Материал на котором написаны самые древние письмена. Древняя письменность. Самая древняя письменность китайская идеографическая возникла. Происхождение

Люди всегда ощущали потребность общаться друг с другом, и описывать окружающий мир. У представителей разных культур были свои особые способы общения. С незапамятных времен люди накапливали знания в памяти, и передавали их устно и с помощью неких символов. Изобретение письменности было величайшим открытием в истории цивилизаций, поскольку именно тогда четко обозначилась грань между доисторическими временами и, собственно, историей.

Письменность позволила человечеству осмысливать прошлый опыт с высоты настоящего времени. Благодаря памятникам письменности, дошедшим до нас из глубины веков, мы узнали о древних цивилизациях много больше, чем по археологическим находкам. Сегодня письменные информационные источники стали неотъемлемой частью нашей жизни, а газеты, журналы и Интернет – главными носителями письменного слова.

Законодательные акты, литературные произведения и научные труды – все это сохраняется в письменном виде. Письменная информация низвергается на нас потоком каждый божий день, и яркий тому пример – дорожные знаки, своего рода иероглифические символы, но куда более простые и понятные, чем древнеегипетские иероглифы. Однако письменность изобрели не египтяне, а совсем другой народ, живший, впрочем, неподалеку от долины Нила.

Древнейшей формой письменности было, так называемое, шумерское письмо, и появилось оно 5100 лет назад. Шумерская цивилизация возникла в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современных Ирана и Ирака. Это была процветающая цивилизация земледельцев и скотоводов, и письмо понадобилось шумерам для того, чтобы вести учет поголовья скота и урожая.

Первыми образчиками письма были, так называемые, «учетные фишки”. Мало по малу шумеры обнаружили, что соединив несколько пиктограмм, можно выразить некую мысль. Со временем изображения упростились до самых обычных знаков или символов. Их вырезали на глиняных табличках заточенными тростинками, что придавало знакам заостренную форму, отсюда и название письма – клинопись.

Расшифровать ее удалось английскому востоковеду Генри Роулинсону, он сопоставил один и тот же текст, выбитый на скале на трех различных языках. Лишь спустя несколько столетий письменность, наконец, пришла в Египет и другие древние государства. Египетское иероглифическое письмо, быть может, самое красивое, а расшифровал его французский ученый, основоположник египтологии Шарль Шампольон.

В городке Розетта он обнаружил камень с тремя видами иероглифов, то был образчик на редкость сложного языка, сочетавшего в себе отдельные буквенные символы, слоги, а порой и целые слова. Благодаря письменности древние египтяне оставили нам наглядные свидетельства о своей истории, обычаях и верованиях, к тому же, их письмо можно озвучить на всех разговорных языках.

Египтяне изобрели и носитель письма – папирус, нечто вроде бумажных или пергаментных свитков. Они делали их из тростника, произраставшего на заболоченных берегах долины и дельты Нила. Из папируса изготовлялась и всевозможная домашняя утварь. Египтяне срезали стебли папируса, и затем высушивали их. Потом нарезали их на тонкие ленты, и сплетали некое подобие мягкой ткани, на которой можно было писать, но лишь с одной стороны. В свое время египтяне даже упростили иероглифическое письмо для повседневных нужд, заменив его на, так называемое, тематическое письмо или скоропись. Около 4 тысяч лет назад возникла китайская письменность. И тут первые знаки изображались в виде символов – пиктограмм, с тех пор практически не изменившихся.

Овладеть всеми формами письма было делом непростым, поскольку это требовало дать каждому знаку свое изображение, а с помощью алфавита число знаков удалось сократить, примерно, до 30. Как известно, обладателями первого алфавита стали финикийцы. Эти великие странники распространили его по всему средиземноморью.

Состоял финикийский алфавит из одних согласных букв, а к примеру арабский – только из гласных. Финикийский алфавит был взят за основу греками, хотя те уже пользовались гласными добрых 2,5 тысячи лет, с тех пор письменность практически не изменилась. Греческий алфавит состоит из 24 согласных и гласных букв, строчных и прописных. Греческое письмо дало развитие латинскому алфавиту, он возник, примерно, за 300 лет до рождества Христова, и распространился по всей Европе.

В средние века хранителями письменности были монахи. Нет, ничего нового они в нее не привнесли, попросту переписывали один за другим древние тексты. Впрочем, средневековые монахи разработали особую систему буквенного письма, которую переняли аристократы и духовенство.

В 1445 году Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок со сменными металлическими шрифтами. На них наносили специальную краску, прикладывали к бумаге, и придавливали ручным прессом. Бумагу, древнейшее изобретение китайцев, привезли в Европу арабы, через Испанию. Первые оттиски делались с заумных церковных манускриптов.

Первой полновесной книгой, которую напечатал Гутенберг, была Библия. В современных быстродействующих печатающих устройствах используются бумажные рулоны, так например печатаются газеты и журналы. Современные технологии значительно облегчают процесс набора текстов и печати.

С помощью компьютера можно не только менять шрифт, но и по-разному верстать полосы. Да и пишущие приборы значительно усовершенствовались, на смену допотопным кисточкам и гусиным перьям пришли шариковые ручки и фломастеры. И сама печать изменилась до неузнаваемости, не только в части буквопечатания, но и размера, т.е. формата печатных изданий.

Ежегодно в мире выходит в свет около миллиона различных печатных изданий, не говоря уже об электронных интернет-изданиях. Благодаря письменному слову мы можем прочесть мысли величайших мыслителей прошлого и самые восхитительные истории, когда либо, порожденные человеческим сознанием.

Статья подготовлена специально для сайта «Семейная фамилия».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

664078, г. Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24

Проектно-исследовательская работа

ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОСТИ.

(предметные области – история, филология)

Шевкопляс Ксения,

учащаяся 5 А класса

Руководитель: Нечаева Алина Павловна,

учитель истории и обществознания

Иркутск 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………. ………… 3

Зарождение и значение письменности …..……………...…………………… .. 4

Клинопись………….……………………………………………………………... 4

Идеография Египта………………………………………………………….…… 5

Китайская идеография…………………………………………………………..... 6

Финикийская письменность……………………………………………………... 6

Греческая письменность……………………………………………………….... 7

Древнерусская письменность…………………………………………………... 7

Заключение……………………………………………………………………...… 9

Практическая часть……………………………………………………...…….… 9

Список литературы……………………………………………………………… 10

Приложение 1. Фотография глиняной таблички с образцом клинописи………………………………………………………………………... 11

Приложение 2. Фотография египетских иероглифов…………………………. 11

Приложение 3. Фотография китайских иероглифов …………………………. 12

Приложение 4. Фотография образцов протосинайская и финикийская письменность. ………………………………………………………………… 12

Приложение 5. Фотография образцов греческой письменности……………. 13

Приложение 6. Фотография образцов старославянской письменности, кириллицы и глаголицы.………………………………………………………………………… 13

Приложение 7. Изображение кода шифра…………………………………….. 14

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность. Для своей работы я выбрала данную тему потому, что считаю этот вопрос очень важным и интересным. Уже многие века люди используют письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Она играет важную роль в развитии культуры.

В своей работе я не только попытаюсь рассказать о древнейших видах письменности, но и сделать попытку раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

Гипотеза: В качестве гипотезы выступает предположение о том, что возникновение письменности – это этап человеческой эволюции, шаг от первобытности к цивилизации. Письмо помогает отразить особенности каждого отдельного народа. Это позволяет предположить , что история письменности связана с историей и культурой народа.

Цель: Цель исследования: проследить историю возникновения письменности разных народов и доказать что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма

Задачи:

    изучение причин зарождения письма в человеческом обществе, его основных форм;

    анализ этапов развития письма;

    познакомиться с закономерностью становления славянской и древнерусской письменности и её связи с иными видами древнейшей письменности;

    оценка своей деятельности.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

«История письма рассматривается в связи с историей языка, а все это вместе показано на фоне истории народа».

Академик. Б. Рыбаков

Письмо играет очень важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму, люди могут использовать огромный запас знаний, накопленных человечеством во всех сферах его деятельности, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.

Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. Долгими путями шло оно к нему и только несколько тысячелетий назад стало применять для записи речи знаки.

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а затем оно появилось в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок (пиктограмма) - идеограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).

Сегодня известно около четырехсот видов письменности. И каждая система письма - живая, меняющаяся, развивающаяся цельность, причудливое сочетание различных способов закрепления некогда сказанного.

Более двух столетий ведется активная работа по изучению этих систем. Одни письменности уже полностью раскрыли свои тайны, другие еще ждут своего часа.

КЛИНОПИСЬ

Первые зачатки письменности возникли в развитых древних цивилизациях: наиболее древним примером письменности считается клинопись .

Возникновение клинописного письма относится к первым тысячелетиям до н. э.

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата.

Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом для этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки.

Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории и .

ИДЕОГРАФИЯ ЕГИПТА

Иероглифическое письмо возникло впервые в Египте около 4 тысяч лет до н. э. и просуществовало вплоть до III в н.э. За этот период египетские иероглифы подвергались разного рода изменениям.

Начальным этапом его является рисуночная идеография, которая развилась из пиктографии. Каждый рисунок у египтян первоначально обозначал то, что было нарисовано: дом, птицу, животное и т. д. И только со временем рисунки стали приобретать определенную символику. Письмо иероглифами чаще всего использовали для монументальных надписей на стенах храмов и общественных зданий, статуях богов, гробницах. Поэтому египетские иероглифы раннего периода иногда называют монументальным письмом. Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Египетский алфавит состоял из 24 иероглифов - букв согласных. Заслуга египтян состоит в том, что они вплотную подошли к идее алфавита. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что знаков для обозначения гласных звуков у египтян, как и у многих других народов Востока, не было.

КИТАЙСКАЯ ИДЕОГРАФИЯ

Китайская иероглифическая письменность, так же как египетская и шумерская, является одной из древнейших в мире. Она существует уже более трех с половиной тысяч лет. Старейшими из дошедших до нас письменных памятников Китая являются надписи на костях жертвенных животных, черепашьих панцирях, сосудах из бронзы и керамики. Они были обнаружены в конце XIX в. в бассейне реки Хуанхэ, близ теперешнего города Аньян, на территории, где в XIII-XI вв. до н. э. находилась столица древнекитайского государства Инь (или иначе Шан). Поэтому очень часто эти китайские надписи называют «иньскими письменами». В отличие от других цивилизаций, иероглифы Китая не развились в алфавит. В результате современный Китай пользуется тысячами разных иероглифов.

ФИНИКИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Возникновение финикийского консонантного письма относится к середине II тысячелетия до н. э., т. е. к тому периоду общего развития письма, когда у египтян уже существовали иероглифы, а у ассиро-вавилонян сформировалась система клинописи.

Древнейшие памятники финикийского письма в виде надписей, которые были найдены не в самой Финикии, а в ее колониях, датируются XI-X вв. до н. э. Они немногочисленны. Более широко представлены надписи финикийским письмом, относящиеся к периоду с V в. до н. э. по II-III вв. н. э.

По мнению ряда ученых, финикийское письмо было положено в основу большинства существующих ныне буквенно-звуковых алфавитов. Поэтому вопрос о происхождении финикийского письма является также и вопросом о происхождении этих алфавитов.

Финикийский алфавит состоял из 22 графических знаков, следовавших друг за другом в строгой последовательности. Каждый знак (буква) выражал определенный согласный звук. Финикийские буквы имели простую и весьма удобную для написания и запоминания форму.

На основе финикийского буквенно-звукового алфавита возникло пуническое, древнееврейское, южносемитское (южноарабское), арамейское, греческое письмо, а также письмо брахми - одна из древнейших письменных слоговых систем Индии.

ГРЕЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Начало формирования греческого письма относится, видимо, к IX в. до н. э. Древнейшая его форма, известная под названием «архаического письма», почти полностью совпадает с финикийским письмом.

К 403 г. до н. э. греки уже имели алфавит из 24 букв (17 согласных и 7 гласных), который стал национальным письмом для всей Греции, а позднее и для Византии, получив название греческого классического алфавита (35).

Греческое классическое письмо удержалось до нашего времени и применяется у современных греков, лишь с небольшими отступлениями в произношении некоторых букв.

Великая историческая заслуга древних греков состоит в том, что они выделили гласные звуки, введя для них в алфавит специальные знаки. Так греческий алфавит приобрел вид, который в основных своих чертах сохранился и по сей день.

Это произошло в первом тысячелетии до нашей эры. Нововведение обеспечило более точную передачу звуков речи. И вот уже более двух тысяч лет человечество пользуется буквенно-звуковым письмом.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Отправным началом в становлении древнерусской письменности послужило славянское письмо. Существование письменности у славян в дохристианский период подтверждается лингвистическими данными, многочисленными литературными источниками IX-X вв., а также археологическими находками позднейшего времени.

Появление первой же упорядоченной азбуки связывается с именами великих славянских просветителей . Особенно огромны в этом заслуги Кирилла, которому, собственно, принадлежит приоритет разработки в 863 г. первого упорядоченного славянского алфавита, положившего начало широкому развитию славянской письменности вообще. Дошедшие до нас древнейшие славянские письменные памятники выполнены не одной, а двумя графическими разновидностями древнеславянского письма: - кириллицей (название от имени Кирилл) и глаголицей (название от старославянского «глагол» - слово). Глаголический и кирилловский алфавиты обнаруживают разительное сходство между собой как по расположению букв, их названию, так и по одним и тем же их звуковым значения. Различались эти алфавиты количеством знаков (в кириллице их было 43, в глаголице - 40), цифровым значением и формой букв (в кириллице буквы геометрически простые, четкие и удобные для письма, тогда как в глаголице они чрезвычайно замысловаты, со множеством петель и завитушек). В основу славянской кирилловской азбуки было положено греко-византийское уставное письмо. Существует предположение, что византийское письмо в скорописи послужило основой и для другой разновидности славянской азбуки - глаголицы.

Кириллица получила широкое распространение в Сербии, Болгарии и на Руси, послужив основой для формирования современных письменных систем сербского, болгарского и русского языков.

Древнерусские памятники являются несомненным свидетельством того, что грамотность в древней Руси к X-XI вв. была широко распространена, к письму прибегали с бытовыми целями самые различные слои населения. Естественно, что такая высокая письменная культура не могла возникнуть у восточных славян только в начале X в. с принятием христианства. Этому, несомненно, предшествовала длительная письменная традиция в дохристианский период. Это в свою очередь даёт основания установить древность происхождения современного русского языка.

Несмотря на самостоятельность возникновения древнерусской письменности, хочется обратить внимание на её тесную и взаимную связь с письменными системами иных цивилизаций. Древнерусская письменность является видом буквенно-звукового письма. К данному виду также относятся связанные между собой финикийское и греческое письмо.

Греческое (греко-византийское) письмо было положено в основу славянской кирилловской азбуки, возникшей в IX в. Оно, в свою очередь, имеет связь с финикийским письмом. Финикийская письменность в некоторой мере вобрала в себя зачатки египетской письменности той же подсистемы. То есть, можно проследить определённую связь древнерусской письменности с письменными системами древнеегипетской, финикийской и древнегреческой цивилизаций. Таким образом, можно установить фундаментальный характер древнерусской письменности в мировой культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Настоящее вырастает из прошлого, а будущее - из настоящего.

И чем глубже мы постигаем прошлое, тем лучше

способны предвидеть и творить будущее».

В.Драчук

На мой взгляд, значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растут знания.

В результате проделанной работы выяснилось, что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма соседних народов. Возникновение письменности – это этап человеческой эволюции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Талант и труд множества народов, в том числе и забытых, влился частицей в культурное достояние человечества.

Однако письмена хранят еще немало тайн. Огромная работа, проделанная учеными-дешифровщиками, принесла свои плоды не только историкам, но и лингвистам. Она предоставила им в руки богатейший материал. Новые знания дали возможность проследить, как формировалась письменность на протяжении тысячелетий, понять общие законы, по которым развивается письмо.

В ходе исследования использовались следующие методы: работа с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, книги); систематизация и анализ информации из информационных источников об объекте исследования; описание.

Ход работы:

I . Начальный этап.

Определение темы проекта

Осмысление и формулировка целей, задач

Составление плана работы над проектом

II . Основной этап.

- поиск источников информации

Сбор, анализ и систематизация собранной информации

Выдвижение гипотезы

Оформление выводов и результатов работы (оформление доклада)

Работа над созданием презентации

III . Заключительный этап.

Оформление проекта

Подготовка проекта к защите

Назначение проекта. Данный материал можно применить на уроках истории, русского языка, на внеклассных мероприятиях как дополнительную информацию.

Рефлексия:

    Я узнала много интересного о возникновении письменности в древнейших странах, и мне захотелось узнать еще больше.

    В ходе работы над проектом мне удалось выяснить, что китайская иероглифическая письменность, египетская и шумерская, являются самыми древнейшими видами письменности в мире.

    В процессе работы с печатными источниками я смогла отследить этапы формирования письменности, проследила путь её развития от рисуночного письма до создания алфавита. Так же узнала, что письменность разных народов создавалась путем взаимопроникновения их культур. И выяснила, что самая древнейшая из сохранившихся до наших дней письменность - это китайская.

    Странным мне показалось, что не все виды письменности ещё изучены, и то, что разных источниках указаны разные сроки возникновения письменности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Энциклопедия для детей: Том 10. Языкознание. Русский язык,гл.редактор М.Д.Аксенова.-М.: « Аванта +»,2002 г., 538- 589с.

2. В.С.Драчук «Дорогами тысячелетий»,М.: «Молодая гвардия»,1976 г.,51 с.

3. Н.А.Павленко « Краткий очерк истории письма» , М.: «Высшая школа» 1965 г., 178 с. http://www.bibliotekar.ru/5-pismennost/index.htm

4. К. Брукфилд «Письменность» (серия «Очевидец обо всём на свете»), М.: Слово», 2001,63 с. 5. В.М.Воскобойников «Кирилл и Мефодий»,М.: «Росмэн», 2004, 62 с.

Приложение 1

Клинопись

Приложение2

Древниеегипетские иероглифы.

Приложение 3

Китайская письменность.

Приложение 4

Протосинайская и финикийская письменность.

Приложение 5

Греческая письменность

Приложение 6

Древнерусская письменность


Большая роль в исследовании праславянской письменности принадлежит Геннадию Станиславовичу Гриневичу . Увлеченно более 20 лет он занимался историей и лингвистикой, пытаясь раскрыть тайну фестского диска. Он собрал и систематизировал древние надписи на территориях современного расселения славян с составлением сравнительных таблиц разных типов письменных знаков. Предположив, что надпись на выполнена на праславянском языке , Гриневич предложил свое прочтение этого текста.


Также, существенный вклад в изучение праславянских надписей внесли труды эпиграфиста Валерия Алексеевича Чудинова . Много сил и времени он потратил на прочтение сотен древних славянских надписей из разных стран, выполненных руницей (славянскими рунами) и протокириллицей.

Работы, выполненные рядом ученых-филологов, в том числе Гриневичем и Чудиновым , показали поразительное сходство большинства их знаков с прарусскими чертами и резами . Они сравнивали различные виды буквенной и рунической письменности Европы и Азии, древнеиндийского, критского и этрусского письма. Из этого можно сделать однозначный вывод, что рунические письмена скандинавов , надписи острова Крит , этрусков , западных славян и Древней Индии являются дочерними образованиями , имея основу в праславянских чертах и резах . Гриневич абсолютно убежден, что черты и резы являются самой древней письменностью на земле .

Профессор этрускологии Радивое Пешич в надписях культуры Винча нашел все знаки этрусского алфавита , чем убедительно доказал, что они выполнены прарусской письменностью . Она используется в древнейших письменных памятниках нашей планеты от 5го тыс. до н.э. и до 13 века н.э. К ним относятся:

Тэртерийские таблички,
-надписи Двуречья,
-трипольские надписи,
-протоиндийские надписи,
-критские надписи, в том числе знаменитый фестский диск,
-этрусские надписи,
-надписи, найденные на территории современного расселения славян, исполненные так называемым письмом типа «черт и резов»,
-орхоно-енисейские надписи Южной Сибири и Северной Монголии.

Язык всех перечисленных выше надписей – прарусский письменный язык по своему грамматическому строю и словарному составу чрезвычайно близок к старославянскому и древнерусскому языкам . Письмо славян было двух видов – сакральное, которое могли прочитать только жрецы; оно было слоговым, а слоговые знаки часто склеивались в лигатуры, поэтому читать его быстро было невозможно; оно называлось – рунами Макоши . И существовало письмо светское , буквенное – руны Рода.

Книжник-мирянин Кирилл создал искусственный церковнославянский язык путем добавления в болгарский язык части букв греческого алфавита. Затем задним числом этот язык переименовали в старославянский, который якобы существовал в славянских государствах. На самом деле на нем никто не говорил, в отличие от прарусского языка, бывшего международным в течение тысячелетий!
Чудинов на основании своих работ по дешифровке древних надписей из разных стран делает выводы:

1) Славяне несомненно существовали в VII веке до н. э., а вовсе не образовались в V веке н. э., как утверждает современная историография. Иными словами, еще за 1200 лет до великого переселения народов существовало не одно славянское государство, а целая империя РУСЬ СЛАВЯН.
2) Во-вторых , венеты являлись славянами, и это мнение не современных исследователей, пришедших к такому выводу путем кабинетных рассуждений, а твердое мнение самих венетов, начертанное на их боевых доспехах.
3) В-третьих , славянских государств с VII по III вв. до н. э. было несколько, и одним из них был НОРИК, очевидно, что другим была ВЕНЕТИЯ (или, в латинском произношении, ВЕНЕЦИЯ).
4) В-четвертых , в качестве общеславянского языка использовался язык, находящийся в самом близком родстве с современным русским.
5) В-пятых , все надписи для общеславянского общения были начертаны общеславянским шрифтом – слоговой славянской письменностью – руницей.
6) В-шестых , в связи с тем, что Гай Юлий Цезарь запретил письменность на славянских языках и славянским шрифтом, в противовес этому по всей Европе распространилась тайнопись на славянских предметах культа и в бытовых надписях – вписывание текста на русском языке в рисунки, так называемая криптопиктография. Так сохранились многие подлинные тексты, избежавшие редактирования на протяжении столетий: католическое духовенство к этому времени забыло руницу. Такой стиль письма представляет собой не отдельные случайные находки, но специальный отточенный и выверенный стиль иконописного канона, требующий опыта и навыка в дешифровке.

Характерный пример такой тайнописи приводит В. А. Чудинов в статье «Иисус – лик славянский». На мозаичной иконе в храме Христа Спасителя в Константинополе, построенного в Х веке, есть изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке. Складки одежды образуют собой чисто русский текст , исполненный кириллицей и руницей, частично слитый в лигатуры. После разложения лигатур на отдельные знаки, идентификации их с эталонными и перевода в буквы кириллицы надпись читается как привычная для верующего христианина формула: Молю, Господи! Другие тайные надписи на иконе читаются как «Лик Христа», «Русь», «Мастерская храма Мира».

Это никак не соотносится с существующей историей, утверждающей, что христианство, якобы, пошло из Иудеи. Ведь эта тайнопись сделана ни на иврите, ни на арамейском языке (на которых говорил Иисус Христос), ни на греческом и ни на латинском языках, а на русском. Самое удивительное, что слово «Русь» читается на многих средневековых изображениях по всей Европе. Повсюду в Европе обнаруживаются следы русской цивилизации. Это дает повод считать, что в древности практически всю Европу составляла Русь .

Мировая историческая наука до поры до времени отмалчивается и игнорирует очевидные факты из боязни признать единую письменность и единый язык Европы. Подобное признание тут же разрушит всю веками выстроенную лживую историографию Европы, а, следовательно, и всего мира

10 апреля 2015, 09:10

Время от времени в руки историков попадают такие находки, которые являются настолько необычными, что ставят учёных в тупик. Нужно либо признать существующую академическую науку ошибочной, либо находку - фальшивкой. Понятно, что обычно печальная участь ждёт находку, а не науку. Да, иногда "уникальный артефакт" или "ранее неизвестный текст" оказываются и впрямь подделкой. Но вопросы возникают в отношении тех текстов, о фальсификации которых кричат долго и безуспешно. Поневоле задумаешься - если и в самом деле обман столь очевиден, то зачем в этом так долго убеждать?

Ачинский жезл. Древнейший календарь на земле.

На территории современной России, в Сибири при раскопке Ачинского палеолитического поселения был найден самый древний календарь в мире. Его возраст 18 000 лет.

Оказывается еще 18 000 лет назад люди не только проживали на территории современной Сибири, но еще задолго до образования шумерской, египетской, индусской, китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь.Что является еще одним неоспоримым подтверждением существования высокоразвитой культуры на территории современной России. Тогда как официальная историография утверждает, что в тот период Русская равнина и Сибирь была покрыта многокилометровым ледником.

Во второй половине ХХ века на территории Ачинского района Красноярского края, ученным - археологом Георгием Александровичем Авраменко была обнаружена древняя стоянка человека, датируемая периодом 28-20 тыс.лет до н.э., известная ныне как Ачинское поселение.

Это древнее поселение получило широкую известность благодаря удивительной находке. В 1972 году при раскопке Ачинского поселения доктор исторических наук, археолог Виталий Епифанович Ларичев обнаружил загадочный предмет, который уже непросто озадачил ученный мир, а изменил общепринятые представления о эпохи верхнего палеолита и древних жителях Сибири.

Данная находка представляет собой миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта. На его поверхность мастер эпохи верхнего палеолита с ювелирной точностью и изяществом нанёс спиральный узор,составленный из 1065 различных по очертанию лунок. Дальнейший анализ показал, что количество лунок в спиралях, их форма и глубина подчинены определённой закономерности. Эта находка получила название Ачинский жезл.

На первый взгляд найденный предмет может показаться рядовым образцом культуры каменного века, но это только на первый взгляд.

Ученные, тщательно изучив его, сделали сенсационные выводы: возраст Ачинского жезла, по самым скромным оценкам, насчитывает более 17 000 лет.

А многократная независимая экспертиза установила, что Ачинский жезл представляет собой один из древнейших, обнаруженных к настоящему времени, календарей, в котором основой счисления является положение Солнца и Луны.

Также, на основании глубокого анализа находки учёными был сделан вывод о том, что проживавшие уже 18000 лет назад на территории современной Сибири наши предки, ещё задолго до образования шумерской, египетской, индусской и китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь!

Таким образом, всё это указывает на то, что древние жители Сибири уже в каменном веке не только владели знаниями по астрономии, математике и другим смежным наукам, но и обладали для этого уникальным инструментарием.

И если принять во внимание позицию официальной историографии, то согласитесь, довольно странное занятие для полудиких людей эпохи верхнего палеолита, к тому же проживающих на территории, которую в то время покрывал ледник.

Фестский диск: античная загадка или умелая подделка?


Важнейшим зашифрованным посланием древней культуры острова Крит стал Фестский диск - изделие из глины, найденный в городе Фест в 1903 году. Обе его стороны покрыты знаками, нанесенные по спирали. Диск не имел идеально правильной формы, диа­метр его 15,8-16,5 сантиметра, толщина колеблется от 1,6 до 2,1 сантиметра. Сформован он без помощи гончар­ного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными зна­ками, следующими друг за другом по спирали и объеди­ненными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизительно среднеминойским периодом III, то есть между 1700 и 1550 годами до н. э. Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пять. Они представляют со­бой отчетливые фигуры человека и животных, их голов. рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили (по­этому и появилась версия о том, что это подделка). Не успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что Фестский диск не является артефактом критского происхождения. В качестве доказательств они приводят факты, которые невозможно не принять во внимание. Ученые утверждают, что сорт глины, из которой изготовлен Фестский диск, на Крите не встречается. Еще одним доводом в пользу этой теории послужил внешний вид знаков, которые, по мнению исследователей, не сходны ни с одной письменностью, в те времена распространенной на Крите. Изображения на диске также показались ученым нетипичными для критской традиции.

Попыток расшифровать смысл текста, тоже было немало, но, к сожалению, ни одна из них не является официально принятой в научном мире.

Как бы там ни было на самом деле, но сегодня загадочный памятник письма хранится в музее города Ираклион и по-прежнему ждет того, кто сможет разгадать его тайну.

Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы.

“Ура-Линда” была обнаружена в начале XIX века и представляла собой якобы древнейшую историю германцев (фризов), уходящую вглубь веков на много тысячелетий. Написана она была особым руническим шрифтом и содержала сюжеты дохристианской мифологии и священной истории германцев.

Многие ученые сразу же расценили “Ура-Линду” как откровенную подделку, восходящую к эпохе голландского ренессанса, когда какой-то энциклопедист перенес мифологические и географические знания своей эпохи на далекие времена и воссоздал псевдомифологическую картину. Сторонники же аутентичности “Ура-Линды” были признанны маргиналами, шарлатанами и подвергались насмешкам. Однако, сторонники подлинности книги склонны были считать, что мы имеем дело с очень древней версии мифологического дохристианского предания, обработанной и стилизованной гораздо позднее. Герман Вирт, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, проделал колоссальный труд по анализу этого памятника и отделил в нем разновременные пласты - самые древние, более поздние и совсем поздние. Результатом его реконструкции явилась публикация “Ура-Линды” с подробнейшими комментариями. Она-то и сделала Вирта изгоем в среде официальных историков, которые считали, что само сомнение в полной фальшивости “Ура-Линды” автоматически дискредитирует автора. По этой причине другие и самые основные труды Германа Вирта, - “Происхождение человечества” и “Священный праязык человечества”, - где содержится его рунологическая теория и об “Ура-Линде” вообще не упоминается, остались без внимания широкой научной общественностью.

В своё время загадке "Ура Линда" много внимания посвятил Гитлер. Хотя, впрочем, подлинность манускрипта для фюрера была вне сомнений. Сам текст, переводы и комментарии к нему в рейхе издавали огромными тиражами. А как же! Свидетельство глубокой древности германской расы!.. Но именно этот интерес нацистов к спорной рукописи сыграл с ней впоследствии злую шутку так, что сейчас всерьёз к ней мало кто относится.

Загадка "Велесовой книги"

"Влесовой книгой", называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года" до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался. После окончания гражданской войны дощечки оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатедь Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. После смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли. Остались только их фотографические копии.

Некоторые ученые считают "Влесову книгу" фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что "Влесова книга" отражает подлинное прошлое славян.

Сведения "Влесовой книги" о древних странствованиях наших предков по просторам Евразии позволяют понять многие упоминания о таинственных русах из ближневосточных и античных источников. Если считать наших предков исконно степным народом, то надо признать многовековое участие русов во всех решающих событиях тех времен. Когда мы читаем в древних источниках о великих походах таинственных киммерийцев, а затем скифов на Ближний Восток, в Африку, в Южную, Центральную и Западную Европу, а Скандинавию, то можем надеяться найти среди этих "киммерийцев" и "скифов" наших прямых предков.

Оригинальна ранее неизвестная система мифологии, раскрывшаяся во "Влесовой книге". Вселенная, по мнению древних русов, разделялась на три части: Явь – это мир видимый, реальный. Навь – мир потусторонний, нереальный, посмертный, и Правь – мир законов, управляющих всем в мире...

Каково же было назначение "Влесовой книги"? Это не летопись, не хроника в нашем понимании, а сборник языческих проповедей, которые читались народу, очевидно, во время богослужений. Их слушали и запоминали наизусть, ибо почитание предков было частью религиозного культа. Деяния предков, то есть история, становились таким образом всеобщим, всенародным достоянием, традицией, передававшейся из поколения в поколение.

Язык "Влесовой книги" понятен не до конца, встречаются и некоторые слова и обороты, совершенно неизвестные, что, конечно, затрудняет работу исследователей. Мешает также и то, что местами текст дощечек был изрядно попорчен. Но в целом "Влесова книга" дает довольно неожиданную картину русского язычества. Изучение материала, в ней содержащегося, даст нам более четкие представления об истории Древней Руси дорюриковского периода.

Так что такое "Велесова книга" - древнерусская языческая Библия, шедевр тысячелетней дохристианской культуры или искусно сделанная подделка?
Спор продолжается...

Также существует ряд текстов, которые остаются загадкой даже для ученых. Некоторые - в силу намеренного их запутывания авторами, а некоторые - из-за того, что написаны на "мертвых" языках, которые уже непонятны современникам. Именно о них пойдёт речь ниже.

Письмена острова Пасхи

Ронго-ронго - так называют деревянные дощечки с иероглифическими письменами жителей острова Пасхи. На блестящей поверхности дерева торомиро вырезаны иероглифы с фигурками лягушек, звезд, спиралей, черепах, ящериц, крылатого человека. Всего на табличках обнаружено 14 тысяч иероглифов. Количество изображений на них везде разное, от 2 до 2300. На одной табличке предположительно вырезан календарь.
Большинство дощечек таинственным образом исчезли после 1864 года.

Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях мира сохранилось всего 25 дощечек. Считая с 1868 года, когда таитянский епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц, получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира так и не могут прочесть того, что написано на "таинственных кусках дерева".

В Сантьяго в Музее естественной истории лежит Сантьягский жезл, который раньше был у вождя острова Пасхи до 1870 года. На жезле тоже имеются иероглифы и значки. Жезл похож на деревянный скипетр с вырезанными 2300 иероглифами, толщиной 6,5 см и длиной 126 сантиметров.

Весь текст на жезле разделен вертикальными линиями на неравные секции. Справой стороны вырезан фаллосообразный знак, который назвали суффиксом. Есть предположение, что на скипетре написано о сотворении мира с мужским и женским началом.

Кипу – загадочное узелковое письмо инков

Кипу – это до сих пор одна из самых таинственных и неразгаданных древних письменностей, о которой до сих пор спорят ученые многих стран мира. Кипу состояла из более полутора тысяч знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.

Но мы так и не знаем до конца их настоящее предназначение, блуждая в догадках. До наших дней дошло высказывание одного из Великих инков, Пачакутека – «Тот, кто не умея считать узлы, мнит, что может сосчитать звезды, достоин осмеяния».

Эти знания всегда были тайными - о времена империи инков кипу читали и писали специальные люди, мастера, которых называли кипукамайоки. Узелки переводились ими в свою систему счета, давая тем самым основу для прославленной инкской статистики, жизненно необходимой для централизованного распределения продуктов и одежды на всей необъятной территории империи. Мастера-кипумайоки, по свидетельству испанцев, могли читать эти «записки» практически мгновенно, их пальцы, подобно автоматам, беззвучно скользили по узелкам, рождая цифры и сообщения.
Но кипу наверняка были многофункциональны - кроме статистики, кипу могли хранить и какие-то исторические сведения о инках.

Было ли кипу универсальным? Что могло быть записано при помощи кипу? Так уже в наше время в одном из храмов было найден кипу, весившее шесть (!!!) килограмм. Если это условно перевести на обычную бумажную систему хранения информации, то это будет огромные многотомные энциклопедии.

Но возникает вопрос – почему эта удобная система не имела аналогов мире. Нечто подобно европейцы нашли лишь на некоторых островах Полинезии, но и туда она была завезена из-за океана, вполне возможно, что из того же Перу, столетия назад.
Непонятно и загадочное исчезновение мастеров – ведь многие родственники Великого инки и их потомки, являвшиеся частью двора испанского вице-короля Перу, оставили подробные описания о многих предметах быта и мифологии империи, но не подробную информацию о кипу. Словно это было табу.

Что же такое кипу – статистика, энциклопедия, зашифрованные тайны или все вместе взятое? Что еще могут скрывать эти таинственные узелки?
Существовали ли кипу до инков и кто их придумал?

Манускрипт Войнича

Есть и ещё одна занимательная группа недешифрованных алфавитов, которые не имеют отношения к глубокой древности, а представляют собой более поздние мистификации. Самым известным считается манускрипт, в 1912 году приобретённый литовским собирателем старины Вилфридом Войничем у иезуитов. Состоящая из 240 страниц пергаментная рукопись содержит многочисленные иллюстрации и текст, записанный с помощью алфавита, который не использовался более нигде и никогда. Предположив, что имеет дело с обычным средневековым шифром, Войнич разослал копии лучшим криптологам. Минул век, но с уверенностью установить удалось только одно: текст манускрипта вообще не зашифрован. Он просто написан на неизвестном языке.

Современная графология, статистический анализ и радиоизотопные методы датировки позволили узнать очень многое. Было доказано, что манускрипт не является подделкой, что появился он в XV веке в Северной Италии, что книга от начала и до конца вышла из-под пера одного человека, в совершенстве владевшего языком, на котором она написана. Было определено даже, что язык этот по своей структуре не европейский - во многом он подобен восточно азиатским языкам (китайскому, тибетскому, маньчжурскому), но при этом имеет особенности, присущие семитской семье. Удивителен и алфавит, не обнаруживающий родства ни с каким другим. В тексте нет цифр и чего-либо похожего на цифры, нет знаков препинания. Всего используется свыше сотни букв, из которых 30 встречаются постоянно и, очевидно, передают звуки, а ещё несколько десятков попадаются по два-три раза во всей рукописи, но применяются в составе слов так же, как и прочие. Не существует языка, в котором было бы тридцать распространённых звуков и втрое больше очень редких.

Не прибавляют ясности и иллюстрации. По первому впечатлению манускрипт представляет собой обычный для XV века «настольный справочник» травника, врача, астролога и алхимика. Его страницы покрыты изображениями растений и созвездий, чертежами, схемами, графиками. Но лишь некоторые из растений с трудом удалось идентифицировать, большинство же рисунков поставили ботаников в тупик.

Эти растения или выдуманные, или «составные» (например, цветок взят от одного растения, стебель от другого, а листья от третьего). Да и многие созвездия, изображённые в манускрипте, нельзя увидеть на нашем небе. Единственные узнаваемые символы в манускрипте (не считая рисунков обнажённых женщин) - знаки Зодиака, в точности такие, какими их изображали в Европе XV-XVI веков. Только вот год, по мнению автора, продолжается 360, а не 365 суток. О какой астрологии может идти речь, если используется другой календарь?

Рационального объяснения рукопись Войнича не имеет. Можно предположить, что некий выходец из Азии, принадлежавший к племени, не имевшему письменности и не сохранившемуся до наших дней (поэтому его язык не значится ни в числе живых, ни в числе мёртвых), попал в Европу и много лет спустя написал справочник с помощью специально для этой цели изобретённого алфавита. Но почему он не воспользовался латиницей? Почему рисовал несуществующие растения и созвездия? Зачем вообще писал, зная, что его тщательно оформленный труд никто не сможет прочитать? Нет ответа.

"Кодекс Серафини" - самая странная книга в мире

Помимо манускрипта Войнича, существует ряд других современных мистификаций - например, кодекс Рохонци (венгерская рукопись на неизвестном языке, всплывшая в 1838 году). Но самая известная книга подобного плана - том Codex Seraphinianus. История его проста: в 1979 году итальянский дизайнер Луиджи Серафини прислал издателю Франко Риччи очень красивую книгу - энциклопедию целого мира с красочными иллюстрациями, пояснениями, главами, схемами, таблицами. Только вот ни одного слова Риччи в книге не понял.

В 1981 году книга вышла - в основном как красивейший художественный альбом. Проблема в том, что язык, на котором написан кодекс (а подписи есть на каждой из его 360 страниц, плюс на многих иллюстраций нет вовсе, только энциклопедические статьи), никому, кроме, видимо, Серафини, неизвестен. Криптологи выделили в шифре множество закономерностей, разобрали алфавит по косточкам, - но текст до сих пор остаётся непонятным, а автор молчит (впрочем, он обещал объяснить всё в своём завещании). Правда, несколько лет назад криптологи справились с номерами страниц и системой счисления Серафини - она нечеловечески сложная, логарифмическая, но всё-таки со своей логикой. И потому есть надежда на дешифровку всего текста.

Кодекс» состоит из 11 глав, поделенных в свою очередь на 2 секции: первая – о мире природы, флоре, фауне, физике и механике; вторая – посвящена людям, архитектуре, письму, еде, одежде, играм и развлечениям.

Само слово «SERAPHINIANUS» расшифровывается как «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini», то есть, «Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини.

Луиджи создал энциклопедию воображаемого мира по примеру средневековых научных кодексов: каждая страница детально изображает определенный объект, действие или явление. Практически все рисунки ярко раскрашены и богаты деталями. Книгу по праву считают самой странной литературной аномалией в истории ХХ века. "Кодекс Серафини"– это безумное исследование чужого мира, собрание галлюцинаций, грез, видений и сюрреалистических образов в синтезе с непонятным текстом и запредельными иллюстрациями.

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Другими словами, письменность – это графическое изображение или запись речи.

Однозначной точки зрения по поводу времени зарождения письменности у ученых нет. Очевидно, что письменность

родилась из пиктографических рисунков, изображающих человека, животных, окружающие и бытовые предметы,

Хронологическим ориентиром для определения времени появления письменности в какой-то мере может служить

факт введения древними египтянами календаря. Их

календарь, модификацией которого мы пользуемся и поныне, был привязан к моменту одновременного солнцестояния,

восхода Сириуса и Солнца. Астрономы посчитали, что в

древности это событие происходило в 4241 и 2781 годах до нашей эры. Тогда и мог быть введен древнеегипетский календарь. Более поздняя дата – 2781 год – выпадает уже на то время, из которого до нас дошли письменные памятники, письменность уже была.

Так что, по всей видимости, как рассчитали ученые, календарь египтян отталкивается от астрономического события, имевшего место в 4241 году до нашей эры. К этому же времени можно косвенно привязать и зарождение письменности. Материальных письменных свидетельств, столь же древних, как календарь, не сохранилось. Но очевидно, что расчеты, необходимые для календаря, равно как и сама идея записи времени – все это предполагает наличие письменности. Таким образом, можно


предположить, что письменность возникла в Древнем Египте примерно в конце V - IV тысячелетии до нашей эры.

Есть, однако, другая версия по поводу времени

возникновения письма. Согласно этой версии, первенство принадлежит не древнеегипетским иероглифам, а шумерской клинописи. Клинопись (т.е. клинообразное письмо; английское cuneiform от латинского cuneus – «клин») возникла не позже конца IV тысячелетия до нашей эры и была в употреблении примерно до начала нашей эры. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат - на юге нынешнего Ирака. Затем политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на

дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним

из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и

дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для

библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи.

Благодаря такому способу записи многие письменные свидетельства шумеров сохранились до нашего времени.

Тогда как египтяне писали преимущественно на папирусе -

недолговечном материале. Благодаря этому шумеры имеют


больше материальных свидетельств в пользу первенства их письменности. А в пользу первенства письменности египтян говорит лишь красивая гипотеза с календарем, подтверждаемая астрономическими расчетами. Так или иначе, возникновение письменности можно отнести к концу V - IV тысячелетию до нашей эры.

Характерно, что и в Египте, и в Месопотамии

письменность развивалась в связи с потребностями учета и управления. Совершенно точно установлено, что потребность

в письменности была бюрократической и ритуальной

потребностью. Письмо изначально служило для подсчета жертвований, приношений в храмах, имущества царей и фараонов, а также для учета календарных и династических циклов. Эта бюрократическая функция избыточна для первобытного общества. Поэтому можно сказать, что до письменности люди жили первобытным строем, а с письменностью зародилась цивилизация.

Исторически сложились четыре основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, собственно слоговое и алфавитное. Рассмотрим кратко каждый тип письма.

В идеографическом письме используют идеограмму1– письменный знак, который обозначает понятие. Идеограмма

не является словом, потому что не имеет грамматической формы. Значение идеограммы - это в чистом виде идея,

понятие или даже набор понятий, связанных ассоциативно с изображаемым предметом. Так, например, изображение глаза

с капающими из него слезами обозначает горе в письменности майя. Знак, изображающий ногу, может означать и саму ногу, и действие «стоять», и действие

«ходить». Это всѐ иконические знаки, в которых означающее внешне похоже на означаемое.

1 От греческого «запись идей»


Этот тип письма существовал как развитая форма более древней пиктографии (рисуночного письма). Возможности передачи информации с помощью идеографии ограничены. Ведь число знаков–идеограмм может быть очень большим - практическим, таким же, каким может быть число самих понятий, предметов, идей – неограниченным. Чтобы передать неограниченное число понятий, приходиться, по сути, каждый раз «рисовать действительность». Собственно, этим и занимались авторы наскальных рисунков и пиктограмм. Очевидно, что наиболее типичные пиктограммы (глаз, нога, животное, воин, женщина, солнце и т. п.) постепенно стали идеограммами.

К наиболее известным системам идеографического письма относятся древнейшее египетское письмо. Его эволюция

наиболее изучена.

Иероглифы использовались египтянами от зарождения письменности вплоть до времени римской колонизации. Последние иероглифы использовались для монументальных надписей на памятниках2уже в античности (последняя запись относится к 394 году нашей эры). Таким образом, древнеегипетский язык, давший, предположительно, первые образцы письменности, просуществовал около 4 тысяч лет. Дольше, чем все известные ныне системы письменности. Ныне это – мертвый язык, который был утрачен и расшифрован заново в XIX веке.

Древняя египетская письменность существовала столь долго, что эволюционировала в рамках одного языка от зарисовки образов к записи идей, потом к записи слов и даже записи звуков. Ранние древнеегипетские иероглифы были, по сути, пиктограммами, то есть иконическими знаками –

2 Этим и объясняется происхождение слова «иероглиф» - от греческого hieros – «священный» и glyphe – «то, что вырезано» (например, на камне)


рисунками. Далее иероглифы постепенно отрывались от сходства с обозначаемым предметом, обозначали уже понятия (идеограммы), затем слова (логограммы). Поздние древнеегипетские иероглифы были не просто символами, обозначавшими различные идеи или слова, но также имели и фонетическую ценность, что позволило ученым говорить даже об алфавите фонетических иероглифов. Несомненно, эта фонетическая компонента древнеегипетской письменности нашла потом свое развитие у финикийцев и через них – у древних греков, родоначальников всех современных алфавитных систем письма.

Фонетические компоненты египетского письма обозначали только согласные звуки. Эта характерная особенность

египетского письма сохранилась при развитии письменности на Ближнем Востоке (через коптскую алфавитную

письменность, возникшую на основе древнеегипетского языка и древнегреческой письменности). И поныне арабы пишут лишь согласные буквы. Это достаточно экономный

способ записи, которым пользуются, например, некоторые абоненты в СМС-сообщениях: «Счс этот спсб пзвляет экнмть

услия, прдвая дстатчно инфрмции».

Иероглифы-идеограммы, строго говоря, нельзя читать в нашем привычном понимании, их можно интерпретировать,

истолковывать. А вот словесно-слоговое письм о позволило уже записать не понятия, а саму звучащую речь. Основной

частью этой системы здесь является идеограмма, то есть запись понятия, но появляются дополнительные элементы

(знаки, слоги), которые уточняют грамматическое или смысловое значение понятия. По сути, такие комбинированные знаки записывают уже отдельные слова.

Такие знаки, обозначающие слова, называются логограммами.

Если идеограмма, изображающая, например, птицу, обозначает и понятие «птица», и понятие «лететь» (надо каждый раз догадываться), то логограмма, связанная с


понятием птицы, в зависимости от дополнительных знаков, уже выражает какое-то конкретное слово: либо «птица», либо

«лететь».

Словесно-слоговым письмом была шумерская клинопись. И хотя протоклинопись (ранняя клинопись) была пиктографической, но в классическом клинописном письме большая часть знаков является логограммами – записью слов. Использовались также и слоговые клинописные знаки. Они применялись там, где важно передавать созвучия или смысловые оттенки - для записи имен собственных (особенно иностранных), названий мер и весов. Кроме того, слоговые клинописные знаки добавлялись к логограммам для выражения грамматических значений.

Единственные существующие сегодня древние системы письма словесно-слогового типа – это китайская (90% используемых знаков составляют логограммы) и производная от нее японская.

Слоговое письмо – это система письменности, в которой каждый знак передает какое-либо сочетание звуков (слог).

Например, знаки русского алфавита e, ѐ, ю, я , по сути,

являются слоговыми знаками, передающими созвучия (/je/,

/jo/, /ju/, /ja/).

Слоговые системы зачастую являются результатом модернизации словесно-слоговых систем. Наиболее широко

распространены слоговые системы письма в Индии и Юго-

Восточной Азии. Преимущество слогового письма – в меньшем числе знаков (100-300 против 6000-7000 иероглифов в китайском языке), а недостаток – некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

В алфавитных системах письма отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Историческим родоначальником всех видов алфавитного письма явилось древнесемитское (финикийское) письмо. Финикийская система письма содержала 22 знака, служащих для


обозначения согласных звуков. Новая система письменности дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся знаков (букв).

Исходным для развития всех западных алфавитов является греческое письмо. Оно возникло в X-IX веке до нашей эры.

Считается, что греческий алфавит возник на основе

финикийского. Греческий алфавит существенно отличался от всех существующих систем письма. Подобно финикийскому

и арамейскому, греческое письмо является фонетическим, в

котором знаки обозначают отдельные звуки. Однако если в финикийском языке на письме передавались лишь согласные звуки, то полногласный греческий язык потребовал и записи гласных звуков. Так появились гласные буквы. Некоторые ученые считают, что принцип записи гласных звуков древние греки взяли из другого древнесемитского алфавита – арамейского.

На основе древнегреческого возникли италийские алфавиты, в том числе этрусский (VII век до н.э.), а из него

древнегерманские руны. Из этрусского же, видимо, развилось

латинское письмо (VI век до н.э.).

Таблица 4.1 Виды письменности и их характеристики


Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
менность.
Идеогра- фическое письмо Знак передает понятие (идею), иногда несколько понятий одного ассоциативного ряда, например, ходить, стоять, нога и т.п. Ранние иероглифы. Древний Египет, Шумер, крито- микенская цивилизация. Рисуночное протописьмо майя, рисуночное письмо ацтеков. ?? (ок. V- IV тыс. до н.э.) Майя, ацтеки – с V века до н.э.
Словесно- слоговое письмо Знак передает не понятие, но конкретное слово. Специальные знаки передают звуковые сочетания (слоги) и грамматические значения, например, муж. или жен. род, мн. или ед. число и т.п. Количество знаков в письменности Поздний Древний Египет, шумерская клинопись, критское линейное письмо А, письменность майя, китайская иероглифика, японская иероглифика и японский силлабарий – слоговой алфавит. Ок. III-I тыс. до н.э. Древний Египет – до IV века н.э. Майя – I- XVI века н.э. Китай, Япония – до наших дней.

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
одного языка – несколько тысяч.
Слоговое письмо Знаки означают значимые созвучия – слоги. Количество знаков в письменности одного языка – несколько сотен. Юго-Восточная Азия, Индия. Примерн o с V века до н.э.
Алфавитное письмо (буквенное письмо) Знаки означают звуки и являются буквами. Количество знаков ограничено несколькими десятками. Финикийский, арамейский алфавиты, использовавшие знаки для обозначения звуковых компонентов по примеру египетских звуковых иероглифов. Древнегреческий алфавит, перенявший систему финикийского. от начала I тыс. до н.э. Гречес- кий алфавит – ок. X- IX веков до н. э. Совре- менные алфави- ты ведут свою родослов

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся затем в связи с распространением католицизма. Нелатинские письменности, распространенные на большей части Европы, постепенно были вытеснены латинским алфавитом. В христианских монастырях Европы было разработано множество различных стилей латинского письма: ирландский, англосаксонский, каролингский (во Франции), итальянский и т.п. Средневековые монахи не только исписывали страницы книг священными словами, выполненными этими стилями письма, но и превращали их в настоящие произведения искусства и, в конечном счете, получали богато украшенные рисунками манускрипты.

В IX веке группа греческих проповедников, которую возглавляли братья Кирилл и Мефодий, пришла в Южную

Европу, чтобы распространять христианство среди славянских народов. Славяне были обращены в

христианство, а Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык, который теперь называют

старославянским или церковнославянским.

Первые славяне-христиане пользовались двумя алфавитными системами – кириллицей и глаголицей. Согласно древним славянским преданиям, именно Святой Кирилл является создателем славянского алфавита, и его имя


носит кириллица. Однако в предании не говорится, какой из двух алфавитов на самом деле был изобретен Кириллом, и эта проблема вызывает серьезные споры среди ученых.

Кириллическое письмо, которым мы пользуемся, было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письма еще 19 букв для специфически славянских фонем (буквы ц, ш были взяты из еврейского квадратного письма, а остальные изобретены специально). Кириллица употреблялась православными славянами, а также (до XIX века) румынами. На Руси сначала пользовались глаголицей; кириллица сменила глаголицу в X–XI вв.

Древнее кириллическое письмо легко в основу письменности многих современных славянских языков

(русский, украинский, болгарский, сербский). Кириллическое письмо стало также использоваться для письменности

некоторых неславянских народов, обитавших на территории СССР и России и не имевших своей письменности. Однако в тех славянских странах, где распространена католическая

вера (Чехия, Словакия, Польша) используется латиница.

Как уже указывалось, первоначально письменность была не частной, а бюрократической функцией – дворцы и храмы

вели учет своего и завоеванного имущества, людей, кораблей,

воинов и т.п. Большинство самых ранних письменных документов являются, по сути, амбарными книгами. Другое

назначение ранней письменности – ритуальные и обрядовые

отчеты, придворные хроники, призванные увековечить религиозные ритуалы или деяния царей.

Долгие тысячелетия письменность не использовалась ни для чего другого, так как даже указы передавались гонцами. Да и для всех прочих форм коммуникации все еще служила

изустная традиция.

Иероглифическое письмо было уделом жрецов. На его изучение уходили годы. Более демократическое алфавитное

письмо уже могло стать навыком любого желающего. В

античности грамотность становится нормальным явлением


для свободных граждан (а в Афинах, судя по комедиям Аристофана, грамотны были даже и рабы). В античном мире письменность выходит из государственных канцелярий и храмов в дома и на улицы. Бюрократия и жрецы теряют исключительное право письма. А ведь некогда это право считалось сакральным. Непосвященного человека, узнавшего тайну письма, в доантичной древности чаще всего казнили.

Постепенно сфера применения письменности расширяется. Во-первых, функция ведения имущественных записей

становится доступна состоятельным гражданам. Во-вторых,

ритуальная функция письма также «идет в народ»: образованные люди стремятся оставить личные свидетельства, нечто вроде «Киса и Ося были здесь», которую оставила группа греческих наемников в VI веке до н.э.. О распространение грамотности свидетельствует, к примеру, вполне туристическая надпись на левой ноге статуи Рамзеса

Когда царь Псамметих пришел в Элефантину, те, кто плыл с Псамметихом, сыном Теокла, сделали эту надпись. А

прошли они выше Керкиса так далеко, как позволяла река.

Иноязычными предводительствовал Потасимто, а египтянами Амасис. Запись о нас сделали Архон сын Амебихо и Пелек сын Худамо.

То есть в этом партизанском отряде уже были свои писари. И люди уже считали себя вправе оставлять личное

свидетельство. Стоит добавить, что подобные ритуальные личные надписи весьма похожи на те, что делали, к примеру,

советские воины на стенах разрушенного Рейхстага в мае 1945 года.

Помимо реализации бухгалтерских и ритуальных функций

письменность начинает служить и для передачи сообщений. Она вытесняет гонцов-глашатаев и ведет к зарождению официальной, деловой и личной переписки.

И, наконец, письменность начинает выполнять мемуарную, а затем и художественную функцию – сначала


записываются деяния царей и героев, эпосы. Примерно в V веке до нашей эры были записаны первые величайшие литературные произведения, ранее жившие в устной традиции – поэмы Гомера. А потом сфера художественного словесного творчества описывает уже и жизнь простых людей.

Вот как новые возможности, связанные с письмом, описываются в шумерском эпосе о царе Гильгамеше3. Гильгамеш разговаривает со своим отцом, находящимся в царстве мѐртвых:

· Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого слова.

· Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.

· Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в состоянии запомнить знания наизусть?

· Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние, если не при помощи таблицы?

Как передать наставления внукам, если человек умирает, не

дождавшись их появления? А как передать любовное послание - не заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в памяти торговый договор, приговоры суда?

С античных времен письменность становится неотъемлемой частью не просто государственной, но и

общественной, а также личной жизни. У человека

появляются два вида коммуникативной практики, два вида речи – устная и письменная.

3 Гильгамеш жил около 2800 года до нашей эры. Эпизод эпоса воспроизводится по повести-пересказу В. Воскобойникова "Блистательный Гильгамеш".

Читайте также: