Трагическая судьба Ларисы Огудаловой в «темном царстве» (по пьесе Островского «Бесприданница»). Cочинение «Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница Внешность и характер бесприданницы

Лариса Огудалова - главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть все - ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса - бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу. Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов - человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него - тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое. Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», - говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы! После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», - просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», - таков ответ Вожеватова Ларисе. Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», - это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия. В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Лариса Огудалова – персонаж пьесы Островского. В ее судьбе соединились разные варранты жизни бесприданниц на Руси. Яркий образ и характеристика Ларисы в пьесе «Бесприданница» - помогают проникнуться тяготами существования умных впечатлительных натур в обществе денег.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе:

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…».

Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя. Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца. Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Внешность и характер бесприданницы

Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна.

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»

Так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний:

«…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».

Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников,

«…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».

Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать. Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут:

«…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках.

« К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках,

«…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!».

Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер. Молодой купец ведет себя несколько пошло:

«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают».

Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности. Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается. Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто. Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь. Девушка – хороший собеседник. Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины. Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной. Слова любимого больно бьют девушку:

«В любви приходится иногда и плакать».

Паратов говорит красиво:

«Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…».

Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем трагедия ларисы в драме бесприданница
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице
  • карандышев юлий капитонович
  • В чём трагедия Ларисы Огудаловой
  • эссе о ларисе огудаловой

Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»

Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых является вершиной определенного периода творчества драматурга, - женские судьбы.

«Бесприданницу» отделяют от «Грозы» почти два десятилетия: изменилось время, русская жизнь стала иной, но судьба Ларисы так же трагична, как и Катерины. Более того, если отвлечься от частностей, то может показаться, что перед нами разыгрывается одна и та же вечная драма. Действительно, исходные ситуации и расстановка сил во многом сходны.

И Катерина, и Лариса - возвышенные, поэтические души, которые «не вписываются в свое окружение. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» так говорит Борис о Катерине Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 31

А вот как говорит о Ларисе один из героев пьесы «Бесприданница»: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского нет. Ну, вы понимаете, тривиального… Ведь это эфир», - Кнуров. «Эфир, Мокий Парменыч», - вторит ему Огудалова. «Она создана для блеску!» - «для блеску, Мокий Парменыч…» Там же, С. 32.

Не удивительно, что Катерина и Лариса, которым тесно, душно в окружающем их пошлом мире, полюбили тех, кто хоть чем-то выделялся на этом общем сером фоне. И если уж глубоко верующая Катерина не побоялась греха, то, как могла Лариса не броситься безоглядно в «любовь, прекрасную страну»? И Катерина, и Лариса - романтики в подлинном смысле слова. Любовь для них - главное в этой жизни.

А в условиях тогдашней России - еще и единственный способ реализации своей сильной, незаурядной личности. Не приходится удивляться - в контексте русской литературы - и тому, что и Борис, и «блестящий» Паратов оказываются гораздо ниже и мельче, чем любящие их женщины.

Мужчин, как всегда, держат цепи: одного дядя посылает, другой на золотых рудниках женится, так что - не до любви! Катерина робко просит своего возлюбленного: «Возьми меня с собой отсюда!» Островский А.Н. «Гроза» - С. 17. Лариса, живущая уже в другую эпоху, пытается бороться за свою любовь, но итог - одинаково трагический. Катерина: «А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо!. Умереть бы теперь… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться»Там же, С. 18 в параллель слова Ларисы: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить, да и не нужно… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30

Д.И. Писарев считал, что в статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление… Писарев Д.И. Мотивы русской драмы - М., 1956, С. 231. По мнению Писарева Д.И., читая «Грозу» или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме. Вы увидите перед собою и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям.

Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительно го закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина - светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тот час же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся со своими всегдашними противниками и сошелся по тому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.

В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии.

Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться со светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью Там же, С. 234.

Гончаров И.А. считал, что драма «Гроза» бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С какой бы стороны она ни была взята, - со стороны ли плана создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки. Прежде всего, она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины, - все это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, го есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания, правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров - одни давали бы произведению г. Островского первое место в драматической литературе. Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей Гончаров И.А. Отзыв на пьесу «Гроза» - М., 1986. С. 231

Лакшин В.Я. считал, что Катерина высоко поднята над скучной размеренностью быта, грубыми нравами Калинова. «Попал я в городок», - желчно и беспомощно пробормочет Борис. И дело тут не в одних лицах «самодуров»: дикой даже живописен в своем безобразии, безудержной наглости и пьянстве; Кабаниха и грозна и жалка в своей почти животной ревности к невестке, в. попытках принудить всех строить жизнь по себе. Но главное - ощущение духоты, жуткой предгрозовой духоты города, так красиво раскинувшегося на волжском берегу.

«Идеальность» Катерины - не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни - тяга к красоте, к религиозному идеалу, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия. Можно сказать, что пьеса эта о страхе и враждебном ему чувстве свободы. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, как будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы… Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1976

Может, не так уж широки и внятны те понятия о красоте, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души, ее незаполненный объем, ее тайная «валентность», неосуществленная способность многое вобрать в себя и соединить со многим. Ее экзальтированная религиозность, непогасшее желание духовной жизни - какое-то диво в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям «гроза».

Гроза в пьесе не только образ душевного переворота, но и страха; наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

«Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон. Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины Островский А.Н. «Гроза», С. 15 .

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному ответить этой силе и яркости чувства, путь к ее гибели. да иначе и быть не может: свободное чувство обречено, за него уже готовится расплата. Что в том повинно: самодурные условия быта, традиционные понятия о «грехе» или экзистенциональное чувство вины? Так или иначе, но трагизм «Грозы» глубок и подлинен. Островский-комедиограф доказал свое право считаться драматическим поэтом Там же, С. 17.

Это что-то… - фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Там же, С. 18 В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, - протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина… Там же, С. 22

Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархально старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную поэтичную, действительно бесподобную (т.е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.

По мнению критика К. Костелянца, А.Н. Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной Костелянц Б. О. «Бесприданница» А.Н. Островского. -- Л., 1982, С.56.

Драма «Гроза» (1859), написанная в пору общественного подъема накануне Крестьянской реформы, как быт венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его пьес о самодурах, начатый «Своими людьми…». Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов - с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы. Ритм жизни - медлительный, сонный, скучный, подстать тому томительно душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.

Следя за драмой, исподволь завязывающейся на этом обыденном, скудном живыми красками фоне, вслушиваясь в реплики действующих лиц, мы скоро‚ заметим, что два впечатления, два мотива в пьесе спорят, враждуют один с другим, создавая резких контраст. Вместе с Кулигиным мы восхищаемся красотой вида, открывающегося с высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с реки и различаем слабый аромат полевых цветов, долетающий с заволжских лугов… Где-то совсем близко существует мир природы, простора, приволья. А здесь, в городских домишках, - полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над зависимыми и «младшими» Островский А.Н. «Гроза», С. 18

А.Н. Островский - «бытовик» тщательно живописует весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. А.Н. Островский - драматический поэт - дает почувствовать красоту и притягательность другого мира - естественности, простора жизни, изначальной свободы. Пробным камнем в пьесе опять становится любовь. Четыре героя, так или иначе, соперничают, надеясь сыскать благосклонность Ларисы Огудаловой. Но в пьесе, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь условно.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она - странным образом - все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24 . Да и сам жених Ларисы - Карандышева - думает, похоже, так же. Подобно героям достоевского, маленьким людям с болезненно раздутой «амбицией», ущемленным своей зависимостью, Карандышев одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Он изо всех сил тянется, чтобы стать вровень с другими. Смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», жалок его плебейский снобизм, понуждающий завести хоть плохонький экипаж с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». И совсем уже нелепа и смешна его попытка устроить званый обед, затеянный ради желания «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы и оканчивающийся так позорно Там же, С. 26.

В этом мире тщеславия и безлюбия впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно, неприютно. Вот она молча садится в первом действии у решетки ограды и смотрит в бинокль за Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Кругом кипят копеечные страсти, борьба самолюбий, мелкие вожделения, а Лариса одна, наедине со своими думами и мечтами. Нехотя, с трудом, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир… Там же, С. 28

По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет, но вое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, благодеяние: смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, послав своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом - и в смерти посреди цыганского разгула, есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодным равнодушием, полнейшим разочарованием в жизни и добре… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24

Подвиг А.Н. Островского-драматурга, создавшего русский народный театр, дополняется и подкрепляется его подвигом как хранителя и сотворца живой великорусской речи, какой она сложилась к середине ХIХ столетия.

По его пьесам мы узнаем, как говорили, ссорились, мирились, объяснялись в любви, насмешничали, исповедовались, обличали, клялись, знакомились и прощались русские люди полтораста лет назад. Светоносным его слово делала не точная копия с натуры, а созидание живой, характерной интонации и фразеологии. Нам известно, скажем, выражение: «сердце не на месте». Но у Островского встречается и другое: «сердце дома», то есть на душе хорошо, покойно. «Сообразить свое сердце», по Островскому, значит уяснить себе свои чувства и т.п. Эта глубина и разнообразие смыслов, богатство словесных обертонов дают представление о том, что можно назвать философией языка драматурга.

Пока существует изобилие оттенков живой речи, пока идет процесс расширения лексической вселенной, обогащения и переосмысления понятий, пока язык радует внезапными находками и острыми изобретениями на родного ума, пока в нем сохраняется историческая память о слове предков, можно считать, что народ - его носитель - находится на подъеме, народная душа не сохнет, а расправляется и полнится жизнью. Это означает, что в быту, отношениях людей, в их трудовой и торговой деятельности еще остается достаточно реального, неотчужденного от жизни и это явно проявляется в образах Катерины и Ларисы. Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 26

Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 28 .

Лариса не может и не хочет подчиняться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной» заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветленной страданием, всех простившей и благословившей - жизнь. Купцы в «Бесприданнице» (1878) мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Грозе».

В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Феклуши, а последними новостями парижских газет.

В цивилизацию Россия входит причудливо, по-своему. Миллионщик Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, - разговаривать он ездит в Петербург и за границу. «Европеизация» Вожеватова выражается в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30 . С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не на ходит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, от ношения всецело начинает определять тугой кошелек, и лишь особый шик, столичная элегантность и «широта натуры», а проще сказать склонность к мотовству, еще отличают Паратова от бряхимовских купцов Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 32 .

Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек, - вот что определяет психологию героев «Бесприданницы».

Таким образом, главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы.

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге.

М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Лариса Огудалова отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера, напоминая тем самым Катерину из "Грозы". По мнению Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне "хитрости нет". С героиней "Грозы" сближает ее высокая поэтичность. Ларису влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама красавица - Волга с ее простором. "Земного, этого житейского нет" - замечает Кнуров. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, на которую похожа она сама, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни, В переводе с греческого Лариса означает "чайка", и это не случайно.

Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный "цыганский табор", чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее "базара", где немало "всякого сброду", чтобы увез подальше, за Волгу.

Однако, Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим мириться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не только не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня "Грозы". Но при кажущейся схожести, Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование, она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но "любезничать надо было: маменька приказывает". Потом "набегал" разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: "положение ее незавидное". Затем "появился" некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Лариса Огудалова влюбляется в "блестящего барина" Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: "Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь".

Она сама соглашается с этим: "Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...".

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна. Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Единственный выход, который находит Лариса - уход из этого мира. Лариса сначала хотела сама покончить с жизнью. Она подошла к обрыву и посмотрела вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил совершить задуманное. Тем не менее, гибель Ларисы предрешена и подготовлена всей пьесой. Вдруг раздается выстрел с пристани (его-то и пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о "равнодушном выстреле" Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама же думает о том, что здесь на любом сучке "удавиться можно", а на Волге "везде утопиться легко". Робинзон предчувствует возможное убийство. Наконец, Лариса мечтает: "Кабы теперь меня убил кто-нибудь?"

Неизбежной становится гибель героини, и она настает. В безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние, Карандышев убивает ее. Это последний и невольный выбор бесприданницы. Так завершается трагедия главной героини пьесы Островского.

"Бесприданница" - драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это произведение о трагедии обычной русской женщины, бесприданницы с горячим любящим сердцем.

Отчего плачет чайка?

Комбинированный урок – размышление с элементами критического мышления по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 10 классУчитель школы-лицея «Дарын» г. Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Тема: Причины трагической судьбы Ларисы в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Цели: Образовательные : определить причины конфликта в пьесе, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения;Развивающие: развитие творческого потенциала, поисковых умений, навыка рефлексии, коммуникативных навыков;Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него, воспитание нравственной чуткости.
Оборудование: мультимедийное оборудование, эпизодыфильма «Жестокий романс», ассоциативные рисунки, иллюстрация художественного пространства пьесы.

Ход урока

Я считаю «Бесприданницу» одной из лучших драм Островского, главный смысл которой – в столкновении любви и цинизма, проблеме по сути вечной… Э.Рязанов1.Организационный момент. Сегодня мы будем размышлять над произведением А.Н.Островского «Бесприданница». Попытаемся выяснить причины трагической судьбы Ларисы, дать оценку поступкам героев пьесы.2.Слово учителя. «Бесприданница» была написана в 1879 году. Почему же мы, люди, живущие в 21 веке, с неослабевающим интересом обращаемся к этому произведению? Почему эта драма до сих пор ставится на сценах ведущих театров, почему к ней неоднократно обращался советский кинематограф? Ответ на эти вопросы в словах замечательного российского режиссёра, постановщика, актёра, сценариста Эльдара Рязанова. Эти слова стали эпиграфом к сегодняшнему уроку. Островский поднимает вечную проблему столкновения любви с наглостью, бесстыдством, пренебрежением.3.Мозговая атака. О чём заставило вас задуматься произведение? Какие чувства вызвало оно в вас? Итоги первичного осмысления учащиеся формулируют в виде продолжения следующих предложений:Могу сказать, что… Захватывает… Можно предположить, что… Хочется понять… Вы озвучили те вопросы, ответы на которые мы попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
4.Постановка проблемы. У каждого человека случаются в жизни разочарования, потери, расставания, трагедии.Что помогает человеку в трудную минуту выстоять и не сломаться, не дойти до крайней точки, до последнего решения?
Составление кластера. Учащиеся называют те явления, которые могут быть смыслом жизни человека. Смысл жизни любовь семья друзья деньги работа цель в жизниЧто же из всех этих составляющих было в судьбе Ларисы Огудаловой?
5. Работа в группах. 1 группа. Семья. Харита Игнатьевна Огудалова. Что можно сказать о женщине, судя по её имени? Чему учит дочь «любящая матушка»? Понимает ли мать Ларису? Каковы отношения Хариты Игнатьевны и Кнурова?
Имя героини говорит о том, что она стремиться к изяществу, красоте, роскоши, но есть в ней цыганская хитрость, изворотливость, умение приспособиться и даже мошенничать. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для Хариты Игнатьевны показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочерей.Кнуров и Вожеватов говорят о ней «бойкая», «проворная», т.к. она из всего стремится извлечь выгоду. С богатыми людьми она льстива и хитра. Этому же она учит дочь. Она уверена, что без хитрости не проживёшь. На слова Ларисы об отвращении к хитрости, притворству и унижению, она отвечает с иронией: «Эко страшное слово…» (зачитывание отрывка).Харита Игнатьевна не понимает Ларису, не одобряет её решения выйти замуж за Карандышева, высмеивает её стремление уехать в деревню, не соглашается на просьбу дочери сыграть скромную свадьбу.На протяжении всего произведения Харита Игнатьевна выпрашивает у Кнурова деньги, а накануне свадьбы даёт своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. В этом сговоре Харита Игнатьевна дошла до крайней степени алчности, до полного пренебрежения понятиями чести.Ассоциации. Объяснение учащимися своих ассоциативных рисунков, на которых изображены предметы и животные, с которыми ассоциируется у них образ Хариты Игнатьевны. (Кукушка, ворона, ларец и т.д.)Вывод: Лариса не может получить поддержку в семье.
Друзья: М.П.Кнуров и В.Д.Вожеватов. Как характеризуют купцов их имена? По дружески ли они относятся к Ларисе? Дайте оценки их поступкам. Имена купцов говорят о низменности их желаний, о безнравственности поведения.Это купцы новой формации, они приобрели внешний лоск, они образованы, способны увидеть и оценить красоту. Но они прагматики. Всё в этом мире они измеряют выгодой. К Ларисе они относятся как к дорогой вещи, которой нужен ювелир. Кнуров годится в отцы Ларисе, но относится к ней не по – отечески. Он не транжира и даёт деньги Харите Игнатьевне не просто так. Кнуров рассчитывает на её помощь в отношениях с Ларисой, которую он хочет видеть своей содержанкой.Вожеватов смеётся над чувствами Ларисы, разыгрывает её в орлянку и отказывает ей даже в сочувствии.Ассоциации. (Ледяное сердце, стервятники и т.д.)Вывод: Друзей рядом с Ларисой нет.
2 группа. Любовь: С.С.Паратов Какова этимология фамилии Сергея Сергеевича? Почему Островский не избегает романа Паратова с Ларисой? Чем Паратов выгодно отличается от остальных купцов? Была ли любовь к Ларисе? Почему же тогда губит её не задумываясь?
«Поратый» - бойкий, сильный, дюжий.Физическую и моральную силу мы видим в С.С.Паратове.В романе с Ларисой наиболее полно раскрывается натура Паратова.Сложность, неоднозначность натуры проявляется в смелости, удали, уважении к людям труда (бурлакам), но, с другой стороны, в издевательстве над Карандышевым, пренебрежительном отношении к Робинзону, жестокости к Ларисе. Для Паратова в жизни нет ничего заветного кроме выгоды.От других купцов он отличается тем, что способен на возвышенные порывы, на влюблённость, на взлёты, но к сожалению это рыцарство на час. Охваченный желанием быть с Ларисой, он увозит её из дома Карандышева, не задумываясь о последствиях. В этот момент в нём проявляется эгоизм и безответственность.Ассоциации (Коршун над голубкой, ураган, блестящая монета) Вывод: Любовь оказывается обманом, предательством.
3 группа: Ю.К.Карандышев. Почему персонаж носит такое странное имя? Почему входе просмотра фильма менялось ваше отношение к Карандышеву: вначале вам было его жаль, а потом вы испытали к нему неприязнь? Любил ли он Ларису? Какова цель обеда, устроенного Юлием Капитоновичем? Какие черты характера Карандышева раскрываются во время обеда? В «высоком» имени – заявка на величие, стремление казаться значимым, а прозаические отчество и фамилия выдают мелкую сущность. Карандышев – персонаж трагикомический. Его унижали, оскорбляли, не замечали, и «маленький человек» заболел тщеславием. Он становится отвратительным, т. к. стремится подражать сильным, даже к Ларисе относится по-купечески, как к вещи. Возможно в нём была влюблённость в Ларису, но сильнее в нём было желание самоутвердиться рядом с ней, повеличаться, войти в общество богатых и сильных. Карандышев упрекает Ларису «табором» и призывает изменить образ жизни, а сам не спешит уехать в деревню, т.к. тянется к публичности. Обед, который устраивает Карандышев, нужен ему чтобы подчеркнуть своё превосходство, мотивируя выбором Ларисы. Тост, произнесённый Юлием Капитонычем в честь Ларисы, оказался тостом в честь себя.Самонадеянность затмевает ему глаза до глупости.Ассоциации (идол, надутый муравей) Вывод: Карандыщев не спаситель. Он тоже преследует свои цели.

В кластере мы зачеркнули все составляющие. В жизни нет ничего, что поддержало бы Ларису в минуту предательства и разочарования.Лариса – бесприданница не только потому, что у неё нет денег, но и потому, что нет ничего, что делало бы её сильнее.4 группа: Лариса Огудалова Просмотр отрывка из фильма.
Почему автор даёт героине именно это имя? Какие черты характера Ларисы раскрывает прослушанный романс? Какой внутренний конфликт присутствует в Ларисе? Почему избранником сердца стал именно Паратов? Может ли она быть счастлива с Карандышевым? Можете ли вы оправдать отъезд Ларисы с купцами на «Ласточку»? Как расцениваете решение Ларисы согласиться на предложение Кнурова? Можно Ларису назвать романтической героиней?
Лариса – чайка, птица с криком похожим на плач, птица, рвущаяся ввысь от земли. Именно такой предстаёт перед нами героиня. Она доверчива, романтична, её свойственно приписывать людям несуществующие достоинства. Купцы отмечают в ней бесхитростность, неумение жить. Лариса ненавидит тот шум и блеск, который стремится создать вокруг неё мать, но сама всей душой потянулась к такому же шумному и блестящему Паратову. Она не видит в нём подлости, а видит широту души, мужественность, силу и ум. С Карандышевым она не может быть счастлива, т.к. согласилась на брак с ним от отчаяния. В ответ на его упрёки «табором» Лариса ранит его самолюбие откровенными словами, о том что выходит за него замуж от безысходности. Поэтому она пошла за Паратовым, лишь только он позвал. Согласившись на предложение Кнурова, Лариса выносит себе приговор похуже смерти: «Я – вещь!» Карандышеву она благодарна за то, что он сделал то, на что у неё не хватило духу.
Почему и пьесе, и в фильме часто возникает образ храма, колокольного звона? Как это связано с финалом пьесы?


Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Сочинение Островский А.Н. - Бесприданница

Тема: - Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Читайте также: