской цивилизации.

IV. Первый переходный период (ок. 2250 – ок. 2050 до н. э., VII–X династии). Это время внутренних усобиц и распада централизованного государства. Увеличилось значение города Фивы, он стал центром, вокруг которого вновь объединилось царство.

V. Период Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н. э., XI–XIII династии). Страна воссоединилась, а власть предводителей номов была ограничена. Египет увеличил свою территорию, особенно на юге. Получили распространение орудия труда из бронзы, начинается производство стекла.

VI. Второй переходный период (ок. 1700 – ок. 1580 до н. э., XIV–XVII династии). Египетское государство распалось вследствие нашествия гиксосов – кочевых племён семитского происхождения, вторгшихся из Азии и завоевавших северную и центральную части страны. Правители Фив возглавили освободительную борьбу, завершившуюся изгнанием гиксосов.

VII. Период Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н. э., XVIII–XX династии). Эпоха расцвета египетской цивилизации. Египет расширил владения до Евфрата на востоке и третьего порога Нила на юге. Фараоны прикладывали большие усилия, чтобы сохранить свои земли в борьбе с Хеттским царством, а позднее с т. н. народами моря.

VIII. Поздний период (ок. 1070–525 до н. э., XXI–XXVI династии). Время распрей, нашествий и чужеземного господства: ливийского, нубийского, ассирийского. При XXVI династии Египет пережил последний свой подъём – т. н. Саисское возрождение.

IX. Период персидского господства (525–405 до н. э., XXVII династия). Персидское царство завоевало Египет, однако увеличение налогового гнёта и злоупотребления персов привели к тому, что египтяне восстали и освободили страну.

X. Последний период независимости Египта (405–342 до н. э., XXVIII–XXX династии). Объединение свелось к внутренним раздорам, которые стали причиной ослабления государства и восстановлению персидского влияния.

XI. Период персидского, греческого и римско-византийского господства (342 до н. э. – 646 н. э.). В 332 г. до н. э. персы были изгнаны Александром Македонским. После распада империи Александра в Египте установилась эллинистическая династия Птолемеев, которая продержалась до времени римского завоевания (30-е гг. I века до н. э.).

Наследие египетской цивилизации бесценно. Прежде всего для греко-римского мира, позаимствовавшего и переработавшего многие достижения культуры Древнего Египта.

Возникла древнеегипетская цивилизация в регионе дельты Нила. За всю историю Древнего Египта поменялось тридцать династий правителей. Тридцать второй год до н. э. считают рубежом существования цивилизации Древнего Египта.

Жители этой развитой цивилизации древности, никогда не праздновали своих дней рождения. Что было тому причиной - по сей день нет одного общепринятого ответа…

Горы окружали Египет, это предопределило замкнутый характер появившейся здесь цивилизации, носившей земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, из за благоприятных климатических условий, не требовал больших физических затрат, египтяне собирали урожай дважды в год. занимались обработкой глины, камня, дерева и металла. Орудия земледелия изготовлялись из обожженной глины. Кроме этого, использовали еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали временами из горного хрусталя.

Восприятие и измерение времени древние египтяне обуславливали ритмом разлива Нила. Каждый последующий год расценивался ими как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, которое было необходимо для сбора урожая. У месяцев не было названий, а нумерация. Каждый четвертый год был високосный, каждый пятый день декады был выходной. Счет времени вели жрецы.

Египтяне разделяли день на 12 часов и на 12 - ночь. У каждого часа было свое название. Первый час дня называли «блистающим», шестой - «час подъема» и т. п.

Кроме этого, все дни года были разделены на три категории - счастливые, опасные и несчастливые - в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, древние египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливый день они старались не выходить из дома, в особенности на закате и по ночам. В такой день нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в путь, есть рыбу и все, что происходит из воды. Основную роль в регламентации поведения играли традиции. Были календари где отмечались счастливые и несчастливые дни.

Египетские пирамиды на сегодняшний день являются последним «действующим» чудом света. Другие чудеса растаяли во мгле истории без следа. Большую пирамиду Хеопса построили около 3 000 лет тому назад. На ее возведение ушло 2 300 000 громадных каменных блока, суммарная масса которых составляет 7 000 000 тонн.

Высокий жизненный уровень и благополучие в Древнеегипетской цивилизации подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, которые были не характерны для других цивилизаций древности: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев.

Основная одежда египтян это набедренная повязка. Сандалии они носили довольно редко, а основное средство демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).

Древние египтяне верили, что все в мире принадлежит богам, что боги это источник всеобщего процветания, что им ведомы их помыслы и желания и они могут в любое время вмешаться в дела людей. Тем временем природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывали человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи.

Неоспоримым фактом в наше время является то, что впервые антибиотики стали активно использоваться лишь в XX столетии. Но не все знают о таком факте, что тысячелетия назад в Египте некоторые из инфекционных заболеваний лечили с помощью заплесневелого хлеба. Выходит, именно древних египтян следует считать первопроходцами в применении антибиотиков в лечебных целях.

Египтяне верили, что после смерти они попадут на суд бога Осириса (Усир - царь загробного мира), который взвесит на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы жизнь в загробном мире ничем не отличалась от жизни земной. Тела подвергались бальзамированию. Состоятельный человек заранее готовил для себя загробный дом, потому каждый город живых имел город мертвых - он располагался в пустыне рядом с городом.

В древнеегипетском государстве имелось 4 централизованные деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: он объединял административную, судебную и военную власть. Египтяне полагали, что бог Ра (бог солнца по египетской мифологии) проявляет заботу об их благосостоянии и посылает на землю своего сына - фараона. Каждого фараона расценивали как сын бога Ра. В обязанности фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Ежедневная жизнь фараона строго регламентировалась, потому как он был верховный жрец всех богов.


Как известно, законодателями моды в винном деле являются французы. Но мало кому известно, что первый винный погреб обнаружили именно в Египте. Кроме этого, древние египтяне были первые, кто сварил пиво.

В цивилизации Древнего Египта уже с додинастических времен была эффективная система внутренней и обменной торговли. В особенности большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тысячелетии до н. э., когда в лексиконе египтян впервые появляется слово «торговец». Слитки серебра постепенно вытеснили зерно как мерило рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, потому как золото было символ божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главное транспортное средство в Египте, это корабли и лодки, основные торговые пути, это реки и каналы. На сухопутных дорогах, проложенных по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего, ослов.

Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основная должность - воин, ремесленник, жрец, чиновник - наследовались, но возможно было и «вступить в должность» или быть «назначенным на должность». Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания.

Древние египтяне использовали голубей для передачи сообщений друг другу.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает около трех тысяч лет. Ученые выделяют 5 периодов развития древнеегипетской цивилизации: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее Царства.

Раннее царство XXXI–XXIX вв. до н. э.

Времена борьбы Верхнего и Нижнего Египта за гегемонию. Победил Верхний Египет, чьи фараоны основали I общеегипетскую династию. Родоначальник I династии был фараон Мину. Мина построил первую египетскую столицу - г.Мемфис, на стыке дельты и долины. Покровителем династии Мины являлся бог Гор. Во время правления II династии Раннего Царства не прекращалась скрытая борьба между Нижним и Верхним Египтом. Фараон Хосехемуи добился окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. После него фараоны II династии начали называть себя не только именем Гора (покровитель Верхнего Египта), но и именем Сета (покровитель Нижнего Египта).

Древнее царство XXVIII–XXIII вв. до н. э.

В этот период фараоны добились большой концентрации людских и материальных ресурсов. Достигло своего расцвета земледелие, техника (металлургия меди). Создаются первые гражданские и религиозные законы, устанавливаются первые каноны искусства. Только в эпоху Древнего Царства возводились великие египетские пирамиды. Это свидетельство расцвета цивилизации, так как для строительства пирамид требовались огромные ресурсы и знания.

Основателю III династии фараону Джосеру принадлежит первая пирамида. Как раз в эпоху Древнего Царства зафиксирована концепция обоготворения фараона. V династия отказалась от строительства пирамид - начался экономический упадок. Активно начинают строится храмы бога Ра, культ которого становится в государстве основным. Во время VI династии экономический кризис достиг своего предела, страна распалась на независимые номы, наступил I переходный период (XXIII–XXI вв. до н. э.).

Среднее царство XXI–XVIII вв. до н. э.

К концу переходного периода выделились два объединяющих центра: на севере - Гераклеополь, на юге - Фивы. В борьбе одерживают победу Фивы и их правитель Ментухотеп основал XI общеегипетскую династию. Начался новый расцвет древнеегипетского общества. Египтяне модернизируют и усложняют ирригационную систему, создают первые искусственные моря. Теперь сельское хозяйство уже не зависит от разливов Нила.

В это время Египет активно торгует с окружающими странами. Торговые караваны идут через Суэцкий перешеек на Ближний Восток и через Красное море в Африку. В эпоху Среднего Царства ведущим культом стал культ бога Амона с центром в Фивах. Среднее Царство закончилось с нашествием гиксосов в конце XVIII в. до н. э. Египет вновь распался на отдельные номы. Гиксосы (XV–XVI династии) правят только в Южном Египте. Их правление называют II переходным периодом.

Новое царство XVI–XII вв. до н. э.

Фивы и при правлении гиксосов остаются сильным независимым центром. Тут правила XVII династия, чьи фараоны возглавили борьбу за изгнание гиксосов из Египта. Фараон Яхмос полностью победил гиксосов и положил начало XVIII общеегипетской династии. Эпоха Нового Царства характерна появлением Египетской империи. Создана сильная завоевательная армия с использованием наемников. Армия захватила Палестину и Сирию на севере, дошла до третьего нильского порога на юге.

В этот период фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытается сломить жречество, поменяв главного бога империи Амона на бога Атона. Такая попытка создания первой монотеистической религии не доведена до конца, так как Эхнатон правил только 15 лет. После его смерти все вернулось «на круги своя». Наибольшего могущества Египет достигает при фараоне Рамсесе II Великом (XIX династия). Он царствовал 66 лет; его эпоха была наиболее стабильной и отмечается массовыми стройками. Со смертью Рамсеса II приходит медленный упадок и переход к следующей эпохе.

Позднее царство XI–IV вв. до н. э.

Египет пребывает под властью иноземцев - ливийских и эфиопских династий, а потом стал провинцией Ассирийской и Персидской держав. В IV в. до н. э. Египет завоевывал . На этом и заканчивается история Древнеегипетской цивилизации и начинается эпоха эллинизма.

Древние египтяне большое значение придавали . Смерть они рассматривали как переход к другой, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека - ка, ба и ах - считалось необходимостью сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что давало возможность им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, разработали методика бальзамирования).

Считалось, что после смерти умерший при помощи старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через 12 врат, преодолевал Огненное озеро. Потом 42 судьи читали список грехов. В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо - символ богини истины. Тот кто прошел испытание становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

Впервые завещание было тоже написано в Египте. Это сделал сын египетского фараона Хафре, который скончался приблизительно в 2601 году до нашей эры.

В Древнем Египте было более 2 000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался провести религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменяли почитание всех прежних богов и закрывали их храмы. Ввели единобожие, поклонение богу солнца - Атону. Начали вести строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Такая модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформы сошли на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца начала передаваться по наследству.

Наряду с другими древними цивилизациями древние египтяне были одними из первых людей в мире, которые придумали письмо, используя для него бумагу и чернила.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отражает богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители - любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения Древнего Египта были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно позабыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 году фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Производство стекла и фаянса тоже является нововведением Египта тысячелетней давности. Кроме этого, строители, возводящие сегодня прекрасные архитектурные сооружения, не всегда знают, что родиной такого материала как цемент тоже является Египет.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнеегипетской цивилизации, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX веков.

Древнеегипетская цивилизация является родоначальницей практически всех современных предметов домашней утвари и средств личной гигиены. Именно тут тысячелетия тому назад впервые придумали замок и ключи к нему, расческу и ножницы, макияж и дезодорант, парик и зубную щетку с пастой.

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей.32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации.

Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя.

Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила, после которого наступал сезон сева, а за ним сезон сбора, т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами.

Египтяне разделяли день на двенадцать часов и на двенадцать - ночь. Каждый час имел свое название. Первый час дня назывался “блистающим”, шестой - “час подъема” и т.п.

Кроме того, все дни года делились на три категории - счастливые, опасные и несчастливые - в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливые дни они старались не выходить из дома, особенно на закате и ночью. Чтобы освежить память и подсказать правильное решение в сомнительных случаях, существовали календари с отмеченными счастливыми и несчастливыми днями.

Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений.

Египтяне обожествляли Нил, как и всю природу. Его изображали в виде тучного мужчины,жирным, в складках на животе, перепоясанным поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. Его называли “отцом богов”. Многие города носили его имя. Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах.

Египтяне верили, что все на свете принадлежит богам, что боги - источник всеобщего процветания, что они знают их помыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела людей. Они также обожествляли животных, птиц, особенно почитали крокодила, ибиса. С не меньшим почитанием относились к растениям. Египтяне считали, что после смерти они пападут на суд бога Осириса, который будет взвешивать на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы загробная жизнь ничем не отличалась от жизни земной. Тела бальзамировали. Состоятельные люди заранее готовили для себя загробный дом, поэтому каждый город живых имел город мертвых.

Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся главой государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына - фараона. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак.

Древнеегипетское государство делилось на географические единицы - номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главным транспортным средством в Египте были корабли и лодки, основными торговыми путями служили реки и каналы. На сухопутных дорогах, которые прокладывались по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего ослов. древнеегипетский ведийский деспотия

Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности - воина, ремесленника, жреца, чиновника - наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию.

Читайте также: