Духовный памятник. Памятники материальной культуры Сообщение на тему духовные памятники культуры

Сохранение и передача знаний новым поколениям - важнейшие условие развития современного общества:

«Когда происходит биологический метаморфоз, например гусеница превращается в бабочку, сначала образуется неподвижная куколка. Внутри её затвердевшей кутикулы начинаются «страшные» вещи: специальные клетки уничтожают мышцы, пищеварительную систему, ротовой аппарат, множество ножек и т.д. Во мраке кокона внутри куколки, кажется, существует лишь какая-то все растворившая жидкость. Однако гибнет не всё. Условие благополучного завершения метаморфоза - сохранение нервной системы. Нервные центры - скопление нервных клеток (ганглиев) видоизменяются, но сохраняются, с ними сохраняется память о приобретенных личинкой рефлексах и способах поведения. А потом в этом кажущемся хаосе формируются новые органы: суставчатые конечности, ротовой аппарат, чтобы питаться нектаром, а не грызть листья, образуются мохнатые антенны для ориентировки и прекрасные крылья. Оболочка разрывается. Над цветущим лугом в голубом и солнечном небе летит прекрасная бабочка...

Видна прямая аналогия: сохранение интеллектуального каркаса (нервной системы общества) - условие возрождения и величия нашей страны.

«Интеллектуальный каркас», «нервная система общества» понятия, возможно, не идентичные термину «интеллигенция». Военные интеллектуалы - полководцы, фортификаторы, морские офицеры, инженеры, агрономы, «архивные юноши», собиратели народных песен, служители «чистой науки» и просвещённое купечество, и люди искусства, и, конечно, учителя, врачи и просто «образованные люди» - все необходимы для существования могучего, независимого государства.

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла -бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа-узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа

Краснозёрский район Новосибирская область

Региональный тур Всероссийского конкурса

среди активистов школьного музейного движения

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Духовные памятники села Полойка

Краснозёрского района Новосибирской области»

Номинация «История в одном экспонате»

Работу выполнила:
Учащаяся МКОУ Полойской СОШ
Мишенина Дарья (8 класс)

Руководитель:
Чернобровенко Н.П.
руководитель школьного
историко-краеведческого музея

с. Полойка
2018 г.


1.Введение.
1.1.Актуальность исследования……………………………………………....3
1.2.Новизна исследования…………………………………………………….3
1.3.Цель исследования…………………………………………........................4
1.4.Задачи исследования……………………………………………………....4
1.5.Объект исследования……………………………………………………...4
1.6.Методы исследования……………………………………………………..4
1.7.Практическая значимость…………………………………………………4
1.8.Результаты исследования…………………………………………………4
1.9.Место и сроки проведения исследования………………………………..4
2. Основная часть.

2.1.Традиция установления надгробных памятников……………………...5

2.2.Надгробные плиты на Руси………………………………………………5

2.3.Надгробная плита 1907 года……………………………………………. 5

2.4.Посещение районной церкви и беседа с батюшкой Алексием Лебедевым……………………………………………………………...5-6

2.5.Связь надгробной плиты с Троицкой церковью………………………..6

2.6.Строительство Троицкой церкви в селе Полойка……………………...6

2.7.Убранство Троицкой церкви…………………………………………….7

2.8.Жизнь священника и его семьи………………………………………..7-8

2.9.Годы службы священника Д.И. Василевского…………………………8

2.10.Разрушение Троицкой церкви……………………………………….8-9

3.Заключение………………………………………………………………….9-10

4.Список используемой литературы…………………………………………..11

5.Приложение.

Введение

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения.

(Л. Мечников)

В наше время историю определённого предмета можно изучить в историко-краеведческих музеях. После посещения таких мест надолго остаётся масса впечатлений. Одним таким местом и стал для меня Полойский историко-краеведческий музей. Побывав в разных залах музея, наибольший интерес вызвал загадочный, ранее не исследуемый экспонат - Надгробная плита 1907 г. Заинтересовавшись, мне сразу же захотелось узнать её историю и провести исследовательскую работу по данной теме.

Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрождается интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся часовни. Одно из качеств человеческого сознания - способность к забыванию. Если не будет существовать нечто, напоминающее нам о неком событии, со временем наше представление о нём практически полностью сотрется. Именно поэтому очень важны вещи, которые не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного явления. Сохранившиеся документы дают нам возможность не только реконструировать прошлое, но и четко представлять его. Они являются носителями социально значимой информации. И наша задача заключается в сохранении и передаче будущим поколениям всей правды о людях и событиях. Мы уверены, нам есть, что вспоминать и кем гордиться!

Новизна исследования заключается в том, что история Надгробной плиты и установления их связи с историей села никогда не исследовалась.

Цель моего исследования: объяснить значение и происхождение Надгробной плиты и установить её связь с историей села.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    овладеть навыками исследовательской работы;

    изучение теоретического материала по теме работы;

    сбор и анализ имеющихся исторических источников;

    оформить исследовательскую работу;

    презентовать исследовательскую работу на региональный тур Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения.

Объектом исследования данной работы является Надгробная плита 1907 г.

Методы исследования – изучение, накопление, осмысление и анализ материалов СМИ, воспоминаний старожилов, интервью, исследование и анализ документов, проверка, уточнение и обработка информации, оформление исследовательской работы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что выявленные материалы можно будет использовать при проведении классных часов в школе, на уроках истории, написании творческих работ.

Планировалось получить следующие результаты:

    Создание текстового документа по выявленной теме;

    Принять участие в Муниципальном, а затем в Региональном конкурсе среди активистов школьного музейного движения.

Место проведения исследования – МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа Краснозерского района Новосибирской области.
Хронологические рамки исследования – ноябрь – декабрь 2018 год

Основная часть.

Изучив книжный материал по заявленной теме и воспользовавшись источниками СМИ, я выяснила, что традиция устанавливать на могилах усопших надгробные памятники зародилась очень давно.
Люди всегда свято верили, что если делать подношения к захороненным старейшинам рода, духи предков будут благосклонны к ним, и племя будет процветать, из века в век, поэтому надгробные памятники можно считать ещё и свидетельством непрерывного движения поколений. Многие думают, что первые монументы, гробницы и надгробия появились в эпоху раннего Возрождения. Однако традиция установления этих сооружений корнями глубоко уходит в каменный век, когда древние люди, столкнувшись с проблемами погребения умерших соплеменников, искали способы для сохранности тел от посягательств хищников.
На Руси надгробные плиты появились впервые на могилах царей, дворянства, знати – в храмах, соборах и усыпальницах. Если захоронение производилось внутри храма, то обычно устанавливали как надгробные плиты, так и каменные гробницы. (Приложение №1)
Но откуда же появилась такая плита в Полойке?
Ведь нашли её в центре села, недалеко от того места, где была церковь.
По воспоминаниям старожилов (Илющенко А.М, Голубятник М.Л., Окорокова С.Ф., Криушичевой Н.Ф. и других) и экстрасенса (Крумкачёвой Светланы), мне удалось узнать, что в парке был погост, где хоронили служителей церкви.
(Приложение №2)

В словаре С.И.Ожегова понятию «церковь» даётся такое толкование: «Церковь – объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община» «Храм – здание для богослужения, церковь». (Приложение №3)

Пообщавшись с батюшкой районного посёлка Краснозёрское Алексием Лебедевым, я получила ответы на многие вопросы. (Приложение №4) Я узнала, что в 30-е годы XX века Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы, монастыри, церкви. Некоторые передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались, а в некоторых располагались сельские клубы. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке, что случилось и с нашим священником И.Д. Василевским. На вопрос о надгробной плите батюшка Алексий Лебедев ответил, что такие плиты действительно встречаются и по сей день на очень-очень старых кладбищах. Они могли ставиться не только служителям церкви, но и тем, кто посещал церковь, т.е. простому христианину, который ходил на службу в Троицкую церковь. Но так как такая плита только одна в селе и найдена недалеко, от места, где находилась церковь, то я всё-таки думаю, что она была поставлена либо служительнице церкви, либо Рабе Божьей Дарье Ивановой, которая ходила на службу и семья которой в то время могла купить такую плиту, так как в Полойке жили зажиточные старожилы, крестьяне Ивановы. (Приложение №5) Об этом же пишет в своей книге “История села” Н.М.Карнаухов. (Приложение №6) Их было много, и у них были большие запасы хлеба. В голодные годы они организовывали столовую, где кормили бесплатно один раз в день всех жителей села. Только нужно было приходить со своей чашкой и ложкой.
А связана надгробная плита, конечно же, с Троицкой церковью.
Из документов «Полойка - селение при озере Полойском» (Деревенском)
я узнала, что в центре села в 1899 году было начато строительство церкви, а в книге Н.М.Карнаухова «История села», сказано, что за 3 года она была построена.
(Приложение№7)
Строили её плотники Майковы: Мартиян, Семён и Василий, а также Воронин Макар Яковлевич (1874-1939 годы жизни) и другие.
Строилась на средства подаяния церкви и населения, что шло с большим трудом.
По воспоминаниям старожилов, церковь в селе была богатая, неописуемой красоты. Построена из толстых брёвен на фундаменте, с золочёными крестами, куполом и с колокольней. Полный набор больших колоколов издавал божественную музыку, волнуя сердце русского человека.
Колокола могли звонить при пожаре, при покойнике в деревне, во время больших праздников, при каком-то важном событии, издавая особые звуки, которые уже были понятны людям. В церкви, как и сейчас, крестили новорождённых, венчали молодые пары, отпевали умерших, вели службы.
В ожидании духовных лиц, дорогу от Славгорода до Полойки мели даже вениками, отсюда и название – «Архиерейская дорога». Архиерей - духовное лицо. Правда, это название уже не помнят даже старожилы.
Священником Троицкой церкви был Василевский Иван Дмитриевич 1875 года рождения, уроженец Тамбовской губернии.

Батюшка был умным и воспитанным человеком.
У него была семья, которая так же отличалась своей воспитанностью. Держали своё подсобное хозяйство, сеяли зерно, занимались пчеловодством, работали вместе с рабочими.
Старожилы вспоминают, что семья жила в деревянном доме, который находился на улице Садовой (когда-то была усадьба семьи Хмарских), здесь же на этой улице был посажен Поповский сад, в котором росла малина, чёрная и красная смородина, вишня, слива, абрикосы, виноград, крупные яблоки и т.д.
Дом, в котором он жил с семьёй не сохранился, но до сих пор существуют остатки сада, местные старожилы называют это место «Поповский сад», а молодое поколение села этого названия уже не знают.
(Приложение №8) Вот поэтому, одну из улиц в селе называют Садовая по сей день. (Приложение №9)
Местные жители - старожилы тепло отзываются о батюшке, его семье.
Из источников СМИ выяснила, что семья священника более чем любая другая, должна представлять собой домашнюю церковь. Для созидания ее необходима напряженная духовная жизнь родителей, особенно отца. Эту жизнь дети чувствуют и приобщаются к ней в меру своего возраста. Необходимо находить время для внутрисемейного общения и совместных молитв и бесед с членами семьи, как находится оно для общения с прихожанами.

Невозможно представить священника, который не выражал бы свои радости и печали в молитвах, прося у Бога помощи в печалях и вознося благодарение за радость.

Эти молитвенные прошения и благодарения должны быть общим делом семьи, в которой отец-иерей предстоятельствует в доме, как на общественном богослужении он предстоятельствует в храме. Кому как не священнику проводить со своими детьми систематические беседы с разбором богослужения, Евангелия и отдельных глав Ветхого Завета.
Я думаю, что именно таким человеком и был Иван Дмитриевич, иначе бы так тепло не вспоминали о нем жители нашего села и других ближайших сёл, которые посещали нашу церковь.
Когда все религиозно-церковные интересы отца остаются за порогом дома, где-то там, в храме, тогда трудно ожидать возрастания в детях живой веры; церковное служение отца в их сознании превращается в обычную работу, источник заработка, а околоцерковные сплетни и пустые церковно-бытовые разговоры не назидают душу.
В гражданскую войну священник часто спасал полойцев от колчаковцев, которые приходили грабить село. Он вместе с богатыми селянами нагружал им обоз продуктов, и те покидали село.
Служил Иван Дмитриевич до 1931 года, потом его раскулачили и сослали, о его судьбе долгое время ничего не было известно. И только из книги «Сибирская Провинция в ХХ веке» С.А. Папкова Новосибирск 2011г., мы узнали, что Василевский Иван Дмитриевич был дважды арестован, а в 1937 году в городе Барнауле расстрелян. Реабилитирован в 1991 году. (Приложение №10)
В 1931 г. церковь была разграблена, иконы изрублены и сожжены. Под страхом смерти некоторые отчаянно верующие иконы спасали. Колокола, говорят, утопили в озере, в каком не известно, но где-то в стороне посёлка Волчанка Доволенского района Новосибирской области.

Конфликты в отношениях между церковью и местной партячейкой были уже в 1928 году, когда было решено отобрать у верующих церковь и превратить её в клуб.

Для достижения цели использовались разные карательные меры, и, не добившись желаемого результата, решили поджечь церковь, но возникший пожар жители вовремя потушили.

В 1932-1933 годах здание было чуть изменено и в бывшей церкви открыли клуб, потом в этом здании была столовая, гостиница, швейный цех, а в 2000 году её разобрали совсем.
К сожалению, фотографий самой церкви не сохранилось, но фотография переделанного здания есть. Сейчас на этом месте частный магазин “Перекрёсток”. (Приложение №11)

В селе Мохнатый Лог, расположенном в Краснозерском районе Новосибирской области, сохранилась однопрестольная деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 1906 году.
Я считаю, что вот также, наверное, выглядела и наша Троицкая церковь. (Приложение №12)

Заключение

Без прошлого нет будущего. Изучив некоторые источники, пообщавшись со старожилами, с батюшкой Алексием Лебедевым, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.

Невозможно представить современный русский город или село без храма, церкви, монастыря, часовни. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны.

В результате моей исследовательской работы я достигла поставленной цели, соприкоснулась с «живой» историей, ощутила значимость своей работы, получила опыт исследовательской деятельности.
И полностью убедилась в том, что надгробная плита напрямую связана с Троицкой церковью. Лично я считаю, что если бы была своя церковь в селе, чтобы можно было исполнить все потребы души русского православного человека - исповедоваться в грехах, причаститься, покреститься, отпеть усопших, поставить свечу, а, может быть, и задуматься о правильности выбранного пути, то, наверное, было бы меньше убийств, изнасилований, наркоманов, пьяниц и т.д.
Хотелось бы, чтобы в нашем селе Полойка, которое много-много лет было одним из передовых в районе, в котором было много хороших добрых дел, была своя церковь. П
омнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец».

Список использованной литературы

    Карнаухов Н.М., Крутей Л.В. «История села Полойки» Копи-центр «Байт-сервис» р.п. Краснозёрское 2005 г.

    Материалы Интернета.

    Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» Издательство «Азъ» 1992 г.

    Папков С.А. «Сибирская провинция в XX веке. Краснозёрский район в контексте российской истории/ С.А. Папков; отв.ред. д-р истор. наук В.А. Исупов; Сибирский университет потребительской кооперации, Институт истории СО РАН. – 2-е изд. – Новосибирск, 2011. – 296 с. (стр.61 и стр.212).

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические : стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор , изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

17.07.2014

Холмистые дороги Смоленщины уходят вдаль, уносят нас от Москвы и приближают к героической Вязьме. Двести пятьдесят километров за спиной, до маленького города великой воинской славы остается каких-то двенадцать километров… Внезапно взгляду открывается самый высокий из холмов, а на нем - необыкновенной красоты церковь. Это часть будущего Одигитриевского женского монастыря – первого женского монастыря в России, строящегося после 1917 года «с нуля».

Некоторые монастырские постройки уже расположились под деревней Всеволодкино. Местные жители говорят, что строительство в самом разгаре.

Обитель станет памятником погибшим во время боев в Вяземском котле и местом непрестанных молитв о них. Фонд святого великомученика Феодора Стратилата , созданный специально для постройки Одигитриевского монастыря, просит о помощи всех неравнодушных людей.

Место, где вскоре должна начаться жизнь обители, выбрано неслучайно: именно здесь в октябре 1941 года советские войска совершили прорыв из вражеского кольца. Ценой многих жизней под Вязьмой были заблокированы силы наступавших фашистов, что позволило нашим воинам отстоять Москву. Вот почему главной миссией будущего монастыря станет молитва о павших в страшных сражениях, а его девиз взят из священного писания: «У Бога все живы». Святейший Патриарх Кирилл назвал это место русской Голгофой и дал свое благословение на строительство.

В этих местах до сих пор находят следы войны. Например, в 2004 году была обнаружена позиция нашего минометного расчета с неиспользованными 67 минами и пятнадцатью взрывателями.

– Существует предание, согласно которому, находясь в окружении, на исходе сил наши воины увидели


светлый образ женщины, шедшей перед ними. Это была Божия Матерь Одигитрия, – рассказывает матушка Ангелина, – кто-то из военных сказал: «Тот, кто участвовал в боевых действиях, тот не может не верить в Бога». Вот почему бойцы интуитивно пошли вслед за Ней, и Богородица показала им путь прорыва из окружения фашистских войск. Именно в этом месте и было решено создать духовный памятник героям.

Началось все еще в далеком 1996 году, когда благотворители купили 6,4 гектара земли. К делу подключили московских архитекторов, которые начали работу над проектом будущего монастыря. На сей день многое из планов уже воплотилось в жизнь. Для первого монастырского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы благотворителями были пожертвованы десять колоколов – 12 октября 2013 года состоялось его освящение.

Однако строительство далеко от завершения. Предполагается возвести надвратный храм в честь Спаса Нерукотворного, келейный, административный и настоятельский корпуса. Есть идея создания «электронного» помянника – общедоступной базы молитвенной памяти в интернете.

Вопросами возведения комплекса зданий будущей обители занимается Фонд великомученика Феодора Стратилата, основной задачей которого является содействие и всесторонняя помощь в создании Одигитриевского монастыря. Ему помогают самые разные люди: местные жители, благотворители, а также художники, чьи иконы украшают построенный храм.

Читайте также: