Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним? Библия о священных изображениях и предметах Смотреть что такое "Святость, святое" в других словарях

"Святое место" является библейским понятим.

1. Иерусалим был и является святым городом:

Мф 4:5 Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма (ср Неем 11: 1, 18; 48: 2)
Матфей 27:53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

2. Храм в Иерусалиме (разрушенный римлянами в 70 от РХ) был особенным святым местом:

Псалом 5:7 «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем»
Исаия 56:7 «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ср. Мф 21:13; Мк 11:17; Лк 19:46).

3. Внутреннее Святилище храма называлось Святая Святых (Лев. 16) и был самым святым местом в мире для Ветхозаветного народа Божьего. Ковчег завета, находящийся в Святом Святых, был местом, где Бог присутствовал особым образом, между двумя резными херувимами:

Исход 25:21-22 "И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым".

Ковчег Завета был настолько святым предметом, что никто не мог дотрагиваться до него, и поэтому его переносили, используя шесты, которые вставлялись через кольца, находящихся по обеим его сторонам (Исх 25:13-15). Однажды, когда ковчег падал во время движения волов, некто Озия просто протянул руку, чтобы поддержать его и сразу же был поражен смертью:

2 Царств 6:7 «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия».

Жители Вефсамиса также были поражены смертью из-за того, что заглянули внутрь ковчега:

1 Царств 6:19 «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (Ср. Исх. 33:20).

Это случилось не оттого, что Бог был жесток. Он должен был донести до упорных, грешных людей понимание, что некоторые вещи, связанные с Его присутствием, освящены и к ним нужно подходить серьезно и с величайшим почтением, что даже не сметь прикасаться к ним. После того, как несколько израильтян были убиты, коснувшись святыни, люди очень быстро научились, что она означает. Бог - трансцендентен и свят. Нельзя подойти к нему близко без очищения, без трепета, как Библия показывает во многих местах.

4. Гора Синай была святым местом из-за Божьего присутствия на ней в горящем кусте

Исход 3:5 « И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » .

Перед тем как евреи должны были получить Десять Заповедей, Бог поручил людям даже не подходить к горе, или её "границам", под страхом смерти (19:12-13). Даже животные были включены в это ограничение.

Особое присутствие и близость Бога - которое нужно рассматривать в отрыве от Его вездесущности - сообщает святость:

Второзаконие 7:6 «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Ср 26:19; Иер 2:3).

Ангелы называются "святыми" в Писании именно из-за своей близости к Богу:

Псалом 88:6-7 « Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его » .

Это краткое изложение того, что Библия учит о святых местах. Конечно, на это многие скажут, что большинство из перечисленных выше отрывков находится в Ветхом Завете. Однако, и Новый Завет продолжает ссылаться в Иерусалим как "святой город" (Мф 4:5; 27:53), и Иисус говорит о Святом Святых как "святом месте" (Мф 24:15; Евр 9: 2, 12, 25). И апостол Петр называет гору Преображения "священной горой" (2 Пет 1:17-18; Мф 17: 1-6).

Протестанты часто используют термины «Святая Библия» и «Святая земля». Этим они молчаливо признают понятие святыни: несмотря на то, что часто возражают против него. Протестанты часто приходят в шок от осознания того, что сами они в глубине души признают существование святых мест и вещей: если им задать вопрос, смогут ли они разрушить бульдозером то место, где был распят Христос, чтобы поставить на нем ресторан быстрого питания, большинство из них возмутятся самой этой идеей и сочтут этот вопрос смешным или оскорбительным. Почему? Ну, потому что они верят в святые места, в конце концов.



В Библии, как в Новом, так и в Ветхом заветах встречается слово «святой». У некоторых возникают проблемы с пониманием этого слова. Также часто задают вопросы: Кто такие святые? Кого можно относить к разряду святых, а кого - нет? Можно ли молиться святым? Могут ли святые быть покровителями? И так далее…

Предлагаем вам обратиться сначала к Ветхому Завету, а затем к Новому Завету для того, чтобы выяснить, кто такие святые, и найти ответы на связанные с ними вопросы:

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ

1. Святой святому рознь.
Сравните два отрывка из Ветхого Завета: один - из книги Иова, и другой - из Первой Книги Царств. Прочтите их и определите, о ком идёт речь в каждом тексте:
Иов 15:14-16 « святым Своим ». — О ком идёт речь в этом отрывке? О человеке, рождённом женщиной, и о святых.
1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих ». — О ком идёт речь в этом стихе? О святых и о беззаконных (нечестивых).
В обоих отрывках упоминаются святые, но о ком конкретно идёт речь? Кто подразумевается под словом «святые»?

Слово «святой», которое встречается в Ветхом Завете, - «qadosh» . Буквальное значение: посвящённый Богу, священный, освящённый . Это слово в Ветхом Завете употребляется по отношению к самому Богу, Божьим людям и Божьим ангелам, то есть ко всему, что имеет отношение к Господу Богу (другое слово, которое переводится как святой, - chaciyd - pious (a saint).

А. Господь Бог
Исаия 1:4 «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад ». Исаия 6:3 «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » Притчи 9:10 «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум ».

Б. Святыни (святые предметы):
Более того, согласно повелениям Господа, святым (святыней) считалось всё, что было отделено на служение Господу - от вещей и скота, до людей: Исход 30:1-10 (в данном случае святым является жертвенник воскурения), Исход 30:34-38 (в данном случае святым является благовонное курение пред Господом). Также святыми считались установленные Господом праздники (Второзаконие 5:12 ).

В. Народ Божий, мужей веры:
Исход 22:31а «И будете у Меня людьми святыми »; Левит 20:26 «Будьте предо Мною святы , ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов , чтобы вы были Мои ». Второзаконие 14:2 «Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов , которые на земле ». Псалом 105:16 «И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню ».

Теперь вернёмся к нашим отрывкам и попробуем определить, кто в них подразумевается под словом «святой» или «святые»:
В Иове 15:14-16 под святыми подразумеваются ангелы, которые противопоставляются человеку, «рождённому женщиной»: Иов 15:14-16 «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду ». О том же самом речь идёт в Иове 4:18 «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ».
В Первой Книге Царств 2:9 под святыми подразумеваются люди, посвятившие себя и свою жизнь и служение Богу. Они в данном стихе противопоставляются беззаконным и нечестивым людям: 1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек ».

2. Святой - не значит безгрешный.
Слово «святой» не означает «совершенный» или «безгрешный», оно переводится как «отделённый для особого служения или предназначения». В Библейском контексте слово «святой» означает «отделённый для Бога, Божьей цели».

  • Господь называет Израиль святым народом не потому, что они без греха, а потому что этот народ Бог отделил для особого служения - для служения Господу Богу: Исход 19:5-6 «...итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов , ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым ».
  • Господь называет Аарона святым , потому что он был посвящён Богу, на служение Ему: 1Паралипоменон 23:13 «Сыновья Амрама: Аарон и Моисей. Аарон отделен был на посвящение ко Святому Святых, он и сыновья его, на веки, чтобы совершать курение пред лицем Господа, чтобы служить Ему и благословлять именем Его на веки ».


II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ

Слово «святой», которое встречается в Новом Завете, - «hagios» в переводе с греческого означает «посвящённый Богу», «отделённый для особой цели (служения)».
Давайте посмотрим, что говорится о святых в Новом Завете:

1. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в совершенствовании:
Ефесянам 4:11-12 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова ».

2. Согласно Слову Божьему, среди святых есть бедные:
Римлянам 15:25-26 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым , ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме ».

3. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в молитве за них:
Ефесянам 6:18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых ».
Здесь сказано, что мы должны молиться «о всех святых». Это означает, что мы должны молиться о них, то есть за их нужды, за их благословение, охрану жизни, выздоровление и так далее… Отсюда видно, что и святые нуждаются в молитвах. И немудрено, потому что святые - это такие же люди, как все. Они - не боги, а люди, посвятившие себя и свою жизнь истинному Богу и Спасителю - Господу Иисусу Христу.

4. Согласно Слову Божьему, святые составляют собою церковь:
1 Коринфянам 14:33 «…потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых ».

5. Согласно Слову Божьему, святые будут судить мир и ангелов:
1 Коринфянам 6:1-3 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? Разве не знаете, что святые будут судить мир ? Если же вами будет судим мир , то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов , не тем ли более дела житейские? »
Обратите внимание, что апостол Павел в этом отрывке называет верующих в Господа Иисуса Христа - святыми.

6. Господь Бог называет нас святым народом:
1 Петра 2:9-10 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой , люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий ; некогда непомилованные, а ныне помилованы ».
Обратите внимание на то, что апостол Пётр здесь не только объясняет, кто такие святые, но и поясняет, для какой цели они «отделены»: «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»

7. Господь призывает нас к святости и праведности:
1 Петра 1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого , и сами будьте святы во всех поступках . Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ». Ефесянам 5:3 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ».
Это перекликается с учением Ветхого Завета: Господь повелевает своему народу быть святым (то есть посвященным Господу) в Левит 11:44-45 , Левит 19:2 , Левит 21:8 «Будьте святы, ибо Я свят ».

8. Почти всегда слово «святой» используется во множественном числе:
Деяния 9:10-14 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое ». Деяния 9:32 «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым , живущим в Лидде ». Деяния 26:9-11 «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах ».

Единственное место в Новом Завете, в котором слово «святой» используется в единственном числе, это Филиппийцам 4:21 «Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе ». В 1 из 67 случаев это слово используется в единственном числе. И хотя это слово в данном стихе используется в ед. ч., тем не менее контекст этого слова подразумевает святых во множественном числе.

Идея заключается в том, что слово «святые» описывает группу людей, отделённых из мира для Господа и Его Царства.
Христиане являются такими людьми, посвятившими себя Господу Богу (Иисусу Христу) и служению Ему. Именно поэтому христиане названы святыми.

9. Слово Божье запрещает поклоняться кому-то кроме Господа Бога.
Исход 20:2-6 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

Святые - это люди, избранные Господом Богом для особого служения: Иоанн Креститель является святым, потому что Господь избрал его для особого служения - быть предтечей перед первым приходом Христа на землю. Дева Мария является святой, потому что была избрана Господом для особой миссии - быть матерью Иисуса Христа - Бога во плоти. Апостолы - ученики Христа - являются святыми, потому что избраны Господом для особого служения - распространять в мире Благую Весть об Иисусе Христе. Поклоняться им ни в коем случае нельзя!
В Деяниях Святых Апостолов есть интересная история о том, как люди хотели поклоняться апостолам Павлу и Варнаве:Деяния 14:8-18 «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: "Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки , и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши". И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой ».

10. Вы можете присоединиться к числу святых людей Божьих.
Как было сказано выше, святыми являются люди - отделённые от мира для служения Господу Богу. Христиане являются святыми людьми, которые отделены от грешного и развращённого мира верой в Иисуса Христа. Вы можете присоединиться к ним и стать частью народа Божия. Для этого вам необходимо отвернуться от своих грехов и принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

СВЯ́ТОСТЬ , религиозная категория, происходящая из сферы культа и приобретшая значение идеального морального совершенства. В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ , кодеш , в мишнаитском иврите קְדֻשָּׁה , кдушша , а то, что считается святым, - קָדוֹשׁ , кадош .

Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем קדש (кдш ) как «быть отделенным», «обособленным». Традиционная интерпретация совпадает с данными современной феноменологии религии, которая описывает святое как «совершенно иное», внушающее одновременно благоговение и трепет (нуминозное).

В Библии святость выражает самую природу Бога; Бог , источник святости, именуется Святой (Кадош ). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости, хотя последняя и не исчерпывается им. В отличие от политеистических религий Ближнего Востока, религия Древнего Израиля не ограничивает святость сферой культа. Святость, исходящая от Бога, относится к природе, истории, человеческому опыту и поведению, а также к избранному народу и завету Бога с ним. Библейская религия предвидит в конце дней универсальное распространение царства святости, которое должно охватить весь мир и все человечество.

Святость Бога выражается в Библии определениями, указывающими на моральное совершенство и в то же время грозное величие (Пс. 89 [в русской традиции 88]:7,8; 99 :3; 111 :9). Место, где Бог является человеку, именуется «страшным» (Быт. 28:17). Страшны и дела Божьи (Исх. 15:14; 34:10; Пс. 66 [в русской традиции 65]:3, 5). Этот грозный аспект Божественной святости отражен в предупреждении держаться в отдалении от внешних проявлений Божественного присутствия (Исх. 3:5; 19:12, 13, 23; Чис. 18:3; ИбН. 5:15). Человек не может увидеть лицо Божье и остаться в живых (Исх. 33:20); само приближение к скинии грозит смертью (Чис. 4:20; 18:13). Бог «величествен святостью» (Исх. 15:11); Его святость ни с чем не сравнима (I Сам. 2:2); путь Его свят (Пс. 77 :14).

Святость в особенности присуща имени Бога, выражающему Его сущность (Лев. 20:3; 22:2, 32; Пс. 103:1; 105:3; 145 :21; I Хр. 16:10). Пророки многократно провозглашают святость Бога. Исайя именует Его Кдош-Исраэль (Святой Израилев; Ис. 1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 30:12,15; 31:1; 37:23). Еще чаще это именование встречается у Второисайи (Ис. 41:14; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:15; 49:7; 54:5; 60:14). Оно появляется у Иеремии (Иер. 50:29) и в Псалмах (Пс. 71 :22). В видении Исайи серафимы, окружающие престол Господа, провозглашают: «свят, свят, свят Господь Сил» (Ис. 6:3). Пророк охвачен чувством греховности - собственной и народа, среди которого он живет (Ис. 6:5). Здесь подчеркивается моральный аспект святости Бога.

Трактовка святости Бога как выражения Его морального совершенства характерна не только для пророков; она присутствует и в так называемом Священническом (или Жреческом) кодексе (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии ; Ю. Вельхаузен). Чисто ритуальные аспекты святости соединены там с моральными предписаниями (Лев. 19). Пророки углубили и расширили моральные аспекты Божественной святости. Амос (Ам. 2:7) приравнивает угнетение бедных и половую распущенность к осквернению святого имени Бога. Х ошеа видит в милосердии атрибут Божественной святости (Х ош. 11:8–9); он считает чистоту сердца и отказ от злых дел предпосылками обращения к святому Богу.

Исайя говорит, что Бог явит святость Свою в правде (Ис. 5:16). Второисайя видит в святости Бога силу, несущую избавление народу Израиля (Ис. 41:14; 43:3, 14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:15). Святость Бога находит выражение в суде и каре (Ис. 1:4–9; 5:13, 16; 30:8–14; Иех. 28:22; 36:20–32), равно как в милости и избавлении (Ис. 10:20–23; 12:6; 17:7–9; 29:19–21). Иехезкель говорит, что Бог являет святость свою перед лицом народов (Иех. 28:25; 36:23; 38:23), демонстрируя Свою власть над миром.

Всякий человек и всякий предмет, вступающие в какое-либо непосредственное отношение с Богом, наделяются святостью. Человек, предмет или местность вводятся в царство святости действием или повелением Самого Бога. Народ освящается и слышит повеление быть святым, вступая в завет с Богом (Исх. 19:6; Лев. 11:44–45; 19:2; 20:7; Втор. 7:6; 26:19). Ковчег завета был свят, так как считался престолом невидимого Бога. Святыми считались сама скиния и все сосуды, употреблявшиеся в ней. Пророк, призванный к службе Богу, считался святым человеком (II Ц. 4:9). Святость определенных мест и периодов времени устанавливалась Богом (Быт. 2:3). Однако народ Израиля должен был освящать субботу , освященную Богом (Исх. 20:8; Втор. 5:12; Иер. 17:22; Нех. 13:22). Праздники, скиния, жертвенник, Аарон и его сыновья (Исх. 29:43) - все освящены Богом, но должны также пройти ритуал освящения, совершаемый людьми.

Война, которая ведется под покровительством Бога, также рассматривается как служба Богу; воин вступает в сферу святости и должен подчиняться особым запретам, налагаемым на тех, кто причастен к этой сфере (I Сам. 21:5–7; II Сам. 11:11). Однако специфическая область святости - по преимуществу сфера культа: в Библии упоминаются священные одежды (Исх. 28:2, 4; 29:21; 31:10), святые подношения (Исх. 28:36; Лев. 19:8), диадема святыни (Исх. 29:6; 39:30), святое мясо (Исх. 29:31–37), святой елей для помазания (Исх. 30:31–37), святая скиния и все принадлежности ее (Исх. 40:9), святые плоды (Лев. 19:24) и святая пища (Лев. 22:14).

Полярность, присущая понятию святости (см. выше), находит выражение в ритуалах и объектах, связанных с ней. Так, священник, совершавший обряд очищения (например, с помощью пепла рыжей телицы; см. Пара адумма), считался нечистым до вечера (Чис. 19:8–10; Лев. 16:26–28). Нарушение законов о святости грозило смертью: так, сыновья Аарона, Надав и Авих у, внесшие в скинию «чуждый огонь», были сожжены огнем, который «вышел от Господа» (Лев. 10:1–11; ср. Чис. 16–17; II Сам. 6:6; ср. Исх. 19:10–25). Святость может передаваться при физическом контакте с жертвенником (Исх. 29:37; 30:29; Лев. 6:11, 20) и другими священными предметами.

С Божественной святостью ассоциируется понятие Божья слава (кавод ), означающее проявление вовне присутствия Бога, в то время как святость (кодеш ) выражает Его трансцендентную сущность (Исх. 14:17–18; Лев. 10:3; Чис. 20:13; Иех. 20:41). Исайя связывает оба понятия (Ис. 6:3). Надежда на то, что слава Господня наполнит всю землю, приобретает мессианский оттенок (Чис. 14:21; ср. Зах. 14:20,21).

В Талмуде, Мидраше и позднейшей раввинистической литературе святость неоднократно определяется как `отдельность`, `обособленность` (на иврите пришут , Сифра к Лев. 19:2; см. выше). Этому слову в разных контекстах придаются такие значения:

  • строгое воздержание от всяких действий, хотя бы отдаленно связанных с идолопоклонством ;
  • отделение от всего нечистого и оскверняющего;
  • воздержание от употребления мяса и вина (ББ. 60б; Тосеф. Сот. 15:11);
  • умеренность в половых сношениях или даже полное воздержание от них (Сот. 3:4; Шаб. 87а; Быт. Р. 35:1). Это последнее значение, по-видимому, заключено и во фразе: «отдельность ведет к чистоте, чистота ведет к святости» (Мид. Таннаим к Втор. 23:15; Ав. Зар. 20б; ТИ. Шк. 3:4; 47в). Законоучители Талмуда считали, что тело человека должно быть свято, так как грех оскверняет не только душу, но и тело.

Святость рассматривается как самая сущность Бога; в раввинистической литературе и устной речи на иврите и других еврейских языках Бог чаще всего именуется «Святой, да будет Он благословен» (Х а-Кадош барух Х у ). Божья святость несоизмерима с человеческой и недостижима для человека (Быт. Р. 90:2). Хотя Божья святость абсолютна, еврейский народ освящает Бога (Исх. Р. 15:24), так же как Бог освящает народ (там же). В отличие от святости Бога, святость еврейского народа не составляет его сущности, но зависит от исполнения им мицвот . Центральное место среди мицвот , соблюдение которых освящает еврейский народ, занимает соблюдение субботы. Материальные предметы (Сефер-Тора , тфиллин , мезуза и другие) обладают святостью только тогда, когда они изготовлены лицом, имеющим законное право исполнять соответственные предписание, и с той целью, которой они изначально были предназначены (Гит. 45б). Мишна (Кел. 1:6–9) перечисляет десять восходящих степеней святости, начиная с Земли Израиля и кончая святилищем (Святая святых) Храма .

В раввинистической литературе эпитет «святой» по отношению к человеку применяется с осторожностью. Согласно мидрашу , ангелы хотели при сотворении Адама воспеть ему хвалу как святому созданию, но когда Бог наслал на него сон, они поняли, что Адам смертен, и отказались от своего намерения (Быт. Р. 8:10). Согласно мидрашу, патриархов не называли святыми до их кончины (Ялк. Иов 907). Однако Талмуд называет святым того, кто следует словам законоучителей (Иев. 20а). Во власти человека освятить себя, и если он делает это, хотя бы и в малой мере, он в гораздо большей мере освящается свыше (Иома 39а). Человек может освятить себя, добровольно воздерживаясь даже от того, что не запрещено ему законом, но является морально предосудительным (Иев. 20а). Святость человеческих дел предполагает Божью помощь (Лев. Р. 24:4). Человек, готовый пожертвовать своей жизнью, но не отказаться от своей религии и не нарушить Божьи законы, совершает акт освящения Имени (см. Киддуш х а-Шем). Этот акт воплощает высший идеал раввинистического иудаизма (Бр. 61б).

В средневековой еврейской философии термин «святость» встречается редко и указывает на различие между духом и плотью, вечным и временным, абсолютным и изменяющимся. Бог свят, ибо Он отличен от всего и возвышается над всем. Еврейский народ свят, ибо он отделился от мира с его заботами и обратился к почитанию Бога. Суббота свята, ибо она посвящена духовным, а не земным делам. Имеется тесная связь между понятиями «святость» и «уникальность» в сфере теологии и понятиями «святость» и «отдельность» в сфере этики, хотя первоначальное значение термина «святость» относится к области ритуала. Маймонид ассоциирует идею святости с идеей особенности и уникальности, давая ей крайне интеллектуалистическое толкование.

Бог свят, так как он абсолютно отличен от творения, не подобен ему ни в одном из Своих атрибутов и не зависит от его бытия (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 1:3). Место, имя или предмет святы лишь постольку, поскольку они обособляются во имя служения Богу. Освящение с помощью предписаний религии также предполагает уникальность и отдельность. Согласно Маймониду, имеется три способа освящения с помощью мицвот :

  1. освящение добродетелью, то есть воздержанием от плотских желаний и удовлетворением их лишь в пределах необходимого, чтобы целиком посвятить себя Богу;
  2. исполнение тех предписаний, которые уводят человека от забот о грешном мире и подготавливают его к постижению истины;
  3. достижение святости путем соблюдения законов о ритуальной чистоте (в учении Маймонида последние два не играют важной роли). Человек, достигший высшей степени святости - как патриархи и Моисей, - свободен от власти плоти и в этом подобен Богу (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 3:33).

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 709–713.
Издано: 1994.

Читайте также: