Какие памятники будут снесены в польше. В польше вступает в силу закон, позволяющий сносить советские памятники. Война с мёртвыми

Одной из острейших тем последних месяцев остаётся массовый снос памятников советским воинам в Польше, в целях борьбы с наследием «советской оккупации». А вот в соседней Чехии монументы не трогают, хотя вопросов к социалистическому прошлому хватает и там. Почему же в двух западнославянских государствах, переживших нацистскую оккупацию и затем строивших социализм, по-разному относятся к наследию прошлого?

Начнём с Польши, где сведение исторических счётов с соседями остаётся краеугольным камне политики правящей партии «Право и справедливость». Собственно говоря, её деятели ещё с начала 1990-х делали себе карьеру на борьбе с прошлым. Так, ещё 26 лет назад главным «люстратором» страны стал нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, видевший советских агентов чуть ли не во всех, включая признанного борца с социализмом Леха Валенсу.

Собственно говоря, ещё в те времена война с памятниками в Польше и началась. Так, 26 лет назад в Кракове снесли памятник маршалу Ивану Степановичу Коневу, войска которого и освободили старую польскую столицу в январе 1945 года. И не просто освободили, а ещё и спасли от разрушений, подобных варшавским. И в том, что сегодня Краков превратился в главный туристический центр страны, есть огромная заслуга И.С. Конева. Но «борьба с коммунизмом» оказалась важнее…

Со второй половины 1990-х острую фазу борьбы с монументами поляки вроде бы прошли, но в годы президентства Леха Качиньского (2005-2010) вопрос встал вновь. В те годы массового сноса не случилось, но призрак витал в воздухе. Новый сезон «охоты» на памятники начался после начала украинского кризиса. В мае 2014 года в Катовице сбросили с постамента Монумент благодарности Красной армии, а в Варшаве не вернули на место после реставрации Памятник советско-польскому братству по оружию.

После возвращения к власти представителей «Права и справедливости» два года назад войну с прошлым и вовсе поставили на широкую ногу. Так, в городке Пененжно недалеко от границы с Россией снесли памятник легендарному генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.

В Щецине вандалы с молчаливого одобрения властей повредили Памятник благодарности Красной армии. В Варшаве в этом году испохабили надгробия на воинском кладбище. Подобного рода инциденты можно перечислять и перечислять…

Наконец, 22 июня (дата выглядит как демонстративный плевок в сторону России) текущего года Сейм принял закон о демонтаже монументов, напоминающих о «советской оккупации». Против отдали голоса всего несколько человек. Документ поддержали не только депутаты правящей партии, но и сторонники председателя Евросоюза Дональда Туска из «Гражданской платформы», и представители партии «Куки-20», и депутаты от Крестьянской партии. 2 сентября закон вступил в силу.

Обосновал эти действия глава МИД Польши Витольд Ващиковский. «Необходимо помнить, что Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны… Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?», - заявил он.

Выступления против сноса памятников все же имели место. Так, совсем недавно в городе Дравско-Поморье жители не дали убрать памятник советским танкистам. Но обольщаться не стоит.

Подавляющее большинство поляков как минимум не против войны с монументами, массового протеста по данному поводу не видно. А политическая элита страны показала почти полное единодушие в этом вопросе.

И теперь как минимум 230 памятников (называлась и цифра в 350) пойдут под снос.

Особенно дико демонтаж будет смотреться в Гданьске, Щецине или Вроцлаве, которые до 1945 года носили названия Данциг, Штеттин и Бреслау. Благодаря Советскому Союзу Польша получила до трети своей нынешней территории, включая длинный выход к Балтийскому морю и большие залежи угля в Силезии. Если уж до конца следовать логике отказа от советского наследия – надобно эти земли вернуть Германии… Но от неё, как и от России, польские власти отчего-то до сих пор хотят репарации.

Благодаря тому, что происходит в Польше, может возникнуть ощущение, что бывшие социалистические страны переживают новую войну с историей. Но это не так. В Чехии никакой войны с памятниками не ведётся. Как и у северо-восточных соседей, здесь подавляющее большинство и политиков, и граждан отрицательно воспринимают времена социализма. Особо острые чувства вызывает ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Но вандализмом это сегодня не оборачивается.

Нельзя сказать, что чехов миновала участь войны с памятниками. 26 лет назад в Праге покрасили розовой краской Памятник танкистам-освободителям. Отмывать его никто не стал - в том же 1991 году его демонтировали, и сегодня он стоит в таком виде в военно-техническом музее в Лешанах. Неоднократно были и случаи появления на памятниках похабных надписей. Во втором по величине городе страны Брно вандалы сбили серп и молот с памятника красноармейцам в районе Кралово Поле…

Но большой масштаб подобная вакханалия не приобрела – и тем более, дело не дошло до массового сноса памятников. К слову, серп и молот в Брно очень быстро вернули на прежнее место. Весьма показательна и ещё одна история в том же городе. В 2013 году там отправили на реставрацию стоящий в самом центре города Памятник воину-освободителю. И, в отличие от Варшавы, вернули на место. Также происходило и в ряде других случаев.

Долгое время бывшие чешские радикальные диссиденты-антисоветчики добивались демонтажа памятника маршалу Коневу и переименования названной в честь него улицы. Однако и ветеранские организации, и бывший и нынешний президенты Вацлав Клаус и Милош Земан выступили категорически против. В 2015 году вновь пошли разговоры, что монумент можно бы и снести, но из этой затеи опять ничего не вышло. Освободитель и почётный гражданин Праги Конев где стоял, там и стоит.

Ничего не происходит и с памятником на мемориальном Ольшанском кладбище в Праге, где похоронены красноармейцы, павшие в мае 1945 года. Да, рядом есть памятный знак РОА – но памятника её бойцам там нет. Власовцы в Праге тоже погибли в боях с немцами, но попытка превратить их в освободителей столицы не прошла.

Чехи отлично помнят, кому они обязаны сохранением и освобождением и города, и страны. Как сказал президент Земан, если бы не Красная армия, то «чехи говорили бы по-немецки и кидали зиги».

Почему же чехи не уподобились полякам? Вроде бы неприязнь ко временам социализма у них тоже есть. Есть и свои откровенные русофобы вроде бывшего главы МИД Карела Шварценберга и его соратников по партии «Топ-09». Да и ряд других политических сил настроены антироссийски, всячески поддерживая санкции против нашей страны. Тем не менее даже до постановки в парламенте законопроекта о сносе памятников, подобного польскому, дело не дошло.

Одна из этих составляющих – глубина противоречий с Россией. На уровне государств Чехия с нами не сражалась никогда (белочехи времён Гражданской войны были, но новообразованная Чехословакией с Россией как со страной не воевала). А от перечисления русско-польских войн можно со счёта сбиться. Между русскими и чехами никогда не было спорных территорий – в отличие от поляков.

В отличие от поляков, чехи не стали запрещать Коммунистическую партию, которая имеет свои 10-15% голосов и стабильна представлена в парламенте – хотя в правительство её никто не звал. Есть там и «правые» русофилы националистического толка, и они тоже периодически проходят в парламент. Откровенные русофобы тоже имеют свои плюс-минус 15%, но в Польше эти цифры – куда выше. Так что поведение властей вполне соотносится с настроениями, царящими в обществе.

Вероятно, играет свою роль и уровень жизни. В Чехии он существенно выше, чехи крайне редко едут в другие страны на заработки. О поляках этого не скажешь – до пяти миллионов граждан Польши работают в Германии, Франции, Великобритании, Норвегии… Соответственно, у польских политиков возникает потребность в оправдании собственных провалов в экономике различными историческими делами. У чехов такая потребность значительно меньше.

Эта история парадоксальна ещё и в том смысле, что поляки считают себя верующими католиками, а чехи – одна из самых нерелигиозных наций в мире. О вере и традициях политики из «Права и справедливости» говорят постоянно, и тут же, вопреки христианскому вероучению, начинают борьбу с мёртвыми.

Чешские политики говорят об этом куда реже, но государственного вандализма, в отличие от соседей, в их стране нет.

Вадим Трухачёв

– Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я отношусь к вам с большим уважением за вашу взвешенную и независимую точку зрения. 17 июля польский президент Анджей Дуда подписал принятые Сеймом поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма. Таким образом, будут снесены советские монументы, включая и те, что посвящены подвигу Красной армии.

С одной стороны, Польша независимое государство и вправе делать так, как считает нужным, но погибли сотни тысяч солдат, освобождая ее! Хотел бы узнать ваше мнение и отношение к этому вопросу. Спасибо. (Виктор)

Владимир Познер: Уважаемый Виктор, я прекрасно понимаю ваш вопрос, и на него нет простого, очевидного ответа. Есть, однако, объяснение тому, почему в Польше так плохо относятся и к царской России, и к советской; поскольку ваш вопрос относится только к периоду СССР, я свой ответ-объяснение ограничу этим.

Напомню: 23 августа 1939 года был подписан советско-германский пакт о ненападении. Чаще всего его называют пактом Риббентропа-Молотова, поскольку они были его подписантами. Я сейчас не буду вдаваться в подробные объяснения того, почему Сталин решил подписать с Гитлером такой документ, просто примем факт: пакт был подписан. Как потом выяснилось, к этому пакту были подписаны дополнительные документы, получившие название «тайные протоколы». В них оговаривались выгоды, которые должен был получить СССР, а именно: право на территории республик Прибалтики, Молдавии, на некоторые другие территории, включая Западную Украину, которая тогда не входила в состав УССР.

Ровно через неделю после подписания этого пакта фашистская Германия вторглась в Польшу, а через еще 17 дней в восточную Польшу вошла Красная армия. Две армии – германская и Красная, – двигаясь навстречу друг другу, встретились, и есть документальные съемки совместных торжественных парадов (я видел их собственными глазами), где на трибунах стоят офицеры вермахта, вскинув руки и орущие «Хайль Гитлер!», и офицеры Красной армии, берущие под козырек и приветствующие идущих мимо них солдат и вермахта, и Красной армии.

Другими словами, СССР, подписав мирный договор с фашистами, участвовал в оккупации Польши. Такие вещи не забываются. А потом, победив Гитлера, Советский Союз практически превратил Польшу в своего сателлита – ведь подавляющее большинство поляков совершенно не хотели быть частью «социалистического лагеря».

Да, Советская армия изгнала гитлеровцев из Польши, это правда, как правда и то, что тысячи и тысячи советских солдат и офицеров погибли при этом. Но это не меняет того факта, что изначально СССР предал и оккупировал Польшу, а потом практически превратил ее в своего вассала. И это не забылось.

Для многих поляков памятники советским воинам есть на самом деле памятники тем, кто захватил их страну.

Этому всему можно возражать, выдвигать массу соображений, я лишь хотел объяснить вам основную причину принятия того решения, о котором вы спросили меня.

Недружественные действия Варшавы Москва в любом случае не оставит без последствий. В ведомстве добавили, что меры будут носить «асимметричный характер».

Как рассказали изданию источники в российских дипломатических кругах, рассматривается несколько вариантов: персональные санкции против причастных к разработке закона польских политиков, экономические меры воздействия и активная работа на всевозможных международных площадках для привлечения внимания к этой проблеме.

Одним из вероятных ответов Москвы на действия Польши источник газеты в российских дипломатических кругах считает введение персональных санкций против польских политиков — авторов этого закона, а также значительное понижение уровня российско-польских экономических отношений.

— Надо и санкции ввести в отношении авторов закона, которые его продвигали и лоббировали, и прервать экономические отношения между российскими и польскими регионами. Я поддержу любые санкции, которые будут предложены, — прокомментировал эти инициативы первый заместитель председателя комитета по международным делам .

Ограничения могут касаться и каких-то других действий в отношении других людей, считает член Совета Федерации Олег .

«Ведь кто-то будет принимать решения по сносу памятников, их демонтажу. Это тоже будут делать определенные институты, органы власти и конкретные персонажи. И они могут быть подвергнуты санкциям. Есть предложение общественного и гражданского порядка: вывезти памятники, которые хотят снести в Польше, создать условия для их сохранения на территории России», — считает Морозов.

«Такая реакция принята в дипломатии. Но она не исключает других действий. Есть 38 человек с польской стороны, которые были инициаторами этого закона. Они освятили документ своей подписью — в отношении них можно ввести соответствующие меры», — отмечает сенатор.

«В качестве ответа еще можно было бы поставить памятник рядом с Кремлем.

Это будет не просто символом гордого русского духа, освободившего Кремль в 1612 году от польских оккупантов, но и изображением самих поляков. Не нужно сносить существующие в России польские памятники, но установить памятники-столбы в честь сотрудников польского режима можно. Например, в честь диктатора Польши Юзефа Бека», — предложил политолог.

«Чудовищная польская русофобия является прагматичной и направлена на оправдание и установление Польшей доминирования над русскими жителями на Украине. Потому самым правильным ответом было бы предпринять какие-то действия по помощи русским, которые стонут под игом бандеровской диктатуры в Киеве и других городах», — отметил Марков.

Сейм Польши в день начала Великой Отечественной войны принял закон, который фактически узаконил уничтожение памятников советским воинам-освободителям. Согласно новым поправкам к закону о декоммунизации, сносу подлежат памятники и памятные камни, «прославляющие коммунизм». Согласно данным из воеводств, в стране установлено порядка 490 таких монументов. Предполагается, что памятники будут уничтожать после консультаций с Институтом национальной памяти.

Пока закон не коснется объектов, установленных на кладбищах и не выставленных на публичное обозрение.

В Госдуме уже осудили решение сейма Польши. «Преступления против мира и человечества, которые совершают политики, могут быть разные по масштабу своей вероломности. Но совершенно очевидно, что политики Польши, которые посчитали возможным уничтожать памятники в честь Красной армии, совершают преступление против своей страны, уничтожают благодарность тем, кто подарил мир Польше и ее народу, оскверняют память тех, кто был сожжен в топках концлагерей и отдал свою жизнь за то, чтобы эти политики сегодня жили… У депутатов Сейма Польши, похоже, снесло совесть и голову», — заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

Чем ещё может ответить Россия на циничное решение польского Сейма, кроме гневных заявлений?

— Польский сейм своим решением пытается поставить «жирную точку» на советском периоде истории своей страны, — говорит президент российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко. - Мало того, нынешняя польская элита таким образом продолжает настаивать на том, что никакого освобождения Польши не было. И те 600 тысяч советских воинов, что погибли на территории Польши, это просто солдаты враждебной страны, шедшие по территории их страны, на Берлин.

Пока нынешние польские власти не поднимают вопрос о сносе или «реконструкции» непосредственно воинских захоронений. Но я уверен, что дойдёт и до этого. Как минимум, будет ставиться вопрос о том, чтобы убирать «коммунистическую символику» с захоронений.

Пока поляки об этом не заикаются, поскольку они позиционируют себя как бережных хранителей всех исторических захоронений, находящихся в польской земле. Тут они вспоминают о себе, как о добрых христианах.

«СП»: — Как самим полякам «аукнется» война с историческими памятниками?

— Уже сейчас подрастает поколение поляков, которое вообще ничего не знает о советском периоде истории своей страны. От них скрывают, что после войны в Польше при помощи СССР была восстановлена промышленность, построены верфи, заводы и т. д. Поскольку, если рассказывать об этом, то сразу возникает вопрос: зачем это нужно было «советским оккупантам»? Мало того, возникнет и другой вопрос: почему именно после того, как «оккупанты ушли», Польша не сумела сохранить все эти заводы и верфи, пустив всё на металлолом?

Вообще, не раз уже мне казалось, что дно в отношениях между Россией и Польшей нащупано. Но последние события убеждают меня, что это не так. Особенно вызывающим был инцидент с «сопровождением» гражданского самолёта ТУ-154 министра обороны России в нейтральных водах польским боевым истребителем. До какого идиотизма может додуматься ещё так называемая польская элита, трудно себе представить.

Я ни разу не удивлюсь, если они начнут раскапывать могилы, чтобы попытаться доказать очередной бред. Вот уже несколько лет ежемесячно в Польше проходят собрания, где утверждается, что самолёт с президентом Лехом Качиньским под Смоленском был сбит Россией, что те, кто выжил, были добиты. С этой целью регулярно проводятся эксгумации погибших в авиакатастрофе в надежде найти следы от пуль. Шизофрения в Польше становится нормой. Поэтому ждать от польских властей можно чего угодно. Здравомыслящие поляки вынуждены молчать, чтобы не потерять, как минимум, работу, а то и свободу, как Матеуш Пискорский .

«СП»: — Как реагировать России?

— Прежде всего, продолжать говорить правду. Не замалчивая самых острых моментов в российско-польских отношениях. Не думайте, что все поляки настроены русофобски. Многие мои знакомые в Польше в интернете смотрят и читают российские СМИ, в том числе «Свободную прессу».

Кроме того, необходимо ввести самые жёсткие условия для экспорта польских товаров в Россию. Если они позволяют себе не только плевать на память о погибших советских воинах, но и ставить палки в колёса «Газпрому», почему мы должны щадить их экономические интересы? Я бы вообще довёл экспорт из Польши до абсолютного минимума — покупать лишь то, чего нельзя купить в других странах. Собственно, и сами поляки, по большому счёту, покупают у нас только то, без чего не могут прожить — углеводороды. При этом, наоборот, способствовать туристическим поездкам рядовых поляков в Россию, чтобы они могли убедиться, что наша страна не тот монстр, какой её изображают в западных СМИ.

Кстати, после посещения мемориала в Катыни, поляки отнюдь не пропитываются русофобией. Наоборот, они получают более объективную картину произошедшего. Я бы ещё в Катыни организовал специальную экспозицию, рассказывающую о том, как бесчеловечно обращались с пленными красноармейцами в польских концлагерях в 20-е годы прошлого века. Тогда погибло больше 20 тысяч человек. А можно добавить и выставку, рассказывающую о том, каким гонениям подвергалась Православная церковь на территории Западной Украины и Белоруссии, когда эти территории принадлежали Польше.

— Польша теперь уже на законодательном уровне пытается присягнуть на верность западной цивилизации, окончательно избавляясь от советского периода своей истории, а, если глядеть глобальнее, то и от принадлежности к евразийскому сообществу народов, — рассуждает директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной Палаты России Валерий Коровин. — Однако история последних столетий показывает, что Запад цинично использует самые разные народы и цивилизации, превращая эти народы в биомассу. К Польше на Западе относятся в первую очередь как к колонии, которая поставляет дешёвую рабочую силу на европейский рынок. Это хорошо видно по социально-экономической ситуации в Польше.

Я бы сказал, что советские памятники, которые сносятся в Польше, как и на Украине, это важные скрепы польской государственности. Поскольку именно благодаря победе советского народа в Великой Отечественной войне возникла из небытия страна Польша. Как известно, Гитлер отказал полякам в праве иметь своё государство. То есть поляки сейчас пытаются уничтожить память о тех людях, которые спасли их, как народ, от потери национальной самоидентификации, да и в значительной степени от физического уничтожения.

Уничтожение этих памятников, на которых зиждется послевоенная польская государственность, является началом метафизического уничтожения Польши как государства и превращением польского народа в топливо для глобалистского котла.

«СП»: — Может ли Россия симметрично ответить Польше? Например, снова на официальном уровне поднять вопрос о том, кто же расстрелял польских офицеров в Катыни?

— Я думаю, что мы с высоты своей более чем тысячелетней государственности должны смотреть на происходящее в Польше, с сочувствием, как на очередное помешательство польского общества. С другой стороны, мы должны сделать себе «галочку» на дальнее будущее. Если снова встанет вопрос о том, восстанавливать или нет польскую государственность, ликвидированную очередным завоевателем, надо будет вспомнить, как поляки умеют «благодарить» своих освободителей.

А огрызаться и плевать в ответ на русофобскую истерию неблагодарной польской элиты будет мелко для такого великого народа, как русский.

Читайте также: