Влияние позитивной информации на человека. Негативная информация и стратегия защиты. информации, а не пускать ее в себя - игнорировать

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Правонарушения, совершенные посредством слова, отличает то, что объектом спора и источником доказательственной информации становится речевое произведение (речевой след).

Предметом судебной лингвистической экспертизы являются факты и обстоятельства, имеющие значение для дела и устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования в устной и письменной речи естественного языка, которые могут быть положены в основу принятия правоприменителем решения о признании или непризнании распространенных сведений диффамационными (Земскова С.И. Судебная экспертиза диффамационных материалов. М., 2013. С.74 ).

Речевое произведение (языковой материал, устный, письменный или креолизованный текст) содержит признаки объективной стороны правонарушения, поэтому становится объектом судебной лингвистической экспертизы: исследуется с привлечением специальных знаний лингвистики для ответов на вопросы о наличии лингвистических признаков правонарушения.

Заказать лингвистическую экспертизу

в Институте судебных экспертиз и криминалистики
Стоимость от 15 000 руб., срок от 2 дней

Следует обратить внимание, что в делах такого рода недопустима произвольная подмена объекта экспертом-лингвистом. Например, эксперт для исследования «восприятия языкового знака человеком» использует «метод лингвистического эксперимента». Решая вопрос об интерпретации материала потенциальным читателем, он делает вывод о том, что в тексте «содержится большой негативный потенциал националистической направленности».

Кроме того, эксперту-лингвисту следует с осторожностью оценивать такие характеризующие речевое действие категории, как коммуникативная ситуация, языковая среда, коммуникативное намерение, речевая цель: их признаки бывают неустойчивы и далеко не всегда отражены в тексте.

Например, беря за основу подход, согласно которому коммуникативная ситуация - это ситуация речевого общения двух и более людей, имеющая определенную структуру (говорящий - слушающий - отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим - тональность общения - цель - средство общения - способ общения - место общения), эксперт рискует выйти за пределы своей компетенции, так как паралингвистические средства (жесты, мимика), невербальные компоненты (ситуация общения) не могут быть в полной мере исследованы с помощью лингвистического анализа.

Так как устная речь существенно отличается от письменной, сложности при лингвистическом анализе речевого диффамационного произведения могут возникнуть в случае, если объектом является звучащий текст. При этом споры, связанные с распространением сведений именно посредством звучащего текста, не являются редкостью.

В июле 2013г. Хорошевский суд г. Москвы удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации главы РЖД В. Якунина к С. Доренко.
Поводом для обращения в суд послужил выпуск программы «Подъем» (ноябрь 2012) в эфире радиостанции «Русская служба новостей», в котором журналист допустил высказывание: «Российские железные дороги (РЖД) - символ наглого лицемерия и некомпетентности. Лидер РЖД Владимир Якунин надумал теперь шантажировать Россию и угрожать, что народ из Кемерова в Новосиб будет ездить через Москву. РЖД повышает цены и всех этим достало, но вдобавок просит у правительства денег, чтобы нас возить. <…> СКР <…> вы уже освободились от Сердюкова? Пора идти за Владимиром Якуниным. Он делает свое предприятие нищим, ради того, чтобы нас шантажировать. Шантаж у него политический. А деньги настоящие. И куда деньги смывает… Может, следователи поработали бы? Ловкий проныра, пахнущий мазутом…».

В наши дни для судебной лингвистической экспертизы выход эксперта за пределы своей компетенции является серьезной проблемой , которая может привести правоприменителя к неверной квалификации деяния. За рамками компетенции эксперта находятся вопросы о правовой квалификации, соответствии действительности сведений, порочащем характере информации:

  • Являются ли действия, о которых идет речь в высказывании, хищением?
  • Являются ли сведения о … порочащими? и т.д.

Вопросы, которые ставятся при назначении судебных лингвистических экспертиз в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации, можно подразделить на две группы:

1. Вопросы, касающиеся формы речевого произведения

2. Вопросы, касающиеся содержания речевого произведения.

Вопросы по содержанию речевого произведения имеют отношение к предмету речи: Какие события, действия гражданина N. являются предметом речи в следующем высказывании «…»? Идет ли в следующем высказывании «…» речь о том, что гражданин N. не совершал/не совершил каких-либо действий?

То есть лингвист может провести смысловой анализ текста и определить, о каких действиях, событиях идет речь, однако он не может давать оценку (правовую или морально-этическую) данным действиям или событиям. После чего эксперт отвечает на вопрос по форме речевого произведения: Выражено ли высказывание «…» в форме утверждения о факте?

Например, исследовав фрагмент статьи: Еще в 2006 году К. и П. <…> вымогали у предпринимателей города Б. деньги за невмешательство в рейдерские захваты, происходившие на территории района, - лингвист, опираясь на значения слов «вымогать» (требовать передачи чего-либо угрозами, шантажом и т.п.) и «рейдер» (участник вооруженного налета на какое-либо учреждение, предприятие с целью его захвата, смены его владельца и т.п.), выявил следующую информацию: а) К. и П. с помощью угроз и шантажа требовали у предпринимателей района денежные средства; б) К. и П. игнорировали незаконные вооруженные захваты нескольких предприятий района. И пришел к выводу, что информация А выражена в форме утверждения, так как оформлена повествовательным предложением, не содержащим неуверенности или сомнения, информация Б выражена в пресуппозиционной форме (как нечто само собой разумеющееся, уже известное), является скрытым утверждением.

Традиционно в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации анализ спорного текста опирается на категории «нейтральная информация», «негативная информация». Они определяются следующим образом.

Информация нейтральная - «сведения о ситуации, событии (о явлении, о лице, поступках лица), которые в стандартной картине мира не описываются в ценностных категориях (к такой информации неприменимы оценки «хорошо» и «плохо»)».

Информация отрицательная (негативная) - «сведения, которые содержат отрицательные характеристики юридического или физического лица или его деятельности, а также поступков физического лица с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения». Негативная информация может носить как обобщающий характер (негативная оценка лица, его качеств или деятельности в целом), так и характер фактический (говорящий сообщает о конкретных действиях, поступках лица, которые отрицательно его характеризуют) (Бельчиков Ю.А., Горбаневский М.В., Жарков И.В. Методические рекомендации по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ. М., 2010. С.137-138 ).

Данные категории, как правило, используются и в формулировках вопросов: «Присутствуют ли в тексте и в какой форме (в виде утверждений, суждений или иной форме) негативные сведения об истцах?» или «Является ли информация, содержащаяся в тексте статьи, нейтральной, отрицательной или положительной?» и т.д.

Например, проанализировав фрагмент «Обладая обширными личными связями в силовых структурах, N. реализовал целый ряд схем, которые могут трактоваться как рейдерские», эксперт пишет: «В данном фрагменте содержится информация о том, что N., используя знакомства в силовых структурах, осуществил большое количество мероприятий, которые возможно считать рейдерскими, т.е. связанными с захватом предприятий. Данная информация является негативной, поскольку содержит отрицательную оценку N. с морально-правовой точки зрения». Как видим, эксперт выявляет негативную информацию, руководствуясь здравым смыслом и морально-правовыми отношениями, а не лингвистическими методами.

Подобная ошибка в современной практике экспертов-лингвистов не редкость. Например, исследовав фрагмент статьи «Мошенники «Жилкомсервис»: Крестниковский, Кисляковский, Фильченкова» : «С 2006 года на территории Советского района города Брянска действует организованная группа в состав которой входят заместитель начальника ОРЧ №3 (УБОП) Крестниковский Андрей Иванович и его друг, бывший сотрудник ДЭБ МВД России Кисляковский Андрей Валентинович, а также бывший депутат Брянского городского совета народных депутатов, директор МУП "Жилкомсервис" Фильченкова И.В.», - эксперт делает вывод: «выявленная информация является негативной, поскольку в ней отрицательно оценивается деятельность Крестниковского с морально-правовой точки зрения».

Кроме того, эксперт считает, что данная информация выражена в форме оценочного суждения, «поскольку в анализируемом высказывании содержится характеристика Крестниковского А.И. (вместе с Кисляковским и Фильченковой) с помощью словосочетания организованная группа», в связи с этим данная информация не может подлежать верификации на соответствие действительности. Однако номинация «организованная группа» (в отличие от «организованная преступная группировка») не содержит в своем значении негативные компоненты, поэтому не может рассматриваться как оценочный языковой материал, характеризующий перечисленных лиц.

Негативная информация может носить как оценочный характер (оценка лица, его качеств или деятельности в целом), так и характер фактический (говорящий сообщает о конкретных действиях, поступках лица, которые отрицательно его характеризуют).

Информацию, носящую оценочный характер, лингвист выявляет через оценочные обороты, разговорные и просторечные конструкции, фразеологизмы и т.д., например,

  • Глава ГУВД генерал N. погряз в коррупции;
  • Партийные уродцы Первоуральска;
  • Долой оборотней в погонах.

В случае когда информация носит фактический характер, она может быть выражена при помощи лексических средств, содержащих в своем значении негативные компоненты (например, вор, преступник, врать, убивать, богохульствовать и т.д.), или иных языковых средств (например, отрицания). Например, «Бородин Михаил Анатольевич. С 2011 года и по настоящее время контролирует свердловских силовиков, которые организовали схему сбора дани с предпринимателей и пытались заняться крышеванием наркобарыг» (Маленкин Е. «Трезвость - позиция сильных! Влечение»).

Если информация, носящая фактический характер, не выражается при помощи языковых средств как негативная (например, в высказывании: «В феврале 2010 года N. вступил в «Единую Россию» и тотчас же активно включился в работу ее Либерального клуба. Вскоре он перечислил 100 тысяч рублей в Фонд борьбы с коррупцией»), - лингвист выявить ее не может. Определение экспертом такой информации как нейтральной является ошибкой и вводит в заблуждение правоприменителя. Ведь если информация языковыми средствами не выражается как негативная - это не значит, что она не может составлять порочащие сведения.

Непростым является вопрос о форме выражения негативной информации. В силу понятных причин правоприменитель заинтересован в получении категорического ответа на данный вопрос: негативная информация выражена в форме утверждения о факте, оценочного суждения, предположения или мнения. При этом данные термины определяются следующим образом. Утверждение - высказывание, в котором утверждается что-либо и в котором отображается связь предмета и его признаков. Утверждение грамматически выражается формой повествовательного предложения. Утверждения могут быть истинными (соответствующими действительности) и ложными (не соответствующими действительности).

В зависимости от характера выражаемой информации утверждение может быть утверждением о фактах, оценочным суждением, в том числе и субъективно окрашенным, обобщающим утверждением - выводом. Утверждение о фактах всегда основано на знаниях, которыми обладает говорящий. Утверждение о фактах подлежат проверке на соответствие действительности - верификации.

Оценочное суждение (оценочное утверждение) - утверждение, содержащее оценку мнения или предположения, выраженные в форме утверждений. Как правило, такие высказывания нельзя верифицировать.

Предположение, в отличие от утверждения, содержит специальные маркеры предположительности - слова, обороты и грамматические средства, выражающие неуверенность, сомнение, вероятность происхождения того или иного события, одну из ряда возможных версий (может быть, вероятно, по-видимому, как представляется, думается, использование грамматических форм будущего времени). Предположение является одной из форм выражения мнения, когда втор текста хочет подчеркнуть предварительный характер высказывания доводов или собственную неуверенность в их достоверности.

Мнение (о фактах, событиях, лицах) - суждение, выражающее чью-либо точку зрения, относящееся к кому-либо, чему-либо. Мнение может выражаться:

  1. в форме предположения;
  2. в форме утверждения.

Мнение в форме предположения распознается по наличию в нем маркеров - определенных слов и конструкций (по моему мнению; мне кажется; я думаю; надо полагать, что; грамматические формы будущего времени и др.).

Мнение в форме утверждений таких маркеров не содержит. Оно может опираться на факты (Бельчиков Ю.А., Горбаневский М.В., Жарков И.В. Указ. раб. С.145, 142-143, 140 ).

Например, проанализировав высказывание: «Банк Абхазии предупреждает Тания Л.И., что в случае повторения ею действий по распространению информации, подрывающей деловую репутацию Банка Абхазии, унижающих честь и достоинство ответственных сотрудников Банка, Банк Абхазии оставляет за собой право на защиту от клеветнических выпадов, включая обращение в судебные органы и органы прокуратуры Республики Абхазия», - эксперт пришел к выводу, что в данном высказывании предметом речи являются действия Тания (распространение порочащей информации, клеветы в отношении Банка Абхазии и ее Председателя), верно определил, что высказывание является утверждением о факте.

Другой пример. Информация, содержащаяся в высказывании: «…в моем родном городе Ногинске <…> произошел ряд событий, связанный с беспределом районной власти, которая встретила очень мощный отпор жителей не только города, но и района», - не является фактической. Предметом речи не являются конкретные действия, свидетельствующие о нарушении закона, о беспорядке. Высказывание выражено в форме оценочного суждения, оценка выражена через разговорное слово «беспредел» (в значении: нарушение писанных и неписанных законов, крайняя степень беспорядка, беззаконие, вседозволенность).

Изначально слово «беспредел» использовалось исключительно в криминальной субкультуре. В криминальной среде под «беспределом» понималось грубое нарушение «воровских понятий», бунт на зоне. Например, залететь за беспредел (по беспределу), (жарг., угол.). Нарушить законы воровского мира. Отсюда: «беспредельщики» - участники группировки, которая не соблюдает воровские (блатные) законы и стоит особняком в преступном мире. В широкую речевую практику слово вошло в 90-ые гг. 20 в. Видимо, по причине своего «преступного прошлого» слово «беспредел» и производные от него воспринимаются как «порочащие», но, как правило, данные слова являются показателем оценочности высказывания.

Например, информация оценочного характера содержится в отрывке «Вот, думаю, привезти бы Качаева, Яковлева, Боровкова в один из ветеранских домов в Холмогорском. Раздеть всю эту братию до нижнего белья, а главное - разуть, чтоб ощутили всю прелесть бетонных полов. Запереть в стариковских квартирах, а одеял и тапочек не дать. Если околеют, так вымести их поганой метлой, как тараканов! Беспредельщики…» (Манцветов Г. Беспредельщики//Наш шанс (№7).

Основу утверждения о фактах составляют конкретные сведения (события, действия, последствия и т.д.): «Суд установил, что Короткевич вопреки интересам службы издал незаконное распоряжение. На основании этого документа с одной из компаний была списана задолженность за оказанные ей железнодорожные услуги на 16 млн долларов, незаконные действия Короткевича повлекли существенные нарушения прав и законных интересов МПС РФ» («Чиновнику разгрузили состав преступления: $16 млн не сочли крупным ущербом для железных дорог»//Коммерсантъ. №127(3944) от 23.07.2008г.). И напротив, оценочные суждения таких конкретных сведений не содержат, они представляют собой обобщенную оценку человека, его качеств: «Он по недоразумению занимает в МОВД должность начальника отделения отдела дознания»; «Почему этот сотрудник, которого нужно взашей гнать из органов внутренних дел, возглавляет отделение дознания, получает зарплату и обмундирование за бюджетный счет?» (Федосенко В. Песнь чабана//Мой город без цензуры. От 06.12.2010 г.).

Так, в апреле 2014г. суд отклонил иск о защите чести и достоинства, поданный заместителем начальника ИК-14 Мордовии Ю. Куприяновым к участнице группы Pussy Riot Н. Толоконниковой, из-за публикации ее письма, в котором девушка рассказала о «рабском труде в колонии», «бесчеловечном обращении с осужденными женщинами». Эти речевые конструкции - оценочные суждения.

Однако в ряде случаев ответ в категорической форме невозможен. Например, чаще всего споры вызывают высказывания, в которых фактическая информация неразделимо соединена с оценкой. Форму выражения информации типа: «35% оплаты по ЖКХ уходит в карман местной администрации из-за хитрых финансовых схем», - можно определить как оценочное суждение, опирающееся на факт (оценочное суждение с фактической отсылкой), либо утверждение о факте, осложненное оценкой. Подобные формулировки ставят правоприменителя в тупик, хотя с точки зрения лингвистики не являются ошибкой.

Сказанное актуально для текстов, для которых в целом характерна оценочность. Данные тексты, как правило, подготовлены журналистами или людьми, профессионально владеющими навыками создания текстов. Оценочные суждения в них могут опираться на факты, могут предполагать их или быть фактически необоснованными. Например, в целом оценочный характер носит статья «Не страховой случай», посвященная возможному назначению А. Кигима на должность руководителя Фонда социального страхования РФ. Заголовок статьи передает идею текста: представители страхового рынка недовольны А. Кигимом. Данная статья не содержит утверждений о фактах «в чистом виде», все утверждения о фактах осложнены оценкой.

Так, в высказывании: «Недовольство Кигимом на страховом рынке в последнее время оказались столь глубоко, что из президиума ВСС вышла весомая часть представителей страхового рынка, которая предпочла создать собственную организацию СРО <…>» - предметом речи являются события: «выход из президиума части представителей, создание СРО».

Какие-либо действия, совершенные Кигимом, в высказывании предметом речи не являются. И напротив, в высказывании: «Очевидно, что представителей профессионального сообщества категорически не устраивает сложившая порочная система и то, как непрозрачно используются средства и принимаются решения в фондах, в которых работает и работал Кигим (он возглавлял РСА, Российский Союз Автостраховщиков - один из ключевых страховых фондов, откуда был с позором изгнан за торговлю бланками). При этом он никогда не подписывается под финансовыми документами, и предпочитает нигде не фигурировать лично (кроме платежки в адрес Навального, здесь промашка вышла)» предметом речи являются события: увольнение Кигима с должности руководителя РСА, а также действия: Кигим продавал бланки, подписал платежный документ в адрес Навального.

Другим сложным случаем является использование слов типа «вор», «мошенник», «бандит», «коррупционер», «плагиатор», «алкоголик» и т.д. В зависимости от контекста высказывания с использованием таких слов могут быть утверждениями о фактах или оценочными суждениями (по типу «он шантажировал государство»). Следует учитывать, что, как правило, данные слова используются журналистами не в терминологическом значении.

Термины теряют свое специальное значение в структуре устойчивого оборота. Например, А. Навальному принадлежит выражение «партия жуликов и воров». Политик использовал его в высказывании: «К партии «Единая Россия» я отношусь плохо. «Единая Россия» - это партия жуликов и воров». Оборот вошел в широкую речевую практику, в т.ч. приобрел известность в западной прессе. Как правило, в тексте он используется в качестве номинации («Единая Россия») с отрицательной коннотацией.

Трудности при исследовании представляют высказывания с непрямым обвинением («имеет отношение», «играет роль», «причастен» и т.д.). Например, в высказывании: «…на предприятие, в котором я являюсь акционером, идет активная рейдерская атака, которая сопровождается многочисленными публикациями в средствах массовой информации, интернет-сайтах, клеветнических статей в мой адрес, по телефону мне угрожают. Кто стоит за всем этим быстро выяснилось, это <…> К.» - содержится информация о том, что К. имеет отношение к фактам (рейдерская атака, клеветнические статьи, угрозы), выраженная в форме утверждения. Однако конкретные факты причастности не приводятся.

Иногда факты маскируются под мнение и оценочное суждение. Например, исследовав высказывание из телеинтервью «Моё мнение, вот моё мнение, что… ну, вот, например, и Фёдор Иванович, у нас много бандитов при власти. Они вот для меня бандиты. Я им даже в глаза говорю: "Фёдор Иванович, я знаю, на чем у вас, э-э, замешан первоначальный капитал". - "На чем?" Я говорю: "На крови. На крови, на смерти"» эксперт выявил следующие сведения: <в системе местного управления большое количество преступников, к которым относится и Федор Иванович; благосостояние преступников, находящихся у власти (Ф.И. как их представителя), основано на противозаконных деяниях>.

Он пришел к выводам: данная информация выражена в форме мнения и оценочных суждений, не подлежащих проверке на соответствие действительности; информации, выраженной в форме утверждений о фактах и событиях, в исследуемом высказывании не содержится. Тем не менее, предметом речи в данном высказывании являются действия Ф.И., направленные на приобретение первоначального капитала и связанные с убийствами. Автор дает оценку данным действиям, при этом факты замаскированы под оценочное суждение и мнение.

Другой пример маскировки. В высказывании, которое в целом по формальным признакам следует охарактеризовать как мнение: «Разница только в том, что в настоящее время господин К. уже не бандит «парковской» ОПГ по кличке «мелкий», а респектабельный бизнесмен, имеющий квалифицированную команду юристов, связи в правоохранительных органах, в том числе и в Москве, имеющий в собственности медиахолдинг и т.д. Однако методы действия господина К. остались прежними: надавить, оклеветать, пригрозить и в итоге: отобрать. И это - не только мое личное мнение», - содержится пресуппозиция (скрытое, имплицитное утверждение): раньше К. был бандитом «парковской» ОПГ. В двух лингвистических экспертизах по данному речевому материалу делаются взаимоисключающие выводы о форме информации: оценочное суждение - утверждение. Тем не менее, в данном случае утверждение о факте замаскировано под мнение.

Сегодня каждый из нас вынужден перерабатывать такие объемы информации, которые еще десять лет назад казались совершенно немыслимыми. Специалисты утверждают, что с начала двухтысячных годов количество информации на планете ежегодно удваивается.

Такая ситуация приводит к тому, что влияние информационных потоков на человека увеличивается многократно. Вне зависимости от нашего желания этот процесс происходит постоянно. Хорошо, если это воздействие оказывает положительное влияние на личность человека. Однако, чаще всего приходится сталкиваться с негативными последствиями информационного влияния.

Мы давно уже привыкли к термину “информационная война”, но далеко не всегда осознаем ее последствия для нашей жизни и не предпринимаем необходимые действия, чтобы защитить себя от ее разрушительного воздействия.

Определение информации

Существует множество всевозможных определений и формулировок, связанных с понятием информации, однако если принять во внимание, что

информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами,

то появляется некоторое представление о том, что это такое.

Виды информации

В зависимости от конкретных потребностей человека из общего информационного поля можно выделить только то, что нас интересует в данный момент времени.

У меня, как у обычного человека, вызывает интерес то, с чем приходится сталкиваться каждый день, а это информация:

    визуальная - то, что можно увидеть,

    аудиальная - то, что можно услышать,

    тактильная - то, что можно пощупать,

    обонятельная - то, что можно понюхать,

    вкусовая - то, что можно попробовать на вкус.

Честно говоря, меня всегда удивляло утверждение: “Человек - венец творения”. Ведь все перечисленные каналы получения информации у человека крайне ограничены по сравнению с представителями животного мира, существующего на планете.

Поэтому, как мне кажется, нет никакого смысла говорить о главенстве, а тем более совершенстве, человека в этом вопросе, по-крайней мере, того человека, каким он является на сегодняшний день.

Кроме способа восприятия необходимо остановиться также и на формах представления информации.

Существуют такие ее виды, как:

    текстовая - существующая в виде набора символов и букв,

    числовая - представленная посредством цифр, знаков, формул,

    графическая - в виде изображений, схем, графиков,

    звуковая - устная или в виде записи на звуковых носителях,

    медиа - пребывающая в формате видео.

Представленная классификация позволяет определить источники и пути проникания информации в личное пространство человека.

Информация и мировоззрение человека

К сожалению, а может быть и к счастью, не существует такой информационной единицы, которая была бы совершенно нейтральна для жизни среднестатистического человека.

Самое интересное, что определить окраску той или иной информации (положительная она или отрицательная) можно только на “выходе” из человека.

“Ибо не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него исходит” - примерно так, если не ошибаюсь, звучит в Библии.

Поэтому, хочу я того или нет, а чтобы противостоять проискам всевозможных “доброжелателей” мне придется многократно фильтровать как входящие, так и исходящие из меня, информационные потоки. Сделать это, в некоторых случаях, весьма затруднительно.

Помню, как осенью 2013 и зимой 2014 года во время киевского Майдана, когда практически все украинские СМИ освещали события только со стороны “мирных протестующих”, мне буквально “срывало крышу” от непонимания происходящего.

Массированная информационная кампания, проводимая в условиях отсутствия любых альтернативных источников информации, начала тихонечко отвоевывать те области моего сознания, которые были убеждены в правоте законно избранной власти. Правда, очень удивляла в то время полная недееспособность ее представителей, что позволяло усомниться в правоте всех ветвей этой власти и пойти по пути изменения своего отношения к “майданутым” из категории “они же дети”.

Слава Богу, хватило здравого смысла, чтобы остаться на своих позициях и определить для себя лично “кто есть кто”. Все последующие события только подтвердили мои оценки и выводы в этом вопросе.

Теперь, когда Крым находится в составе РФ, а “граница на замке”, мне остается лишь посочувствовать жителям Украины, продолжающим свое нелегкое существование в этом “информационном котле”.

Так, на своем личном опыте, я убедился в том, что противодействовать негативной информации можно только при помощи своего мировоззрения и внутренних убеждений.

Один мой знакомый в подобных случаях часто пользуется поговоркой: “На воротах сарая написано … (слово из трех букв), а там - дрова”.

Поэтому, прежде чем поддаваться эмоциям от увиденного или услышанного, необходимо, в первую очередь, исследовать источник этой информации. Если источник достоверный, то и информация окажется правдивой.

К тому же следует понимать, что у информационных продуктов, так же, как продуктов питания, есть свой своеобразный срок годности или хранения.

Если сегодня, к примеру, я назову афроамериканца негром, то прослыву абсолютно не толерантным человеком.

Это только во времена моего детства и юности слово “голубой” означало только “цвет”, а слово “трахнуть” ничего более, как только “сильно ударить”. Сейчас эти слова несут совершенно другую смысловую нагрузку и вызывают “клубничные” ассоциации только из-за того, что изменился нравственный уровень и мировоззрение массового сознания. Вот и получается, что срок годности слов в их нормальном значении закончился и заменен на продукт воспаленного воображения отдельных особей массовой культуры.

Надеюсь, что это не долго будет продолжаться и скоро: "и на нашей улице будет праздник”.

Можно сколько угодно долго приводить множество очень полезных цитат или высказываний по этому поводу, но суть остается одна: “свой внутренний (душевный) сосуд необходимо хранить в чистоте” и всегда помнить, что “ложка дегтя портит целую бочку меда”...

Как ни странно, но тема информационного влияния на человека затрагивает вместе с тем, вопросы положительных и отрицательных эмоций, процесса мышления человека и его отношения к окружающему миру.

Взаимосвязь информационного влияния и эмоций

Чтобы понять эту взаимосвязь достаточно вспомнить оптические опыты из курса школьной физики: когда через прозрачную призму пропускают пучок белого света, который за счет преломления внутри самой призмы распадается на спектр цветов радуги.

Точно также происходит и в жизни каждого из нас. Через наши органы чувств извне внутрь тела попадает самая разнообразная информация, которая в клетках организма распадается на мельчайшие и неделимые частички, затем синтезируется в новые информационные комбинации и выходит наружу. Происходит это по принципу вещественно-волнового обмена.

Ведь не секрет, что все наше мироздание устроено по такому же принципу.

Достаточно вспомнить, например, процесс пищеварения и все станет понятно. Наша пища, попадая в пищеварительную систему организма, проходит стадии расщепления на фракции, отбора выделяющейся энергии, считывания входящей информации и отвода отработанного материала. Полученная в этом процессе энергия и информация используется для поддержания жизнедеятельности организма за счет формирования новых энерго-информационных структур.

Необходимым и достаточным механизмом в этой системе (той самой призмой) и выступает наше мировоззрение.

Если оно становится мозаичным, а именно:

    когда мир един и целостен,

    когда все упорядочено, взаимосвязано и взаимозависимо,

    когда все процессы и явления возникают по мере развития,

то система работает стабильно и надежно.

Если же этот механизм начинает работать по калейдоскопической схеме, когда:

    все случайно,

    кругом хаос,

    отсутствуют причинно-следственные связи,

то и вся система в целом начинает сбоить и впоследствии разрушается.

Выводы

Чтобы успешно противостоять негативному влиянию информации и в итоге выйти победителем из информационной войны необходимо обладать соответствующим инструментарием, позволяющим определять наше местоположение в театре боевых действий. Лучшим инструментом подходящим для этого, как мы уже говорили ранее, являются наши эмоции, и в частности, ощущение радости.

Если мои цели находятся в области низкочастотных вибраций и излучений, то мое мировоззрение станет калейдоскопическим, а значит ущербным, так как не принесет истинной радости. Тогда, любая входящая в меня информация будет еще больше содействовать моему погружению в низкочастотные глубины, так как ее исходящий спектр будет постоянно сужаться в сторону темных тонов.

В том случае, если мне удастся разместить свои цели на уровнях высокочастотных вибраций, то у моего мировоззрения есть шанс стать мозаичным и ощутить во всей полноте состояние радости и счастья. Тогда, входящая в меня информация, будет еще больше способствовать переходу на высокочастотные уровни, так как исходящий спектр будет постепенно расширяться в сторону светлых тонов.

В любом случае, конечный результат будет зависеть только от моего выбора, представляющего собой один единственный вариант из всего множества возможных решений.

Сделаешь правильный выбор - получишь достойное воздаяние, а ошибешься - не избежишь заслуженного возмездия.

Когда-то я не мог себе даже представить, что звук, к примеру, может иметь свой определенный цвет, а насыщенность цвета можно определить с помощью звука. Однако, существующие сегодня технологии обработки и передачи информации позволяют не только соединить в единое целое несовместимые ранее явления природы, но и открыть их новые закономерности. Но об этом уже, как-нибудь, в другой раз…

А на этом, дорогой читатель, спешу откланяться, дабы не утруждать вашу утонченную натуру всякими “околонаучными” терминами и понятиями… Огромное вам спасибо за то, что осилили сей “труд” до конца.

А чтобы не пропустить выход новых заметок, вы легко можете подписаться на новостную рассылку...

Что делать с распространением негативной информации о компании?

Наша сегодняшняя тема — распространение негативной информации и способы борьбы с этим неприятным явлением. Статистика сурова — на сегодняшний день многие владельцы бизнеса и ТОП-менеджеры компаний очень часто не обращают внимание на то, как негативная информация влияет на бизнес компании. Связь между фактом, когда кто-то из клиентов обижен на компанию и финансовыми показателями настолько непрозрачна, неочевидна, неосязаема, что зачастую сам факт ее существования ставится под сомнение или вообще отрицается. Кроме того, существует ряд факторов, которые еще больше снижают значимость этой связи. Например, свою лепту в формирование «зашоренности» этой связи, сами того не желая, вносят маркетологи. Особенно те из них, кто занимается разработкой мероприятий по формированию имиджа компании и рекламой. Кто из Вас, дорогие читатели, не слышал от представителей маркетинга «Мы внедряем новую программу, направленную на улучшение отношений с партнерами, чтобы им было максимально комфортно и удобно работать с нашей компанией» или что-то подобное? Я уверен, что с такими заверениями сталкивались почти все из Вас. Психология большинства людей устроена так, что нам комфортно воспринимать приятную информацию. Информацию негативного характера мы часто стремимся не замечать или игнорировать. Руководитель любого уровня — человек. И он может относиться к информации точно также. Именно поэтому вины маркетологов в том, что создается «зашоренность», нет. Они делают свою работу согласно регламенту, делают её отлично! Иногда они пытаются загладить негатив, образовавшийся в отношениях с клиентом. Но эта работа только создает информационную преграду, комфортную преграду «надежды на лучшее будущее». А негативная информация становится менее заметной. Ввиду всего этого задача по обеспечению противодействия распространению негативной информации решается не на системном уровне, когда понимаются причины её возникновения, а методом установки «заплаток».

Такой вариант решения задачи по противодействию распространению негативной информации схож с методами работы плохого врача. Представьте себе, уважаемый читатель, как человек приходит к врачу с головной болью и просит о помощи. Врач, внимательно выслушав, назначает лечение, выписывая дорогостоящие лекарства. Вам это, случайно, не напоминает работу маркетолога, который докладывает руководству о том, чем клиенты были недовольны, а затем о предложениях по улучшению ситуации и бюджетах, которые необходимы на реализацию предложений? Согласитесь, уважаемый читатель, что общности в работе плохого врача и маркетолога есть. Давайте задумаемся и попробуем разобраться, к чему приведет такая работа.

Приведу пример из моей практики. Ко мне обратились представители одной московской компании, занимающейся реализацией электротехнической продукции на всей территории России, и имеющей широкую партнерскую сеть. Суть их проблемы заключалась в следующем. Планирование продаж осуществлялось на основе усредненной статистики по продажам за год. Но в течение нескольких лет наблюдалась тенденция — в Санкт-Петербурге планы по продажам выполнялись весьма условно. Электротехническая продукция среднего ценового сегмента, которая в других городах продавалась хорошо, в Санкт-Петербурге, по неясным причинам, продавалась плохо. И наоборот — продукция из высокого ценового сегмента в Санкт-Петербурге продавалась лучше, чем в других городах. Перед отделом продаж была поставлена задача — увеличить объем продаж продукции среднего ценового сегмента, чтобы «было как везде по России». Заранее скажу Вам, уважаемый читатель, что задача не была выполнена. Обычный «арсенал продажника» не сработал. Руководство компании попробовало использовать маркетинг, как инструмент продвижения. Были проведены масштабные рекламные мероприятия, ряд совместных мероприятий с партнерами с выездами на природу и т.д. Были затрачены существенные финансовые ресурсы. Однако и это в решении задачи не помогло. Дисбаланс в планировании приводил к тому, что у заказчиков постепенно формировалось мнение — «у этой компании ерунда всякая продается, а то, что нужно, у них никогда не найдешь». Репутация компании от этого сильно страдала. Такова предыстория, которую мне рассказали представители компании.

Я не буду в деталях описывать работу, которую я проделал по этому проекту. Расскажу лишь о моих выводах и рекомендациях, которые в итоге были даны представителям компании. Электротехническая продукция среднего ценового сегмента имеет класс пылевлагозащищиты IP44, что для Санкт-Петербурга недостаточно, потому что там очень высокая влажность. Иными словами, при перепадах температуры в изделиях среднего ценового сегмента образовывался конденсат, что приводило к выходу устройств из строя, коротким замыканиям в сети со всеми вытекающими последствиями. Подобные недостатки в работе устройств приводили к тому, что клиенты должны были систематически осуществлять ремонт электрических сетей, что требовало времени и дополнительных затрат. В итоге, первоначальная выгода от приобретения устройств среднего ценового сегмента терялась за счет регулярного обслуживания, а иногда затраты на ремонт были существенно выше первоначальной экономии. Устройства высокого ценового сегмента имели класс пылевлагозащищиты IP66, что допускало их использование во влажной среде без поломок и сбоев в работе. Именно особенности географии Санкт-Петербурга дали ответ на вопрос, как сбалансировать продажи. Впоследствии, когда я вместе с представителями компании посмотрел статистику продаж по городам, которые находятся близко к «большой воде» (например, Калининград, Мурманск, Владивосток, а также города на реках: Ульяновск, Саратов, Новосибирск…), оказалось, что в этих городах есть аналогичный дисбаланс продаж. Но поскольку Санкт-Петербург занимал второе место по объему продаж после Москвы, то остальным городам первоначально значения не придали. В качестве рекомендации я посоветовал ввести при планировании коэффициент, связанный с близостью города к «большой воде». Не буду называть цифры, но скажу, что стоимость моей работы обошлась компании заказчику в восемь раз дешевле, чем бюджет, который был затрачен компанией на рекламу и совместные мероприятия с партнерами. Выгодно? Уважаемый читатель, считайте сами.

Теперь посмотрим на этом примере, как удалось нейтрализовать поток негативной информации. При введении коэффициента на этапе планирования продаж ситуация, когда возникает дефицит наиболее востребованной продукции, была решена. Заказчик, получая желаемое, уже не мог сказать, что у этой компании нет того, что ему необходимо. Наоборот — заказчик мог сказать, что всегда может купить то, что требуется. Поток негативной информации прекратился.

Вернемся к нашей теме — негативная информация, как с ней бороться и как её нейтрализовать. Как приверженец системного подхода к решению задач, могу сказать следующее… Любую задачу, связанную с распространением информации, особенно негативной, нужно решать системно! Задачи такого типа можно решать тремя способами (см. рис. 1).

Рис. 1. Способы решения задач.

Как видно из схемы на рисунке 1, каждый из способов работает в свое время. Это не означает, что если Вы видите ухудшение ситуации, то надо ждать, пока наступят последствия, чтобы приступать к действию. Решение задачи способом 3 — самое сложное и затратное!

Первый способ. Позволяет существенно минимизировать потери от негативной информации, а в идеальном варианте свести их к нулю. Это способ для тех, кто привык работать на опережение, продумывая заранее все возможные последствия своих действий, действий своих подчиненных и коллег. Можно сказать, что это профилактика. Ведь болезнь легче предупредить и принять профилактические меры, чем лечить или, тем более, бороться с осложнениями после болезни. Таким образом, на этом этапе мы стараемся не допустить формирование ситуаций, которые могут стать причинами возникновения негативной информации.

Второй способ. К сожалению, не все в бизнесе можно предусмотреть. Существуют обстоятельства, которые предугадать невозможно. Вполне понятно, что некоторые из таких обстоятельств могут стать причиной возникновения негативной информации. Нам не удалось предотвратить болезнь. Теперь необходимо как можно скорее начинать лечение, чтобы избежать осложнений. На этом этапе мы решаем сразу две задачи. Во-первых, необходимо устранить причину возникновения негативной информации. Во-вторых, необходимо нейтрализовать негатив клиентов, который уже сформировался.

Приведу еще один пример из своей практики. На заре своей карьеры я работал в компании, занимавшейся поставками ИТ оборудования. В середине ноября один из моих клиентов разместил заказ на оборудование, которое мне, в свою очередь, пришлось заказывать за рубежом. Будучи, в те времена, человеком с небольшим опытом работы, я смело заявил клиенту, что его оборудование будет ему поставлено до конца года. Увы, я ошибся. Я не учел, что в Европе по католическим канонам Рождество отмечают в конце декабря, а не так как у нас. Поэтому с 25 декабря таможенные терминалы в Европе не работают. Заказ моего клиента «застрял» на таможне в Европе. В конце декабря у меня состоялся очень неприятный разговор на повышенных тонах с клиентом, который был крайне раздражен тем, что его заказ «застрял» на таможне в Европе. Путем долгих переговоров мы все-таки пришли к единому решению. Однако это стоило мне части прибыли — пришлось сделать клиенту солидную скидку. Отношения с клиентом нормализовались.

Можно сказать, что я решил вторым способом вставшую передо мной задачу. Потерял в деньгах на одном контракте, но сохранил клиента, с которым потом у нас было еще много совместной работы.

Третий способ. Причина возникновения негативной информации не была спрогнозирована на этапе 1 и не была нейтрализована на этапе 2. Клиенты настолько сильно «обижены» на Вас, что сокращают объемы закупок у Вас и наращивают объемы у ваших конкурентов, рассказывая всем вокруг, какой Вы некомпетентный партнер и рекомендуют с Вами дел не иметь. Вот они, последствия просчетов!!!

Что же делать? Для начала давайте ответим на другой вопрос. А надо ли вообще что-то делать? Вы, уважаемый читатель, возможно, захотите мне возразить, сказать: «Позвольте, если ничего не делать, то компания неминуемо придет к краху!! Необходимо срочно предпринимать меры!!». И, разумеется, Вы будете, в какой-то мере, правы. Но я предлагаю не дискутировать на эту тему, а разобраться в сути задачи. Я уверен в том, что любое Ваше действие направлено на развитие вашей компании, на её процветание, на её прибыльность. Вполне справедливо предположить, что кому-то из клиентов Ваши решения будут казаться правильными, а у кого-то вызовут резкое отторжение, критику и негатив, особенно когда эти решения будут претворяться в жизнь.

Однажды мне довелось наблюдать за внедрением одного решения, направленного на клиентов. Руководством компании было принято решение о реструктуризации клиентской базы компании. Реструктуризация представляла собой следующий процесс:
— АВС анализ клиентов;
— Клиентам, среднемесячный объем закупок которых не превышал установленного минимально лимита, предлагалось стать партнерами второго уровня (производить закупки не у компании, а у более «крупных» клиентов).

Разумеется, «лагерь» клиентов разделился на две группы. Те клиенты, у которых осталось право покупать непосредственно у компании, были довольны, потому что резко повысилась скорость обработки заказов («мелкие» клиенты больше не отнимали время у менеджеров компании, и это время уделялось тем клиентам, которые остались). Те клиенты, которые стали партнерами второго уровня, были крайне недовольны, потому что для них цены закупки стали выше. Схематично эта ситуация изображена на рисунке 2.


Рис. 2. Схема распределения клиентов после реструктуризации.

Итоги проведения реструктуризации показали, что обороты компании выросли, а загруженность менеджеров компании при этом снизилась.

Однако, как же быть с негативной информацией, которую распространяют клиенты, ставшие партнерами второго уровня? Чтобы остановить распространение негативной информации, компания провела серию маркетинговых акций, направленных на развитие партнеров второго уровня. В итоге, весь негатив был снят, дальнейшее распространение негативной информации прекратилось.

Ну а теперь я предлагаю Вам, уважаемый читатель, посмотреть на распространение негативной информации и методам противодействия её распространению, как говорится, одним взглядом и подвести итоги:

Все мы живем во времени. Негативная информация не возникает случайно, спонтанно. Её возникновение связано с нашими действиями. Используя метод «3 способа решения задач на распространение информации» можно спрогнозировать появление негативной информации задолго до её появления и предпринять меры, чтобы избежать такого развития событий. Иногда может оказаться, что негативная информация и её распространение будут иметь настолько малые последствия, что необходимость противодействовать этому будет более ресурсозатратна, чем устранение последствий от распространения.

Если допущены ошибки на этапе прогнозирования и процесс распространения негативной информации уже полным ходом идет, то, следуя принципам хорошего доктора, бороться необходимо с причинами, вызвавшими болезнь. Это могут быть и пересмотры планов компании, и отмены или корректировки принятых решений… Много чего. Все зависит от ситуации.

Если допущенные ошибки привели к негативным последствиям, когда компания уже начала терпеть убытки, связанные с негативной информацией и её распространением, то самым важным фактором становится время! То время, которое было упущено раньше. Любые шаги по исправлению ситуации должны быть четкими и последовательными. Метания из стороны в сторону лишь усугубят ситуацию. На этом этапе уже нет времени, чтобы сначала предпринимать шаги для нейтрализации негативной информации, а потом возвращать ушедших клиентов. На этом этапе множество процессов придется делать в параллель друг другу и крайне важно отследить, чтобы процессы не противоречили друг другу.

Человек – это уникальное существо, обитающее на Земле. Онобладает большими задатками мышления, памяти, воображения, речи. О его появлении на нашей планете существуют лишь ничем не подтверждённые предположения в различных версиях. Его возможности не определены до конца. Обратимся к различным утверждениям о развитии человека.

Антропологи утверждают, что несколько сотен тысяч лет назад эволюция homo sapiens как биологического вида прекратилась. Но…кроманьонцы и современный человек – практически, один и тот же вид. С эпохи неолита какие-либо заметные отличия исчезают и вовсе. Тогда остаётся непонятной причина происшедшего. Из различных источников узнаём, что такое живое ископаемое как акула осталась в почти неизменном виде на протяжении всей истории развития. Скорее всего, сказываются почти неизменные условия обитания в водном пространстве. Человек – существо, наделённое гибким умом и неутомимым стремлением познать окружающий мир, овладевал новыми порциями знаний, использовал их в различных жизненных ситуациях, приобретая, закрепляя и развивая всё новые и новые умения и навыки. Его мозг не мог ограничиться определённым стандартом знаний. Постепенное освоение новых территорий, изменяющийся климат и приспособление к новым условиям – всё это меняло среду обитания, ставило перед человеком новые задачи для выживания, то есть способствовало поиску новых средств сосуществования в коллективе и окружающей среде. Это было условием развития мысли, а значит, мышления и, естественно, человеческого ума. Мы вправе предположить, что развитие человеческого ума всё же прогрессировало, но внешне незаметно. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, люди меняли и окружающую среду, что вело к изменениям человеческой сущности и состояния.

На пути к прогрессу

Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, человек постоянно искал, находил и совершенствовал способы, помогающие ему основательно утвердиться в существующих условиях. Желание выжить стало главной движущей силой прогресса человечества. Переворотом в жизни человека стал проволочный телеграф, позволивший обмениваться информацией в реальном течении времени, без задержек и опозданий.Чаще стали издаваться газеты. На протяжении многих лет пресса играла ведущую роль в обмене и поставке информации. Появление радио ускорило доставку информации в несколько раз. Люди в короткий промежуток времени получали сведения о фактах событий из разных уголков страны и Земного шара.

Радиовещание стало сильным конкурентом издательствам газет и журналов, которые всегда считались достоянием элиты. Это было недёшево. Потребность в получении ежедневной информации не могла удовлетворить запросы людей из-за недостатка средств. Кроме того, многие люди были неграмотными и не могли самостоятельно добыть информацию из изданий прессы. Радио было более доступно народу,так как репродукторы вывешивались в общедоступных местах – на площадях и в местах скопления людей. Но радиовещание сразу же стало основным средством воздействия на массы в нужном русле воздействия на массы. Политика «кнута и пряника» стала менее напряжённой и более утончённой.

Как-то Дидро, один из видных деятелей французского Просвещения, галантно заметил русской императрице, Екатерине II, что она правит своим народом с таким великим искусством, что все её повеления выполняются беспрекословно. Императрица ответила: « Знали бы вы, как это непросто: отдавать именно такие повеления, которые непременно будут выполнены…». Искусство правителя заключалось в умении сделать поведенческий прогноз на реакцию массы людей и подчинить их действия своим замыслам. Такая игра политиков велась постоянно и в сложных условиях информационного голода тех времён.

С изобретением радио люди стали более осведомлены, но тут же стали «наживкой» правящих кругов, которые получили надёжный доступ к варьированию фактами и подачей информации в свою угоду. Производители радиоприёмников и информации даже не представляли широты распространения желаемого. Впервые серьёзно встал вопрос о возможностях не только воздействия на общественное мнение, но и о его формировании в нужном направлении. На смену агитаторам-энтузиастам пришла радиотехника, предоставившая возможности заинтересованным лицам тиражировать, или рекламировать, буквально, всё: вкусы, моду, политические взгляды, образ мышления.

Новорождённые средства массовой информации стали идеологическим трибуном для властьимущих классов, определённых групп людей, объединённых общими интересами и отдельных лиц, владельцев достаточных средств и предпринимателей.

Рост технического прогресса невольно подчинил себе человека, привлечённого доступностью радиоинформации, не требующей дополнительных затрат и особых усилий на получение и усвоение услышанного. Люди стали заложниками информационного прогресса.

Время определило такое положение, когда человечество вплотную подошло к тому, что мы наблюдаем в современной жизни человеческого общества – прямое противостояние личности и информационных технологий. Наступило время, когда люди уже не представляют себе жизни без информационных систем оповещения и находятся под прессом огромных потоков ненужной информации, поступающей независимо от их запросов.

Механизм воздействия информации на психику человека.

Особенности человеческого восприятия таковы, что, имея дело с избыточной информацией, мозг нацелен на обработку данных, поступающих с различных источников информации об окружающем мире, выделяя самое важное и существенное из полученного. Эта способность выработалась эволюционно. Для выживания любого биологического вида необходима своевременная и правильная реакция на ситуацию в многообразии внешнего мира. Для сохранения на земле виду необходимо не только выжить, но и оставить после себя потомство. Исследуем следующее свойство. Многие виды обладают боковым зрением. Если нам не удаётся в этом случае определить цвет, форму, мы,хотя бы, в состоянии заметить движущийся автомобиль, что будет предупреждением об опасности. Природа заложила изначально способы сохранения живого существа. Реакция на это действие предполагается неоднозначная. Но при более развитой бдительности биологическая особь может избежать смерти. Но это уже другой вопрос. Какое же отношение имеет вся эта физиология к воздействию информационных технологий на психику человека? Оказывается, прямое.

Воздействие внешнего мира, воспринятое мозгом, не всегда отражается по замыслу производителя. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Рассмотрим поступающую в мозг информацию как последовательность неких сообщений извне. Такие вопросы изучает наука семиотика и направляет нас в соответствующее русло рассуждений. Любое сообщение формируют знаки, которые несут в себе определённый смысл - явный и подразумеваемый.

С сообщениями, поступающими из окружающей, естественной, неодушевлённой природы поступают особые сигналы в мозг человека в качестве особых импульсов. К примеру, входишь в лес, видишь бурелом или болото – тебя предупредила природа об опасности, о которой ты знаешь из опыта целых поколений и тебе решать, что предпринять. Мы как бы сталкиваемся с подтекстом опасности. Густой лес. Опасно! Могут встретиться дикие звери, непредвиденные ситуации. Входя в него, ты рискуешь. Нужно обладать многими знаниями, умением ориентироваться в лесу, обладать выдержкой, волей, определёнными навыками. В настоящее время следует запастись компасом, сотовым телефоном, специальными кремами от насекомых, резиновыми сапогами весной, летом и осенью, картой местности, а в зимнее время – тёплой одеждой, средствами защиты от нападения диких животных и едой. Так же обстоит дело в любой другой незнакомой местности – в горах, на реках, в пустыне, в степи. Природа всегда поможет найти зацепку и сориентирует на выход из создавшейся ситуации. Нужно быть наблюдательным, внимательным и осторожным в выборе действия.

Обратимся к другому случаю, когда у сообщения есть автор, посылающий сообщение с заведомо определённой целью, с кодом смысла. Происходит усложнение процесса восприятия. Значение каждого конкретного слова определяется сутью рядом стоящих слов. Высказывание воспринимается в целом, как единый информационный пакет. Важность высказывания может быть одинаково ценной для передающего и воспринимающего его или же предполагается определённая реакция со стороны воспринимающего это высказывание. Притом, показателями, заключённого во фразе или высказывании смысла, могут выступать интонация, мимика, жесты, поведенческая реакция и другие знаки, помогающие человеку выявить точный смысл сказанного. Человек, которому направлено сообщение, распознаёт суть высказывания и его значимость. Иногда происходит некоторый сбой в ситуации, когда цели не достигается в результате передачи высказывания. Это происходит по ряду причин. Воспринимающий высказывание – представитель иной культуры, сферы деятельности, уровня воспитанности и т.д. В итоге, часть вложенных в сообщение смыслов рассеивается из-за недопонимания или же умышленно игнорируется воспринимающим. Кроме того, существует опасность «зашумления» сообщения, когда получатель пытается прочесть его глубже, чем кодировал сам автор.

Вернёмся к продуманному и запланированному информационному сообщению, которое специально направляется в широкие круги населения, в массы. Если проанализировать воздействие информации на людей, то можно отметить различную реакцию на услышанное. Информация может быть разовой и системной, формальной или фактической, полной, яркой и эффектной или же скудной и поверхностной. Если вести речь о воздействии широковещательных сообщений (пропаганды, рекламы, кампаний СМИ) на психику аудитории, то ситуация усложнится. Авторы целенаправленно вносят в свои сообщения « предпочтительный » смысл с запрограммированной ответной реакцией всей массы адресатов. Кодирование предпочтительного смысла может осуществляться и на уровне непосредственного воздействия на подсознание. В свою очередь, аудитория (в идеале) не является бездумным поглотителем любой информации, которую ей пытаются навязать. Каждый выделяет для себя лишь часть востребованной информации в силу определённых причин. Остальная информация может отбрасываться из-за отсутствия интереса.Мы живём в информационный век. Изо дня в день человек накапливает опыт пребывания в стандартных условиях времени. Осмысление ситуации приводит к размышлению об услышанном и увиденном. Происходит сортировка предложенной информации. Постепенно человек доводит навык отбора информации на подсознании, доводя действия до автоматизма. Невозможно переработать весь поток информационных потоков, выпускаемых в массы. Человек осваивает новое временное пространство.

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года.

Влияние информации на человека

Человек в своих решениях и действиях всегда исходит из своего мировоззрения. То, как он представляет себе окружающий мир, влияет на его поведение. Считаете, что мир жесток и люди в нём злые – будете соответствующим образом относиться к окружающим и получать такую же обратную реакцию. Считаете, что мир – исключительно прекрасное и светлое место, будете всегда ходить с улыбкой на лице, пока не встретите того, кто считает мир злым. Поэтому, конечно, надо сохранять положительный настрой, но обстановку оценивать максимально объективно с учётом как положительных сторон, так и отрицательных. Чем более объективны и целостны будут ваши представления об окружающем мире, тем яснее вы будете представлять последствия ваших действий, а соответственно, и прогнозировать ситуацию сможете с большей степенью достоверности.

При этом очень многие поступки в нашей жизни мы совершаем не в результате осознанных волевых действий, а, что называется, на автомате. В таких случаях нами управляет наше подсознание, которое опирается на уже сформированные стереотипы и модели поведения, и можно сказать, что в эти моменты мы действуем неосознанно, не задумываясь, а просто отрабатывая привычные поведенческие программы. Но прежде, чем мы начнём разбираться, откуда берутся эти поведенческие программы, давайте дадим определение тому, что значит «жить осознанно».

Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям»

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного. Например, если одна из целей человека – сохранять и укреплять своё физическое и психическое здоровье, то он никогда не станет употреблять алкоголь, табак и другие наркотики. То есть, чтобы жить осознанно – нужно ответить самому себе на вопрос: «Зачем ты живёшь?», а потом всегда об этом помнить.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Но вернёмся к мировоззрению, которое и определяет поведение каждого человека.

Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных образов, которые отражают наши представления об окружающем мире. Если мировоззрение адекватно действительности, то есть картинка, сформированная в нашей голове, похожа на реальный мир – то и человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос – то и поведение будет в стиле «семь пятниц на неделе».

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы, которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека:

  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место. Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства:

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией – это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием , и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск !, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра , человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением:

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.

Читайте также: