Ольга Александровна Романова: нелюбимая дочь и фиктивная жена. Художница из царской семьи: как сложилась судьба сестры Николая II в эмиграции

Автопортрет

Для нас, современников, личность Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны Романовой заслуживает особого внимания. И не только потому, что она дочь и сестра Императоров России. А прежде всего потому, что она была удивительной женщиной, значительную часть Своей сознательной жизни посвятившей подвигу благотворительности и милосердия. Вместе с высоким рождением Господь даровал Великой княгине и талант художника. Его она пронесла через всю жизнь, не растратив и не предав.

Великая княгиня Ольга Александровна, младшая дочь императора Александра III, родная сестра последнего царя Николая II, родилась в Петергофе 1 (14) июня 1882 г. Художественные способности начали проявляться у Великой княжны в возрасте 4-5 лет. Увлечение царских детей искусством приветствовалось и поддерживалось отцом. Император приглашал к детям преподавателей живописи: одним из первых ее учителей был художник-передвижник Карл Лемох, затем она училась у таких прекрасных мастеров, как В. Е. Маковский, К. Я. Крыжицкий, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский. Ольга Александровна оказалась одаренным художником, она много работала как живописец, акварелист. Еще в 1900-е годы Великая княгиня устраивала в Гатчинском дворце вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Деньги, вырученные от продажи полотен, шли на благотворительность. В 1912 г. основала Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого.

Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий православный человек, Великая княгиня увлекалась иконописью. Образами своего письма она благословляла своих близких, приюты и воинские части, больницы и школы.

Ольга Александровна с ранних лет лично покровительствовала и шефствовала над множеством Богоугодных учреждений и организаций. В основном она благодетельствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам. Большую помощь оказывала неимущим талантливым художникам. Многие русские люди, оказавшись в бедственном положении, обращались к ней лично. Она старалась помочь каждому нуждающемуся, насколько хватало её личных сил и средств.

В годы Первой Мировой войны на свои личные средства оборудовала госпиталь, где служила простой сестрой милосердия.

После революции, в 1920 г., Ольга Александровна с семьей уехала в Данию. Здесь августейшая художница продолжала писать и часто устраивала выставки в Копенгагене, Париже, Лондоне, Берлине.

Ее любимой техникой стала акварель. Водяные краски было удобно брать в дорогу, а ведь Великой княгине часто приходилось переезжать из одной страны в другую. После революции она жила в Дании. Но в 1948 г. вынуждена была уехать в Канаду, так как советское правительство предъявило Дании ноту из-за того, что Ольга Александровна много помогала русским изгнанникам.
Несмотря на удары судьбы, августейшая художница не утратила жизнерадостность. Она по-прежнему находила красоту в прозаических вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – все становилось в ее руках предметом искусства. Здесь она продолжала много рисовать и успешно продавала свои картины, что служило источником существования семьи. Из Канады она отсылала работы для выставок в Данию, где ее не забывали и откуда постоянно приходили письма с новыми заказами.

Множество акварелей Ольги Александровны посвящены цветам, которые она очень любила, с ее живописных работ дышат ароматной свежестью ирисы, незабудки, розы, анютины глазки, сирень… Биограф Великой княгини Йен Воррес так описывает первую встречу с Ольгой Александровной: «Пол уставлен горшками с цветами и растениями, кипами бумаги для рисования, усеян кистями и тюбиками краски. Вскоре я узнал, что живопись и садоводство - главные занятия Великой княгини…»
Канадская природа напоминала Ольге Александровне любимую Россию. В письме к подруге она сообщала: «В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы - голубые анемоны. Какое это было счастье - ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома... У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов…»
Еще один фрагмент: «Был чудный вечер, все благоухало - в лесах пахло, как в России, - березой и цветущими деревьями всякими… И мы, проезжая мимо дома и сада одних друзей, увидали их - и вышли. Такой чудный сад! Ландыши, сирень и все пахло, и обошли мы дом…»

Великая Княгиня скончалась 24 ноября 1960 года и была похоронена на кладбище Норт Йорк г. Торонто в Канаде рядом со своим горячо любимым мужем Николаем Александровичем Куликовским, умершим всего на два года раньше нее.

В предлагаемой коллекции собраны наиболее известные картины Великой княгини Ольги Александровны, а также некоторые ее фотографии.

Количество файлов: 360 jpg

Жанр: религия, портрет, жанровая живопись, пейзаж.

Размер: 75,1 Мб

Во время Первой мировой войны Ольга Александровна работала простой сестрой милосердия в госпиталях Киева, Проскурова и Львова. За личное мужество, проявленное на фронте, была награждена Георгиевской медалью.

Первое время после эмиграции семья Ольги Александровны располагалась в датском дворце Амалиенборг, где в это время проживала ее мать Вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Здесь были написаны акварели красивых интерьеров дворца с играющими в них детьми Тихоном и Гурием.

В 1930 Ольга приобрела небольшую усадьбу в городке Баллеруп (Дания). Работы 1930 – 1940-х гг. отображают сцены умиротворенной и благополучной сельской жизни. Не смотря на частые удары судьбы, художница не утратила жизнерадостности. Она, как и раньше, находила красоту в обыденных вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – под ее кистью все это превращалось в произведение искусства.

В 1936г. картины великой княгини экспонировались в Лондоне в галерее Агнью на благотворительной выставке в пользу русских беженцев, проживающих в Англии. Все ее работы были раскуплены в течение двух дней, их владельцами стали королевские семьи Великобритании и Норвегии, барон Ротшильд, В. Черчилль и другие.

Девятого апреля 1940 года Дания была захвачена Германией. Cыновья Ольги Александровны Тихон и Гурий в то время были офицерами Датской Армии. Оккупанты, боясь национального восстания, заключили Королевскую Армию в специальные лагеря, режим в которых был, конечно, не такой строгий и жестокий, как в концентрационных узилищах, но это была очевидная несвобода и постоянная опасность ужесточения содержания. Переживания о сыновьях болью отзывались в сердце матери".

В течение пяти лет оккупации Ольга Александровна продолжала помогать русским, попавшим в беду в зарубежном изгнании. Многие семьи, оказавшиеся на чужбине без дома и денег, выжили только благодаря поддержке Великой княгини. Из-за этого 1948 году произошло вынужденное переселение за океан. Советский Союз предъявил Дании ноту протеста. Ольга Александровна, всегда помогавшая русским изгнанникам на чужбине, обвинялась в том, что помогала "врагам народа". Семья переезжает в Канаду, где приобретает небольшую ферму, затем дом вблизи Торонто.

"Вместе цветами мы видим небольшой Рождественский вертеп на столике. За красиво наряженной елью, с портрета на стене прямым взглядом на зрителей смотрит отец Великой Княгини Государь Император Александр III. Впервые Великая Княгиня Ольга Александровна помещает портрет отца на своей картине. Пусть в Рождество будет все, как в детстве, как в любимой сердцу Гатчине, на время пребывания в которой приходились большие праздники: Рождество, Вербное воскресенье и Пасха".

  • #1

    Акварели обращены к самому лушему в нас - к истоте, добру, любви, искренности. И душа дрожит, полуая истинные увства, как если бы утомленный еловек вдруг полуил прохладной родниковой воды... Боже, как подумаю, от каких людей мы отреклись, какие богатства нравственные мы потеряли!

  • #2

    Большое спасибо! Это было для меня открытием. Столько света и тепла, любви и покоя.

  • #3

    Очень, очень красиво!

  • #4

    Какие нежные акварели!

  • #5

    Я лишний раз убедилась, что не в богатстве дело, а в душе. Если человек любил свою семью, красоту родины, то никакая политика не отвратит его от прекрасного. Если Ольга Александровна была человеком с большой буквы, то никакие революции, войны и НКВД не отняли у неё этого светлого образа. Она понимала, что когда-нибудь это её искусство оценят и на родине, жалко что это мало показывают молодым. Им надо историю страны поподробней рассказывать при любом удобном случае. Они вообще ничего о царской семье не знают. Обидно. ведь всё хорошее помогает гордится своей родиной и её людьми, с которых нужно брать пример. Побольше рассказывать о меценатах-богачах, что помогали простым талантливым людям стать известными. А есть ли у нас где ни будь выставка картин Ольги Александровны?

Ольга Александровна Романова родилась в 1882 году. Она была младшей дочерью императора Александра III и его супруги Марии Федоровны, а также младшей сестрой последнего царя, Николая II.



Папина дочка

Воспитывалась маленькая Ольга в простоте и строгости, как и все дети Александра III. Сначала она росла при дворе своего отца, а в отроческие годы уже при дворе своего старшего брата Николая.

До 1888 года Ольга не выезжала за пределы Гатчинского дворца, а ее первое же путешествие на Кавказ ознаменовалось трагедией: у станции Борки царский поезд сошел с рельс и отец надорвался, удерживая искореженную крышу вагона, чтобы все члены семьи смогли выбраться.



Император подорвал свое здоровье и 12-летняя Ольга осталась сиротой. Отец был для нее самым близким человеком. Именно ему Ольга поверяла свои детские тайны, с ним старалась проводить свое свободное время.

А вот отношения с матерью Марией Федоровной всю жизнь оставались более, чем прохладными. В чем причина такого непонимания? Неизвестно. То ли мать ревновала младшую дочь, уделявшую так много времени отцу, то ли налицо было простое несходство характеров.


Ольгу современники описывали так:

В своем имении ходила по деревенским избам, нянчила крестьянских детей. В Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причём очень любила беседовать с последними. Прелестная женщина, настоящий русский человек, удивительного обаяния…

Неудачное замужество

В 1900-м году Ольга Александровна впервые вышла в свет на правах взрослой девушки.


А мать начала деятельно устраивать ее брак с принцем Петром Александровичем Ольденбургским, который и состоялся всего через год, в 1901-м. Жених был старше невесты на 14 лет. При этом супруги приходились друг другу кровными родственниками: четвероюродными братом и сестрой по одной линии, и троюродными — по другой.


Принц считал свою жену некрасивой. Говорили, что он считал бы некрасивой любую женщину, так как ходили упорные слухи о его нетрадиционной ориентации.

Знала ли об этом мать? Конечно. Мария Федоровна полагала, что таким браком она, наконец, заставит младшую дочь уделять больше внимания ей самой.

Брак продлился 15 долгих лет. Все эти годы Ольга Александровна оставалась девственницей, об этом она позднее напишет в своих мемуарах.



В 1916-м году Ольга добилась от Святейшего синода расторжения своего злополучного замужества. Брат Николай II это решение утвердил, хотя несколько лет кряду противился этому событию.

Счастье материнства на фоне гибнущей Империи

Вторым мужем царской дочери стал офицер Николай Куликовский. В августе 1917-го года, 35-летняя Ольга родила сына Тихона. А спустя 2 года на свет появился еще один сын, названный Гурием.

Та страна, в которой правили ее отец и брат уже перестала существовать. Мать, Мария Федоровна покинула Россию, а Ольга поначалу отказывалась уезжать. Она оставалась на Кавказе, очищенном от большевиков до 1920-го года.

К этому времени уже погиб ее брат Николай со всей семьей, расстреляли большевики и брата Михаила.

И все же Ольге с семьей пришлось уехать. Спасались они морем, через Константинополь, уехали в Данию. Она несколько лет прожила вместе с неласковой матерью. Много помогала русским эмигрантам.

Горький хлеб чужбины

Именно из-за Ольги Александровны СССР предъявил Дании претензии. Их суть была в том, что Ольга Романова помогает «врагам народа».

Спасаясь от возможного преследования со стороны Сталина, в 1948-м году Ольга Александровна уезжает с семьей в Канаду. Там она живет под фамилией второго супруга — Куликовски.

Общественную деятельность в среде эмигрантов она вела до самого последнего дня жизни, оставила мемуары.

В 1960-м году Ольга скончалась, на 2 года пережив своего любимого второго супруга. Кстати, именно она была последней Великой княгиней дома Романовых, получившей этот титул еще во времена существования самодержавия в России.

Ольденбургские - немецкие герцоги и герцогини Гольштейн-Готторпской династии, непосредственные прямые наследники российской императорской фамилии. Представителям немецкой Ольденбургской династии принадлежали престолы в Дании и Греции, в Норвегии и Швеции, а с 1761 года и в России.

Впервые с домом Романовых Ольденбургские породнились во времена Петра I, когда его дочь Анна Петровна вышла замуж за герцога Карла-Фридриха Гольштинского – родного племянника шведского короля Карла XII по линии матери Софьи Гедвиги.

Этот династический брак навсегда связал родственными узами Петра I и Карла XII, династию русских царей Романовых и одну из ветвей рода Ольденбургских – династию Гольштейн–Готторпских герцогов и герцогинь. От брака родился сын – Карл Петер Ульрих (Петр III), являвшийся одновременно наследником шведского и русского престолов.

В 1761 году Гольштейн – Готторпы в лице Петра III воцарились в России и стали носить фамилию династии русских царей Романовых. Но уже через год престол потеряли.

С 1762 года по 1796 год Россией правила жена Петра III – Екатерина II (принцесса Софья-Фредерика-Августина-Цербская), представительница Ангальт – Цербской линии древней германской династии Асканиев. После ее смерти Гольштейн-Готторпы вновь возвращаются на русский престол в лице Павла I (1796-1801 гг.) и управляют Россией до весны 1917 года, до отречения Николая II от российского престола (2 марта 1917 года). Начало русской линии принцев Ольденбургских положил Петр-Фридрих-Георг (1784-1812), женившийся на дочери Павла I Екатерине (1788-1819).

Династию продолжил их сын, видный государственный деятель Петр Георгиевич Ольденбургский (1812–1881) рода, чьи заслуги высоко были оценены в России.

К его столетнему юбилею в 1889 году на народные пожертвования в Санкт-Петербурге был установлен памятник с надпись «Просвещенному благотворителю Принцу П. Г. Ольденбургскому».

Его сыну Александру Петровичу (1844-1932) с супругой Евгенией Максимилиановной (1845-1925), а затем внуку Петру Александровичу (1868-1924) с супругой Ольгой Александровной (1882-1960), принадлежало имение «Рамонь».

Евгения Максимилиановна Ольденбургская

Владелица имения принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925), урожденная княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне, была внучкой Николая I, племянницей Александра II.

Купив в 1878 году имение, Евгения Максимилиановна кроме строительства собственного дворца создала в Рамони развитую инфраструктуру.

В 1880 году был возведен двухэтажный корпус сахарного завода, оснащенный новым технологическим оборудованием на паровой тяге, вырабатывающий 205 ц сахара в сутки, а к началу нового столетия – 150 тыс. пудов сахара в год.

В 1891 году дополнительно к сахаро-песочному производству открыт рафинадный цех, который вырабатывал сахарные «головы» конусообразной формы. В 1900 году сооружена 3-этажная пристройка «Паровой фабрики конфет и шоколада Ее Императорского Величества принцессы Е.М. Ольденбургской».

По прейскуранту 1906 года, она вырабатывала свыше 400 названий конфет, шоколада и других кондитерских изделий. Сырьем служили фрукты из садов Бунинской экономии и дополнительно закупались у населения. На международных выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне фабрика награждена золотыми медалями.

В 1901 году вступила в строй железнодорожная ветка Графская – Рамонь. Это дало возможность вывозить продукцию по железной дороге, перевести завод с дровяного топлива на донецкий уголь, использовать в качестве поставщиков дешевой сахарной свеклы имения помещиков, расположенные на аннинской железнодорожной ветке.

Вступили в строй водонапорная башня и водопровод, началась электрификация предприятия и имения, было основано образцовое откормочное хозяйство крупного рогатого скота.

Отстроен комплекс конезавода, включающий конюшни, ветлечебницу, манеж, каретную, открыты ковровые мастерские. К 1901 году имение насчитывало 7 тыс. десятин земли с восьмипольным севооборотом. Его границы достигали берегов Дона. Организация и ведение хозяйства опирались на научные достижения.

С помощью ученого-агронома Клингена принц Петр Александрович Ольденбургский (1868 - 1924) организовал работу опытного поля, которое в 1902 году вошло в состав опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков, действовала метеорологическая станция. Большое внимание уделялось развитию школьного образования и здравоохранения.

В 1880 году открыта школа и больница, начали работать образцовые столовые и общежития для мастеровых завода и инженеров, рабочим выдавались суды на строительство жилья.

В 1887 году в имении был возведен трехэтажный дворец в духе западноевропейской средневековой архитектуры (памятник архитектуры XIXв.). Принцесса активно включилась в общественную жизнь губернии и фактически возглавила губернское благотворительное общество.

Под патронажем Евгении Максимилиановны находилось множество художественных, медицинских и образовательных обществ в Воронеже: община сестер милосердия, Мариинская женская гимназия и Николаевская мужская прогимназия, кружок любителей рисования.

За свою деятельность она была отмечена орденом «За беспорочную службу отечеству на ниве благотворительности и просвещения».

Александр Петрович Ольденбургский

Александр Петрович Ольденбургский был членом Государственного совета, командиром Преображенского полка, состоял попечителем Петербургского Императорского училища правоведения, приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

В годы первой мировой войны назначен Верховным Начальником санитарной и эвакуационной части русской армии. Кроме воинских и государственных обязанностей, прославился основанием Института экспериментальной медицины на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге и климатической станции-санатория в Гаграх на берегу Черного моря.

Петр Александрович Ольденбургский

Петр Александрович Ольденбургский (1868-1924), сын Евгении и Александра, закончил Училище правоведения, состоял на военной службе.

С февраля 1894 года был причислен к Министерству земледелия и государственных имуществ. Петр являлся покровителем Покровской общины сестер милосердия в Петербурге, учредителем «Комитета по увековечению памяти русских воинов в войне 1904-1905 гг.», почетным членом Воронежского братства святителей Митрофана и Тихона.

В Рамони Петр организовал опытное поле, где выращивали зерновые и овощные культуры.

Впоследствии оно стало служить научным целям. В начале века это поле вошло в «Сеть опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков».

Ольга Александровна Ольденбургская

В 1901 году Петр Александрович Ольденбургский стал супругом дочери Александра III, родной сестры Николая II Великой княгини Ольги Александровны (1882-1960).

Ольга Александровна Ольденбургская была попечительницей нескольких институтов благородных девиц, Обществ сестер милосердия, Общества помощи бедным и инвалидам, школ для крестьянских детей.

В годы Первой мировой войны за личное мужество великая княгиня Ольга Александровна была награждена Георгиевской медалью - одним из знаков Георгиевского ордена.

В Рамони Ольга вместе с мужем обустроила имение «Ольгино», где были возведены летний дворец, жилые помещения и хозяйственные постройки, организовала работу школы и лечебницы, помогала крестьянам, многим детям была крестной матерью. В 1902 году Ольга приобрела имение Олениных в Староживотинном.

В 1908 году Евгения Максимилиановна и Александр Петрович навсегда покинули Рамонь, поселившись в Санкт-Петербурге. В 1917 году они уехали в Финляндию, а затем во Францию. В имении остались Пётр и Ольга.

В 1914 году Ольга Александровна Ольденбургская уехала из Рамони, чтобы работать в госпитале и помогать раненым на фронтах Первой мировой войны.

В 1916 году брак Ольги и Петра Ольденбургских был расторгнут. Ольга вышла замуж за Николая Куликовского. В марте 1917 года они переехали в Крым, а затем на Кубань. У них родилось два сына: 12 августа 1917 года –Тихон и 23 апреля 1919 - Гурий. В 1921 году Ольга и Николай Куликовские уехали в Данию, в 1948 году переехали в Канаду.

Петр Ольденбургский прожил в Рамони до 1917 года, в этом же году он уехал к родителям во Францию. В 1922 году Петр женился на Ольге Владимировне Серебряковой (1878-1953).


Великая княгиня Ольга Александровна Романова была младшей дочерью императора Александра III и сестрой императора Николая II. Однако она известна не только своим знатным происхождением, но и активной благотворительной деятельностью и живописным талантом. Ей удалось избежать страшной участи, постигшей ее брата и его семью, – после революции она осталась жива и выехала за рубеж. Однако жизнь в эмиграции была далеко не безоблачной: какое-то время картины были для нее единственным средством к существованию.





Ольга Александровна родилась в 1882 г. и была единственным багрянородным ребенком – то есть появившимся на свет в то время, когда ее отец уже был царствующим монархом. Очень рано у Ольги проявился талант художницы. Она вспоминала: «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы». Рисованию в царской семье обучали всех детей, но только Ольга Александровна начала заниматься живописью профессионально. Ее учителями стали Маковский и Виноградов. Княжна не любила шумной столичной жизни и светских развлечений, и вместо балов предпочитала проводить время за этюдами.





С ранних лет Ольга Романова занималась и благотворительностью: в Гатчинском дворце устраивали вернисажи, на которых были представлены ее работы и картины молодых художников, а деньги, вырученные от их продажи, шли на благотворительные цели. В годы Первой мировой войны она на свои средства оборудовала госпиталь, в который пошла работать простой сестрой милосердия.





В 18 лет по воле матери Ольга Александровна вышла замуж за принца Ольденбургского. Брак не был счастливым, так как муж, как тогда говорили, «не интересовался дамами», да к тому же был пьяницей и картежником: в первые же годы после свадьбы он спустил в игорных домах миллион золотых рублей. Великая княгиня признавалась: «Мы прожили с ним под одной крышей 15 лет, но так и не стали мужем и женой, принц Ольденбургский и я ни разу не состояли в супружеских отношениях».



Через 2 года после свадьбы Ольга Александровна познакомилась с офицером Николаем Куликовским. Это была любовь с первого взгляда. Она захотела развестись с мужем, но семья была против, и влюбленным пришлось ожидать возможности сочетаться брачными узами долгих 13 лет. Их свадьба состоялась в 1916 г. Тогда же Ольга Александровна в последний раз видела своего брата, императора Николая II.





Когда в 1918 г. английский король Георг V прислал за своей тетей (императрицей Марией Федоровной) военный корабль, Куликовские отказались ехать вместе с ними и отправились на Кубань, но через два года Ольге Александровне с мужем и сыновьями все же пришлось отправиться в Данию вслед за матерью. «Мне не верилось, что я покидаю родину навсегда. Я была уверена, что еще вернусь, – вспоминала Ольга Александровна. – У меня было чувство, что мое бегство было малодушным поступком, хотя я пришла к этому решению ради своих малолетних детей. И все-таки меня постоянно мучил стыд».







В 1920-1940-х гг. картины стали для сестры императора серьезным подспорьем и средством к существованию. Старший сын Куликовских Тихон вспоминал: «Великая княгиня стала почетной председательницей ряда эмигрантских организаций, главным образом благотворительных. Тогда же был оценен ее художественный талант и она стала выставлять свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, и Берлине. Значительная часть вырученных денег шла на благотворительность. Иконы, написанные ею, в продажу не поступали – она их только дарила».







В эмиграции ее дом стал настоящим центром датской русской колонии, куда могли обратиться за помощью соотечественники великой княгини, вне зависимости от своих политических убеждений. После войны это вызвало негативную реакцию со стороны СССР, от датских властей требовали выдачи великой княгини, обвиняя ее в пособничестве «врагам народа».



Поэтому в 1948 г. их семье пришлось эмигрировать в Канаду, где они и провели свои последние годы. Там Ольга Александровна продолжала заниматься живописью, которую никогда не оставляла ни при каких обстоятельствах. За всю жизнь она написала более 2000 картин.





Великая княгиня Ольга Александровна скончалась в 1960 г., в возрасте 78 лет, пережив своего мужа на 2 года и на 7 месяцев – свою старшую сестру, которой в эмиграции тоже пришлось нелегко:

Великая Княгиня Ольга Александровна. Принцесса Ольденбургская. Ольга Романова-Куликовская. Это все об одной и той же женщине: дочери Александра Третьего, сестре Николая Второго, жене принца Ольденбурга, любимой жене простого офицера Николая Куликовского, художнице Ольге Романовой-Куликовской.

Прочитайте, как возвышенно и уважительно писали об Ольге Александровне, младшей сестре последнего российского императора. Это не лесть перед высоким титулом и царственным родством. Это уважение и благодарность народа за ее добрые дела. Благотворительность – вот долг царских детей перед своим народом, и отдавать этому время, силы и деньги учили с раннего детства. Царские дети должны были – и подавали пример заботы о тех, кто нуждался в помощи, тем более, что вступив в новое столетие, Европа тут же вступила в Мировую войну, и Россия должна была поддержать своих союзников перед первой попыткой в новом столетии захватить мир.

"Младшая сестра последнего русского императора Николая II великая княгиня Ольга Александровна была талантливой профессиональной художницей.
Ольга Александровна – младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, урожденной принцессы датской Дагмар. Она родилась в 1882 году. В отличие от своих старших братьев, включая будущего императора Николая II, и сестры, великая княжна Ольга именовалась багрянородной, поскольку появилась на свет, когда отец стал уже царствующим монархом. В галереях огромного Гатчинского дворца, где прошло ее детство, хранились уникальные коллекции произведений искусства со всего мира. Каждый уголок в Гатчине говорил о великом прошлом России. Великая княжна Ольга самым добросовестным образом изучала историю России и с младых ногтей впитала неизбывную любовь к своему отечеству.

При императоре Александре III Россия наслаждалась миром по периметру всех границ, мирной и счастливой была домашняя жизнь царской семьи. Великая княжна Ольга обожала своего отца, мощного, уверенного повелителя, а в семейном кругу веселого, ласкового и такого уютного. Безвременная кончина в 1894 году Александра III стала для 12-летней Ольги первым жестоким ударом судьбы. Очень рано у великой княжны Ольги стал проявляться талант художницы. Даже во время уроков географии и арифметики ей разрешалось сидеть с карандашом в руке, поскольку она лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы. Ее учителями живописи стали выдающиеся художники: академик Карл Лемох, позже – Владимир Маковский, пейзажисты Жуковский и Виноградов. В память другого своего учителя, академика Константина Крыжицкого, Ольга Александровна основала в 1912 году Общество помощи нуждающимся художникам, в своем дворце на Сергиевской улице устраивала благотворительные выставки – продажи собственных картин.

Душа ее была открыта красотам природы и бескорыстной помощи людям. Уже с детских лет великая княжна шефствовала над множеством богоугодных учреждений и организаций. До революции августейшую художницу знала вся Россия – благотворительные открытки с ее акварелями, издаваемые в основном Общиной святой Евгении при Красном Кресте, расходились огромными тиражами.»

Несколько лубочный портрет, не правда ли? Но если отбросить старомодные обороты речи, все это правда, потому что жизнь царской семьи всегда была на виду. Все знали и о несчастливом браке Великой Княжны. Это была не сказочная история, хотя на пороге 20 века девушки, свободные от долга перед царской семьей, выбирали себе мужа сами, чаще всего по склонности. Учитывались конечно и сословные, и меркантильные интересы семьи, хотя все чаще случались мезальянсы. Но царским детям с детства прививали, что они живут для высших, государственных интересов, чувства тут роли не играли. Но все-таки, зачастую вступала в действие поговорка «Стерпится - слюбится!», приносившая иногда очень неплохие результаты. Старший брат Ольги женился очень удачно и в конце концов стал счастлив в браке. Но Ольге так не повезло. В 19 лет, по воле матери, Ольга Александровна сочеталась браком с принцем Петром Ольденбургским. О семейном счастье с этим страстным игроком можно было и не помышлять. Мемуаристы свидетельствуют, что брачную ночь принц провел за игровым столом. Неудивительно, что впоследствии он растранжирил миллион рублей, доставшийся Ольге в наследство от брата Георгия. Где же тут счастье? Ведь строить его должны двое...

Но затем судьба подарила Ольге Александровне большую любовь и преданного на всю жизнь «рыцаря» Николая Александровича Куликовского. Своего счастья с офицером, человеком не монаршеского рода, великой княгине пришлось ждать 7 лет, пока указом Николая II ее брак с принцем Ольденбургским не был аннулирован. Венчание состоялось в 1916 году в Киеве, в церкви при госпитале, который в годы Первой мировой войны Ольга Александровна возглавляла и оборудовала на свои средства.

После февральской революции вдовствующая императрица с обеими дочерьми и их семьями находилась в Крыму, где у великой княгини Ольги Александровны в августе 1917 года родился первенец, крещеный Тихоном. В Крыму все они оказались пленниками и фактически были приговорены к смерти. В ноябре 1918 года в Крым пришли белые, а с ними и союзники. Английский король Георг V прислал за Марией Феодоровной, приходившейся ему родной тетей, военный корабль H.M.S. Marlboro. Вдовствующая императрица предпочла обосноваться при датском королевском дворе, годом позже к ней присоединилась ее младшая дочь Ольга Александровна с супругом и уже двумя сыновьями.

"После кончины в 1928 году матери-императрицы семья Ольги Александровны могла рассчитывать только на собственные, весьма скромные средства. Супруги приобрели ферму под Копенгагеном с уютным домом, ставшим центром русской монархической колонии в Дании. Тогда же был по-настоящему оценен художественный талант великой княгини. Она много работала и выставляла свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, Берлине. Значительная часть денег, вырученных от продажи полотен, как и прежде, шла на благотворительность. Только иконы, написанные ею, она дарила Христа ради и, видимо, никогда не подписывала. В храме Христа Спасителя города Торонто в Канаде сохранились фрагменты иконостаса ее кисти.


Причиной переезда в 1948 году семьи великой княгини в Канаду стала правительственная нота СССР в адрес правительства Дании с обвинением Ольги Александровны в помощи «врагам народа». Все годы оккупации Дании немцами и после освобождения страны союзниками великая княгиня помогала всем без исключения русским изгнанникам, среди которых были и «невозвращенцы». Последнее десятилетие жизни великой княгини прошло в скромном домике в предместье Торонто. Она продолжала заниматься живописью. Плоды ее творчества давали заметный вклад в семейный бюджет. О ее профессионализме художника свидетельствуют авторские копии особо полюбившихся почитателям ее таланта сюжетов, которые она делала на заказ. Ольга Александровна предпочитала отправлять свои работы в Европу, а не выставляться в Канаде, где требовалось создать вокруг имени художника некое общественное «паблисити». Однако по мере того, как расширялся круг канадских знакомых Ольги Александровны, рос и ее авторитет художника, теперь уже по обе стороны океана."

Большая выставка работ Ольги Александровны была в музее Царицыно, представляла её невестка великой княгини – Ольга Николаевна Романова-Куликовская.


фото с выставки

"Таким образом великая княгиня Ольга Александровна, до конца дней бесконечно преданная России, но не имевшая возможности ступить на родную землю, сегодня возвращается своим творчеством."

Материал в сети нашла Ленни . Обработка редактора рубрики.

Galla : Ленни, спасибо, очень интересный и красивый рассказ!!!
Действительно, потрясающе талантливая художница и необыкновенная женщина с удивительной судьбой!!! Первые роды в 35 лет!!! В то время!!! Да еще и в 1917 году!!!

Spate : Ленни, большое спасибо за статью - очень интересно! А какие картины... Мне особенно последняя понравилась - она такая уютная, нежная, светлая, летняя... А девочка кажется вот-вот сорвется с места и убежит играть. Кстати, скоро у нас будет тема художниц, надеюсь, ты нам еще чего-нибудь интересненького приготовишь?


Заснеженный сад



Старый плетень


М де Р.

Читайте также: