Роль искусства в духовно-нравственном формировании личности. Современные проблемы науки и образования

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота.

Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.

Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей нашего времени оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи. И в нынешнее, стремительно развивающееся время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, тема добра стала еще актуальнее. В настоящее время такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота об инвалидах, приобретают важное значение. Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество.

И сегодня уместно вспомнить слова протоирея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют».

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций – знаний, умений, но и общих компетенций – социальной значимости выбранной профессии, работы в коллективе, эффективного общения с коллегами и пациентами, бережного отношения к историческому наследию и культурным ценностям; уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника.

Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только специалист, профессионально владеющий медицинскими навыками, но и человек, обладающий определенными качествами характера. Этической основой профессиональной деятельности медицинского работника являются гуманность и милосердие. Поэтому, наша основная задача как преподавателей медицинского колледжа заключается в том, чтобы воспитать специалиста неравнодушного, доброго, чуткого, отзывчивого, заботливого, внимательного и способного к состраданию.

Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.

Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Педагогический коллектив нашего колледжа стремится воспитывать не только специалистов для конкретной профессиональной деятельности, которые должны быть конкурентоспособными, компетентными, творчески мыслящими, свободно владеющими своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями, но и духовно – нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Нравственная составляющая духовного воспитания формируется преимущественно с помощью воздействия на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями:

    Через приобщение студентов к видам искусства: живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

    Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

    Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании студентов. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Выделяют следующие виды искусства:

Классный руководитель может играть огромную роль в обеспечении необходимой эстетической подготовки студентов, помогая им воспринимать искусство, как средство познания окружающей действительности. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Задача классного руководителя так организовать встречу студентов с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант или актер. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли студента. Здесь важную роль может сыграть театр.

Посещение театра решает такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У студентов формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности; воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа; совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитания принадлежит музыке .

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - важная задача педагога. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Классическое изобразительное искусство , формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту - человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение.

Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования молодежи.

Для того чтобы поближе познакомиться и с другими видами искусства, такими как архитектура, декоративно прикладное искусство, хореография, кино и др. , мы с группами планируем посетить Казанский кремль, Музей естественной истории Татарстана, Театр оперы и балета им. М. Джалиля, а так же Национальный музей Республики Татарстан и Выставочный зал союза художников РТ, кинотеатры.

Очень важно, чтобы студент осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. При этом решаются и главные профессиональные задачи становления медицинского работника, каким он должен быть человеком, какие нравственные качества должен иметь. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у студента способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

«Культура», - записано в философском энциклопедическом словаре - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Из первоначального нерасчленённого (синкретического) сознания людей в ходе исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни людей. Нравственные чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую форму общественного сознания, в которой отражались нравственные отношения человека к действительности. Эта форма и есть искусство.

Надо заметить, что нравственные эмоции вызываются не только одним искусством, нравственные чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей реальной действительностью, но именно искусство, вызывая нравственные отношения человека к себе, способно наиболее полно и всесторонне воздействовать на личность.

Искусство как одна из форм общественного сознания представляет собой художественное познание и воспроизведение мира, не простое отражение действительности, а художественное творчество, созидание, особый род нравственной деятельности. В этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного сознания, в этом социальная природа искусства и место, которое оно занимает в жизни общества.

Правильные ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь нравственность, основанная на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.

Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как и любая другая форма3 общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными словами, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам - способность, присущая только человеку с высоко развитым нравственным вкусом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Нравственную потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным стимулом их развития выступает искусство, в котором полно и глубоко раскрывается многообразие красоты действительности. Основной его задачей стало формирование высокоидейной личности, прежде всего, младшего школьника через удовлетворение и развитие в ней чувства прекрасного, нравственных эмоций, потребности нравственного переживания, высокой нравственной культуры.

Искусство - это область «духовного производства», в котором нераздельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная и эмоциональная стороны. Неслучайно поэтому школы, выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, большое место в новых программах отводят эмоционально-нравственному воспитанию и художественному образованию школьников как на уроках чтения, музыки, ритмики, изобразительного искусства, так и во внеклассной и во внешкольной работе по искусству.

Видов и форм искусства много. Но все они в большей или меньшей мере воздействуют на чувства и разум человека, развивают стремление к прекрасному, формируют активное отношение к жизни, нравственную культуру личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных видов сильнее всего, сразу и непосредственно, действует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, проявляясь затем в поступках и поведении. Жизнеутверждающая, оптимистическая музыка влияет на слушателя в огромной степени, воодушевляя и облагораживая его, делая искреннее и чище по отношению к другим, твёрже и упорнее в достижении своей цели.

Искусство отражает жизнь, реальную действительность, но отражать её оно может по-разному. Произведения искусства при любых условиях, при любых политических убеждениях авторов основаны на действительности и зависят от нее, но все дело в том, как автор отражает действительность.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для художника важно все, что окружает человека, так или иначе влияет на его поступки, поведение. В каждом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, раскрывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды классов, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реальной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уверенно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям. Гениальное произведение - это всегда ответ в какой-то мере на вопрос о смысле бытия.

Музыка, как и другие виды искусства, широко и всесторонне охватывает действительность, давая ей нравственную оценку, непосредственно обращается к духовному миру человека. Лишь через этот мир раскрывает она реально существующее, преобразуя нравственно-эстетическую сторону человека. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие произведения музыкального искусства прекрасно раскрывают мир жизни и воссоздают психологическую сторону событий. Ничто не может дать такого раскрытия судьбы человеческой, судьбы народной, как это сделали Л.Н. Толстой и С. Прокофьев в «Войне и мире», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове».

Познавательная роль искусства тесно переплетается с идейно-воспитательной. Реалистическое искусство оказывает громадное воздействие на жизнь людей, их нравы, вкусы, чувства. Вопросы морали являются одним из аспектов содержания искусства, нравственное всегда включает в себя этическое. Утверждая моральные принципы, искусство отвергает их антиподы. Проводя в жизнь одну систему ценностей, искусство протестует против другой. Поэтому нравственно-этическое воспитание младших школьников в наши дни должно быть поднято на новую высоту. С помощью искусства можно быстрее и лучше, учитывая все особенности искусства, решать основные задачи строительства демократического общества, совершенствования новых общественных отношений, формирования гармонически развитой личности. Задача искусства - воспитать высоко нравственную личность. И художник обязан помнить о мере ответственности, которую он берёт на себя, отдавая детям своё творение.

Воспитание у подрастающего поколения способности наслаждаться истинной красотой жизни, творчески трудиться на благо общества, стремиться к гармоническому развитию и совершенствованию своих способностей, к красоте мыслей и поступков, к нравственному поведению - эту благородную задачу решает сейчас российская школа на всех без исключения уроках и факультативных занятиях по искусству, включая внеклассную и внешкольную работу.

Нравственное воспитание - одно из средств развития творческой активности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общественного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

Понятие человеческой красоты с веками менялось. Медленно шло освобождение нравственного чувства от впечатлений силы и жизненной энергии, являвшихся основным направлением искусства античной эпохи. Но время показало, что побеждает притяжение нравственного чувства к одухотворённой красоте человека. Трудолюбивая, творческая, высокоинтеллектуальная личность прекрасна даже с неадекватной внешностью. Неслучайно, замечает И.С Кон, что в современном обществе в настоящее время «индивид с более богатым интеллектом, яркой эмоциональной жизнью, широким кругом интересов испытывает наименьшую потребность выделять себя посредством внешних показателей».

Как справедливо пишет Н. Гартман, «красота есть выражение нравственных качеств, и она, скорее всего, является выражением внутреннего единства и цельности, дополненного внешним обаянием».

Нравственность и этику объединяет одна цель - создание нравственного идеала, в котором будут органически слиты два начала - нравственное и этическое. К.Д. Ушинский когда-то писал: «Каждый народ имеет свой идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала и отдельных личностях».

Трудно переоценить значение нравственного воспитания в начальной школе и вне её. Нравственность пронизывает все сферы человеческой деятельности, и школа должна приложить максимум усилий, чтобы с начала пребывания в её стенах молодые люди могли разбираться в сложных и многообразных лабиринтах искусства, уметь отличать подлинное искусство от подделки. Здоровый художественный вкус должен стать самой сутью поведения учащихся, чтобы молодое поколение было людьми твёрдой воли, большого оптимизма, беззаветной преданности и верности народу, уверенными в торжестве демократических идей.

Чем прогрессивнее общественные, философские и нравственные взгляды, тем более искусство стремится к постижению истины и утверждению прогрессивных идейных воззрений. Познавательную и нравственно-воспитательную функции искусства нельзя противопоставлять друг другу. Вне правдивого отображения жизни искусство не может осуществить свою нравственно-воспитательную роль, а правда жизни в искусстве обесценивается, если она не воспроизведена по законам самого искусства и не приобрела нравственной ценности и значимости.

Искусство сынтегрировало в себе все формы и виды человеческой деятельности, «оно есть конкретная единственная форма человеческой деятельности, которая воссоздает все четыре типа деятельности в их единстве», здесь имеется в виду единство познания, общения, ценностной ориентации и практики. Поэтому искусство безгранично в своей способности формировать идейно и нравственно развитую личность.

Как указывалось ранее, музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую нравственную и социальную функцию формирования всесторонне развитой личности.

Детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.

«Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры». В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность учителя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное - развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Все виды деятельности музыкального искусства способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания - использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских инструментах, что способствует формированию музыкально-нравственной культуры младших школьников.

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Первая особенность - её удивительная возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки (финал оперы М. Глинки «Иван Сусанин»); поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг (фрагмент оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»); мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе (фрагмент оперы Т. Хренникова «Мать»). Музыка сопровождает человека всю жизнь, и жизнь человека отражена в музыке.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени - «Священная война» А. Александрова. Она объединяла людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде. Д. Шестокович создает знаменитую Седьмую симфонию. «В ней осуждается зло, которое нёс фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

И в этом вторая особенность музыки - объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно. «Великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился слезами».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души, становятся источником и средством воспитания культуры младших школьников.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их музыкально-нравственную культуру.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Скорее всего, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школьник по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаст предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Однако, как учат читать, писать, считать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное восприятие - это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. «Услышав печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал: «Человек о своей грусти поёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека».

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства музыкальной выразительности.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков пьесе для детей (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народная песня «Со вьюном я хожу»).

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную нравственную окрашенность.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и осмыслению жизни. Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности, прежде всего во внеклассное время, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.

Козырева Светлана Ивановна

Эссе: «Влияние искусства на развитие личности в духовном и нравственном аспектах».

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Существуют теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства. Эти теории принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше.
При общении с подлинным произведением искусства происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни.
Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая его односторонности, дополняет его целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества. Искусство помогает личности найти себя как неповторимую индивидуальность.

Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.
Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Окружающий мир встает перед ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Искусство формирует незаменимые компетенции 21 века – творчество, креативность и готовность к инновациям, воображение, эмоции, чувства, инициативность, гибкость и адаптивность, коммуникабельность, способность к обработке информации в образах и символах, способность к анализу нескольких потоков информации одновременно.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Роль важного компонента воспитания - эстетического в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Данная тема была выбрана мною из-за ее актуальности вне времени, а так же показывает непосредственную связь архитектуры и психологии.

Главная цель работы - показать, как эстетическое воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.

Исследованием данного вопроса занимались такие известные психологи как Л.С. Выготский, Л.Г. Юлдашев, Н.Е. Румянцева, философ Л.Н. Столович и т.д.

Искусство - одна из форм общественного сознания. И вызываемые им эмоции тесно связаны с деятельностью человеческого сознания. Эта мысль четко и образно выражена в афоризме известного русского психолога Л.С. Выготского: «Эмоции искусства суть умные эмоции». Влияние произведений искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, причем специфика состоит именно в интегративности, неразделимости процесса одновременного воздействия на эти обе важные сферы психической жизни человека. Этим также в значительной степени определяется глубина, сила и большая стойкость эмоций, вызываемых произведениями искусства.

Эмоции, рождаемые общением с произведениями искусства, обладают большой действенной силой. Однако их действенность также специфична. Л.С. Выготский вслед за ним Л.Г. Юлдашев подчеркивают « торможение внешне - эмоционального проявления» эстетического переживания.

Воздействие искусства на личность - акт не односторонний, а двусторонний, поскольку он представляет собой активное взаимодействие художественного произведения и личности. Если характер потребностей человека не соответствует социальным функциям искусства, а восприятие не адекватно его природе, то воздействия искусства не происходит, его преобразующая роль в духовном развитии общества и личности оказывается нереализованной. По известному выражению К. Маркса, искусство при условии нехудожественного к нему отношения оказывается тем железнодорожным полотном, по которому не ходят поезда.

Л.С. Выготский, вскрывая специфическую функцию искусства, отмечает, что при воздействии на личность оно как бы просветляет чувства. Используя термин «катарсис» - как очищение, он указывает на духовность в содержании искусства.

В силу своей природы, искусство ненавязчиво, образно помогает передавать и осваивать мир по законам добра и красоты. «Искусство стремится истолковать природу и человека… Художник стремится открыть и в природе и в человеке прекрасное…» (Вахтеров В.П.). «Прекрасное - в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе…», - отмечал П.Ф. Каптерев.

Художественный образ, обладая всеми основными свойствами художественного сознания, может рассматриваться как его структурная единица. Структурно-функциональный подход к изучению художественного сознания заключается в анализе именно такой единицы, ибо она моделирует особенности, присущие художественному сознанию в целом.

В.А. Сухомлинский считал природу азбукой познания живописи: чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы.

Философ Л.Н. Столович, изучая роль искусства в человеческой жизни, утверждает, что искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоции или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует саму систему человеческих установок, действие которых может проявиться зачастую непредсказуемо. Ю.Б. Бореев так уже указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты -- значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исследователи искусства (Аристотель, Ч. Дарвин; Р. Мюллер-Фрейеенфельс, Э.Б. Титченер и др.) указывают, что искусство связано со смешанными чувствами, где эмоция содержит некоторый общий органический характер. Тем самым возрастает роль художественного чувства как сочетания эмоций, воли, ума. Художественное чувство приводит к действию (в отличие от чувств вообще) (Геннекен Э.,); - усиленное деятельностью фантазии (Выготский Л.С.,).

Вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образцов… передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство - в этом состоит деятельность искусства. Этим Л.Н. Толстой подчеркивал эмоционально-оценочный характер воздействия искусства на личность, где основную роль играют чувства. Продолжая данную мысль, В.П. Вахтеров в своих педагогических сочинениях характеризует взаимодействие, сочетание чувств и воли. «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», - указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии человека) функции являются важнейшими аспектами воспитательно-формирующего воздействия искусства на личность. Искусство умножает, расширяет и сокращает (по времени приобретения) человеку «опыты быстротекущей жизни», оно позволяет пережить многие чужие жизни, и обогатиться опытом других людей (Бореев Ю.Б.).

Анализируя роль эмоциональной сферы в жизни личности, выделим следующие моменты: эмоциональные процессы неотделимы от мыслительных, эмоционально окрашены все практические действия личности; эмоциональная сфера - неотъемлемая и активно влияющая на характер жизнедеятельности, составная часть личностной структуры. Одновременно, она имеет самостоятельное значение в жизни человека; эмоции, чувства, переживания - чрезвычайно важные стороны полноценного человеческого бытия. Их неразвитость, ущемленность, неудовлетворенность сказываются на развитии человека, на характере взаимоотношений с миром, обществом.

Гармония сенсорной культуры - основы устойчивого эмоционального отношения к различным явлениям жизни - формируется под воздействием системы различных видов искусства. Специфика искусства заключается в сложном взаимодействии его видов, жанров, стилей, выразительных средств - возможностей влияния на духовный мир личности.

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» - это природная его особенность (Ушинский К.Д.). И если в учении будут присутствовать формы, краски и звуки, то будет доступность к детской душе, а сами взрослые смогут войти в этот мир детского мышления. «Воображение создало этот мир для ребенка», - отмечал Н.И. Пирогов, - где он живет и действует по - своему». Анализируя возрастное развитие детей, С.Т. Шацкий полагал, что, чувство ритма снимает напряжение как эмоциональное, так и физическое; способом выражения внутренних переживаний является рука ребенка; развитию вкуса у детей будут способствовать посещения концертов, музеев, выставок.

Н.К. Крупская в своей статье о задачах художественного воспитания писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя, сделать средством познания других…».

Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом. В своей исследовательской работе мы используем такие виды искусства, как изобразительное (живопись, монументальное) искусство и музыка, что обуславливает необходимость подробного их рассмотрения.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэммингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

И таким образом, искусство налагает незримый отпечаток на все поведение человека в дальнейшем, реализуясь во многих поступках и действиях, порой отстоящих на значительный промежуток времени от момента непосредственного восприятия того или иного художественного произведения, влияние которого в них сказывается.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики.

Влияние искусства на духовное формирование развивающейся личности происходит в том случае, если произведение искусства воспринимается адекватно с замыслом автора-творца, если и разум, и чувства ученика участвуют в этом восприятии. Отсюда возникает педагогическая проблема - научить школьника правильно воспринимать произведения искусства.

В конце 70-х годов в психолого-педагогической литературе констатируется факт недостаточного внимания к тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которое характеризуют возрастные периоды развивающей личности. До нашего времени остается актуальной задача, намеченная А.Н. Леонтьевым: изучение процесса объекта, в результате которого формируется личность. В этих поисках психологического и педагогического подходов к развитию личности, используя концепцию персонализации, группа психологов по руководством А.В. Петровского показала, что реальное, а не желаемое развитие личности обуславливается не одной ведущей деятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности. В связи с этим становится необходимым обеспечивать не доминирование одного вида деятельности, а активное педагогическое обоснованное формирование комплекса взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых и «может и должна стать личностно-образующей». Взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов деятельности в педагогическом процессе является важнейшим фактором формирования активности, гармонизации личности, способной к творчеству в любой сфере деятельности.

Поведение будущего человека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятии действительности. От его морально-нравственных качеств. Поэтому перед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

На эстетическое воспитание и формирование личности оказывают влияние разнообразные общественные критерии . К ним относятся социальная среда, национальные традиции, общественные отношения. Все они в совокупности формируют эмоционально-ценностное отношение личности школьника к миру вообще, воспитывают его нравственные качества.

Особая роль в этом процессе принадлежит искусству.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

Осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

Развитие у детей чувства патриотизма;

Развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

Формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

Формирование навыков культуры поведения и др.

Подводя итог вышеизложенному, можно заметить, что сила воздействия искусства на детей определяется, прежде всего, тем, что искусство черпает свое содержание и изобразительно - выразительные средства из действительности, отбирая все наиболее значимое для личности, и, прежде всего значимое в эстетическом плане. Искусство отражает мир через призму личностного, эмоционального и эстетического отношения человека к явлениям действительности. Таким образом, художественное произведении - это не только отражение каких-то явлений действительности, но и определенное выражение отношения человека к данным явлениям. Этим объясняется огромная выразительная сила искусства и, прежде всего его эмоционального воздействия.

Педагогическая ценность понимания народного искусства обусловлена следующими причинами: произведения позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствовать формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже понять художественно - выразительные средства других видов искусства. Вместе с тем сложившиеся народные традиции могут выступать эффективными средствами развития творческих качеств личности.

Через народное искусство передаются социально - культурные, в том числе и художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями. В этом заключается духовная сущность и ценность искусства.

Вывод

Проанализировав литературу пришла к выводу, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.А так же что формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

Формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

Вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

Развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

Развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

искусство культура личность развитие

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

3. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. - М.: Школа-Вуз-Академия, 2002

4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1992

5. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние искусства на человека. Понятие эмоций и искусства. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме влияния искусства на формирование положительных эмоций. Влияние искусства на эмоции. Устранение трудностей при работе с произведениями искусства.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2011

    Личность в политической жизни. Причины участия личности в политической жизни. Влияние образования на личность. Роль воспитания в формировании личности. Роль личности в политике, как её субъекта, огромна. Формирование демократического общества.

    реферат , добавлен 08.05.2004

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка".

    курсовая работа , добавлен 11.01.2013

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Рассмотрение идеи гуманизма как основы современной педагогики. Исследование роли обучения в развитии личности. Закономерности психического развития личности; гармоничность жизни человека. "Золотое сечение" и гармонические пропорции в личности и ее жизни.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Общие понятие о личности, процесс ее формирования и развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. Схема детерминации развития личности.

Читайте также: